Научная статья на тему 'Нетрадиционные религиозные организации в социокультурном пространстве Республики Мордовия'

Нетрадиционные религиозные организации в социокультурном пространстве Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЕССИИ / РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ТРАДИЦИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CONFESSIONS / RELIGIONS / RELIGIOUS SITUATION / INTERFAITH PARITY / TRADITION / MISSIONARY WORK / NONTRADITIONAL RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Александр Константинович

Рассмотрено соотношение традиционных и нетрадиционных религиозных организаций. Дан историко-культурный анализ нетрадиционных религиозных организаций Республики Мордовия. Особое внимание уделено необходимости эффективного взаимодействия властных структур республики с нетрадиционными конфессиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONTRADITIONAL RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article is devoted to the analysis of the relations of traditional and nontraditional religious organizations. The author carries out a historical and cultural analysis of the Republic of Mordovia nontraditional religious organizations. Special attention is paid to the effective interaction of the Republic of Mordovia government bodies with the nontraditional religions.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные религиозные организации в социокультурном пространстве Республики Мордовия»

УДК 322.2(470.345)

А.К. МОИСЕЕВ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Ключевые слова: конфессии, религии, религиозная ситуация, межконфессиональный диалог, традиция, миссионерская деятельность, нетрадиционные религиозные организации.

Рассмотрено соотношение традиционных и нетрадиционных религиозных организаций. Дан ис-торико-культурный анализ нетрадиционных религиозных организаций Республики Мордовия. Особое внимание уделено необходимости эффективного взаимодействия властных структур республики с нетрадиционными конфессиями.

А.К. MOISEEV

NONTRADITIONAL RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Key words: confessions, religions, reiigious situation, interfaith parity, tradition, missionary work, nontradl-tionai reiigious organizations.

The article is devoted to the analysls of the relations of tradltional and nontraditlonal reiigious organizations.

The author carnes out a historical and cultural analysls of the Republic of Mordovla nontradltional reiigious organizations. Spécial attention Is paid to the effective interaction ofthe Republlc of Mordovia government bodles with the nontradltional religions.

Традиционный взгляд на мир характеризует изначальное социокультурное пространство Республики Мордовия. В связи с этим в последнее время все чаще встает вопрос о нетрадиционных религиозных организациях, частично определяющих религиозную жизнь общества.

По состоянию на 29 июля 2010 г. Управлением Минюста России по Республике Мордовия зарегистрировано 7 конфессий или 12 религиозных организаций нетрадиционной направленности [13. С. 15]. Кроме того, функционируют и незарегистрированные религиозные организации, которые также негативно влияют на духовно-нравственное развитие жителей республики.

В г. о. Саранск функционирует религиозная организация «Свидетели Иеговы», которая зарегистрировалась 9 ноября 1999 г. в Министерстве юстиции РМ в качестве Местной религиозной организации «Свидетели Иеговы» [21. С. 36]. Руководитель - Сергей Сергеевич Кшнякин [18. С. 35]. Религиозные взгляды организации предполагают социальное функционирование.

Она действует согласно Уставу, в котором определена цель организации -совместное исповедание и распространение веры, удовлетворение духовных потребностей, осуществление совместного и личного богослужения, основанного на Священном Писании, поддержка деятельности религиозной конфессии «Свидетелей Иеговы».

Для распространения религиозного учения Свидетелей Иеговы в Саранск в 1984 г. прибыл Василий Павлович Боборыкин. В 1985 г. крестился как Свидетель Иеговы первый житель Мордовии Петр Борисович Нюхаев. Со временем количество членов секты Свидетели Иеговы росло, и к 1999 г. в Саранске уже существовала группа приблизительно из 20 человек.

В настоящее время богослужебные собрания Свидетелей Иеговы в Саранске посещают около 200 граждан. Богослужение у иеговистов проходит в так называемых залах царства. Так они называют помещения в конкретных населенных пунктах, где собираются сами адепты этой нетрадиционной организации и активно вербуют других для изучения Библии, подчеркивая, что именно там можно найти глубокие знания. Теоретически каждый мужчина старше 20 лет может быть ведущим собрания. Однако реально всем руководят назначенные сверху активисты - «старейшины». Это гарантирует полное отсутствие инициативы снизу и каких-либо неожиданностей.

