Научная статья на тему 'Неурегулированные аспекты российско-чеченского конфликта: последствия и проблемы'

Неурегулированные аспекты российско-чеченского конфликта: последствия и проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

946
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ / RUSSIAN-CHECHEN CONFLICT / SETTLING THE CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Евгений Михайлович

Статья Е.М. Полякова посвящена анализу основных неурегулированных аспектов российско-чеченского конфликта в период с 1992 по 2002 годы, а также выявлению последствий данной ситуации в рассматриваемый период и до настоящего времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NON-SETTLED ASPECTS OF THE RUSSIAN-CHECHEN CONFLICT: CONSEQUENCES AND PROBLEMS

The article is dedicated to analysis of the main not settled aspects of Russian-Chechen conflict in the period from 1992 to 2002. The author emphasizes the consequences of such situation within the specified period and at the present time

Текст научной работы на тему «Неурегулированные аспекты российско-чеченского конфликта: последствия и проблемы»

УДК 327.56(470.66)

НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ РОССИИСКО-ЧЕЧЕНСКОГО КОНФЛИКТА: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Е. М. Поляков

Воронежский государственный университет

Аннотация: Статья Е.М. Полякова посвящена анализу основных неурегулированных аспектов российско-чеченского конфликта в период с 1992 по 2002 годы, а также выявлению последствий данной ситуации в рассматриваемый период и до настоящего времени.

Ключевые слова: российско-чеченский конфликт, урегулирование отношений.

Abstract: The article is dedicated to analysis of the main not settled aspects of Russian-Chechen conflict in the period from 1992 to 2002. The author emphasizes the consequences of such situation within the specified period and at the present time.

Key words: Russian-Chechen conflict, settling the conflict.

В современной науке и публицистике, как отечественной, так и зарубежной, конфликт между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, длившийся с перерывами с 1992 г. по 2002 г., принято называть российско/русско-чеченским. Таким образом, изначально закладывается представление о нем, как о межэтническом конфликте. Нам же представляется, что он носил характер гражданской войны или межгосударственного силового противоборства (если, вслед за российским руководством первой половины 1990-х гг. рассматривать Ичкерию как государство). То есть в любом случае главным измерением данного конфликта было не межэтническое, а социально-гражданственное. Это тем более очевидно, что как на стороне федеральных сил, так и на стороне дудаевцев-масхадовцев были представители как чеченского, так и русского этноса соответственно.

Общеизвестен факт, что, по меньшей мере, одной из причин (если не единственной) и формальным поводом к началу силовой операции в ЧР послужила деятельность незаконных вооруженных формирований и необходимость в ее пресечении.

Правовой основой для войны стали подписанный 9 декабря 1994 г. Указ № 2166 и в тот же день изданное постановление Правительства РФ № 1360 [1, 85]. Характерен тот факт, что до начала войны (и некоторое время в ходе нее) дудаевские отряды назывались «незаконные бандформирования», а не незаконные вооруженные формирования, и что в предыдущие годы не они, а разгул преступности считались главным злом [1, 29].

© Поляков Е. М., 2008

Весьма интересен тот факт, что изменение представлений о политической реальности у высшего российского руководства совпало с первыми опытами по несанкционированному изъятию нефти из трубопровода Баку—Новороссийск, проведенными лидерами сепаратистов. В соответствии с изменениями представлений о реальности, изменились и действия: вместо мирного сосуществования началась война.

На наш взгляд, главными итогами обеих военных кампаний на Северном Кавказе (в 1994— 1996 гг. и в 1999—2002 гг.) стали следующие:

— ухудшение социально-экономической ситуации, как в Чечне, так и в сопредельных субъектах федерации;

— изменение демографического состава населения;

— складывание клановой структуры власти в Чечне, пришедшей на смену этнократической структуре;

— формирование бандитского подполья и расширение ареала террористической активности за пределы Чеченской Республики;

— изменение геополитической роли Северного Кавказа.

Рассмотрим эти последствия подробнее.

Установление режима личной власти Дж. Дудаевым привело к резкому оттоку социально-экономически активного населения, находившегося в трудоспособном возрасте и занятого, в первую очередь, высококвалифицированным трудом (как физическим — рабочие специальности, так и умственным — интеллигенция, чиновничество, зарождающийся мелкий бизнес).

