Научная статья на тему '"нейронаучный" и "нарративный" повороты в объяснении биополитических порядков: как нарративы и мозг обоюдно влияют друг на друга? Пер. С англ. И. Фомин, Р. Голуб'

"нейронаучный" и "нарративный" повороты в объяснении биополитических порядков: как нарративы и мозг обоюдно влияют друг на друга? Пер. С англ. И. Фомин, Р. Голуб Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
184
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / NARRATIVE / БИОПОЛИТИКА / BIOPOLITICS / НЕЙРОНАУКА / NEUROSCIENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кеестра Михаэль

Существует взаимное влияние между сокращением информационной сложности, к которому стремится когнитивный процесс, и функцией социально-политических нарративов выступать в этом контексте в качестве когнитивного инструмента. Биологически ориентированная политическая наука должна учитывать как влияние работы мозга на социально-политические структуры и нарративы, так и обратное влияние. Мы должны одновременно совершить и нейрофизиологический, и нарративный поворот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How do Narratives and Brains Mutually Influence each other? Taking both the ‘Neuroscientific Turn’ and the ‘Narrative Turn’ in Explaining Bio- Political Orders

Biologically oriented political science must take into account both the influence of brain processes on socio-political structures (and their narratives) and vice versa. That is, we have to take both the neuroscientific and the narrative turn simultaneously and should not assume that the two are incompatible with each other, forcing researchers to choose between the two. There are mutual influences between the reduction of informational complexity that cognitive processes strive for and the function that socio-political narratives exert as a ‘cognitive tool’ in this context.

Текст научной работы на тему «"нейронаучный" и "нарративный" повороты в объяснении биополитических порядков: как нарративы и мозг обоюдно влияют друг на друга? Пер. С англ. И. Фомин, Р. Голуб»

ВЛАСТЬ УМА И ВЛАСТЬ ТЕЛА

М. Кеестра

«НЕЙРОНАУЧНЫЙ» И «НАРРАТИВНЫЙ» ПОВОРОТЫ В ОБЪЯСНЕНИИ БИОПОЛИТИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ: КАК НАРРАТИВЫ И МОЗГ ОБОЮДНО ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА?1

Введение: Нейронаучный поворот в политической науке

Суждение о том, что головной мозг и политический порядок взаимосвязаны, является почти тривиальным2. Очевидно, что приятие и осуществление политических распоряжений предполагает участие процессов головного мозга, так как именно такие процессы делают возможными действие и познание. Равным образом с тех самых пор, как Аристотель окрестил человека «политическим животным по природе» [Aristotle. Politics... 1984, 1253 a 3; ср.: Aristotle. Nicomachean ethics. 1984, 1097 b 11], предполагается, что политическая включенность этого животного, вероятно, имеет воздействие на его естественное развитие, в том числе и на развитие его психических функций. Примечательно, что при этом достаточно широкая сфера биополитики стала привлекать внимание только с 1960-х годов, пусть поначалу и только в форме поведенческой политики [Alford,

1 Доклад для семинара Амстердамской школы культурного анализа «Мозг, карты и ритмы: Знание и опыт в (био)политических порядках», 16-18 апреля 2014 г.

2 Так называемая гипотеза макиавеллиевского интеллекта была предметом дискуссий, поскольку она вводила необходимость социальной компетенции в качестве объяснения эволюции мозга приматов [Byrne, Whiten, 1988]. Однако после ее модифицикации и уточнения в некоторых отношениях присущий этой гипотезе акцент на коэволюции социальных взаимодействий с усложнением социальных групп, развитием когнитивных процессов и ростом головного мозга все еще находит поддержку в разных дисциплинах [см.: McNally, Brown, Jackson, 2012].

248

Hibbing, 2008]1. Интерес к биополитике с тех пор значительно вырос - настолько, что в ней можно наметить различые субдисциплины.

