Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И АППЛИКАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И АППЛИКАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нетрадиционные техники рисования / аппликации / развитие речи / дошкольный возраст / творческая мысль / социальные навыки / словарный запас

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаркушова С. Н.

Данная статья посвящена роли нетрадиционных техник рисования и аппликаций в развитии речи детей дошкольного возраста. В статье рассмотрены основные преимущества использования нетрадиционных материалов и техник рисования, таких как создание коллажей, рисование по натуре и создание историй и книг. Описаны возможности, которые эти техники предоставляют для развития речи детей, такие как улучшение словарного запаса, развитие умения описывать действия и переживания, развитие творческой мысли и социальных навыков. Также в статье представлены конкретные примеры техник и проектов, которые можно использовать в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И АППЛИКАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.211.24

Гаркушова С.Н.

Муниципальное бюджетное общеразвивающее учреждение «Немцевская ООШ. Структурное подразделение «Детский сад «Березка» Новооскольского района Белгородской

области»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И АППЛИКАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Данная статья посвящена роли нетрадиционных техник рисования и аппликаций в развитии речи детей дошкольного возраста. В статье рассмотрены основные преимущества использования нетрадиционных материалов и техник рисования, таких как создание коллажей, рисование по натуре и создание историй и книг. Описаны возможности, которые эти техники предоставляют для развития речи детей, такие как улучшение словарного запаса, развитие умения описывать действия и переживания, развитие творческой мысли и социальных навыков. Также в статье представлены конкретные примеры техник и проектов, которые можно использовать в работе с детьми.

Ключевые слова:

нетрадиционные техники рисования, аппликации, развитие речи, дошкольный возраст, творческая

мысль, социальные навыки, словарный запас.

Дети дошкольного возраста проходят важный этап своего развития, когда они начинают развивать свою речь. Хорошая речь — это ключевой фактор для успеха в школе и в жизни в целом. Однако, многие дети могут испытывать трудности с развитием речи, и это может оказаться причиной проблем в будущем. В этой статье мы рассмотрим, как использование нетрадиционных техник рисования и аппликации может помочь в развитии речи детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста, именно поэтому оно выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте как образовательная область, и включает в себя такие важные виды деятельности детей, как рисование [1]. Рисуя, дети приобщаются к культуре и искусству, учатся фантазировать, экспериментировать, развивают мелкую моторику, изучают окружающий мир. В процессе рисования развиваются важные психические процессы, такие как мышление, воображение, память и даже речь. Многие диагностические методики основаны на рисовании, потому что в этом виде деятельности ребенок способен самовыражаться, не сталкиваясь с различного рода барьерами, например, коммуникативными (не будучи в состоянии найти слова для описания своего состояния). Л.С. Выготский говорит, что рисование — это разновидность детской речи.

Также рисование используется как средство терапии, например, для снятия тревоги. Изобразительная деятельность, несомненно, важна для развития детей, а также интересна им, и поэтому в наше время существует множество нетрадиционных техник, которые позволяют ребенку глубже погрузиться в процесс рисования и черпать из него более насыщенные эмоции, поскольку нетрадиционные техники рисования предполагают иное взаимодействие с материалами [2]. Для начала стоит упомянуть, что такое нетрадиционные техники рисования: сам термин "нетрадиционный" подразумевает использование материалов, которые не приняты в их обычном употреблении, не получили широкого распространения, малоизвестны в рассматриваемой области, а также методы рисования,

которые не являются общепринятыми. В настоящее время разработано множество техник, включая монотипию, аэрозольную печать, нитевую печать, различные виды оттисков, промокашку, рисование подручными материалами и пальцами, фроттаж.

Нетрадиционные техники рисования и аппликации — это методы творческого изобразительного искусства, которые не связаны с традиционными методами рисования, такими как карандаш, краски или маркеры. Вместо этого, эти техники используют различные материалы, такие как бумага, ткань, глина, картон, природные материалы и т.д., чтобы создавать искусство [3].

Некоторые примеры нетрадиционных техник рисования и аппликации включают в себя:

1. Коллаж — это техника, при которой изображения создаются из различных вырезанных или вырванных фрагментов из журналов, газет, ткани или других материалов.