Поскольку в промышленном производстве, транспорте и научной сфере были заняты, по пре-

имуществу, русские, их отъезд означал неизбежный системный кризис целого ряда отраслей экономики Чечни и постепенную стагнацию всего народного хозяйства республики. Все это происходило на фоне протекания болезненных экономических реформ.

Фактически, еще в советское время «произошло разделение экономики ЧИАССР на два сектора: «русский» и «национальный». В результате <...> в промышленности и на транспорте образовался дефицит рабочей силы, между тем, как в сельском хозяйстве наблюдался все возрастающий избыток ее» [2, 369]. Это привело к массовой миграции — русских из городов, а ингушей и чеченцев — в города. Десятки тысяч людей, не имевших работы на селе, хотя имевших навыки труда в сельском хозяйстве, не получили работы и в городе, ибо навыков индустриального труда и быта тоже не имели. Сложился огромный, состоящий преимущественно из социально мобильной молодежи, слой люмпенов, который стал социальным капиталом, потраченным на строительство ичкерийской государственности и независимости.

Уже к концу 90-х годов уровень жизни во всех северокавказских республиках был ниже среднероссийского. Так, уровень зарплаты колебался от 109 долл. США (Адыгея) до 60 долл. США (Дагестан) при среднероссийском уровне в 179 долл. США [2, 365].

Социально-экономическое положение Чечни осложнялось ещё и тем, что новая постсоветская элита была занята переделом собственности и попытками установить контроль над финансоворесурсными потоками, проходящими через республику. Ещё Н.А. Косолапов отмечал, что «конфликты на постсоветском пространстве прямо и непосредственно (подчеркнуто мною — Е.П.), связаны с происходящим внутри элиты беспрецедентным переделом власти и собственности по всей «вертикали» и «горизонтали» бывшего советского общества» [3, 45].

В межвоенный период, когда был утрачен контроль центра над пенсионными выплатами и зарплатами, которые фактически разворовывались масхадовским окружением, значительная часть населения Чечни была вынуждена заниматься противоправным бизнесом. Процветали изготовление и сбыт наркотиков, алкоголя, оружия (знаменитые, до сих пор использующиеся пистолеты «Борз»), торговля краденым (в первую очередь, автомобилями), похищения людей с целью выкупа. Характерно, что обворовывали и похищали даже самих чеченцев.

Это свидетельствовало не только о кардинальной ломке десятилетиями работавших экономических связей и механизмов, но и о изменении социальной структуры общества. Резко ослабла роль тейпов, веками служивших каналом направления агрессии вовне чеченского общества и механизмом примирения и разрешения конфликтов внутри него. То есть, Чечня была отброшена в социально-экономическом плане не то, что в дооктябрьский, но и в дороссийский период.

После второй кампании основным способом оздоровления экономики стали инвестиции федерального центра. Значительная часть из них разворовывалась. Порядка 30-50 % средств на выплату компенсации за утерянное жилье «пропадало» в виде «откатов» чиновникам [4], а финансирование основных ФЦП происходило после 25 декабря, хотя по закону отчитаться о потраченном надо до 1 января. Можно с большой долей вероятности сказать, что потратить такую сумму денег за пять дней практически невозможно, однако вполне возможно украсть.

Такая система отношений Москвы и Грозного стала меняться лишь во второй половине 2000-х гг., когда основные расходы на восстановление республики стал нести Региональный общественный фонд им. А.-Х. Кадырова. Очевидно, федеральный центр пошел на передачу контроля над финансовыми потоками Р.А. Кадырову ввиду невозможности иным способом обеспечить целевое использование средств.

Это свидетельствует о двух обстоятельствах: а) слабости контрольно-ревизионных федеральных структур исполнительной власти в Чечне; б) существенном изменении структуры элиты чеченского общества. Утрируя, можно сказать, что если при Дж. Дудаеве и А. Масхадове финансово-политической элитой были полевые командиры, грабившие Россию и свой народ и обогащавшие своих сторонников именем Аллаха, то при А. Алханове и Р. Кадырове теперь это чиновники, грабящие Россию и своих сторонников и обогащающие свой народ именем В. Путина.

