Научная статья на тему 'Неустойчивость вероятностных характеристик максимального стока и возможность ее учета в проектных решениях '

Неустойчивость вероятностных характеристик максимального стока и возможность ее учета в проектных решениях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильев А. А.

Рассмотрен вопрос неустойчивости процесса формирования максимального стока весеннего половодья.Построены карты параметра неустойчивости стока для России и сопредельных государств и отмечена закономерность повышения неустойчивости с понижением коэффициента стока.Предложен метод практического учета неустойчивости стока в русловых расчетах мостовых переходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Васильев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instability of probabilistic characteristics of the maximum flow and

The issue of instability of the maximum flow forming process. The

Текст научной работы на тему «Неустойчивость вероятностных характеристик максимального стока и возможность ее учета в проектных решениях »

Неустойчивость вероятностных характеристик максимального стока и возможность ее учета в проектных решениях

Васильев А. А. ([email protected]) Российский государственный гидрометеорологический университет

Гидрологические расчеты и изыскания входят в обязательный комплекс проектных разработок. Инженерно-гидрометеорологические изыскания являются самостоятельным видом инженерных изысканий, в состав которых входят работы по сбору и анализу гидрологической информации, выбор участка или варианта трассы перехода, наблюдения за характеристиками гидрологического режима реки и другие работы. На заключительном этапе производится обработка данных наблюдений, оценка гидрометеорологических условий участка строительства и определение расчетных гидрологических характеристик.

Определение расчетных значений гидрологических характеристик режима реки выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.01.14-83 «Определение расчетных гидрологических характеристик» (до 01.01.2004), нормативных документов Росгидромета и отраслевых нормативных методик [1].

Наиболее важной характеристикой водного режима реки являются максимальные расходы воды, которые в большинстве случаев определяют размеры мостового перехода и величины русловых деформаций под мостом.

Значения расчетных вероятностей превышения максимальных расходов устанавливаются в зависимости от категории дорог и класса капитальности сооружения. При этом вероятность превышения изменяется от 2 до 0,33 % (СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы) [2].

После того, как вероятность превышения задана, необходимо выбрать функцию распределения вероятностей расходов.

СНиП рекомендует применение 3-х параметрического гамма-распределения при различных отношениях коэффициентов асимметрии и вариации С\ / : от 1 до 6. При этом рекомендуется выбирать тип кривой с учетом характера эмпирической кривой, хотя следует заметить, что совпадение аналитической и эмпирической кривых не дает никакой гарантии, что в зоне малых вероятностей будет достигнуто требуемое совпадение.

Применяют и другие типы функций распределения при надлежащем обосновании.

В последнее время исследования В. В. Коваленко [3, 4] показывают, что вероятностный процесс формирования стока может терять устойчивость и тогда использование стандартных методик приводит к значительным занижениям или завышениям в определении О^х.

Основные причины потери устойчивости гидрологических процессов - глобальное изменение климата и вариация факторов подстилающей поверхности водосборов.

Для оценки последствий изменения климата и антропогенной нагрузки на водосборы предлагается стохастическая модель речного стока, обобщающая следующую динамическую модель [4]:

& = (1)

& кт т

где XX - внешнее воздействие осадков на водосбор; к - коэффициент стока; т - время релаксации; I - время.

Уравнение (1) после преобразования (см. [4]) переходит в уравнение ФПК (Фокке-ра-Планка-Колмогорова)

ФР, t) = _Э[ДО0р(О0] + 2)

Ы 2 802 '

где р(0,1) - плотность вероятности; А(0,1) - коэффициент сноса; В(0,1) - коэффициент диффузии.

Это уравнение можно аппроксимировать системой дифференциальных уравнений для 3-х первых моментов тп, обычно используемых в гидрологической практике:

йтп /Ж = пМ[А0п-1 ] + 0,5п(п _ 1)[В0п-1 ], (3)

где М - символ математического ожидания; п - порядок момента.

Из уравнения (3) следует, что процесс формирования максимального стока будет устойчив, если выполняется неравенство

с > 0,5п0~ , (4)

где с - величина, обратная коэффициенту стока;

G~ - интенсивность бассейновых шумов.

Для практического расчета по неравенству (4) Коваленко [5, 6] была получена формула:

в = 2к 1п г + 2 (5)

где в = G~ / с;

г - коэффициент автокорреляции.

При в > 0.67 происходит потеря устойчивости третьего момента распределения (а значит С), при в > 1 - второго момента (а значит Су), при в = 2 процесс неустойчив по трем моментам, т. е ряды 0макс не представляют собой статистической совокупности. Сначала максимальный сток становится неустойчивым по коэффициенту С, затем Су и норме.

