Носирова Д.Ш. ассистент
кафедра неврологии, детской неврологии и медицинской генетики Рузиев И.Б. ассистент
кафедра патологической анатомии
Алматов Д.С. студент 3 курса
ТашкентскийМедицинский Педиатрический Институт
Россия, г. Ташкент
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКАХ
СЕРДЦА
Аннотация: Заболевания сердечно-сосудистой патологии часто встречаемая патология как у взрослых так и у детей ,и поэтому в нашей работе отражены неврологические синдромы при врожденных пороках сердца.
Ключевые слова: сердце, пороки, синдромы ,неврологический статус .
The Abstract: Healthy heartily -vascular pathology often meets pathology as beside adult as well as children so in our work reflected neurological syndromes under innate vice heart.
The Keywords: heart, vices, syndromes, neurological status
Изменения нервной системы при врожденных пороках сердца обусловлены прежде всего нарастающим несоответствием кровоснабжения головного мозга потребностям обмена веществ в мозге, развитием хронической недостаточности мозгового кровообращения. Постоянное недонасыщение артериальной крови кислородом приводит к хроническому расстройству питания мозговой ткани кислородом. Вследствие ограничения объема циркулирующей крови в большом и малом круге и связанного с этим уменьшение мозгового кровотока даже без гипоксемии развивается хроническая недостаточность мозгового кровообращения. Сочетание артериальной гипоксемии с дефицитом мозгового кровотока усугубляет тяжесть дисциркуляторных явлений в головном мозге, делает более выраженными изменения нервной системы при врожденных пороках сердца. Нарушение сердечно-сосудистой деятельности при врожденных пороках сердца, особенно аритмии сердца, резкие гемодинамические сдвиги могут явиться причиной церебральных расстройств. Эти изменения лежат в основе формирования тяжелого патологического фона, способствующего развитию неврологических синдромов. Хроническая недостаточность мозгового кровообращения, вызванная врожденными пороками сердца, приводит к морфологическим изменениям в центральной нервной системе, которые происходят уже в антенатальном периоде.[5,6].
Наиболее частыми неврологическими синдромами при врожденных
пороках сердца приводят к дисциркуляторным энцефалопатиям вследствие хронической недостаточности мозгового кровообращения.[1,2]. Дисциркуляторная энцефалопатия — наиболее частый неврологический синдром при тяжелых врожденных пороках сердца. Она установлена у 56,6% больных с врожденными пороками. Ее частота возрастает при «синих» пороках. Симптоматика развивается исподволь, медленно и характеризуется диффузно-мелкоочаговым поражением мозга. [2].
Клинические проявления дисциркуляторной энцефалопатии многообразны и характеризуются диффузными мелкоочаговыми симптомами поражения мозга. У больных отмечаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение интеллектуально-мнестических функций, расстройство в эмоционально-волевой сфере. Дети с дисциркуля-торной энцефалопатией отстают от сверстников в развитии нервно-психических функций. Дети с трудом заучивают стихи, быстро устают. Настроение у них подавленное, часто отмечаются плаксивость, апатия, безучастность, иногда благодушие, эйфория. С возрастом эти явления постепенно усиливаются.
В школьном возрасте, особенно у подростков, формируется развернутая картина дисциркуляторной энцефалопатии. Больные жалуются на головную боль, головокружение, тошноту, утомляемость. У них выявляются выраженная астения, снижение способности к запоминанию, расстройства сна, эмоциональная бедность, сужение круга интересов, повышенная раздражительность. Объективно обнаруживается диффузная органическая симптоматика: нистагм, неравномерность иннервации мимической мускулатуры, асимметрия глазных щелей, носогубных складок, девиация языка, пирамидная недостаточность, парез двигательных черепномозговых нервов , легкие координаторные нарушения. Поскольку дисциркуляторные изменения действуют длительное время, это отражается и на нервно-психическом развитии детей. Такие дети быстро усваивают роль тяжелобольного, которому не только противопоказаны малейшие нагрузки, но и простительны всевозможные капризы. Эти больные отличаются выраженной эгоцентричностью, чрезмерной требовательностью, упрямством, нетерпимостью к возражениям. У некоторых детей обнаруживаются истероидные черты реакции, стремление подчеркнуть тяжесть своего состояния, особенно в случаях, когда возможно неисполнение желаний .[3,5].
В возрасте 3—4 лет у больных с пороками цианотического типа при наличии тяжелых гемодинамических нарушений начинают выявляться признаки задержки физического и умственного развития. Дети позднее начинают говорить, речь долго остается косноязычной, запаздывает формирование навыков самообслуживания. Если здоровый ребенок преддошкольного возраста весь как бы находится во власти внешних впечатлений, его очень легко привлечь к чему-либо, но также легко и отвлечь, то дети с врожденными пороками сердца, особенно цианотического
типа, вяло реагируют на окружающее, у них отсутствует живость и любознательность, присущая данному возрасту, они почти не задают вопросов, не проявляют интереса даже к игрушкам, не обнаруживают выраженной привязанности к матери.[4].
В дошкольном возрасте выявляются неврозоподобные нарушения, которые в наибольшей степени выражены у больных с цианотическими пороками и проявляются повышенной раздражительностью, капризностью, плаксивостью, беспокойным сном с частыми пробуждениями и ночными кошмарами, неусидчивостью, отвлекаемостью. Реже наблюдаются неврозоподобные страхи и ночной энурез. Изменения в интенсивности и характере неврозоподобных нарушений в основном зависят от соматического состояния больных. При ухудшении общего состояния и нарастании гипоксии вначале неврозоподобные нарушения усиливаются, а затем, по мере развития сердечно-сосудистой недостаточности, ослабевают и постепенно исчезают. В психическом статусе начинают преобладать выраженная астения, вялость и апатия.[1,3,6].
С 9—10 лет на фоне эмоциональной незрелости и инфантильности у отдельных детей и подростков с врожденными пороками сердца «синего» типа наблюдаются признаки своеобразного формирования характера в виде особой недетской рассудительности и серьезности, сочетающихся с проявлениями психического инфантилизма.
Таким образом врожденные пороки сердца приводят не только в неврологическим отклонениям ,но и психическим растройствам.
Использованные источники:
1. Герасимова М. М. «Нервные болезни», М., 2003 г., с. 379-381
2. Гимранов Р. Ф., Гимранова Ж. В. «Дифференцировка заболеваний нервной системы», М., 2003 г., с. 56-57
3. Голубева В. А. «Избранные лекции по неврологии», М., 2006 г., с. 34-35
4. Горбач И. Н. «Дифференциация в неврологии», М., 2002 г., с. 344-355
5. Гусев Е. И. «Дифференциальная диагностика в неврологии и нейрохирургии», М., 2005 г., с. 67-122
6. Гусев Е. И. «Нервные болезни», М., 2003 г., с. 537-54020)