Это важнейшее обстоятельство в стратегической перспективе сведет на нет могущество и политический вес перешедших на сторону федералов бывших полевых командиров, нынешних полковников и депутатов: С.-М. Какиева, С. Ямадаева, М. Хамбиева и др. С другой стороны, раздача денег от своего имени (помощь средствами Регионального Общественного Фонда им. А.-Х. Кадырова) типична для структуры трат со стороны лидера в адрес конституэнтов в традиционном обществе.

Ещё одно важное следствие — элита, источником благосостояния и власти которой являются чин и деньги, а не вооруженные сторонники, не станет рассадником сепаратизма и не поднимет мятеж. Ведь в случае мятежа она потеряет элитарный статус, как это произошло с партийной элитой в начале 1990-х гг.

Таким образом, «чеченизация» конфликта (то есть передача основных рычагов регулирования всех текущих процессов в Чечне в руки поствоен-ной чеченской элиты) является сейчас, к сожалению, единственным фактором, способным удержать ЧР в составе РФ.

Все это позволяет говорить о том, что нынешний, кадыровско — алхановский режим не может справиться с теми же проблемами, с которыми не справился в середине 1990-х гг. дудаевско — масхадов-ский режим. Значит, в их структурах есть нечто общее, препятствующее построению мирной жизни в полном объеме и наведению порядка в республике. Поскольку функционирование современной системы права никак не подразумевает наличие такого её элемента, как институты родового общества, — они взаимоисключают друг друга, — постольку можно утверждать, что элемент традиционного общества, использовавшийся в обоих политических режимах, был основным и сложноразрешимым противоречием. Такой элемент — тайповая структура чеченского общества, сознательно реанимированная в свое время Дж. Дудаевым [5, 57] и сознательно использовавшаяся временной администрацией во главе с А.-Х.Кадыровым.

Уже сам факт того, что для выстраивания режима фактической диктатуры сепаратист Дж. Дудаев пользовался тем же инструментом, что и позднее для построения демократии Герой России Р. Кадыров, заставляет задуматься о многом. При этом новый, официально промосковский политический режим в Чечне «болен» теми же недостатками, что и старый, сепаратистский. Это и широко распространенная практика нецелевого использования бюджетных средств [6], и не менее частое кумовство (непотизм) при замещении государственных должностей, и колоссальные (особенно в пересчете на душу населения), но мало эффективные финансовые вливания из Центра [7], и самое главное, — нелегитимное насилие.

За прошедшие годы изменились эвфемизмы, которыми чиновники и государственные СМИ обозначали структуры, осуществляющие нелегитимное насилие: «незаконные бандформирования» (первая война) — «незаконные вооруженные фор-

мирования» (вторая война) — «неустановленные силовые структуры» (послевоенное время). Данное изменение официального политического лексикона свидетельствует о том, что после того, как «начался мирный процесс», положение с правопорядком как минимум не улучшилось по сравнению с дуда-евско — масхадовским периодом.

При этом есть ряд свидетельств того, что нелегитимное насилие осуществляется представителями спецслужб и органов государственной власти. Определенно, это приводит к снижению легитимности российского государства и его сторонников [8, 2], что, в свою очередь, отдаляет перспективу реального урегулирования ситуации в ЧР.

Нелегитимное насилие в Чечне осуществляется в двух формах: со стороны боевиков и прочих неофициальных структур и со стороны государства.

Первая форма — со стороны незаконных вооруженных формирований — проявилась ещё в начале 1990-х гг., когда под воздействием угроз и прямого насилия в отношении русскоязычных шел передел собственности и должностей (подробнее см. 5). Впрочем, русские в регионах Северного Кавказа, где были общины чеченцев, в долгу не оставались. Как отмечал С. Арутюнов, «пожалуй, самый тяжкий удар нормальным взаимоотношениям был нанесен появлением казачьих <.> формирований, которые уже в 1991-1992 годах выставляли пикеты, избивали людей по их национальному признаку <...> что не встречало противодействия со стороны правоохранительных органов» [цит.по:

2, 371]. Случаи взаимного преследования все возрастали, и характер его все ужесточался. Государственные органы власти не препятствовали этому не только в Чечне, но и на территории сопредельных субъектов федерации.

