Научная статья на тему 'НЕВЫПОЛНЕНИЕ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?'

НЕВЫПОЛНЕНИЕ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1095
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ / РОССИЯ / США / ЕВРОСОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калита Владимир Николаевич

В статье рассмотрены заключение и содержание Минских соглашений по урегулированию конфликта на Донбассе (февраль 2015 г.), а также итоги их выполнения; оцениваются инициативы России о введении в регион миро творцев ООН и позиции стран Запада; проанализировано влияние Закона о реинтеграции Донбасса, принятого Радой, на урегулирование украинского кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NON-IMPLEMENTATION OF THE MINSK AGREEMENT: WHO IS TO BLAME AND WHAT TO DO?

The article studies the circumstances of concluding and the contents of the Minsk agreement on the Donbass conflict settlement in February 2015, reviews its implementation until now. It examines Russia’s initiative to bring the UN peace-keepers into the region and the prospects of its realization in the light of the position of the West. The author also analyses the new Ukraine’s law on “Donbass re-integration”, its influence on the Ukrainian crisis settlement and Russia’s possible reaction.

Текст научной работы на тему «НЕВЫПОЛНЕНИЕ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?»

УДК 327

Невыполнение Минских соглашений: кто виноват и что делать?

Владимир КАЛИТА

Программа урегулирования конфликта на Донбассе содержится в документе, официально озаглавленном «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» и более известном как «Минск-2», подписанном представителями противоборствующих сторон - Украины и «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» (т. е. международно непризнанных ДНР и ЛНР), а также входившими в состав Контактной группы делегатами от России и ОБСЕ [1] 12 февраля 2015 г.

Хотя украинские политики любят подчёркивать, что от Украины его подписал не занимавший в тот момент официальных постов бывший президент Л. Кучма и что этот документ не был ратифицирован Верховной радой, он всё же приобрёл обязательную юридическую силу после того, как Совет Безопасности ООН принял резолюцию, где одобрил «Минск-2», текст которого был включён в резолюцию в качестве приложения и призвал «все стороны полностью имплементировать» его [2].

КАЛИТА Владимир Николаевич - кандидат исторических наук, доцент Московского авиационного института (национального исследовательского университета), E-mail: freelance51@ rambler.ru

Ключевые слова: Минские соглашения, украинский конфликт, Россия, США, Евросоюз.

1 Калита В. Н. Почему Россия не может оставить Украину в покое // Обозреватель-Observer. 2017. № 5. С. 19.

2 Резолюция 2202 (2015), принятая Советом Безопасности ООН на 7384-м заседании 17 февраля 2015 года // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/043/74/PDF/ N1504374.pdf? OpenElement

Причины подписания Минских соглашений и их содержание

Минские соглашения - это итог компромисса, достигнутого после тяжелейших многочасовых переговоров между лидерами России, Германии и Франции, ставших гарантами этих соглашений, а также Украины. Сегодня очевидно, что киевские власти с самого начала не собирались их выполнять и пошли на подписание, по выражению известного киевского эксперта, «с перепугу», т. е. с целью избежать ещё более тяжёлого военного поражения, чем то, которое они уже понесли к тому моменту, а также под давлением своих западных кураторов. В то же время и руководители ДНР и ЛНР осознали - самостоятельно или с российской «подсказки» -ограниченность своих ресурсов для развития военного успеха, усугублённую неблагоприятной внешнеполитической конъюнктурой. С другой стороны, предусмотренные соглашением прекращение огня и отвод тяжёлых вооружений создали бы предпосылки для стабилизации ситуации и значительно ук-

репили бы их авторитет среди населения самопровозглашённых республик.

Это, однако, не входило в планы руководства Украины, уверенного, что время работает на него именно в условиях конфликта, пребывающего «в фазе средней интенсивности». Как подчёркивает ещё один киевский эксперт, у Украины «нет заинтересованности в урегулировании конфликта в том ключе, в каком его видит Россия, потому что конфликт переведён в удобный для Киева формат, который может продолжаться неопределённо долго» [3]. После провалов «блицкрига» (август 2014 г.) и военного реванша (февраль 2015 г.) так называемая «антитеррористическая операция» выродилась в нескрываемо террористическую, нацеленную на создание для населения неподконтрольных территорий Донбасса невыносимых условий жизни*, что, по расчётам Киева, должно было породить там не только массовое недовольство, но и капитулянтские настроения.

