Неустойчивость вероятностных характеристик максимального стока и возможность ее учета в проектных решениях
Васильев А. А. ([email protected]) Российский государственный гидрометеорологический университет
Гидрологические расчеты и изыскания входят в обязательный комплекс проектных разработок. Инженерно-гидрометеорологические изыскания являются самостоятельным видом инженерных изысканий, в состав которых входят работы по сбору и анализу гидрологической информации, выбор участка или варианта трассы перехода, наблюдения за характеристиками гидрологического режима реки и другие работы. На заключительном этапе производится обработка данных наблюдений, оценка гидрометеорологических условий участка строительства и определение расчетных гидрологических характеристик.
Определение расчетных значений гидрологических характеристик режима реки выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.01.14-83 «Определение расчетных гидрологических характеристик» (до 01.01.2004), нормативных документов Росгидромета и отраслевых нормативных методик [1].
Наиболее важной характеристикой водного режима реки являются максимальные расходы воды, которые в большинстве случаев определяют размеры мостового перехода и величины русловых деформаций под мостом.
Значения расчетных вероятностей превышения максимальных расходов устанавливаются в зависимости от категории дорог и класса капитальности сооружения. При этом вероятность превышения изменяется от 2 до 0,33 % (СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы) [2].
После того, как вероятность превышения задана, необходимо выбрать функцию распределения вероятностей расходов.
СНиП рекомендует применение 3-х параметрического гамма-распределения при различных отношениях коэффициентов асимметрии и вариации С\ / : от 1 до 6. При этом рекомендуется выбирать тип кривой с учетом характера эмпирической кривой, хотя следует заметить, что совпадение аналитической и эмпирической кривых не дает никакой гарантии, что в зоне малых вероятностей будет достигнуто требуемое совпадение.
Применяют и другие типы функций распределения при надлежащем обосновании.
В последнее время исследования В. В. Коваленко [3, 4] показывают, что вероятностный процесс формирования стока может терять устойчивость и тогда использование стандартных методик приводит к значительным занижениям или завышениям в определении О^х.
Основные причины потери устойчивости гидрологических процессов - глобальное изменение климата и вариация факторов подстилающей поверхности водосборов.
Для оценки последствий изменения климата и антропогенной нагрузки на водосборы предлагается стохастическая модель речного стока, обобщающая следующую динамическую модель [4]:
& = (1)
& кт т
где XX - внешнее воздействие осадков на водосбор; к - коэффициент стока; т - время релаксации; I - время.
Уравнение (1) после преобразования (см. [4]) переходит в уравнение ФПК (Фокке-ра-Планка-Колмогорова)
ФР, t) = _Э[ДО0р(О0] + 2)
Ы 2 802 '
где р(0,1) - плотность вероятности; А(0,1) - коэффициент сноса; В(0,1) - коэффициент диффузии.
Это уравнение можно аппроксимировать системой дифференциальных уравнений для 3-х первых моментов тп, обычно используемых в гидрологической практике:
йтп /Ж = пМ[А0п-1 ] + 0,5п(п _ 1)[В0п-1 ], (3)
где М - символ математического ожидания; п - порядок момента.
Из уравнения (3) следует, что процесс формирования максимального стока будет устойчив, если выполняется неравенство
с > 0,5п0~ , (4)
где с - величина, обратная коэффициенту стока;
G~ - интенсивность бассейновых шумов.
Для практического расчета по неравенству (4) Коваленко [5, 6] была получена формула:
в = 2к 1п г + 2 (5)
где в = G~ / с;
г - коэффициент автокорреляции.
При в > 0.67 происходит потеря устойчивости третьего момента распределения (а значит С), при в > 1 - второго момента (а значит Су), при в = 2 процесс неустойчив по трем моментам, т. е ряды 0макс не представляют собой статистической совокупности. Сначала максимальный сток становится неустойчивым по коэффициенту С, затем Су и норме.
Было обработано 100 рядов максимального стока для ЕТР РФ, Приуралья и Прибайкалья, а также стран Прибалтики, и Украины. Картирование критерия в произведено совместно с В. А. Хаустовым (РГГМУ) под руководством Коваленко с использованием ГИС технологий для существующего климатического фона [8, 9]. При этом использованы данные осадков по ближайшим к гидростанциям метеостациям и данные по слоям стока весеннего половодья рек с площадями водосбора больше 500 км при не зарегулированных условиях.
