Научная статья на тему 'Невербальные знаки как неотъемлемая часть речевого общения'

Невербальные знаки как неотъемлемая часть речевого общения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6678
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальные знаки как неотъемлемая часть речевого общения»

2006'02

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ВОРОНЦОВА Ю.А.,

ХОРОШКО Е.Ю.,

кандидат филологических наук, доцент кафедры кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков БелЮИ МВД РФ русского и иностранных языков БелЮИ МВД РФ

Культура речи — сложное и многоаспектное понятие. В основе его лежит существующее в сознании человека представление о "речевом идеале", образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам. Классическое определение принадлежит С.И. Ожегову, в основе которого лежит представление о нормах как наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических), которые существуют, образуются вновь или извлекаются при необходимости из пассивного запаса прошлого. Причем правильный выбор языковых средств способствует достижению коммуникативных целей.

Речевое общение подразумевает нечто большее, чем простая передача информации. Это и обмен чувствами, сопереживание, взаимовлияние, взаимодействие. Общение бывает работой (для депутатов парламента или психотерапевта), отдыхом (для весело болтающих подружек), жизненной потребностью (для маленького ребёнка или узника камеры-одиночки). Иногда оно служит досадной помехой, иногда - способом самовыражения, иногда превращается в мучительную обязанность.

Следует помнить, что в общении важным оказывается не только грамматическая правильность речи, но и социально приемлемые

коммуникативные навыки, включающие:

- знание значения и смысла слов, фраз;

- темп речи (быстрый, средний, замедленный);

- модуляцию высоты голоса (плавная, резкая);

- тональность голоса (высокая, низкая);

- ритм (равномерный, прерывистый);

- тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий);

- интонацию;

- дикцию речи;

- выразительные качества голоса;

- характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, звуки типа «хм-хм», «э-э-э» и др.).

Все эти каналы коммуникации должны приниматься в расчет, поскольку они наряду с лингвистическими средствами служат для передачи информации. Чаще всего люди общаются с помощью слов (вербально). Наряду с ними актами общения выступают и невербальные средства, такие как жесты (кивнуть головой, погрозить пальцем, показать кулак), мимика (улыбка, каменное лицо), рисунки (дорожные знаки, нарисованное послание), поступки (обиженная девушка выбрасывает букет цветов в мусор) и др.

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при общении воспринимается через язык тела и жестов и звучание голоса (55%), а 38% через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует,

что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим.

Особенность невербальной коммуникации в том, что она осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться самостоятельно. К невербальным знакам относятся: язык тела, жесты, мимика, положение тела в пространстве, проксе-мика, тактильная коммуникация, одежда и внешний вид.

Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.). Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста. Как и у животных, позы человека, точнее их семиотическая интерпретация, не являются полностью врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными.

Однако существуют случаи, когда языку тела специально обучают для достижения благоприятного впечатления. Например, конкурсы красоты, на которых каждая кон-курсантка обучается таким движениям тела, которые излучают теплоту и искренность. Чем с большим мастерством участница конкурса может передавать эти сигналы, тем больше очков она получит от судей. Но даже опытные специалисты могут имитировать нужные движения только в течение короткого периода времени, поскольку вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям. Многие политики являются опытными специалистами в области копирования языка тела и используют это для того, чтобы добиться расположения своих избирателей и заставить их поверить своим речам. Лицо чаще, чем какая-либо другая часть человеческого тела, используется для скрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем головой и подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и с тела, и словами.

Жесты - способ знакового использования рук, ног или головы. Существует широкое и узкое толкование термина «жест». В широком смысле это слово объединяет все движения человеческого тела, а также позы и даже

расстояния между собеседниками; в узком смысле жестами называют только движения рук, головы [3]. Например, махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание; показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками - размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это и не считается приличным в обычном контексте. Но если это делается в контексте профессионального дискурса, то это вполне приемлемо и даже необходимо (футбольные арбитры указывают на центр поля или в сторону ворот).

Иллюстративные жесты - самый обширный класс жестов, направленных на передачу информации и выполняющих коммуникативную функцию. Иллюстраторы - жесты, сопровождающие какой-то речевой фрагмент (в отличие от жестов-эмблем, которые могут употребляться независимо от речи и имеют самостоятельное лексическое значение) и связанные с содержанием слов. Жесты-иллюстраторы делятся на следующие типы:

Дейктические жесты - говорящий указывает на некоторый референт или точку во времени или пространстве (подойди / отойди) - движением руки говорящий показывает перед собой, куда именно подойти / отойти).