3 Порошенко перечеркнул Минские соглашения: в России прокомментировали вступление в силу закона о реинтеграции Донбасса // URL: https://news.rambler.ru/ukraine/39222548-poroshenko-perecherknul-minskie- soglasheniya/; «Большая сделка» на столе: смогут ли Россия и США решить украинский вопрос // URL: https://news.rambler.ru/politics/38859988- bolshaya-sdelka-smogut-li-rf-i-ssha-reshit-ukrainskiy-vopros/

* Как проговорился в порыве откровенности П. Порошенко, «у нас дети пойдут в школы и детские сады, а у них они будут сидеть в подвалах» (цит. по: Ложь: Пётр Порошенко пообещал, что дети Донбасса будут сидеть в подвалах // URL: https://www.stopfake.org/lozh-petr-poroshenko-poobeshhal-chto-deti-donbassa-budut-sidet-v-podvalah/). Попытки киевских пропагандистов придать этому высказыванию «менее кровожадный» смысл совершенно неубедительны, особенно на фоне ежедневных обстрелов жилых кварталов. Неслучайно, согласно отчёту Комитета ООН по правам человека, со стороны ДНР и ЛНР гораздо больше погибших среди мирного населения, чем на стороне, контролируемой Киевом (Гомзикова С. Киев развязал оборонную войну с Россией // URL: https://svpressa.ru/war21/article/174771/?qcq=1)

Понятно, что предписанные Минскими соглашениями меры по обеспечению перемирия (п. 1-3), восстановлению социально-экономических связей, включая выплату пенсий (п. 8) и даже доставке гуманитарной помощи нуждающимся (п. 7), в эти намерения совершенно не вписываются.

Ещё менее приемлемыми представляются киевским властям, а также набирающим силу радикальным националистам положения, обеспечивающие всеобъемлющее политическое урегулирование: об амнистии для участников сопротивления, конституционной реформе на Украине на основе децентрализации, принятии закона Украины, предоставляющего «отдельным районам» (по согласованию с их представителями) широкую автономию, включая право на создание собственных отрядов народной милиции, и проведении там выборов, хотя и на основании украинского законодательства, но тоже по согласованию с представителями этих районов, которых Киев принципиально не желает признавать в качестве стороны переговоров (п. 5, 11 и 12, а также Примечание 1).

Вместе с тем в соглашениях содержатся и такие положения, буквальное выполнение которых при сохранении на Украине нынешнего режима (а тем более в отнюдь не невероятном случае замены его на откровенно праворадикальный) [4] создало бы угрозу для безопасности жителей ДНР и ЛНР. Это установле-

ние границы «отдельных районов» на основе линии разграничения от сентября 2014 г., а не февраля 2015 г. (п. 4), что должно автоматически вернуть значительную часть территории под власть Киева. Это «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта» (п. 9), что позволило бы ему полностью «перекрыть кислород» непризнанным республикам. Это, наконец, вывод с территории Украины «всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников» вместе с разоружением «всех незаконных групп», (п. 10), что, по сути, оставило бы Донбасс беззащитным перед стянутыми к нему армадами вооружённых сил Уураины. Да и сама суть соглашений - восстановление украинского суверенитета над «отдельными районами» - не пользуется в них популярностью и без применения широкомасштабного насилия может быть реализована лишь на чисто символическом уровне.

В результате уже в первых комментариях Минских соглашений содержались диаметрально противоположные оценки - от характеристики их как предварительного текста капитуляции украинской стороны до обвинений России в отказе от дальнейшей поддержки ДНР и ЛНР. Однако и те и другие комментаторы сходились на том, что этот документ не будет реализован. И действительно, хотя срок его выполнения был первоначально уста-

4 Калита В. Н. Особенности менталитета украинцев. В контексте российско-украинских отношений // Обозреватель-ОЪзегуег. 2017. № 9. С. 91.

новлен до конца 2015 г., а затем, по инициативе России, продлён ещё на год, на сегодня реализованы только п. 13 о создании в рамках Контактной группы рабочих групп для обсуждения конкретных аспектов урегулирования, а также, частично, пункты о перемирии и п. 6 об освобождении и обмене «незаконно удерживаемых лиц» *.

Таким образом, хотя в идеале «Минск-2», как убеждён депутат Государственной думы, замести-

тель председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К. Ф. Затулин, остаётся целью, к которой следует стремиться (наряду, например, со Всеобщей декларацией прав человека или Десятью заповедями) [5], в краткосрочном плане речь, по сути, может идти не столько о реализации соглашений, сколько о том, кто будет «назначен виновным» в их невыполнении.

