Научная статья на тему 'Нетрадиционные виды единоборств тхэквондо'

Нетрадиционные виды единоборств тхэквондо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные виды единоборств тхэквондо»

УДК 378.147/515

В.М.Баршай, К.Е.Бугаев, А.Г.Трушкин, Л.Ф.Шевцова РГПУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт физической культуры, спорта и туризма Ростовского государственного педагогического университета в числе других высших образовательных учреждений России перешел на многоуровневую структуру образования. Разрабатывается концептуальная модель образовательно-профессиональной и профессионально-образовательной программы полного высшего физкультурно-педагогического образования РГПУ. При этом в результате эксперимента по введению многоуровневой структуры высшего физкультурно-педагогического образования предполагается создание концепции и нового содержания подготовки учителя физической культуры и преподавателя основ безопасности жизнедеятельности.

Подготовка настоящего пакета нормативных документов Ростовского государственного педагогического университета базировалась на федеральных и профессиональных программах базового высшего педагогического образования по направлению 05 педагогика, временного государственного образовательного стандарта среднего образования РФ (стандарт специальности педагогического образования) ГК РФ по высшему образованию МО РФ; государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по направлению 521900 - физическая культура (второй уровень высшего профессионального образования), а также использованы концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования, концепция стандарта качества базового высшего образования и другие материалы.

Происходящие сегодня в стране процессы политического, экономического и нравственного характера отражают глубинные изменения культурной сферы - меняющиеся системы ценностей, способов ориентации общества и личности, меняют и систему образования.

Современное высшее профессиональное образование способствует решению проблем становления гражданского, правового общества, экономического и социального развития регионов, взаимосвязи и взаимопонимания образовательных учреждений с культурными, общественными и социальными структурами, органами местного самоуправления, управления, администрации региона, промышленными, финансовыми и деловыми интеллектуальными кругами. Высшее физкультурно-педагогическое образование университета и подготовка специалиста преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования в своем содержании адекватно отражает современные глобальные проблемы цивилизации и становится культурносообразным и адекватным историческим корням современной геополитической обстановки.

Приоритеты в содержании названного образования распределяются на важнейшие общечеловеческие ценности: гуманизм, демократизм, фундаментализм, компетентность, нравственно-критические критерии здоровой личности, безопасность жизнедеятельности.

Методически высшее физкультурно-педагогическое университетское образование складывается на сегодня как формирующая система интеллектуальной личности в контексте как национальной культуры, так и общечеловеческих ценностей. Адекватно воспринимаются и отражаются глобальные проблемы современной цивилизации в силу целостности, взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимопроникновения современной жизни в мире. Университетское физкультурно-педагогическое образование в такой системе может отвечать международным стандартам.

На базе общего среднего образования и, в отличие от него, в РГПУ посредством определенного содержания образования на первом этапе поз-

нания окружающего мира закладывается система широкого, обзорного, обобщенного знания, научения. Через общекультурное (историческое, философское, социологическое, антропологическое) и общенаучное фундаментальное (гуманитарное, естественно-научное) знание складывается определенная образовательная структура и ее обобщенные элементы общенаучных и общекультурных понятий. На этом этапе формируется язык, категориальный аппарат, структура сознания,путь к познанию. Создаются предпосылки для создания гуманистического императива всестороннего, гармоничного, творческого развития человека, личности будущего специалиста. Начинает развиваться образовательно-педагогическое производство.

Традиционная научно-философская парадигма привела к ассиметрии единого корпуса знаний, материализовавшегося в отставании знаний человеком собственной природы, природы живого вещества, биосферы, экологии, законов социоприродного развития, что проявилось в недостаточном развитии человековедения.

