ширению знаний младших школьников о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах швеи, слесаря, плотника, врача.
С помощью профориентационных мероприятий (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсия и т. д.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор и развивается интерес к будущей профессии. Игровые методики для младших школьников включают в себя загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который в увлекательной форме вводит в мир труда и профессий взрослых и позволяет расширить знания о мире профессий.
В процессе работы с учащимися проводятся разнообразные по целям и задачам беседы: вводные — по сообщению новых знаний, мини-лекции о содержании профессий. Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут и сопровождается наглядным материалом: фотографиями, рисунками, орудиями труда на мультимедийном экране.
Эффективность бесед повышают игровые моменты, инсценировки. Например, для беседы на тему «Что из чего делается» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки: «Стоят в поле сестренки,
желтый глазок, белые реснички. На каждой ресничке — вопросы».
Профориентационная работа ведется в тесном взаимодействии со специалистом центра занятости населения города Прокопьевска и методистом КРИРПО.
Результатом реализации данной программы является положительная динамика формирования профессионального самоопределения. Так, в 2017/18 учебном году высокий уровень сформированное™ профессионального самоопределения отмечен у 59 % младших школьников, средний уровень — у 41 %. В 2018/19 учебном году: высокий уровень профессионального самоопределения сформирован у 71,4 % младших школьников, средний уровень — у 28,6 %. Низкий уровень не выявлен.
Таким образом, программа по направлению «Сто дорог — одна моя» является эффективной, поскольку у обучающихся начальной школы формируетя положительное отношение к труду, людям труда и мотивации трудиться.
1. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. — 2011. — № 5. — С. 31-34.
2. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии «Путешествие в мир профессий» // Воспитание школьников. — 2010. — № 10. — С. 42-50.
НЕТВОРКИНГ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Н. П. Недоспасова, методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования
Нетворкинг (англ. — плетение сети: net — сеть + work — работать), или полезные связи, — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых быстро и эффективно решать сложные задачи и бизнес-вопросы. Нетворкинг подразумевает взаимодействие и обмен идеями между людьми, имеющими общие интересы, профессию или другие точки соприкосновения. Это взаимодействие происходит в неформальных социальных условиях, на специализированных мероприятиях, деловых обедах, семинарах и др. [1].
Нетворкинг предполагает поиск профессионалов с целью формирования полезного
круга знакомств. При этом люди объединены чем-то общим (стремления, цели, дела и др.). В основе понятия «нетворкинг» лежит так называемая теория шести рукопожатий, разработанная в 1960-х годах американскими социальными психологами Стенли Милгрэмом и Джеффри Траверсом. Суть ее в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым жителем планеты через цепочку
общих знакомых. В среднем эта цепочка состоит из шести человек.
В персональном нетворкинге в основе лежат не бизнес-потребности, а личные стремления и ценности индивидуума. Он, как правило, используется для формирования круга общения, служит основой для завязывания дружеских отношений с новыми людьми.
Социальный нетворкинг — это процесс, заключающийся в поиске, развитии и поддержании отношений, взаимный обмен информацией и опытом, способствует развитию и достижению успеха вовлеченных в него людей. В настоящее время направление социального нетвор-кинга вылилось в активное развитие социальных сетей в Интернете.
В Москве 2 июля 2012 года состоялось мероприятие «День нетворкинга в России». Лучшим российским экспертом по нетворкингу, по версии Global Networking Marathon, в 2015 году признан Максим Чернов, основатель блога «Про-Нетворкинг» и автор статей для Forbes «Умышленное знакомство», РБК — «Пять простых способов наладить отношения с людьми» и других.
Леонид Бугаев, автор книги «Мобильный нетворкинг», эксперт в области мобильных технологий и нетворкинга дает следующее определение: «Нетворкинг — это искусство установления взаимовыгодных деловых связей».
Нетворкинг — это построение социальной сети и формирование вокруг себя круга людей, каждый из которых профессионал в определенной области.
