Научная статья на тему 'НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ'

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТОР / РЕКЛАМА / ЗРИТЕЛЬ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шигабетдинова Г. М., Шиндязова А. В.

Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который является все более очевидным и активным. Реклама, проникшая и проникающая во все сферы общества, активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нём людей. Каналы воздействия рекламы могут быть не только вербальные, но и невербальные. Рассмотрены два эмпирических объекта: реклама Совкомбанка и реклама духов «Мисс Диор», выявлены различные способы влияния невербального поведения героев рекламы на её эффективность и отношение зрителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONVERBAL BEHAVIOR OF CHARACTERS IN TV ADS

The life of a modern person is unthinkable without an advertising background, which is increasingly obvious and active. Advertising, which has penetrated and permeates all spheres of society, actively affects its social institutions and has a significant impact on the social behavior of the people living in it. The channels of advertising influence can be not only verbal, but also nonverbal. In the scientific article, two empirical objects were considered: Sovcombank advertising and «Miss Dior» perfume advertising, and various ways of influencing the nonverbal behavior of advertising characters on its effectiveness and the attitude of viewers were identified.

Текст научной работы на тему «НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ»

3. Melnik G.S. Obshchenie v zhurnalistike: sekrety masterstva [Communication in journalism: secrets of mastery]. St. Petersburg , Piter, 2008, 235 р.

4. Olshanskij D. V. Psihologiya mass [Psychology of the masses]. St. Petersburg, Piter, 2002, 363 р.

Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна,

доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет.

Сетянова Дарья Алексеевна, студентка группы СОбд-21, гуманитарный факультет,

Ульяновский государственный технический университет.

Поступила 21.06.2021 г.

УДК 159.93/94:[659.137.7:654.197]

Г. М. ШИГАБЕТДИНОВА, А. В. ШИНДЯЗОВА

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ

Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который является все более очевидным и активным. Реклама, проникшая и проникающая во все сферы общества, активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нём людей. Каналы воздействия рекламы могут быть не только вербальные, но и невербальные. Рассмотрены два эмпирических объекта: реклама Совкомбанка и реклама духов «Мисс Диор», выявлены различные способы влияния невербального поведения героев рекламы на её эффективность и отношение зрителей.

Ключевые слова: невербальное поведение, вербальное поведение, коммуникации, коммуникатор, реклама, зритель, телевидение.

Актуальность выбранной темы обуславливается, во-первых, широким распространением информационных технологий, в том числе рекламных коммуникаций, во-вторых, активным влиянием рекламной коммуникации на социальные институты и поведение людей, в-третьих, использованием теоретического и практического осмысления данного феномена.

Канал воздействия рекламы может быть не только вербальным, но и невербальным.

Объектом исследования является ТВ реклама, предметом - влияние невербального поведения героев рекламы на её эффективность.

© Шигабетдинова Г. М., Шиндязова А. В., 2021

Цель исследования - выявить значение невербального поведения героев в телевизионной рекламе.

Теоретический анализ источников показал, что невербальное поведение зачастую играет даже большую роль, чем вербальное. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. В научной литературе даётся следующее определение невербальным средствам коммуникации: «невербальная коммуникация - общий термин, охватывающий все аспекты межличностного общения за исключением содержательных аспектов речи» (Жмуров В. А., психиатр, кандидат медицинских наук) [1; 3].

Невербальные каналы коммуникации включают в себя все виды поведения, кроме произнесения слов: выражение лица, поза, ориентация и наклон тела, жесты и движения ног, высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи, прикосновения, дистанция при общении, взгляд, а также визуальное внимание. Телеролик - самый распространенный вид телерекламы, это мини-фильм, игровой сюжет, продолжительностью от 10 секунд до нескольких минут, своего рода произведение режиссерского и операторского искусства с привлечением актёров, с использованием музыкального сопровождения, спецэффектов и т. д. [6; 7].

На основе теоретического анализа была разработана критериальная база для анализа эмпирического объекта, выстроенная на основе модели Лассуэлла: психология коммуникатора, психология сообщения, психология аудитории. В качестве эмпирического объекта взяты два рекламных ролика: реклама Совкомбанка и реклама духов «Мисс Диор».

Для того чтобы более точно дать характеристику эмпирическим объектам, необходимо тщательно изучить психологию коммуникатора. Коммуникаторами являются коммерческий банк «Совкомбанк» и французская компания «Кристиан Диор», в качестве ведущих-актёров соответственно выступают Сергей Безруков и Натали Портман. Анализ начнем с функций коммуникатора по Ольшанскому, они выполнены не все, как такового сбора информации и её обработки не было. Создание сообщения, определение окончательного содержания, принятие ответственности за данное содержание и сам выпуск в свет, присутствует. Целью и миссией коммуникаторов являлось привлечение внимания к своим продуктам и услугам через текст и изображение. Компания «Кристиан Диор» использует яркую картинку и динамичный сюжет, который вызывает вдохновляющие и многие другие положительные эмоции. В рекламе Сов-комбанка действие разворачивается в студии без каких-либо выразительных объектов, при этом выбран спокойный и в какой-то степени немного мрачноватый стиль, который почти не вызывает никаких эмоций у зрителей.

