Научная статья на тему 'НЕЯВНЫЕ РИСКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

НЕЯВНЫЕ РИСКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА / РИСКИ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА / НЕЯВНЫЕ РИСКИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ТОРГОВ / НЕЯВНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Созаева Джамиля Алимовна

Автором обобщен практический опыт организации и проведения торгов по приватизации государственного и муниципального имущества в электронной форме. Введено и описано понятие «неявные риски имущественных торгов», исследованы факторы их возникновения. Сформулированыпредложения по выявлению такой категории рисков и снижению их негативного влияния на выполнение программ приватизации государственного и муниципального имущества и формирование доходной части бюджетной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLICIT RISKS OF BIDDING FOR THE PRIVATIZATION OF STATE PROPERTY IN ELECTRONIC FORM: THEORY AND PRACTICE

The author summarizes the practical experience of organizing and conducting tenders for the privatization of state and municipal property in electronic form. The concept of «implicit risks of property sales» is introduced and described, the factors of their occurrence are investigated. Proposals are formulated to identify this category of risks and reduce their negative impact on the implementation of programs for the privatization of state and municipal property and the formation of the revenue side of the Russian budget system.

Текст научной работы на тему «НЕЯВНЫЕ РИСКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

 DOI: 10.24412/2072-4098-2022-6249-27-32 Неявные риски проведения торгов по приватизации государственного имущества в электронной форме: теория и практика

Д.А. Созаева руководитель отдела образовательных программ АО «Единая электронная торговая площадка», доцент кафедры Оценочной деятельности и корпоративных финансов Университета «Синергия» (г. Москва)

Джамиля Алимовна Созаева, dasozaeva@gmail.com

Традиционно принято считать, что методологические основы имущественных торгов заложены в двух основных нормативных документах:

1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Наряду с этими нормативными документами продавцы имущества на государственном и муниципальном уровнях могут разработать и принять свои нормативные правовые акты, которые будут способствовать развитию федерального законодательства о приватизации имущества и закроют пробелы нормативного регулирования, которые были рассмотрены в статье автора [3], посвященной проблемам приватизации имущества и проведению имущественных торгов в электронной форме. На практике же региональное и муниципальное законодательство в сфере имущественных торгов не имеет должного развития и фактически не заполняет образовавшиеся пробелы.

Во многих средствах массовой информации и многими экспертами в сфере торгов продвигаются идеи о том, что перевод торгов в электронную форму позволяет

полностью устранить проблемы сговора на торгах, неэффективной приватизации имущества, совершения недействительных с точки зрения закона сделок, когда участниками торгов выступают аффилированные друг с другом лица (супруги, дети и родители или вообще один и то же человек как физическое лицо и через созданное им же юридическое лицо). Однако электронизация может быть эффективной только в том случае, если в действующей методологии отсутствуют пробелы либо потенциальные риски в торгах хорошо систематизированы и описаны.

В связи с этим в настоящее время в сфере имущественных торгов, как и в области торгов по государственным закупкам, актуальными становятся два ключевых вопроса:

1) какие виды рисков существуют в этой сфере?

2) действительно ли электронизация торгов позволяет снизить риски или устранить их полностью

Если говорить о выявленных и описанных видах рисков в имущественных торгах по приватизации, то исследования в этой сфере не такие обширные. Зарубежные авторы, такие как Ivan Miklos (1995) [4], Klaus M. Schmidt, Monika Schnitzer (1997) [5], HansWerner Sinn, Alfons J. Weichenrieder (2014) [6], рассматривают в качестве рисков приватизации именно коррупционные риски

№ 6 (249) 2022

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

либо углубляются в европейскую методологию проведения торгов по приватизации. Важно отметить, что труды ученых из США или, к примеру, Китая в цитируемых мировых исследованиях фактически не фигурируют. Очевидно, что для зарубежных авторов вопросы приватизации имущества не являются столь актуальными и критичными в связи с тем, что в зарубежных странах количество объектов в государственной и муниципальной собственности гораздо ниже, чем в России, которая унаследовала многие объекты от СССР.