Так, согласно обзору 1998 г., в биополитике были определены уже пять «рубрик»: 1) «более биологически ориентированная политическая наука»; 2) касающиеся биологии вопросы публичной политики; 3) физиологические измерения политических позиций и политического поведения; 4) влияние физиологических факторов на политическое поведение и 5) эволюционно унаследованные людьми политические и социальные поведенческие склонности [Somit, Peterson, 1998]. Поразительно, в насколько одностороннем ключе подчеркивается здесь решающий приоритет биологии над политикой. Обратная связь никак отдельно не рас-сматирвалась и не находила отображения в области биополитики, по крайней мере до недавнего времени.

Это отсутствие исследований, посвященных изучению влияния политики на нашу биологию, возможно, связано с трудностями в его анализе. Эмпирические исследования в биополитике, если говорить в общих чертах, имеют два фокуса. И эти фокусы - генетика и мозг, два сложных, динамически развивающихся феномена [Alford, Hibbing, 2008]. Однако исследования генетики и процессов, протекающих в мозге, привели к значительному прогрессу в последние несколько десятилетий благодаря развитию таких методов исследования, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) головного мозга и транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) мозга, а также благодаря совершенствованию вычислительных средств для анализа данных и моделирования объяснительных моделей. Для биополитики особенно важно, что в рамках когнитивной нейронауки изучение социальных и политических вопросов стало привлекать в последнее время все больший интерес исследователей. В самом деле, после осознания роли мозга как активатора (enabling) и посредника в этих вопросах в социальных науках проявляется настоящий нейронаучный поворот. Подтверждением тому может служить, например, появление такой научной области, как нейрополитика [Connolly, 2002; Essays... 2012].

Развитие системной нейрополитики или биополитики в целом является сложной задачей по причине изобилия казуальных воздействий и

1 Первое исследование, в котором в 1985 г. описывалась корреляция между политическим типом, в лассуэловском смысле, и «нейрохимическим профилем», было посвящено изучению уровня серотонина у испытуемых в соотнесении с большей или меньшей степенью стремления к власти. Автор признавал, что поскольку воздействие серотонина на мозг все еще неопределенно, сложно установить, какая причинно-следственная траектория задействована [Madsen, 1985]. Такую траекторию между тем можно объяснить подробнее, как это и было сделано в исследовании, посвященном изучению связи между генетически детерминированной восприимчивостью к дофамину у некоторых людей с их либеральными политическими взглядами при посреднической роли фактора социальных отношений [Friendships. 2010; Alford, Funk, 2005; Alford, Hibbing, 2008; Ebstein, 2006].

249

взаимовоздействий между биологическими, мозговыми, когнитивными и социально-политическими факторами1. Данная статья, если взглянуть с несколько абстрактной точки зрения, посвящена преимущественно процессам возникновения сложности (complexity) в адаптивных системах, позволяющей этим системам осуществлять еще более сложные процессы. Но одновременно с таким развитием, как можно наблюдать, такие системы (или организмы) также способны к уменьшению сложности информации, которую они обрабатывают. Если такие системы и организмы способны к развитию и регулированию подобных сжатых и сложных способов представления (representations) информации, то могут обрабатывать большее количество информации более быстро, эффективно и адаптивно. Это дает организму важное преимущество для ориентирования в окружающей среде [Halford, Wilson, Phillips, 1998].

Прежде чем сфокусироваться на роли нарратива как такого рода когнитивной стратегии, позволяющей снижать информационную сложность, остановимся на вопросе о том, как происходят развитие и усложнение устойчивых структур в динамических системах. Рассмотрение этих более общих проблем подготовит нас к дискуссии о нарративах и политике как о такого рода структурах, а также поможет объяснить, как эти структуры взаимодействуют.

Системное развитие структур и представлений возрастающей сложности

В системах с адаптивной функцией наблюдается тенденция развития все более и более сложных и иерархических структур. Идет ли речь об организмах, социальных организациях или искусственных «агентах», все они отличаются повышенной гибкостью и эффективностью во взаимодействии со окружающей средой, будучи способны развивать так называемые промежуточные устойчивые формы [Simon, 1973] или порождающие укорененности (generative entrenchments) [Wimsatt, 1986]2. Другими словами, такие системы развивают структуру, в которой некоторые компоненты становятся более стабильными, чем другие, и на них могут опираться последующие изменения, вместе содействуя даже более быстрому и более адаптивному взаимодействию с окружающей средой.

