Научная статья на тему 'Нетрадиционная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации. Ритуал как объект криминологического исследования'

Нетрадиционная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации. Ритуал как объект криминологического исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / РИТУАЛ / RITUAL / ЭТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / ETHICAL AND MORAL CRITERIA / СКУДНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ / MEAGER EXPERIENCE OF SOCIAL LIFE / ИЗЪЯНЫ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПОДРОСТКА / FLAWS IN THE SPIRITUAL FORMATION OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семочкина Анна Александровна.

На протяжении всей истории человечества проблема насильственных проявлений личности отдельных индивидов является одной из самых востребованных и исследуемых в социальной, философской, психологической и криминологической литературе. Рост агрессивных и насильственных тенденций в подростковой среде отображает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность несовершеннолетних. При этом не всегда подростки способны удовлетворить свои потребности обычными действиями, и это неудовлетворение вынуждены компенсировать, выходя за их грань, исполняя свой ритуал. Автор рассматривает данный термин, а также определяет, какую роль ритуал выполняет для подростка при совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-traditional juvenile delinquency in the Russian Federation. Ritual as the object of criminological research

Throughout human history, the problem is violent manifestations of the personality of individuals is one of the most popular and researched in the social, philosophical, psychological and criminological literature. The growth of aggressive and violent tendencies among adolescents displays one of the most acute problems of our society, where in recent years has dramatically increased youth crime, especially crime youth. Not all adolescents are able to meet their own needs regular action, and this dissatisfaction forced to compensate, leaving behind their face, doing his ritual. The author considers this term, and also defines the role that ritual performs for the adolescent when committing the crime.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации. Ритуал как объект криминологического исследования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Нуждин А.А. Расследование мошенничества, совершенного осужденными в учреждениях УИС с использованием средств сотовых систем подвижной связи: Дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2013.

References

1. Ananina I.V., Zhbankov V.A. Again about the properties of the individual offender // Criminal-procedure legislation in modern context: challenges of theory and practice: collected articles. M.: Walters Kluver, 2010. P. 419-424.

2. Vedernikov N.T. The identity of the accused and the defendant (the concept, subject and methodology of the study). Tomsk, 1978. P. 9.

3. Kurinov B.A. Forensic and procedural aspects of the investigation of fraud: dis. ...cand. of leg. sciences. M., 2007. P. 44-45.

4. Nuzhdin A.A. The investigation into the fraud committed by convicts in prisons with the use of cellular mobile communication systems: dis. ...cand. of leg. sciences. M., 2013.

УДК 343.9 ББК 67.511

НЕТРАДИЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ. РИТУАЛ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

АННА АЛЕКСАНДРОВНА СЕМОЧКИНА,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: aniutaart@mail.ru Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации С.Я. Лебедев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На протяжении всей истории человечества проблема насильственных проявлений личности отдельных индивидов является одной из самых востребованных и исследуемых в социальной, философской, психологической и криминологической литературе.

Рост агрессивных и насильственных тенденций в подростковой среде отображает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность несовершеннолетних. При этом не всегда подростки способны удовлетворить свои потребности обычными действиями, и это неудовлетворение вынуждены компенсировать, выходя за их грань, исполняя свой ритуал.

Автор рассматривает данный термин, а также определяет, какую роль ритуал выполняет для подростка при совершении преступления.

Ключевые слова: несовершеннолетний, преступление, ритуал, этические и нравственные критерии, скудный опыт социальной жизни, изъяны в духовном становлении подростка.

Annotation. Throughout human history, the problem is violent manifestations of the personality of individuals is one of the most popular and researched in the social, philosophical, psychological and criminological literature.

The growth of aggressive and violent tendencies among adolescents displays one of the most acute problems of our society, where in recent years has dramatically increased youth crime, especially crime youth. Not all adolescents are able to meet their own needs regular action, and this dissatisfaction forced to compensate, leaving behind their face, doing his ritual.

The author considers this term, and also defines the role that ritual performs for the adolescent when committing the crime.