На втором этапе в сознании обучаемого на предшествующей основе формируется новая, более высокого уровня познавательная система понятий, в широкой предметно-социальной области знаний. К главным социальным функциям физкультурно-педагогического образования можно отнести:

- социально-воспроизводящие функции: человек, физическая культура, наука, образование, интеллект;

- функции физкультурного просвещения и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);

В соответствии с социальными функциями физкультурного универси-тетсткого образования, по-видимому, его целью должно быть восходящее воспроизводство качества человека, обеспечение опережающего развития его знаний по отношению к общественным знаниям в социально-экономической, технологической и педагогической сферах жизни, формирование механизма развития корпуса знаний и закономерности трансляции этих знаний, преодолевающих пробелы в познаниях в отношении комплекса наук и жизни человека в условиях и осуществлении физического воспитания и ОБЖ. Следовательно, концепция базового высшего физкультурно-педагогического образования может, вероятно, включать в себя:

- знаниево-центристскую организацию образовательного физкультурно-педагогического регламента;

- деятельностную органзацию профессиональной нормы; - выделение

обязательной, рекомендательной и справочно-информационной частей; - направления адаптаций образовательной нормы с учетом

будущей

предметной специализации (компетентности) учителя физической культуры, преподавателя-организатора ОБЖ;

- обеспечение оптимальной работоспособности, здоровья и усвоение программного материала учащимися.

Фундаментализация образования, как содержательного ядра концепции, осмысление с научно-рефлексивных позиций невозможно без привлечения всего уже накопленного професссерско-преподавательским составом РГПУ материала человековедения, теории личности, креатологии, теории аутопрогностики человека, теории общественного интеллекта, теории эволюции единого корпуса знаний, экологии, теории и методики фищзического воспитания, спортивной тренировки, теории и практики безопасности жизнедеятельности.

В основе программирующей фундаментализации физкультурно-педагогического университетского образования лежит, по всей видимости, информационный эквивалент культуры (в том числе физической культуры и ОБЖ) личности и гомеоморфная структура деятельности индивидуума, представляющая взаимно спералевиднопроникающую формирующую ядерную компаненту, состоящую из нескольких модулей жизнедеятельности. Модуль (ядро) первого уровня: - классификационный, распознавательный, мыслительный,

(про-, ре-, диа-) гностический.

Все названные виды деятельности взаимопереходят друг в друга, образуя фундамент информационной культуры личности, развития и познова-тельно-творческих способностей.

Классификационная деятельность развивается из прадеятельности, характерной для всех живых систем как познавательных. Основы этой деятельности составляют следующие функции: редукционная, распознавательная, ассоциативная, абстрогированная, обобщающая, прогностическая, познавательная и измерительная.

К базовым деятельностям второго модуля относятся: языковая, речевая, сенсорная и моторная (двигательная) подготовка.

Третий модуль: трудовая и свободная деятельность, физическая культура, ОБЖ и интеллектуальная деятельность.

Четвертый модуль состоит из нескольких родов деятельности, которые определяют всестороннее, гармоничное развитие личности: экономической, научной, физкультурной и ОБЖ, обеспечивающей здоровье, художественной, управленческой.

Модульная структура определяет сложное глубинное взаимодействие базовых видов деятельности человека: от внутреннего модуля системы культуры личности до внешнего модуля в форме родов деятельности.

Формируется систематология знания и образования, находящаяся в системоадекватном взаимодействии. По-видимому, парадигма фундаментали-зации образования может быть связана с представлением о двух системных парадигмах эволюции массивов знаний в онтогенезе познания человека. Каждая ступень образования представляет цикл, который начинается с предшествующей картины мира личности и завершается новой картиной мира.

Следовательно, новая система парадигм представляет собой методологическую, целеориентированную и адресную направленность каждого цикла на формирование сознания и синтетического интеллекта личности, индикатором которых является завершение образовательного цикла, формирование компетентности специалиста и гражданина.

Структурирование нового содержания высшего физкультурно-педагогического образования в РГПУ может осуществляться концентрами и спераль-но на трех уровнях.

Высшая физкультурно-педагогическая школа предполагает по новому готовить специалистов требуемого профиля. Переход на многоуровневую систему подготовки в РГПУ согласуется с концепцией развития педагогического образования в России. Для его реализации в РГПУ необходимо: эквивалентность образовательных программ первой ступени бакалавриата в педагогических колледжах (с трехлетним образованием) и двух курсов университета : 4-ый курс - неполное высшее образование - бакалавр образования, 5-ый курс - бакалавр-специалист - специалист второго уровня и третий уровень (два года обучения) магистр образования - полное высшее физкультурно-педагогическое образование.

Оптимальная реализация всего приведенного выше требует расширения сети образовательных учреждений, что позволит охватить отдаленные городские и сельские районы Ростовской области. Одновременно с этим создание филиалов в городах Каменске (северная зона), Волгодонске (восточная) и Азове (южная зона), позволит разгрузить РГПУ, не теряя деловой связи с центром - г.Ростов-на-Дону и рационально использовать имеющиеся в названных городах спортивные базы.