Дипломатические манёвры вокруг идеи миротворческой миссии ООН

При объективном подходе к проблеме на эту роль были бы неизбежно обречены киевские власти, поскольку не устраивающие их пункты «Минска-2» должны быть выполнены до того, как очередь дойдёт до большинства пунктов, неприемлемых для ДНР и ЛНР. Однако на объективность стран Запада вряд ли можно всерьёз рассчитывать.

Участники Минского процесса -Франция и Германия - после прошедших у них выборов, похоже, окончательно утратили интерес к украинской тематике, от которой вряд ли можно получить политические дивиденды. При этом они экономически заинтересованы в нор-

мализации отношений с Россией, которая, со своей стороны, также к этому стремится и в качестве компромисса предложила разместить на линии разграничения (а возможно, и в других местах) международных миротворцев, что позволило бы до конца реализовать хотя бы договорённость о перемирии. Ранее о желательности ввода миротворцев неоднократно упоминали представители Украины и стран Запада.

Соединённые Штаты Америки, казалось бы, поглощены внутренними разборками, а во внешнеполитической повестке у них сегодня на первом плане Сирия и Северная Корея. Тем не менее Государственный департамент США,

5 «Минск» надо воспринимать как способ решения конфликта, заявили в Госдуме // URL: https://ria.ru/world/20180212/1514437276.html

* По оценке одного из ведущих киевских политологов, соглашения выполнены примерно на 5% (Три года Минским соглашениям. Эксперты рассказали, когда в Донбассе наступит мир. РИА Новости // URL: https://ukraina.ru/digest/20180212/ 1019908368.html). А руководство Центра политической конъюнктуры России считает, что в сложившейся на Украине политической обстановке они и не могут быть реализованы «в ближайшие несколько лет, а может быть, даже десятилетий».

вопреки многим прогнозам, не самоустранился от урегулирования конфликта на Донбассе, а назначил своего специального представителя по вопросам Украины. Им стал близкий к одиозному сенатору Дж. Маккейну дипломат К. Волкер, который осенью прошлого года выступил с предложениями, по сути, направленными на срыв не только политического урегулирования, но и замораживания конфликта. Вину за отсутствие прогресса в урегулировании он возложил на Россию, которую США считают непосредственной стороной конфликта. Впрочем, последнее мнение поддерживают и другие страны Запада, так что противоречия между Соединёнными Штатами Америки и Европой по украинскому вопросу не стоит преувеличивать, тем более что впоследствии, столкнувшись с принципиальной позицией России, Вашингтон, по крайне мере на словах, также пошёл на уступки [6].

Однако позиции сторон по поводу конечной цели ввода миротворцев продолжают оставаться практически взаимоисключающими. Для Москвы это замораживание конфликта, чтобы, как подчёркивает заместитель директора Института

стран СНГ В. Л. Жарихин, «от дипломатического кризиса не страдало население» [7] в условиях, когда предусмотренное Минскими соглашениями урегулирование в течение нескольких лет саботируется руководством Украины. Для Киева и Вашингтона - «мягкий переход» (по выражению одного из руководителей АТО) лишённых права голоса ЛНР и ДНР под управление Украины

[8]. Поэтому появившийся в российских академических кругах оптимизм по поводу перспектив миротворческой операции на Донбассе

[9] представляется неоправданным -по крайней мере до тех пор, пока у власти в Киеве не окажутся более адекватные политики. В этих условиях для Москвы важно избежать двух ловушек.

Первая - стратегическая - связана с основной линией наших западных «партнёров» при ведущей роли Вашингтона, которые делают всё для того, «чтобы вынудить Россию втянуться в противоборство, напрячь свою экономику, напрячь общественное мнение, взорвать Россию по всем фронтам» [10].

В этом плане на украинском направлении под видом перехода к компромиссам, несомненно, будут

6 Молчанов А. США растоптали Минские соглашения и бескомпромиссно наседают // URL: http://kolokolrussia.ru/ukrainskiy-konflikt/ssha-rastoptali-minskie-soglasheniya-i-beskompromissno-nasedaut; Эксперт: США идут на уступки по Донбассу // URL: http://tass.ru/ politika/4912433

7 Иванов Г. Тупик переговорщика. Почему Сурков и Волкер никак не договорятся // URL: http://www.aif.ru/politics/world/tupik_peregovorshchika_ pochemu_surkov_i_volker_nikak_ne_ dogovoryatsya

8 Берновский Р. Введите войска! // URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/24/donbass/

9 Арбатов А. [и др.]. Мир Донбассу. Конфликт на юго-востоке Украины: как продвинуться вперёд // Российская газета. 2018. 16 января.

