Научная статья на тему 'Нетипичные керамические изделия тшинецко-комаровской культуры на территории Западной Волыни и Полесья'

Нетипичные керамические изделия тшинецко-комаровской культуры на территории Западной Волыни и Полесья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ТШИНЕЦКО-КОМАРОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАПАДНАЯ ВОЛЫНЬ / ВОЛЫНСКОЕ ПОЛЕСЬЕ / CERAMIC WARE / TRZCINIEC-KOMAROV CULTURE / WESTERN VOLHYNIA / VOLYN POLESIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Охрименко Григорий Васильевич, Скляренко Наталия Владиславовна

В статье приведены данные о редких типах керамических изделий тшинецко-комаровской культуры позднего периода эпохи бронзы (середина -вторая половина II тыс. до н. э.), найденных на территории Западной Волыни и Волынского Полесья. Их проникновение в более северные регионы (ареал восточно-тшинецкой культуры) свидетельствует о широких культурных, обменных связях товарами, идеями, а также, не исключено, янтарем с племенами этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Охрименко Григорий Васильевич, Скляренко Наталия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Atypical ceramic ware of the Trzciniec-Komarov culture in the territory of Western Volhynia and Polesia

The article presents data on the rare types of ceramic ware of the Trzciniec-Komarov culture of the late Bronze Age period (mid and late II millennia BC), found in the territory of Western Volhynia and Volyn Polesia. Their penetration into more northern regions (area of Eastern Trzciniec culture) indicates the broad cultural, exchange relations of goods, ideas, and quite possibly amber with the tribes of those territories.

Текст научной работы на тему «Нетипичные керамические изделия тшинецко-комаровской культуры на территории Западной Волыни и Полесья»

УДК 666.3/.7 (477.82) Охрименко Григорий Васильевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, древней и средневековой истории Украины Восточноевропейского национального университета им. Л. Украинки

Скляренко Наталия Владиславовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна

Луцкого национального технического университета

НЕТИПИЧНЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ТШИНЕЦКО-КОМАРОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ ВОЛЫНИ И ПОЛЕСЬЯ

Okhrimenko Grigory Vasilievich PhD in History,

Assistant Professor, Department for Archaeology, Ancient and Medieval History of Ukraine, Lesya Ukrainka East European National University

Skliarenko Natalia Vladislavovna

PhD in Art History, Assistant Professor, Design Department, Lutsk National Technical University

ATYPICAL CERAMIC WARE OF THE TRZCINIEC-KOMAROV CULTURE IN THE TERRITORY OF WESTERN VOLHYNIA AND POLESIA

Аннотация:

В статье приведены данные о редких типах керамических изделий тшинецко-комаровской культуры позднего периода эпохи бронзы (середина -вторая половина II тыс. до н. э.), найденных на территории Западной Волыни и Волынского Полесья. Их проникновение в более северные регионы (ареал восточно-тшинецкой культуры) свидетельствует о широких культурных, обменных связях товарами, идеями, а также, не исключено, янтарем с племенами этих территорий.

Ключевые слова:

керамические изделия, тшинецко-комаровская культура, Западная Волынь, Волынское Полесье.

Summary:

The article presents data on the rare types of ceramic ware of the Trzciniec-Komarov culture of the late Bronze Age period (mid and late II millennia BC), found in the territory of Western Volhynia and Volyn Polesia. Their penetration into more northern regions (area of Eastern Trzciniec culture) indicates the broad cultural, exchange relations of goods, ideas, and quite possibly amber with the tribes of those territories.

Keywords:

ceramic ware, Trzciniec-Komarov culture, Western Volhynia, Volyn Polesia.