Российские ученые в своих публикациях за последние несколько лет также анализируют правовые риски приватизации, но несколько шире, чем зарубежные коллеги. Так, в статьях М.С. Амосова (2015) [7], С. И. Файнгерша, Д. Д. Зубкова (2020) [8] и Д.С. Титова (2019) [9] рассматриваются проблемы не только коррупции, но и управления приватизированным имуществом и его корректной оценки для дальнейшего использования. Стоит отметить, что к документам, систематизирующим методологические риски имущественных торгов, модно отнести и следующие:

• информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2001 года № 60 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»;

• Методические рекомендации (памятка) по выявлению некоторых характерных нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав владения и (или) пользования при приватизации государственного (муниципального) имущества, разработанные Кировским Управлением Федеральной антимонопольной службы в 2015 году для своих сотрудников [11].

Интересно, что в Методических реко-

мендациях [11] впервые рассматриваются экономические риски торгов: проблемы управления задатками участников торгов, а также риски установления неверного шага аукциона на торгах, что ведет к реализации государственного и муниципального имущества по невыгодным ценам. Кроме того, в этом документе указан и такой риск, как низкая конкуренция на имущественных торгах, спровоцированная продавцом имущества, что в лучшем случае приводит к реализации имущества по минимальным ценам, в худшем - к признанию торгов несостоявшимися по причине неявки претендентов либо из-за наличия единственного участника, с которым договор купли-продажи не заключается.

Все перечисленные документы были опубликованы до начала перевода торгов по приватизации имущества в электронный вид, и в настоящее время практически отсутствуют труды, в которых разбирались бы неявные риски торгов по приватизации, возникающие с переходом от «бумажной» к электронной форме торгов.

Электронные торги (конкурсы, аукционы, публичные предложения и продажа без объявления цены) имеют следующие преимущества перед «бумажными»:

• экономия времени. Участвовать в торгах можно, находясь в любой точке мира, не выходя из дома или офиса, посредством интернета, что упрощает их проведение и экономит время;

• упрощение бумажного документооборота. Это одна из самых весомых причин популяризации электронных торгов, так как не требуются определенные виды документов для реализации торгов, все документы предоставляются и находятся в электронном виде;

• экономия средств. Проведение торгов через интернет не требует больших финансовых затрат по сравнению с расходами, которые пришлось бы понести, если бы проводился обыкновенный аукцион;

• прозрачность процедуры. Этот фактор исключает возможную недобросовестность участников, так как все лоты и финансовые средства находятся в электронном виде и нет возможности обмана или незаконного отношения к ним и т. д.

Но при явных преимуществах электронные торги имеют и некоторые недостатки, которые можно отнести к категории неявных рисков закупочного процесса:

• несоответствие технического состояния объекта приватизируемого имущества описанию. Здесь, безусловно, большая ответственность лежит на организации, проводящей оценку состояния имущества, поскольку претендент может положиться только на справку. Воспользоваться возможностью очно ознакомиться с объектом он может, но для этого ему, возможно, придется ехать в другой конец страны;

• навыки участников электронных торгов. Участие в электронных торгах требует определенных навыков, в частности компьютерных, что и составляет проблему, поскольку население страны до сих пор не обладает достаточной компьютерной грамотностью. Участнику торгов необходимо получить и корректно использовать, обновлять электронную цифровую подпись, одновременно вести работу на портале Госуслуг, в Единой информационной системе в сфере закупок и минимум на 8 федеральных операторах торгов, не считая потенциального рынка в виде коммерческих операторов. Кроме того, по статистике Федеральной антимонопольной службы (далее -ФАС России) примерно 60 процентов жалоб участников различных торгов признаются необоснованными из-за незнания их участниками основ законодательства в своей сфере, что перегружает антимонопольный орган

потоком входящих документов, рассмотрение которых оказывается чисто рутинным процессом;

• психологический барьер, связанный с внесением задатков. В этом случае возникает необходимость доверять свои средства неизвестному третьему лицу, что ведет к рискам потери средств участника имущественных торгов.