Есть основания предполагать, что «. конфронтация между горскими народами и казаками возросла после того, как Президент РФ подписал ряд указов о реабилитации казаков в качестве военного сословия» [2, 372]. То есть был легализован самый важный на Кавказе фактор конфликтоген-ности — земельный, пересекшийся с этноконфе-сиональным.

Свою деструктивную роль сыграли СМИ. По данным проведенного в конце сентября — начале октября 1999 г. опроса 83% россиян были уверены, что теракты в Москве, Волгодонске и Буйнакске устроили чеченцы, хотя в реальности — арабы и дагестанцы [2, 374].

К сожалению, основным объектом нелегитимного насилия со стороны государства были мирные

граждане, погибшие в ходе обеих военных кампаний. Удельный вес мирного населения в числе погибших составил 95-97 %, погибло около 40 тыс. мирных жителей, в том числе 5 тыс. детей. За декабрь 1994 — май 1995 из Чечни выехало 400 тыс. жителей, в основном, в Ингушетию и Дагестан [2, 377]. Столь серьезные изменения в структуре населения вызвали рост социальной неустроенности не только в Чечне, но и в сопредельных регионах. Это, в свою очередь, породило ускоренный рост внеправовых форм регуляции общественной жизни. На это указывали ряд федеральных чиновников. Например, Д.Н. Козак заявил: «Регион захлестывает преступность в самых острых формах ее проявления» [9, 4].

Вторым важным следствием российско-чеченского конфликта стало резкое изменение социальнодемографической ситуации в регионе, выразившееся, главным образом, в массовом сокращении численности русскоязычного населения, проживающего в республике, как в пропорциональном, так и в процентном отношении. «В 1989 г. в Чечне жило 1084 тыс. чел., из них русских — 269,1 тыс. чел., в том числе 210,3 тыс. чел. в Грозном» [2, 373]. К 2002 году сложилась иная картина. Население ЧР составило 1103 тыс. чел., из них чеченцев — 1031 тыс. чел. и около 40 тыс. чел. русских [10, 159—160]. Следует отметить, что ещё в советское время началась миграция из региона, как чеченцев, так и русских: за межпереписной период (с 1979 г. по 1989 г.) численность русских в ЧИАССР сократилась с 336 тыс. чел. до 293 тыс. чел., или на 12,6% [2, 370]. В то же время, за последние 13 лет территорию бывшей ЧИАССР покинуло около 240 тыс. русских. Если ранее скорость сокращения численности русских была около 1,3 % в год, то в 1990-е — 2000-е гг. она резко увеличилась, составив около 7 % в год. Основную роль в этом увеличении сыграли последствия наведения «конституционного порядка» и проведения «контртеррористической операции» в ЧР.

Международно признанные стандарты по урегулированию конфликтов предполагают в качестве доказательства урегулирования не слова главы государства о том, что «начался мирный процесс», а возвращение к доконфликтному состоянию региона по всем возможным характеристикам, в том числе и по структуре и составу населения. И хотя Правительство ЧР предпринимает некоторые усилия по возвращению русскоязычного населения на родину, пока результаты этих усилий весьма скромны. Значит, нет возможности утверждать о том, что конфликт исчерпан.

Кроме того, нынешнее руководство ЧР выдвигает время от времени территориальные претензии соседним республикам (оспариваются Малгобек-ский район Ингушетии и Новолакский район Дагестана), а также поощряет поиск научного обоснования территориальных претензий, опираясь на историко-правовые исследования, чья цель легитимировать данные претензии [11, 2]. Эта практика также не способствует упрочению российской государственности и наведению порядка. Более того, «альтернативная история — типичное явление, связанное либо с колониализмом, либо с социальными отношениями, основанными на групповой дискриминации» [11, 279], в данном случае — дискриминации не-чеченцев.

Если вернуться к собственно этносоциальной проблематике, то нынешняя ситуация отличается не только в плане количества, но и качества населения. Если ранее основная масса русскоязычных в ЧР, как и в целом по СССР, находилась в трудоспособном возрасте, то теперь это, в основном, лица пенсионного и предпенсионного возраста, а также солдаты, не способные внести сколь-нибудь заметный вклад в восстановление республики, в ее социально-экономическое и культурно-научное развитие, в ее мирную жизнь. Фактически благодаря характеру политических действий государства, в ЧР складывается монолитное в этноконфессиональном измерении общество, чего не наблюдается как в целом по РФ, так и в других ее субъектах.