К периодическим изданиям общества, распространяемым на территории Республики Мордовия, относятся:

1) журнал «Сторожевая башня», издающийся с 1 января 2008 г. в двух версиях - «для внешних читателей» (выходит 1-го числа каждого месяца) и «для христианского братства» (выходит 15-го числа каждого месяца);

2) журнал «Пробудитесь!»;

3) ежемесячный бюллетень «Наше царственное служение» (НЦС). Он предназначен для распространения только в собраниях Свидетелей Иеговы среди крещеных и некрещеных возвещателей;

4) «Ежегодник Свидетелей Иеговы»;

5) настенный «Календарь Свидетелей Иеговы»;

6) «Исследовать Писания каждый день» (брошюра карманного формата, содержит подборку библейских стихов на каждый день с комментариями, взятыми из напечатанных ранее выпусков «Сторожевой башни»).

В деятельности Свидетелей Иеговы на территории Республики Мордовии можно выделить следующие виды культовой практики.

1. Вечеря Господня. В календаре Свидетелей Иеговы это самое важное событие. Проводится один раз в год, 14 нисана по древнееврейскому календарю (дата смерти Христа).

2. Собрания. Каждая община Свидетелей Иеговы регулярно проводит еженедельные богослужебные собрания, на которых основное внимание уделяется изучению Библии. Они начинаются и заканчиваются песней и молитвой. Вход свободный.

3. Конгрессы. Три раза в год Свидетели Иеговы собираются на большие одно-, двухдневные и более продолжительные собрания.

4. Крещение осуществляется посредством полного однократного погружения в воду. Новый Свидетель публично заявляет о своем осознанном и добровольном посвящении Богу.

5. Каждый крещеный Свидетель Иеговы осуществляет проповедование.

В ходе проведенных компетентными органами мероприятий по контролю и надзору за соблюдением религиозными организациями действующего законодательства фактов наличия экстремистских проявлений в деятельности иеговистов на территории Республики Мордовия выявлено не было. Однако распространение экстремистской литературы в регионе все же присутствует. Распространяемые материалы объединения «Свидетели Иеговы» содержат, по сути, высказывания, пропагандирующие необходимость уничтожения всей социальной и политической структуры общества, в том числе органов государственной власти и управления Российской Федерации, пропагандируется идея уничтожения признанных и авторитетных международных организаций, в частности Организации объединенных наций, членом которой является Российская Федерация. Обосновывается это тем, что «вся власть от сатаны» [20]. Так, в сентябре 2008 г. на территории Республики Мордовия Свидетели Иеговы распространяли буклет «Вся власть от сатаны», в котором с особой силой акцентировали внимание на сравнении государственных органов и сатанинских проявлениях. Кроме того, книга «Чему на самом деле учит Библия?», признанная экстремистской, была распространена осенью 2010 г. среди жителей Республики Мордовия. Изложенные идеи о необходимости разрушения Российского государства (наряду с другими) и всех социальных институтов в нашем обществе можно квалифицировать как экстремистскую, асоциальную подрывную деятельность, угрожающую российскому обществу, нормальной деятельности органов государственной власти и управления России, обеспечению безопасности и защите социальных прав и гарантий граждан РФ.

Таким образом, опасность деятельности организации Свидетелей Иеговы заключается в следующем: предполагает нарушение права на свободу и не-

зависимость человеческой личности; разрушение основ конституционного строя, государственности, культуры, морали общества; поддержание религиозной ненависти и вражды ко всем, не признающим веру организации; влияние на ухудшение физического и психического здоровья людей; разрушение сложившихся семейных и родственных отношений.

Следовательно, деятельность данной организации на территории Мордовии, как и на территории всей Российской Федерации, создает угрозу жизни и здоровью людей и даже представляет опасность для национальной безопасности.

Другой активной нетрадиционной религиозной организацией является баптистская община.

Впервые течение евангельских христиан баптистов в Мордовии появилось в 1930-х гг. в с. Кабаево Дубенского района. Сегодня оно распространилось практически по всей Мордовии. Из-за невысокой численности баптистов в Республике Мордовия было принято решение о назначении одного старшего пресвитера по Пензенской области и Республике Мордовия - Олега Валентиновича Томака. Президентом Всероссийского союза евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) практически 8 лет является Юрий Кириллович Сипко.