Под профориентационным нетворкингом понимается особое направление профориен-тационной деятельности, нацеленное на формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся. Эффективной формой работы по профессиональной ориентации является сетевое взаимодействие, основанное на тесном сотрудничестве образовательных организаций с соцпартнерами и работодателями. Организатором профориентацион-ного нетворкинга выступают образовательные или иные организации, осуществляющие деятельность по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Основные субъекты, между которыми в процессе проф-ориентационного нетворкинга выстраиваются профориентационно значимые связи, это обучающиеся, их родители, работодатели, а также образовательные организации общего, дополнительного, среднего профессионального и выс-
шего образования. Таким образом, профориен-тационный нетворкинг может рассматриваться как равноправный структурный элемент современной системы профессиональной ориентации (наряду с профессиональной информацией, профпропагандой, профотбором, профдиагно-стикой и профконсультацией, профессиональной активизацией и профориентационно значимой практикой).
Муниципальный профориентационный нетворкинг в сети Интернет имеет для своего развития большие перспективы:
• создание профессионального сообщества профориентологов, профнавигаторов, ответственных за организацию профориентации в образовательной организации («ВКонтакте», Instagram, WhatsAppУ,
• разработка и запуск интерактивной онлайн-карты-навигатора профориентационных экскурсий и профпроб;
• внедрение дистанционных форм профессиональных проб, а также профконсультаций;
• проведение онлайн-конференций по профориентации образовательных организаций с обобщением и распространением опыта работы;
• размещение актуальной информации на страницах сообщества в соцсети, создание виртуальных кабинетов профориентации на сайтах образовательных организаций [2].
В образовании для решения определенных проблем требуются усилия всех участников образовательных отношений. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, особенно, если речь идет о профориентацион-ной работе. Согласно разработкам Н. С. Пряж-никова, процесс профессионального самоопределения должен быть многокомпонентным, включающим в себя: оценку внутренних возможностей и потребностей человека; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей); анализ ресурсов и ограничений, их сопоставление с внешними предложениями и требованиями конструирования профессионального вида деятельности из элементов спроса и предложения. Итогом становится пошаговая карта достижения желаемого профессионального будущего с учетом выявленных ресурсов и ограничений [3].
В целях профессиональной ориентации в Новокузнецке была создана инновационная площадка «Модель сетевого взаимодействия по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся образовательных организаций разного типа», основанная на трех базовых
принципах: непрерывность, социальное партнерство и практикоориентированность. В состав площадки вошли два дошкольных образовательных учреждения, четыре общеобразовательных организации, два учреждения дополнительного образования, техникум. Задачи инновационной площадки: выявить эффективные модели профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций разного типа; разработать и экспериментально проверить возможности сетевого взаимодействия профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций разного типа; определить и апробировать условия профессионального самоопределения обучающихся с учетом запросов развития экономики, социальной сферы и рынка труда города Новокузнецка; способствовать овладению педагогами компетенциями по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; разработать методические рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа.
Работа образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия заключается в разработке временными творческими группами педагогов методического и дидактического обеспечения сетевого проекта и реализации дополнительных общеразвивающих программ по профориентации, организации и проведении городского образовательного фестиваля «Профессии будущего», проведении совместных мероприятий по теме проекта: семинары, методические объединения, мастер-классы, квест-игры, конкурсы, деловые игры, профпробы, интеллектуальные игры и др.
Три представленных принципа современной профессиональной ориентации (непрерывность, социальное партнерство, практикоориентированность) находят свое воплощение в построении профориентационной работы в организациях разного типа.
В рамках профориентационного нетвор-кинга между школой № 50 города Новокузнецка и одним из градообразующих предприятий АО «РУСАЛ-Новокузнецк» осуществляется социальное партнерство — это добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности сторон в создании условий для развития школьников. Путем совместной партнерской деятельности организуются мероприятия различной направленности и разнообразного формата. Это привле-
кает внимание и интерес детей и социальных партнеров, ведь они на мероприятиях находят своих потенциальных специалистов, обладающих креативным мышлением, спортивными и волевыми качествами, целеустремленностью и работоспособностью.
