Научная статья на тему 'Нейробиологические основы психологических проблем развития личности в системе образования'

Нейробиологические основы психологических проблем развития личности в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
нейробиология / нейрогенетика / система образования / развитие личности / мотива-ция / neurobiology / neurogenetics / educational system / personal development / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саркисян В. Р.

В работе рассматривается проблема развития личности в системе среднего и высшего образования, основываясь на самые современные достижения в области нейробиологии (нейрогенетика и нейрофизио-логия). Предлагается новый научный подход для создания современной системы образования, соответ-ствующей тенденциям развития человечества и состоящий из трех этапов: нейробиологического, моти-вационного и информационного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROBIOLOGICAL BASES OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE EDUCATION SYSTEM

The paper deals with the problem of personality development in the system of secondary and higher educa-tion, based on the latest achievements in the field of neurobiology (neurogenetics and neurophysiology). A new scientific approach is proposed for the creation of a modern education system corresponding to the tendencies of human development and consisting of three stages: neurobiological, motivational and informational.

Текст научной работы на тему «Нейробиологические основы психологических проблем развития личности в системе образования»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / BIOLOGICAL SCIENCES

23

BIOLOGICAL SCIENCES

УДК: 573.01

Саркисян В.Р.

Институт Физиологии имени Л.А. Орбели Национальной Академии Наук Республики Армения DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10065 НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Sargsyan V.R.

L.A. Orbeli Institute of Physiology NAS RA

NEUROBIOLOGICAL BASES OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE EDUCATION SYSTEM

Аннотация:

В работе рассматривается проблема развития личности в системе среднего и высшего образования, основываясь на самые современные достижения в области нейробиологии (нейрогенетика и нейрофизиология). Предлагается новый научный подход для создания современной системы образования, соответствующей тенденциям развития человечества и состоящий из трех этапов: нейробиологического, моти-вационного и информационного.

Abstract:

The paper deals with the problem ofpersonality development in the system of secondary and higher education, based on the latest achievements in the field of neurobiology (neurogenetics and neurophysiology). A new scientific approach is proposed for the creation of a modern education system corresponding to the tendencies of human development and consisting of three stages: neurobiological, motivational and informational.

Ключевые слова: нейробиология, нейрогенетика, система образования, развитие личности, мотивация.

Key words: neurobiology, neurogenetics, educational system, personal development, motivation.

Введение

В связи с бурным развитием науки и технологий для дальнейшего успешного развития человечества необходимо создать новую систему образования XXI века. Новая система образования должна базироваться на инновационных научных достижениях в различных областях знания. В данной работе мы основываемся на знаниях в области нейрогене-тики и нейрофизиологии. Исследование данного вопроса весьма актуально в связи с интенсивным развитием человечества, поскольку имеющееся система образования уже не совсем соответствует требованиям современного общества, и в некоторых аспектах даже не удовлетворяет потребностям работодателей. Поэтому результаты научного мета-анализа представленного в этой работе безусловно имеет большой теоретический и практический интерес. Ценность полученных результатов обусловлена так же междисциплинарным подходом.

Научный метаанализ

В 2018 году в Ереване были созданы новые биологические теории (вирусные и генетическая) [1, с. 4], [2, с. 8], а также была предложена новая классификация генома на основной и приобретенный [2, с. 8]. Это позволило автору указанных биологических теорий предложить наличие пластичности генома, ставшая основой известной науке

нейропластичности. Пластичность мозга (нейро-пластиность) [3, с. 544] согласно современным классическим и общепринятым представлениям является краеугольным камнем развития личности вообще и в системе образования в частности.

При развитии личности во время образовательного процесса (школа, ВУЗ и т.п.) стратегическое значение имеют:

1. формирование мотивации у учащегося;

2. восприятие информации;

3. формирование долговременной памяти;

4. функционирование соматической (двигательной) нервной системы.

