НЕВИДИМЫЕ АКТИВЫ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
© Л. А. Крапивина
Уральский государственный педагогический университет Россия, 620017 г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: krapivina_larisa@mail.ru
В статье рассматривается проблема недостаточного использования в педагогической теории и практике результатов исследований, посвященных развитию и обучению человека в разновозрастных объединениях. Рассматривается явление «невидимых активов» как феномена результатов деятельности людей, получающих синергетический эффект, значительно превышающий показатель относительно суммы усилий отдельных составляющих. Представлены результаты проявления эмерджентного эффекта невидимых активов в разновозрастных объединениях, исследованных в отечественной педагогической науке. Выделены системообразующие факторы, определяющий величину, мощность и предел воспитательного потенциала разновозрастного объединения.
На основе историко-генетического анализа показана необходимость использования результатов богатого отечественного педагогического опыта Г. В. Ра-децкого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, И. П. Иванова, В. П. Крапивина и их последователей в социальном развитии подростков XXI века.
Ключевые слова: динамичный синергизм, невидимые активы, разновозрастное объединение, межвозрастная коммуникация, коммунарский дух, связь поколений, силовой потенциал разновозрастных групп.
Одним из парадоксов отечественной системы образования является то, что она пытается формировать социальные знания и навыки подрастающего Человека в одновозрастных группах. В то время как культурная народная традиция всегда предусматривала иные средства, ибо общество разновозрастно. В нем есть младшие (эмоция, жажда жизни и познания мира), юные (энергия, инициатива, стремление к развитию), взрослые (сила, знания, умения, навыки) и мудрые (зрелость, мастерство, разум, опыт). А все они вместе - люди, которые очень нужны друг другу. Возникает резонный вопрос, по какой причине в нашем обществе отсутствуют воспитательные системы, включающие в субъектный компонент представителей всех возрастных категорий граждан: детей, подростков, юношей, взрослых и пожилых людей?
Ни для кого не открою какой-то новой истины, утверждая, что одновозрастное объединение (как система) искусственно создается взрослыми с целью выполнения дидактических или воспитательных задач, а разновозрастное объединение (как система) зарождается естественным образом и развивается в любом социальном объединении людей с целью обеспечения процесса межвозрастного взаимодействия. Результаты данного взаимодействия часто использовались государством при выполнении больших социально значимых целей, но в большинстве случаев сами объединения не становились объектом достаточно серьезных исследований.
Несмотря на отсутствие точного определения и понимания в науке явления «невидимых активов» многие исследователи разновозрастных объединений, неоднократно указывали, что такие группы особым образом сплачивают людей, позволяя им выполнять достаточно сложные социальные и воспитательные задачи.
В общем виде это явление можно охарактеризовать так: процесс создания и результаты крупных социально значимых дел усиливают связи в отношениях между людьми, определяя последовательное наращивание потенциала «невидимых активов», суммарный показатель которого, в свою очередь, создает условия для появления новых еще более значимых дел. Рассмотрим два примера.
В воспоминаниях одного из скаут-мастеров Г. В. Радецкого указано: «Во время Первой мировой войны (1914 г.) скауты несли службу связи при различных учреждениях Общества красного Креста, работали в качестве помощников санитаров в лазаретах, организовывали бюро по подыскиванию квартир для беженцев, несли дежурство на вокзалах железных дорог для оказания помощи прибывающим семействам беженцев, оставались с детьми, когда родители уходили в город. Герл-скауты широко развивали свою помощь на питательных пунктах, в госпиталях, на складах перевязочных материалов, в детских приютах. Особо отмечали санитарную команду, сформированную из скаутов старшего возраста, которым охотно помогали младшие ребята. Эта команда всегда бралась за особо трудную работу, (выделено Л. К.) например, помогала при разгрузке военных санитарных поездов. Сначала скауты помогали раненым выходить из вагонов, провожали их до санитарных автомобилей и сопровождали до указанного госпиталя. Затем, дополнительно стали нести дежурства, помогая персоналу госпиталя, ухаживая за ранеными воинами и исполняя их поручения и просьбы» [1, с. 45].
