НЕТВОРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКА В РОССИИ
Н.Ю. Чаусов, канд. экон. наук, доцент В.В. Лазуткин, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-8-192-195
Аннотация. В статье рассматривается новое и быстро развивающееся явление «не-творкинг». Нетворкинг как инструмент управления относят по форме к деловым коммуникациям, содержанием которых может являться реализация любой функции управления. Ключевой задачей нетворкинга является встраивание в глобальную сеть контактов для эффективного достижения поставленных целей. В России данное явление является достаточно новым и не адаптированным под социокультурные особенности мышления людей. Необходимо формирование условий для объективного понимания и рационального использования нетворкинга в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: нетворкинг, сеть контактов, отношения, инструмент управления.
Знакомства в личной жизни являются для нам обыденным действием, хотя разные люди имеют различные навыки, мотивы, положительный и отрицательны опыт их осуществления и последствий. В профессиональной сфере знакомства предстают как необходимый элемент профессиональной деятельности. Данные «знакомства», в том числе, представляют собой нетворкинг. В настоящей статье поставлена цель раскрыть содержание не-творкинга как инструмента управления, его специфику в России и дать рекомендации использования нетворкинга в профессиональной деятельности менеджмеров.
Термин нетворкинг происходит от английского net + working - работа в составе единой сети. Он включает в себя обмен идеями среди людей, которых объединяют общие интересы. Это происходит в неформальной обстановке, совместных обедах или совместных мероприятиях. Нетворкинг помогает найти варианты решения проблем в своей области, благодаря обменом опытом и информацией. Нетвор-кинг - это социальная и профессиональная деятельность, которая направлена на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи [1].
В профессиональной деятельности ме-
неджеры применяют различные инструменты управления - средства, с помощью которых становится возможным достижение поставленных целей. Нетворкинг как инструмент управления относят по форме к деловым коммуникациям [2], содержанием которых может являться реализация любой функции управления, например, профессиональной ориентации в управлении персоналом [3], развития персонала [4], развитие бизнеса [5], информационного обеспечения управления [6], маркетинга [7].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что нетворкинг, как инструмент управления, не связан с ограничениями по месту его применения. вместе с тем, поможет достичь отличного эффекта и наладить долговременные связи возможно прежде всего там, где атмосфера взаимоотношений будет максимальной дружеской. Кроме того, порой возникает задача познакомиться с конкретными лицами, в том числе не являющимися работниками предприятия. И здесь уже не обойтись без организации или участия в профессиональных, культурных или развлекательных мероприятиях. На узкоцелевых мероприятиях, например, могут быть собраны люди, профиль которых полностью идентичен вашему. Это позволит углубляться в интересные вам обсуждения с большим количеством людей, и не будет отвлекать при-
сутствующих на поверхностные обсуждения с массой воды и бесполезной для вас информации. Подводя итог по проведению специальных тусовок, стоит отметить, что каждый можете создавать для себя платформу для изучения новой информацией и обменов знаниями. Это активно практикуется и вполне реализуемо.
Изучение опыта нетворкинга показывает, что его эффективность зависит от знания теоретических основ этой сферы деятельности и умения их реализовывать на практике. Профессиональное и личностное развитие является одним из исходных элементов эффективности нетворкинга. Осуществление коммуникаций - это дорога не менее чем с двумя направлениями. И интерес должен вызывать каждый из участников коммуникационного процесса. Поэтому важно быть профессионалом своего дела, поддерживать актуальность своих знаний и навыков. Это приведет к регулярным встречам с интересными людьми, которые следят за сутью событий и идут в ногу со временем, следят за ходом изменений в жизни общества и которым тоже интересны знакомства и поддержание отношений с профессионалами высокого уровня. В результате обмена тонкостями профессиональной сферы и предоставления помощи друг другу становится возможным добиться высот, которые невозможно достичь в одиночку. Глобальный список контактов дает возможность не только узнать все тонкости и получить нужную информацию, но и в случае затруднений позволит получить профессиональный совет и ответы на конкретные вопросы.