С учетом таких факторов, как чрезмерное сосредоточение реальной власти в руках Р.А. Кадырова, большое число бывших боевиков, служащих в органах государственной власти и спецслужбах ЧР, авторитарный характер действующего политического режима, вышеозначенная монолитность может лишь укреплять, но ни как не ослаблять сепаратистские настроения.

Наличие авторитарно-силовых тенденций в протекании чеченского политического процесса [12, 6—7], попытки Р.А. Кадырова в ряде случаев руководствоваться шариатом и деятельность неустановленных силовых структур заставляют усомниться в наличии ЧР в конституционно-правовом поле РФ, ибо являются не единичными исключениями, но повседневной практикой, системной чертой.

Еще одним важным итогом стало формирование в большинстве республик сети бандитского подполья и изменения самой сути действий террористов. В течение 2006—2007 гг. изменились как объекты терактов, так и цели, преследуемые тер-

рористами. Жертвами чаще становятся представители силовых структур государства, как правило, федеральных, вне зависимости от региона, в котором осуществлено нападение (см. табл. №1. Период отслеживания: сентябрь 2006-август 2007 включительно. Он был разбит условно на 2 части: с сентября 2006 по февраль 2007 и с марта 2007 по август 2007. Данные для таблицы взяты из опубликованных материалов сайта «Кавказский узел» http://kavkaz.memo.ru/newstext/chronics/id/790621. Ыт1 и http://kavkaz.memo.ru/newstext/chronics/ id/1196026.htm1). Как правило, это хорошо спланированные акции и вылазки. Иногда совершаются несколько нападений в течение одних суток в разных республиках. Это подтверждает тот факт, что возникла целая сеть автономных, но координирующих свою деятельность джамаатов.

Как видно из последнего столбца таблицы, представленной в статье, во втором периоде резко возрастает количество терактов, совершаемых против представителей силовых структур государства и, особенно сильно, против «федералов». Также увеличивается число терактов, направленных против автохтонного населения. Практически не меняется картина с русскоязычным населением.

Это свидетельствует об изменении стратегии лидеров вооруженного сопротивления и целей самого сопротивления, как они видятся боевикам. Уничтожаться стали, в основном, федералы и гражданское население (в последнее время, в том числе, русскоязычное). Задача тактическая — дать понять местным жителям, что боевики сражаются «за свободу» Кавказа против «неверных и их пособников», которые не в состоянии не только обеспечить безопасность тех, кому они служат (то есть гражданского населения), но и самих себя (то есть сотрудников федеральных силовых подразделений).

Задача стратегическая — вызвать, в том числе и посредством провокаций, массовое, желательно

вооруженное, выступление местных жителей против представителей официальной власти (как светской, так и духовной), по образцу «нальчикского мятежа» 2005 года. Цель же — привести к эскалации напряженности в РИ и, по возможности, на всем Северном Кавказе с тем, чтобы делегити-мировать руководство республик и федерации.

Разумеется, их возникновение вызвано в значительной степени социально-экономическими факторами. «Современная социально-политическая ситуация способствует распространению радикального исламизма. Массовая безработица, а вместе, а вместе с тем «легкая» возможность «заработка» в бандгруппах способствует притоку в них местных жителей <.. .> Религиозность жителей горных сел в совокупности с продолжающимся ростом радикальных настроений, а также экономическая отсталость этих районов делают местное население потенциально наиболее легко вербуемым даже при минимальной финансовой заинтересованности» [13, 525]. Государство предприняло ряд мер по оздоровлению ситуации: постепенно растет число рабочих мест, сокращается дотацион-ность республик, развивается сеть образовательных учреждений.