Религиозная организация «Саранская поместная церковь евангельских христиан ’’Благодать”» Российского союза евангельских христиан-баптистов зарегистрирована 3 декабря 1996 г, пресвитер - Борис Евгеньевич Захаров [6. С. 111-115].

Церковь определилась к 1992 г., когда в Саранск переехал с семьей Анатолий Богатов, который окончил Московский богословский институт Союза ЕХБ. В 1993 г. он зарегистрировал общину ЕХБ «Миссия благовестия» на ул. Гончарова в г. Саранск. В том же 1993 г. произошло первое крещение. В 1996 г. началось строительство здания для служений - церкви «Благодать» в Октябрьском районе г. Саранск. В 1999 г. оно было закончено. В 2003 г. на ул. Есенина баптисты выкупили здание кафе «Сияжар» и разместили там церковь «Новая жизнь». Началось оформление в аренду земли под зданием на ул. Гончарова для двух общин - «Надежда» и «Возрождение». В этом же году в Саранске начал работать Институт подготовки лидеров. Сначала его возглавил выходец из Молдовы Алексей Ботнарь (1978 г.р.). Два года спустя его сменил соотечественник Валерий Ионов. Позже в Саранске обосновался еще один молдаванин - Виктор Гречка. Все трое окончили Библейский колледж в Кишиневе, открытый американцами. Новым миссионерам удалось привлечь в общину в два с лишним раза больше сторонников, чем прежним баптистам, которые с 1928 г. размещались в церкви на ул. Мокшанской г. Саранск.

В 2005 г. А. Богатов отказался от пасторства. Неожиданно для «братьев» он ушел к лютеранам, а потом - в православие. По словам пресвитера, в последнее время он пришел к выводу, что российский протестантизм исчерпал свои возможности в деле распространения евангельской проповеди [19]. Надежду на духовное возрождение страны А. Богатов связывает с деятельностью РПЦ, так как ему все более импонирует ее иерархический строй, обеспечивающий «соподчиненность и порядок» во взаимоотношениях клириков. Царящий же в протестантизме дух индивидуализма, по его мнению, напротив, способствует развитию борьбы и конкуренции. Пастор уверен, что духовный опыт православия, особенно институты монашества и старчества, является гораздо более глубоким и надежным.

Церковь евангельских христиан-баптистов «Возрождение» г. Саранск зарегистрирована 15 декабря 1993 г. Она автономно входит в Объединение евангельских христиан-баптистов по Пензенской области и Республике Мордовия. Устав религиозной организации Поместной церкви евангельских христиан «Возрождение» принят на общем собрании членов 13 апреля 2008 г. [23. С. 23]. Пресвитер - Алексей Васильевич Ботнарь [5. С. 88].

Основные принципы служения церкви: духовное созидание каждого члена; стремление к личной святости и посвященности; совершенство организации внутрицерковного образования; миссионерская и евангелизационная направленность служения церкви; развитие душепопечительской работы в церкви; забота о детях и молодежи; молитвенное служение церкви.

Следующая нетрадиционная религиозная организация - Саранская поместная церковь евангельских христиан-баптистов «Новая жизнь», зарегистрирована 3 июня 1998 г. Пресвитер - Владимир Егорович Высоцкий [17]. С его слов, в РМ действуют 7 церквей евангельских христиан баптистов в следующих населенных пунктах: 1 - в г. Краснослободск; 6 - в г. Саранск [15], «Новая Жизнь» была образована в 1995 г. В.Е. Высоцким и А.М. Головановым (последнего сейчас уже нет в живых).

Другое религиозное течение нетрадиционной направленности - «адвентизм». В Мордовии Адвентисты седьмого дня появились в начале 1990-х гг. Поместная церковь христиан Адвентистов седьмого дня г. Саранск зарегистрирована 28 мая 1998 г. Пастор - Николай Иванович Власик [7]. Приверженцы адвентизма в Мордовии ожидают второе пришествие Христа и тысячелетнее царство. Единственный источник вероучения для них - Библия, согласно которой, как они считают, нужно поклоняться только невидимому Богу, а не иконам, как это делают православные христиане. Им запрещено употреблять в пищу «нечистых животных», птиц, рыб и т.п. Организация насчитывает около 220 человек в Саранске и 100 человек в районах РМ [12].