Когда некоторые функциональные компоненты и отношения между ними уже имеются, взаимодействие со средой получается более быстрым

1 В результате этого существует каузальный и теоретический плюрализм в описании роли мозга в когнитивных и политических процессах [подробнее см.: Кее81ха, 2012]. Важно отметить, что когда существует такой плюрализм, каждая отдельная теория имеет лишь ограниченную «относительную значимость» для объяснения феномена [БеаНу, 1997].

2 Этот пример схож с тем, который Докинз использует, подкрепляя доводы о здоровом консерватизме и эволюционных процессах [Ба^йш, 1996].

250

и более адаптивным по сравнению с тем, как если бы система каждый раз действовала, используя случайно сложившуюся внутреннюю конфигурацию или сохраняя всю структуру в том виде, в котором она однажды ранее оказалась эффективной в ситуации ответа на определенный вызов. Объясняя это, Уимсатт использует метафору о попытке найти правильную комбинацию цифр для двух кодовых замков: сохраняющего частично-успешное решение и позволяющего совершать только отдельные попытки без сохранения информации. Очевидно, что первый замок открывается намного быстрее, чем второй. В биологических терминах те организмы, которые способны к сохранению и передаче частично-успешного решения, будут иметь больший репродуктивный успех, чем те, которые на это не способны [Wimsatt, 1986].

Примечательно, что сохранение таких стабилизированных компонентов облегчает дальнейшее развитие, так как эти компоненты более высокого уровня становятся надежными составными частями новых компонентов или ступеньками на пути к ним. Даже когда эти устойчивые компоненты фактически «сколочены» из уже имеющихся, возникает эффект снежного кома, который приводит к формированию более иерархич-ных структур [Clark, 1987]. Это можно эмпирически наблюдать в естественных системах, а также на моделях в вычислительных исследованиях. В данном контексте уместно рассмотреть появление структур возрастающей сложности (increasing complexity) как в процессах головного мозга, так и в способах представления информации, которая им обрабатывается.

Хорошо известно, что процессы работы мозга фактически реализуются при взаимодействии огромного количества нейронов, которые сообща обрабатывают входящую и внутреннюю информацию, порождая когнитивную и поведенческую реакции. Реакции со временем меняются, на что указывают исследования развития человека и животных, которые демонстрируют возрастание скорости, гибкости и эффективности в широком диапазоне задач. С позиций так называемой нейрокогнитивистской теории развития и обучения, эти изменения лучше всего объясняются через допущение о том, что мозг конструирует структуры с возрастающей иерархией, включая в них вновь выработанные функциональные модули [Karmiloff-Smith, 1992; Mareschal, 2007]. Возникновение сложных структур именно таким способом было не только продемонстрировано на материале эмпирических исследований, но также получило новое подкрепление в виде результатов компьютерного моделирования [Meunier, Lambiotte, Bullmore, 2010]1.

Исследования как животных, так и людей демонстрируют, что параллельно с развитием все более сложных структур в мозгу рост компе-

1 На самом деле нелегко дать определение термину сложность (complexity). Удобно, однако, определить ее через количество элементов, отношений и типов отношений между ними [Halford, Wilson, Phillips, 1998].

251

тенции (expertise) связан с развитием все более сложных способов представления информации, связанной с этой компетенцией. То есть структуры знания, обрабатываемые в их мозге в процессе выполнения соответствующего задания, также показывают возрастание иерархической и модульной структур1. Хорошо известные компоненты такого рода сложных представлений - это так называемые информационные блоки-клише (chunks of information), которые вырабатывает обладатель той или иной компетенции и в которых после повторяющегося использования некоторые смежно задействуемые единицы информации (co-occurring units of information) перекодируются, группируясь в единый блок, и таким образом первоначальное количество информации существенно сжимается. Благодаря этому компетентные эксперты могут обработать больше информации, чем новички [Miller, 1956]. Такое сблокирование информации (chunking of information) было исчерпывающе изучено на материале игроков в шахматы: благодаря процессу сблокирования гроссмейстеры оказываются способны запоминать до 50 тыс. различных шахматных позиций [Gobet, Simon, 1996]2. Такое сжатие информации - важный феномен, который можно наблюдать как в когнитивных, так и в поведенческих исследованиях о компетенции.