Однако если это и сказалось на активности антигосударственного подполья, то весьма странным опытом: за последние годы масштабные теракты по-прежнему совершаются (Беслан, Нальчик, Назрань, Махачкала, Грозный), деятельность «неустановленных силовых структур» до сих пор не пресечена, а число пострадавших, похищенных и пропавших без вести соизмеримо с потерями в ходе второй Чеченской войны (1999—2002). То есть предпринятые государством действия не только не принесли мир и правопорядок, но и, как минимум, послужили катализатором для расширения террористической подпольной сети. Это означает, что реализованные властью шаги можно назвать неа-

Таблица 1

Итоги изменений последствий терактов в республиках Северного Кавказа зависимости от периода

(2006—2007 гг.)

Республика/объект Ингушетия Кабардино-Балкария Дагестан всего

1 период Силовики-федералы 10 1 3 14

Силовики-местные 24 7 16 47

автохтоны 13 2 8 23

русскоязычные 4 0 4 8

до и р е п Силовики-федералы 23 6 10 39

Силовики-местные 14 7 32 53

автохтоны 24 6 10 40

2 русскоязычные 4 0 0 4

декватными поставленной цели. Однако, это предмет отдельного обсуждения. Нас же интересует другое, а именно: что привело к вышеозначенному расширению ареала и активности боевиков? В течение 4 лет (с 2002 по 2006 годы) можно четко проследить смещение очага терроризма с Востока на Запад Северного Кавказа:

A) В 2002—2003 годах гремели взрывы в Махачкале, совершались обстрелы милицейских постов и автомобилей, регулярно устраивались покушения на мэра С. Амирова и главу МВД А. Магомедтагирова;

Б) В 2003—2004 годах активизируется деятельность «неустановленных силовых структур» в ЧР, погибает её президент А. Кадыров, а 22 июня 2004 года боевики фактически захватывают на несколько часов крупнейший город Республики Ингушетия—Назрань;

B) В 2004 — 2005 годах совершаются теракты в г. Беслан (Северная Осетия), многочисленные похищения людей в Ингушетии и Чечне, обнажается конфликт между радикальными мусульманами и милицией в Кабардино-Балкарии;

Г) В 2005—2006 годах происходят попытка захвата г. Нальчика, многочисленные теракты в городах Дагестана, Кабардино-Балкарии с участниками небольших групп боевиков (по 2—3 человека), резко накаляется обстановка в Адыгее [14, 32—35]. При этом смещение активности боевиков не привело к снижению напряженности на Западе Северного Кавказа, то есть можно говорить не о «миграции», а об «экспансии» экстремистов, что убедительно свидетельствует о слабости государства.

«Подполье, опирающееся на джамааты, действует уже и на северно-западном Кавказе (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, некоторые районы Ставропольского края), управляемый шурой алимов» [13, 526].

Помимо вышеописанного, прослеживается ещё один, не «количественный», а «качественный» тренд. Он состоит в изменении поля деятельности боевиков. Если раньше это были горы и леса, то теперь это плоскость и города. Основными местами совершения терактов являются крупные населенные пункты с хорошо развитой инфраструктурой, а главным объектом не военные, а милиционеры и мирные жители. Это свидетельствует о двух важных изменениях в понимании боевиками реальности. Во-первых, теперь агрессия направлена против конкретных лиц — физических или должностных (то есть агрессия стала адресной). Во-вторых, боевики теперь используют

в своих целях инфраструктуру цивилизации и её слабости в своих целях, передвигаясь по городам малыми группами.

Таким образом, мы имеем два географически проявленных тренда: с Востока на Запад и с Юга на Север. Эти тенденции геополитически обусловлены. Горные районы гуще населены из-за аграрного перенаселения и население их сплоченнее из-за большой стойкости институтов традиционного общества ханафитского ислама суфийского толка. Горожане активнее включены в общественно-политическую жизнь и международные контакты, значит в большей степени подвержены сала-фитской (ваххабистской) пропаганде. То есть оба тренда говорят о «перемещении» активного тела экстремизма в насыщенные материальными и людскими ресурсами районы. Это никак не может свидетельствовать о снижении напряженности ситуации в регионе, зато позволяет предполагать большую живучесть и востребованность тех социально-политических потребностей и ожиданий, которые находят своё выражение в религиозно — политическом экстремизме и терроризме. Ваххабиты фактически дают понятные и востребованные ответы на вопросы современности на Северном Кавказе, а именно: почему государство поражено коррупцией, почему происходят преследования мусульман? Этот ответ: «нами правят неверные; мы не живем по Корану и шариату». Он объясняет конфликтогенность и нестабильность в регионе не лучше, чем секретарь Совета по Общественной и экономической безопасности Ставропольского края