Материальное обеспечение образовательного процесса можно осуществлять за счет возможностей местной администрации, департамента образования и физической культуры, спорта и туризма, хозрасчетных форм обучения, участия спонсоров, личных средств обучающихся. Форма обучения на базе филиалов может быть очно-заочная или заочная.

Таковы могут быть методические предпосылки разработки концептуальной модели физкультурно-педагогического образования в РГПУ и реальные перспективы подготовки физкультурно-педагогических кадров - учителей физической культуры, преподавателей-организаторов ОБЖ для Ростовской области.

УДК 378.147/515

В.А.Таран, Л.А.Судакова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Рост числа студентов, имеющих слабую физическую подготовку и плохое здоровье ставит перед специалистами по физической культуре задачу

- повысить интерес к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию и занятиям личной физической культурой, поскольку укрепить здоровье силами одной медицины практически невозможно. По данным Всемирной Организации здравоохранения здоровье человека не менее, чем на 50% зависит от образа жизни,связанного с большим количеством факторов социального характера. Условием формирования у молодежи устойчивого интереса к занятиям физической культурой является использование более эффективных средств, методов и организационно-методических форм.

С появлением специализированного тренажерного зала все больше и больше студентов с ослабленным здоровьем, никогда не занимавшихся физическими упражнениями с отягощениями, стремятся к занятиям атлетиче-сой гимнастикой. Тренажеры привлекают их как культура нового поколения.

По согласованию с врачом по врачебному контролю была набрана группа студентов-юношей, отнесенных по данным медосмотра к специальной медицинской группе. Все студенты этой группы были протестированы (пробы Генче, Яроцкого, Летунова, весоростовой индекс и др.), у них были оценены различные силовые показатели. Затем, наряду с вводными занятиями проведены беседы по строению и функциям мышц, внутренних органов, о правильном питании, о технике безопасности при работе в тренажерном зале. Для каждого студента был разработан индивидуальный комплекс с учетом рекомендаций врача, физической подготовленности и особенностей телосложения занимающегося. Все эти данные и результаты работы с учетом самочувствия фиксировались в дневнике самоконтроля. Кроме того, давались советы по режиму питания, правильному дыханию и методам восстановления после занятий, обязательной витаминизации. Сознательное отношение и личная ответственность за состояние своего здоровья сделали эти занятия достаточно эффективными, позволили избежать перетрениро-вок, стрессов и срывов.

УДК 378.147/515

М.Б.Савченко, В.Г.Ковалева, А. А. Караченцева

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОТДЕЛЕНИЯХ ДЕВУШЕК

В последние годы уходя от спорта высших достижений и приходя к общей физической подготовке, приходится пересматривать и систему тестирования. В связи с этим тесты, определяющие специальную тренированность, заменяются тестами для определения общей тренированности. Для определения последний целесообразно, в первую очередь, тестировать двигательные качества ("мотор-фитнесс-тест"). Речь идет о методах комплексного тестирования ("батареи тестов"), основанных на спортивных упражнениях, применяемых для выявления уровня общей тренированности.

Понятие "фитнесс" стало в последние годы, особенно в ряде зарубежных стран, "модным" словом, имеющим весьма серьезное содержание. Под физической подготовленностью - "фитнесс" - в общем подразумевают мышечную силу (максимальную, скоростную и силовую выносливость), выносливость общую (выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, скоростную и спринтерскую, быстроту - спринтерскую, быстроту движений и быстроту реакций), подвижность в суставах, ловкость, координационную способность, способность сохранить равновесие, точность, устойчивость против заболеваний. Каждый из этих компонентов подчиняется биологическим закономерностям возраста, пола, состояния здоровья.

В связи с увеличением набора девушек в университет возникла необходимость разработки хорошо подобранных тестов, которые бы отражали физиологические особенности данного контингента, а также определяли состояние сердечно-сосудистой системы, мышечную силу ног, рук, брюшного пресса и спины, скоростную и спринтерскую выносливость и гибкость.

В течение учебного года были разработаны соответствующие тесты, которые используются в учебных занятиях по физвоспитанию в отделениях девушек в настоящее время.

