DOI: 10.24412/2072-4098-2022-6249-27-32 Неявные риски проведения торгов по приватизации государственного имущества в электронной форме: теория и практика
Д.А. Созаева руководитель отдела образовательных программ АО «Единая электронная торговая площадка», доцент кафедры Оценочной деятельности и корпоративных финансов Университета «Синергия» (г. Москва)
Джамиля Алимовна Созаева, dasozaeva@gmail.com
Традиционно принято считать, что методологические основы имущественных торгов заложены в двух основных нормативных документах:
1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».
Наряду с этими нормативными документами продавцы имущества на государственном и муниципальном уровнях могут разработать и принять свои нормативные правовые акты, которые будут способствовать развитию федерального законодательства о приватизации имущества и закроют пробелы нормативного регулирования, которые были рассмотрены в статье автора [3], посвященной проблемам приватизации имущества и проведению имущественных торгов в электронной форме. На практике же региональное и муниципальное законодательство в сфере имущественных торгов не имеет должного развития и фактически не заполняет образовавшиеся пробелы.
Во многих средствах массовой информации и многими экспертами в сфере торгов продвигаются идеи о том, что перевод торгов в электронную форму позволяет
полностью устранить проблемы сговора на торгах, неэффективной приватизации имущества, совершения недействительных с точки зрения закона сделок, когда участниками торгов выступают аффилированные друг с другом лица (супруги, дети и родители или вообще один и то же человек как физическое лицо и через созданное им же юридическое лицо). Однако электронизация может быть эффективной только в том случае, если в действующей методологии отсутствуют пробелы либо потенциальные риски в торгах хорошо систематизированы и описаны.
В связи с этим в настоящее время в сфере имущественных торгов, как и в области торгов по государственным закупкам, актуальными становятся два ключевых вопроса:
1) какие виды рисков существуют в этой сфере?
2) действительно ли электронизация торгов позволяет снизить риски или устранить их полностью
Если говорить о выявленных и описанных видах рисков в имущественных торгах по приватизации, то исследования в этой сфере не такие обширные. Зарубежные авторы, такие как Ivan Miklos (1995) [4], Klaus M. Schmidt, Monika Schnitzer (1997) [5], HansWerner Sinn, Alfons J. Weichenrieder (2014) [6], рассматривают в качестве рисков приватизации именно коррупционные риски
№ 6 (249) 2022
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
либо углубляются в европейскую методологию проведения торгов по приватизации. Важно отметить, что труды ученых из США или, к примеру, Китая в цитируемых мировых исследованиях фактически не фигурируют. Очевидно, что для зарубежных авторов вопросы приватизации имущества не являются столь актуальными и критичными в связи с тем, что в зарубежных странах количество объектов в государственной и муниципальной собственности гораздо ниже, чем в России, которая унаследовала многие объекты от СССР.
Российские ученые в своих публикациях за последние несколько лет также анализируют правовые риски приватизации, но несколько шире, чем зарубежные коллеги. Так, в статьях М.С. Амосова (2015) [7], С. И. Файнгерша, Д. Д. Зубкова (2020) [8] и Д.С. Титова (2019) [9] рассматриваются проблемы не только коррупции, но и управления приватизированным имуществом и его корректной оценки для дальнейшего использования. Стоит отметить, что к документам, систематизирующим методологические риски имущественных торгов, модно отнести и следующие:
• информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2001 года № 60 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»;
• Методические рекомендации (памятка) по выявлению некоторых характерных нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав владения и (или) пользования при приватизации государственного (муниципального) имущества, разработанные Кировским Управлением Федеральной антимонопольной службы в 2015 году для своих сотрудников [11].
Интересно, что в Методических реко-
мендациях [11] впервые рассматриваются экономические риски торгов: проблемы управления задатками участников торгов, а также риски установления неверного шага аукциона на торгах, что ведет к реализации государственного и муниципального имущества по невыгодным ценам. Кроме того, в этом документе указан и такой риск, как низкая конкуренция на имущественных торгах, спровоцированная продавцом имущества, что в лучшем случае приводит к реализации имущества по минимальным ценам, в худшем - к признанию торгов несостоявшимися по причине неявки претендентов либо из-за наличия единственного участника, с которым договор купли-продажи не заключается.
Все перечисленные документы были опубликованы до начала перевода торгов по приватизации имущества в электронный вид, и в настоящее время практически отсутствуют труды, в которых разбирались бы неявные риски торгов по приватизации, возникающие с переходом от «бумажной» к электронной форме торгов.