А. Бельченко, заявивший, что «сегодня из-за границы идёт эта нездоровая волна. Западные агенты пытаются расшатать ситуацию на Юге России — «ахиллесовой пяте» страны. Россия хочет мира на Кавказе и не дает деньги на войну. В этой войне заинтересованы силы извне» [15, 24]. Но ответ про «неверных» понятнее местному населению, чем ответ про «западных агентов». Государство проиграло информационную войну ваххабитам и проигрывает войну за ресурсы.

Очевиден вывод — «ваххабистские структуры являются силой, оппозиционной государственным и общественным институтам современной России» [13, 528]. С ваххабизмом необходимо бороться. Но дело в том, что это зло является лишь одной из граней той проблемы, с которой столкнулась Россия на Северном Кавказе.

Три другие грани — сепаратизм, экстремизм, терроризм. Борьба с этим «четырехмерным злом» может быть успешной лишь при комплексном под-

ходе, так как сейчас разделить радикально настроенных мусульман и бандитское подполье практически невозможно. «И те, и другие являются автономными, но неотъемлемыми частями сложной системы, которая обладает способностью быстро перестраиваться в зависимости от негативного или благоприятного воздействия извне» [13, 529].

Следует отметить и тот факт, что Северный Кавказ изменил свое геополитическое положение. Из внутреннего региона он стал приграничным, из разделительной полосы «перешел в разряд» транзитного, «пропускного» региона. Кроме того, «большая нефть, ставшая большой политикой, резко увеличила ставки в игре вокруг Кавказа, создавая реальную угрозу геополитической маргинализации региона, зависимого от нового тоталитаризма транснациональных корпораций» [16, 34].

Наконец, последний итог — утверждение клановой структуры общества — напрямую связан с первыми двумя и, в определенной степени, является их производной. Монолитное в этноконфес-сиональном плане общество наиболее приспособлено к этнократической структуре власти. Однако в Чечне сложилась клановая структура. Простой чеченец сейчас, так же как и в советские годы, практически не имеет шансов на карьерный рост (особенно в системе органов государственной власти), если он не принадлежит к одному из властвующих кланов (кадыровых, какиевых, ямадае-вых, алхановых). При Дудаеве ситуация была иной. Человек мог подняться до вершин, стать бригадным генералом, министром, президентом, начав путь с нуля (яркий пример — Ш.Басаев). Это был этнократический режим, благоприятный для чеченцев, но не нужный другим. Дудаев опирался на институты традиционного общества (тайпы, вирды, тарикаты, старейшин). А традиционное общество и национализм ни в каком виде неприемлемы друг для друга: «Современный человек уже не подчиняется главе родственной группы, вере или своему господину; он является в первую очередь подданным своей культуры» [17, 14]. Поэтому режим Дудаева потерпел крах: еще до начала военных действий он потерял контроль над некоторыми горными районами.

Кадыровы же и их союзники отказались от этнических механизмов контроля. Именно при них противоборство в Чечне из межтайпового стало внутритайповым, когда на стороне боевиков и чеченской администрации были представители одних и тех же тайпов. Это значительно облегчило борьбу с экстремистами, ваххабистами, сепаратистами

и террористами, их добровольную сдачу федералам и реинтеграцию в мирную жизнь. Но это ослабило один из важнейших элементов системы традиционной регуляции взаимоотношений чеченцев между собой, не создав взамен иного.

Таким образом, кадыровцы и федералы не могли, как в первую чеченскую войну, опираться на тайпы и вирды, а стали опираться на кланы и муф-тият — новый, нетрадиционный для Чечни способ организации верующих и управления ими.

Клан, в отличие от тайпа, основан не на кровнородственных или территориальных узах, а на личной преданности лидеру (вот почему боевики активно «сдавались под Рамзана»). Из этого следует, что клановая система практически безальтернативна: если сменить лидера сверху, он не будет пользоваться поддержкой на местах (как это было с президентом А.Д.Алхановым), а любой новый лидер приведет свой клан на смену старому.