Было обработано 100 рядов максимального стока для ЕТР РФ, Приуралья и Прибайкалья, а также стран Прибалтики, и Украины. Картирование критерия в произведено совместно с В. А. Хаустовым (РГГМУ) под руководством Коваленко с использованием ГИС технологий для существующего климатического фона [8, 9]. При этом использованы данные осадков по ближайшим к гидростанциям метеостациям и данные по слоям стока весеннего половодья рек с площадями водосбора больше 500 км при не зарегулированных условиях.

Результаты картирования представлены на рисунке 1. По данным расчетов и карты можно выделить четыре области:

1) устойчивого формирования стока, в < 0.67 (центральный район ЕТР);

2) с неустойчивым 3-им моментом распределения, в = 0.67 - 1.0 (ЕТР/Прибайкалье);

3) с неустойчивыми 2-ым и 3-им моментами, в > 10 (РФ Украина, Приуралье, Прибайкалье, Восток Сибири);

4) с отрицательными значениями в, что требует отдельного исследования (север ЕТР, Прибалтика, Восток Сибири).

Были также построены зависимости параметра в от коэффициента стока к для выделенных 4-х регионов. Приуралье (рисунок 2) - 46 гидропостов; ЕТР (рисунок 3) - 11 гидропостов; Украина - 12 гидропостов (рисунок 3); Прибайкалье и Юг Сибири - 17 гидропостов (рисунок 4.). Общая тенденция на этих графиках сводится к тому, что с уменьшением коэффициента стока степень неустойчивости повышается. Это наглядно видно для Украины (переход в аридную зону стока).

Рисунок 1 - Карта параметра неустойчивости в

2.5 2 1.5 1

0.5 0

~ -0.5

а 1 Й -1 с

-1.5 -2 -2.5

са

а н и

♦ ч ' м ►

* ♦ г ♦

0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5

коэффициент стока (к)->.

0.6 0.7 0.

0.9

Рисунок 2 - График связи в = А(к) (Приуралье)

3

2

1

0 са

а н

Ш 1 2 -1 й а й

С -2 -3 -4 -5

♦ ► ♦ ♦ ♦ ♦

< > < ♦ ► ♦ ♦ ►

0. 05 0 0. 15 0 2 0. 25 ♦ 0 3 0.

► ♦

♦ ♦

коэффициент стока (к)

Рисунок 3 - График связи в = А(к) (ЕТР и Украина)

Дальнейшая задача исследования заключалась в разработке методики оценки влияния неустойчивости максимального стока на подпоры перед мостом и русловые деформа-

ции под мостами. Были выбраны два моста, находящиеся в зоне в > 0,67 и с натурными данными размыва подмостового русла.

1) Автомобильный мост р. Луга - п. Толмачево. Параметры стока: 0макс.1% = 950 м3/с; 00 = 315 м3/с; С„ = 0.45; С3 = 1.2; к = 0.30. При в = 0.7 - сток неустойчив по третьему моменту

2) Железнодорожный мост р.Стрый - г. Стрый. Параметры стока: 2макс1% = 2900 м3/с; 00 = 630 м3/с; Су = 0.8; Сз = 2.5; к = 0.15. При в =1.83 - сток неустойчив по двум моментам.

Методика заключалась в расчете по серии натурных паводков - ряд1 (при исходных 00, Су и Сз ) общего размыва под мостом. Затем изменялся коэффициент Сз и Су на 50 % (ряд 2) и по новым значениям 0*тлх рассчитывался размыв. В конце каждой серии пропускался расход воды 1% вероятности для ряда 1 (01%) и для ряда 2 (0*1%) 0*1% > 01%. Расчет русловых деформаций произведен по методике Г. А.Федотова (МАДИ) с применением ПЭВМ по программе «Рома» [7].

Основные уравнения, используемые в программе:

- уравнение неразрывности

д0 + ^ = 0; (6) д/ дг

- уравнение неравномерного плавно изменяющего движения потока в открытых

руслах

= 0. .дУ2+А .дУ _ 02. (7)

6 д/ 2 % д1 % дг к2 '

- уравнение баланса наносов

дО дкр

— = Вр---, (8)

д/ р дг

где 0 - расход воды;

О - расход руслоформирующих наносов; Вр - ширина русла;

^ - площадь живого сечения; Ир - глубина потока;

У - скорость потока;

% - ускорение силы тяжести;

З - бытовой уклон;

Z - отметка поверхности воды;

А - коэффициент Кориолиса;

А0 - коэффициент Буссинеска;

К - расходная характеристика сечения.

При задании исходных данных морфометрии русла и поймы, геологии и гидрографа паводка расчетной вероятности, программа выдает:

1. Подпоры перед мостом.

2. Профили размытого дна.

