на столбах скоп Pandion haliaetus. В апреле под навесами, на чердаках, под крышами сараев искали приюта на ночь степные пустельги Falco naumanni. Пролётные курганники предпочитают устраиваться на ночь на бетонной основе телеграфного столба, укрываясь от ветра за самим столбом. Весной, когда озёра ещё подо льдом, посёлки посещают чайки.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1018: 2027-2033
Неудачное гнездование зимородка Alcedo atthis на трансформированной территории в районе устья реки Красненькой (Санкт-Петербург)
Н.П.Иовченко
Наталья Петровна Иовченко. Кафедра зоологии позвоночных, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 18 июля 2014
Зимородок Alcedo atthis обитает в Ленинградской области у северной границы ареала. Первые гнезда были найдены на реке Оредеж в 1951 и 1952 годах (Мальчевский, Пукинский, 1983). Считается, что в настоящее время он довольно обычен по реке Луге и некоторым её притокам, хотя опубликованные сведения о встречах, а особенно о находках гнёзд крайне скудны (Мальчевский, Пукинский 1983; Прокофьева 2003; Домбровский 2007, 2009; Елисеев, Королёва 2008). Кроме рек бассейна Луги, гнездование установлено на реке Коваши (Меньшикова 1995). Наиболее северные современные регистрации вида известны в Нижнесвирском заповеднике, где он впервые был отмечен в 1975 году (Носков и др., 1981) и по настоящее время зафиксировано более 20 встреч одиночных особей, в основном в окрестностях Ладожской орнитологической станции во внегнездовое время (Носков и др. 1981; Ковалев и др. 1996; Носков и др. 2006а,б; Стариков и др. 2009; Носков и др. 2012; Банк данных ЛОС). В других местах области встречи единичны, в частности, дважды в одном и том же месте зимородка находили в Бокситогорском районе в летнее время (Толстенков, Очагов 2008) и в ближайших окрестностях Санкт-Петербурга зимой (Домбровский 2006). Вид включён в Красную книгу природы Ленинградской области (2002) в категории 3(LC) — требующий внимания.
В Санкт-Петербурге зимородок — очень редкий вид, встречающийся в основном в периоды сезонных перемещений (Бирина 2002; Богуславский 2007; Храбрый 2007, 2011). Неоднократно отмечался в парке «Сергиевка» в Старом Петергофе, где, возможно, гнездился в 1954 году (Мальчевский, Пукинский 1983) и изредка продолжает встречаться на Кристателевом ручье и сейчас (Атлас... 2013, по данным автора за 1981, 1996 и 2009 годы). Встречен летом на реке Поповке (приток Славянки) под Павловском (Дунаева 2014). Относится к числу особо охраняемых объектов в Гладышевском заказнике (Красная книга... 2004), но никаких конкретных опубликованных сведений о встречах и статусе зимородка здесь нет. Автор встречал зимородка только в 2009 году, 2 августа, 3 и 21 сентября в низовье реки Чёрной в районе автомобильного моста. Вероятно, это была одна и та же молодая птица. Одиночные зимородки отмечались в разных местах города и в зимнее время (Попов 2005; Шапенский 2010). По сведениям, предоставленным С.Л.Зани-ным, а также собственным данным автора, достаточно регулярным местом зимовки зимородка является река Красненькая. От 1 до 4 особей наблюдались здесь зимой в 2007-2011 годах. По опросам местных рыбаков, этот вид периодически встречался на Красненькой и летом и зимой по крайней мере с 1978 года. В 2008 году нами установлен факт гнездования зимородка на трансформированной территории в районе устья этой реки.