Стоит отметить, что при этом термин «неявный риск» в российской теории и практике управления рисками не закреплен (что логично, поскольку риск - это изначально вероятностное событие).

Однако еще в 2018 году Министерство финансов Российской Федерации (регулятор закупочной деятельности и с 2020 года деятельности по приватизации имущества в России) говорило о необходимости учета «неявных бюджетных рисков», то есть рисков, которые не связаны напрямую с исполнением бюджета, но в отдаленной перспективе может потребоваться участие казны для устранения их последствий. По мнению автора, определение неявных бюджетных рисков, данное Министерством финансов Российской Федерации, является наиболее соответствующим сущности и содержанию деятельности, которая связана с формированием доходной части бюджета и процедурно предусматривает контакт двух ключевых макроэкономических агентов: государства и бизнеса (или физических лиц).

Рассмотрим, каким образом можно выявлять, систематизировать и устранять неявные риски торгов по приватизации имущества. С моей точки зрения, выявление и устранение указанных рисков возможно способами, приведенными в таблице на с. 30.

Думается, что указанные предложения позволят существенно изменить (улучшить) ситуацию с фиксацией неявных рисков, снизят количество несостоявшихся торгов и расторгнутых договоров по причине недостаточной проработки собственником имущества своей документации и отсутствия у

Способы выявления и устранения неявных рисков имущественных торгов в электронной форме 1

Вид неявного риска Способ выявления Способ устранения Орган, ответственный за проведение антирисковых мероприятий

Плохое состояние объекта приватизации, не соответствующее справке оценщика, приводящее к отказу покупателя от заключения купли-продажи приватизируемого объекта. Как следствие - невыполнение программы приватизации и экономических показателей бюджетной политики Регулярная выборочная проверка ФАС России (1 раз в год) документации, подготовленной продавцом имущества, с сопоставлением документального описания объекта и его реального состояния Установление Правительством Российской Федерации обязанности органов, контролирующих проведение торгов (ФАС России), осуществлять выборочную проверку качества составления документации по имущественным торгам, закрепление такой обязанности в специально изданном нормативном правовом акте ФАС России

Недостаточный уровень юридической грамотности участников имущественных торгов, незнание ими технических и организационных основ подготовки и подачи заявок на участие в торгах, приводящее к срыву торгов из-за отсутствия нужного уровня конкуренции в ходе торгов; невыполнение программы приватизации и экономических показателей бюджетной политики Регулярный (1 раз в полгода) анализ органами, ответственными за приватизацию государственного и муниципального имущества в регионе, случаев признания торгов несостоявшимися, использование для этого статистики, предоставляемой федеральными операторами торгов - электронными площадками Проведение для потенциальных участников торгов и собственников имущества методических семинаров региональными управлениями ФАС России с привлечением федеральных операторов торгов, региональных торгово-промышленных палат, фондов и корпораций поддержки малого и среднего предпринимательства Региональные регуляторы в сфере приватизации имущества (министерства, ведомства, фонды), операторы электронных торговых площадок

с

ф

I

ф +

-VI

со

со со

-VI

Таблица составлена автором настоящей статьи.

участников достаточного опыта. Внесение предложенных поправок позволит снизить частоту возникновения споров и правонарушений в сфере приватизации имущества, а также обеспечит устойчивость и безопасность хозяйствования организаций - собственников, выполнение ими утвержденных программ приватизации. С точки зрения новизны предлагаемый подход, основанный на выявлении и систематизации неявных рисков имущественных торгов по приватизации в электронной форме, в отличие от существующей практики управления рисками позволяет более комплексно изучать источники их возникновения. Таким образом, появляется возможность учесть риски, связанные с работой не только продавца или покупателя, но и промежуточных звеньев - операторов торгов.