Добавим, что в таком сообществе достаточно быстро возникает своего рода особое внутреннее информационное пространство, которое обеспечивает всех участников межвоз-растных отношений необходимой им дополнительной информацией. Ребята достаточно быстро осознают отличие этих новых отношений, от уже имеющихся в накопленном социальном опыте, и начинают создавать социально-нравственное устойчивое воспитывающее пространство, которое не зависит и не нуждается в постоянном контроле взрослых наставников. Не являясь родственниками по крови, дети разного возраста начинают испытывать по отношению друг к другу симпатию и родственные чувства, несмотря на разницу в уровне интеллектуального, социального и физического развития.
Важно отметить, что связи и отношения между представителями разных поколений, которые С. Л. Рубинштейн называет «межвозрастными», П. Т. Ширяев - «семейными», В. Д. Семенов - «общинными», С. Т. Шацкий - «артельными», А. С. Макаренко - «коллективными», И. П. Иванов, В. А. Караковский, Р. В. Соколов, В. Л. Ситников и другие - «коммунарскими», Б. З. Вульфов,
В. П. Крапивин, М. И. Рожков, а так же автор данной статьи- «разновозрастными», являются системообразующим фактором, определяющим величину, мощность и предел воспитательного потенциала разновозрастного объединения. Их характеризует эмоциональная насыщенность и социально-нравственная устойчивость. Им присуща альтруистическая и позитивная проявленность личности. Понятия чести, достоинства, дружбы, солидарности предельно выражены в них через большую силу целенаправленного коллективного внушающего воздействия на подростка, которое выполняют специальные органы совместного управления.
Внешними показателями высокоорганизованной системы управления разновозрастным объединением являются: идентификация возможностей, множественные взаимосвязи, ограничения, определяемые традицией, управление перемещением ответственности, ротация выборных руководителей, благотворительная направленность совместной деятельности, коллективное планирование, коллективное исполнение и коллективная оценка сделанного, чередование творческих поручений, институт временных «советов дела» при высшей
власти «общего сбора», многодневные «сборы», летние палаточные лагеря, коммунарский дух и многое другое. Коллективный характер процессов в разновозрастных коммунарских объединениях отмечают многие исследователи.
Многочисленные свидетельства очевидцев подтверждают, что во время коллективных творческих дел разновозрастных коммунарских объединений: (КТД), «Радость детям», «Радость селу», «Помощь детскому дому», «Трудовой десант», «Идеологический фронт» удивляла, а порой «захватывала», непривычная атмосфера всеобщего эмоционального подъема, дружеского общения, взаимопомощи, стремления сделать всякое дело сообща. Р. С. Варганова обозначила, что главным условием эффективного функционирования такого рода объединений становится организация крупных значимых дел, которые сплачивают участников, создавая условия для проявления творчества и инициативы [2, с. 26-27].
Также РВО создает условия для испытания своих сил в проблемных «взрослых ситуациях» и создает условия для реализации возможности апробации различных вариативных форм преодоления трудностей.
А. Н. Лутошкин характеризует это явление как эмоциональный суммарный показатель соотношения настроений индивидуальных состояний и общего настроения как совокупности ощущений своего коллектива [3, с. 58].
В данной статье мы остановимся только на рассмотрении явления, которое получило в литературе название «коммунарский дух». В документальных свидетельствах и воспоминаниях многих участников коммунарских объединений утверждается, что в «коммунарстве» главное не идеи и не дела, а именно «дух», т.е. атмосфера, свойственная именно коммунар-скому объединению [5, с. 79]. В. А. Караковский, применивший методику проведения комму-нарских сборов в условиях массового общеобразовательного учреждения г.Москвы (8001500 учащихся), установил, что атмосфера, возникающая во время коллективных творческих дел (КТД), удивляет, заряжает, заражает, привлекает и высоко эффективно влияет (в воспитательном плане) на каждого участника [6, с. 55].