Река Красненькая протекает по юго-западной части Петербурга и почти на всём протяжении подвергалась сильному антропогенному воздействию. В настоящее время она фактически является продолжением сохранившейся части Лиговского канала и имеет длину 5.4 км. Нами регулярно обследовались низовья этой речки, от её устья до пешеходного мостика у Ярмарки «Юнона» (примерно напротив улицы Десантников). Здесь река проходит в искусственном русле по антропогенной равнинной территории, где скорость течения уменьшается и Красненькая, имеющая кое-где в верховьях характер полугорной реки, приобретает вид равнинной. Русло претерпело деформации, и река приняла форму естественного водотока, стала слабо извилистой. Местами значительна высота отсыпанного и намытого грунта — от 1 до 4 м, отмечается захламлённость бытовым и строительным мусором на всём протяжении речки, особенно ниже моста по улице Доблести. В последнее время по берегам производится несанкционированный отвал грунта, что привело к сужению русла. Глубины в межень меняются от 0.30.6 м в устье до 1.0-1.4 м, ширина — от 6 до 15 м. Современное устье заросло тростником и камышом, окружающая местность частично заболочена. На приустьевом участке река находится под воздействием колебаний уровня воды в Невской губе. При сгонах воды в губе формируется кривая спада свободной поверхности потока, что приводит к
углублению русловой борозды на широком мелком устьевом взморье.
В связи с тем, что река Красненькая в настоящее время является продолжением Лиговского канала, её режим питания обусловлен питанием Лиговского канала. В зимнюю и летнюю межени естественный расход системы канал-река (при площади водосбора около 45 км2) составляет единицы литров в секунду. В настоящее время расход воды в нижнем течении достигает в зимнюю межень 1.5-2 м3/с. Фактически весь этот расход представляет собой дополнительный приток сточных вод. Режим сброса этих вод обусловлен режимом работы предприятий. Возможны суточные, недельные и сезонные колебания стока, а также непредсказуемые залповые выбросы. Сточные воды и сгонно-нагонные явления в Невской губе влияют на прозрачность воды. В целом она мутная, но уровень прозрачности, особенно в зимнее время и при таянии складированного на берегах снега, бывает достаточно высоким, чтобы обеспечить возможность успешной охоты зимородка. Несмотря на загрязнённость реки, в ней водится рыба (в основном карп Cyprinus carpio и ротан Perccottus glenii), а небольшая глубина и более высокая температура воды по сравнению с Невской губой способствуют концентрации мальков. Благодаря сточным водам Красненькая не замерзает зимой, и даже лягушки здесь иногда не впадают в зимнюю спячку, что обеспечивает зимородку дополнительный источник корма.
Зимой 2007/08 года на описанном участке 1-2 зимородков встречал С.Л.Занин. В начале третьей декады апреля он дважды наблюдал зимородка сидящим на одном и том же месте на канаве, вырытой перпендикулярно руслу реки на левом её берегу немного выше моста по улице Доблести. Воды в канаве не было. Во время нашего совместного посещения территории 26 апреля 2008 мы увидели птицу на той же сухой ветке, торчащей над канавой. Понаблюдать за ней не удалось, т.к. недалеко находились люди. Другой конец канавы упирался в стоянку грузового транспорта, примерно посередине через канаву был перекинут импровизированный мостик из брёвен, по которому периодически кто-нибудь проходил.
Во время следующего визита 7 мая 2008 я застала ту же картину. В течение 10 мин наблюдений птица, оказавшаяся при внимательном рассматривании самцом, сидела, изредка оглядываясь, чистила оперение, а потом молча улетела вдоль канавы на речку. При обследовании стенок канавы была обнаружена нора, расположенная в противоположном обрыве наискосок от присады, примерно в 2-2.5 м от неё. Вернувшись через пару часов, я при подходе услышала голос зимородка и опять увидела птицу, но другую и на другой присаде, на большем удалении от норы. Это была самка, которая, встряхнувшись, улетела к реке. По-видимому, в то время птицы уже насиживали кладку и только что сменились на гнезде. 22 мая одна из птиц утром кормилась ниже
моста, но после удачной охоты не полетела к гнезду, а проглотив рыбку, осталась там же. Во второй половине дня удалось наблюдать смену партнёров на гнезде. Прилетевшая птица была без добычи, из чего я сделала вывод, что птенцы ещё не вылупились. Поскольку в это время вблизи появились люди, я не стала продолжать наблюдения. В следующий раз посетить это место удалось только 4 июня. Оказалось, что в окрестностях канавы были вырублены деревья и, по-видимому, при проведении этих работ произошло обрушение грунта в нескольких местах, в том числе и там, где располагалась нора (рис. 1).