Мероприятия, организованные совместно с компанией АО «РУСАЛ-Новокузнецк»: туристические слеты, спортивные соревнования, научно-практические конференции, участие в грантовых конкурсах, интеллектуально-виртуальный турнир «Ал батл», научные шоу и др. Все это содействует развитию творческой активности учащихся, популяризации среди молодежи научно-технического творчества, технических направлений подготовки, осознанному выбору профессии, популяризации вузов и предприятий города, а это одно из важнейших условий профориентации на современном этапе и стратегическая задача общества в целом.
Примером профориентационного нетвор-кинга могут служить отношения, выстраиваемые образовательными организациями города Новокузнецка и Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А. В техникуме создаются благоприятные условия для адаптации обучающихся к будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
Формы взаимодействия техникума с социальными партнерами, общеобразовательными учреждениями и организациями дополнительного образования в Новокузнецке включают ярмарки учебных мест, дни открытых дверей, экскурсии, мастер-классы, дни профориентации. Школьники принимают активное участие в проводимых в техникуме всероссийских, региональных и областных мероприятиях, таких как ВНПК, олимпиады, конкурсы «Арт-Профи-Форум», «Твой шанс», «Мой образовательный Олимп», «Социальный ролик», "The beauty of English poetry", НДР и многие другие. Перспективным направлением профориента-ционной деятельности техникума является проведение профессиональных проб. Заключены договоры о сотрудничестве с общеобразовательными организациями Новокузнецка. Профессиональные пробы проводятся для удобства школьников дважды в год — в осенние и весенние каникулы по семи из девяти предоставляемым техникумом профессиям и специ-
альностям. Прежде всего, нужно отметить, что разработчиком профессиональных проб является техникум, который готовит специалистов по данной профессии. Продолжительность каждой пробы составляет 16 и более часов, включая подготовительный, основной и оценочный этапы. Основной этап профпробы обязательно проходит на территории техникума в учебной мастерской, лаборатории, на территории учебно-производственного полигона и т. д. Иногда в разработке программы и реализации пробы принимают участие и работодатели. В техникуме осваиваются новые формы сотрудничества с социальными партнерами. Так, один из социальных партнеров сделал заказ на оформление стены коридора школы, к этой работе привлекли преподавателей и студентов отделения дизайна. Силами студентов и обучающихся школы под руководством преподава-
телей отделения готовится несколько проектов оформления. Сотрудничество в этом направлении для обеих сторон будет непременно успешным и взаимовыгодным.
Специалисты считают, что ежедневное использование практики нетворкинга способно значительно изменить круг общения и привести к существенным улучшениям в жизни человека, который применяет нетворкинг.
1. Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный.
2. Нетворкинг (для чего он нужен и как его использовать). Режим доступа: http://tmstudent.ru/article/ пе^огктд, свободный.
3. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 320 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития професссионального образования, г. Анжеро-Судженск
Глобальная информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Важное место в жизни учащейся молодежи занимают информационные технологии, которые целесообразно применять и в образовательном процессе, и в профессиональном самоопределении обучающихся.
Существует множество форм и методов для работы с современными подростками, среди которых выделяются квесты. Есть несколько разновидностей квестов: веб-квесты, медиаквесты, культурные, социальные, интеллектуальные, образовательные квесты, квесты-экскурсии и др. Любой квест отличается динамизмом и напряженностью, так как на его станциях происходит постоянная смена событий, никто из участников не может заскучать, каждый вовлечен в процесс. При этом все учатся думать и принимать креативные решения во время поиска, что развивает воображение, ведь в такой деятельности нет шаблонов, поэтому бывает, что игра имеет непредсказуемое развитие и даже финал, но этим квест и увлекателен [1].
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у обучающихся сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений, поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни. В Анжеро-Судженском городском округе было проведено масштабное мероприятие «Код безопасности» для обучающихся 8-х и 9-х классов.
«Код безопасности» состоял из нескольких этапов: на первом была создана группа в социальной сети «Вконтакте» «Школа БЕЗопасности», в которой восемь образовательных учреждений Анжеро-Судженского городского округа на протяжении двух месяцев активно участвовали в онлайн-опросах, конкурсах и выпол-