Научная статья на тему 'Нецелевое расходование бюджетных средств: анализ понятийного аппарата'

Нецелевое расходование бюджетных средств: анализ понятийного аппарата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яндаров Г.А.

The methodological precondition for carrying out of the criminal legal analysis of clause 285.1 of the Criminal code of the Russian Federation «the No-purpose expenditure of budgetary funds» is terminological analysis of concepts which contain in a disposition of this norm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нецелевое расходование бюджетных средств: анализ понятийного аппарата»

Нецелевое расходование бюджетных средств: анализ понятийного аппарата

flHflapoB r.A. *

The methodological precondition for carrying out of the criminal — legal analysis of clause 285.1 of the Criminal code of the Russian Federation «the No-purpose expenditure of budgetary funds» is terminological analysis of concepts which contain in a disposition of this norm.

Известно, что любое познание — это прежде всего познание в понятиях. Методологической предпосылкой для проведения уголовно-правового анализа ст. 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств» является терминологический разбор понятий, которые содержатся в диспозиции этой нормы.

Определение понятия «нецелевое использование бюджетных средств» впервые появилось в письме Министерства финансов РФ от 16 апреля 1996 г. № 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета» 1. Были приняты и нормативно-правовые акты, устанавливающие финансовую и административную ответственность нарушителей законодательства в этой сфере2. Так, в ст. 15.14 («Нецелевое использование бюджетных средств») Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что: «Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда» 3.

В упоминавшемся письме Министерства финансов РФ от 16 апреля 1996 г. указывалось, что под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается не-

правомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств4. В п. 5 того же письма указывалось, что если при выделении средств из федерального бюджета формулируются две (промежуточная и конечная) или несколько целей, для признания использования средств целевым необходимо достижение каждой из них, и если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым.

Отметим, что в указанном документе дается весьма широкое понимание нецелевого использования бюджетных средств. Критериями нецелевого расходования средств называются не достижение результатов, ради которых эти средства предоставлялись, а также сопровождение использования средств неправомерными действиями, даже если предусмотренные результаты (цели) в целом были достигнуты.

Разновидностями нецелевого использования бюджетных средств в связи с этим были признаны: направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки; расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.); недостача материальных ценностей, приобретенных

Аспирант Чеченского государственного университета.

СО

OI

О CJ

О

о о

Q.

со

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

CO

Ol

О CJ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

за счет средств, выделенных из федерального бюджета; расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов РФ (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.); убыль сверх норм тех материальных ценностей, приобретение которых было осуществлено за счет средств, выделенных из федерального бюджета; использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов; расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой) 5.

Хотя письмо Минфина России от 16 апреля 1996 г. в настоящее время утратило силу6, его значение весьма существенно и ныне. Однако в соответствии с Инструкцией о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 357, понятие «нецелевое использование бюджетных средств» было значительно сужено, и под ним понимаются направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. То есть критерием установления нецелевого характера расходования бюджетных средств является не содержательный — достижение надлежащего результата в результате использования бюджетных средств, а юридический — соблюдение всех формальностей установленных условий, предусмотренных при выделении данных средств.

Нецелевое использование средств федерального бюджета может заключаться «в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предус-

мотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством» 8.

Обращает на себя внимание то, что в Бюджетном кодексе РФ, Инструкции Минфина России от 26 апреля 2001 г. и в ст. 285.1 УК РФ по одному и тому же вопросу имеет место расхождение в терминологии. Это разночтение заключается в том, что в Бюджетном кодексе и Инструкции говорится о нецелевом использовании бюджетных средств, а в ч. 1 ст. 285.1 УК РФ — об их нецелевом расходовании. В этом смысле весьма справедливо замечает Р.Р. Фазылов: «Какой смысл вкладывает законодатель в диспозицию ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, отказываясь от широко используемого в финансовом праве термина «использование» в пользу менее употребляемого «расходование средств»?9 Возникает вопрос: нет ли в расхождении терминологии смыслового значения либо имеет место недосмотр законодателя, не влекущий неоднозначного понимания данного явления? В ч. 2 ст. 176 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по целевому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Как видно, применительно к составу, предусмотренному ч. 2 ст. 176 УК РФ, употребляется термин «использование». В Бюджетном кодексе РФ ни разу не применяется словосочетание «нецелевое расходование», а употребляется «нецелевое использование».