Развитым этноисторическим явлением была культура позднего периода бронзового века -тшинецко-комаровская (ТКК). Ее своеобразную керамику, часто совершенных форм и изысканного декорирования, кремневые и каменные изделия находят на Припятском Полесье и Волыни, что свидетельствует об умении населения адаптироваться в различных условиях. А это обеспечивалось, вероятно, поливариантностью хозяйства племен ТКК, которые занимались скотоводством, земледелием, охотой, собирательством и рыбной ловлей. Основные занятия населения подтверждаются находками на их поселениях и в жилье костей большого рогатого скота, овец, коз, свиней, объектов охоты - лосей, оленей, вепрей; отпечатков на посуде зерен ячменя, пшеницы, ржи, а также орудий - кремниевых серпов, каменных зернотерок и тому подобное.

Памятников (поселения, захоронения и др.) на северо-западной территории Украины известно много - около 150. Они выявлены в основном за последние десятилетия. По мнению А. Гардавского, С.С. Березанской, Д.Я. Телегина и других авторов, это население имело определенное отношение к формированию праславян [1, с. 78-88]. Тшинецкий культурный комплекс, который состоял из многих локальных групп, в XVIII (XVII) - X вв. до н. э. занимал территорию от Вислы в Днепр и дальше на восток (сосницкая группа, по С.С. Березанской) [2, с. 448-486].

Население ТКК, охватывая большие территории, поддерживало обменные, культурные связи с еще более отдаленными территориями - Трансильванией, Причерноморьем, Кавказом, Прибалтикой. Все это, бесспорно, влияло на его общественное, экономическое, культурное развитие. Находки дорогих, престижных бронзовых и золотых изделий (боевые топоры, кинжалы, украшения), выявленные в отдельных богатых захоронениях (например, с. Иванье Дубновского района Ровенской обл. (рис. 1: 1, 3, 4, 8, 9, 13, 14, 15, 17), исследованное И.К. Свешниковым [3]) или в сокровищах, свидетельствуют об общественном расслоении, выделении родоплеменной элиты и т. п. [4, э. 152-153].

Памятники ТКК обнаружены в бассейнах таких малых и больших рек, как Путиловка, Конопелька, Кормин, Припять, Оконка, Стырь, Стоход, Луга, Сарна, Горынь, Случь и др. Но особенно много их на берегах небольших рек на границе Полесья и лесостепи. Подавляющее большинство керамики ТКК отличается простотой орнамента и устойчивостью форм. Однако иногда встречаются изделия, которые поражают изысканностью обработки поверхности, эксклюзивным декором, особенной тектоникой формы.

Находки посуды из регионов других культур отмечают траекторию движения первобытных «дистрибьюторов», а следовательно, импортированных изделий и свидетельствуют об обменных отношениях. Об этом писали Мария Гимбутас (США), Александр Гошко (Познань), Пшемислав Макарович (Познань), Виктор Клочко (Киев). Подобные связи имело, вероятно, и население Западной Волыни в поздний период, когда здесь находилось население ТКК. Пунктиры подобных «трасс» видны по находкам керамики, особенно из захоронений на берегах Стыря, Иквы, Горыни, Случи: Луцк, Нетишин, Славута, Малая Осница, Осова, Иванье, Войцеховка и др. (рис. 1:17; рис. 2).

Рисунок 1 - Материалы комаровской культуры Западной Волыни

(по И. Свешникову): 1, 3, 4, 8, 9, 13, 14, 15, 17 - Иванье, курган II; 2 - Дытыничи; 5 - Сутец; 6, 12, 16 - Могиляны; 7, 11 - Пересопница;

10 - Житомирская обл.

Для решения всех этих вопросов принципиальное значение имеет проблема: Западная Волынь и западная часть Припятского Полесья входили в ареал тшинецкой (восточно-тшинецкой)

или комаровской культур? На карте И.К. Свешникова, опубликованной в статье «КШШга komarowska», видим, что раздел между ними проходит по северной границе Волынской возвышенности [5, с. 46-47, 1]. Зона Полесья попадает под контроль восточно-тшинецкого, а Западная Волынь - комаровского этноса. (О периодизации двух культур писал, в частности, Пше-мислав Макарович [6, s. 333-339]). В реальности же могла быть зона взаимных инфильтраций, в том числе достаточно отдаленных культурных заимствований или перенесения керамики и других изделий. Об этом также писал исследователь П. Макарович [7]. Поэтому многие авторы говорят о тшинецко-комаровской культуре на Северо-Западной Волыни, имея в виду ихтесные связи.