Использование техник нетворкинга открывает возможности для решения проблем и реализации важных потребностей. Так, например, нетворкинг помогает сделать четкий отбор идеальных кандидатов на вакантную должность, не важно, будь то инвестор или юрист.
Networking - это отличная возможность перенимать опыт и учиться на чужих ошибках, нежели на своих. Получение своевременных советов, приедет к поднятию КПД вашей деятельности и даст возможность сократить дорогу к отличным результатам. Такой способ исключит вероятность вложения умственных и финансо-
вых средств в идею, которая не окупится.
Улучшение моральной составляющей в наше время отмечается как важный элемент профессиональной деятельности. Важно четко выбрать мотивационный объект, который поможет оставаться оптимистом и быть позитивным на протяжении всей дороги к долгожданной цели, вне зависимости от терний и неудач по ходу пути. Это поможет поднять уверенность в себе и раскрепоститься, стать уверенным в себе и возможно более общительным. Такие черты дадут возможность в разы легче наладить новые дружеские связи и создать себе положительный имидж.
Нетворкинг является инструментом, впервые описанным и апробированным за рубежом. Как показывает изучение научной литераторы и опыта управления в нашей стране, использование друзей и знакомых в профессиональной деятельности в России, которое включается, в том числе, в понимание нетворкинга, имеет свои особенности. Более того, для руководителей эмоциональная сторона отношений с другими руководителями и подчиненными является порой более значимой, чем их профессионализм. Начиная с Владимира «Красно солнышко» власть для обретения устойчивости и преимуществ в условиях потенциальных конфликтов предпочитала иметь дело с людьми в большей степени по вере (доверию) нежели по профессиональным качествам. В исторической ретроспективе это приводило к формированию каст, кланов, элитарных групп на родственной или дружеской основе. Формирование таких групп приводило как конфликтам среди них, например, при выдвижении и поддержке кандидатов на российский престол, так и к более серьезным социальным потрясениям - революциям.
В настоящее время главная проблема в России заключается в понимании людьми сути бизнес-нетворкинга. Мы не привыкли, что нам кто-то хочет помочь «просто так» [8]. Люди, которые используют это направление или только начинают в него вникать, зачастую рассчитывают конкретно на то, чтобы вынести корыстную составляющую из личностных отношений. Но на деле, мысли получить выгоду долж-
ны посещать вас в последнюю очередь. чен [11], необходимость выживания в Важно помнить, что необходимо прислу- условиях санкционного давления [12], шиваться к другим людям, стараться по- формирование систем социальной ответ-нять, как и чем можно им помочь, перени- ственности [13], наличие «несистемных» мать опыт и делиться своим, получать профессионалов, агрессивно пытающиеся массу полезной информации и становиться войти в глобальную сеть контактов и вы-лучше в своих направлениях. Следует пы- сокий уровень качества их образова-таться отдать вдвое больше, чем получать. ния [14] требуют выстраивания рацио-Лишь с таким пониманием возможен про- нальных партнерских отношений в сферах гресс, который по факту будет совмест- производства и управления. ным. Таким образом, нетворкинг является по
Нетворкинг в России является доста- форме инструментом управления, связан-точно новым явлением и должен пройти ным с осуществлением деловых коммуни-определенную адаптацию к условиям каций. Ключевой задачей нетворкинга яв-осуществления бизнеса и управления им в ляется встраивание в глобальную сеть нашей стране. Образованность и культура контактов для эффективного достижения россиян представляет собой плодотворную поставленных целей. В России данное яв-почву для эффективного использования ление является достаточно новым и не концепции нетворкинга. В России в по- адаптированным под социокультурные следнее время все чаще начинают прово- особенности людей. Необходимо форми-дятся семинары, курсы повышения квали- рование условий для объективного пони-фикации, тренинги, конференции, кон- мания и рационального использования не-грессы по нетворкингу [9, 10]. Развитие творкинга в профессиональной деятельно-конкуренции, уровень которой в нашей сти. стране в настоящее время явно недостато-
Библиографический список
1. Шестопалова Ю.С. Нетворкинг и его креативные возможности / Ю.С. Шестопалова, Л.П. Самойлов // Научно-практическая конференция студентов ВПИ (филиал) ВолгГТУ "Наука молодых: идеи, результаты, перспективы", Волжский, 23-26 мая 2016 года. -Волжский: Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет", 2016. - С. 89-91
2. Киреева О.Ф. Нетворкинг как форма современной деловой коммуникации // Наука и инновации в системе развития информационного общества: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Чебоксары, 30 января 2019 года. - Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2019. - С. 236-239.