Таким образом весьма важно понимать механизмы формирования высшей нервной деятельности у человека [4, с. 2].

Прежде чем перейти к изложению предлагаемого нами нового научного подхода создания современной системы образования, соответствующей тенденциям развития человечества, коротко представим новые биологические теории разработанные в 2018 году и ставшие базой современной нейробиологии [1, с. 4], [2, с. 8].

В результате научного метаанализа в 2018 году были созданы представленные в таблице 1 биологические теории.

24

BЮLOGICAL SCIENCES / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#Щ29)),2(0]9

Таблица 1

Вирусные и генетическая теории.

1. Вирусная теория электро-магниторецепции

2. Вирусная теория биокоммуникации

3. Вирусная теория сигнальной трансдукции

4. Вирусная теория функционирования энергетической системы клетки

5. Вирусная теория функционирования иммунной системы

6. Вирусная теория восприятия информации

7. Вирусная теория формирования памяти

8. Вирусная теория функционирования соматической нервной системы

9. Нано-макетная теория функционирования генома

Для нашей научной статьи особый интерес представляют: вирусная теория восприятия информации, вирусная теория формирования памяти, вирусная теория функционирования соматической нервной системы и нано-макетная теория функционирования генома.

Вирусная теория восприятия информации

Вирусы человека, животных и других организмов играют ведущую роль в процессе восприятия информации. Информация, полученная нами от органов чувств (рецепторов) передается в центральную нервную систему, где представлена в виде электрических импульсов. А процесс электрической активности в центральной нервной системе приводит к формированию определенной последовательности нуклеотидов ДНК/РНК-содержащих вирусов (биокоммуникаторов), а также меняет их конфигурацию (3D) и двигательную активность (получается 4 D). Важную роль в этом процессе играют микротрубочки клеток, формирующих так же антенну на поверхности клетки. Микротрубочки являются транспортной инфраструктурой для ДНК- и РНК-содержащих биокоммуникаторов (вирусов). Таким образом в нейронах и, следовательно, в мозгу создаются биологические нано-ма-кеты различных предметов «замеченных» рецепторами организма. У человека, также есть возможность к образному мышлению. Каждой мысли может соответствовать один определенный «вирус», а эмоция уже является целой группой «вирусов». Часто в мозг может проникать уже «готовый вирус» или их группа из вне (мысль или эмоция другого организма) и таким образов осуществлять биокоммуникацию. Этим можно подтвердить тот известный науке факт, что вирусы способны управлять сознанием различных видов животных и человека. Это в свою очередь создает предпосылки для формирования долговременной памяти.

Так как процесс восприятия обычно начинается с рецептора, важно отметить, что функциональная активность отдельно взятого рецептора так же зависит от деятельности биокоммуникаторов.

Вирусная теория формирования памяти

Процесс постоянной электрической активности в центральной нервной системе в ходе реверберации приводит к образованию структурных изменений ДНК/РНК-содержащих вирусов (биокоммуникаторов) вирома организма человека и животных. Все эти изменения, происходящие в нейронных реакциях, получили название консолидации, а вирусы (биокоммуникаторы) являются материальными носителями информации, поступающей в долговременную память. Фактически имеет место формирование и дальнейшее хранение биологических нано-макетов. Далее, экспрессия этих генов ведет к извлечению информации из долговременной памяти. В организме человека функцию носителя информации в кратковременной и долговременной памяти выполняют герпесвирусы.

Герпесвирусы (лат. Иетрезут/^ае) — большое семейство ДНК-содержащих вирусов, которыми заражено большинство населения нашей планеты [5, с. 528].

По состоянию на май 2016 года в Международном комитете по таксономии вирусов (ГСТУ) зарегистрированы 86 видов. Отличительным признаком вирусов этого семейства является нахождение вируса в клетках латентно, персистируя, бесконечно длительное время, без клинических проявлений. Следовательно, согласно нашим теориям они в это время выполняют описанные нами важнейшие функции высшей нервной деятельности человека.

