Научная статья на тему 'Невербальные паттерны ролевого поведения учителя'

Невербальные паттерны ролевого поведения учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
948
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов В. Д.

Представлены результаты изучения невербальных паттернов ролевого поведения учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальные паттерны ролевого поведения учителя»

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

В.Д. Иванов ЮУрГУ, а. Челябинск

Представлены результаты изучения невербальных паттернов ролевого поведения учителя.

Невербальные паттерны ролевого поведения -устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие одно ролевое поведение от другого [2]. Они выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других.

Основной критерий, который используется исследователями для определения индивидуальных и групповых паттернов невербального поведения - это частота появления определенных совокупностей невербальных элементов у одного человека или у группы лиц в различных ситуациях общения [3]. На основе этого параметра установлено, что существуют паттерны невербального поведения, соответствующие дифференциальнопсихологическим (пол, возраст, темперамент, ведущие эмоциональные состояния, акцентуации характера, патологические изменения личности) и социально-психологическим характеристикам человека (статус, роль, типичные отношения).

Изучение невербальных паттернов поведения сопровождается рядом проблем, подробный анализ которых представлен в работах [5, 6]. Поэтому в данной статье мы не будем останавливаться на проблемах фиксации и кодирования невербальных паттернов поведения, а перейдем к их эмпирическому изучению, предложив для этих целей методику, включающую вербальные и графические способы фиксации различных элементов и компонентов невербального поведения и проксемики педагогического общения [1].

Цель настоящего исследования провести изучение представлений студентов о невербальных паттернах ролевого поведения школьного учителя. В данной статье ставится задача рассмотреть представления студентов педагогических специальностей университета о невербальных паттернах трех ролевых позиций в коммуникации учителя: «коллега», «ученик», «пед. администратор». Выбранные социальные роли охватывают широкий круг отношений и обнаруживают себя в различных ситуациях взаимодействия.

Исходя из данных, полученных в психологии невербального общения, нами сформулировано предположение, что представления студентов о

невербальных паттернах ролевого поведения школьного учителя включают совокупность элементов, относящихся к различным структурам невербального поведения. Под влиянием ролевого фактора изменяются некоторые элементы невербальных паттернов (рисунок поведения), психологические нюансы, но остается неизменной совокупность элементов, принятых для выражения ролевой позиции в педагогическом пространстве общения.

В эксперименте приняли участие студенты 1-5 курсов Южно-Уральского государственного университета, факультета физической культуры и спорта - 500 человек очного отделения и 250 человек - заочного отделения. Каждый участник исследования принимал в нем участие трижды. В процессе каждой встречи он давал ответы на вопросы разработанной нами методики, представленной в пособии: «Невербальные характеристики педагогической коммуникации» [1].

Собранные серии данных (на «коллегу», «ученика», «администратора») обрабатывались по программе «описательных статистик», математической процедуры АЫОУА (двухфакторный дисперсионный анализ Фридмана), с помощью процедуры знаковых рангов Уилкоксона.

Результаты исследования. На основе частотного анализа ответов участников исследования получены невербальные паттерны ролевого поведения в отношениях с: «коллегами»; «учениками»; «администрацией». Из данных приведенных в табл. 1 следует, что частота выбора элементов невербального поведения зависит от ролевой позиции партнера, что структура паттернов невербального поведения изменяется в соответствии с теми представлениями - ожиданиями, которые соответствуют определенным статусно-ролевым характеристикам партнера. Невербальные паттерны ролевого поведения «коллеги», «ученика», «администратора», составленные студентами, сравнивались между собой с помощью Ъ критерия Уилкоксона. В результате математического анализа частот выбора характеристик невербального поведения были получены данные, свидетельствующие о существовании значимых различий. Математические расчеты показали, что во всех группах студентов существуют значимые различия в частотах выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций.

Иванов В.Д.

Невербальные паттерны ролевого _______________поведения учителя

Таблица 1

Результаты оценки влияния ролевого фактора на частоту выбора элементов невербального поведения

(по методике двухфакторного дисперсионного анализа Фридмана)

Friedman analysis of VFR1.K, VFRl.U, VFR1.A no 72 REP Level Sample Size Average Rank _____________________________

1 коллега 72 1.68750________________________________________

2 ученик 72 1.74306_________________________________________

3 администратор 72 2.56944__________

Test statistic = 35.7527 Significance level = 1.7235E-8_____

Таблица 2

Типичные ролевые паттерны невербального поведения учителя по данным опроса студентов 1-5 курсов ЮУрГУ

Подструктуры Н.П. № эле- мента Элементы невербального поведения Типичные ролевые паттерны невербального поведения учителя при коммуникации с

Ролевые паттерны невербального поведения коллегой учеником админист- ратором

Такесика взгляд 3 целовать

4 класть руки на шею, плечи и т.д.