УДК 378.147/515

Н.И.Клименко, Г.Н.Клименко, И.Н.Шаханова

ВЛИЯНИЕ БЕГОВЫХ И ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

Определение наиболее эффективных упражнений для развития быстроты движений имеет существенное практическое значение. Известно, что в качестве средств применяются, главным образом, беговые упражнения, но используются такие сочетания беговых, прыжковых и силовых упражнений в той части урока, когда развивается быстрота движений.

Исследованиями ряда авторов было установлено, что применение беговых упражнений способствует наиболее эффективному развитию быстроты, скоростной выносливости у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.

На основании имеющихся данных, полученных при исследовании спортсменов, занимающихся футболом, хоккеем было сделано предположение, что использование беговых и прыжковых упражнений в определенном сочетании позволит достигнуть более высоких результатов в развитии быстроты у волейболистов и бадминтонистов. Для выяснения влияния скоростно-силовых (прыжковых) упражнений на развитие скоростных качеств у этих спортсменов было проведено исследование на учебных занятиях и тренировках. В каждом уроке после 10-ти минутной разминки 25 минут отводилось на развитие быстроты с чередованием беговых и прыжковых упражнений. Каждое упражнение выполнялось по три раза с интервалом отдыха полторы минуты. К беговым упражнениям относились различные формы бега в полную силу на 10-20-30 метров с ходу и со старта; к прыжковым - серийные прыжки, подскоки с продвижением вперед, прыжки через скакалку (с двойным вращением), и продолжительностью выполнения до 10 секунд.

Для оценки реакции исследовалась динамика частоты пульса радиоте-леметрическим способом. Полученные результаты сравнивались с результатами подобных исследований по легкой атлетике, тренировавшихся по подобной методике. В итоге было получено подтверждение, что сочетание бега с прыжками является более значительной нагрузкой, чем только бег.

Сменность (даже интенсивной) работы более благоприятно действует на совершенствование функциональной деятельности занимающихся. С повышением уровня скоростно-силовых показателей возрастают спортивные результаты у студентов, занимающихся бадминтоном и волейболом.

УДК 378.147/515

В. И. Бондин, С. Е. Химченко РГПУ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЛЮДЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Потенциальные энергетические возможности зависят от многих факторов. Установлено, что эта величина увеличивается по мере взросления человека и стабилизируется к 18-20 годам, несколько лет сохраняется на наивысшем уровне и затем постепенно снижается. Известно, что у трени-

рующихся спортсменов аэробные возможности выше, чем у других людей, а люди среднего и пожилого возраста дольше сохраняют высокую мощность окислительной системы, если поддерживать достаточно высокий уровень физической активности.

Если мощности окислительной системы посвящены сотни публикаций, то величины других маркеров энергетических систем измеряли значительно реже. Объясняется это непростой методикой измерений, связанной со взятием проб крови для точной оценки емкости лактацидной системы.

Вместе с тем, не только в спорте, но и в трудовой и бытовой двигательной деятельности возникает необходимость выполнения мышечной работы скоростного характера. Эффективность этой работы прямо зависит от потенциала анаэробных систем.

Для характеристики физической работоспособности весьма важным показателем является длительность удержания заданной интенсивности мышечной работы и, в первую очередь, "время удержания максимального потребления кислорода", известное в литературе как "емкость окислительной системы". Величину этого показателя многократно определяли у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Но сведения о его возрастной динамике фрагментарны и нуждаются в уточнении.

В результате исследований была определена динамика энергетических показателей у людей разного возраста и квалификации, что позволило разработать оценочные шкалы по энергетическим показателям для людей разного возраста.

УДК 378.147/515

Н.В.Кадетова, М.В.Зуева СПОРТ И РЕЛИГИЯ

Именно религиозные обряды и танцы в древние века зародили первые физические упражнения. Одной из форм творческого самовыражения у людей каменного века явились первобытные танцы, воспроизводящие движения обезьяны, медведя, тигра, птиц.

В эпоху ранних классовых государств изменяется религия и ее значение. Она становится главной формой идеологии, призванной оправдать существующие порядки, инструментом духовного гнета. В это же время возникают состязания, которые непосредственно связываются с религиозным культом - "божий суд".