Первый молитвенный дом адвентисты, проживающие в Республике Мордовия, купили на собственные средства. Он располагался в г. Саранск на ул. Декабристов. В связи с реконструкцией города и застройкой новых микрорайонов администрация Саранска в 1991 г. предоставила адвентистам другой дом - на ул. Московской. Адвентисты сделали капитальный ремонт здания и приспособили его для проведения служений. 4 февраля 2003 г. указанное здание сгорело (основная версия - был совершен умышленный поджог), и в настоящее время постоянного помещения для богослужений они не имеют.

Другая нетрадиционная религиозная организация - Евангелическо-люте-ранская церковь (ЕЛЦ).

Среди мордвы лютеранское вероисповедание - относительно новое явление. В 1991 г. в Саранске состоялось открытие Мокша-эрзянской протестантской (лютеранской) церкви, ведущей богослужение на мордовских языках. Влияние этой организации в республике невелико. В начале 1990-х гг. в Саранске лютеране хотели построить свой храм, но строительство не было начато из-за активного протеста православного населения города.

В Управлении Минюста России по Республике Мордовия зарегистрированы Евангелическо-лютеранский христианский приход «Вельмема» (г. Саранск, 25 мая 1995 г., настоятель Алексей Степанович Алешкин, 1968 г. р.) [3].

По словам настоятеля Евангелическо-лютеранского христианского центра A.C. Алешкина, история возникновения прихода в Республики Мордовия связана с тем, что его родной брат поехал учиться в Санкт-Петербург, где познакомился с ингерманландцами - коренными жителями Санкт-Петербурга, которые приобщили его к данному вероисповеданию [14].

Приход «Вельмема» имеет непосредственную связь с Финляндской церковью, которая поддерживает ее материально.

Евангелическо-лютеранский приход Мокша-эрзянской церкви г. Саранск РМ зарегистрирован Министерством юстиции МССР 5 ноября 1991 г. [1].

Председателем приходского Совета этой местной религиозной организации - Евангелическо-лютеранского прихода Мокша-эрзянской церкви г. Саранск-является В.Н. Мишин. В соответствии с Уставом этой церкви данный приход

является местной религиозной организацией, объединяющей совершеннолетних граждан евангелическо-лютеранского исповедания. Она объединяет членов и прихожан. По списку их 75 человек, но активных членов - только 30.

В основном приход осуществляет деятельность в форме изучения Библии и совершения богослужений на русском и эрзянском языках.

Ковылкинский Евангелическо-лютеранский приход Мокша-эрзянской церкви зарегистрирован 31 декабря 1999 г., его возглавляет тот же настоятель - В.Н. Мишин, который приезжает для совершения богослужений из Саранска. Устав Ковылкинского прихода полностью соответствует Уставу местной религиозной организации «Евангелическо-лютеранский приход Мокша-эрзянской церкви г. Саранск РМ» [8. С. 65].

Пятидесятничество - одно из позднепротестантских течений христианства, присутствующее на территории РМ. В Саранске обозначились следующие центры пятидесятничества: Библейский центр Республики Мордовия христиан веры евангельской, Местная религиозная организация - Христианский центр «Добрая весть и милосердие» христиан веры евангельской, зарегистрирована 25 сентября 1996 г. Минюстом РМ.

Библейский центр Республики Мордовия христиан веры евангельской функционирует под руководством директора Игоря Евгеньевича Безлюдова [9. С. 131]. Эта организация действует с середины 1980-х гг., первоначально они арендовали Дворец культуры, где проводились собрания, сейчас в районах республики действует 13 филиалов, некоторые имеют собственные помещения. По вторникам проводятся собрания с молодежью, детьми, в воскресенье в 10 ч проходит общее собрание, некоторые прихожане посещают богослужения семьями. Предположительная численность людей, приходящих на собрание, достигает 100 человек. На стенах прихода размещены фотографии активных членов организации. Члены организации используют книги «Неоспоримые свидетельства» Д. Макдауэлла, «Новый завет», детскую Библию «Иисус - друг детей» и газету «Мир с Богом», причем на всех экземплярах изображен протестантский крест.

