Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1174
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нетрадиционные методы / иностранный язык / эксперимент / игровой метод / аудиовизуальный метод / Non-traditional methods / foreign language / experiment / play method / audiovisual method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Э. Кечкина

В данном исследовании рассматриваются игровой и аудиовизуальные методы в рамках нетрадиционных. В ходе исследования нами проведен эксперимент, основанный на комбинированном использовании традиционных и нетрадиционных методов преподавания иностранного языка для студентов 1 курса факультета иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL ENGLISH TEACHING METHODS

This study examines games and audiovisual techniques within the framework of non-traditional FLT methods. In the course of the research, we conducted an experiment combining the use of traditional and non-traditional methods of teaching a foreign language for the 1st year students of the Faculty of Foreign Languages.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Е.Э. Кечкина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.811.1

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. В данном исследовании рассматриваются игровой и аудиовизуальные методы в рамках нетрадиционных. В ходе исследования нами проведен эксперимент, основанный на комбинированном использовании традиционных и нетрадиционных методов преподавания иностранного языка для студентов 1 курса факультета иностранных языков.

Ключевые слова: Нетрадиционные методы, иностранный язык, эксперимент, игровой метод, аудиовизуальный метод.

NON-TRADITIONAL ENGLISH TEACHING METHODS

Abstract. This study examines games and audiovisual techniques within the framework of non-traditional FLT methods. In the course of the research, we conducted an experiment combining the use of traditional and non-traditional methods of teaching a foreign language for the 1st year students of the Faculty of Foreign Languages.

Keywords: Non-traditional methods, foreign language, experiment, play method, audiovisual method.

В наше время методика преподавания английского языка как иностранного неуклонно меняется в связи с глобальными изменениями во всех сферах жизни современного общества, вызванными появлением новых информационных технологий и всеобщей компьютеризацией. В соответствии с ФГОС современный учебный процесс характеризуется высокой степенью индивидуализации, поскольку должны учитываться образовательные нужды и интересы учащихся, а обучение их творческому мышлению и решению проблем. Кроме того, необходимым условием является применение в процессе обучения образовательных цифровых ресурсов и технологий. Для того чтобы идти в ногу со временем, преподаватели и студенты должны соответствовать требованиям к образованию, предъявляемым современным обществом. В связи с этим у учителей и преподавателей возникает необходимость в применении новых методов преподавания, а у обучающихся - в приобретении новых навыков обучения [1].

Исходя из анализов исследований о нетрадиционных методах преподавания английского языка и эффективности их использования, актуальность данного исследования в их дальнейшем изучении становится очевидной. Целью исследования является исследование технологии применения нетрадиционных методов в обучении иностранному языку.

252

Объектом исследования является обучение иностранному языку студентов 1 курса вуза. Предметом исследования являются современные нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Новизна исследования заключается в рассмотрении конкретных способов интеграции нетрадиционных методов обучения в систему вузовского образования на базе предложенного студентам материала, используемого на занятиях.

Наиболее известными традиционными методами являются грамматико-переводной метод, а также натуральный. Грамматико-переводной метод чаще всего используется при работе с учащимися в рамках школьной программы. В данный метод входит отработка лексики и грамматики на основе четко сформулированных правил, объясненных учителем, а также перевод текстов с использованием ранее изученного материала. Натуральный метод - это метод обучения иностранному языку, главной концепцией которого, является воссоздание естественного пути овладения ребенком речью на родном языке с целью развития у учащихся устной речи. Данный метод используется в частных садах и школах с углубленным изучением иностранных языков [2].

Кроме традиционных методов существует множество нетрадиционных методов преподавания английского языка, но в рамках данного исследования подробнее рассмотрим аудиовизуальный и игровой методы. Аудиовизуальный метод подразумевает под собой использование аудио- и видеоматериалов на уроках английского языка с целью дальнейшей его отработки. Используются видео, фильмы и сериалы, также это могут быть отрывки из радиопрограмм на английском языке. Данный метод отрабатывает понимание иностранной речи на слух, коммуникативный аспект выражается при обсуждениях просмотренного или прослушанного материала. Учащиеся заинтересованы и высоко замотивированы. Они с легкостью воспринимают фразы, используемые носителями языка. В данной работе рассматривается аудиовизуальный метод обучения иностранному языку не в его традиционном исполнении, а в современном значении, связанном с цифровыми средствами обучения иностранному языку. Это означает, что можно обогатить аудиовизуальные материалы через межкультурное общение средствами современных технологий [3].

Игровой метод также представляет большой интерес, но его не рекомендуют использовать отдельно. Данный метод сосуществует с другими, помогая разбавлять и в игровой форме закреплять материал, пройденный до этого. Игровой метод широко распространен в обучении дошкольного и младшего школьного возраста, но также нередко встречается при работе с подростками и даже взрослыми учащимися. Существует множество видов игр для отработки любых тем, фонетических, грамматических правил и т.д. [4, с. 361; 5]. Современные игры — это игры, заставляющие думать, они направленны на поиск информации и развитие обучающегося. Это может быть викторина, соревнование и индивидуальный квиз. Игры можно адаптировать с учетом способностей, предпочтений и интересов каждого ученика [7].