Отношение официальной религии к занятиям физическими упражнениями и состязаниям предопределялось социальным устройством греческих полисов. Войны были частым явлением, и именно этим можно было объяснить высокий уровень физического воспитания, характерный для Греции этого периода.

В Африке, Древнем Египте, Америке и Азии можно найти множество примеров исторической связи колдовских функций со светской властью. У многих народов вождям приписывалась сверхъестественная сила. Отсюда возникло поверье, что вождем может быть только физически крепкий и здоровый человек. Поэтому и устраивались состязания, в ходе которых определялся новый вождь.

У многих древних народов выполнение физических упражнений и состязания в них стали обязательным ритуалом и в дни праздников - в честь богов, и в скорбные минуты - при похоронах героев и военачальников.

События, происходившие в древности, служат ценнейшим вкладом в современную физическую культуру.

УДК 378.147/515

В. И. Бондин РГПУ

НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В материалах коллегии Министерства образования Российской федерации от 1 марта 1996 года отмечается тенденция катастрофического снижения уровня здоровья учащихся. Только 12 процентов выпускников имеет нормальное здоровье, но к 2000 году их число составит 5 процентов.

Повысить уровень соматического и физического здоровья можно с помощью специальных оздоровительных занятий, нравственное здоровье можно улучшить через идеологизацию и создание необходимых условий для формирования гумманистической личности.

Практическим решением данной проблемы явилось открытие в Ростовском педагогическом университете кафедры валеологии для подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре о валеологии.

УДК 378.147/515

П. Д.Макаренко, М.П.Дебердеев

РОЛЬ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИЕМОВ САМОСТРАХОВКИ В БОРЬБЕ ДЗЮДО И САМБО

Перед выполнением приемов самостраховки необходимо изучение навыков падения. Освоение приемов самостраховки следует начинать с выполнения простых и легких упражнений, от занятий к занятию усложняя как сами упражнения, так и условия их выполнения. Специальные упражнения направлены на повышение эластичности мышц и связок тех суставов, на которые приходится большая нагрузка при падениях. Навыки безопасных падений следует начинать с освоения конечных положеий, в которых оказывается партнер после броска, а затем переходить к изучению группировки, посредством выполнения акробатических упражнений.

Обязательно отрабатывается техника кувырков и перекатов, которые различаются по способу исполнения и направлению движения.

УДК 378.147/515

Р. Г. Хачатурян

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основное условие эффективности оздоровительной тренировки - правильный подход к ее организации с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, физической подготовленности и состояния здоровья. Время проведения занятий определяется режимом трудовой деятельности, учебы, отдыха. Важно учитывать особенности внешних факторов (метеоусловия), соблюдение требований гигиены.

УДК 378.147/515

А. А. Зубченко

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ЛИЦАМИ СРЕДНЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Эффект от занятий физическими упражнениями у людей среднего и пожилого возраста выражается в более резком улучшении самочувствия и ра-

ботоспособности, чем у молодых. Для этого необходимо использование разнообразных средств и методов физической культуры, создания эмоционального подъема, благоприятной психологической обстановки, соблюдение последовательности и постепенного нарастания физических нагрузок, соответствующих функциональным возможностям данного организма.

Основа любой системы занятий физическими упражнениями - развитие возможностей сердечно-сосудистой системы. Увеличивать нагрузки можно только на основе объективных показателей, которыми являются ЧСС, внешний вид и самочувствие. В процессе занятий необходим постоянный врачебный контроль.

УДК 378.147/515

Р.Ю.Кувиков

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ - ТХЭКВОНДО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тхэквондо - название популярного боевого искусства, возникшего более 20 столетий назад в Корее и ставшего в наши дни современным многонациональным видом спорта.

Техника тхэквондо подчинена воспитанию боевого духа. Возникнув как средство самозащиты, тхэквондо превратилось в своеобразную систему самоусовершенствования, оттачивающую разум человека и воспитывающую в нем высокую нравственность.

Искусство тхэквондо включает в себя боевой и спортивный разделы.

В боевом тхэквондо изучают работу с оружием и против него. Спортивное тхэквондо состоит из выполнения комплекса базовых упражнений и спарринга, а также разбивания твердого предмета, которое практикуется на показательных выступлениях или при аттестации на пояс.

В настоящее время тхэквондо стало олимпийским видом спорта и будет представлено в программе Олимпийских Игр 2000 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.