При сжатии количества информации, которую необходимо обработать, мозгу требуется меньше когнитивных ресурсов для этого процесса, что открывает возможность в следующий раз выполнять даже более сложную задачу или выполнять задачу параллельно с другим действием. Это можно наблюдать в исследованиях компетенции, проводимых с помощью фМРТ. Они показывают две различные стадии обучения: первая - фаза возрастающей эффективности при снижающейся нейронной обработке (neural processing), вторая - фаза, в которой может происходить дополнительная активация в результате привлечения других нейронных и когнитивных процессов [The effects... 1998]. Действительно, две эти фазы сами по себе обеспечивают создание все более сложных процессов в мозге, которые задействованы в обработке все более сложных представлений (increasingly complex representations) [How chunks. 2012].

1 Реальность иерархических представлений и процессов в головном мозге оспаривается. Некоторые авторы утверждают, что иерархические модели являются лишь концептуальными построениями. Представив обзор нескольких направлений доказательств такого рода теории, Коэн утверждает, что такие иерархические модели действительно реальны [Cohen, 2000]. Это совпадает с нашими доводами о системной тенденции к развитию иерархических структур.

2 Исследования шахматистов привели к развитию «шаблонной» теории, которая предполагает существование еще более сложной иерархической структуры в этой структуре знаний. Шаблон может включать в себя несколько блоков и оставлять несколько открытых слотов, что обеспечивает большую гибкость в обработке незначительных вариаций [Gobet, Simon, 1996].

252

В силу возможности влияния такого рода процессов и на нейронные механизмы, лежащие в основе когнитивных процессов, и на задействованные представления люди обладают гораздо большими способностями к гибкому взаимодействию с их окружающей средой и ее преобразованию. Важную роль в такого рода взаимодействиях и преобразованиях играют нарративы - в особенности благодаря тому, как они позволяют представлять действия. Будучи представлены посредством нарративов, интраинди-видуальные и межиндивидуальные действия могут организовываться и координироваться.

Нарратив, понижение сложности и организация действий

Чем сложнее представления, которые может использовать агент, тем более гибким он (или она) оказывается при навигации в своей окружающей среде и при организации собственных действий, так как представления играют в этих процессах ключевую роль. Это особенно актуально в отношении таких действий, которые зачастую требуют тщательной организации и координации во времени и с другими агентами. Даже только для того чтобы избежать контрпродуктивной активности или неудачных совместных действий, агентам нужно развивать и распространять сложные иерархические представления, другими словами, они должны становиться «планирующими агентами» [Bratman, 2007]. В частности, для планирования действий в будущем они должны использовать такие представления, как «(воображаемая) драматическая репетиция различных соперничающих линий поведения» [Дьюи (Dewey), цит. по: Bratman, 2007, p. 150].

Особая форма представления, которую люди используют среди прочих для подобной воображаемой организации и координации действий, -это есть нарратив. Действительно, уже в «Поэтике» Аристотеля в центре внимания оказывается история (или mythos), рассматриваемая как действие человека: сюжет (plot) есть «воспроизведение действий» [Aristotle. Poetics... 1984, 1450 a 3]. Рикёр разработал это понятие в своей развернутой трактовке нарратива как промежуточного средства, благодаря которому агенты могут конфигурировать и переконфигурировать свои действия [Ricoeur, 1984; 1985; 1988]. Далее, нарратив определяется Рикёром как включающий в себя «синтез разнородных элементов», «сюжета, целей, причин и случайностей, сведенных вместе в темпоральное единство как целостное завершенное действие» [Ricoeur, 1984, ix]. С этой точки зрения нарратив выполняет важную роль в качестве особого типа представления, которое снижает информационную сложность (informational complexity), задействованную в индивидуальных и совместных действиях. Такое снижение возможно также благодаря тому, что нарратив предоставляет ресурсы для развития конфигураций на нескольких иерархических уровнях