Keywords: minor, crime, ritual, ethical and moral criteria, meager experience of social life, flaws in the spiritual formation of adolescents.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В последнее время трагедией нашего общества является то, что миллионы подростков оказались оторванными от целенаправленного процесса социализации. Многие родители, доведенные до отчаяния безработицей, нищетой и другими бедами, бросают своих детей на произвол судьбы. А они, в свою очередь, оказываются не нужными ни родителям, ни обществу. Пытаясь выжить и самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей, путем их устрашения с помощью насилия, они организуют банды и совершают различного рода преступления.

Совершая насильственные преступления подростки зачастую оставляют такой элемент преступного поведения, как «визитная карточка». Это уникальное поведение преступника, происходящее вне его осознанных действий. Нередко воображение толкает несовершеннолетних преступников на насильственные злодеяния. Они постоянно думают об этом, фантазируют и рано или поздно возникает потребность в воплощении насильственных мыслей в реальность. Когда же, наконец, они совершают преступление, в каждом из них остается уникальная черта, или ритуал, основанный на этих фантазиях1.

Что же означает термин ритуал и какую роль он выполняет для подростка при совершении преступления?

Для проникновения в глубинный смысл этого понятия, обратимся к этимологии. Такими исследованиями, например, занимались М. Элиаде2, В.Н. Топоров3.

Слово «ритуал» буквально означает «то, что подчиняется порядку». Благодаря своей фундаментальности и сложности организации для всех человеческих обществ, от самых примитивных до высокоразвитых, ритуал становится универсальной формой, упорядочивающей социальное взаимодействие индивидов в целом.

Ритуалы существуют много веков; так же долго, как существует человечество. Исследование данного термина позволяет раскрыть сущность этого явления. Само слово ритуал пришло к нам из санскрита и означает «приводить в движение, двигаться». Современный научный термин «ритуал» происходит от латинского существительного п^, что означает «обряд, служба», и образованного от него прилагательного пШа^ - «обрядовый»4.

Изначально в основу ритуала был заложен ритм природы, а сам ритуал должен был приспособить ритм человеческой деятельности к ритму космоса. В силу изначального восприятия мира как хаоса миф и ритуал упорядочивали мир, давали средство объяснения его устройства и инструмент воздействия на него. А упорядочивая окружающий мир, человек, упорядочивал и собственное внутреннее пространство. С помощью ритуала человек мог постигать мистический опыт, ощущать себя уверенно и быть одним целым с приро-дой5.

Анализ исторических и современных представлений о ритуале позволяет нам высказать собственное

мнение об этом термине. Ритуал - это исторически сложившаяся, передающаяся из поколения в поколение строго фиксированная последовательность действий, применяемых в определенное время и в конкретной ситуации.

Почему же в последнее время в обществе мы все чаше слышим про совершение так называемого «насилия, совершенного с применением ритуала»? И особую популярность такому виду преступления придают несовершеннолетние. Чем именно подобное насилие отличается от обычного?

Отметим, что насилие - это принуждение, подавление, способ общения между людьми, когда одна сторона агрессор, а другая - жертва. Под насилием следует понимать и агрессию. Ее, в основном, определяют как намеренное причинение вреда, сознательное насилие. Тогда ритуальное насилие, по нашему мнению, будет определяться как совокупность актов психического, физического, сексуального, морального насилия, совершаемых подростками регулярно в сочетании с символами, обрядами или (групповыми) действиями.

Таким образом, ритуал в совершении насилия сопровождается некой церемонией, состоящей из набора повторяющихся в определенной последовательности действий. Подросток, многократно и тщательно выполняющий ритуал в насильственных действиях, испытывает наслаждение от того, насколько точно ему удалось воспроизвести набор действий. И за это он получает одобрение своих товарищей, что подкрепляет его в осознании своих действий как правильных.

Совершение религиозных ритуалов невозможно без соблюдения определенных требований: используется особое место, имеющее какой-либо религиозный смысл; религиозные ритуалы совершаются часто в определенное время, которое может вычисляться по лунному или другому календарю; ритуальные действия совершаются, как правило, лицами, имеющими определенную степень посвящения, религиозный сан; в процессе религиозных ритуальных действий используются специально подготовленные для этого предметы, имеющие определенный символический смысл; религиозные ритуалы могут осуществляться с использованием определенного языка.