Электронные торги (конкурсы, аукционы, публичные предложения и продажа без объявления цены) имеют следующие преимущества перед «бумажными»:
• экономия времени. Участвовать в торгах можно, находясь в любой точке мира, не выходя из дома или офиса, посредством интернета, что упрощает их проведение и экономит время;
• упрощение бумажного документооборота. Это одна из самых весомых причин популяризации электронных торгов, так как не требуются определенные виды документов для реализации торгов, все документы предоставляются и находятся в электронном виде;
• экономия средств. Проведение торгов через интернет не требует больших финансовых затрат по сравнению с расходами, которые пришлось бы понести, если бы проводился обыкновенный аукцион;
• прозрачность процедуры. Этот фактор исключает возможную недобросовестность участников, так как все лоты и финансовые средства находятся в электронном виде и нет возможности обмана или незаконного отношения к ним и т. д.
Но при явных преимуществах электронные торги имеют и некоторые недостатки, которые можно отнести к категории неявных рисков закупочного процесса:
• несоответствие технического состояния объекта приватизируемого имущества описанию. Здесь, безусловно, большая ответственность лежит на организации, проводящей оценку состояния имущества, поскольку претендент может положиться только на справку. Воспользоваться возможностью очно ознакомиться с объектом он может, но для этого ему, возможно, придется ехать в другой конец страны;
• навыки участников электронных торгов. Участие в электронных торгах требует определенных навыков, в частности компьютерных, что и составляет проблему, поскольку население страны до сих пор не обладает достаточной компьютерной грамотностью. Участнику торгов необходимо получить и корректно использовать, обновлять электронную цифровую подпись, одновременно вести работу на портале Госуслуг, в Единой информационной системе в сфере закупок и минимум на 8 федеральных операторах торгов, не считая потенциального рынка в виде коммерческих операторов. Кроме того, по статистике Федеральной антимонопольной службы (далее -ФАС России) примерно 60 процентов жалоб участников различных торгов признаются необоснованными из-за незнания их участниками основ законодательства в своей сфере, что перегружает антимонопольный орган
потоком входящих документов, рассмотрение которых оказывается чисто рутинным процессом;
• психологический барьер, связанный с внесением задатков. В этом случае возникает необходимость доверять свои средства неизвестному третьему лицу, что ведет к рискам потери средств участника имущественных торгов.
Стоит отметить, что при этом термин «неявный риск» в российской теории и практике управления рисками не закреплен (что логично, поскольку риск - это изначально вероятностное событие).
Однако еще в 2018 году Министерство финансов Российской Федерации (регулятор закупочной деятельности и с 2020 года деятельности по приватизации имущества в России) говорило о необходимости учета «неявных бюджетных рисков», то есть рисков, которые не связаны напрямую с исполнением бюджета, но в отдаленной перспективе может потребоваться участие казны для устранения их последствий. По мнению автора, определение неявных бюджетных рисков, данное Министерством финансов Российской Федерации, является наиболее соответствующим сущности и содержанию деятельности, которая связана с формированием доходной части бюджета и процедурно предусматривает контакт двух ключевых макроэкономических агентов: государства и бизнеса (или физических лиц).
Рассмотрим, каким образом можно выявлять, систематизировать и устранять неявные риски торгов по приватизации имущества. С моей точки зрения, выявление и устранение указанных рисков возможно способами, приведенными в таблице на с. 30.
Думается, что указанные предложения позволят существенно изменить (улучшить) ситуацию с фиксацией неявных рисков, снизят количество несостоявшихся торгов и расторгнутых договоров по причине недостаточной проработки собственником имущества своей документации и отсутствия у
Способы выявления и устранения неявных рисков имущественных торгов в электронной форме 1
Вид неявного риска Способ выявления Способ устранения Орган, ответственный за проведение антирисковых мероприятий
Плохое состояние объекта приватизации, не соответствующее справке оценщика, приводящее к отказу покупателя от заключения купли-продажи приватизируемого объекта. Как следствие - невыполнение программы приватизации и экономических показателей бюджетной политики Регулярная выборочная проверка ФАС России (1 раз в год) документации, подготовленной продавцом имущества, с сопоставлением документального описания объекта и его реального состояния Установление Правительством Российской Федерации обязанности органов, контролирующих проведение торгов (ФАС России), осуществлять выборочную проверку качества составления документации по имущественным торгам, закрепление такой обязанности в специально изданном нормативном правовом акте ФАС России
Недостаточный уровень юридической грамотности участников имущественных торгов, незнание ими технических и организационных основ подготовки и подачи заявок на участие в торгах, приводящее к срыву торгов из-за отсутствия нужного уровня конкуренции в ходе торгов; невыполнение программы приватизации и экономических показателей бюджетной политики Регулярный (1 раз в полгода) анализ органами, ответственными за приватизацию государственного и муниципального имущества в регионе, случаев признания торгов несостоявшимися, использование для этого статистики, предоставляемой федеральными операторами торгов - электронными площадками Проведение для потенциальных участников торгов и собственников имущества методических семинаров региональными управлениями ФАС России с привлечением федеральных операторов торгов, региональных торгово-промышленных палат, фондов и корпораций поддержки малого и среднего предпринимательства Региональные регуляторы в сфере приватизации имущества (министерства, ведомства, фонды), операторы электронных торговых площадок
с
ф
I
ф +
-VI
со
со со
-VI
Таблица составлена автором настоящей статьи.
