УДК 159.9.072.5
Енгалычев Вали Фатехович
доктор психологических наук, профессор
Леонова Елена Васильевна
доктор психологических наук
Куклина Олеся Аркадьевна Леонтьев Артем Юрьевич
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского valiyen@gmail.com, evl.tksu@yandex.ru, kuklinaolesya@yandex.ru, dbgrid@yandex.ru
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТОВЕРНОСТИ СООБЩАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 18-013-01045
Рассматривается проблема психологического анализа поведения людей в юридически значимых ситуациях. Представлены результаты исследования невербальных показателей психологической недостоверности сообщаемой информации лицами с различной конституциональной структурой (КС) в контексте подхода Л.Н. Собчик.
Выборку составили 50 чел. в возрасте 18-25 лет (14 юношей и 36 девушек). Тип КС оценивался с помощью ИТО Л.Н. Собчик. Исследование жестикуляции проводилось в ходе полуструктурированного интервью с видеозаписью. Анализ видеозаписей производился с использованием программного пакета The Observer XT 12, для статистического анализа данных применялся пакет Statistica 13.
По результатам исследования достоверные высказывания, вне зависимости от типа КС, сопровождаются преимущественно жестами-иллюстраторами, а недостоверные высказывания - нефункциональными движениями и непроизвольными движениями в виде самоманипуляций. При этом нефункциональные движения характерны для лиц с сильной КС, а самоманипуляции - для лиц со слабой КС.
Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, невербальное поведение, психологически недостоверная информация, метод наблюдения, Observer XT, тип конституциональной структуры.
Одной из ведущих тенденций современной судебной психологии, как и юридической психологии в целом, стало стремление найти более строгую основу для выводов и решений, являющихся результатом психологического анализа поведения людей в юридически значимых ситуациях. Понятно, что добиться такой категоричности выводов, как это возможно в точных науках и их криминалистических приложениях, по-прежнему невозможно. В то же время, сочетание строго формализованного (тесты, опросники, проективные техники и т.д.) и малоформализованных (метод наблюдения, беседа, интервью, контент-анализ) методов психологической диагностики при производстве, в частности, судебно-психологиче-ской экспертизы (СПЭ) позволяет получить более полную информацию и избежать правдоподобных, но неверных выводов. Так, в ходе экспертной беседы могут быть выявлены обстоятельства жизнедеятельности подэкспертного (обследуемого), позволяющие адекватно проинтерпретировать результаты применения проективных методик. А метод наблюдения позволяет зафиксировать текущие, изменяющиеся в ходе обследования, проявления волнения, эмоционального напряжения, истинного отношения к различным высказываниям, людям, событиям -важную для обоснованности выводов информацию, которую невозможно получить только с помощью тестов, опросников и проективных методик.
В последнее время всё более востребованными в следственно-судебной экспертной практике становятся технологии диагностики психического со-
стояния человека по видеозаписи. Использование материалов видеозаписей оперативно-розыскных действий и допросов позволяет существенно увеличить информативность материалов, повысить точность и полноту экспертного заключения. Однако, проблема обоснования надежности выводов при производстве СПЭ, особенно в случаях, когда перед экспертом-психологом ставятся вопросы, касающиеся психологической оценки достоверности/недостоверности предоставляемой информации, не теряет своей актуальности.
Подавляющее большинство существующих на настоящий день методик распознавания эмоционального состояния человека на основе анализа его мимики и жестов основано на нейрокультур-ной модели П. Экмана [13]. В соответствии с этой моделью, выражение эмоций определено тремя основными факторами: 1) внешний стимул (события, воспоминания); 2) специфика активности мимических мышц при выражении основных эмоций; 3) предписания «культуры» усилить или ослабить интенсивность проявления эмоций; 4) последствия - изменения на лице, моторная активность, изменения голоса и т.п.
Отечественные исследования невербального проявления различных эмоциональных состояний, в том числе, при производстве СПЭ, свидетельствуют, что
а) невербальное поведение является бессознательным ответом организма человека на ситуацию, отражает во внешнем проявлении психоэмоциональное состояние человека [7];
68
Вестник КГУ 2018
© Енгалычев В.Ф., Леонова Е.В., Куклина О.А., Леонтьев А.Ю., 2018
б) рассогласованность между реальными знаниями, чувствами, желаниями и их вербальным выражением является причиной отсутствия конгруэнтности, т.е. соответствия вербального и невербального компонентов общения [9];
в) при производстве СПЭ отсутствие конгруэнтности является весомым психологическим признаком возможной недостоверности сообщаемой информации, в том числе дачи ее под принуждением, а наличие конгруэнтности - важный психологический признак ее возможной достоверности или изложения информации без принуждения [6];
г) нет единообразия в эмоциональных реакциях различных людей на схожие ситуации, а также во внешнем выражении схожих эмоциональных состояний.