Рисунок 2 - Керамика комаровской культуры Западной Волыни (по И. Свешникову): 1 - возле г. Ровно; 2 - Могиляны; 3 - Луцк;

4 - Славута; 5, 6 - Малая Осница; 7 - Дытыничи

Назовем места находок и отдельные импортные материалы, нетипичные для отмеченной зоны:

1. В месте изгиба р. Стырь напротив с. Старый Чорторийск Маневичского района, за 2 км на запад от с. Малая Осница (ур. Мазурка), где во время раскопок неолитического поселения выявлен небольшой черпак комаровской культуры, который является достаточно нетипичным для полесской зоны, и где в то время находилось население тшинецкой (восточно-тшинецкой культуры, по С.С. Березанской). (Этот черпак происходил, вероятно, из захоронения, поскольку там же найдены орнаментируемый горшок, типичный для ТКК, большая янтарная бусина вишневого цвета.) Максимальный диаметр средней части сосуда - 14,9 см, высота - 12,8 см, верхний диаметр - около 13 см, диаметр дна - 4,8 см, то есть изделие имеет S-подобный профиль (рис. 2: 5).

2. В 1978 г. около с. Осова Костопольского района Ровенской обл. (в уроч. Стороживка), на поле во время работ обнаружен небольшой сосуд с двумя ручками (кубок) комаровской культуры, нетипичной для этой местности (рис. 3: 2). Его поверхность светло-коричневого цвета была старательно выглажена, покрыта ангобом, в глиняном тесте видно примесь песка и немного мелко толченого кремня. (Для ТКК Полесья характерны тюльпановидные формы, другие реже. Все они изготовлялись с примесью обожженного и толченого кремня, украшались по большей части прочерченным, вдавленным орнаментом, ручки отсутствуют.) Изделие имеет высоту -10 см, диаметр венчика - 11,8 см, диаметр дна - 6 см, максимальная ширина - 17,9 см. По бокам чаши имеются две массивные ручки, прикрепленные на уровне венчика, которые заканчиваются посредине высоты. Изделие хранится в музее истории сельского хозяйства Волыни в с. Рокини Луцкого района.

Урочище Стороживка находится на длинной, расположенной с запада на восток повышенной песчаной гряде, к которой по бокам примыкают влажные или / и болотистые места. Не исключено, что по этой гряде проходил сухопутный путь с востока на запад или наоборот. На западном направлении путь выводил к незначительно повышенному берегу р. Кормин - рядом с современным селом Ничеговка Маневичского района, где открыто немало находок периода бронзы (городоцко-здовбицкой, стжижовской, тшинецко-комаровской культур), и на восток - к с. Большой Мидск, известного своими месторождениями меди (работы С. Малковського, И.К. Свешникова, разведки Г.В. Охрименка, И.Я. Маркуса).

3. Еще одно изделие (горшок) найдено И. Михальчишиним около с. Морозовичи над р. Западный Буг. Он имеет почти одинаковые высоту и максимальную ширину (около 16 см), коричневый цвет, проглаженную поверхность, в тесте примесь дресвы, обожженного кремня. Сосуд украшен интересным орнаментом: на широкой шейке три прочерченных ряда из парных линий, в месте максимального утолщения - округлые выступы, а около них (сверху или снизу) вдавленные овалы - один или два (рис. 1:1).