253

сложности [Ricoeur, 1992]. И с помощью такой иерархической структуры вербальных представлений действий агенты могут улучшить свою производительность (performance), учить и учиться, участвовать в совместных действиях с другими и т.д.1

Ввиду этой ярко очерченной функциональности и значимости нар-ратива неудивительно, что в последнее время в нескольких областях научного знания происходит «нарративный поворот». И одна из этих областей -когнитивная наука. В такого рода контексте нарратив изучается как «инструмент мышления» (tool for thinking) [Herman, 2003]. Он может выполнять роль такого инструмента, поскольку служит посредником для конфигурации представлений, что, в свою очередь, оказывает влияние «сверху вниз» на нейронные механизмы, ответственные за наши когнитивные и поведенческие реакции. Нарративы предоставляют агентам возможность «имитировать» (simulate) действия. Имитация при этом заключается в «повторном разыгрывании (re-enactment) перцептивных, моторных и интроспективных состояний, приобретенных в процессе опыта взаимодействия с миром, телом и разумом» [Barsalou, 2009]. Важно заметить, что такого рода имитации действия, или любого другого состояния, не включают в себя полной реактивации и точной передачи ранее испытанного состояния. Напротив, нарративная имитация по своей природе всегда созидательна. Она строится на основе множества заложенных в память характеристик, но интегрирует их в конфигурации, которые могут содержать новые элементы и отношения. По этой причине данный процесс еще называют «конструктивной эпизодической имитацией» [Schacter, Addis, 2007].

Благодаря своей конструктивной природе, способствующей снижению и структурированию сложности представления действий, нарративная имитация способствует развитию координации агентов, их подготовленности и производительности, а также способов оценки качества их индивидуальных и совместных действий.

Биополитика: И нейронаучный, и нарративный поворот

Давайте теперь сосредоточимся на нарративе, поставив вопрос о том, какое влияние тот или иной социально-политический порядок может оказать на нашу биологию, прежде всего на наш мозг и наши когнитивные процессы. Я отвечу на этот вопрос, обратившись к свидетельствам того, что различия в культурных и общественно-политических нарративах соот-

1 Дополнительные подтверждения и детали приведены в: [Кее81га, 2014], где обсуждается широкий спектр эмпирических материалов, которые демонстрируют взаимодействие между - имплицитным - использованием иерархически структурированных представлений действий и способностью делать эти представления эксплицитно доступными, например для целенаправленной тренировки какого-либо навыка.

254

ветствуют специфическим нейронным коррелятам. Определенный способ, которым тот или иной нарратив представляет отношение между элементами и сами эти элементы, может иметь продолжительный эффект на мозг и на задействованные когнитивные процессы. Этот факт делает культурную нейронауку (cultural neuroscience) важным, хоть отчасти и запоздалым направлением на богатом поле когнитивной нейронауки.

Нейрофизиологи начали включать идеи из антропологических и религиозных исследований в свои эксперименты, сравнивая ответы и модели активации мозга в группах испытуемых, принадлежащих к различным культурам и религиям, или в группах бикультурных испытуемых. В ряде исследований обсуждаются различия между культурами, которые продвигают независимость или индивидуализм, и теми, в которых поощряются взаимозависимость или коллективизм1. Такие культурные различия передаются через различные практики и нарративы, влекущие за собой различные конфигурации отношений между индивидом и его социальным контекстом и различные интерпретации того, что такое быть индивидом и какие социальные контексты - семья, сверстники, профессиональное окружение и т.д. - могут быть значимы для человека. Помимо всего прочего нарративы помогают структурировать эти конфигурации и понизить их сложность, одновременно способствуя их передаче, даже при том, что они неизбежно при этом преобразуются и изменяются [Ricoeur, 1984; 1985; 1988; 1992].