Жестовые ударения - короткие и простые по форме движения руки, обычно согласованные по времени с интонационным ударением, хотя могут появляться независимо от него.

Изобразительные жесты - наиболее сложные по форме, они передают слушающему какую-то информацию, дублируя или дополняя слова (Просто вот / две коробки нагружал журналов там, дисков всяких - говорящий держит ладони перед собой на большом расстоянии параллельно друг другу, показывая, что журналов и дисков было очень много).

Ритмические жесты - по форме многократные жестовые ударения, падающие на каждый слог или на ударный слог каждого слова в выделяемом фрагменте, например, может быть, те|бе / работу | стоит поме|нять?

Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, могут помогать или мешать слушателям воспринимать информацию. Однако отсутствие жестов (т.е. руки, постоянно висящие вдоль тела или зафиксированные в какой-то статической позе) - это тоже жест, который несет о нас определенную информацию.

Иногда какой-то жест повторяется очень

2006'02

НАШИ

часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки, например, потирание носа, затылка, подбородка или слишком частое поправление очков, или верчение какого-то предмета в руках - это «жесты-паразиты». Помните, что не следует перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями.

Иногда жесты не соответствуют произносимым словам, например: «Здравствуйте, уважаемые дамы и господа» - на слово дамы

- жест в сторону мужчин, на слово господа, жест в сторону женщин. Или: «Преступник должен понести наказание... Таких мерзавцев нужно сажать в тюрьму.», речь прокурора убедительна, но на словах преступник и мерзавец он делает указательные жесты в сторону судьи.

Во всем мире основные коммуникативные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови.

Как языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальные знаки одной нации отличаются от знаков другой. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одного народа, у другого

- он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Жест «О'кей» или кружок, образуемый пальцами руки, был популяризован в Америке в начале 19 века, главным образом, прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения относительно того, что обозначают инициалы «ОК»: или «все правильно»; или антоним к слову нокаут, которое по-английски обозначается буквами К. О; или это аббревиатура от имени места рождения американского президента, использовавшего эти инициалы (О.К.) в качестве лозунга в предвыборной кампании. Нет уверенности

в том, какое мнение является истинным, но похоже, что кружок сам по себе обозначает букву О в слове 0'кеу. Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии, в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» / «ничего», в Японии - «деньги».

Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии используется в трех значениях: при «голосовании» на дороге; «все в порядке»; при оскорблении (когда большой палец резко выбрасывается вверх), означая нецензурное ругательство.

Эти примеры говорят о том, к каким недоразумениям могут привести неправильное толкование жестов, не учитывающее национальные особенности говорящего. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы о значении жестов и языка тела, необходимо учесть национальную принадлежность человека.

Мимика - способ использования выражения лица для передачи / получения информации. Инструментом мимики являются глаза и рот: мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке и взгляде. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица - физиогномикой - занимался еще Аристотель. Считается, что можно распознать характер человека по лицу. В древнем мире проводили аналогии с животными: густая грива, широкий нос и большой рот (лев) = смелость и настойчивость; лицо лисы = лисья натура, голова овцы = безобидный и смиренный характер, бычья наружность = неоправданное упорство.

Положение тела - способ держать себя (наше тело). Многое в семиотике тела восходит к природным инстинктам. Семиотика тела весьма важна при первой встрече, ведь собственно человеческие моменты личности еще не успели проявиться. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного по отношению к хищнику, а расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Например, во время собеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво.

Проксемика - способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними (любовь - дружба - доброжелательность - недоброжелательность - вражда). Проксе-мические средства выполняют разнообразные функции в общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и прок-семические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения [4]. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.

Тактильная коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. К ней относятся различные прикосновения, похлопывания по плечу, по щеке, хождение под руку и в обнимку, рука на плече и т.п.

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и др.) свидетельствуют о более стабильных вещах: о личности коммуниканта, о его социальном статусе,

роли, работе. В современной реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой: депутат, бизнес-леди и др. Также с контекстом общения связан цвет одежды: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации.

С древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются знаками: знаки различия в армии, политические знаки (медведь, яблоко), памятные знаки и медали. Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы.

Таким образом, нельзя в речевом общении рассматривать вербальные и невербальные средства изолированно (или преуменьшать значение одного из них), так как коммуникация складывается из двух взаимосвязанных составляющих: вербальных и невербальных.

Литература

1. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.

2. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. - Ростов-на-Д., 1997.

3. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М., 2002.

4. Почепцов Г.Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. - Калинин, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.