А. С. Макаренко обозначил такую форму эмоционального проявления коллективной силы термином «мажор». С. Т. Шацкий называл появление подобного эффекта в воспитательной системе «товарищеским подъемом». И. Н. Жуков определял это явление как «единение душ». Я. Корчак называл его «коллективной совестью». В. П. Крапивин определил его как «отрядная атмосфера». Последователи И. П. Иванова описывали данное явление как «коммунарский дух». Как отмечают выпускники коммунарских клубов, ленинградского КЮФа (И. Аванесян), объединений-последователей, входивших в состав московской комму-нарской системы Хавской (М. Кожаринов, С. Тишин), петрозаводских коммунарских объединений и центров (С.Воздвиженский, Д. Рогаткин), свердловского «Алого Паруса» (А. Загорю-ев), пермского клуба юных коммунаров (И. Зуева, А. Басс), в коммунарстве многих привлекал именно «дух».
Исследователи синергетики Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс определили данное явление как «динамичный синергизм невидимых активов» [7, с. 81]. В рамках данного исследования «невидимые активы» рассматриваются как присущие человеку и разновозрастному объединению материально не выраженные внутренние ресурсы, обеспечивающие процесс динамичного развития личности и всего РВО в целом.
«Невидимый актив» понимается нами как психологический эффект, выраженный в качестве всеобщего эмоционального подъема, ярко проявленного через доброжелательное сво-
бодное общение, взаимопомощь в процессе деятельности, энтузиазм, творчество, возникающие в результате межвозрастной коммуникации.
Невидимые активы могут проявляться с особой силой практически сразу по мере появления РВО. Кроме того, они могут накапливаться и применяться на протяжении длительного времени, обеспечивая разновозрастное объединение постоянными ресурсами и новыми возможностями, помогающими активно приспосабливаться к динамично меняющемуся миру.
Г. Н. Сериков и С. Г. Сериков утверждают, что в гуманном образовании выведение системы соотношения личного и межличного во взаимоотношениях участников из равновесного (установившегося) состояния продиктовано необходимостью развития свойств личности и развития всей системы взаимоотношений. Длительное пребывание такой системы в неравновесном состоянии приводит к накоплению внутрисистемной энергии, обусловливающей переход этого состояния в равновесное с новыми изменившимися свойствами. Появление новых свойств в воспитательной системе, в свою очередь, последовательно определяет качественные изменения ресурсных накоплений ее потенциальных сил [4, с. 79-81].
Важно отметить, что авторы воспитательных систем РВО использовали принцип межвозрастного сотрудничества в условиях разных организационных форм. Например, Л. Н. Толстой (школа), С. Т. Щацкий (община, клуб, детское загородное поселение), О. И. Пан-тюхов, И. Н. Жуков, А. С. Макаренко (патрули, отряды, дружины, колонии), И. П. Иванов (штабы, клубы, сборы, круглогодичный всероссийский лагерь), В. П. Крапивин (внешкольное разновозрастное общественное объединение).
Рассмотрим, как это происходит в РВО «Каравелла» (г. Екатеринбург)? Личность подростка, попадая в условия разновозрастных субъект-субъектных отношений самостоятельно определяется со своим местом в общем (межличном), не теряя при этом личного (индивидуального). Это происходит на основе компромиссов с собой и партнерами, в результате которых проявляется субъект-субъектная пропорция (соотношение) личного и межличного. Допуск смещения пропорционального соотношения возможен в различных вариантах рассмотрения, но нормативно-правовой фактор обеспечивает условия проверки и контроля выравнивания уровня соотношений за счет потенциала внутренних невидимых активов самой личности и всего разновозрастного объединения.