Эта безальтернативность и фактическая несменяемость (во всяком случае — неизменность курса и той схемы, по которой создан властвующий клан и осуществляется политика) с неизбежностью приведут к ослаблению контроля из Центра. Верховная власть еще в силах обеспечить, чтобы клановый политический режим не выходил за определенные, как правило, достаточно широкие и прочные рамки, но уже не в силах контролировать действия клановых лидеров внутри этих рамок.

Следовательно, если такие политические режимы не являются правовыми (а демократическими они и не могут быть ввиду своей авторитарности), то это происходит в первую очередь потому, что верховная власть не применила правовой характер политики в качестве одного из сдерживающих факторов.

В принципе, клановая структура власти может быть весьма эффективной в решении нескольких типов задач: модернизация, восстановление хозяйства, борьба с социальными изъянами (пьянство, бродяжничество и т.п.). Весьма вероятно, что федеральные власти именно и даже исключительно по этой причине потворствовали складыванию кланового политического режима в Чечне (хотя это не объясняет такого же подхода к другим северокавказским республикам).

Однако после налаживания мирной жизни и окончательного урегулирования конфликтной ситуации в Чечне необходимость в поддержке клановой системы отпадет. Это приведет к альтернативе: Центр сместит Р. Кадырова и его соратников или же региональные власти будут и дальше саботиро-

вать урегулирование конфликта в надежде сохранить у Центра потребность в них. Первый вариант чреват очередным витком системной нестабильности, как в Чеченской республике, так и во всем Южном федеральном округе. Второй — сохранением существующего положения, чреватого делегитимацией органов государственной власти (по крайней мере, федеральных) и дальнейшей эскалацией экстремизма и терроризма на Северном Кавказе, что мы наблюдаем и сейчас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чеченская трагедия. Кто виноват? М.: РИА «Новости». — 1995.— 126 с.

2. Ибрагимов М.М. Об особенностях кризиса в Чеченской Республике в 1990-е годы / М.М.Ибрагимов // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. М. 19—20 апреля 2005 года [отв. ред. Х.И. Ибрагимов;

В.А.Тишков]; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; Комплексный НИИ РАН, г. Грозный — М. : Наука, 2006. — 575с.

3. Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология/ Н.А.Косолапов//МЭиМО.-1995.-№11.— С.36-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сергеев Д. Рамзан Кадыров: «Нам нужна собственная промышленность» / Д. Сергеев // Странами. http: // www.chechnya.gov.ru/press/interview/3536.html

5. Вторжение в Россию (авт.-сост. С. Прыганов) — М.: Экспринт, 2003.— 141с.

6. REN-TV, «24», эфир от 15.11.2006 в 12.30.

7. РБК-ТВ, Новости, эфир от 25.07.2006 в 23.30.

8. ЛатынинаЮ. Комментарий / Ю. Латынина // Чеченское Общество.— 2006.— 9 октября 2006.

9. Кузьмин В. Козак проверил Кавказ/В.Кузьмин// Российская газета.— 2004.— 25 сентября. — 10 с.

10. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.—М.: ИИЦ «Статистика России», 2005, т. 4, кн. 1, 762 с.

11. Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке, М., НЛО, 2006, 643 с.

12. Латынина Ю. Хозяин Чечни / Ю Латынина // Новая Газета.— 2006.— 25 сентября 2006.— 26 с.

13. Бережной С.Е. Основные тенденции ультрарадикального исламизма (ваххабизма) на территории Северного Кавказа // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. М. 19-20 апреля 2005 года [отв. ред. Х.И.Ибрагимов; В.А.Тишков]; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; Комплексный НИИ РАН, г. Грозный — М.: Наука, 2006. — 575с.

14. Алленова О. Щит и мечеть / О. Алленова // Коммерсант Власть.— 2006.— 27 марта.— 48с.

15. Чесноков А. Ловушки преемственности курса / А. Чесноков// Политический журналъ. — 2007. — № 9/10 (152/153). — 19 марта.— 42 с.

16. Султанов К. Новый самообман? О пределах этноцентризма в полиэтничных обществах // Коммерсант Власть. — 1997. — № 7.— 34 с.

17. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер.— М. : Прогресс, 1991. — 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.