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ оперирует также понятием «нецелевое использование бюджетных средств»10. Как отмечалось, в ст. 15.14 этого данного Кодекса установлена административная ответственность за «использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассиг-

нованиях, смет доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств» 11.

Расходовать означает «тратить, употреблять на что-нибудь» 12, использовать — «воспользоваться (пользоваться) кем-нибудь, чем-нибудь, употребить (употреблять) с пользой» 13, пользоваться — «обращаясь, прибегая к чему-нибудь для своей надобности, получать нужное, осуществлять желаемое» 14. Как видим, с точки зрения русского языка расходование связано с тратой, безвозвратным направлением средств на что-либо, использование же — более широкое понятие и включает в себя не только собственно трату, но и предоставление краткосрочных ссуд или кредитов, направление средств на депозит с целью получения процентов с суммы и т.д.

В то же время в ч. 1 ст. 227 Бюджетного кодекса РФ указывается, что расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Получается, что использование денежных средств осуществляется посредством их расходования, то есть списания со счета. По крайней мере так устанавливает Бюджетный кодекс РФ. Корректно ли словосочетание «нецелевое списание»? Видимо, нет, так как само действие по списанию средств осуществляет не получатель бюджетных средств.

Если расходование осуществляется путем списания, то списание является способом совершения деяния. Способ совершения деяния реализуется только непосредственным исполнителем. Кто осуществляет списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств?

Согласно п. 2 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46 н, «кассовый расход — операция по списанию средств с лицевого счета по учету внебюджетных средств в оплату принятых клиентом денежных обяза-

тельств, подлежащих оплате за счет внебюджетных средств»15. А процедура осуществления кассового расхода за счет средств федерального бюджета состоит в передаче органом Федерального казначейства в учреждение банка, в котором органу Федерального казначейства открыт счет для учета операций со средствами федерального бюджета (далее — счет органа Федерального казначейства), расчетных и кассовых документов, оформленных органом Федерального казначейства на основании представленных в надлежащем порядке получателями средств платежных документов, и списании учреждением банка сумм платежей со счета органа Федерального казначейства 16.

Таким образом, списание денежных средств осуществляется учреждением банка, и именно он, а точнее — его работники и должны быть, судя по терминологии действующего законодательства, непосредственными исполнителями нецелевого расходования. Если же вины в их действиях нет, то нет и соответствующего оконченного состава преступления, поскольку без исполнителя говорить об ответственности других соучастников, как правило, не имеет смысла. Авторы рассматриваемых составов преступлений в Уголовном кодексе РФ, вероятно, полагают, что нецелевое расходование бюджетных средств является синонимом их нецелевого использования.

Кроме того, в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливается, что расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Исходя из этого определения данного понятия, мы можем заключить, что расходование бюджетных средств — это направление их на финансовое обеспечение указанных задач и функций. Таким образом, получается, что нецелевого расходования бюджетных средств быть не может, ибо это уже не расходование, а что-то другое. Тем более что, как мы уже отмечали выше, термин «нецелевое расходование» в Бюджетном кодексе РФ не используется. Если бюджетные средства направляются на недопустимые статьи, то это не расходование, а использование.

Таким образом, следует нецелевое расходование заменить на нецелевое использование. Последнее более адекватно тем злоупотреблениям, которые имеют

п

О!

О СЧ

О О

о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

место в бюджетной сфере. Как показывает исследование, иногда «негосударственное» обращение с бюджетными деньгами выходит за рамки простого расходования и представляет именно использование их вопреки интересам государства, общества.

Как было замечено, вид диспозиции ст. 285.1 УК РФ — бланкетный, так как основные понятия, использованные в рассматриваемой норме, даны в Бюджетном кодексе РФ. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, то есть принимается Государственной думой Федерального собрания РФ, одобряется Советом Федерации РФ, подписывается Президентом РФ и подлежит официальному опубликованию. Утверждение бюджетов субъектов Федерации имеет сходную процедуру.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, исполняют другие полномочия в соответствии с этим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджетную роспись как документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Под бюджетными ассигнованиями понимаются бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Смета доходов и расходов — это финансовый документ о доходах, получаемых организацией в результате своей де-

ятельности и из иных источников, и расходах находящихся в ее распоряжении средств. Следует также иметь в виду, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. В том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Несколько менее однозначна трактовка бюджетных средств — предмета преступления.