В рекламе банка снимается актёр Сергей Безруков. Анализ его внешнего вида и невербально-

го поведения показывает, что на нем исключительно чёрная или же тёмно-серая одежда, преобладают закрытые позы. Это входит в противоречие с его вербальной информацией: «Мы открыты для вас». Это противоречие вызывает недоверие у зрителей. Речь тихая, но грамотная. Что касается рекламы духов «Мисс Диор», то в главной роли коммуникатора выступает актриса Натали Портман, жизнерадостная, энергичная, свободолюбивая, она красочно передаёт все эмоции, от грусти и злобы до радости и сумасшествия. В каждом эпизоде она в новом романтичном или же в дерзком образе, внешний вид полностью раскрывает внутреннее состояние ее героини. Она бегает, прыгает, мечтает, влюбляется, все её действия говорят о том, что она полностью открыта миру и новым эмоциям. Такое её поведение вызывает доверие и симпатию к ней. Здесь противоречий не возникает. Внимание коммуникаторов направлено на окружающих, поэтому отсюда можно сделать вывод о том, что стилем общения с аудиторией будет «другой - центрация», так как делается акцент на потребностях аудитории. Тип общения - дальне-дистанционный [2; 4].

Издатель предъявляет самого себя через свой сюжет, демонстрируя свой логотип, свои корпоративные цвета и свой продвигаемый товар. Сообщения структурированы, состоят, по сути, из одного блока: в банке это рассказ о новой карте «Халва», у «Диор» - это привлечение внимания к женственности и невероятной энергии женщины, которой духи помогут раскрыться ещё больше. Основной психологической задачей роликов является привлечение внимания к предмету рекламного сообщения. У компании «Кристиан Диор» это осуществляется через красивое живое и динамичное изображение, у Совкомбанка внимание привлекается не так активно, хотя всё же разноплановость присутствует. Если говорить о психологии сообщения, то важно отметить, что рекламные сообщения раскрываются в операторской работе, качестве звука и картинки, сюжете и игре актёров. По характеру медиатек-ста сообщения являются открытыми и медийными. Канал распространения - телевидение и интернет, жанр - рекламный видеоролик. В рекламных сообщениях приёмы фрагментации и манипуляции не используются. Гипертекстом может послужить ютуб-каналы компаний, так

как там можно получать обратную связь в виде лайков, комментариев и т. д. [5; 8].

Таким образом, невербальное поведение героев в рекламе имеет большое значение. Воздействие на зрителя оказывает не только текст, но и визуальный образ, операторская и режиссёрская работа. Но даже если вышеперечисленное будет соответствовать идее, не стоит забывать, что конфликт между вербальной и невербальной коммуникацией сводят замысел авторов на нет, и зритель перестаёт доверять коммуникатору.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния. - СПб.: Питер, 2001.

2. Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. - М.: Лаборатория книги, 2012.

3. Кириллова Е. Вербальное и невербальное поведение. - Красноярск, 2016.

4. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2004.

5. Крюкова С. Структура невербального общения. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2010.

6. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения / Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации. - Орел, 2014.

7. Михайлов В. А., Тюрин А. М. Особенности развития телевизионной рекламы в России: социологические исследования. - СПб., 2019.

8. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - (Серия «Высшее образование»).

REFERENCES

1. Atwater I. Neverbal'noe obshchenie. [Nonverbal communication] Psihologiya vliyaniya. [Psychology of influence]. St. Petersburg, Peter, 2001.

2. Dubin, L. V. Issledovanie neverbal'nyh sredstv kommunikacii [Study of non-verbal means

of communication]. Moscow, Laboratoriya knigi [Laboratory books], 2012.

3. Kirillova E. Verbal'noe i neverbal'noe povedenie [Verbal and non-Verbal behavior], Krasnoyarsk, 2016

4. Kreidlin G. E. Neverbal'naya semiotika: YAzyk tela i estestvennyj yazyk [Nonverbal semiotics: Body language and natural language]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], 2004.

5. Kryukova S. Struktura neverbal'nogo obshcheniya [The structure of nonverbal communication]. Tambov, Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G. R. Derzhavina [Tambov State University named after G. R. Derzhavin], 2010.

6. Martynova E. M. Neverbal'naya kommunikaciya: teoriya i mneniya [Nonverbal communication: theory and opinions]. Akademiya Federal'noj sluzhby ohrany Rossijskoj Federacii [Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation], Orel, 2014.

7. Mikhailov V. A., Tyurin A. M. Osobennosti razvitiya televizionnoj reklamy v Rossii: [Features of the development of television advertising in Russia] sociologicheskie issledovaniya [sociological research]. St. Petersburg, 2019.

8. Povalyaeva M. A., Ruter O. A. Neverbal'-nye sredstva obshcheniya [Non-verbal means of communication]. Rostov n/D., Feniks, 2004. (Seriya «Vysshee obrazovanie») [Series «Higher education»] .

Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна, доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет.

Шиндязова Анастасия Вадимовна, студент группы СОбд-21, гуманитарный факультет, Ульяновский государственный технический университет.

Поступила 20.06.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.