Было замечено, например, что культуры отличаются по тому, как индивидом обрабатывается информация о его матери в сравнении обработкой информации о самом себе. Такого рода отличия можно наблюдать, когда сравнивают западных студентов со студентами из Восточной Азии. Студенты из Восточной Азии, как правило, демонстрируют большее совпадение их мозговой активности и реакции в этих двух случаях. Это, вероятно, является следствием сильной взаимной связи человека с матерью, принятой в этих культурах [Neural basis. 2007]. Примечательно, что есть сведения о том, что подобные культурные различия могут быть обнаружены даже в перцептивных процессах, которые долгое время считались неуязвимыми для подобных влияний. Как показывают исследования, американские испытуемые оказываются более чувствительны к изменениям объектов, находящихся в фокусе, а восточноазиатские - к изменению контекста

1 Резкое различие между культурным индивидуализмом и коллективизмом было оспорено некоторыми авторами, выступающими за введение градаций в континууме между этими крайностями. По мнению этих исследователей, не только общества, но и отдельные индивиды могут отличаться и изменяться относительно этого континуума. Другие указывают на то, что по-прежнему вероятно, что индивиды могут порой использовать различные типы отношения или поведения [Killen, Wainryb, 2000]. Несмотря на все эти оговорки, различие все еще считается эмпирически убедительным.

255

[Masuda, Nisbett, 2006]1. Обработка сложной информации, как правило, побуждает к развитию той или иной формы сокращения сложности. Но вот конфигурации, которые используются для такого сокращения, могут быть разными в различных обществах или в различные исторические периоды.

Исследования в области культурной нейронауки постоянно предоставляют новые доказательства функциональных и даже структурных изменений в мозге и когнитивных процессах, происходящих вследствие культурных различий [см. обзоры: Theory... 2010; Han, Northoff, 2008; Henrich, Heine, Norenzayan, 2010; Park, Huang, 2010]. В рассматриваемом здесь контексте биополитики это означает, что «биологически ориентированная политическая наука» должна также учитывать влияние социально-политических структур и их нарративов на процессы работы мозга. То есть мы должны принять и одновременно совершить и нейрофизиологический, и нарративный поворот. И не стоит считать, что они несовместимы друг с другом, заставляя исследователей выбрать между двумя этими направлениями. Существует взаимное влияние между сокращением информационной сложности, к которому стремится когнитивный процесс, и функцией социально-политических нарративов выступать в этом контексте в качестве «когнитивного инструмента»2.

Пер. с англ.: И. Фомин, Р. Голуб.

Список литературы

Alford J.R., Funk C.L., Hibbing J.R. Are political orientations genetically transmitted? // American political science review. - Baltimore, 2005. - Vol. 99, N 2. - P. 153-167.

Alford J.R., Hibbing J.R. The new empirical biopolitics // Annual review of political science. -Palo Alto, 2008. - Vol. 11, N 1. - P. 183-203.

Aristotle. Politics // Aristotle. The complete works of Aristotle: The revised Oxford translation. -Princeton: Princeton univ. press, 1984. - Vol. 2. - P. 1986-2129.

Aristotle. Nicomachean ethics // Aristotle. The complete works of Aristotle: The revised Oxford translation. - Princeton: Princeton univ. press, 1984. - Vol. 2. - P. 1729-1867.

Aristotle. Poetics // Aristotle. The complete works of Aristotle: The revised Oxford translation. -Princeton: Princeton univ. press, 1984. - Vol. 2. - P. 2316-2340.

1 В контексте Нидерландов результаты исследований предполагают, что даже различия между христианскими деноминациями, такими как католицизм и кальвинизм, оставляют свой след в нескольких процессах, включая такие как восприятие, распределение внимания и принятие решений [Colzato, van den Wildenberg, Hommel, 2008; Religion... 2011].

2 В целом нарративы могут анализироваться, например, с точки зрения их полноты или когерентности. Исследования показывают, что использование испытуемыми конкретных индикаторов в их нарративах может быть соотнесено с конкретными состояниями мозга и когнитивного процесса [Script., 2011; Cannizzaro, Coelho, 2012; Measuring., 2011]. Такое особое внимание, которое сейчас уделяется нарративам в эмпирических и экспериментальных когнитивных нейронаучных исследованиях, является недавним явлением, которое стоит приветствовать.

