Список литературы / References
1. Червякова В.А. Психологические характеристики военнослужащих с нарушениями адаптации // Вестник науки и образования / Bulletin of Science and Education, 2016. № 1 (13). С. 78-83.
2. Осипова А.А., Зеленов А.А. Концепт «Смысловые барьеры в обучении студентов» в современном научно-педагогическом дискурсе / А.А. Осипова, А.А. Зеленов // Российский психологический журнал, 2015. № 4. С. 78-86.
3. Колиева Р.Р. Анализ копинг-стратегий подростков, склонных к девиантному поведению // Вестник науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 129-133.
4. Препятствие: Глоссарий. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/15/prepyatstvie/ (дата обращения: 25.11.2017).
5. Креч Д., Кратчфилд Р. Фрустрация, конфликт, защита / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии, 1991. № 6. С. 69-83.
6. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / Х. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 392.
7. Бек Д. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. / Д. Бек. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 400 с.
8. Симонов П.В. О филогенетических предпосылках воли / П.В. Симонов // Вопросы психологии,1971. № 4. С. 6 -12
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. 349 с.
10. Богословский В.В. Общая психология: Учебное пособие / В.В. Богословский. М., 1973. 245 с.
11. Выготский Л.С. Из записных книжек / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Серия: Психология, 1977. № 2. С. 3-15.
12. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975. 456 с.
13. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие / Н.А. Подымов. Курск.: Издательство КГПУ, 1996. 131 с.
14. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 3-18.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бизюк А.П.1, Кац Е.Э.2, Колосова Т.А.3, Сорокин В.М.4 Em ail: [email protected]
'Бизюк Александр Павлович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии; 2Кац Екатерина Эдуардовна - старший преподаватель, кафедра общей и специальной педагогики, Частное образовательное учреждение высшего образования Институт специальной педагогики и психологии;
3Колосова Татьяна Александровна - кандидат психологических наук, доцент;
4Сорокин Виктор Михайлович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье представлены материалы исследования проблемы дизорфографии у младших школьников. Данный контингент был обследован по обширной группе нейропсихологических методик, показатели которых оценивают состояние ключевых зон мозга, прямо и косвенно связанных с исполнением речевых функций. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления иерархии морфо-функциональных систем в обусловливании формирования орфографических навыков. Результаты исследования позволили предположить существование четырех факторов, определяющих успешность овладения орфографией. К ним относятся: фактор программирования деятельности, фактор образного мышления, вербальный фактор, а также фактор операциональной стороны мышления. Параллельно была обнаружена зависимость числа орфографических ошибок от половой принадлежности испытуемых.
Ключевые слова: дизорфография, орфографические навыки, нейропсихология, мышление, программирование деятельности.
NEUROPSYCHOLOGICAL CORRELATES OF DYSORTHOGRAPHY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN Biziuk A.P.1, Kats E.E.2, Kolosova T.A.3, Sorokin V.M.4
'Biziuk Alexandr Pavlovich - PhD in Psychology, Associate Professor, PSYCHOLOGY DEPARTMENT;
2Kats Ekaterina Eduardovna — Lecturer, GENERAL AND SPECIAL PEDAGOGY DEPARTMENT, PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY;
3Kolosova Tatiana Alexandrovna - PhD in Psychology, Associate Professor; 4Sorokin Viktor Michailovich - PhD in Psychology, Associate Professor, SPECIAL PSYCHOLOGY DEPARTMENT, SAINT PETERSBURG UNIVERSITY, Saint Petersburg
Abstract: the article presents the research materials of the problem of dysorthography in younger schoolchildren. This contingent was examined by a large group of neuropsychological methods, the indicators of which assess the state of the key brain areas directly and indirectly related to the performance of speech functions. The obtained data were subjected to correlation analysis in order to reveal the hierarchy of morpho-functional systems in determining the formation of spelling skills. The results of the study made it possible to assume the existence offour factors determining the success of mastering orthography. These include: the factor of programming activity, the factor of figurative thinking, the verbal factor, and also the factor of the operational side of thinking. In parallel, the dependence of the number of spelling errors on the sex of the subjects was found. Keywords: dysorthography, orthographic skills, neuropsychology, thinking, programming activity.