Фактически память не локализуется в определенных участках мозга, а распределена по всему организму. Ключевую роль и место хранения памяти конечно же играет мозг организма. Структуры мозга ответственны за формирования памяти в ДНК (быть может и РНК) биокоммуникаторов и за процессы реализации информации, заключенной в этих молекулярных носителях (макромолекулы ДНК и РНК) памяти.

Вирусная теория функционирования соматической нервной системы

Вирусы организма человека и животных играют ведущую роль в процессе преобразования воли и намерений организма в движения. Все приобретенные навыки организма в течении жизни откладываются в виде изменений в структурно-пространственной организации генетического материала биокоммуникаторов в долговременной памяти человека или животных и в дальнейшем при необходимости происходит экспрессия этих генов. Именно благодаря вышеописанным молекулярным механизмам у организма появляется возможность осуществлять двигательную и речевую активность и фактически подчинять своей воли функционирование соматической нервной системы. Фактически таким образом можно объяснить формирование лингвистических способностей у человека. И, следовательно, гены ответственные за речь необходимо искать в приобретенном геноме (гены биокоммуникаторов). Подробно об этом смотрите нашу нано-макетную теорию функционирования генома, представленную ниже.

Нано-макетная теория функционирования генома

Согласно нано-макетной теории функционирования генома молекула ДНК хранит биологическую информацию не только в виде генетического кода, состоящего из последовательности нуклеотидов, но и в виде пространственно-структурной организации. Это означает, что информационная компонента кроется не только в первичной структуре организации молекул ДНК, а еще и во II, III структурах. Это фактически своеобразные биологические нано-макеты.

Аналогичную функцию в природе, в какой-то мере, могут осуществлять и молекулы РНК, а также молекулы белков.

ДНК содержит информацию о структуре различных видов РНК и белков. Но это отнюдь не означает, что молекула ДНК не имеет возможности самостоятельно осуществлять многочисленные биологические функции, обеспечивающие жизнедеятельность живых систем [6, с. 608].

Почти все гены функционируют по принципу нано-макетов. Однако исходя из того, что многие гены

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / BIOLOGICAL SCIENCES

основного генома локализованы в клеточном ядре, а должны функционировать в цитоплазме или за пределами клетки, поэтому природа создала известные современной биологии процессы транскрипции и трансляции. Белок имеет объемную структуру (определенную форму) благодаря своей II, III, иногда еще и IV структуре. Известно, например, что у белка-фермента есть активный центр, функционирующий по принципу ключ к замку. Он в зависимости от своей формы будет обладать определенной функциональной активностью. Молекула ДНК (ее определенный участок -ген) так же имеет II и III структуру, то есть это не просто линейная молекула, состоящая из нуклеотидов.

Весь смысл процессов транскрипции и трансляции сводится к тому, чтоб создать копию нано-макета (гена ДНК) в виде рибосомальной РНК (р-РНК), транспортной РНК (т-РНК) или матричной РНК (м-РМК). В случае с м-РНК далее следует процесс биосинтеза полипептидной цепи (первичная структура белка) - трансляция на полирибосомах в цитоплазме клетки. Фактически обеспечиваются готовые копии нано-макетов ДНК способные функционировать за пределами клеточного ядра эукариотической клетки. Биосинтез белков осуществляется как известно на базе информации м-РНК; р-РНК входят в состав рибосом, активно принимающих участие в биосинтезе белков (первичной структуры); а т-РНК необходимы для доставки аминокислот к месту синтеза белков. Многие гены состоят из экзонов - кодирующие участки и интронов - некодирующие участки. При транскрипции с гена считывается РНК несущая как экзоны, так и интроны. В процессе сплайсинга интроны вырезаются, а экзоны сшиваясь образуют зрелую м-РНК. Далее полипептидная цепь белка, синтезированная в процессе трансляции приобретет пространственно-структурную организацию и становится полноценным в функциональном плане продуктом (белком).