Рис. 1. Вид на место гнездования зимородка Лкейв аиЫз после вырубки деревьев. 1 — основная присада; 2 — место расположения норы. Река Красненькая, 4 июня 2008. Фото Н.П.Иовченко,
Рис. 2. Река Красненькая в одном из мест кормёжки зимородков А1сейо (МЫз в апреле-мае. 4 июня 2008. Фото Н.П. Иовченко.
Рис. 3. Река Красненькая в одном из мест кормёжки зимородков А1сейо (МЫз в апреле-мае. 4 июня 2008. Фото Н.П. Иовченко.
Рис. 4. Река Красненькая при впадении в Невскую губу. 4 июня 2008. Фото Н.П. Иовченко.
Зимородков в этот день не удалось обнаружить ни на отрезке русла ниже моста по улице Доблести и до устья, где они регулярно кормились в апреле-мае, ни вверх по течению до Ярмарки «Юнона». Не встречали их и во время дальнейших летне-осенних экскурсий. По -видимому, зимородки покинули эту территорию не только из-за потери гнезда, но и потому, что вода в реке в это время стала чрезвычайно мутной, что было особенно сильно заметно по контрасту её цветов в месте впадения реки в Финский залив (рис. 2).
Описанный случай свидетельствует о том, что при обилии кормовой базы и достаточной прозрачности воды зимородок может размножаться на реках, текущих по сильно изменённой деятельностью чело-
века территории и устраивать гнезда в искусственных обрывах в условиях действия фактора беспокойства. Однако в таких условиях зимородок оказывается очень уязвимым из-за непредсказуемости состояния воды и других негативных последствий антропогенного воздействия на местообитания.
Автор благодарит С.Л.Занина за предоставленные данные.
Литер атур а
Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. 2013. Отв. ред.
В.Н.Храмцов, Т.В.Ковалёва, Н.Ю.Нацваладзе. СПб.: 1-176. Бирина У.А. 2002. Встречи водоплавающих и околоводных птиц в Санкт-Петербурге во внегнездовой период: редкие для города и залётные виды // Рус. орнитол. журн. 11 (190): 643-650.
Богуславский А.В. 2007. Осенняя встреча зимородка Alcedo atthis в центре Санкт-Петербурга // Рус. орнитол. журн. 16 (351): 432-433. Домбровский К.Ю. 2006. Зимнее наблюдение зимородка Alcedo atthis под Петербургом //
Рус. орнитол. журн. 15 (335): 1030-1031. Домбровский К.Ю. 2007. Встречи зимородка Alcedo atthis в Ленинградской области //
Рус. орнитол. журн. 16 (363): 798-806. Домбровский К.Ю. 2009. Наблюдения за птицами в окрестностях Струпово (низовья
реки Луги) // Рус. орнитол. журн. 18 (504): 1395-1418. Дунаева Ю.А. 2014. Летняя встреча зимородка Alcedo atthis в Пушкинском районе
Санкт-Петербурга // Рус. орнитол. журн. 23 (1014): 1928-1929. Елисеев Д.О., Королёва С.Б. 2008. Наблюдения у норы зимородка Alcedo atthis // Рус.
орнитол. журн. 17 (447): 1615. Красная книга природы Ленинградской области. Т. 3. Животные. 2002. Под ред. Г.А. Носкова. СПб.: 1-480.