УДК 159.95
Одной из проблем современной школы является тенденция роста численности детей, не способных овладеть навыками письменной речи, которые складываются как сложная, надстраивающаяся система над общеречевой деятельностью, формируемой в процессе спонтанного и целенаправленного обучения. Внутри нее выделяется особая форма расстройства письменной речи - дизорфография, характеризуемая недостаточным уровнем овладения нормами орфографии, которые выступает одним из основных компонентов культурной составляющей развития ребенка - грамотности, языковой компетентности - более широкого контекста формирования его личности [1, 3, 5, 6].
Как показано многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями [4, 7, 8, 10, 11, 12 и др.], речь как высшая психическая деятельность имеет чрезвычайно сложную мозговую организацию, вовлекающую не только морфо-функциональные системы и левого, и правого полушария, но и механизмы взаимодействия между ними, поддержание общего тонуса коры головного мозга. Это значит, что эндогенные причины дизорфографии допускают ее полиморфный характер, который может быть обусловлен расстройствами как речевых, так и неречевых психических функций, включая и мыслительные операции, требующиеся в процессе обучения правилам правописания.
Одним из путей обоснования коррекционных и обучающих программ для детей, слабо овладевающих навыками грамотности, является анализ подобных расстройств с позиции оценки функциональной слабости тех мозговых систем, которые прямо или косвенно вовлекаются в указанные процессы. Проблема дизорфографии в этом отношении, несмотря на ранее предпринимавшиеся попытки ее разрешения, продолжает оставаться слаборазработанной именно с позиции доказательности провозглашаемой этиологии.
Цель данной статьи - выявить связи между степенью сформированности орфографического навыка и предуготовленностью мозговых систем путем оценки их состояния с помощью комплекса нейропсихологических проб.
Подбор исследовательского инструментария определялся способностью конкретной методики оценивать состояние не только соответствующей психической функции, но и той морфофункциональной системы, которые несет ответственность за реализацию какого-то компонента письменной речи.
Исследование развития произвольных движений предполагало рассмотрение нескольких факторов - кинестетического, кинетического, пространственного и произвольной регуляции, обеспечивающих корковую организацию движений. В связи с данной задачей использовались:
- проба на реципрокную координацию движений;
- проба на динамический праксис;
- графическая проба «Заборчик»;
- выполнение ритмов по речевой инструкции;
- проба реакции выбора;
- пробы на праксис позы пальцев;
- пробы Хэда.
Исследование акустического гнозиса проводилось с целью оценки сохранности височной коры при помощи:
- предъявления вербального стимульного материала с помощью шепотной речи
- воспроизведения ритмов по слуховому образцу,
- пробы на оценку предметных звуков.
Оценка развития психических функций, преимущественно требующих участия левого полушария:
- методика «Исключение лишнего» (вербальный вариант),
- кубика Коса,
- решение арифметических задач (субтест из батареи Векслера),
- перечисление предметов одного класса,
- 10 слов по Лурия.
Оценка развития психических функций, преимущественно требующих участия правого полушария:
- методика «Исключение лишнего» (образный вариант),
- понимание переносного смысла;
- выстраивание последовательности сюжетных картин;
- зрительная память (проба на узнавание невербализуемых фигур);
- проба на левостороннее игнорирование.
Специфика исполнения указанных проб, помимо косвенной характеристики интеллектуального уровня, дает материал и для описания работы мотивационных аспектов деятельности, обусловленных лобными участками коры.
Статистический метод - направлен на объективацию и формализацию получаемых данных. Он также предусматривает количественное оценивание как достаточно очевидных и подтвержденных в более ранних исследованиях, так и латентных связей и отношений, существующих между измеряемыми показателями. В рамках данного метода предусматривается проведение корреляционного анализа.
Исследование нарушений письма у младших школьников проводилось при помощи специально подобранных текстов для записи под диктовку и списывания, рекомендованных для использования Министерством образования и науки РФ [2]. Текст диктанта для учащихся 3-х классов содержал 68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков и 47 кластеров согласных в словах; текст для списывания включал 66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков и 47 кластеров согласных в словах. Анализ письменных работ учащихся включает в себя подсчет количества орфографических ошибок и их качественную характеристику по типу орфограммы и соответствующему принципу письма.
Объектом исследования служили 83 ученика третьих классов общеобразовательных школ г. Санкт-Петербург.
