Научная статья на тему 'НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ'

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICAL LESSON / LESSON DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Михаил Валерьевич, Кузнецов Сергей Иванович, Остроумов Олег Александрович, Остроумова Елена Викторовна

В рамках статьи рассмотрена работа преподавателя по проектированию практического занятия на технике, ее особенности. Правильное планирование является залогом успешного и интересного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрофанов Михаил Валерьевич, Кузнецов Сергей Иванович, Остроумов Олег Александрович, Остроумова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERE IS NO LIMIT TO PERFECTION THE PRACTICAL LESSON DESIGNING. MEANS AND TECHNIQUES

The teacher’s work on designing a practical lesson on technology, its features is considered in the article. Proper planning is the key to a successful and interesting lesson.

Текст научной работы на тему «НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ»

M.B. МИТРОФАНОВ, С.И. КУЗНЕЦОВ, O.A. ОСТРОУМОВ, Е.В. ОСТРОУМОВА

M.V. MITROFANOV, S.I. KUZNETSOV, O.A. OSTROUMOV, E.V. OSTROUMOVA

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

THERE IS NO LIMIT TO PERFECTION

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ THE PRACTICAL LESSON DESIGNING. MEANS AND TECHNIQUES

Сведения об авторах: Митрофанов Михаил Валерьевич - начальник 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Кузнецов Сергей Иванович - доцент 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Остроумов Олег Александрович - преподаватель 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, майор, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург);

Остроумова Елена Викторовна - преподаватель 7 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В рамках статьи рассмотрена работа преподавателя по проектированию практического занятия на технике и ее особенности. Правильное планирование является залогом успешного и интересного занятия.

Ключевые слова: образовательный процесс, практическое занятие, проектирование занятия.

Information about the authors: Mikhail Mitrofanov - head of 32 Department of military Academy of communication named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, colonel, candidate of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg);

Sergey Kuznetsov - docent of 32 Department of military Academy of communication named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, colonel, candidate of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg);

Oleg Ostroumov - teacher of 32 Department of military Academy of communication named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, major, candidate of technical Sciences (St. Petersburg);

Elena Ostroumova - teacher of 7 Department of military Academy of communication named after Marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny (St. Petersburg).

Summary. The teacher's work on designing a practical lesson on technology, its features is considered in the article. Proper planning is the key to a successful and interesting lesson.

Keywords: educational process, practical lesson, lesson designing.

Существует огромное количество подавателя/педагога всегда трепет- высокие требования. Преподава-профессий, но к профессии пре- ное отношение и предъявляются тель - это человек, который непре-

рывно совершенствуется в своей предметной области - в методах, формах и технологиях обучения. Быть преподавателем - это не значит иметь диплом о педагогическом образовании, это состояние души, образ жизни. Преподаватель осуществляет образовательную деятельность, выполняет обязанности по обучению и воспитанию обучающихся. От него зависят развитие общества и его будущее. Его работа может быть эффективна лишь в том случае, если он компетентен и умеет планировать свою педагогическую деятельность. Особенностью педагогической деятельности военного вуза является то, что преподаватель и обучающиеся находятся в особом педагогическом пространстве, что следует учитывать при проектировании и организации образовательного процесса.

Подготовка к учебным занятиям в военном вузе вызывает большие трудности у многих преподавателей. Они не всегда готовы к систематической деятельности по его подготовке.

Что должен уметь делать преподаватель? В своей деятельности он должен уметь делать, по крайней мере, три вещи: первое - проектировать свою деятельность; второе - творчески реализовывать свой процесс в реальном учебном процессе; третье - рефлексировать свою деятельность.

Первый вид деятельности преподавателя - проектировочный, включающий конструктивно-проектировочную функцию, второй -исполнительский, состоящий из организационной и гностической (познавательной) функции, и третий - рефлексивный, включающий коммуникативную функцию.

Все виды деятельности преподавателя имеют важное значение, однако наибольшее затруднение вызывает именно первый вид -проектировочный (включает конструктивное проектирование -планирование подготовки и проведения занятия). Проектирование учебных занятий в военном ву-

зе - это процесс по разработке взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленный на освоение учебного материала для достижения поставленных целей занятия.

Научить заочно конструировать занятия невозможно. Проектирование - это прежде всего практика, практика самостоятельной работы преподавателя над построением занятия. Многим преподавателям уже не раз приходилось писать и говорить о проектировании занятия. Требования в его основе остаются неизменными, но мы считаем необходимым изменить и дополнить некоторые моменты в ходе работы преподавателя над проектированием занятия.

Известно, что результат заранее спланированного занятия, как правило, выше, чем занятия, проведенного без тщательной подготовки. Наиболее сложными являются подготовка и проведение практического занятия. Практические занятия - вид учебных занятий, обеспечивающих связь теории с практикой, содействующих выработке умений обучающихся применять знания, полученные на лекциях, групповых занятиях и в ходе самостоятельной работы.

Проектирование практического занятия - это его образ, представление и прогнозы проведения в будущем. В проекте занятия должны быть раскрыты все его компоненты: цели, задачи, деятельность преподавателя, обучающихся, методы, средства, способы выявления и оценки результатов, деятельность преподавателя и обучающихся.

Работу преподавателя при проектировании занятия условно можно разделить на три последовательных периода. Первый - предварительная работа над проектом занятия до начала написания плана проведения занятия. Второй - написание плана проведения занятия и мысленное моделирование сценария его проведения. Третий - параллельная работа преподавателя с инженерно-тех-

★ ¡?Ш |](1

ническим персоналом, который обеспечивает качество подготовки УМБ, с обучающимися и с помощниками руководителя занятия из числа обучающихся.