4. Горшок с необычным декорированием найден вблизи с. Вельбивно Острожского района (рис. 3: 6). Он имеет S-подобный профиль, отогнутые венчики, расширенную среднюю часть, небольшое дно. Его ширина больше высоты. Весь сосуд декорирован композиционно грамотным, оригинальным орнаментом: срез венчиков покрыт рядом округлых углублений, ниже него - горизонтальная вдавленная линия, а еще пять похожих размещены около дна. Туловище горшка покрыто волнообразными канелюрами, перпендикулярно к которым нанесены полосы. Из четырех сторон под венчиками прикреплены полуовальные валики с четырьмя ямками под ними. Поверхность светло-коричневого цвета, ровно проглажена. Сосуд полностью целый и представляет собой образец керамического искусства периода бронзы. Не исключено, что изделие имело ритуальный характер.

5. Изысканностью декорирования отличается известный сосуд, вероятно, комаровской культуры, найденный возле г. Славуты Хмельницкой обл. (рис. 2: 4). Его, наверное, можно назвать глубокой чашей: ширина больше, чем высота, профиль S-образный. Чаша украшена косыми линиями, уложенными параллельными отрезками в треугольники, вероятно, четыре в средней части изделия, с середины между треугольниками нанесены полукруги из семи округлых ямок. Ниже от среза венчика, чередуясь с тройными косыми отрезками, также вмещены ямки -поочередно по три и пять углублений. По простоте и совершенству декора этот сосуд производит впечатление художественного шедевра [8, с. 309, рис. 1].

6. Во время раскопок курганов в Дорогоще, вблизи г. Нетишин Хмельницкой обл., среди материалов и захоронений городоцько-здовбицкой и комаровской культур выявлено целое уникальное банкообразное изделие (рис. 3: 4). Туловище его высокое, края легко изогнуты. В верхней части они заканчиваются двумя валиками, украшенными рядом ямок. С двух сторон валики заканчиваются рожкообразными плоскими выступами, в которых есть отверстия для подвешивания. Ниже среза венчика идут две проглаженные горизонтальные линии. Такими же параллельными наклонными или косыми линиями орнаментировано все изделие. Цвет его желтовато-бронзовый, поверхность ровно выглажена, вплоть до блеска. Узкие каннелюры декора также сделаны очень старательно. Трудно однозначно отнести сосуд к определенной культуре. Возможно, это есть образец синкретического (ритуального) изделия, в котором достаточно творчески соединенные черты комаровской культуры и культуры многоваликовой керамики.

7. К наиболее показательным образцам комаровских древностей Западной Волыни принадлежит подкурганное захоронение вблизи с. Иванье Дубновского района Ровенской обл.

Оценивая подкурганные захоронения в Иванье, П. Макарович относит их к классическому периоду тшинецкой культуры. Доминантными в них определяет комаровские признаки с элементами культур Ноуа, Сабатыновка, а также указывает на связи с металлургическими очагами в Семиградье и отдаленными контактами с эгейским миром (рис. 1). Найденные там бронзовые изделия имеют карпато-балканское происхождение. Об этом свидетельствует спектральный анализ, выполненный Е.Н. Черныхом. Есть здесь черты ранней культуры Ноуа, которая в Трансиль-вании датируется 1550-1500 BC (Wittenberger, 2005). Надо вспомнить о существовании комплекса культур Ноуа - Сабатыновка [9], Ноуа - Сабатыновка - Кослоджени [10]. Вывод, аналогичный взглядам И.К. Свешникова, что погребенные под курганами в Иванье были представителями локальных комаровских элит, которые, вероятно, участвовали в северном отрезке путей обмена, ведших с Волыни к Поднестровью, верхнему Побужью, региону Карпат и через них к восточному Средиземноморью [11, s. 346-347].

Датируется курган II в Иванье 1600-1400 гг. до н. э., то есть серединой II тыс. до н. э. (фаза «классическая» или вторая) [12, s. 344]. К этому же периоду принадлежит подкурганное погребение из Нетишина - 1520-1400 BC [13].