Для повышения надежности результатов все орфографические ошибки были объединены в одну группу, что позволило с большей отчетливостью обозначить общий мозговой радикал, скрывающийся за регистрируемыми дефектами обработки орфограмм.
Изложение основного материала статьи
В результате проведенного корреляционного анализа и построения корреляционных графов, были выявлены следующие статистически значимые закономерности.
Самая сильная корреляционная связь количества допущенных орфографических ошибок была зарегистрирована с результатами выполнения арифметической пробы (г = -0,42; р < 0,01), в которой предлагалась серия возрастающих по трудности арифметических задач. Осуществление мыслительных операций такого рода требует комбинации понимания квазипространственных отношений, представленных в тексте самой задачи, умения корректно реализовывать вычислительные процедуры и критического отношения к получаемым
результатам (сверки результата вычисления с исходными данными). Первые два фактора отчетливо указывают на «заинтересованность» задне-нижнетеменных зон коры левого полушария, которые довольно поздно формируются в онтогенезе и задержка в развитии которых может отражаться на понимании пространственной структуры изображаемого через написание слова. Второй фактор - критичность - преимущественно апеллирует к работе лобных конвекситальных отделов, которые обеспечивают не только сверку данных, но также и процессы произвольного внимания к исполняемой деятельности.
Примечательно, что показатель арифметической пробы сам коррелирует с показателями исполнения методики «Кубики Коса», для исполнения которой необходимо пространственное мышление, эффективный пространственный гнозис и эффективный конструктивный праксис, также обусловленные работой теменно-затылочной коры. Поэтому не удивительно, что показатель конструктивной деятельности не только опосредованно, но и напрямую связывается с количеством орфографических ошибок (г = -0,31; р < 0,01). Очевидно, что эта связь слабее по сравнению с теми мозговыми механизмами, которые привлекаются для решения арифметических задач, но их смысловая близость очевидна.
Попытка отследить цепочку опосредования приводит нас и к наличию связи между результатами арифметической пробы и результатами пробы на «Перечисление предметов одного класса» (г = -0,38; р < 0,01), в которой существенное место занимают процессы анализа, синтеза и обобщения, направленные в итоге на установление родо-видовых отношений, а также и мнестические процессы, обеспечивающие извлечение необходимых категорий из долговременной памяти. Как и подавляющее большинство вербальных операций, эта деятельность сопровождается активацией левовисочной коры, осуществляемой под контролем лобных долей. Показатель «Перечисления» и сам коррелирует с количеством орфографических ошибок (г = -0,34; р < 0,01), что указывает на операциональную близость обеспечивающих решение этих задач мозговых механизмов.
Если смысловая долговременная память оказывается достаточно значимой для освоения орфографических правил и законов, то влияние кратковременной памяти в этом отношении ограничено, то есть ее связь с результатами этого процесса хотя и статистически значима, но слабее по своему уровню (г = -0,29; р < 0,05). В данном случае, по-видимому, большую роль играют динамические характеристики работы с оперативным материалом, чем его актуально извлекаемый объем.
Другой фактор, отслеживающийся по связям в корреляционном графе - это фактор программирования (премоторной коры), который проявил себя вероятной зависимостью количества орфографических ошибок от точности и скорости исполнения динамического праксиса и правой, и левой рукой ((г = -0,32; р < 0,01) и (г = -0,34; р < 0,01) соответственно), а это значит, что лобная кора обоих полушарий может быть вовлечена в процессы упорядоченного промысливания ступенчатых правил, выводящих ребенка на правильное написание слова.
Еще одну корреляцию с орфографическими ошибками обнаружило такое когнитивное качество как способность к пониманию переносного смысла, представленную показателем пробы «Метафоры» (г = -0,28; р < 0,05). Это общепринятое объяснение, лежащее на поверхности, при более внимательном подходе, оказывается несостоятельным. Нам представляется, что более точным была бы интерпретация указанной связи, исходя из другого качества метафоры, а именно, ее образной формы, благодаря которой, скрытое в метафоре сравнение становится доступным пониманию. Такой феномен делается возможным только в том случае, если словосочетание, презентирующее метафору «схватывается» полостью, образно и гештальтно, что типично для работы правого полушария с его стратегией симультанности. Косвенным подтверждением этому является и работа группы польских ученых [9], одним из результатов которой стал вывод об активации затылочной зоны мозга в правом полушарии у испытуемых подростков с дисорфографией по сравнению с контрольной группой, у которой аналогичная активация была слева.