10 Баранец В. Пасьянс // URL: http:// zavtra.ru/word_of_day/pas_yans_2018-02-05

предприниматься попытки возложить на Российскую Федерацию -в качестве одного из условий урегулирования - бремя восстановления украинской экономики *, подорванной не только войной на Донбассе, но и разрывом хозяйственных связей с Россией, который вызван в первую очередь маниловскими мечтами о «евроинтеграции». Это абсолютно неприемлемо для Российской Федерации и не окупится никакими мыслимыми геополитическими выгодами.

Вторая - тактическая, но также весьма опасная - это риск превращения вводимых на Донбасс миротворцев в орудие внешнего вооружённого вмешательства в конфликт на стороне Киева, т. е., как отметил С. Лавров, фактически в оккупантов [11]. Чтобы минимизировать этот риск, необходимо:

1. Обеспечить максимальную объективность миссии. Для этого добиться, чтобы в составе миротворцев военнослужащие недружественных России государств были представлены по минимуму и не на руководящих позициях. Для равновесия в этот контингент должны входить также представители стран ОДКБ и БРИКС. Взамен можно отказаться от требования об участии в этой миссии россиян.

2. Мандат миротворцев должен быть согласован с ДНР и ЛНР, прописан Советом Безопасности ООН предельно чётко, не допуская расширительного толкования, и не выходить за рамки содействия полному выполнению сторонами мер по обеспечению перемирия, предусмотренных п. 1-3 Минских соглашений.

3. Численность и вооружение миротворцев должны обеспечивать лишь возможность защиты от несанкционированного нападения, а не участия в полномасштабных военных действиях, которые, как показал столь любимый киевскими властями пример Сербской Краины, «голубые каски» всё равно не в состоянии предотвратить.

4. Миротворцы не должны контролировать границу Украины с Российской Федерацией - эта позиция России уже заявлена на самом высоком уровне и в достаточно категоричной форме [12]. Контроль же мест дислокации отведённых тяжёлых вооружений (если о нём удастся договориться) должен осуществляться по обе стороны линии разграничения.

Если наши «партнёры» не согласятся на эти условия, от идеи ввода на Донбасс миротворцев лучше вообще отказаться.

11 Лавров: представитель Госдепа США Волкер разрешил миротворцам оккупировать Донбасс // URL: http://www.mk.rU/poUtlcs/2017/10/31/1аvгоv-predstavitel-gosdepa-ssha-volker-razreshil-mirotvorcam-okkupirovat-donbass.html

12 Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 октября 2017 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 55882

* На возможность в будущем такой постановки вопроса уже намекал К. Волкер (Волкер назвал возмещение убытков от конфликта в Донбассе «темой на будущее» // URL: https://news. rambler.ru/world/39002268-volker-vyskazalsya -o-vozmeschenii-ubytkov-v-donbasse/).

Новый закон Украины и судьба Минских соглашений

События начала 2018 г. оставляют мало надежд на реализацию киевскими властями Минских соглашений. 18 января Верховная рада Украины одобрила Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который в СМИ именуют Законом о реинтеграции Донбасса*. Этот закон официально объявляет Россию «агрессором» и «оккупантом», органы власти ДНР и ЛНР - «оккупационными администрациями», а их вооружённые силы - частью «вооружённых формирований РФ» [13]. Минские соглашения в нём не упоминаются. Однако, по словам С. Лаврова, Москва будет добиваться выполнения Минских договорённостей несмотря на то, что новый закон перечёркивает их. Киев является «абсолютно

недоговороспособным», а «Запад уже не может публично выступать с критикой того, что делают его подопечные» [14]. Последняя формулировка подразумевает, что «за кулисами» страны Запада поддержат официальную российскую позицию и всерьёз потребуют от Киева выполнения Минских соглашений.

Но есть основания полагать, что по крайней мере США не станут этого делать**, поскольку инициатива принятия данного закона, вероятно, исходила от Вашингтона.

Так, известный российский американист В. Васильев обращает внимание на то, что одновременно с его одобрением американское правительственное агентство иБЛЮ опубликовало программу, которая призвана наладить связи между экономикой Донбасса и рынками Украины и ЕС «в ответ на российскую агрессию» с целью, как он считает, «подкупить» население региона, чтобы оно не оказывало сопротивления украинским войскам в случае военного конфликта [15].

