Научная статья на тему 'НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ УСЛУГ'

НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Е.А., Дунаева А.Н., Крячков А.Ф.

Статья посвящена основным формам, параметрам и методам ценовой и неценовой конкуренции. В статье рассматриваются различия в восприятии факторов. При этом для понимания механизма конкуренции имеет значение правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов, то есть причин и источников конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PRICE METHODS AND FORMS OF COMPETITIVENESS IN THE MARKET OF SERVICES

The article is devoted to basic forms and methods of price and non-price competition. The article discusses the differences in perceptions factors. Thus for the understanding of the mechanism of competition is the importance of the correct identification of the causes through which it is possible to beat the competition, that is, the causes and sources of competitive advantage.

Текст научной работы на тему «НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ УСЛУГ»

/ Анализ финансовой отчетности. Режим доступа к ресурсу: http://www.profiz.ru/se/2 2009/analiz finansovoi otchetn/.

2. Молодой ученый: информационный портал. [Электронный ресурс]. / Качественные характеристики, определяющие информативность бухгалтерской отчетности. Огиенко О. Н. Качественные характеристики, определяющие информативность бухгалтерской отчетности [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 78-80. Режим доступа к ресурсу: http://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1069/.

3. ИЦРОН. Инновационный центр развития образования и науки: официальный сайт. [Электронный ресурс]. /Развитие экономики и менеджмента в современном мире/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. - 349 с. Режим доступа к ресурсу: http://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn//

УДК 339.137.23

Иванова Е.А.

магистрант, 2-ой курс «Торговое дело» кафедра «Коммерции, сервиса и туризма»

Дунаева А.Н.

магистрант, 2-ой курс «Торговое дело» кафедра «Коммерции, сервиса и туризма»

Крячков А.Ф., к.э.н.

доцент

кафедра «Коммерции, сервиса и туризма» Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара

НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НА РЫНКЕ УСЛУГ

Статья посвящена основным формам, параметрам и методам ценовой и неценовой конкуренции. В статье рассматриваются различия в восприятии факторов. При этом для понимания механизма конкуренции имеет значение правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов, то есть причин и источников конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: Конкуренция, Неценовая конкуренция, Ценовая конкуренция, Пропаганда, Контрпропаганда

E. A. Ivanova, master Student, 2nd course "trading business" Department of "Commerce, service and tourism" Samara state University of Economics

Russia, Samara

Dunaeva A. N., Master student, 2nd course "trading business"

Department of "Commerce, service and tourism" Samara state University of Economics

Russia, Samara

Kryachkov, A. F., Candidate of economic Sciences, associate Professor Associate Professor of Department "Commerce, service and tourism"

Samara state University of Economics

Russia, Samara

NON-PRICE METHODS AND FORMS OF COMPETITIVENESS IN THE MARKET OF SERVICES

The article is devoted to basic forms and methods of price and non-price competition. The article discusses the differences in perceptions factors. Thus for the understanding of the mechanism of competition is the importance of the correct identification of the causes through which it is possible to beat the competition, that is, the causes and sources of competitive advantage.

Keywords: Competition, Non-Price Competition, Competition Price, Propaganda, Counter-propaganda

На сегодняшний день конкурентоспособность услуг является решающим фактором коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. И в связи с этим изучение проблем, связанных с её обеспечением, является первостепенной задачей каждой организации. Чтобы обеспечить услугам успех на рынке, необходимо работать над вопросами их соответствия условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим техническим, эстетическим, качественным характеристикам, но и по коммерческим и иным нюансам их реализации. Для того чтобы организация была конкурентоспособна необходимо создание комплекса преимущественных характеристик, а затем поддержание конкурентоспособности оказываемых услуг.

В условиях обострения конкуренции на рынке услуг, прежде всего, необходимо обеспечить постоянное функционирование и последующее развитие организации. В настоящее время в основе достижения положительных результатов функционирования и развития организации лежит необходимость внедрения научно-обоснованных концепций, стимулирующих повышение конкурентоспособности.

В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Индивидуальное значение обретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность, не прибегая к варьированию и модифицированию цен. Главнейшую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за

достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела преобладающую роль.

Характеристика ценовой конкуренции заключается в том, что используются только ценовые методы борьбы с конкурентами: увеличение цены; снижение цены; сохранение цены на предыдущем уровне; соблюдение лидерства в цене.