Красная книга природы Санкт-Петербурга. 2004. Под ред. Г.А.Носкова. СПб. 1- 416. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: история, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Меньшикова С.В. (1995) 2010. Редкие птицы Ленинградской области на рыбоводных
прудах в Ковашах // Рус. орнитол. журн. 19 (547): 185-186. Носков Г.А., Антипин М.А., Бабушкина О.В., Бояринова Ю.Г. Гагинская А.Р., Иовченко Н.П., Рымкевич Т.А., Рычкова А.Л., Смирнов О.П., Стариков Д.А. 2006а. Весенняя миграция птиц в окрестностях Ладожской орнитологической станции (ЛОС) в 2001-2004 годах // Изучение динамики популяций мигрирующих птиц и тенденций их изменений на Северо-Западе России. СПб., 5: 7-28. Носков Г.А., Антипин М.А., Бабушкина О.В., Бояринова Ю.Г. Гагинская А.Р., Иовченко Н.П., Рымкевич Т.А., Рычкова А.Л., Смирнов О.П., Стариков Д.А., Филимонова Н.С. 2006б. Летние и осенние миграции в Свирской губе Ладожского озера // Изучение динамики популяций мигрирующих птиц и тенденций их изменений на Северо-Западе России. СПб., 5: 3-83. Носков Г.А., Зимин В.Б., Резвый С.П., Рымкевич Т.А., Лапшин Н.В., Головань В.А. 1981. Птицы Ладожского орнитологического стационара и его окрестностей // Экология птиц Приладожья. Л.: 3-86. Носков Г.А., Стариков Д.А., Бабушкина О.В., Бояринова Ю.Г., Гагинская А.Р., Иовченко Н.П,. Рымкевич Т.А. 2012. Летне-осенние миграции птиц в окрестностях Ладожской орнитологической станции с 2008 по 2011 год // Изучение динамики популяций мигрирующих птиц и тенденций их изменений на Северо-Западе России. СПб., 9: 31-59.
Попов И.Н. 2005. Зимняя встреча зимородка Alcedo atthis в Баболовском парке города
Пушкина // Рус. орнитол. журн. 14 (288): 464-465. Прокофьева И.В. 2003. Дополнения к материалам по птицам Ленинградской области //
Рус. орнитол. журн. 12 (225): 637-645. Стариков Д.А., Носков Г.А., Бабушкина О.В., Бояринова Ю.Г., Гагинская А.Р., Иовченко Н.П., Рымкевич Т.А., Рычкова А.Л., Филимонова Н.С. 2009. Результаты наблюдений за летними и осенними миграциями птиц в окрестностях Ладожской орнитологической станции в 2005-2007 гг. // Изучение динамики популяций мигрирующих птиц и тенденций их изменений на Северо-Западе России. СПб., 6: 49-69. Толстенков О.О., Очагов Д.М. (2008) 2012. Новые данные о редких и малоизученных птицах юго-востока Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 21 (792): 21612172.
Храбрый В.М. 2007. Птицы // Природа Елагина острова / Ред. Е.А. Волкова, Г.А. Исаченко, В.Н. Храмцов. СПб.: 76-93. Храбрый В.М. 2011. О встречах редких и малоизученных птиц Ленинградской области и
Санкт-Петербурга // Рус. орнитол. журн. 20 (669): 1313-1319. Шапенский А.М. 2010. Зимняя встреча зимородка Alcedo atthis в Петродворце // Рус. орнитол. журн. 19 (544): 98-99.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1018: 2033-2036
Средообразующая и биоценотическая роль цаплевых птиц на водоёмах северного Приазовья
В.А.Кошелев
Второе издание. Первая публикация в 2001*
Средообразующая и биоценотическая роль цаплевых птиц ранее изучалась лишь в колониях древесного типа (Ромашева 1940; Скокова 1954; Греков 1965; Чуйков 1981; и др.), причём подчёркивалось негативное воздействие их экскрементов на древесно-кустарниковую растительность. В Северном Приазовье Ardeidae (8 видов) гнездятся в различных типах биотопов: в древесно-кустарниковых зарослях, сухих и обводнёных, в тростниковых обводнённых зарослях и на земле на изолированных морских островах. Они образуют колонии разного типа: моно- и поливидовые, древесные, тростниковые и наземные. Особенности последних уже выяснены (Кошелев 1990, 1999).
Изучение экологии цапель велось нами в 1992-2001 годах. Проведено картирование 4 поселений и 96 колоний, изучено более 800 гнёзд
* Кошелев В.А. 2001. Средообразующая и биоценотическая роль цаплевых птиц на водоёмах северного Приазовья // Структура ^ функцгональна роль тваринного населення в природ-них та трансформованих екосистемах: Тези I мгжнародног конференцй. Дншро-петровськ: 159-161.