Следовательно, конструкция захоронений, которая требовала значительных человеческих усилий при ее строительстве, богатство и неповторимость эксклюзивных отдельных вещей из захоронений свидетельствуют о значительном статусе умерших, которых нужно считать «представителями местных элит» комаровской культуры, контролировавших пути торговли (обмена) с севера на юг [14, s. 347]. Эти пути, возможно, исчислялись многими сотнями километров. Не исключено, что при этом использовался вьючный или колесный транспорт. Предметами обмена могли быть медь, янтарь, волынский кремень, зерно, меха, кожа, мед. С юга на север распространялись знания о технологии обработки металла, изделия из меди, бронзы, золота, сама

медь. Престижные изделия из Закарпатья служили инсигниями (показателями статуса представителей власти) [15, э. 302].

П. Макарович отмечает интенсивные связи тшинецко-комаровской культуры с другими культурными образованиями, что видно не только в обмене престижными вещами (украшениями, оружием, орудиями, изделиями из цветных металлов), экзотическим сырьем (янтарь), но и стилистикой керамики (другими формами изделий, декора). Автор перечисляет 10 культур, с которыми носители ТКК имели разнообразные отношения, в том числе Ноуа, Мадьяровская, Могилева, Пилини, Отомань, Кослоджень [16, s. 355]. О подобных связях писали Э.А. Балагури [17], Л.И. Крушельниц-кая [18, с. 18], И.К. Свешников [19, с. 93-95]. Такие контакты в большей или меньшей мере чувствовались на Западном Побужье, Поднестровье, в Прикарпатье, Западной Волыни (на берегах больших рек: Западный Буг, Стырь, Горынь заметны и обратные влияния керамики ТКК на прикарпатские культуры). Все это было следствием не только обмена, но и перемещения людей, в том числе выбором брачных партнеров. К основным типам керамики Закарпатья относят отоманские вазы, кубки, жбаны с ручками в форме ленты или со спиральным орнаментом, широкими горизонтальными каннелюрами, вазы с вертикальными или косыми канелюрами [20, s. 355-356]. Упомянутый автор пишет, что «дистрибуция престижных изделий» включала в себя далеко идущие и локальные пути коммуникаций, которые становились главными стимуляторами межгрупповых контактов. Они активизируются на Волыни с середины II тыс. до н. э. Этот обмен был одним из основных факторов цивилизационного развития того времени [21, s. 366-367].

Описывая керамику комаровской культуры, И.К. Свешников отмечал, что тюльпановидные сосуды и миски являются основными формами в этой культуре, а «парадные», изысканно декорированные изделия, в том числе и горшки, которые иногда случаются, «характерны для погребений» [22, с. 102]. Многочисленными, по данным исследователя, являются также кубки, которые по большей части найдены в погребениях. Изделия декорированы нарезным орнаментом. К характерным для комаровской культуры типам изделий принадлежат также черпаки, найденные в захоронениях и на поселениях. Они имеют отогнутые шейки и петельчатые ручки (как в культуре Ноуа), украшенные нарезными линиями, углубленными треугольниками или округлыми выступами и каннелюрами (рис. 2: 1, 5, 7). Подобные сосуды известны на Балканах, в культурах Витен-берг, Отомань Словакии, нижних слоях Трои. Черпаки из этих территорий декорировались концентрическими полукруглыми каннелюрами, как, например, сосуд из с. Морозовичи (рис. 3: 1).