Предметом нецелевого расходования бюджетных средств ч. 1 ст. 285.1УК РФ называет бюджетные средства, предоставленные получателю на соответствующих условиях их получения, в крупном размере. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. не содержит определения понятия «бюджетные средства»17, хотя неоднократно употребляет этот термин18. Широкая трактовка понятия «бюджетные средства» означает совокупность денежных ресурсов государства (Федерации и ее субъектов), а также муниципальных образований, предназначенных для финансового обеспечения выполняемых ими задач и функций с целью решения социально-экономических задач общества. Эту позицию косвенно подтверждает и определение понятия «бюджет», данное в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного само-управления»19. Раз бюджет является формой образования денежных средств, то его частью автоматически становятся все поступления в денежной форме в государственную или муниципальную собственность. Иначе говоря, все внебюджетные поступления становятся бюджетными средствами.

Формирующие бюджет доходы могут быть налоговыми, неналоговыми и безвозмездными перечислениями. Последние, по-видимому, правильнее считать разновидностью неналоговых доходов, хотя Бюджетным кодексом РФ это не устанавливается.

Для того чтобы решить вопрос о виновности лица в совершении указанных

преступлений, следует установить, являются ли использованные не по целевому назначению средства бюджетными или средствами государственных внебюджетных фондов. Какие же средства формируют бюджетные и с какого момента?

Это, безусловно, все налоги, сборы, а также доходы от владения государственным или муниципальным имуществом, от продажи собственности, от оказания платных услуг бюджетными учреждениями и т.д. Например, доходы государственного (федерального, субъекта Федерации) или муниципального образовательного учреждения от предоставления платных образовательных услуг, больницы — от оказания платных медицинских услуг, средства спонсоров и т.д. Ведь их тоже можно нецелевым образом расходовать и нанести тем самым ущерб обществу и государству. И это при том, что суммы, вращающиеся в этих и подобных сферах, могут быть весьма значительными.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда». Такими органами являются, например, органы государственной власти РФ (в отношении федерального бюджета), органы государственной власти субъектов РФ (в отношении бюджетов таких субъектов), органы местного самоуправления (применительно к местным бюджетам), органы государственных внебюджетных фондов (в отношении бюджета указанных фондов).

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. На основании ч. 1 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого глав-

ного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Этот счет открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.

Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. Только с этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться данными средствами.

В соответствии с п. 3 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» органы Федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывают в установленном Центральным банком РФ порядке с заключением договора банковского счета в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций — в кредитных организациях, где органами Федерального казначейства открыты счета20.

Можно сделать вывод, что любые поступающие на лицевые счета денежные средства становятся средствами федерального бюджета, поскольку они вливаются на единый счет федерального бюджета.

Имеется группа терминов, которая касается того, кто является распорядителем и получателем средств бюджета.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и по-

п

О!

О СЧ

О О

о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

лучателям бюджетных средств, а также в наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, то есть это федеральные министерства, ведомства и т.п., которые указаны в ведомственной структуре расходов федерального бюджета. Несколько иное определение рассматриваемого понятия содержится в п. 2 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г.: «Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении (далее — главный распорядитель средств)»21. Как видим, трактовка главного распорядителя средств федерального бюджета по Инструкции шире, чем трактовка его в Законе: первая включает не только государственные органы, но и наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, а также иных прямых получателей средств федерального бюджета. Бесспорно, что на практике должны применяться положения Бюджетного кодекса РФ.

Итак, главные распорядители средств федерального бюджета — это федеральные министерства и ведомства, которые указаны в ведомственной структуре расходов федерального бюджета. Например, Министерство образования и науки РФ, Министерство внутренних дел РФ.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета

субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Распорядитель бюджетных средств, согласно ст. 159 Бюджетного кодекса РФ, — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Указанная выше Инструкция определяет распорядителя средств федерального бюджета как орган государственной власти Российской Федерации или организацию, находящуюся в ведении иного прямого получателя средств федерального бюджета, получающую ассигнования от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении22.

Получателем средств федерального бюджета этот же документ определяет орган государственной власти Российской Федерации, бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иного прямого получателя средств федерального бюджета, имеющего право на получение бюджетных ассигнований (далее — получатель средств). Бюджетный кодекс РФ в ст. 162 более лаконичен: «Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год».