В качестве примера рассмотрим один из отзывов о результате реализации эмерджент-ного эффекта в отряде «Каравелла». Его написал Саша П. (13 лет) подросток-сирота, приехавший на одну из программ «Каравеллы» в 2010 из Медновского дома-интерната г. Твери: «Ехал и боялся. Хотел, чтобы все, было так, как в книге В. Крапивина. Очень хотелось, чтобы было именно так, но и был страх, что меня не примут. А еще я молился, сам не знаю почему. А потом я увидел отрядных ребят. И понял, что их жизнь лучше книги. Прямо на вокзале стали происходить настоящие чудеса. Меня сразу взяли жить в настоящую семью. У меня снова (пусть всего на две недели) появились родители и бабушка. Я возвращался в интернат без сожаления, потому что знал, что эта семья решила взять меня под опеку. Моих новых родителей и двух братьев не испугало даже, когда они узнали, что у меня есть младший брат, который живет в другом детском доме. Всего за месяц нам с братом дали российское гражданство, хотя до этого бумаги ходили где-то почти два года. Летом мы попали на парусную практику, где учились управлять яхтой, фехтовать, писать заметки, выпускать газеты, рисовать плакаты, ставить спектакли. А еще дружить по-настоящему. И это все произошло всего за полгода. Если честно, мне все время казалось, что я нахожусь в какой-то сказке, что все
происходит не со мной и что все происходит как-то слишком быстро. В «Каравелле» я поверил, что чудеса делают люди (интервью в декабре 2010).
Как же работает механизм усиления и ускорения процессов в решении вопросов и проблем разновозрастного объединения? Согласно системно-синергетическому подходу, силу воздействия РВО определяет появление нового типа связей, который возникает только при условии объединения усилий людей разного возраста. В управление синергизмом наибольшее значение имеет вовлеченность участников в процесс принятия решений, а главное равноправное распределение ответственности. Когда все участники осознают важность решения проблемы и начинают работать над решением задач, то коллективный поиск достаточно быстро помогает достигнуть успеха. Именно связь поколений создает социальные условия (межличное поле взаимодействия), в результате которых разные силовые потоки оказываются связаны между собой, изменяя, расширяя и усиливая не только потенциальные возможности воспитательного взаимодействия каждого человека, но и общий потенциал всей системы.
В рассмотренном примере, Саша, действительно, не просто хотел иметь семью, но и совершал конкретные действия, отражающие его состояние и желание на других людей. Эффект обратной связи, который особым образом был усилен в РВО за счет открытого межвоз-растного общения, взаимодействия, коллективного поиска. Все это запустило процесс решения проблемы, осознаваемой, как групповая, а не индивидуальная, результатом которой стало появление новой семьи. В настоящее время Саша и его брат уже три года живут в г. Екатеринбурге и воспитываются в приемной семье.
Именно связь поколений создает феноменальные по силе социальные условия (межлич-ное поле взаимодействия), в результате которых различные воспитывающие силовые потоки оказываются связаны между собой, изменяя и усиливая не только потенциальные возможности воспитательного взаимодействия каждого субъекта, но и общий потенциал всей системы. Напомним, что в любой социальной, неравновесной системе наличие прямых и обратных связей объективно приводит к постоянному изменению системы, увеличивая варианты реализации сложившейся в ней неравновесности, что, в свою очередь, способствует появлению нового силового потенциала, не свойственного как компонентам в отдельности (личное), так и всей системе в целом, когда она находится в состоянии равновесия (межличное).
Выявленный тип межвозрастных отношений обеспечивает появление ощущения безопасности воспитательного пространства, а также усиление реализации субъектами адаптивной, коммуникативной, креативной функций. Как показываю результаты данного исследования, разновозрастный состав субъектного компонента во многом определяет и усложняет характер системных связей, когда каждый компонент воспитательной системы РВО начинает выполнять функцию не одной, а всех действующих сил. При таком условии РВО создает такой феноменальный по силе уровень отношений компонентов (элементов, потоков, энергетических импульсов), который, существенно усложняет и усиливает все компоненты, функции, свойства, факторы и связи воспитательной системы, определяющие величину ее общего силового потенциала. Именно поэтому дети и подростки так стремятся попасть или создать РВО.