Поэтому для надёжности идентификации эмоций необходимо учитывать не только общие и культурно-обусловленные, но и индивидуально-психологические факторы. Предметом выполненного исследования являлось изучение некоторых индивидуально-типологических особенностей операциональной и выразительной моторики обследуемых, обладающих различным конституциональным типом, в ситуации сообщения психологически недостоверной информации.
При анализе поведения конкретного человека в первую очередь устанавливается «фоновое» состояние обследуемого лица, суть которого заключается в том, что любой человек в конкретной ситуации имеет индивидуальные особенности «нормального» (наиболее спокойного для конкретной ситуации) стиля общения. Нормальное («фоновое») состояние в данном контексте понимается условно, исходя из специфики ситуации, в которую погружено обследуемое лицо, поскольку она накладывает свой отпечаток на характер деятельности лица, сообщающего информацию.
В этой связи очень важно предварительно получить максимально возможное количество сведений об индивидуально-психологических особенностях анализируемого субъекта, а также о характере его взаимоотношений. Кроме того, особенности реагирования и эмоционального состояния отлеживаются на этапе обсуждения нейтральных тем (анкетные данные, учеба, работа, свободное время и т.п.). «Фоновое» состояние принимается за «нейтральную» зону.
Любые отклонения от установленного «фона» принимаются за «реакцию» и составляют либо «контрольную», либо «проверочную» зону, в зависимости от того, какая из обсуждаемых тем (вопросов, стимулов) представляет для обследуемого лица ситуационную значимость. При этом, «проверочная зона» представляет собой обсуждение вопросов, непосредственно связанных с интересующим нас событием, а «контрольная зона» не касается обстоятельств данного события, но представляет
определенную угрозу для опрашиваемого (например, социально осуждаемый либо безнравственный поступок), в связи с чем, у него зачастую наблюдается искажение либо сокрытие информации.
О. Фрай определил три основных подхода к трактовке невербального поведения во время лжи в зависимости от того, какой из перечисленных процессов берется во внимание: 1) эмоциональный подход; 2) основанный на сложности содержания; 3) связанный с контролем поведения [12].
Первый основан на том, что сообщение лжи приводит к ощущению страха, чувству вины, эмоциональному подъему. Второй заключается в том, что процессы мышления человека независимо от эмоций могут оказывать влияние на поведение лжеца: ложь является сложной когнитивной задачей. Третий учитывает, что лжецы, опасаясь логической сложности и проявления эмоций, которые могут их выдать, подавляют эти проявления, чтобы избежать разоблачения. Указанные подходы предопределяют разные типы поведения во время лжи. Эмоциональный подход подразумевает увеличение двигательных реакций, когнитивный и поведенческий подходы - уменьшение движений во время произнесения лжи. По мнению О. Фрая, методика выявления лжи, основанная на стремлении лжеца контролировать свое поведение, предполагает, что те, кто сообщает ложь, имитируют поведение, характерное для них при сообщении правды, но с данной задачей не всегда справляются.
Результаты различных исследований показали возможность изучения лжи по следующим параметрам: запинки, ошибки, изменение высоты голоса, скорости речи, частоты и длительности пауз, изменение количества улыбок, манипуляций, иллюстраций, движений ногами, туловищем, головой, а также смена позы [14]. Это обусловлено тем, что само намерение скрыть какую-либо информацию (умолчание либо сознательное искажение информации) имеет сильное мотивационное значение.
Закономерность здесь такова, что чем выше угроза наказания за ложь при её разоблачении, тем сильнее стресс и мобилизация всех резервов организма на борьбу с последствиями стресса и, следовательно, сильнее реакция организма на стимул, имеющий отношение к интересующей нас ситуации.