участников достаточного опыта. Внесение предложенных поправок позволит снизить частоту возникновения споров и правонарушений в сфере приватизации имущества, а также обеспечит устойчивость и безопасность хозяйствования организаций - собственников, выполнение ими утвержденных программ приватизации. С точки зрения новизны предлагаемый подход, основанный на выявлении и систематизации неявных рисков имущественных торгов по приватизации в электронной форме, в отличие от существующей практики управления рисками позволяет более комплексно изучать источники их возникновения. Таким образом, появляется возможность учесть риски, связанные с работой не только продавца или покупателя, но и промежуточных звеньев - операторов торгов.
Выводы
Важно отметить, что сформулированные предложения основаны на двухлетнем наблюдении (2019-2021 годы) за динамикой изменения нормативных правовых актов, развития теории и практики проведения имущественных торгов по приватизации в электронной форме. По мнению автора, что для их полноценной реализации необходим более длительный период наблюдения и сбора статистических данных о несостоявшихся процедурах и причинах срыва торгов.
Дальнейшей проработки требуют и такие вопросы, как:
• обоснование и развитие терминологии, связанной с понятием «неявные риски торгов по приватизации», трактовка ключевых категорий, составляющих ее понятийный аппарат;
• развитие механизмов выявления и нивелирования неявных рисков с использованием современных информационных технологий и искусственного интеллекта;
• развитие методологии снижения негативного влияния неявных рисков на
процессы приватизации имущества.
Кроме того, необходимо более детальное изучение источников неявных рисков, связанных с электронизацией торгов, в числе которых могут быть и действия операторов электронных площадок, и государственных информационных систем, и органов контроля в сфере приватизации, что позволит устранить перекос в картировании рисков в сторону юридических правонарушений и акцентироваться на экономической стороне вопроса.
Также следует отметить, что выявление неявных рисков имущественных торгов и снижение их негативного влияния на деятельность органов власти, отвечающих за приватизацию, позволит повысить качество и эффективность процесса приватизации в целом, снизить вероятность неэффективного управления государственным и муниципальным имуществом, выстроить комплексную систему выявления и профилактики рисков имущественных торгов на основе их подобного картирования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме : постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 860. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Созаева Д. А. Торги по приватизации имущества в электронной форме: проблемы методологии и практики // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 11. С. 26-34.
4. Miklos Ivan. Corruption risks in the privatization process. Date Views 13.06.2021. URL: www.upms.sk/media/MESA10_C0R RUPTI0N_RISKS_IN_THE_PRIVATISATI0N_ PROCESS.pdf
№ 6 (249) 2022
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
5. Schmidt K. M, Schnitzer M. (1997) Methods of Privatization: Auctions, Bargaining, and Giveaways. In: Giersch H. (eds) Privatization at the End of the Century. Publications of the Egon-Sohmen-Foundation. Springer, Berlin, Heidelberg. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-642-60825-4_5
6. Hans-Werner Sinn, Alfons J. Weichenrie-der. Foreign direct investment, political resentment and the privatization process in eastern Europe, Economic Policy, Volume 12, Issue 24, 1 April 1997, Pages 178-210. URL: https:// doi.org/10.1111/1468-0327.00019
7. Амосов М. С. Торги как инвестиционный инструмент: правовые риски приобретения жилых помещений // Академический юридический журнал. 2015. № 3 (61). URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=24210455
8. Файнгерш С. И., Зубков Д. Д. Использование кадастровой оценки для сделок с публичным имуществом // Экономика. Право. Общество. 2020. № 1. С. 34-40.
9. Титов Д. С. Правовые проблемы выкупа из публичной собственности земельных участков, на которых расположены здания
или сооружения // Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого) «25 лет Гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и новации частноправового развития». 2019. URL: www.elibrary.ru/ item.asp?id=42522319
10. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» : информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2001 года № 60. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
11. Методические рекомендации (памятка) по выявлению некоторых характерных нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав владения и (или) пользования при приватизации государственного (муниципального) имущества. URL: kirov.fas.gov.ru/analytic/10534
СТПТУТ ШКОЛА ПРАВА Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа права «СТАТУТ» ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ Телефон: (499) 750-72-72 http://www.statut.ru/ Е-таМ: post@statut.ru
Место проведения: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва
11-15.07 БАНКРОТСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ и ГРАЖДАН: комментарий новелл законодательства и анализ судебной практики
18-20.07 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
18-22.07 ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДЕ. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
19.07 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
21-22.07 ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО 22Э-ФЗ: рекомендации по применению и анализ судебной практики