2. Фотомонтаж — это техника, при которой изображения создаются путем сочетания различных фотографий.

3. Ткань — это техника, при которой использование различных видов тканей для создания изображений.

4. Скульптура — это техника, при которой используются различные материалы, такие как глина, бумага маше, пластилин или другие материалы для создания трехмерных изображений.

Использование нетрадиционных техник рисования и аппликации может оказать положительное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Во-первых, эти техники могут стимулировать детей к созданию историй и описанию своих работ. Например, дети могут создавать коллажи из картинок, которые их заинтересовали, и затем рассказывать о том, что они видят на своей работе. Это помогает развивать их способность описывать предметы, ситуации и переживания [4].

Во-вторых, использование нетрадиционных материалов может помочь детям развивать свою творческую мысль и воображение. Дети могут использовать различные материалы для создания необычных и красочных работ, что в свою очередь может стимулировать их воображение и фантазию. Это важно для развития речи, так как дети, которые могут представлять и описывать вещи в своем уме, часто имеют богатый словарный запас и более развитую речь.

Наконец, использование нетрадиционных техник рисования и аппликации может помочь детям научиться сотрудничать и общаться друг с другом. Работа в группе над созданием искусства может помочь детям учиться выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать идеи других людей и учиться работать в команде. Эти навыки являются важными для развития языковых и социальных навыков [5].

Существует множество способов, которыми можно использовать нетрадиционные техники рисования и аппликации для развития речи детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя:

1. Создание коллажей или фотомонтажей на определенную тему, например на тему "моя семья" или "моя любимая игрушка". Затем дети могут рассказать о своей работе и описать, что они изображают.

2. Создание скульптур или других трехмерных работ на определенную тему. Дети могут рассказать о том, что они создали, какие материалы они использовали и что это представляет.

3. Использование ткани для создания сюжетных картинок. Дети могут рассказывать о своих работах и описывать, что происходит на картинке, что делают персонажи и какие эмоции они испытывают.

4. Создание книги с историями, рассказанными детьми. Дети могут нарисовать иллюстрации к своим историям, а затем рассказать их вслух. Это поможет развить их способность описывать действия и переживания персонажей, а также стимулирует их воображение.

5. Создание рисунков и аппликаций с использованием необычных материалов, таких как листья, палочки, камни и т.д. Дети могут рассказывать о том, что они создали, какие материалы использовали и что это представляет.

6. Использование техник, таких как мокрый насыщенный рисунок или рисование с двумя руками,

для стимулирования творческой мысли и развития мелкой моторики, что также может способствовать развитию речи.

7. Работа в группах, где дети могут создавать коллективные произведения искусства. Например, они могут создать большую картину или скульптуру, где каждый ребенок создает свой собственный элемент. Затем дети могут рассказывать о том, что они создали, какой элемент является их и какой элемент создал другой ребенок.

В заключение, нетрадиционные техники рисования и аппликации могут быть эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Использование различных материалов и техник может помочь детям развить словарный запас, способность описывать предметы и переживания, творческую мысль и воображение, а также социальные навыки, такие как коммуникация и сотрудничество. Важно, чтобы педагоги и родители стимулировали интерес детей к творческой работе и поддерживали их усилия, что поможет им достичь успеха в развитии своей речи и общения в целом. Список использованной литературы:

1. Хабирова Г. З. Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертог года жизни: Теоретическая часть //NovaUm. Ru. - 2020. - №. 25. - С. 369-371.

2. Эннанова Л. Ф., Черкасская В. Д. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста //Научный редактор. - 2021. - С. 50.

3. Майковская Г. С., Бортновская И. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста //Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов - 2017. - С. 345-351.

4. Сухомлинский В. А. Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста //ББК 74.102 А 88 Рецензенты. - 2018. - С. 149.

5. Кочеткова О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста //Педагогический опыт: от теории к практике. - 2020. - С. 139-142.

© Гаркушова С.Н., 2023

УДК 37

Гура А.А.

Магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» Россия, г. Челябинск Научный руководитель: Васильева В.С.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры СППиПМ, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» Россиия, г. Челябинск

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

Изучение связной речи у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.