Научная статья на тему 'Невербальная коммуникация учителя. Проксемическая система классной комнаты'

Невербальная коммуникация учителя. Проксемическая система классной комнаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов В. Д., Иванова Е. В., Иванова А. В.

Представлены результаты изучения пространственной организации невербальной коммуникации учителя во время урока. Вычленены проксемы классной комнаты и дано их функционально-ролевое обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальная коммуникация учителя. Проксемическая система классной комнаты»

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ. ПРОКСЕМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЛАССНОЙ КОМНАТЫ

В.Д. Иванов, Е.В. Иванова, A.B. Иванова ЮУрГУ, г. Челябинск

Представлены результаты изучения пространственной организации невербальной коммуникации учителя во время урока. Вычленены проксемы классной комнаты и дано их функционально-ролевое обоснование.

Проксемика занимается изучением пространственных условий человеческой коммуникации. Вначале проксемические исследования в основном были направлены на выявление сходств и различий в пространственном аспекте речевого общения у представителей лингвокультурных общностей с целью преодоления возникавших в этой связи недоразумений [6,4, 7].

При планировании и разработке психологически оптимального педагогического взаимодействия во время непосредственного общения с детьми важным фактором является выбор оптимального расстояния между общающимися, определяющий характер взаимодействия и взаимоотношения. На дистанцию общения оказывают влияние такие факторы, как социальный престиж, интра-версия-экстраверсия, общий объем и содержание общения. Дистанция общения зависит и от внешних факторов: величина помещения, освещение и т. д. [3]. Этот компонент коммуникации довольно хорошо исследован. Так Э. Холл выделил четыре основных зоны личностных территорий и зон человека [5]. Первая зона - интимная (у разных людей она варьируется от 15 до 50 см вокруг тела). Вторая - личная (от 50 см до 1-2 м). Третья зона -социальная (от 1-2 м до 3-6 м). И, наконец, общественная (далее 3-6 м).

Умение общаться, не вторгаясь в интимную зону, является актуальной задачей учителя при осуществлении педагогического общения. Любое нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые психофизиологические нарушения в организме ученика. У него начинается быстрее биться сердце, выделяется адреналин, кровь приливает к голове, напрягаются мускулы; человек физически готов к какой-либо агрессивной выходке. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению эффекта «движущегося общения» [1].

До сих пор остаются недостаточно исследованными остальные компоненты проксемической системы классной комнаты, где большую часть времени учитель организует педагогическую коммуникацию. Проксемы создаются с помощью движений человеческого тела в пространстве, где коммуниканты занимают какое-либо место, сохраняя между собой интерперсональную дистанцию, а также между собой и окружающими предметами,

задают своему телу направление движения, сохраняя за собой право на местонахождение в окружающем пространстве.

Пребывание в той или иной сфере коммуникативной деятельности сопряжено с выполнением социальных функций, предписываемых социальной ролью [2]. Такие места пребывания можно назвать функционально-ролевыми. В функционально-ролевое пространство входят формализованные места пребывания (в центре, с краю, впереди, сзади, вверху, внизу, на первом уровне, сбоку, слева или справа, в углу, а также смена первого формализованного местоположения на другое). Каждое из функционально-ролевых мест пребывания имеет свои формальные наполнители. Особенно активно в такой роли используются в коммуникации формальные пространственные характеристики. Формальное пространственное положение коммуниканта способно служить ему средством выражений чувств, настроений, желаний, симпатий, антипатий. За каждой формальной проксемой классной комнаты можно закрепить определенное функционально-ролевое содержание.

Коммуникативно используемые пространства находятся в прямой зависимости от возможностей передавать или воспринимать информацию по различным коммуникационным каналам. При проведении педагогической коммуникации в классной комнате учитель выполняет самые разнообразные функции (по результатам анкетирования 2500 учителей): дисциплинирования; поддержания порядка; контроля; оценивания сформированное™ знаний, умений и навыков; объяснения нового материала; формирования умений и навыков; закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроке; проверка выполнения домашнего задания и т. д.

Можно выделить следующие горизонтальные проксемы классной комнаты: персональное пространство каждого участника урока - место за партой в классной комнате (интимное пространство); пространство между рядами - естественные проходы (функция контроля); стол учителя - персональное пространство учителя (функция оценивания); пространство за последними партами вдоль задней стены класса (функция контроля); пространство около классной доски (функция объяснения нового материала); пространство перед первой партой первого ряда - стол учителя, второй ряд (функция привлечения внимания и объяснения

Иванов В.Д., Иванова Е.В., Иванова A.B.

Невербальная коммуникация учителя. Проксемическая система классной комнаты

нового материала), третий ряд (функция - дисци-плинирования, поддержания порядка); пространство между партами первого ряда и стеной (функция - наблюдения со стороны); пространство между партами третьего ряда и стеной (функция - наблюдения со стороны); пространство по углам классной комнаты (функция - наблюдения со стороны); кафедра между классной доской и первыми партами (функция - объяснения нового материала), пространство около стола учителя слева (функция - дисциплинирования, поддержания порядка).