^ ^ Г "......рЩ ^

Рисунок 3 - Керамика комаровской культуры (по И. Михальчишину, Г. Охрименко): 1 - Морозовичи; 2 - Осова; 3 - Хринники; 4 - Дорогоща;

6 - Вельбивно

Следовательно, о глубоком проникновении комаровской культуры, а также Ноуа (Дорогоща, Нетишин, Войцеховка) на Волынское Полесье свидетельствуют материалы разведок и раскопок. Эти инфильтрации с перенесением посуды комаровской культуры и культуры Ноуа (а не только заимствование или подражание образцам форм и декора) заметны по особенной обработке изделий. Все это наводит на мысль о причинах таких далеких странствий. Не исключено, что ответ нужно искать в развитом обмене, в частности, янтарем, изделиями из кремня, базальта, меди и т. п. Это является доказательством не только экономических и одновременно культурных связей, но и «глобализации» больших регионов с разноэтническим населением, которые были примерно на одинаковом уровне развития. Носители более развитых культур, вероятно, выявляли значительную активность в изучении близких и достаточно отдаленных территорий.

Ссылки:

1. Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья: Энеолит, бронза и раннее железо / Э.А. Балагури [и др.] ; отв. ред.

А.П. Черныш. Киев, 1990. 187 с.

2. OxpiMeHKO Г. Пам'ятки схщнотшинецькоТ культури на Волин // Археолопчна спадщина Яна Фiтцке. Луцьк, 2005. С. 448-486.

3. Свешников И.К. Богатые погребения комаровской культуры у с. Иванья Ровенской области // СА. 1968. № 2. С. 114-120 ; Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья...

4. Najdawniejsze dzieje ziem Polskich (do VII w.). Krakow, 1998.

5. Swiesznikow I. Kultura komarowska // Archeologia Polski. 1966. T. XII. № 1. S. 39-107.

6. Makarowicz P. Elitarne pochöki z kurganu komarowskiego w Iwanju na Wotyniu - zarys mozliwosci interpretacyjnych // Na pograniczu swiatöw. Poznan, 2008. S. 333-352.

7. Makarowicz P., Görski J. Recepcja zakarpackich wzorcöw kulturowych w kr^gu trzcinieckim // Матэрыялы археалогй Беларусi. Мiнск, 2010. Вып. 18. С. 279-286.

8. Охрiменко Г., Локайчук С. Означення культур доби бронзи на Волин // Нариси культури давньоТ Волиы. Луцьк, 2006. С. 309-312.

9. Клочко В. I. Озброення та вмськова справа давнього населення УкраТни. КиТв, 2006.

10. Гершкович Я. П. Этнокультурные связи в эпоху поздней бронзы в свете хронологического соотношения памятников (Нижнее Поднепровье - Северо-Восточное Приазовье - Подонцовье) // Археологический альманах. 1998. № 7. С. 61-92.

11. Makarowicz P. Elitarne pochöwki z kurganu komarowskiego.

12. Там же.

13. Березанська С.С. , Гошко Т.Ю., Самолюк В.О. Колективне поховання тшинецькоТ культури на р. Горинь // Археолопя. 2004. № 1. С. 111-125.

14. Makarowicz P. Elitarne pochöwki z kurganu komarowskiego.

15. Makarowicz P. Datekosi^zne i lokalne sztaki mi^dzymorza battycko-pontyjskiego w poczqtkach epoki brqzu // M^dzy Battykiem a Morzem Czarnym (Sztaki m^dzymorza IV-I tys. przed Chr.). Poznan, 2011. T. 4. S. 284-306.

16. Makarowicz P. Trzciniecki krqg kulturowy - wspölnota pogranicza Wschodu i Zachodu Europy. Poznan, 2010.

17. Балагури Э. А. Культура Отомань // Археология Украинской ССР : в 3 т. Киев, 1985. Т. 1.

18. Крушельницька Л. I. Взаемозв'язки населення Прикарпаття i Волин з племенами СхщноТ i Центрально!' Свропи (рубiж епох бронзи i залiза). КиТв, 1985.

19. Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья.

20. Makarowicz P. Trzciniecki krqg kulturowy.

21. Там же.

22. Свешников И.К. Проблема происхождения комаровской культуры // Энеолит и бронзовый век Украины. Киев, 1976. С. 96-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.