В ходе выявления ложной информации оцениваются как вербальные (словесные) характеристики, так и невербальное поведение, включающее в себя мимику, жесты кистей и рук, позы, разнообразные движения тела, ног, ступней, положение тела в пространстве. Поэтому признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции. Сюда же относятся и паралингвистические или го-
лосовые явления: диапазон интенсивности голоса, скорость и длительность речи, продолжительность ответа, паузы, их количество и продолжительность. Это так называемые «имплицитные» аспекты речи.
В исследованиях П. Экмана существуют данные о том, что во время произнесения человеком лжи скорость и громкость его речи будут отличаться от свойственных ему в обычной ситуации.
По вокальным невербальным характеристикам речи определяют два признака:
- тенденция к изменению тона (высота, интонации), что связано со стрессом, но не всегда бывает выражена, т.к. интонация голоса изменяется не из-за самого факта обмана, а только тогда, когда лжец испытывает при этом негативные эмоции (страх) или возбуждение;
- появление более длинных пауз в речи, изменение скорости (как правило, замедление) речи -темпоральные характеристики, что зачастую связано с необходимостью тщательно обдумывать и взвешивать свои слова.
Кроме того, даже при запланированной лжи и тщательно продуманном ответе нередко возникают языковые оговорки, ошибки и триады, свидетельствующие о внутренних психологических конфликтах.
Распространенными признаками обмана также являются паузы и речевые ошибки: междометия («гм», «ну», «э-э»), повторы, запинки перед словами, слишком частые паузы. Это, как правило, свидетельствует о том, что допрашиваемый недостаточно хорошо продумал ответ и затрудняется в подборе нужных фраз и аргументов. Языковая оговорка (ошибки) свидетельствуют о внутреннем психологическом конфликте, когда при сильном психоэмоциональном напряжении теряется контроль над словами [13].
В ходе проявления психологических признаков недостоверности наблюдается снижение словарного разнообразия, проявляется эмоциональная бедность и схематизм сообщения, небольшое количество личных и эмоциональных высказываний, присутствуют несвойственные слова и речевые обороты. Кроме того, для недостоверных показаний характерна гладкость высказываний, на фоне которой количество указаний на второстепенные детали превышает количество указаний на главные детали криминалистически значимого события [5].
Иллюстраторы - это жесты, подкрепляющие сообщение, иллюстрирующие речь. Иллюстраторами могут быть как движения рук, так и движения бровей, мимика лица. Обычно человек использует иллюстраторы, когда не может подобрать нужное слово, либо желает усилить свою речь, сделать её более яркой. Наличие в поведении жестов-иллюстраторов является значимым признаком искренности в общении, что, как правило, свидетельствует о правдивости высказываемого.
Жесты-адаптеры - сопровождают чувства и эмоции человека. Они проявляются в ситуациях волнения, тревоги, стресса и становятся первыми признаками испытываемых говорящим переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, рукой, предметом и т.д., прикосновение к собственному телу либо к предметам. Адаптеры становятся особенно заметными на фоне предыдущего спокойного состояния. Наличие в поведении человека жестов-адаптеров говорит о нахождении человека в состоянии волнения, это верный признак того, что человек пытается справиться с этим волнением и взять ситуацию под контроль. Это не показатель лжи, а показатель того, что человек начал себя контролировать.
Адаптеры подразделяются на:
- манипуляторы - все те действия, которые связаны с манипуляцией одеждой или предметами;
- самоадаптеры - все те жесты, которые связаны с прикосновением к себе.
По результатам теоретического анализа подходов к оценке недостоверности сообщаемой информации следует отметить, что поведенческие признаки, связанные с мимикой, движениями тела, голосом и манерой говорить, сами по себе не являются признаками обмана. Они могут быть признаками эмоций, которые не соответствуют содержанию сказанного. Или могут указывать на то, что опрашиваемый перед тем, как дать ответ, обдумывает свои слова. Эти признаки являются сигналами, указывающими на область (тему), которая представляет для субъекта эмоциональную значимость. Наиболее (вывод, согласующийся с дизайном исследования). При сообщении ложной информации, у опрашиваемого чаще и наиболее выраженно проявляются такие особенности невербального поведения, как 1) специфические психофизиологические проявления, которые выражаются в жестах, мимике, позах; 2) закрытость и изменение позы в значимые моменты, что выражается в положении рук, ног, общего положения тела, «бегающий взгляд»; 3) непроизвольные движения в виде самоманипуляций, которые в большом количестве проявляются почесыванием волосистой части головы, носа, глаз, ушей, щиколоток ног, запястий; 4) нефункциональные движения пальцев рук при относительной неподвижности кистей, которые характеризуются поглаживаниями большими пальцами запястий, либо сжимания пальцев рук в кулак. Невербальными признаками психологической достоверности являются открытая поза, открытые жесты, насыщенные жесты-иллюстраторы, которые отражают вектор направления движения, характер целенаправленных действий, а также объем и размер различных предметов обихода.