Местная религиозная организация - Христианский центр «Добрая весть и милосердие» Христиан веры евангельской зарегистрирована 25 мая 1999 г. Исполнительный директор центра - Александр Александрович Татаринов. Этой организацией создан реабилитационный центр для алкоголиков, наркоманов и лиц без определенного места жительства, расположенный в д. Нерлей Большеберезниковского муниципального района республики. Выпускается газета «Путь веры» тиражом 7 000 экз. Эта церковь зародилась в годы советской власти, пережила гонения, притеснения [10. С. 94].

Христианский центр «Добрая весть и милосердие» входит в структуру Централизованной религиозной организации «Российская ассоциация миссий христиан веры евангельской», расположенной в Москве. Централизованная религиозная организация издает ежеквартальный журнал Объединенной церкви христиан веры евангельской «Евангелист».

Община Христианского центра «Добрая весть и милосердие» христиан веры евангельской при толковании текстов Библии руководствуется трудами известного православного богослова святителя Иоанна Златоуста. Один из бывших руководителей общины П.А. Матюхов заявлял, что, хотя Иоанн Златоуст не является признанным авторитетом в мире христиан веры евангельской, тем не менее их община прибегает к его богословским комментариям [16].

Религиозная организация церкви христиан веры евангельской «Саранский христианский центр» (СХЦ) зарегистрирована Министерством юстиции МССР 4 января 1994 г. в г. Саранск. Руководитель - Иван Дмитриевич Абрамов. Богослужения проводятся в г. Саранск и г. Рузаевка. Сейчас численность СХЦ примерно 10 человек [4].

Помимо неохристианских религиозных организаций на территории РФ, и в частности РМ, функционируют зарегистрированные религиозные организации, относящие себя к другим течениям. Несмотря на то, что они зарегистрированы в органах Минюста РФ, их деятельность часто направлена на отрицание вероучения и ценностей традиционных религий.

Функционирующая в Мордовии религиозная организация - Общество сознания Кришны - заявляет о своей принадлежности к традиционному индуизму.

Религиозная организация «Общество сознания Кришны» действует в г. Саранск с момента государственной регистрации 12 апреля 1994 г. и является добровольным объединением граждан Российской Федерации, образованным в целях совместного исповедания и распространения религий вай-шнавизма (сознания Кришны), являющегося одним из основных течений индуизма. Руководитель организации - Михаил Витальевич Маслов [2].

В Мордовии общество насчитывает около 30 последователей (кришнаитов). Установлены связи на территории России с аналогичными организациями в г. Самара и Республике Татарстан.

В Саранске имеется небольшая группа последователей этой религии. Основатель общества И.В. Ваганов приехал в Саранск из г. Иванова. Большинство членов общества - молодые люди не старше 30 лет. Некоторое время «Обществом сознания Кришны» руководил брахман из Самары Ваджрадас, ныне уехавший обратно. «Общество сознания Кришны» в г. Саранск насчитывает около 30 активных членов, все они являются вегетарианцами. Каждое воскресенье они собираются вместе в помещении бывшего танцевального класса и поют кришнаитские песни, совершают религиозные обряды, изучают «Бхагаватгиту» и другие книги, написанные Кришной. Кроме того, ежедневно по утрам они проводят медитацию на четках. Саранские кришнаиты поддерживают контакты с единоверцами из городов Самара, Москва, Санкт-Петербург, где находятся крупные центры «Общества сознания Кришны». Оттуда в Саранск поступает религиозная литература, высылаются индийские благовония, украшения, статуэтки, специи.

Таким образом, деятельность нетрадиционных религиозных организаций, основанная на конкретных вероучениях, имеет, как правило, во многом деструктивный характер, так как содержит чуждые обществу религиозные установки. В основном это неохристианские организации, стремящиеся к противостоянию традиционному православию, или религиозно-психологические структуры, пропагандирующие культ своего основателя. Дальнейшее эффективное развитие региона возможно только благодаря поддержке традиционных религиозных организаций.