На смену главенствующим ценовым формам и методам конкуренции в последние время все чаще стали приходить комбинации ценовых и неценовых методов борьбы или даже чисто неценовые методы такой борьбы. При этом неценовые методы предлагают значительных финансовых и организационных затрат, но являются более продуктивными, так как конкуренты не могут быстро предпринять неизменные ответные шаги.

В современных условиях развивается тенденция смещения в сторону неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция, прежде всего, связана с изменением качества услуг. При этом главная цель управления качеством -удовлетворение запросов потребителей, а не просто оказание услуг, не имеющих дефектов. По мере концентрирования рынков услуг конкурентная борьба переходит из сферы высоких технологий в сферу сервиса, где основополагающими параметрами являются: предугадывание ожиданий клиентов и постоянное повышения качества предлагаемых услуг. Эта борьба подразделяется на: конкуренцию в сфере оказания услуг и конкуренцию в сфере продвижения услуг.

Рассмотрим современные неценовые группы методов конкурентной борьбы:

- методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет повышения ее потребительской ценности;

- методы влияния и давления на своих конкурентов;

- методы поддержания и повышения общественной ценности фирмы.

Первая из указанных выше групп, включает в себя действия по

внедрению на рынок новых товаров и услуг, а также товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой.

Принимая решение о такого рода преобразовании своего товарного предложения, фирмы должны серьезно просчитать возможные изменения издержек производства и цен, чтобы, добившись неценовых конкурентных преимуществ, не растерять ценовые выгоды. Руководству фирмы не следует забывать, что коридор возможностей данной фирмы по созданию и поддержанию конкурентных преимуществ ограничен.

Внедрение на рынок новых товаров и услуг называется дифференциацией товаров. Принимая целевую установку на дифференциацию товаров или услуг, фирмы ориентируются на текущий относительно неудовлетворенный спрос, а также на прогноз изменения совокупности клиентских предпочтений и модификации концепции выпускаемых товаров. Делая ставку на данный метод неценовой

конкуренции, компании создают новую товарную корзину, либо улучшают существующую. При этом они могут дифференцировать группы клиентов и даже формировать новые секторы рынка.

Важную роль в стимулировании сбыта играет прямая и косвенная реклама товаров и услуг. Рекламные усилия, безусловно, дифференцируют каналы сбыта товаров и услуг в том смысле, что они повышают их эффективность. Коммерческая пропаганда товаров с целью стимулирования их продажи, содержащая избирательную информацию о данных товарах и формирующая положительное представление покупателей о них, является специфическим и очень действенным методом неценовой конкуренции. Предоставляя достижение информированности потенциального покупателя о продаваемых товарах, и инициируя его заинтересованность в приобретении, реклама может, конечно, выступать и как метод недобросовестной конкуренции.

Так случается, когда реклама содержит заведомую ложь, а также когда ее средства направлены на дискредитацию других субъектов бизнеса.

Дифференциация каналов сбыта в качестве неценового метода конкурентных действий включает такие, к примеру, приемы, как:

- изменение каналов сбыта навстречу потребителям, например, сбыт предметов питания в местах работы;

- формирование, в зависимости от обстоятельств, сети розничной торговли через специализированные магазины или, напротив, через универмаги и супермаркеты;

- создание сетей сбыта товаров посредством торговли по приглашению, комплектование особых VIP потребителей, мнение которых важнее в процессе создания общественной репутации компании;

- создание сети франшиз в дополнение к имеющейся сбытовой сети компании, которые своими самостоятельными действиями могли бы стимулировать потребительский интерес к данной компании;

- экспансия предпринимательской фирмы на новые рынки через местных агентов;

- создание сбытовой сети, состоящей из эксклюзивных дистрибьюторов, обладающих исключительно высокой репутацией в глазах местных потребителей.

Следует выделить также качественную дифференциацию предлагаемых товаров и услуг. В условиях высокой степени насыщенности рынка главным критерием конкурентоспособности товара и потребительской ценности компании оказывается именно качество. Улучшение качества товаров состоит:

- в достижении субъектом бизнеса набора качественных характеристик товара, которые превосходили бы аналогичные характеристики продукции фирм конкурентов в глазах различных групп покупателей;

- в формировании им системы качества процесса и результатов деятельности;

- в успешной реализации предпринимательской фирмой программы полного управления качеством.