Для проверки предположения о том, что невербальные признаки психологической недостоверности сообщаемой информации будут отличаться
у испытуемых с различным типом конституциональной структуры, было разработано и проведено экспериментальное исследование, объектом которого явилось невербальное поведение при сообщении информации, предметом - психологические признаки недостоверности сообщаемой информации в зависимости от типа конституциональной структуры.
Исследование проводилось на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, выборку составили студенты, магистранты, аспиранты в возрасте от 18 до 25 лет (К = 50, 14 юношей и 36 девушек). Исследование состояло из трёх этапов, в ходе которых испытуемый отвечал на вопросы интервью (1-й этап), рассказывал правдивую (2-й этап) и выдуманную (3-й этап) истории. Весь ход эксперимента фиксировался на видео.
Первый этап исследования был направлен на выявление фонового состояния невербальных проявлений испытуемого в момент сообщения достоверной информации. Для этого был применен метод полуструктурированного интервью, в ходе которого испытуемый должен был правдиво ответить на вопросы экспериментатора. Фиксированный список состоял из 14 вопросов, касающихся биографических данных и особенностей обучения в вузе. Весь процесс интервью фиксировался на видеокамеру. Испытуемый располагался на стуле, камера находилась таким образом, чтобы он был в центре кадра, его тело и конечности полностью видны. Экспериментатор располагался вне кадра, третьи лица отсутствовали. На этом этапе исследования у всех испытуемых были выявлены такие категории жестов, как открытая поза, открытые жесты, жесты-иллюстраторы.
На втором этапе исследования перед испытуемым ставилась задача вспомнить и рассказать реальную ситуацию из личного опыта, которая была для него эмоционально значима, где он был активным участником событий. Данный этап так-
же фиксировался с помощью видеозаписи, был направлен на выявление специфических для испытуемого категорий жестов, свидетельствующих о психологической достоверности сообщаемой им информации. На этом этапе также были отмечены следующие жесты достоверности сообщаемой информации: открытая поза, открытые жесты, жесты-иллюстраторы.
На третьем этапе испытуемому предлагалось рассказать личностно значимую ситуацию, в которой он принимал непосредственное участие, исказив или утаив ее детали. Т.е. испытуемый должен был сообщить заведомо недостоверную информацию.
Анализ невербальных характеристик на третьем этапе производился с учетом предварительно выявленных жестов фонового состояния и жестов достоверности сообщаемой информации - эти категории жестов были исключены. Анализировались лишь жесты, свидетельствующие о психологической недостоверности сообщаемой информации. Данные жесты были выделены на этапе теоретического анализа подходов к оценке недостоверности сообщаемой информации, также они не были зафиксированы на первом и втором этапах исследования.
Анализ полученных видеозаписей осуществлялся с помощью программного комплекса The Observer XT 12, позволяющего исследователю за счет последовательной реализации в рамках одной системы всех этапов наблюдения формализовать ряд принципиально важных методических процедур и составить стандартизированный протокол наблюдения в полуавтоматическом режиме с последующей визуализацией полученных результатов [3]. В ходе анализа использовалась технология непрерывного апробирования, что позволило проанализировать каждое действие с точки зрения его длительности, интервальности, а также его чередование и сочетание с другими действиями.
Рис. 1. Пример протокола психологического анализа невербального поведения посредством The Observer XT 12
Используя функциональные возможности The Observer XT 12 в схеме кодирования, исследователем были созданы наборы элементов, непосредственно с которыми осуществляется работа. К этим элементам относятся невербальные действия испытуемого. В процессе анализа видеозаписей с помощью The Observer XT 12 составлялся электронный протокол наблюдения, в котором фиксировались невербальные действия испытуемого - элементы наблюдения (рис. 1).