Литература и источники

1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 478 от 03.12.2002 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 91.

2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1031322001958 от 15.12.2002 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 154.

3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1021300006034 от 03.10.2006 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 154.

4. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1061300002631 от 09.01.2008 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 177.

5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1021300006320 от 05.05.2008 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 103 .

6. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1021300000996 от 11.08.2008 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 233.

7. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1021300006650 от 05.05.2009 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 241.

8. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 133 от 14.01.2009 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 141.

9. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц №3762 от 05.11.2010 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 243.

10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1021300006750 от 24.05.2010 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 243.

11. Материалы заседания коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском феде-

ральном округе: [от 26 марта 2009 г. № 1]: внутренний документ ГФИ по РМ, справка.

12. Минеева И.Н. Религиозные организации и секты Республики Мордовия // Журн. ГУ НИИГН при Правитель-

стве РМ «Од Вий». 2008. Вып. 3. С. 165.

13. Номенклатурное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 0206 (отчеты, справки, обзоры о состоянии работы отдела по делам некоммерческих организаций).

14. ПМА. Алешкин Алексей Степанович, 25.11.1968 г.р. 24.10.2009 г.

15. ПМА. Высоцкий Виктор Егорович, 05.01.1957 г.р. г. Саранск. 20.11.2009 г.

16. ПМА. Матюхов Павел Александрович, 25.11.1956 г.р. г. Саранск. 24.10.2009 г.

17. Распоряжение министра юстиции Республики Мордовия о регистрации № 85 от 03.06.1998 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 242.

18. Распоряжение министра юстиции Республики Мордовия о регистрации № 186 от 09.11.1999 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 284.

19. Российский союз евангельских христиан-баптистов: [сайт]. 11Р1_: ИНр: //baptist.orq.ru/news/pastoral.

20. Свидетели Иеговы в России: [сайт]. ШЬ: http://jw-russia.org/ (дата обращения: 15.10.2009).

21. Свидетельство о регистрации № 284 от 9 ноября 1999 г. //Учетное дело Управления Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия № 284. С. 36.

22. Устав Религиозной организации «Общество сознания Кришны»: зарегистрирован 27 дек. 1999 г. // Учетное дело Управления Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия № 284.

23. Устав религиозной организации Поместной церкви евангельских христиан «Возрождение» от 11.04.1993 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 103.

МОИСЕЕВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ - аспирант отдела теории и истории культуры, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (guniign@list.ru).

MOISEEV ALEXANDR KONSTANTINOVICH - post-graduate student, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

УДК 94 (470. 345): 672. 6/. 9

В.К. ПИКСАЙКИН

ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОРДОВСКОЙ АССР В 1966-1979 ГОДЫ

Ключевые слова: топливная промышленность, торф, план, социалистическое соревнование, заработная плата, оклад.

Изложены основные моменты развития топливной промышленности, показаны усилия Управления топливной промышленности Совета Министров МАССР по улучшение работы отрасли.

V.K. PIKSAYKIN FUEL INDUSTRY MORDVIN ASSR IN 1966-1979 YEARS

Keywords: fuel, peat, plan, socialist competition, wages, salary.

Outlined the main points of the fuel Industry, shows the efforts of thefuel Industry, the Council of Ministers MASSR on improving the industry.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В послевоенные годы в Мордовии бурно развивалась промышленность. Происходило строительство жилья как в городе, так и в деревне. В 1970-1980-е годы благосостояние граждан республики улучшалось. Больше стали потреблять электроэнергию, газ, уголь. Не последнюю роль в топливном балансе Мордовии играли традиционные источники энергии: дрова, брикеты из торфа. На увеличение их производства должны были нацеливать соответствующие органы управления, но они работали неэффективно. Требовалась их реорганизация. В феврале 1966 г. Управление местной и топливной промышленности Совета Министров МАССР было реорганизовано в Управление топливной промышленности Совета Министров МАССР с одновременным созданием Министерства местной промышленности МАССР. Начальником Управления от 15 января 1966 г. приказом министра топливной промышленности РСФСР Ю.А. Панкратова был назначен Владимир Андреевич Преснухин [2. Д. 181. Л. 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.