Среди статистически значимых корреляций обнаружилась и связь орфографических ошибок с результатом теста на «Исключение четвертого лишнего» (вербальный вариант) (г = -0,31; р < 0,01) с позиции точности выбора, но не затрагивая его обоснованности (последняя, как не удивительно, корреляции ни с правильностью выбора, ни с изучаемыми ошибками не проявила). Это является косвенным свидетельством, что в 10-11 лет выбор, даже основывающийся на формально вербальном материале, все же предполагает большой удельный вес образного мышления, то есть привлечения для операции исключения образных представлений тех понятий, которые предусмотрены в стимульном материале методики. Вместе с тем, из клинической нейропсихологии известно, что исполнение тестов на
категоризацию заметно страдает при поражениях лобных долей, которые удерживают внимание на задаче и программно организуют мыслительную деятельность.
Данное обстоятельство, а также мозговые механизмы, скрывающиеся за перекодированием метафор и пословиц из буквального смысла, что типично для неразвитого мышления, в переносный, требующего взаимодействия коры двух полушарий, указывают на вовлеченность в обеспечение усвоения орфограмм не только ожидаемого левого полушария с его теменно-затылочной и височной корой, но и симметричных зон правого полушария, помимо прочего «специализирующегося» на интуиции, выступающей по отношению к грамотности как иногда упоминаемое в логопедической литературе «языковое чутье».
Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены четыре основных вектора слабости в мозговом обслуживании орфографической грамотности:
- фактор программирования деятельности;
- фактор образного мышления;
- вербальный фактор, в котором существенная роль принадлежит долговременной памяти;
- а также фактор операциональной стороны мышления.
Количество орфографических ошибок оказалось коррелирующим и с половой принадлежностью испытуемых - таковых оказалось больше у мальчиков (г = -0,23; p < 0,05), что хорошо укладывается в канву гипотезы о более высокой перинатальной травматизации их головного мозга, а также и меньшей зрелости (по сравнению с вербализованными девочками) речевых структур их мозга.
Работа поддержана РГНФ, грант N 17-06-000803а.
Список литературы / References
1. Дмитрова Е.Д., Визель Т.Г. Дизорфография и у учащихся средней и старшей школы: Диагностика и коррекция // Практическая психология и логопедия, 2005. № 1. С. 34-38.
2. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. М.: В.Секачев, 2013. 72 с.;
3. Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Сизова Э.Я., Храковская М.Г. Об изучении дизорфографии у школьников // XV съезд отоларингологов России. СПб., 1995. Т. 2. С. 525-530.
4. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.: Академия., 2002. 352 с.
5. Прищепова И.В. К вопросу изучения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия, 2015. № 1 (7). С.79-84.
6. Сумченко Г.М. Дизорфография как следствие недоразвития языковой системы ребенка // Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24 -26 ноября 1999. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С.173 - 174.
7. Armstrong C.L., Morrow L. Handbook of Medical Neuropsychology. Applications of Cognitive Neuroscience. NewYork: Springer, 2010. 564 p.
8. Demonet J.F., Thierry G., Cardebat D. Renewal of the neurophysiology of language: functional neuroimaging // Physiol Rev., 2005. Jan.; 85 (1). P.49-95.
9. Francuz P., Borkowska A. R., Soluch P., Wolak T. Analysis of brain activation in teenagers with isolated dysorthography (spelling disorder) and good spellers during a spelling assessment task / Acta Neuropsychologic^ 2013. Vol 11. № 3. P. 257-269.
10. Hecaen H., Marcie P. Disorders of written language following righthemisphere lesions: Spatial dysgraphia. // Hemisphere function in the human brain / Dimond S.J., Beaumont J.G.(Eds.). New York:Wiley., 1974. Р. 345-366.
11. Price C.J. The anatomy of language: a review of 100 fMRI studies published in 2009//Ann N Y Acad Sci., 2010. Mar. 1191. P. 62-88.
12. WeddingD. The Neuropsychology Handbook. New York: SpringerPublishing, 2008. 856 p.