Анализ протоколов третьего этапа эксперимента позволил выделить такие категории жестов, как «бегающий взгляд»; непроизвольные движения в виде самоманипуляций, которые в большом количестве проявляются почесыванием волосистой части головы, носа, глаз, ушей, щиколоток ног, запястий; нефункциональные движения пальцев рук при относительной неподвижности кистей, которые характеризуются поглаживаниями большими пальцами запястий, либо сжимания пальцев рук в кулак; специфические психофизиологические жесты (сглатывания слюны, облизывания губ). Данные категории жестов свидетельствуют о психологически недостоверности сообщаемой испытуемыми информации.
На заключительном этапе исследования оценивались индивидуально-типологические свойства испытуемых с помощью индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик (ИТО). По результатам этого этапа исследования выборка была разделена на три группы: со слабым конституциональным типом, сильным и смешанным.
Для слабого конституционального типа характерны такие особенности, как повышенная мнительность, боязливость, застенчивость и недостаточная общительность. Испытуемые со слабым конституциональным типом личностно обращены в мир реальных явлений, они впечатлительны и весьма чувствительны к давлению окружающей среды. Высокие показатели по шкале сензитивно-сти свидетельствуют о невротической структуре переживаний.
Для испытуемых данного типа свойственна устойчивость к стрессу и педантизм, изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость. Также у них присутствуют небольшие тенденции к самоутверждению, самореализации, стремлению отстаивать свои интересы, позитивной самооценкой и стремлением к нормальному самоутверждению. Именно высокие показатели по шкале сензитив-ности в сочетании с инровертированностью и тревожностью формируют типологически «слабый» (гипостенический) конституциональный тип.
Также испытуемым данного типа свойственен эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, они избыточно общительны, не чувствительны к давлению окружающей среды, раскованы
в поведении, стремятся занять лидерские позиции, устойчивы к стрессу, иногда им свойственен педантизм, изменчивости настроения подвержены редко. Именно высокие показатели по шкале спонтанности в сочетании с экстравертированностью и агрессивностью формируют типологически «сильный» (гиперстенический) конституциональный тип.
Для смешанного конституционального типа характерно наличие тенденций к самоутверждению, к самореализации, испытуемые данного типа стремятся к отстаиванию своих интересов. Они умеренно общительны, впечатлительны и бывают чувствительны к давлению окружающей среды, но в целом устойчивы к стрессу.
Для них свойственен педантизм, позитивная самооценка, стремление к нормальному самоутверждению, изменчивость настроения, иногда мотиваци-онная неустойчивость, мнительность и боязливость.
На первом этапе анализа данных с помощью и-критерия Манна-Уитни нами были изучены ген-дерные различия невербального поведения и ИТО испытуемых. Результаты анализа показали наличие достоверных различий лишь по шкале сензитивно-сти (И = 153, р = 0,03). По количеству жестов достоверности/недостоверности на каждом трех этапов эксперимента статистически значимых гендерных различий не выявлено. Полученный результат позволил нам проводить дальнейший анализ в объединённой выборке (с учётом выявленного различия по шкале сензитивности при анализе данных).
Далее по итогам диагностики индивидуально-типологических особенностей респондентов с помощью опросника Л.Н. Собчик (ИТО) были выделены 3 группы: группа со слабым (п1 = 19), смешанным (п2 = 15) и сильным (п3 = 16) конституциональным типом. Тендерного доминирования ни в одной из групп не выявлено (по итогам вычисления углового преобразования Фишера).
Анализ протоколов видеозаписей позволил нам установить, что
а) для испытуемых с сильным типом конституциональной структуры характерны нефункциональные движения пальцев рук при относительной неподвижности кистей, которые характеризуются поглаживаниями большими пальцами запястий, либо сжимания пальцев рук в кулак;
б) для испытуемых со слабым типом конституциональной структуры свойственны специфические психофизиологические жесты (сглатывания слюны, облизывания губ); непроизвольные движения в виде самоманипуляций, которые в большом количестве проявляются почесыванием волосистой части головы, носа, глаз, ушей, щиколоток ног, запястий;
в) для смешанного типа характерны и те и другие жесты в примерно равном соотношении.
Статистический анализ различий частоты использования жестов, сопровождающих недосто-
верные высказывания, привёл нас к следующим результатам:
1. Не выявлено статистически значимых различий в частоте использования испытуемыми, отнесёнными к различным типам констуциональной структуры, в ходе 1-го этапа исследования (интервью) таких категорий жестов, как открытая поза, открытые жесты, жесты-иллюстраторы.
