I
SCIENCE TIME
I
НЕИРОБЕЗОПАСНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В НЕЙРОНАУКЕ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Перегуда Сергей Николаевич, г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. В связи с развитием новых технологий и методов изучения мозговой деятельности, психологии личности и нейронауки в целом особую роль занимает вопрос безопасности такого исследовательского и практического научного прогресса. В статье автор кратко описывает, что такое нейробезопасность, «нейропсихологическая» безопасность, какие существуют актуальные области нейропсихологической безопасности на сегодняшний день. Изучение вопросов нейробезопасности и нейропсихологической безопасности является крайне актуальным в современном информационном веке.
Ключевые слова: нейропсихология, нейробезопасность, нейропсихологическая безопасность, нейросемиотика, смысл, смысловая нейропсихология, образ Я.
Нейробезопасность можно определить как безопасность в сфере организации и реализации нервной деятельности, работы ЦНС, нейропсихологических процессов и психических функций, которая необходима (безопасность) для оптимальной адаптации и жизнедеятельности человека (индивида, личности, субъекта), его психического, социокультурного, физического и духовного (в том числе смыслового) благополучия. Зарубежом есть работы о науке о нейробезопасности (neuro-safety science), но в них делается больше упор на нейрокорреляты - мозговые основы небезопасного и безопасного поведения людей [1]. В то время как мы рассматриваем нейробезопасность шире - в контексте единства мозговых основ и «биопсихосоциокультурнодуховного» пространства [5], основываясь на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и в целом отечественного качественного подхода [3; 6; 8; 11]. Например, с нашей позиции необходимо рассматривать не только ту узкую часть мозговых механизмов, которые организуют безопасное/небезопасное поведение человека или оценку и анализ этого поведения, а также внешние факторы (социум, культура и т.д.), в том числе их преломления через внутренние условия и единство между данными воздействиями. Особый упор делается на рассмотрение контекста данного взаимодействия и коммуникацию. Также следует понимать, что рассмотрение только ЦНС не является оптимальным. Грубо говоря, искать причину следует не сколько в мозговых специализированных структурах и не сколько в проявлении
1 SCIENCE TIME 1
именно безопасного/небезопасного поведения, а сколько в единстве всех уровней и в контексте их взаимодействия, коммуникации и также в организации состояния безопасности, его оптимального ощущения человеком и как человек реагирует и активно действует. Дополнительно, особая роль отводится к проблемам нравственно-смысловой сферы и методологическим (в том числе общефилосовскому уровню) вопросам нейробезопасности.
«Нейропсихологическую» безопасность можно рассматривать как часть нейробезопасности, которая делает акцент на предметно-объектной области нейропсихологии, нейропсихологической практике и нейропсихологических основах психической деятельности. Тогда как нейробезопасность, грубо говоря, затрагивает всё, что связано с безопасностью нервных систем, мозга и мозговой деятельности.
Для осуществления оптимальной нейробезопасности необходимы развитые меры по нейропротекции (в широком смысле слова), психопрофилактике, психогигиене, превентивные меры и т.д. во всех сферах жизни человека (медицинская, воспитательная, трудовая и т.д.).
Нейробезопасность можно рассматривать с нескольких позиций. Первая -нейробезопасность как состояние, данность. В этом случае окружающий контекст, контекст ситуации, социокультурное, физическое, телесное и личностное пространства являются оптимальными условиями для организации нейробезопасности. Вторая позиция - это ощущение, чувство. Например, если у человека имеется дисфункция и/или возрастная функциональная перестройка тех или иных мозговых систем, то насколько данный человек ощущает себя в безопасности? И второй момент - какова безопасность системного функционирования данных мозговых систем. Третья позиция - ценностно-смысловое содержание личности. То есть какие есть принципы, моральные нормы, нравственность, духовность и как это способствует организации безопасности. Как пример здесь это жизнь В. Франкла во время прибывания в концентрационном лагере. Человек продолжал работать и творить, что можно интерпретировать как «за счёт духовности и развитой ценностно-смысловой сферы был организован безопасный контекст для оптимального функционирования психической деятельности» [10]. Четвёртая позиция -это защита. Здесь важный момент отличия нейробезопасности от нейрогигиены (грубо говоря - практики и методы, направленные на поддержание здоровья нервной системы и оптимизацию функционирования мозга) и нейропрофилактики (грубо говоря как превентивные меры и их организация или предупреждение заболеваний и расстройств нервной системы, что может включать в себя диагностику, профилактические мероприятия и раннее вмешательство) [9]. Получается, что целью нейробезопасности является организация и реализация безопасности функционирования нервной системы и защита данной безопасности.