Эти стихийно возникающие и распадающиеся детско-подростковые объединения, обеспечивающие целенаправленное воздействие на тот или иной состав молодых граждан, в котором формируются социальные установки, являющиеся своеобразным регулятором пове-
дения личности в обществе. Основная причина появления все более крупных и разнообразных РВО обусловлена тем, что общество в ходе исторического процесса, по мере усложнения социальных организмов, укрупнения городов, возникновения государств и развития коллективных общностей (род-народ-человечество), постоянно пыталось выработать методы повышения эффективности приобщения всех субъектов к желаемой системе восприятия действительности и нормированного поведения в социально типичных ситуациях. На определенном этапе развития человеческой цивилизации влияние макросреды стало настолько могущественным, что, изменения естественные, непосредственные межличностные связи людей, например в семейном воспитании, на микроуровне, определило межличностные связи макроуровня.
К сожалению, социально-психологические особенности процесса появления и развития укрупненных РВО в мировой и отечественной науке исследованы пока недостаточно. Есть основания полагать, что каждая эпоха развития человечества создает особые условия для возникновения и развития нового типа воспитательной системы РВО на микро и макроуровнях.
Десятилетие 1954-1964 годов ХХ века получило в истории России образное название «оттепель». Все позитивные и негативные явления данного периода историки во многом связывают с личностью Н. С. Хрущева. Хрущевское время вошло в историю как одна из самых ярких и противоречивых страниц советского времени. Основным содержанием хрущевской эпохи стали осуждение культа личности Сталина, начавшийся процесс реабилитации жертв необоснованных репрессий и социальные преобразования: широкая программа восстановления сельского хозяйства, интенсивное жилищное строительство, техническое перевооружение промышленности, освоение космического пространства.
В качестве результатов, определивших развитие гуманистического направления в педагогике и пропаганду демократических принципов взаимоотношений между людьми, на наш взгляд, важно выделить появление в названный период социальных явлений нового типа: движения студенческих отрядов (1955), движения туристических клубов и клубов авторской песни (1956), движения коммунарских клубов (1959), движения команд КВН (клуба веселых и находчивых) (1961), всероссийского детского лагеря «Орленок» (1960), создание молодежных жилых комплексов (1967). Также с июля 1961 года начала работать разновозрастная команда «БВР» - прародитель отряда «Каравелла».
Период «оттепели» характеризует еще и то, что под влиянием событий и явлений именно данного периода сформировалось целое поколение людей, которые и в последующие годы «застоя» сохранили верность демократическим принципам и стремление воплотить в жизнь провозглашенные или декларируемые идеалы. Исследователи психологопедагогической науки утверждают, что наиболее ярко это поколение проявилось именно в коммунарском движении. Как отмечает Р. С. Варганова, «коммунарство - примета оттепели. Это было время, когда в истории Советского государства «распахнулись окна, двери, и души для инициативы и творчества. И творчество не заставило себя ждать» [2, с. 21].
Руководители коммунарских отрядов и городских штабов пионерского и комсомольского актива сразу задумывали создание такого рода объединений как альтернативу формальным пионерским отрядам, для оживления внешкольной работы и направления бурной энергии молодости в общественно-полезную деятельность. С.Д.Поляков назвал коммунарскую методику феноменом педагогической действительности, которая возникла в Советском Союзе не благодаря, а вопреки государственной педагогической системе» (цит. по Р. Соколову [5, с. 62]).