Итак, ритуальные действия (ритуал) и действия, совершенные в ритуальной форме, имеют различное значение. В том случае, когда наличествует лишь внешне выраженная форма ритуала и отсутствует его духовная составляющая, ритуала как такового нет, есть лишь его внешнее воспроизводство - псевдо ритуал. Примером тому может служить демонстрация в художественных кинофильмах каких-либо обрядовых действий: внешне ритуал воспроизводится в мельчайших подробностях, но совершается ли таинство? Ритуал ли это? Уверены, что нет и с нами согласны адепты всех культов.

Таким образом, действия, совершаемые в ритуальной форме, можно разделить на две группы: ритуалы и псевдо ритуалы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

При этом от группы преступлений, являющихся псевдо ритуалами, следует отличать преступные действия, направленные на маскировку, имитацию преступления под «ритуальное». Приведем пример.

В Дзержинске трое несовершеннолетних изнасиловали и убили 15-летнюю девочку. Ее привели в заброшенный сарай, насильно заставили выпить водки. Затем раздели и по очереди изнасиловали. Девочка плакала, просила отпустить ее домой. Тогда 16-летний А. предложил ее убить, чтобы «не сдала ментам». Могилу принялись рыть прямо в сарае на глазах перепуганной жертвы. Когда девочка попыталась убежать, на нее набросились сзади и стали наносить удары отверткой (экспертиза насчитала на теле убитой девушки более ста рваных ран). На ногах, руках и животе жертвы нарисовали сатанинские знаки, написали: «Сатана, приди!», «Дорога в ад», чтобы «сбить со следа», затем девочку, еще живую, закопали в землю. Подростки пытались отвести от себя подозрение, насмотревшись репортажей о сатанистах и готах по телевидению. Через два дня они перезахоронили труп в детском садике.

Сущность ритуального насилия заключается в жертвоприношениях; садомазохистских элементах, включая человеческую или животную жертву; глумлении над людьми; физических пытках, извращенных групповых оргиях, которые являются неотъемлемой частью какого-либо учения либо верования.

Если рассматривать «ритуал» при совершении насильственного преступления подростками с точки зрения психологии, то, соблюдая некий ритуал, несовершеннолетние просто соглашаются соблюдать четкие правила, предписанные близким их мировоззрению учением. Цель - получить нужные результаты. Само насилие дарит участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности, а потому расценивается скорее не как нечто ужасное, а как нечто необычное, ни на что не похожее.

Ритуал проходит три этапа: подготовку (места проведения, подготовку моральную и физическую); само насилие; завершение действия.

В связи со сказанным можно сделать следующий вывод: к насильственным преступлениям, совершаемым в ритуальной форме, относятся насильственные преступления, совершаемые исходя из мистических целей, верований и оккультных учений, представляющие определенный ритуал или внешне имеющие форму ритуала.

В ритуальной форме могут совершаться следующие насильственные преступления:

1) преступления против жизни и здоровья: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (ст.ст. 111, 112, 115 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ);

2) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения и общественной нравственности: жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ), надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по мотиву религиозной ненависти или вражды, а также с применением насилия или угрозой его применения (п. «б», «в» ч. 2 ст. 244 УК РФ).

Можно согласиться с мнением И.В. Вачкова, сравнивающего ритуал с чертами драматического действия, которые почти не допускают отклонения от установленного порядка, совершаются под строгим контролем за соблюдением правил взаимодействия участников, что дает им наиболее сильное психотерапевтическое воздействие6.

Ритуальное насилие предписывает не только действия, но и переживания, т.е. на психическом уровне назначение ритуала при совершении насильственных действий - ввести эмоции в заданное русло, воспроизвести эмоциональный подъем.

«Ритуал» с применением насилия, по нашему мнению, сопровождается трансом - легким или более глубоким. Символы, образы, появляющиеся в подсознании подростка можно визуализировать, и это приводит в некий психологический процесс, который, в свою очередь, влияет на поведение несовершеннолетнего в реальности. А это будет являться эффективным средством изменения жизни.

