УДК 373.211.24
Гаркушова С.Н.
Муниципальное бюджетное общеразвивающее учреждение «Немцевская ООШ. Структурное подразделение «Детский сад «Березка» Новооскольского района Белгородской
области»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И АППЛИКАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Данная статья посвящена роли нетрадиционных техник рисования и аппликаций в развитии речи детей дошкольного возраста. В статье рассмотрены основные преимущества использования нетрадиционных материалов и техник рисования, таких как создание коллажей, рисование по натуре и создание историй и книг. Описаны возможности, которые эти техники предоставляют для развития речи детей, такие как улучшение словарного запаса, развитие умения описывать действия и переживания, развитие творческой мысли и социальных навыков. Также в статье представлены конкретные примеры техник и проектов, которые можно использовать в работе с детьми.
Ключевые слова:
нетрадиционные техники рисования, аппликации, развитие речи, дошкольный возраст, творческая
мысль, социальные навыки, словарный запас.
Дети дошкольного возраста проходят важный этап своего развития, когда они начинают развивать свою речь. Хорошая речь — это ключевой фактор для успеха в школе и в жизни в целом. Однако, многие дети могут испытывать трудности с развитием речи, и это может оказаться причиной проблем в будущем. В этой статье мы рассмотрим, как использование нетрадиционных техник рисования и аппликации может помочь в развитии речи детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста, именно поэтому оно выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте как образовательная область, и включает в себя такие важные виды деятельности детей, как рисование [1]. Рисуя, дети приобщаются к культуре и искусству, учатся фантазировать, экспериментировать, развивают мелкую моторику, изучают окружающий мир. В процессе рисования развиваются важные психические процессы, такие как мышление, воображение, память и даже речь. Многие диагностические методики основаны на рисовании, потому что в этом виде деятельности ребенок способен самовыражаться, не сталкиваясь с различного рода барьерами, например, коммуникативными (не будучи в состоянии найти слова для описания своего состояния). Л.С. Выготский говорит, что рисование — это разновидность детской речи.
Также рисование используется как средство терапии, например, для снятия тревоги. Изобразительная деятельность, несомненно, важна для развития детей, а также интересна им, и поэтому в наше время существует множество нетрадиционных техник, которые позволяют ребенку глубже погрузиться в процесс рисования и черпать из него более насыщенные эмоции, поскольку нетрадиционные техники рисования предполагают иное взаимодействие с материалами [2]. Для начала стоит упомянуть, что такое нетрадиционные техники рисования: сам термин "нетрадиционный" подразумевает использование материалов, которые не приняты в их обычном употреблении, не получили широкого распространения, малоизвестны в рассматриваемой области, а также методы рисования,
которые не являются общепринятыми. В настоящее время разработано множество техник, включая монотипию, аэрозольную печать, нитевую печать, различные виды оттисков, промокашку, рисование подручными материалами и пальцами, фроттаж.
Нетрадиционные техники рисования и аппликации — это методы творческого изобразительного искусства, которые не связаны с традиционными методами рисования, такими как карандаш, краски или маркеры. Вместо этого, эти техники используют различные материалы, такие как бумага, ткань, глина, картон, природные материалы и т.д., чтобы создавать искусство [3].
Некоторые примеры нетрадиционных техник рисования и аппликации включают в себя:
1. Коллаж — это техника, при которой изображения создаются из различных вырезанных или вырванных фрагментов из журналов, газет, ткани или других материалов.
2. Фотомонтаж — это техника, при которой изображения создаются путем сочетания различных фотографий.
3. Ткань — это техника, при которой использование различных видов тканей для создания изображений.
4. Скульптура — это техника, при которой используются различные материалы, такие как глина, бумага маше, пластилин или другие материалы для создания трехмерных изображений.
Использование нетрадиционных техник рисования и аппликации может оказать положительное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Во-первых, эти техники могут стимулировать детей к созданию историй и описанию своих работ. Например, дети могут создавать коллажи из картинок, которые их заинтересовали, и затем рассказывать о том, что они видят на своей работе. Это помогает развивать их способность описывать предметы, ситуации и переживания [4].
Во-вторых, использование нетрадиционных материалов может помочь детям развивать свою творческую мысль и воображение. Дети могут использовать различные материалы для создания необычных и красочных работ, что в свою очередь может стимулировать их воображение и фантазию. Это важно для развития речи, так как дети, которые могут представлять и описывать вещи в своем уме, часто имеют богатый словарный запас и более развитую речь.
Наконец, использование нетрадиционных техник рисования и аппликации может помочь детям научиться сотрудничать и общаться друг с другом. Работа в группе над созданием искусства может помочь детям учиться выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать идеи других людей и учиться работать в команде. Эти навыки являются важными для развития языковых и социальных навыков [5].
Существует множество способов, которыми можно использовать нетрадиционные техники рисования и аппликации для развития речи детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя:
1. Создание коллажей или фотомонтажей на определенную тему, например на тему "моя семья" или "моя любимая игрушка". Затем дети могут рассказать о своей работе и описать, что они изображают.
2. Создание скульптур или других трехмерных работ на определенную тему. Дети могут рассказать о том, что они создали, какие материалы они использовали и что это представляет.
3. Использование ткани для создания сюжетных картинок. Дети могут рассказывать о своих работах и описывать, что происходит на картинке, что делают персонажи и какие эмоции они испытывают.
4. Создание книги с историями, рассказанными детьми. Дети могут нарисовать иллюстрации к своим историям, а затем рассказать их вслух. Это поможет развить их способность описывать действия и переживания персонажей, а также стимулирует их воображение.
5. Создание рисунков и аппликаций с использованием необычных материалов, таких как листья, палочки, камни и т.д. Дети могут рассказывать о том, что они создали, какие материалы использовали и что это представляет.
6. Использование техник, таких как мокрый насыщенный рисунок или рисование с двумя руками,
для стимулирования творческой мысли и развития мелкой моторики, что также может способствовать развитию речи.
7. Работа в группах, где дети могут создавать коллективные произведения искусства. Например, они могут создать большую картину или скульптуру, где каждый ребенок создает свой собственный элемент. Затем дети могут рассказывать о том, что они создали, какой элемент является их и какой элемент создал другой ребенок.
В заключение, нетрадиционные техники рисования и аппликации могут быть эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Использование различных материалов и техник может помочь детям развить словарный запас, способность описывать предметы и переживания, творческую мысль и воображение, а также социальные навыки, такие как коммуникация и сотрудничество. Важно, чтобы педагоги и родители стимулировали интерес детей к творческой работе и поддерживали их усилия, что поможет им достичь успеха в развитии своей речи и общения в целом. Список использованной литературы:
1. Хабирова Г. З. Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертог года жизни: Теоретическая часть //NovaUm. Ru. - 2020. - №. 25. - С. 369-371.
2. Эннанова Л. Ф., Черкасская В. Д. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста //Научный редактор. - 2021. - С. 50.
3. Майковская Г. С., Бортновская И. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста //Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов - 2017. - С. 345-351.
4. Сухомлинский В. А. Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста //ББК 74.102 А 88 Рецензенты. - 2018. - С. 149.
5. Кочеткова О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста //Педагогический опыт: от теории к практике. - 2020. - С. 139-142.
© Гаркушова С.Н., 2023
УДК 37
Гура А.А.
Магистрант
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» Россия, г. Челябинск Научный руководитель: Васильева В.С.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры СППиПМ, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» Россиия, г. Челябинск
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
Изучение связной речи у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития в целом