256

Barsalou L. W. Simulation, situated conceptualization, and prediction // Philosophical transactions of the Royal Society. B: Biological sciences. - L., 2009. - Vol. 364, N 1521. - P. 1281-1289.

Beatty J. Why do biologists argue like they do? // Philosophy of science. - East Lansing, 1997. -Vol. 64, N 4. - P. 432-443.

Script generation and the dysexecutive syndrome in patients with brain injury / Boelen D.H., Al-lain P., Spikman J.M., Fasotti L. // Brain injury. - L., 2011. - Vol. 25, N 11. - P. 1091-1100.

Bratman M.E. Structures of agency: essays. - Oxford; New York: Oxford univ. press, 2007. -321 p.

Byrne R.W., Whiten A. Machiavellian intelligence: Social expertise and the evolution of intellect in monkeys, apes, and humans. - Oxford: Oxford univ. press, 1988. - 413 p.

Cannizzaro M.S., Coelho C.A. Analysis of narrative discourse structure as an ecologically relevant measure of executive function in adults // Journal of psycholinguistic research. - N.Y., 2013. - Vol. 42, N 6. - P. 527-549.

Theory and methods in cultural neuroscience / Chiao J.Y., Hariri A.R., Harada T., Mano Y., Sadato N., Parrish T.B., Iidaka T. // Social cognitive and affective neuroscience. - Oxford, 2010. -Vol. 5, N 2-3. - P. 356-361.

Clark A. The kludge in the machine // Mind & language. - Oxford, 1987. - Vol. 2, N 4. - P. 277300.

Cohen G. Hierarchical models in cognition: Do they have psychological reality? // European journal of cognitive psychology. - L, 2000. - Vol. 12, N 1. - P. 1-36.

Colzato L.S., van den Wildenberg W.P.M., Hommel B. Losing the big picture: How religion may control visual attention // PLoS ONE. - San Francisco, 2008. - Vol. 3, N 11. - e3679.

Connolly W.E. Neuropolitics: Thinking, culture, speed. - Minneapolis, MN: Univ. of Minnesota press, 2002. - 219 p.

Dawkins R. The blind watchmaker: Why the evidence of evolution reveals a universe without design. - N.Y.: Norton, 1996. - 468 p.

Ebstein R.P. The molecular genetic architecture of human personality: Beyond self-report questionnaires // Molecular psychiatry. - N.Y., 2006. - Vol. 11, N 5. - P. 427-445.

GobetF., Simon H.A. Templates in chess memory: A mechanism for recalling several boards // Cognitive psychology. - San Diego, 1996. - Vol. 31, N 1. - P. 1-40.

How chunks, long-term working memory and templates offer a cognitive explanation for neuroi-maging data on expertise acquisition: a two-stage framework / Guida A., Gobet F., Tardieu H., Nicolas S. // Brain and cognition. - N.Y., 2012. - Vol. 79, N 3. - P. 221-244.

Halford G.S., Wilson W.H., Phillips S. Processing capacity defined by relational complexity: Implications for comparative, developmental, and cognitive psychology // Behavioral and brain sciences. - Cambridge, 1998. - Vol. 21, N 6. - P. 803-831.

Han S.H., Northoff G. Culture-sensitive neural substrates of human cognition: A transcultural neuro-imaging approach // Nature reviews neuroscience. - L., 2008. - Vol. 9, N 8. - P. 646-654.

Henrich J., Heine S.J., Norenzayan A. The weirdest people in the world? // Behavioral and brain sciences. - Cambridge, 2010. - Vol. 33, N 2-3. - P. 61-83.

Herman D. Stories as a tool for thinking // Narrative theory and the cognitive sciences. - Stanford, CA: CSLI publications, 2003. - P. 163-192.

Religion and action control: Faith-specific modulation of the Simon effect but not stop-signal performance / Hommel B., Colzato L.S., Scorolli C., Borghi A.M., van den Wildenberg W.P.M. // Cognition. - Amsterdam, 2011. - Vol. 120, N 2. - P. 177-185.

Karmiloff-Smith A. Beyond modularity. A developmental perspective on cognitive science. -Cambridge, M.A.: MIT press, 1992. - 234 p.