При организации исследования нас интересовал ряд вопросов по использованию учителями проксем при организации педагогической коммуникации. Осознанно ли они их используют? Ис

пользуют ли вообще? Какими фукционально-ролевыми атрибутами наполнены проксемы? Четко ли выделяет учитель коммуникативные зоны в классе и наполняет их функционально-ролевым значением?

Для выявления состояния вопроса в общеобразовательной школе нами использовался метод анкетирования учителей. В анкетировании приняло участие 2500 учителей средней школы. Из них 1850 учителей города, 350 учителей сельской и 300 горнозаводской местности Челябинской области. Среди них заслуженных учителей РФ - 10, высшей категории - 1955. Учителей со стажем работы до 3 лет - 450, от 3 до 10 лет - 1095, более 10 лет - 955. Мнение учителей об использовании проксемики на уроке представлено в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Мнение учителей о пространственной организации педагогической коммуникации

Вопрос Ответ в %

конечно да в целом да пожалуй нет конечно нет

Продумываете ли Вы использование пространства класса на уроке? 11,8 17,4 56,8 14,0

Вычленяете ли Вы специфические места в классе по воздействию на учащихся? 6,0 2,2 52,0 39,8

Есть ли у Вас в классе специальное место по дисциплинированию учащихся, поддержанию порядка? 0 17,2 22,8 60,0

Таблица 2

Мнение учителей о собственной невербальной коммуникации________________________

Ответ в %

Вопрос за столом около доски около задней стены между рядами около стены сбоку

Где обычно Вы проводите опрос и оценивание знаний учащихся? 66,8 15,9 9,4 3,0 4,9

При выполнении контрольной или самостоятельной работы учащимися, где в классенаходитесь Вы? 76,0 0,5 9,2 10,8 3,5

При объяснении нового материала где обычно Вы находитесь в классе? 3,5 95,1 0 0,8 0,6

Для получения достоверной информации о пространственной организации педагогической коммуникации нами было посещено 5500 уроков учителей города Челябинска и области. Из анкет и протоколов наблюдения уроков следует, что мнение учителей о собственной невербальной коммуникации не соответствует реальной коммуникации во время проведения урока.

Небольшая часть учителей (2,5 %) разделяет пространство классной комнаты по функциональному назначению, выделяя специфические зоны воздействия на учащихся. В выделенных зонах данные учителя выполняют только те специфичные функции, которые закреплены за этими зона-

ми. При этом уроки у данных учителей идут более интенсивно, качество усвоения информации учащимися очень высокое, нет пустой затраты времени. Учащиеся отмечают, что уроки проходят очень быстро и им интересно на таких уроках. Учителя в интервью после уроков отмечают, что вычленение функциональных зон классной комнаты позволяет им значительно экономить время, организовывать учебно-воспитательный процесс с наименьшей затратой энергии и сил.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство учителей (более 90 %) не осознают важности невербальной коммуникации и не осуществляют планирование и

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2 55

Современные проблемы человекопознания в эпоху информационного образовательного общества

подготовку к ней. Невербальное взаимодействие с учащимися у них осуществляется спонтанно. На 95 % из посещенных уроков учителя осуществляли наложение различных проксем, что свидетельствует о непонимании учителями важности невербалики в педагогической коммуникации. Лишь небольшая часть учителей (2,5 %) осознанно использует пространство в педагогической практике.

Для повышения компетентности по вопросу организации невербальной педагогической коммуникации вами был разработан психолого-педагогический тренинг «Эффективная невербальная педагогическая коммуникация». В течение пяти лет проводилось изучение влияния тренинга на организацию уроков учителей лицея № 77 г. Челябинска. Эксперты отмечают значительное повышение продуктивности работы учителей на уроках после посещения тренинга по сравнению с теми, кто прослушал лекционный курс «Невербальная педагогическая коммуникация».

Данные проведенного исследования убедительно свидетельствуют о необходимости повы-

шения компетентности учителей в области организации невербальной педагогической коммуникации. Наиболее эффективным методом является психолого-педагогический тренинг.

Литература

1. Лабунская В. А. Невербальное поведение. -Ростов-на-Дону. - 1999. - С. 30.

2. Швейцер А. Д. К проблеме социальной дифференциации языка // Высшая школа. — № 5. — 1982. -С. 39-49.

3. Body Language and the Social Order: Communication as Behavioral Control. - № 9. - Prentice-Hall, 1972.

4. Hall E.T. A System for the Notation of Proxemic Behavior //American Anthropologist. - V. 65. -№ 5,- October, 1963. -P. 1003-1006.

5. Hall E.T. The hidden Dimention. -N.Y., 1966.

6. Hall E.T. The Silent Language. -N.Y., 1959.

7. Proxemics // Current Anthropology. - 1968. -Ns 9.-P. 83-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.