13 Про особливост державно! полиики i3 забезпечення державного суверештету Украши на тимчасово окупованих територiях у Донецьий та Лугансьий областях. Закон Укра!ни // URL: http://www.golos.com.ua/article/300158

14 Давыдова Л. Лавров прокомментировал закон о реинтеграции Донбасса // URL: https:// tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201801200903-aurj.ht

15 Булгару Д. «Пряник для народа»: США опубликовали программу по интеграции Донбасса в украинскую и европейскую экономику // URL: https://russian.rt.com/ussr/article/472051-othvatit-vostok-ssha-opublikovali-programmu-po-integracii

* С точки зрения Киева и Вашингтона, этот закон «фактически является законом об особом статусе» для ДНР и ЛНР, предусмотренном Минскими соглашениями, и, таким образом, может рассматриваться в качестве подготовительного шага к их выполнению (Стоякин В. Десять главных болезней Украины, которыми в 2018-м она переболеет в более острой форме // URL: https:// vz.ru/opinions/2017/12/30/901861.html).

** Официальные представители США периодически делают публичные заявления о необходимости выполнения Украиной «Минска-2», которые воспринимаются в Киеве как чисто ритуальные, поскольку ещё чаще они, вопреки фактам, утверждают, что Украина соглашения выполняет (Волкер потребовал от Киева выполнить Минские соглашения // РГ. 2018. 29 января; Поздеева М. США обвинили Россию в невыполнении Минских соглашений // URL: https:// dailystorm.ru/news/ssha-obvinili-rossiyu-v-nevypolnenii-minskih-soglasheniy).

А вероятность такого конфликта теперь многократно возрастает, поскольку «партия войны» в Киеве уверена, что Минские соглашения позволили реорганизовать ВСУ, которые теперь якобы стали одной из сильнейших армий в Европе [16], а новый закон даёт президенту право по собственному усмотрению использовать вооружённые силы в регионе в мирное время, что может ему понадобиться для сохранения своего поста [17]. Разделяющий эти опасения вице-президент Академии геополитических проблем В. Анохин уверен, что успех возможной операции принесёт основную выгоду США и Великобритании. А при неудаче заокеанские партнёры Киева всё спишут на власти Украины, обвинив их в провокации, «подрывающей авторитет Европейского союза» [18].

Впрочем, в украинском руководстве, видимо, есть люди, которые отдают себе в этом отчёт. Во всяком случае, некоторые украинские политики и эксперты считают, что, несмотря на публичные восторги по поводу закона о реинтеграции Донбасса, на самом деле в правительстве нет единства по поводу его выполнения, поэтому, возможно, что его «будут просто саботировать», а реальная политика Киева во мно-

гом будет зависеть от позиции самих военных [19].

Тем не менее окончательное решение по поводу способов «реинтеграции Донбасса», вне всякого сомнения, будет приниматься не командованием ВСУ, и даже не политическим руководством в Киеве. В лучшем случае США станут использовать новый закон для давления на Донбасс и Россию с целью навязывания американского варианта размещения миротворцев. В худшем - инициируют украинское наступление на Донбасс для провоцирования России на силовую реакцию, что позволило бы ввести против неё жёсткие санкции.

Очевидно, что максимальный ущерб такие санкции могли бы нанести в первом полугодии текущего года: в периоды президентской избирательной кампании и последующих перестановок в правительстве, а также накануне и во время футбольного чемпионата мира. И всё же, несмотря на все политические издержки, в случае возобновления на Донбассе активных военных действий Россия, безусловно, будет вынуждена перейти от выжидательной тактики в надежде на признание Западом вины Киева в невыполнении Минских соглашений к полному отказу от них и при-

16 Депутат Рады: Крым Украина вернёт только силой // URL: https://ria.ru/world/ 20180213/1514566939.html

17 С последующей заморозкой. Можно ли урегулировать конфликт между Киевом и Донбассом // URL: https://lenta.ru/articles/2018/02/13/zamorozka/

18 Духанова П., Чурсина М. «Это может стать крупной провокацией»: зачем в Донбасс прибыли британские военные инструкторы // URL: https://russian.rt.com/ussr/article/477140-donbass-instruktory-inostrancylitics/2018/02/06_a_11638831.shtml

19 Тригласов А. Закон прошёл: Украина приступила к реинтеграции Донбасса // URL: https:// www.gazeta.ru/politics/2018/02/06_ a_11638831.shtml

знанию независимости ДНР и ЛНР, а при реальной угрозе их военного поражения и к открытому вмешательству в конфликт* с целью «принуждения к миру» киевских властей по югоосетинскому сценарию.