В рамках экспериментальной работы нами был проведен ряд занятий для студентов 1 курса факультета иностранных языков и лингводидактики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Чернышевского Н.Г.». Как отмечалось ранее, игровой метод не используется обособленно, поэтому за основу нами рассматривался аудиовизуальный метод при использовании основного учебника для отработки лексических навыков. Обратимся к некоторым упражнениям различного типа, используемым нами в рамках занятий:

1) Просмотр видеоматериалов на изучаемом языке, что подразумевает под собой аудиовизуальный метод. Восприятие речи на слух, запоминание новой лексики и усвоение интонационных моделей, используемых носителями языка.

2) Игра «Угадай слово» относится к игровому методу. Данная игра позволяет отработать и закрепить нововведенную лексику. Учащиеся объясняют слова и фразы с помощью других слов и конструкций, тем самым развивая речь. Способов ее реализации множество: начиная со всем известной игры «Крокодил» и заканчивая объяснением лексики с помощью вербальных средств (например, студент поворачивается спиной к доске, на которой записывается новая лексическая единица, а другие обучающиеся на английском языке пытаются объяснить ее значение с помощью подсказок и наводящих вопросов).

3) Игра «В чем проблема?» является ещё одним примером игрового метода. Данная игра развивает монологическую и диалогическую речь учащихся, заставляя их использовать фразы, которые ранее ими не употреблялись. На заранее подготовленных карточках описаны определенные проблемы, сопряженные с изучаемой темой. Обучающиеся должны объяснить проблему своему партнеру по игре, не показывая ему карточку.

В ходе проведения занятий студенты показали заинтересованность в игровой форме изучения лексики. На протяжении всего занятия обучающиеся имели возможность практиковать английскую речь в монологической и диалогической форме. На заключительном занятии было проведено анкетирование и тестирование по итогам проведенных занятий, которые показали следующие результаты:

- благодаря игровому методу студентами запомнилось большее количество незнакомых слов и выражений;

- студенты отметили продуктивное взаимодействие с преподавателем и друг с другом, а также приятную атмосферу, способствующую усвоению новой лексики;

- использование на занятии видео и игр способствует легкости запоминания новых лексических единиц;

- студенты показали довольно высокий процент усвоения лексики - от 45 до 70%;

- количество студентов, которые с интересом восприняли задание на объяснение новых лексических единиц ранее используемыми словами и фразами, составляет 82%;

- 45% процентов реципиентов высоко оценили задание на разъяснение проблемных ситуаций, опирающихся на использование новой лексики.

Вместе с тем просмотр видео не показал особой заинтересованности у студентов, потому что такие задания распространены и не являются редкостью. Современные реалии диктуют определенную модель поведения студентов, которые с легкостью могут самостоятельно найти и изучить любую информацию в видео или аудио формате в домашних условиях.

Следует также отметить, что нельзя ограничиваться только нетрадиционными методами преподавания иностранного языка, потому что цель занятия не развлекательная, а образовательно-воспитательная. Педагогу в современных реалиях следует использовать и традиционные, и нетрадиционные методы, грамотно сочетая и объединяя их [7].

Таким образом, аудиовизуальный и игровой методы выводят учебный процесс на качественно новый уровень, открывая возможности для оптимизации преподавания английского языка как иностранного в рамках высшего профессионального образования. Введение элементов «игры» в курс английского языка поможет студентам преодолеть языковой барьер, повысить мотивацию, а, следовательно, академическую успеваемость. За счет погружения учебного материала в контекст реальной жизни, он способен сделать изучение английского языка более привлекательным, понятным и результативным как для студентов и учащихся, так и для преподавателей и учителей.

Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. Москва.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

2. Керимбаева Н.К. Эффективность применения грамматико-переводного метода при обучении английскому языку // Мировая наука. 2019. №10 (31). С. 101-103.

3. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / А.Н. Щукин, Э.Г. Азимов. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

4. Шишканова К. А. Использование игр на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся / К. А. Шишканова, Е. А. Ермолаева // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации : Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, 04-05 июня 2020 года Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. С. 360-364.

5. Гюльмамедова Р. Р. Игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам / Р. Р. Гюльмамедова, А. А. Логинова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : Материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Саратов, 25-26 февраля 2020 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. С. 181-186.

6. Артемьева О.А. Обучение иностранному языку нетрадиционными игровыми методами /Артемьева О.А. // Инновации в образовании. 2002. №1. С. 96-98.

7. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Учебное пособие / А.Н. Щукин. М.: Филоматис, 2008. 188с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.