3. Сергеев И.С. Нетворкинг в системе профессиональной ориентации // Научная школа общей и вузовской педагогики в Кузбассе: вехи становления, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 21 сентября 2017 года. - Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2017. - С. 527-536.
4. Киютина И.И. Нетворкинг как метод развития персонала / И.И. Киютина, М.В. Бармина // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Брянск, 08 июня 2019 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2019. -С. 106-109.
5. Галиб Р.Х. Нетворкинг как основа для развития бизнеса // Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года: Сборник научных докладов, Закопане, 30-31 декабря 2013 года / Sp. z o.o. «Diamond trading tour». - Закопане: Общество с ограниченной ответственностью Диаманд Трейдинг тур, 2013. - С. 30-31.
6. Васильева А.В. Информационные технологии: нетворкинг / А. В. Васильева // Научные исследования и разработки студентов: Сборник материалов IV Международной сту-
денческой научно-практической конференции, Чебоксары, 29 июня 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. - С. 239-241.
7. Шлеина Л.В. Нетворкинг как новый элемент маркетинговых коммуникаций / Л.В. Шлеина, Н.В. Кабеева // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов: Материалы Международного научного семинара, Тюмень, 06 декабря 2017 года / Ответственный редактор М.Л. Белоножко. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2018. - С. 153-155.
8. Нетворкинг по-русски. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ksonline.ru/ 221371 / netvorking-po-russki/
9. 1-й Международный Нетворкинг-Конгресс для адвокатов, организованный при поддержке ФПА и АП г. Москвы, прошел 27.06.2016 в Санкт-Петербурге и 29.06.2016 в Москве // Вестник федеральной палаты адвокатов. - 2016. - № 3. - С. 36.
10. Уразова К.А. Тренинг личностного роста: "нетворкинг - от теории к практике" / К.А. Уразова, М.В. Боговин // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - Т. 9. - № 2. - С. 433-438.
11. Косихина В.П. Неоднозначность реализации основных постулатов рынка и "экономикса" в условиях запада и современной России / В.П. Косихина, А.А. Мигел // Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой "старой" экономической науке : Материалы международной научной конференции, Москва, 04 марта 2014 года / Под редакцией профессора Р.М. Нуреева, профессора М.Л. Альпидовской. - Москва: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2014. - С. 101-104.
12. Мигел А.А. Состояние Российской экономики в условиях санкций / А.А. Мигел, О.Д. Зубатова // Наука и современность : Международная научно-практическая конференция, Уфа, 05 июня 2015 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтер-на", 2015. - С. 120-121.
13. Чаусова Л.А. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентной среды организации // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 17 февраля - 02 2015 года / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2015. - С. 196-200.
14. Чаусова Л.А. Развитие профессионального образования в регионе / Л.А. Чаусова, Н.Ю. Чаусов // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - № 4. - С. 117.
NETWORKING AS A MANAGEMENT TOOL AND ITS SPECIFICS IN RUSSIA
N. Y. Chausov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Lazutkin, student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses a new and rapidly developing phenomenon of "networking". Networking as a management tool is referred in form to business communications, the content of which can be the implementation of any management function. The key task of networking is to integrate contacts into a global network in order to effectively achieve the goals set. In Russia, this phenomenon is quite new and not adapted to the socio-cultural peculiarities of people's thinking. It is necessary to create conditions for an objective understanding and rational use of networking in professional activity.
Keywords: networking, network of contacts, relationships, management tool.