Нерешительность в этом вопросе будет воспринята и в России, и за рубежом как «сдача» Донбасса со всеми вытекающими последствиями для престижа страны и её международных позиций.

Таким образом, официальная точка зрения Российской Федерации исходит из того, что «Минские договорённости никто не отменял», а «тот, кто сделает первый шаг по слому Минских договорённостей, совершит колоссальную ошибку». С. Лавров дал понять, что терпение России не беспредельно и окончательное принятие украинского закона о реинтеграции будет расценено именно как такой шаг [20]. И всё же этот шаг был сделан 20 февраля 2018 г., когда президент П. Порошенко в прямом эфире украинских телеканалов демонстративно подписал, по словам МИД РФ, «приговор минскому "Комплексу мер", развязав руки "партии войны" и создав предпосылки для "гибельного для украинской государственности сценария"» [21]. В этой ситуации отсутствие внятной реакции Запада невозможно интерпретировать иначе, как поощрение деструктивной позиции Киева.

Библиография • References

Арбатов А. [и др.]. Мир Донбассу. Конфликт на юго-востоке Украины: как продвинуться вперед // Российская газета. 2018. 16 января. [ArbatovA. [i dr.]. Mir Donbassu.Konflikt na jugo-vostoke Ukrainy: kak prodvinut'sja

vpered // Rossijskaja gazeta. 2018. 16 janvarja] Баранец В. Пасьянс // URL: http://zavtra.ru/word_of_day/pas_yans_2018-02-05 [Baranets V. Pas'jans // URL: http://zavtra.ru/word_of_day/pas_yans_2018-02-05]

20 Лавров объяснил, почему Россия не признаёт ДНР и ЛНР // URL: https://ukraina.ru/ news/20180212/1019909400.html

21 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с подписанием президентом Украины закона о так называемой «реинтеграции Донбасса» // URL: http://www. mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/3090905

* Общаясь с американскими коллегами, известный российский политолог А. М. Мигранян откровенно предупредил о возможности такого вмешательства, после чего конфликт может выйти за рамки ДНР и ЛНР - вплоть до возрождения идеи Новороссии. Он также выразил мнение, что, поскольку для России Украина гораздо важнее, чем для США, последние неизбежно «проиграют конфликт любого уровня», так как «на своём заднем дворе Россия будет использовать любую возможность для защиты своих жизненных интересов» (Where Are U. S. - Russia Relations Headed? // URL: http://nationalinterest.org/feature/where -are-us-russia-relations- headed-23920; MajumdarD. Here's What's in Store for U.S. - Russia Relations // URL: http:// nationalinterest.org/ feature/heres-whats-store-us-russia- relations-24040).

Остаётся надеяться, что эта мысль будет донесена и до сознания тех, кто сегодня определяет политику США на украинском направлении, поскольку они, в отличие от предыдущей администрации, видимо, не до конца понимают сложившуюся ситуацию.

Берновский Р. Введите войска! // URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/24/ donbass/

[Bernovskij R. Vvedite vojska! // URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/24/ donbass/]

«Большая сделка» на столе: смогут ли Россия и США решить украинский вопрос // URL: https://news.rambler.ru/politics/38859988- bolshaya- sdelka-smogut-li-rf-i-ssha-reshit-ukrainskiy-vopros/ [«Bol'shaja sdelka» na stole: smogut li Rossija i SShA reshit' ukrainskij vopros // URL: https://news.rambler.ru/politics/38859988- bolshaya- sdelka-smogut-li-rf-i-ssha-reshit-ukrainskiy-vopros/] Булгару Д. «Пряник для народа»: США опубликовали программу по интеграции Донбасса в украинскую и европейскую экономику // URL: https://russian. rt.com/ussr/article/472051-othvatit-vostok-ssha-opublikovali-programmu-po-integracii

[Bulgaru D. «Prjanik dlja naroda»: SShA opublikovali programmu po integratsii Donbassa v ukrainskuju i evropejskuju "ekonomiku // URL: https://russian. rt.com/ussr/article/472051-othvatit-vostok-ssha-opublikovali-programmu-po-integracii]

Волкер назвал возмещение убытков от конфликта в Донбассе «темой на будущее» // URL: https://news.rambler.ru/world/39002268-volker-vyskazalsya -o-vozmeschenii-ubytkov-v-donbasse/ [Volker nazval vozmeschenie ubytkov ot konflikta v Donbasse «temoj na buduschee» // URL: https://news.rambler.ru/world/39002268-volker-vyskazalsya -o-vozmeschenii-ubytkov-v-donbasse/] Волкер потребовал от Киева выполнить Минские соглашения // Российская газета. 2018. 29 января. [Volker potreboval ot Kieva vypolnit' Minskie soglashenija // Rossijskaja gazeta. 2018. 29 janvarja]