3. Другие гидравлические параметры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После ввода серии 0т&х 1 и 2 получены отметки дна и размытого дна, кото-

рые затем пересчитаны в глубины (йрм). Глубины обработаны методом математической

статистики с построением графиков вероятности превышения максимальных глубин Ьрм = / (р%) (рисунок 4).

Р-

Ряд1 Ряд2

Рисунок 4 - Кривая вероятности превышения Ирм (р. Стрый - г. Стрый (ж.-д. мост))

Из анализа кривых Ирм (р%) видно, что при изменении параметра Сз возрастает крм в зонах малой вероятности. Для а- моста через р. Луга для серии 1 крм = 10.5 м, для серии 2 Ьрм = 14.5 м; разница в глубинах составляет 3.9 м. Натурная максимальная глубина за многолетний период 13.7 м. Погрешность определения глубины для серии 1 - 23.4 %; для серии 2 + 5.8 %. То есть учет неустойчивости дает меньшую погрешность в определении конечных деформаций подмостового русла, хотя сами деформации больше.

На ж.-д. мосту через р. Стрый для серии 1 - крм = 10.3 м для серии 2 - крм = 13.3 м; разница в глубинах составляет 3.0 (при натурной глубине Ирм = 10.8 произошло обрушение русловой опоры в 1980 г.). Данные о максимальной глубине за многолетний период отсутствуют, но можно сделать вывод что при учете неустойчивости (серия 2) запас в 2.5 м возможно предотвратил бы обрушение опоры.

Таким образом в рамках исследуемой проблемы для учета неустойчивости максимального стока в тех районах где в > 0.67 предлагается использовать кривые вероятности превышения 0*мах с варьированием 2 и 3 моментов распределения в сторону увеличения их значений и с заданием новой серии паводков с Q* мах > Q мах 1.

Основные выводы по выполненной работе сводятся к следующему:

а) Построены карты зон неустойчивости моментов распределения максимального стока весеннего половодья.

б) Установлено появление областей с отрицательными значениями параметра в, что требует дальнейшего исследования.

в) Для четырех регионов РФ и Украины установлена общая закономерность повышения неустойчивости с понижением коэффициента стока.

г) Предложен и апробирован на нескольких мостовых переходах способ практического учета неустойчивости стока в стандартных нормативных документах.

В дальнейшем намечается два пути исследования данной проблемы.

Первый, пока чисто научный путь, заключается в построении математической модели формирования максимального стока, которая была бы устойчива. Этот путь реализу-

ется на кафедре гидрофизики РГГМУ методами частично инфинитного моделирования [6].

Второй путь заключается в дальнейшем обосновании диапазона варьирования 0мах в рамках статистических кривых Пирсона и пакета программы «Рома».

1. СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы. - М., 1986.

2. СНиП 2.01.14-83. Определение расчетных гидрологических характеристик.-М.,1983.

3. Коваленко В. В. К оценке гидрологических последствий изменения климата // Сборник научных трудов (межвузовский ). - Л.: изд. ЛГМИ, 1990. - С. 82 - 88.

4. Коваленко В. В. Моделирование гидрологических процессов. -СПб.; Гидрометео-издат, 1993.

5. Коваленко В. В., Хаустов В. А. Критерии устойчивого развития гидрологических процессов и картирование зон ожидаемых аномалий параметров годового стока рек СНГ при антропогенном изменении климата // Метеорология и гидрология. - 1998. - С. 96 - 102.

6. Коваленко В. В. Частично инфинитное моделирование и прогнозирование процессов развитяи. - СПб.: изд. РГГМУ,1998. - 113 с.

7. Федотов Г. А. Расчеты мостовых переходов с применением ЭЦВМ. - М.: Транспорт, 1977. - 207 с.

8. Коваленко В. В., Хаустов В. А., Васильев А. А. О возможности самоорганизованной критичности формирования максимального стока и чувствительности к ней проектных решений // Экология крупных рек-3: Тезисы докладов Международной и молодежной конференции, Россия, Тольятти, 15 - 19 сентября 2003 г. Тольятти: ИЭВБ РАН. 2003. - С. 344.

9. Васильев А. А., Хаустов В. А. К вопросу о самоорганизованной критичности формирования максимального стока и чувствительности к ней проектных решений // Тезисы итоговой сессии Ученого совета РГГМУ. - СПб.: изд. РГГМУ, 2004. -С. 68 - 69.

10. Васильев А. А. Особенности гидравлико-гидрологического расчета мостов в условиях подпора от плотин ГЭС // Вопросы гидрологии суши. Доклады конференции молодых ученых и специалистов. Ленинград, ГГИ, февраль 1985 г. - Л.: Гидроме-теоиздат, 1988. - С. 135 - 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.