Результаты картирования представлены на рисунке 1. По данным расчетов и карты можно выделить четыре области:
1) устойчивого формирования стока, в < 0.67 (центральный район ЕТР);
2) с неустойчивым 3-им моментом распределения, в = 0.67 - 1.0 (ЕТР/Прибайкалье);
3) с неустойчивыми 2-ым и 3-им моментами, в > 10 (РФ Украина, Приуралье, Прибайкалье, Восток Сибири);
4) с отрицательными значениями в, что требует отдельного исследования (север ЕТР, Прибалтика, Восток Сибири).
Были также построены зависимости параметра в от коэффициента стока к для выделенных 4-х регионов. Приуралье (рисунок 2) - 46 гидропостов; ЕТР (рисунок 3) - 11 гидропостов; Украина - 12 гидропостов (рисунок 3); Прибайкалье и Юг Сибири - 17 гидропостов (рисунок 4.). Общая тенденция на этих графиках сводится к тому, что с уменьшением коэффициента стока степень неустойчивости повышается. Это наглядно видно для Украины (переход в аридную зону стока).
Рисунок 1 - Карта параметра неустойчивости в
2.5 2 1.5 1
0.5 0
~ -0.5
а 1 Й -1 с
-1.5 -2 -2.5
са
а н и
♦ ч ' м ►
* ♦ г ♦
♦
♦
♦
0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5
коэффициент стока (к)->.
0.6 0.7 0.
0.9
Рисунок 2 - График связи в = А(к) (Приуралье)
3
2
1
0 са
а н
Ш 1 2 -1 й а й
С -2 -3 -4 -5
♦ ► ♦ ♦ ♦ ♦
< > < ♦ ► ♦ ♦ ►
0. 05 0 0. 15 0 2 0. 25 ♦ 0 3 0.
► ♦
♦ ♦
♦
коэффициент стока (к)
Рисунок 3 - График связи в = А(к) (ЕТР и Украина)
Дальнейшая задача исследования заключалась в разработке методики оценки влияния неустойчивости максимального стока на подпоры перед мостом и русловые деформа-
ции под мостами. Были выбраны два моста, находящиеся в зоне в > 0,67 и с натурными данными размыва подмостового русла.
1) Автомобильный мост р. Луга - п. Толмачево. Параметры стока: 0макс.1% = 950 м3/с; 00 = 315 м3/с; С„ = 0.45; С3 = 1.2; к = 0.30. При в = 0.7 - сток неустойчив по третьему моменту
2) Железнодорожный мост р.Стрый - г. Стрый. Параметры стока: 2макс1% = 2900 м3/с; 00 = 630 м3/с; Су = 0.8; Сз = 2.5; к = 0.15. При в =1.83 - сток неустойчив по двум моментам.
Методика заключалась в расчете по серии натурных паводков - ряд1 (при исходных 00, Су и Сз ) общего размыва под мостом. Затем изменялся коэффициент Сз и Су на 50 % (ряд 2) и по новым значениям 0*тлх рассчитывался размыв. В конце каждой серии пропускался расход воды 1% вероятности для ряда 1 (01%) и для ряда 2 (0*1%) 0*1% > 01%. Расчет русловых деформаций произведен по методике Г. А.Федотова (МАДИ) с применением ПЭВМ по программе «Рома» [7].
Основные уравнения, используемые в программе:
- уравнение неразрывности
д0 + ^ = 0; (6) д/ дг
- уравнение неравномерного плавно изменяющего движения потока в открытых
руслах
= 0. .дУ2+А .дУ _ 02. (7)
6 д/ 2 % д1 % дг к2 '
- уравнение баланса наносов
дО дкр
— = Вр---, (8)
д/ р дг
где 0 - расход воды;
О - расход руслоформирующих наносов; Вр - ширина русла;
^ - площадь живого сечения; Ир - глубина потока;
У - скорость потока;
% - ускорение силы тяжести;
З - бытовой уклон;
Z - отметка поверхности воды;
А - коэффициент Кориолиса;
А0 - коэффициент Буссинеска;
К - расходная характеристика сечения.
При задании исходных данных морфометрии русла и поймы, геологии и гидрографа паводка расчетной вероятности, программа выдает:
1. Подпоры перед мостом.
2. Профили размытого дна.
3. Другие гидравлические параметры.
После ввода серии 0т&х 1 и 2 получены отметки дна и размытого дна, кото-
рые затем пересчитаны в глубины (йрм). Глубины обработаны методом математической
статистики с построением графиков вероятности превышения максимальных глубин Ьрм = / (р%) (рисунок 4).