Гомзикова С. Киев развязал оборонную войну с Россией // URL: https://svpressa.

ru/war21/article/174771/?qcq=1 [Gomzikova S. Kiev razvjazal oboronnuju vojnu s Rossiej // URL: https://svpressa.

ru/war21/article/174771/?qcq=1] Давыдова Л. Лавров прокомментировал закон о реинтеграции Донбасса // URL:

https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201801200903-aurj.ht [Davydova L. Lavrov prokommentiroval zakon o reintegratsii Donbassa // URL:

https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201801200903-aurj.ht] Депутат Рады: Крым Украина вернёт только силой // URL: https://ria.ru/

world/20180213/1514566939.html [Deputat Rady: Krym Ukraina vernjot tol'ko siloy // URL: https://ria.ru/

world/20180213/1514566939.html] Духанова П., Чурсина M. «Это может стать крупной провокацией»: зачем в Донбасс прибыли британские военные инструкторы // URL: https://russian.rt.com/ ussr/article/477140-donbass-instruktory-inostrancy [DuhanovaP., ChursinaM. «Eto mozhet stat' krupnoj provokatsiej»: zachem v Donbass pribyli britanskie voennye instruktory // URL: https://russian.rt.com/ussr/ article/477140-donbass-instruktory-inostrancy] Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 октября

2017 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 55882 [Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» 19 oktjabrja 2017 goda // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 55882]

60

0Б0ЗРEBАTEЛЬ-0BSERVER

4/2018

Иванов Г. Тупик переговорщика. Почему Сурков и Волкер никак не договорятся // URL: http://www.aif.ru/politics/world/tupik_peregovorshchika_pochemu_ surkov_i_volker_nikak_ne_dogovoryatsya [Ivanov G. Tupik peregovorschika. Pochemu Surkov i Volker nikak ne dogovorjatsja // URL: http://www.aif.ru/politics/world/tupik_peregovorshchika_pochemu_ surkov_i_volker_nikak_ne_dogovoryatsya] Калита В. H. Особенности менталитета украинцев. В контексте российско-украинских отношений // Обозреватель-Observer. 2017. № 9. С. 83-93. [Kalíta V. N. Osobennosti mentaliteta ukraintsev. V kontekste rossijsko-ukrainskih

otnoshenij // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 9. S. 83-93] Калита В. H. Почему Россия не может оставить Украину в покое // Обозреватель-

Observer. 2017. № 5. С. 14-24. [Kalita V. N. Pochemu Rossiya ne mozhet ostavit' Ukrainu v pokoe // Obozrevatel'-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Observer. 2017. № 5. S. 14-24] Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с подписанием президентом Украины закона о так называемой «реинтеграции Донбасса» // URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3090905 [Kommentarij Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svjazi s podpisaniem рrezidentom Ukrainy zakona o tak nazyvaemoj «reintegratsii Donbassa» // URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/3090905] Лавров объяснил, почему Россия не признает ДНР и ЛНР // URL: https://ukraina.

ru/news/20180212/1019909400.html [Lavrov ob»jasnil, pochemu Rossija ne priznaet DNR i LNR // URL: https://ukraina.

ru/news/20180212/1019909400.html] Лавров: представитель Госдепа США Волкер разрешил миротворцам оккупировать Донбасс // URL: http://www.mk.ru/politics/2017/10/31/1аvгоv-predstavitel-gosdepa-ssha-volker-razreshil-mirotvorcam-okkupirovat-donbass. html

[Lavrov: predstavitel' Gosdepa SShA Volker razreshil mirotvortsam okkupirovat' Donbass // URL: http://www.mk.ru/politics/2017/10/31/1avgov-predstavitel-gosdepa-ssha-volker-razreshil-mirotvorcam-okkupirovat-donbass.html] Ложь: Пётр Порошенко пообещал, что дети Донбасса будут сидеть в подвалах // URL: https://www.stopfake.org/lozh-petr-poroshenko-poobeshhal-chto-deti-donbassa-budut-sidet-v-podvalah/ [Lozh': Pjotr Poroshenko poobeschal, chto deti Donbassa budut sidet' v podvalah // URL: https://www.stopfake.org/lozh-petr-poroshenko-poobeshhal-chto-deti-donbassa-budut-sidet-v-podvalah/] «Минск» надо воспринимать как способ решения конфликта, заявили в Госдуме //