Выводы

Важно отметить, что сформулированные предложения основаны на двухлетнем наблюдении (2019-2021 годы) за динамикой изменения нормативных правовых актов, развития теории и практики проведения имущественных торгов по приватизации в электронной форме. По мнению автора, что для их полноценной реализации необходим более длительный период наблюдения и сбора статистических данных о несостоявшихся процедурах и причинах срыва торгов.

Дальнейшей проработки требуют и такие вопросы, как:

• обоснование и развитие терминологии, связанной с понятием «неявные риски торгов по приватизации», трактовка ключевых категорий, составляющих ее понятийный аппарат;

• развитие механизмов выявления и нивелирования неявных рисков с использованием современных информационных технологий и искусственного интеллекта;

• развитие методологии снижения негативного влияния неявных рисков на

процессы приватизации имущества.

Кроме того, необходимо более детальное изучение источников неявных рисков, связанных с электронизацией торгов, в числе которых могут быть и действия операторов электронных площадок, и государственных информационных систем, и органов контроля в сфере приватизации, что позволит устранить перекос в картировании рисков в сторону юридических правонарушений и акцентироваться на экономической стороне вопроса.

Также следует отметить, что выявление неявных рисков имущественных торгов и снижение их негативного влияния на деятельность органов власти, отвечающих за приватизацию, позволит повысить качество и эффективность процесса приватизации в целом, снизить вероятность неэффективного управления государственным и муниципальным имуществом, выстроить комплексную систему выявления и профилактики рисков имущественных торгов на основе их подобного картирования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме : постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 860. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Созаева Д. А. Торги по приватизации имущества в электронной форме: проблемы методологии и практики // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 11. С. 26-34.

4. Miklos Ivan. Corruption risks in the privatization process. Date Views 13.06.2021. URL: www.upms.sk/media/MESA10_C0R RUPTI0N_RISKS_IN_THE_PRIVATISATI0N_ PROCESS.pdf

№ 6 (249) 2022

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

5. Schmidt K. M, Schnitzer M. (1997) Methods of Privatization: Auctions, Bargaining, and Giveaways. In: Giersch H. (eds) Privatization at the End of the Century. Publications of the Egon-Sohmen-Foundation. Springer, Berlin, Heidelberg. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-642-60825-4_5

6. Hans-Werner Sinn, Alfons J. Weichenrie-der. Foreign direct investment, political resentment and the privatization process in eastern Europe, Economic Policy, Volume 12, Issue 24, 1 April 1997, Pages 178-210. URL: https:// doi.org/10.1111/1468-0327.00019

7. Амосов М. С. Торги как инвестиционный инструмент: правовые риски приобретения жилых помещений // Академический юридический журнал. 2015. № 3 (61). URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=24210455

8. Файнгерш С. И., Зубков Д. Д. Использование кадастровой оценки для сделок с публичным имуществом // Экономика. Право. Общество. 2020. № 1. С. 34-40.

9. Титов Д. С. Правовые проблемы выкупа из публичной собственности земельных участков, на которых расположены здания

или сооружения // Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого) «25 лет Гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и новации частноправового развития». 2019. URL: www.elibrary.ru/ item.asp?id=42522319

10. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» : информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2001 года № 60. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

11. Методические рекомендации (памятка) по выявлению некоторых характерных нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав владения и (или) пользования при приватизации государственного (муниципального) имущества. URL: kirov.fas.gov.ru/analytic/10534

СТПТУТ ШКОЛА ПРАВА Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа права «СТАТУТ» ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ Телефон: (499) 750-72-72 http://www.statut.ru/ Е-таМ: post@statut.ru

Место проведения: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва

11-15.07 БАНКРОТСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ и ГРАЖДАН: комментарий новелл законодательства и анализ судебной практики

18-20.07 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

18-22.07 ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДЕ. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

19.07 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ

21-22.07 ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО 22Э-ФЗ: рекомендации по применению и анализ судебной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.