Касаемо «угроз» для нейробезопасности (то есть совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения нейробезопасности) можно выделить следующие уровни:
Низкий - при оптимальной профилактике, психогигиене, психообразовании. Воздействия целенаправлены, но, в большинстве случаях, не
1 SCIENCE TIME 1
имеют глубокого содержания касаемо мозгового функционирования, основаны на данных касаемо оптимального функционирования всего организма. Например, когда СМИ, общественные учреждения, сами индивиды занимаются профилактическими мерами, «мозговой диетой» (правильное питание; оптимальное расписание трудового дня, отдыха; занятие специальными физическими, когнитивными упражнениями, которые полезны для функционирования нервной системы; разумное и оптимальное использование гаджетов; эстетическое и духовное развитие и т.д.). Одна из проблем данного уровня - это необходимость иметь исследования в области нейронаук (и не только, так как человек есть «биосоциокультурнодуховное существо») высокого уровня качества, что требует большого количества ресурсов. Также, не менее важная проблема - это распространение среди населения и его обучение полезным знаниям, умениям и навыкам по «нейрогигиене». Весомая трудность данной проблемы заключается в том, что данное обучение должно быть не только на общественном уровне, но и на личностном, рефлексирующем уровне человека. Последнее достигается крайне сложно в связи с разорванностью и низкой дифференцировкой необходимой для этого информации. Что приводит к угрозам нейробезопасности, в том числе к резкому переходу на высокий уровень угрозы.
Средний - при отсутствии профилактических мер, прихогигиены и «нейрогигиены», психообразования и концентрированного целенаправленного воздействия. На этом уровне воздействия несут преимущестенно случайный характер. То есть, если на низком уровне угроз нейробезопасности наблюдаем целенаправленное воздействие, в основном с позитивным (или близким у нему) содержанием, правда менее концентрированное, как на высоком уровне. То на среднем уровне данное воздействие не носит целенаправленного характера, особенно касаемо получения позитивного или негативного результата. Данный уровень характеризуется отсутствием или минимализацией позитивно-направленных профилактических, психогигиенических, психообразовательных мер и отсутствием целенаправленных концентрированных высокоуровневых воздействий на функционирование нервной системы.
Высокий - при концентированных направленных воздействиях (нейропсихологическая коррекция, активная пропаганда преимущественно негативного характера и т.д.). То есть на данном уровне, во-первых, воздействует на функционирование мозга другого человека уже специалист или группа лиц, которые профессионально обучены и владеют специальными техниками и приёмами. Получается, что получение специальных знаний, умений и навыков способствует повышению риска угроз нейробезопасности. Что, в свою очередь, требует повышенному научному, общественному и личному вниманию к проблемам морального выбора, этике, нравственности и т.д. Иначе специальные знания, умения и навыки могут быть применены с нарушением нейробезопасности и нейропсихологической безопасности в частности. Последнее крайне важно, если рассматривать нейропсихологическую практику, которая является одной из более «сензитивных» областей относительно воздействий на мозговую и психическую деятельность, так как на практике нейропсихолог владеет специальными техниками и приёмами, которые могут
1 SCIENCE TIME 1
способствовать перестройке мозгового фунционирования.
Нейропсихологические методы, техники и приёмы активно применяются с пациентами разных возрастов и с разными расстройствами. Также нейропсихология доказала и доказывает свою эффективность не только в сфере восстановления и коррекции нарушенных функций разного генеза, но также в образовательной сфере [4; 11].
На данном уровне важная проблема - это насколько специальные знания, умения и навыки «нейро» специалиста являются качественными и обоснованными научно и практично. Ведь, наверное, не зря есть информация касаемо того, что в прошлую эпоху, когда методы сканирования мозга отсутствовали или не обладали необходимой точностью, без «направления» основателя нейропсихологии А. Р. Лурия не все хирурги шли на риск.
Нейропсихолог обязан придерживаться не только нормам, сформированным на основе информации касаемо развития психических функций и их мозговой организации, но также этике и моральным принципам, сформированным как на основе общественно-культурных отношений, так и личностной нравственности. Например, если мы взаимодействуем с пациентом, у которого имеются нарушения функций лобных отделов головного мозга, то необходимо понимать, во-первых, как данный пациент ощущает безопасность в связи с имеющейся дисфункцией - какой специфический вклад в ощущение безопасности даёт данная дисфункция; во-вторых, как это отражается на личности человека и на общее чувство/ощущение безопасности касаемо того, что в картине мира человека с «мозгом и внутренним миром имеются проблемы, выражающиеся в том и в другом».
Можно выделить несколько областей где нейропсихологическая безопасность является наиболее актуальной:
Первая - селекция и «фильтрация» информации, её обработка, анализ. А также преодоление сенсорной и информационной нагрузки. Окружающий мир полон разной информации, которую необходимо выборочно организовывать каждому человеку под собственные цели. А то есть нейропсихологические основы психических функций, мозг должны каким-то наилучшим образом адаптироваться к данным условиям.
Если адаптация неоптимальная, то возникают трудности в виде получения «лишней» (или даже опасной для оптимального функционирования нервной системы) информации, что может способствовать дисбалансу и т.д. Что ставит нейробезопасность под угрозу. Как в анатомо-физиологическом плане (изменения в физиологических процессах, анатомической структуры ЦНС и т.п.), так и в нейропсихологическом плане (специфика нейропсихологического фактора, специфика коммуникации и связей нейропсихологических процессов и психических функций и т.д.)