https://ria.ru/world/20180212/1514437276.html [«Minsk» nado vosprinimat' kak sposob reshenija konflikta, zajavili v Gosdume //

https://ria.ru/world/20180212/1514437276.html] Молчанов А. США растоптали Минские соглашения и бескомпромиссно наседают // URL: http: kolokolrussia.ru/ukrainskiy-konflikt/ssha-rastoptali-minskie-soglasheniya-i-beskompromissno-nasedaut [Molchanov A. SShA rastoptali minskie soglashenija i beskompromissno nasedajut // http:// URL: kolokolrussia.ru/ukrainskiy-konflikt/ssha-rastoptali-minskie-soglasheniya-i-beskompromissno-nasedaut] Поздeeва M. США обвинили Россию в невыполнении Минских соглашений // URL: https:// dailystorm.ru/news/ssha-obvinili-rossiyu-v-nevypolnenii-minskih-soglasheniy

[Pozdeeva M. SShA obvinili Rossiju v nevypolnenii Minskih soglashenij // URL: https:// dailystorm.ru/news/ssha-obvinili-rossiyu-v-nevypolnenii-mmskih-soglasheniy]

Порошенко перечеркнул Минские соглашения: в России прокомментировали вступление в силу закона о реинтеграции Донбасса // URL: https://news. rambler.ru/ukraine/39222548-poroshenko-perecherknul- minskie-soglasheniya/ [Poroshenko perecherknul Minskie soglashenija: v Rossii prokommentirovali vstuplenie v silu zakona o reintegratsii Donbassa // URL: https://news.rambler.ru/ ukraine/39222548-poroshenko-perecherknul- minskie-soglasheniya/] Резолюция 2202 (2015), принятая Советом Безопасности ООН на 7384-м заседании 17 февраля 2015 года // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N15/043/74/PDF/N1504374.pdf? OpenElement [Rezoljutsija 2202 (2015), prinjataja Sovetom Bezopasnosti OON na 7384-m zasedanii 17 fevralja 2015 goda // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N15/043/74/PDF/N1504374.pdf? OpenElement] С последующей заморозкой. Можно ли урегулировать конфликт между Киевом

и Донбассом // URL: https://lenta.ru/articles/2018/02/13/zamorozka/ [S posledujuschej zamorozkoj. Mozhno li uregulirovat' konflikt mezhdu Kievom

i Donbassom // URL: https://lenta.ru/articles/2018/02/13/zamorozka/] Стоякин В. Десять главных болезней Украины, которыми в 2018-м она переболеет в более острой форме // URL: https://vz.ru/opinions/2017/12/30/901861. html

[Stojakin V. Desjat' glavnyh boleznej Ukrainy, kotorymi v 2018-m ona pereboleet v

bolee ostroj forme // URL: https://vz.ru/opinions/2017/12/30/901861.html] Три года Минским соглашениям. Эксперты рассказали, когда в Донбассе наступит мир. РИА Новости // URL: https://ukraina.ru/digest/20180212/ 1019908368.html

[Tri goda Minskim soglashenijam. Eksperty rasskazali, kogda v Donbasse nastupit mir. RIA Novosti // URL: https://ukraina.ru/digest/20180212/1019908368.html] Тригласов А. Закон прошёл: Украина приступила к реинтеграции Донбасса //

URL: https://www.gazeta.ru/politics/2018/02/06_a_11638831.shtml [Triglasov A. Zakon proshjol: Ukraina pristupila k reintegratsii Donbassa // URL:

https://www.gazeta.ru/politics/2018/02/06_a_11638831.shtml] Эксперт: США идут на уступки по Донбассу // URL: http://tass.ru/politika/4912433 [Ekspert: SShA idut na ustupki po Donbassu // URL: http://tass.ru/politika/4912433] Про особливост державна полиики iз забезпечення державного суверештету Украши на тимчасово окупованих територiях у Донецькiй та Лугансьий областях. Закон Украши // URL: http://www.golos.com.ua/article/300158 Majumdar D. Here's What's in Store for U.S. - Russia Relations // URL: http://

nationalinterest.org/feature/heres-whats-store-us-russia-relations-24040 Where Are U. S. - Russia Relations Headed? // URL: http://nationalinterest.org/ feature/where -are-us-russia-relations- headed-23920

Статья поступила в редакцию 28 февраля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.