3. Melnik G.S. Obshchenie v zhurnalistike: sekrety masterstva [Communication in journalism: secrets of mastery]. St. Petersburg , Piter, 2008, 235 р.
4. Olshanskij D. V. Psihologiya mass [Psychology of the masses]. St. Petersburg, Piter, 2002, 363 р.
Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна,
доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет.
Сетянова Дарья Алексеевна, студентка группы СОбд-21, гуманитарный факультет,
Ульяновский государственный технический университет.
Поступила 21.06.2021 г.
УДК 159.93/94:[659.137.7:654.197]
Г. М. ШИГАБЕТДИНОВА, А. В. ШИНДЯЗОВА
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ
Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который является все более очевидным и активным. Реклама, проникшая и проникающая во все сферы общества, активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нём людей. Каналы воздействия рекламы могут быть не только вербальные, но и невербальные. Рассмотрены два эмпирических объекта: реклама Совкомбанка и реклама духов «Мисс Диор», выявлены различные способы влияния невербального поведения героев рекламы на её эффективность и отношение зрителей.
Ключевые слова: невербальное поведение, вербальное поведение, коммуникации, коммуникатор, реклама, зритель, телевидение.
Актуальность выбранной темы обуславливается, во-первых, широким распространением информационных технологий, в том числе рекламных коммуникаций, во-вторых, активным влиянием рекламной коммуникации на социальные институты и поведение людей, в-третьих, использованием теоретического и практического осмысления данного феномена.
Канал воздействия рекламы может быть не только вербальным, но и невербальным.
Объектом исследования является ТВ реклама, предметом - влияние невербального поведения героев рекламы на её эффективность.
© Шигабетдинова Г. М., Шиндязова А. В., 2021
Цель исследования - выявить значение невербального поведения героев в телевизионной рекламе.
Теоретический анализ источников показал, что невербальное поведение зачастую играет даже большую роль, чем вербальное. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. В научной литературе даётся следующее определение невербальным средствам коммуникации: «невербальная коммуникация - общий термин, охватывающий все аспекты межличностного общения за исключением содержательных аспектов речи» (Жмуров В. А., психиатр, кандидат медицинских наук) [1; 3].
Невербальные каналы коммуникации включают в себя все виды поведения, кроме произнесения слов: выражение лица, поза, ориентация и наклон тела, жесты и движения ног, высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи, прикосновения, дистанция при общении, взгляд, а также визуальное внимание. Телеролик - самый распространенный вид телерекламы, это мини-фильм, игровой сюжет, продолжительностью от 10 секунд до нескольких минут, своего рода произведение режиссерского и операторского искусства с привлечением актёров, с использованием музыкального сопровождения, спецэффектов и т. д. [6; 7].
На основе теоретического анализа была разработана критериальная база для анализа эмпирического объекта, выстроенная на основе модели Лассуэлла: психология коммуникатора, психология сообщения, психология аудитории. В качестве эмпирического объекта взяты два рекламных ролика: реклама Совкомбанка и реклама духов «Мисс Диор».
Для того чтобы более точно дать характеристику эмпирическим объектам, необходимо тщательно изучить психологию коммуникатора. Коммуникаторами являются коммерческий банк «Совкомбанк» и французская компания «Кристиан Диор», в качестве ведущих-актёров соответственно выступают Сергей Безруков и Натали Портман. Анализ начнем с функций коммуникатора по Ольшанскому, они выполнены не все, как такового сбора информации и её обработки не было. Создание сообщения, определение окончательного содержания, принятие ответственности за данное содержание и сам выпуск в свет, присутствует. Целью и миссией коммуникаторов являлось привлечение внимания к своим продуктам и услугам через текст и изображение. Компания «Кристиан Диор» использует яркую картинку и динамичный сюжет, который вызывает вдохновляющие и многие другие положительные эмоции. В рекламе Сов-комбанка действие разворачивается в студии без каких-либо выразительных объектов, при этом выбран спокойный и в какой-то степени немного мрачноватый стиль, который почти не вызывает никаких эмоций у зрителей.