2. Не выявлено статистически значимых различий в частоте использования испытуемыми, отнесёнными к различным типам констуциональной структуры, в ходе 2-го этапа исследования (правдивая история) таких категорий жестов, как открытая поза, открытые жесты, жесты-иллюстраторы.
3. В ходе 3-го этапа исследования (недостоверная история) выявлены следующие различия между выборками испытуемых с сильной и слабой конституционной структурой:
- испытуемые с сильной конституциональной структурой достоверно чаще используют жесты -нефункциональные движения (и = 71,5, р = 0,008);
- испытуемые со слабой конституциональной структурой достоверно чаще используют жесты -самоманипуляции (и = 79,5, р = 0,015).
4. Выявлены также следующие взаимосвязи особенностей невербального поведения при сообщении недостоверной информации в выборках испытуемых с различным типом констуциональ-ной структуры:
- в выборке испытуемых с сильной конституциональной структурой частота встречаемости показателя «бегающий взгляд» имеет обратную связь с показателем тревожности (г = -0,50, р = 0,049);
- в выборке испытуемых со смешанной конституциональной структурой частота встречаемости показателей «нефункциональные движения» и «самоманипуляции» имеют значимую обратную связь соответственно с показателями экстраверсии (г = -0,59, р = 0,02) и ригидности (г = -0,63, р = 0,012); 8
- в выборке испытуемых со слабой конституциональной структурой частота встречаемости показателя «самоманипуляции» имеет обратную связь с показателем «сензитивность» (г = -0,60, р = 0,006).
Результаты проведённого экспериментального исследования показали, что в ситуациях сообщения правдивой либо недостоверной информации испытуемые использовали различную жестикуляцию: так, жесты-иллюстраторы сопровождают достоверные высказывания (вне зависимости от индивидуально-типологических особенностей испытуемого), тогда как при сообщении недостоверной информации используются нефункциональные движения и самоманипуляции, при этом нефункциональные движения характерны для лиц с сильной конституциональной структурой, а самоманипуляции - для лиц со слабой конституциональной структурой.
Таким образом, выявление изменений в жестикуляции и ее интенсивности не только позволяет зафиксировать динамику эмоционального отношения говорящего к сообщаемой им информации, но и являться для воспринимающего эту информацию определенным индикатором изменения степени её психологической достоверности. Использование полученных в исследовании результатов могут повысить точность психологического анализа поведения людей в юридически значимых ситуациях, способствовать выявлению дополнительных обстоятельств совершения преступлений и существенно повысить эффективность их раскрытия в следственной и судебной практике.
Библиографический список
1. Барабанщиков В.А. Экспериментальный метод в психологии // Экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - № 1. - С. 4-16.
2. Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 19 с.
3. Гусев А.Н., Енгалычев В.Ф., Емельянова С.А. Использование программы «The Observer XT» при производстве комплексной психолого-психофизиологической судебной экспертизы видеозаписей // Комплексная психолого-психофизиологическая судебная экспертиза: современное состояние и перспективы развития: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 22-23 сентября 2016 г. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. - С. 85-92.
4. Гузанова Т.В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 91-96.
5. Енгалычев В.Ф., Юнда А.В. Проблема выявления недостоверных и ложных сообщений в экспертной беседе // Актуальное состояние и перспективы развития судебной психологии в Российской Федерации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Калуга, 2010. - С. 138-144.
6. Енгалычев В. Ф., Кравцова Г.К., Холопова Е.Н. Судебная психологическая экспертиза по выявлению признаков достоверности/недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий). - М.: Юрлитинформ, 2016. - 328 с.
7. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции (социально-перцептивный подход). - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 365 с.
8. Леонова Е.В. Методы психолого-педагогической оценки. - М.: НИЯУ МИФИ, 2012. - 424 с.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. - 274 с.
10. Методика выявления психологических признаков достоверности/недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следствен-
ных действий и оперативно-разыскных мероприятий) / А.М. Багмет, А.Н. Гусев, В.Ф. Енгалычев, Г.К. Кравцова, В.И. Седин, Е.Н. Холопова. - М.: ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Академия СК России, 2017. - 130 с.
11. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностического исследования. - М.: ИПП, 1999. - 512 с.
12. Фрай О. Детекция лжи и обмана. - СПб.: Прайм-Еврознак, Издат. дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2005. - 439 с.
13. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2008. - 276 с.
14. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. - СПб.: Питер, 2010. - 229 с.
15. N orris S, Atkins D, Bruening W, et al. Selecting observational studies for comparing medical interventions // Agency for Healthcare Research and Quality. Methods Guide for Comparative Effectiveness Reviews. - Rockville, MD. - 2010.
16. Ostrov J.M., Hart E.J. Observational Methods // The Oxford Handbook of Quantitative Methods in Psychology. - 2013. - Vol. 1. DOI:10.1093/oxford hb/9780199934874.013.0015.
References
1. Barabanshchikov V.A. EHksperimental'nyj metod v psihologii // EHksperimental'naya psihologiya. - 2011. - T. 4. - № 1. - S. 4-16.
2. Granskaya YU.V Raspoznavanie ehmocij po vyrazheniyu lica: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 1998. - 19 s.
3. Gusev A.N., Engalychev VF., Emel'yanova S.A. Ispol'zovanie programmy «The Observer XT» pri proizvodstve kompleksnoj psihologo-psihofiziologicheskoj sudebnoj ehkspertizy videozapisej // Kompleksnaya psihologo-psihofiziologicheskaya sudebnaya ehkspertiza: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: sb. statej Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 22-23 sentyabrya 2016 g. - Kaluga: KGU im. K.EH. Ciolkovskogo, 2016. - S. 85-92.
4. Guzanova T.V Problema metoda psihologicheskogo izucheniya shkol'nyh strahov uchashchihsya nachal'nyh klassov // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. - 2008. - № 2. - S. 91-96.
5. Engalychev V.F., YUnda A.V Problema vyyavleniya nedostovernyh i lozhnyh soobshchenij
v ehkspertnoj besede // Aktual'noe sostoyanie i perspektivy razvitiya sudebnoj psihologii v Rossijskoj Federacii: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. - Kaluga, 2010. - S. 138-144.
6. Engalychev VF., Kravcova G.K., Holopova E.N. Sudebnaya psihologicheskaya ehkspertiza po vyyavleniyu priznakov dostovernosti/nedostovernosti informacii, soobshchaemoj uchastnikami ugolovnogo sudoproizvodstva (po videozapisyam sledstvennyh dejstvij i operativno-razysknyh meropriyatij). - M.: YUrlitinform, 2016. - 328 s.
7. Labunskaya V.A. Neverbal'noe povedenie: struktura i funkcii (social'no-perceptivnyj podhod). -Rostov n/D: Feniks, 1999. - 365 s.
8. Leonova E.V. Metody psihologo-pedagogicheskoj ocenki. - M.: NIYAU MIFI, 2012. -424 s.
9. Luriya A.R. YAzyk i soznanie. - M., 1979. - 274 s.
10. Metodika vyyavleniya psihologicheskih priznakov dostovernosti/nedostovernosti informacii, soobshchaemoj uchastnikami ugolovnogo sudoproizvodstva (po videozapisyam sledstvennyh dejstvij i operativno-razysknyh meropriyatij) / A.M. Bagmet, A.N. Gusev, VF. Engalychev, G.K. Kravcova, VI. Sedin, E.N. Holopova. - M.: FGBU GNC FMBC im. A.I. Burnazyana FMBA Rossii, Akademiya SK Rossii, 2017. - 130 s.
11. Sobchik L.N. Vvedenie v psihologiyu individual'nosti: Teoriya i praktika psihodiagnosticheskogo issledovaniya. - M.: IPP, 1999. - 512 s.
12. Fraj O. Detekciya lzhi i obmana. - SPb.: Prajm-Evroznak, Izdat. dom «Neva»; M.: Olma-Press, 2005. - 439 s.
13. EHkman P. Psihologiya lzhi. - SPb.: Piter, 2008. - 276 s.
14. EHkman P., Frizen U. Uznaj lzheca po vyrazheniyu lica. - SPb.: Piter, 2010. - 229 s.
15. Norris S, Atkins D, Bruening W, et al. Selecting observational studies for comparing medical interventions // Agency for Healthcare Research and Quality. Methods Guide for Comparative Effectiveness Reviews. - Rockville, MD. - 2010.
16. Ostrov J.M., Hart E.J. Observational Methods // The Oxford Handbook of Quantitative Methods in Psychology. - 2013. - Vol. 1. DOI:10.1093/oxford hb/9780199934874.013.0015.