Потребители заинтересованы именно в постоянном улучшении качества товаров и услуг, однако не следует забывать о том, что методы неценовых конкурентных действий применяются фирмами в сочетании с ценовой конкуренцией. Между тем, улучшение качества товаров всегда сопряжено с увеличением издержек предпринимательской фирмы на создание продукции, и это надо учитывать при формировании системы конкурентных преимуществ. Качественная дифференциация товаров и услуг всегда оборачивается и дифференциацией цен на данные товары и услуги.

Поэтому, предлагая потребителям разные по качеству и ценам товары, субъекты бизнеса добиваются конкурентных преимуществ и высокой потребительской оценки на разных сегментах рынка данных товаров.

Неценовое соперничество партнеров по бизнесу выступает как предпосылка их ценового и неценового соперничества с прямыми конкурентами за внимание потребителей. Ряд отмеченных выше методов конкурентных действий в отношении контрагентов характерен и для их столкновения с прямыми и условно-прямыми конкурентами. Методы влияния и давления на них составляют следующую группу методов неценовой конкурентной борьбы.

К указанной группе методов конкуренции отнесем:

- пропаганду и контрпропаганду в отношении конкурентов;

- заключение договоров с партнерами по цепочкам ценностей или с другими конкурентами о совместном противостоянии общим соперникам;

- приобретение или присоединение фирмы-конкурента в целях подавления его деловой деятельности;

- сбор важной, в том числе конфиденциальной информации о конкурентах и использование ее в своей собственной деятельности (экономическая разведка);

- переманивание наиболее ценных работников фирмы-конкурента, в том числе специалистов, владеющих профессиональными секретами, что ведет к уменьшению конкурентного потенциала фирмы-конкурента и увеличению собственного конкурентного потенциала.

Большинство представленных методов конкурентной борьбы обычно относится к недобросовестной конкуренции. Указанные методы могут использоваться конкурентами, и практически ими используются практически во всех видах и по всем направлениям конкурентных действий.

Заключительной группой методов являются методы поддержания и повышения субъектами предпринимательского бизнеса общественной репутации и общественных оценок деловой деятельности. К их числу следует отнести:

- воздействие на установление и определение норм и правил взаимодействия с конкурентами на различных рынках;

- участие в различных некоммерческих мероприятиях, имеющих

широкий общественный резонанс;

- использование разнообразных PR коммуникаций для формирования благоприятного внешнего имиджа.

Указанные методы неценового соперничества благотворно влияют на поведение потребителей и служат, хотя и косвенно, фактором привлечения их внимания, признаком конкурентного преимущества, реализовать которое можно, как мы помним, лишь вступив в сделку с таким общественно ценным субъектом предпринимательского бизнеса.

Представленные методы могут быть применены в рамках любых видов конкурентных действий, но обычно они сопутствуют наступлению, контрнаступлению и отвлекающим конкурентным действиям.

Руководствуясь описанных выше форм и методов неценовой конкуренции можно выделить основные параметры, определяющие неценовую конкуренцию на рынке.

Исследуя неценовую конкуренцию организаций, необходимо также учитывать неценовые параметры товаров, работ и услуг. Их можно разделить на три группы:

- показатели технического уровня (технологичность, показатели комфортности, патентно-правовой показатель, уровень унификации);

- показатели стабильности качества (уровень исполнения изделия, оказания услуги, надежность и долговечность, гарантийный срок, внешний вид);

- потребительские показатели (функциональные показатели, надежность в потреблении, эргономические, эстетические, безопасность в потреблении) .

Таким образом, любой хозяйствующий субъект, ссылаясь к различным методам и формам конкурентной борьбы, стремится к усилению своей реальной конкурентоспособности. Базу конкуренции создаёт борьба за дифференцированный спрос и фирмы в современных условиях нацеливаются, в первую очередь, на учет динамики потребительских ожиданий. В рамках этого определяются направления и пути уменьшение цены и снижения издержек.

Использованные источники:

1. Зулькарнаев, И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий/ И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 4 (24). - С. 17-27.

2. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент/ Л. Н. Качалина. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - с.10-11.

3. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. - Москва: Омега-Л, 2010. - с. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.