В рекламе банка снимается актёр Сергей Безруков. Анализ его внешнего вида и невербально-
го поведения показывает, что на нем исключительно чёрная или же тёмно-серая одежда, преобладают закрытые позы. Это входит в противоречие с его вербальной информацией: «Мы открыты для вас». Это противоречие вызывает недоверие у зрителей. Речь тихая, но грамотная. Что касается рекламы духов «Мисс Диор», то в главной роли коммуникатора выступает актриса Натали Портман, жизнерадостная, энергичная, свободолюбивая, она красочно передаёт все эмоции, от грусти и злобы до радости и сумасшествия. В каждом эпизоде она в новом романтичном или же в дерзком образе, внешний вид полностью раскрывает внутреннее состояние ее героини. Она бегает, прыгает, мечтает, влюбляется, все её действия говорят о том, что она полностью открыта миру и новым эмоциям. Такое её поведение вызывает доверие и симпатию к ней. Здесь противоречий не возникает. Внимание коммуникаторов направлено на окружающих, поэтому отсюда можно сделать вывод о том, что стилем общения с аудиторией будет «другой - центрация», так как делается акцент на потребностях аудитории. Тип общения - дальне-дистанционный [2; 4].
Издатель предъявляет самого себя через свой сюжет, демонстрируя свой логотип, свои корпоративные цвета и свой продвигаемый товар. Сообщения структурированы, состоят, по сути, из одного блока: в банке это рассказ о новой карте «Халва», у «Диор» - это привлечение внимания к женственности и невероятной энергии женщины, которой духи помогут раскрыться ещё больше. Основной психологической задачей роликов является привлечение внимания к предмету рекламного сообщения. У компании «Кристиан Диор» это осуществляется через красивое живое и динамичное изображение, у Совкомбанка внимание привлекается не так активно, хотя всё же разноплановость присутствует. Если говорить о психологии сообщения, то важно отметить, что рекламные сообщения раскрываются в операторской работе, качестве звука и картинки, сюжете и игре актёров. По характеру медиатек-ста сообщения являются открытыми и медийными. Канал распространения - телевидение и интернет, жанр - рекламный видеоролик. В рекламных сообщениях приёмы фрагментации и манипуляции не используются. Гипертекстом может послужить ютуб-каналы компаний, так
как там можно получать обратную связь в виде лайков, комментариев и т. д. [5; 8].
Таким образом, невербальное поведение героев в рекламе имеет большое значение. Воздействие на зрителя оказывает не только текст, но и визуальный образ, операторская и режиссёрская работа. Но даже если вышеперечисленное будет соответствовать идее, не стоит забывать, что конфликт между вербальной и невербальной коммуникацией сводят замысел авторов на нет, и зритель перестаёт доверять коммуникатору.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния. - СПб.: Питер, 2001.
2. Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. - М.: Лаборатория книги, 2012.
3. Кириллова Е. Вербальное и невербальное поведение. - Красноярск, 2016.
4. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2004.
5. Крюкова С. Структура невербального общения. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2010.
6. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения / Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации. - Орел, 2014.
7. Михайлов В. А., Тюрин А. М. Особенности развития телевизионной рекламы в России: социологические исследования. - СПб., 2019.
8. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - (Серия «Высшее образование»).
REFERENCES
1. Atwater I. Neverbal'noe obshchenie. [Nonverbal communication] Psihologiya vliyaniya. [Psychology of influence]. St. Petersburg, Peter, 2001.
2. Dubin, L. V. Issledovanie neverbal'nyh sredstv kommunikacii [Study of non-verbal means
of communication]. Moscow, Laboratoriya knigi [Laboratory books], 2012.
3. Kirillova E. Verbal'noe i neverbal'noe povedenie [Verbal and non-Verbal behavior], Krasnoyarsk, 2016
4. Kreidlin G. E. Neverbal'naya semiotika: YAzyk tela i estestvennyj yazyk [Nonverbal semiotics: Body language and natural language]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], 2004.
5. Kryukova S. Struktura neverbal'nogo obshcheniya [The structure of nonverbal communication]. Tambov, Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G. R. Derzhavina [Tambov State University named after G. R. Derzhavin], 2010.
6. Martynova E. M. Neverbal'naya kommunikaciya: teoriya i mneniya [Nonverbal communication: theory and opinions]. Akademiya Federal'noj sluzhby ohrany Rossijskoj Federacii [Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation], Orel, 2014.
7. Mikhailov V. A., Tyurin A. M. Osobennosti razvitiya televizionnoj reklamy v Rossii: [Features of the development of television advertising in Russia] sociologicheskie issledovaniya [sociological research]. St. Petersburg, 2019.
8. Povalyaeva M. A., Ruter O. A. Neverbal'-nye sredstva obshcheniya [Non-verbal means of communication]. Rostov n/D., Feniks, 2004. (Seriya «Vysshee obrazovanie») [Series «Higher education»] .
Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна, доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет.
Шиндязова Анастасия Вадимовна, студент группы СОбд-21, гуманитарный факультет, Ульяновский государственный технический университет.
Поступила 20.06.2021 г.