«Ритуал» с применением насильственных действий - это фантазия, вымысел, но при рассмотрении вымышленных образов у подростка проявляется психическая энергия, он направляет ее на нужный ему результат через причинение боли другому человеку.

Насилие с применением ритуальных действий может быть проведено как группой несовершеннолетних, так и одним человеком. Оно может проводиться как в произвольном месте или местах, специально для него организованных, но может быть и публичным, приватным или совершаться с привлечением особых лиц.

Цели ритуальных действий различны, в зависимости от них ритуалы могут быть следующими:

1) совершение жертвоприношения, в том числе человеческого;

2) совершение убийства, представляющего собой ритуал мести (может совершаться в том числе и по мотиву религиозной ненависти);

3) совершение насильственного преступления как части обряда посвящения в члены секты;

4) совершение насильственного преступления с целью получения органов и тканей живых существ;

5) совершение насильственного преступления для приобретения каких-либо магических способностей;

6) совершение насильственного преступления в целях вызывания духов и демонов;

7) совершение насильственного преступления в целях гадания (обычно умерщвляется животное);

8) совершение акта экзарцизма, т.е. процедуры изгнания бесов и других сверхъестественных существ из «одержимого» с помощью молитв, обрядов определен-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной религии', в результате чего потерпевшему может причиняться физический вред, вплоть до смерти.

Подростки, участвующие в насильственных ритуальных действиях, могут иметь следующие побудительные мотивы: удовлетворение своих духовных и эмоциональных потребностей, демонстрация уважения или подчинения, подтверждение принятия в члены группы, достижение общественного согласия, получение удовольствия от ритуала так такового.

Вместе с тем, на участие в ритуальных насильственных преступлениях толкает, как это ни парадоксально, острое переживание собственной индивидуальности, вплоть до избранности, выражаемое следующим: «Я не такой, как все, я принадлежу к особой касте, мне можно все, вплоть до причинения боли и лишения жизни другого живого существа».

Как нам представляется, в современной реальности использование насилия при ритуальных действиях становится почитаемым среди подростков. Человеческие жертвоприношения, пытки, издевательства стали для многих несовершеннолетних смыслом жизни. Ри-

туальное насилие выступает как форма саморазрушения молодого поколения. Если не реагировать на это, не пытаться бороться с этим явлением, то наше общество рискует стать свидетелем волны все более чудовищных ритуальных преступлений.

1 Дуглас Д. Исследование места происшествия насильственных преступлений. Федеральное бюро расследований. 1992.

2 Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 86.

3 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс Культура. 1995. С. 218.

4 Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. С. 13-14.

5 Карнацкая Л.А., Петренко В.Ф. Ритуал как укоренность бытия. ХьюВей, 2005.

6 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999.

7 Махов А.Е. HOSTIS ЛЖ^иШ: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М.: 1п^а, 2006. С. 367-374.

УДК 343.53 ББК 67.308

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ, И ИХ МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

СУЛЕЙМАН МАГОМЕДОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право Научный консультант: доктор юридических наук, профессор А.А. Магомедов Рецензент: доктор юридических наук, профессор С.Ф. Мазур

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Правоприменительная практика по противодействию преступлениям в сфере экономики (и других, тесно связанных с экономическими интересами преступлений) в определенной мере противоречива. В этой связи автор дал определение понятию преступлений, совершаемых на потребительском рынке; определил их место среди других преступлений в сфере экономики.

Ключевые слова: преступления в сфере экономики, преступления на потребительском рынке, понятия преступления, объект преступления, совершенствование деятельности полиции на потребительском рынке.

Annotation. Law-enforcement practice of countermeasures to crimes in the economic sphere (and other, closely related to the economic interests crimes) to a certain extent contradictory. In this regard, the author gave a definition of the concept of crimes committed on the consumer market and brought in his study their place among the other crimes in the economic sphere.

Keywords: crimes in the sphere of economy, crimes on the consumer market, concepts of crime, object of crime, improvement of police activity in the consumer market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.