Вторая область - применение предмета, средств опосредования. Здесь, отчасти, переходим в область нейросемиотики. Но в рамках нейропсихологии дихотомия опосредованность/непосредственность является не менее актуальной. Как очевидные примеры здесь - это гаджеты, нейросети, искуственный интеллект, которые современный человек использует повсеместно. Естественно, что неоптимальное применение опосредствований может отразиться на
1 SCIENCE TIME 1
организации (структура, динамика, содержание и др.) психических функций, их нейропсихологическом базисе и в целом на нейробезопасности.
Например, развивая те компоненты памяти через применение гаджетов, напоминалок и т.д. в неверном соотношении для мозговой деятельности в целом может привести к проблемам как в непосредственной памяти (снижение объёма и т.д.), так и в опосредованной (например, когда запоминание информации через «обычные» не яркие и перенасыщенные образы снижается, требуется больше интерактивности и др., или наоборот). Конечно же это не будет безопасным для функционирования мозга и психической деятельности.
Третья область, произвольность/непроизвольность организации и реализации психической деятельности. В некот орых случаях произвольная организация того или иного процесса будет способствовать созданию безопасности всей деятельности. Например, произвольное запоминание определённого материала из слабодифференцированного информационного потока (что имеется практически во всех соц.сетях, видеохостингах и др.).
Четвёртая область, осознанность / неосознанность. При осознании информации «включаются» иерархически более высшие структуры нашей психики. На мозговом уровне это обуславливает участие ассоциативных зон высокоорганизованных и сложных отделов, а также их системное взаимодействие. Данная целостность и системность функционирования является, в большинстве случаях, неким защитным механизмом, так как способствует смыслообразованию. Что, отчасти, имел в виду Л. С. Выготский в собственной теории сознания [2]. Правда смыслы не всегда «требуют» смыслообразования на осознанных и осознаваемых, или близких к этому, уровнях. Для оптимального смыслообразования необходима «гармонизация» смыслов, их уровней, иерархии на во всех направлениях [7; 8]. Также подобный защитный механизм способствует оптимизации психической деятельности, более целостному взаимодействию психических процессов.
Пятая область - сфера внутреннего анализа и саморефлексии, интерпретации, самооценки. Полученную информацию необходимо безопасно проанализировать, отрефлексировать, интерпретировать, «провести» через иерархию мотивов, личность, собственный опыт. Часто «пресыщение» и «перенасыщение» сенсорной и когнитивной информацией может способствовать тому, что человек не успевает «преломить» через себя необходимое для него «информационное и сенсорное поле». Что может привести к когнитивному диссонансу, личностному дисбалансу, и не оптимальному функционированию нервной деятельности.
Шестая область - область ценностно-смысловой сферы. В данном случае человеку сложно сформировать, развивать и т.д. такую ценностно-смысловую сферу, которая является продуктом гармонических отношений между социокультурным контекстом и личностной смысловой иерархией. Что является более актуальным, если рассматривать социокультурный генез функционирования мозговых систем.
Нарушение безопасности способствует уязвимости в самовыражении, реализации, создании и т.д. смыслов, ценностей, человек теряет «чувство жизни» и т.д. Образуются «смысловые» расстройства личности, «смысловые»
1 SCIENCE TIME 1
неврозы. Происходит дисбаланс в функционировании мозговых систем, участвующих в «обеспечении» ценностно-смысловой сферы. Также, если говорить с позиции нашей гипотетической модели касаемо проблемы соотношения смысла, сознания и мозга, могут меняться структура, динамика и содержание «функциональных смыслов» [8].
Таким образом, изучение вопросов нейробезопасности и нейропсихологической безопасности является крайне актуальным в современном информационном веке. В ближайшее время необходимо определить конкретные и эффективные пути оптимизации нейробезопасности, что, в частности, требует системной качественной коммуникации, в первую очередь, таких областей нейронауки как нейропрофилактика, нейрогигиена, нейропсихология.
Литература:
1. Shu Zhang, Shufen Ye, Yunfang Huang, Xiuzhi Shi. Neuro-safety science: an emerging discipline to reveal the neural mechanisms of safety problems // Front. Neurosci., Sec. Decision Neuroscience, 2023.
2. Выгосткий Л.С. Полное собрание сочинений: в 16 т. / Ред., сост., авт. вступ. ст., коммент. и примеч. В.С. Собкин. - Москва: Левъ, 2015;
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Детская психология. - М.: Педагогика, 1984.
4. Клемантович И.П., Леванова Е.А., Степанов В.Г. Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний // Педагогика и психология образования, 2016.
5. Кулаков С.А. Биопсихосоциодуховная и синергетическая модель развития онкологического заболевания: системный подход // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - Москва: Академия, 2013;
7. Перегуда С.Н. В поисках живых смыслов. - М.: «Издание книг.ком»,
2024.
8. Перегуда С.Н., Реброва Е.А. Нейропсихология смысла. - Москва: «Издание книг.ком», 2021.
9. Трошин В.Д. Теоретико-методологические основы нейропсихопрофилактики. - Нижегородская государственная медицинская академия, 1998.
10. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем.; В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. - Москва: Прогресс, 1990;
11. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010.