Р-
Ряд1 Ряд2
Рисунок 4 - Кривая вероятности превышения Ирм (р. Стрый - г. Стрый (ж.-д. мост))
Из анализа кривых Ирм (р%) видно, что при изменении параметра Сз возрастает крм в зонах малой вероятности. Для а- моста через р. Луга для серии 1 крм = 10.5 м, для серии 2 Ьрм = 14.5 м; разница в глубинах составляет 3.9 м. Натурная максимальная глубина за многолетний период 13.7 м. Погрешность определения глубины для серии 1 - 23.4 %; для серии 2 + 5.8 %. То есть учет неустойчивости дает меньшую погрешность в определении конечных деформаций подмостового русла, хотя сами деформации больше.
На ж.-д. мосту через р. Стрый для серии 1 - крм = 10.3 м для серии 2 - крм = 13.3 м; разница в глубинах составляет 3.0 (при натурной глубине Ирм = 10.8 произошло обрушение русловой опоры в 1980 г.). Данные о максимальной глубине за многолетний период отсутствуют, но можно сделать вывод что при учете неустойчивости (серия 2) запас в 2.5 м возможно предотвратил бы обрушение опоры.
Таким образом в рамках исследуемой проблемы для учета неустойчивости максимального стока в тех районах где в > 0.67 предлагается использовать кривые вероятности превышения 0*мах с варьированием 2 и 3 моментов распределения в сторону увеличения их значений и с заданием новой серии паводков с Q* мах > Q мах 1.
Основные выводы по выполненной работе сводятся к следующему:
а) Построены карты зон неустойчивости моментов распределения максимального стока весеннего половодья.
б) Установлено появление областей с отрицательными значениями параметра в, что требует дальнейшего исследования.
в) Для четырех регионов РФ и Украины установлена общая закономерность повышения неустойчивости с понижением коэффициента стока.
г) Предложен и апробирован на нескольких мостовых переходах способ практического учета неустойчивости стока в стандартных нормативных документах.
В дальнейшем намечается два пути исследования данной проблемы.
Первый, пока чисто научный путь, заключается в построении математической модели формирования максимального стока, которая была бы устойчива. Этот путь реализу-
ется на кафедре гидрофизики РГГМУ методами частично инфинитного моделирования [6].
Второй путь заключается в дальнейшем обосновании диапазона варьирования 0мах в рамках статистических кривых Пирсона и пакета программы «Рома».
1. СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы. - М., 1986.
2. СНиП 2.01.14-83. Определение расчетных гидрологических характеристик.-М.,1983.
3. Коваленко В. В. К оценке гидрологических последствий изменения климата // Сборник научных трудов (межвузовский ). - Л.: изд. ЛГМИ, 1990. - С. 82 - 88.
4. Коваленко В. В. Моделирование гидрологических процессов. -СПб.; Гидрометео-издат, 1993.
5. Коваленко В. В., Хаустов В. А. Критерии устойчивого развития гидрологических процессов и картирование зон ожидаемых аномалий параметров годового стока рек СНГ при антропогенном изменении климата // Метеорология и гидрология. - 1998. - С. 96 - 102.
6. Коваленко В. В. Частично инфинитное моделирование и прогнозирование процессов развитяи. - СПб.: изд. РГГМУ,1998. - 113 с.
7. Федотов Г. А. Расчеты мостовых переходов с применением ЭЦВМ. - М.: Транспорт, 1977. - 207 с.
8. Коваленко В. В., Хаустов В. А., Васильев А. А. О возможности самоорганизованной критичности формирования максимального стока и чувствительности к ней проектных решений // Экология крупных рек-3: Тезисы докладов Международной и молодежной конференции, Россия, Тольятти, 15 - 19 сентября 2003 г. Тольятти: ИЭВБ РАН. 2003. - С. 344.
9. Васильев А. А., Хаустов В. А. К вопросу о самоорганизованной критичности формирования максимального стока и чувствительности к ней проектных решений // Тезисы итоговой сессии Ученого совета РГГМУ. - СПб.: изд. РГГМУ, 2004. -С. 68 - 69.
10. Васильев А. А. Особенности гидравлико-гидрологического расчета мостов в условиях подпора от плотин ГЭС // Вопросы гидрологии суши. Доклады конференции молодых ученых и специалистов. Ленинград, ГГИ, февраль 1985 г. - Л.: Гидроме-теоиздат, 1988. - С. 135 - 138.