В соответствии со ст. 220 Бюджетного кодекса РФ в течение 10 дней со дня утверждения сводной (объединенной) бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Часть 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджет-

ных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Смета же доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.

В основе исполнения бюджета лежит так называемое кассовое исполнение бюджета, под которым понимаются организация и осуществление в процессе исполнения бюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение их учета и отчетности по операциям с ними. Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования его дефицита и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Статья 215 Бюджетного кодекса РФ определяет, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти, в частности — на Федеральное казначейство и его подразделения в субъектах РФ, возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнить бюджет — значит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремя произвести все запланированные по бюджету расходы. В юридическом смысле исполнение бюджета сводится к исполнению нормативных актов о бюджете. Исполнение бюджета возлагается на испол-

нительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Бюджетное законодательство субъектов Российской Федерации обычно конкретизирует этот орган.

На основании ст. 160 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, но подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств; своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет. В соответствии с ч. 1 ст. 163 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств. Часть 1 ст. 168 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что Федеральное казначейство несет ответственность за своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств. Аналогичные функции имеют и соответствующие ведомства на уровне субъекта Федерации и муниципального образования.

Таким образом, нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденном бюджете соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомлении о бюджетных ассигнованиях; г) смете доходов и расходов; д) ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, например, в уведомлении о лимитах бюджетных обязательств. Указанные выше документы — за исключением бюджета — составляются в процессе исполнения расходов бюджетов (ст. 219 БК).

со

О!

О

сч

о о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

Литература и примечания

1. Финансовая газета. 1996. № 23; Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1996. № 6. С. 42-44.

2. Письмо Минфина России от 4 октября 1995 г. № 3-Е 1-5 «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета» // Финансовая газета. 1995. №42; письмо Госналогслужбы России от 17 июля 1996 г. № ПВ-6-П/487 «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование» // Экономика и жизнь. 1996. № 32.

3. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Финансовая газета. 1996. № 23.

5. Там же.

6. Минфина России от 13 августа 2001 г. № 64н «О признании утратившим силу письма Министерства финансов Российской Федерации» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. № 11.

7. Российская газета. 2001. 21 июля.

8. Там же.

9. Фазылов Р. Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: дисс. ... к.ю.н. Казань. 2005. С. 46.

10. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

11. В то же время в указанном документе ничего не говорится об административной ответственности за нецелевое использование (расходование) средств государственных внебюджетных фондов, что по меньшей мере странно, так как это деяние в крупном размере является преступлением и влечет ответственность не меньшую, чем нецелевое расходование бюджетных средств. В связи с этим представляется целесообразным установление административной ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов.

12. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 668.

13. Там же. С. 254.

14. Там же. С. 558.

15. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. 6 августа. № 32.

16. П. 46 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российских Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н (в ред. приказа Минфина России от 22 января 2004 г. № 9н) // Российская газета. 2003. 15 февраля. № 30.

17. В. Тюнин и Т Макарова указывают, что предмет данного преступления — это бюджетные средства, которые в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определены как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (см.: Тюнин В., Макарова Т Новые составы должностных преступлений // Уголовное право. 2004. № 22. С. 70—72). Однако следует оговориться, что в действительности указанные авторы допускают неточность, воспроизводя законодательное определение расходов бюджета, а не собственно бюджетных средств.

18. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 1999. № 28. Ст. 3492; 2000; 2001. №. ЗЗ. Ст. 3429; 2002. № 22. Ст. 2026; № 28. Ст. 2790; № 30. Ст. 3021; 3027; 2003. Ст. 28. Ст. 288б; 2892; № 46. Ст. 4443; 4444; № 50. Ст. 4844; 2004.

сЗ № 34. Ст. 3526; 3535; № 49. Ст. 4840; № 52. Ст. 5278; 2005. № 1.

19. Там же.

20. Российская газета. 2001. 1 августа. № 145.

21. Финансовая газета. 2001. Июнь. № 23—24. О 22. Финансовая газета. 2001. Июнь. № 23—24. О

а

с[ со

I-

О

0

1

о л с

о

т <з> ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

0

2 Ф Ч

Л *

<

1 I-

О ф

со

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.