Нано-макетная теория функционирования генома прекрасно отражает многочисленные процессы, протекающие как на клеточном, так и на организмен-ном уровнях. Гены, функционирующие по принципу нано-макетов фактически являются своеобразной копией макромира. В зависимости от адекватности отражения макромира на клеточном уровне, можно судить о уровне качества восприятия информации со стороны организма. Известное выражение: «Мозг находится в Мире, а Мир - в Мозгу», становится полностью объяснимым благодаря вышеприведенным научным данным.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, предлагаем новый научный подход для создания современной системы образования и состоящий из трех этапов:

• нейробиологический;

• мотивационный;

• информационный.

Нейробиологический этап - создание биологической основы для дальнейшей успешной реализации двух последующих этапов. Все дело в том, что формирование нормальной высшей нервной деятельности человека возможно лишь при наличии необходимых биокоммуникаторов активно функционирующих в организме (особенно в центральной нервной системе). Фактически если у обучающегося по каким-либо причинам высшая нервная деятельность сформировалась

_25

и функционирует не полноценно, то он будет иметь проблемы в процессе получения образования. У такого школьника/студента будет очень трудно сформировать мотивацию и дать последующую информацию по обучаемому предмету. У человека не сформирован полноценный виром (вирусный состав), необходимый для восприятия информации, формирования памяти, речи и т.д.

Предлагаем, основываясь на современных методах генной терапии сначала восстановить (иначе говоря, подготовить) школьника/студента, а потом уже его «насиловать» в школе или ВУЗ-е. Это похоже на то, если бы на уроке физкультуры преподаватель/тренер будет требовать у ребенка, имеющего проблемы с опорно-двигательным аппаратом и прикованного к инвалидной коляске активно играть в футбол и забивать голы, наравне с его сверстниками не имеющими проблем с опорно-двигательной системой. О методе генной терапии подготовлена научная статья (автор Ваграм Рафаэлович Саркисян), которая скоро будет опубликована. Поэтому на этом вопросе здесь мы подробно не остановимся.

Мотивационный этап характеризуется созданием мотивации у обучаемого с использованием всех эффективных психологических методов. Однако важно понять прошел ли ребенок (студент) первый этап. В таком случае создать мотивацию будет очень легко и можно будет переходить к третьему этапу.

Информационный этап - передача конкретных знаний по предмету. Если школьник/студент имеет мотивацию (в том числе и внутреннею), то образовательный процесс будет одним «удовольствием» как для школьников/студентов, так и для преподавателей.

Заключение

Таким образом резюмируя изложенное, необходимо модернизировать современную систему образования исходя из научных данных в области нейронаук. Предлагаем следующие выводы и предложения:

• Принять факт пластичности генома.

• Базой для нейропластичности принять пластичность генома.

• Создать новую и современную систему образования состоящей из трех этапов: нейробиологиче-ского, мотивационного и информационного.

Список литературы

1. Sargsyan V.R. The true place and role of viruses in nature. Viruses - migrating organelles of cells. "INTERNATIONAL SCIENCE PROJECT". 1 part; number 17/2018. 4-8 p.

2. Sargsyan V.R. The main and acquired genome. Nano-model theory of genome functioning. "INTERNATIONAL SCIENCE PROJECT". 1 part; number 17/2018. 8-13 p.

3. Doge Norman. Brain plasticity: Stunning facts about how thoughts can change the structure and function of our brain. 2010. 544 p.

4. Sargsyan V.R. (2018) Formation of Human Higher Nervous Activity and New Biological Theories. J Brain Neursci. 2018. 2:004.

5. Nicholas H. Acheson. Fundamentals of molecular virology. 2nd edition, Aug 2011. 2011. 528 p.

6. William S. Klug, Michael R. Cummings, Charlotte A. Spencer, Michael A. Palladino. Essentials of Genetics. Ninth edition, 2017. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.