Термин «коммунарское движение» появился в прессе с 1963 года, когда в стране появились сотни секций клуба «Юных коммунаров». К 1966 году их было более 500. Понятие «коммунарское движение» определяла воспитательная система творческого саморазвития коллектива и личности, разработанная И. П. Ивановым на основе опыта С. Т. Шацкого, О. И. Пантюхова, И. П. Жукова, А. С. Макаренко и тимуровского движения А. П. Гайдара. По мнению В. Л. Ситникова, «коммунарство - стихийно осуществленный в СССР уникальный социальный психолого-педагогический эксперимент, оставшийся практически незамеченным ни философией, ни психологией в шестидесятые годы, но который будет оценен по достоинству будущими поколениями» [2, с. 8].
На наш взгляд, в коммунарстве воспитательная система РВО была экспериментально проверена и результативно проработана на практике, но, к сожалению, не получила глубокого научно-обоснованного изучения в официальной педагогической теории. Объяснялось это вполне простой причиной - альтернативным характером существования коммунарства по отношению к официально признанным в государстве и изучаемым воспитательным системам пионерской и комсомольской организаций.
Многолетние исследования И. П. Иванова и его последователей позволили установить следующее. Социальное развитие личности подростка, включенного во взаимодействие с людьми другого возраста, характеризуют возникновение общих целей деятельности и изменение отношения взрослеющего человека к пониманию его роли среди взрослых и других детей. Это отношение выражено в проявлении форм делового сотрудничества и предметносодержательном общении участников. Изучение «предшественников» позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, приемов и методов, которые постепенно в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы превратились в стройную, цельную концепцию, которую стали называть «коммунарской методикой», «теорией и методикой коллективного творческого воспитания». В чем суть методики? Деятельность, в процессе которой преобладают отношения творческого содружества поколений, позволяет открыто решать конкретные практические задачи изменения и улучшения жизни окружающих, как групповые, так и индивидуальные. Одновременно незаметно (открыто) решаются задачи воспитания положительных качеств личности и преодоления отрицательных. Это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К ним относятся: поведение, общение, трудовая, познавательная, художественно-эстетическая, оздоровительно-спортивная, организаторская деятельность.
Кроме того, именно И. П. Иванов, творчески продолжая теоретические исследования
С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и других, обнаружил закономерность повышения эффективности результатов развития личности подростков в разновозрастном объединении (у А. С. Макаренко - коллективе, С. Т. Шацкого - сообществе, И. П. Иванова - коммуне) в двух формах. Во-первых, в форме появления традиций, связанных с естественным постоянным накоплением опыта и ненасильственной передаче жизненно важной информации от старших поколений к младшим в конкретный исторический период. Во-вторых, в форме тесного взаимодействия возрастов, которое обеспечивает появление специфических отношений между старшими и младшими (эмерджентный эффект, возникающий только при определенных условиях. - И. Пригожин).
Эмерджентный эффект невидимых активов разновозрастных объединений гуманистической направленности проявляется в усилении демократических форм товарищеской забо-
ты, сотрудничества, взаимопомощи, требования, контроля, коллективного поиска решения и т.д. В результате чего младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочие навыки старших, а также приучаются уважать старших и их авторитет. У старших, в свою очередь, воспитываются внимание к человеку, великодушие к миру и требовательность к себе, умение защитить идеи и результаты коллективной деятельности. За счет появления эмерджентного эффекта процессы обучения, воспитания, социализации и осознания социальной ответственности значительно ускоряется и у старших, и у младших.
Завершая разговор о потенциале невидимых активов, отмечу еще один важный аспект, проблематика развития личности молодого человека находится в плоскости смыслообразующих жизненных потребностей, особо актуализирующихся в подростковом возрасте. Движения «коммунаров» и «крапивинцев» смогли удовлетворить эти потребности в силу своей гуманистической направленности, именно поэтому они стали столь массовыми и разновозрастными, идеи и методика которых распространялись, прежде всего, силами самих детей, конечно, при помощи взрослых.