10 отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера +

12 скользить взглядом по другому человеку + +

Поза 13 сидеть, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую + +

18 напряженная поза +

22 голову опустить вниз +

23 голову втянуть в плечи +

Жесты 25 держать руки перед собой крепко сжатыми + +

26 держать руки сжатыми за спиной + +

' 27 держать руки в карманах + +

28 прикрывать рот рукой + +

29 прикасаться рукой к различным частям лица +

30 потирать различные части лица и туловища + +

31 перекрещивать руки на груди +

32 интенсивно жестикулировать + +

36 держать руки на бедрах + +

37 брать под руки + +

Проксемика 62 сидеть спиной к спине

72 находится на близком расстоянии (максимальный контакт тела)

М объем паттерна Н.П. 11 10 6

Проведем качественный анализ невербальных паттернов ролевого поведения учителя. В табл. 2 занесены те элементы невербального поведения, частота выбора которых соответствует верхнему квартилю в суммарных статистиках по всем ролевым позициям. Это означает, что от 75 % до 100 % участников исследования выбрали именно эти элементы, описывая паттерны невербального поведения школьного учителя.

Как видно из приведенной табл. 2, студенты апеллировали к тем элементам невербального поведения, которые в своей совокупности демонст-

рируют уважительное отношение к другому человеку. Заслуживает внимания также и тот факт, что участники исследования четко представляют про-ксемические компоненты паттерна ролевого поведения.

Невербальный паттерн ролевого поведения «учитель - коллега» - это сочетание проксемиче-ских компонентов общения, отсутствие всех видов прикосновений к партнеру, умеренная функциональная (паралингвистическая) жестикуляция. Комплекс элементов невербального поведения сообщают полученному паттерну его основной пси-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 10

111

Проблемы двигательной активности и спорта

хологический смысл: уважение к партнеру, сдержанность в общении, внимание к собеседнику, отсутствие яркого проявления, как чувства симпатии, так и антипатии (эмоциональный нейтралитет).

Следовательно, поле психологических значений паттерна невербального поведения «коллега» придает психологический смысл коммуникации «учитель-учитель» как равноправное партнерство. Студенты ожидают ролевого поведения учителя, который должен создавать впечатление о себе как о внимательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собеседнику, и, одновременно, выражающем самые разнообразные чувства, демонстрирующем искренность и раскованность, но все-таки соблюдающем дистанцию.

Невербальные паттерны поведения «учитель -ученик». С точки зрения большинства студентов, данный паттерн может включать в свое поведение следующие элементы: смотреть в глаза; смотреть в лицо; сидеть, положив руки перед собой; использовать жесты, чтобы подчеркнуть сказанное и описать предметы; выражать радость, удивление, восхищение, любовь; смеяться; использовать различный угол ориентации по направлению к партнеру или от него; находиться на расстоянии одной -двух вытянутых рук.

Необходимо отметить, сравнивая невербальные паттерны поведения «администратора», полученные в ходе эксперимента так это то, что они существенно отличаются по своему психологическому смыслу от паттернов поведения «коллега» и «ученика».

Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 2, и выполненного нами сравнительного анализа паттернов невербального поведения, можно сделать предварительный вывод. Статистически зафиксированные значимые различия в паттернах невербального поведения школьного учителя связаны с особенностями ролевых позиций. Эти предпочтения в выборе элементов невербального поведения говорят о том, что существуют

типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств.

Полученные данные говорят в пользу одного из известных положений П. Экмана [4, 7] о том, что различия в паттернах, программах невербального поведения есть результат влияния культуры на правила проявления эмоций, чувств, отношений.

Литература

1. Иванов, ВД. Невербальные характеристики педагогической коммуникации / В.Д. Иванов. -Челябинск, 2006. - 80 с.

2. Лабунская, В.А. Введение в психологию невербального поведения: методич. указания к спецкурсу «Психология экспрессивного поведения» / В.А. Лабунская. -Ростов-на-Дону, 1994. - J50 с.

3. Лабунская, В.А. О «практичности» социальной психологии невербального общения /

B.А. Лабунская // Психологический вестник. Ростовский государственный университет. - 1996. — Вып. 1,ч. 1 - С. 307-326

4. Трусов, В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) / В.П. Трусов // Вопросы психологии. - 1982. -№ 5. - С. 144-147

5. Чанышева, 3.3. Взаимодействие языковых и неязыковых факторов в процессе речевого общения/3.3. Чанышева. - Уфа, 1984. - 250 с.

6. Фейгенберг, Е.И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Е.И. Фейгенберг, А.И. Ас-молов // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. -

C. 75-80.

7. Ekman, P. Methods for measuring facial action / P Ekman // Handbook of methods in nonverbal behavior - Cambridge, 1984. - P. 45-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.