Keestra M. Bounded mirroring: Joint action and group membership in political theory and cognitive neuroscience // Essays on neuroscience and political theory: thinking the body politic / Ed. by Vander Valk F. - L.: Routledge, 2012. - P. 222-248.

257

Keestra M. Sculpting the space of actions: explaining human action by integrating intentions and mechanisms. - Amsterdam: Institute for logic, language and computation, 2014. - 440 p.

Killen M., Wainryb C. Independence and interdependence in diverse cultural contexts // New directions for child and adolescent development. - San Francisco, 2000. - Vol. 2000, N 87. -P. 5-21.

Measuring goodness of story narratives / Le K., Coelho C., Mozeiko J., Grafman J. // Journal of speech, language, and hearing research. - Rockville, 2011. - Vol. 54, N 1. - P. 118-126.

Madsen D. A biochemical property relating to power seeking in humans // The American political science review. - Baltimore, 1985. - Vol. 79, N 2. - P. 448-457.

Neuroconstructivism: How the brain constructs cognition / Mareschal D., Johnson M.H., Sirois S., Spratling M., Thomas M.S.C., Westermann, G. Volume one. - Oxford: Oxford univ. press, 2007. - 274 p.

Masuda T., Nisbett R.E. Culture and change blindness // Cognitive science. - Norwood, 2006. -Vol. 30, N 2. - P. 381-399.

McNally L., Brown S.P., Jackson A.L. Cooperation and the evolution of intelligence // Proceedings of the Royal Society: Series B, Biological sciences. - L., 2012. - P. 3027-3034.

MeunierD., Lambiotte R., Bullmore E.T. Modular and hierarchically modular organization of brain networks // Frontiers in neuroscience. - 2010. - Vol. 4. - Article 200.

Miller G.A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information // Psychological review. - Indianapolis, 1956. - Vol. 63, N 2. - P. 81-97.

ParkD.C., Huang C.-M. Culture wires the brain // Perspectives on psychological science. - Mal-den, 2010 - Vol. 5, N 4. - P. 391-400.

The effects of practice on the functional anatomy of task performance / Petersen S.E., van Mier H., Fiez J.A., Raichle M.E. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - Washington, D.C., 1998. - Vol. 95, N 3. - P. 853-860.

Ricoeur P. Oneself as another. - Chicago: Univ. of Chicago press, 1992. - 363 p.

RicoeurP. Time and narrative. - Chicago: Univ. of Chicago press, 1984. - Vol. 1. - 274 p.

Ricoeur P. Time and narrative. - Chicago: Univ. of Chicago press, 1985. - Vol. 2. - 208 p.

Ricoeur P. Time and narrative. - Chicago: Univ. of Chicago press, 1988. - Vol. 3. - 362 p.

Schacter D.L., Addis D.R. On the constructive episodic simulation of past and future events // Behavioral and brain sciences. - N.Y., 2007 - Vol. 30, N 3. - P. 331-332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Friendships moderate an association between a dopamine gene variant and political ideology / Settle J.E., Dawes C.T., Christakis N.A., Fowler J.H. // The journal of politics. - N.Y., 2010. -Vol. 72, N 4. - P. 1189-1198.

Simon H.A. The organization of complex systems. Hierarchy theory: The Challenge of Complex Systems. - N.Y.: George Braziller, 1973. - P. 1-27

Somit A., Peterson S.A. Review article: Biopolitics after three decades - a balance sheet // British journal of political science. - L., 1998. - Vol. 28, N 3. - P. 559-571.

Essays on neuroscience and political theory: thinking the body politic / Ed. by Vander Valk F. -L.: Routledge, 2012. - 294 p.

Wimsatt W.C. Developmental constraints, generative entrenchment, and the innate-acquired distinction // Integrating scientific disciplines. - Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1986. - P. 185-208.

Neural basis of cultural influence on self-representation / Zhu Y., Zhang L., Fan J., Han S. // Neurolmage. - Orlando, 2007. - Vol. 34, Issue 3. - P. 1310-1316.

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.