Результат эмерджентного эффекта достижений каждой личности выражен в том, что в РВО подросток быстрее осознает роль взрослого, и не испытывает тревоги перед встречей с будущим новым для него состоянием тела, души и потерей ощущений детства. Это происходит потому, что принцип добровольного объединения с разными людьми существенным образом снижает тревожные подростковые ощущения, которые компенсируются творческой деятельностью всего сообщества и постоянным общением с представителями других поколений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / Сост. В. Л. Кучин, В. И. Несевря. М.: Изд. Федерации скаутов России, 1998. 474 с.
2. Теория, история и практика педагогики социального творчества // Материалы конференции памяти академика И. П. Иванова. Екатеринбург: Урал. ин-т практ. психол. 2004. 105 с.
3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с.
4. Сериков Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании. Челябинск: ЧГПУ, 1999. 242 с.
5. Соколов, Р. В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М.: Социнновация, 2003. 142 с.
6. Караковский, В. А. Грани воспитания (раздумья педагога). Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1974. 128 с.
7. Кэмпбел, Э. Стратегический синергизм. Как создается кумулятивный положительный эффект. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
Поступила в редакцию 18.02.2014 г.
INVISIBLE ASSETS OF UNEVEN-AGE ASSOCIATIONS © L. A. Krapivina
Ural State Pedagogical University 26 Kosmonavtov Ave., 620017 Yekaterinburg, Russia.
E-mail: krapivina_larisa@mail.ru
The problem of insufficient usage of research results devoted to the development and teaching a person in multi-aged in pedagogical theory and practice is considered. The occurrence of “invisible assets" as a phenomenon of human activity results is also reviewed. These results show the synergic effect that considerably exceeds the index relative to the effort sum of separate components. The results of the emergent effect of invisible assets manifestation in multi-aged unions studied in Russian pedagogical science are represented. The systemic factors defining the magnitude, power and limit of educative potential of a multi-aged union are singled out. The necessity of using the results of rich Russian pedagogical experience of G. V. Radetskiy,
S. T. Shatskiy, A. S. Makarenko, I. P. Ivanov, V. P. Krapivin and their followers of the 21st century in studying social development of adolescents based on the historical-genetic analysis is shown in the paper.
Keywords: dynamic synergism, invisible assets, multi-aged union, inter-aged communication, commune spirit, generation connection, power potential of multi-aged groups.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.
Please, cite the article: Krapivina L. A. Invisible Assets of Uneven-Age Associations // Liberal Arts in Russia. 2014.
Vol. 3. No. 3. Pp. 189-197.
REFERENCES
1. Sbornik istoricheskikh ocherkov osnovatelei skaut-skogo dvizheniya i uchastnikov sobytii. Comp. V. L. Kuchin, V. I. Nesevrya. Moscow: Izd. Federatsii skautov Rossii, 1998.
2. Teoriya, istoriya i praktika pedagogiki sotsial’nogo tvorchestva. Materialy konferentsii pamyati akademika I. P. Ivanova. Ekaterinburg: Ural. in-t prakt. psikhol. 2004.
3. Lutoshkin A. N. Emotsional’nye potentsialy kollektiva [Emotional Potentials of the Collective]. Moscow: Pedagog-ika, 1988.
4. Serikov G. N. Zdorov’esberezhenie vgumannom obrazovanii [Health Care in a Humane Education]. Chelyabinsk: ChGPU, 1999.
5. Sokolov, R. V. Uchastie naseleniya v vospitanii detei i podrostkov po mestu zhitel’stva [Community Involvement in the Education of Children and Adolescents at Place of Residence]. Moscow: Sotsinnovatsiya, 2003.
6. Karakovskii, V. A Grani vospitaniya (razdum’ya pedagoga) [Facets of Education (Teacher's Thoughts)]. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skoe kn. izd-vo, 1974.
7. Kempbel, E. Strategicheskii sinergizm. Kak sozdaet-sya kumulyativnyi polozhitel’nyi effect [Strategic Synergies. How Cumulative Positive Effect Is Created]. Saint Petersburg: Piter, 2004.
Received 18.02.2014.