Проект занятия может быть представлен в различных вариантах: сценарий; план проведения занятия; технологическая карта.

Рассмотрим проектирование преподавателем практического занятия и представление его в виде плана проведения занятия. План проведения занятия - это заранее намеченный порядок, последовательность работы преподавателя и обучающихся по проведению различных этапов занятия.

При планировании проведения занятия преподавателю нужно ответить на два вопроса «Чем определяется эффективность практического занятия?» и «Невыполнение каких действий может сказаться на низкой продуктивности практического занятия?». Эффективность занятия определяется: тщательной предварительной подготовкой; постановкой целей; разносторонним развитием обучающихся; владением учебным материалом в полном объеме; дидактической конструкцией; управляемостью обучающихся; уровнем их обученности; отбором дидактических средств; дифференцированным подходом к обучающимся; обратной связью с преподавателем; эффективностью используемого времени. Низкая продуктивность занятия будет определяться: недостаточной подготовкой преподавателя; неточным расчетом времени и средств; неправильным подбором методического материала.

Проектирование практического занятия начинается с изучения руководящих документов. Из них преподаватель уясняет требования, предъявляемые заказчиком к специалисту, и их цель. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на методические рекомендации, сформулированные в результате исследований методистов

и<нт ШКОДА для педагога

Виды деятельности обучающихся

Г 1

Индивидуальная работа Встречная работа Кплпективная работа

<ши

и опыта успешного преподавания темы. Преподаватель проектирует практическое занятие на основе его цели. Он должен четко определить цель (цели) практического занятия и придерживаться ее (их).

Цель представляет собой результат будущей деятельности специалиста. Занятие без конкретной цели будет неинтересным, аморфным, случайным. Цель - это фокус, вокруг которого организуется практическое занятие, характеристика конечных его результатов, его контролирующая сила, направляющая деятельности и преподавателя, и обучающихся. Существуют учебные и воспитательные цели занятия, которые связаны друг другом, но в то же время обладают относительной самостоятельностью.

При проектировании занятия и формулировании цели преподаватель должен опираться на много-уровневость ее характера:

• 1-й уровень - оперативные учебные цели занятия;

• 2-й уровень - учебные цели дисциплины;

• 3-й уровень - общепедагогические цели обучения.

В процессе планирования занятия преподаватель продумывает, хорошо ли сформулированы цели занятия, будут ли они понятны обучающимся и какие действия необходимо совершить в процессе практического занятия, чтобы этих целей достичь.

Для успешного достижения целей при проектировании практического занятия преподаватель должен определить:

• соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и групповых занятиях методикам и методам;

• четкую последовательность и логичность при решении задач, проведении расчетов;

• поэтапное формирование умений, т. е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному;

• максимальное приближение действий обучающихся к реаль-

ным действиям - функциональным обязанностям должностных лиц.

При этом должна обеспечиваться выработка как индивидуальных, так и коллективных умений.

Качественное проектирование занятия возможно на основе опыта преподавателя, полученного в процессе наблюдения за образовательным процессом в целом. Он представляет собой не только достижение целей занятия, которые являются отправной точкой для его проведения, но и необходимое время, место проведения занятия и свои действия, действия обучающихся в ходе практического занятия.

Практические занятия, в зависимости от характера дисциплины и содержания рассматриваемого на них учебного материала, можно условно разделить на два типа. Занятия первого типа предназначаются для изучения техники, овладения правилами ее эксплуатации, ремонта и боевого использования, а также отработки нормативов и задач при работе на ней. Второй тип занятий включает производство расчетных, расчетно-графических работ, разработку документов, ведение карт и другие работы. Особенностью первого вида практических занятий является то, что они связаны с изучением устройства, эксплуатацией вооружения и военной техники, с практической отработкой действий обучающихся на реальном вооружении и военной технике или на тренажерах, имеющихся в специализированных аудиториях вуза. На основании опыта работы в военном вузе проектирование занятий такого типа является наиболее сложным для преподавателей, поэтому в статье мы остановимся

на проектировании именно такого занятия.

При проведении практических занятий первого типа используются различные виды деятельности обучающихся.

Практические занятия в военном вузе, как правило, проводятся в группах численностью 20-30 человек, что предполагает коллективную работу обучающихся. Мастерство преподавателя при проектировании такого занятия проявляется в выборе определенной формы организации практического занятия, которая позволила бы достигнуть ему поставленных на занятии целей в полном объеме. Существуют четыре формы организации практических занятий.

При индивидуальной форме организации практического занятия каждый обучающийся работает самостоятельно над своим существенно отличающимся от остальных заданием, как правило, под руководством отдельного преподавателя. Примером индивидуальной формы организации работы может быть подготовка отдельного обучающегося или группы из двух-четырех человек для различных конкурсов или олимпиад (подготовка обучающихся на конкурс «Уверенный прием» для специалистов войск связи). В этом случае каждый обучающийся (экипаж) готовится на отдельном рабочем месте (аппаратной) и работает со своим образцом техники. Вместе с тем следует отметить, что при проведении практических занятий такая форма не нашла широкого применения в военных вузах.

При фронтальной форме организации занятия обучающиеся одновременно выполняют одинаковые задания каждый на своем рабочем месте (группа делится на

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА МКМУ

подгруппы по количеству единиц техники), при этом, как правило, занятие проходит с использованием одного типа военной техники. При такой форме занятия преподаватель одновременно управляет всей группой. Основным недостатком фронтальной формы организации проведения занятия является отсутствие обеспеченности учебно-материальными средствами по количеству обучающихся и невозможность учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, которые могут быть учтены при индивидуальной или смешанной формах.

Ввиду наличия в войсках большого количества различных образцов вооружения и техники наиболее широкое применение в военных вузах получила бригадная (звеньевая, малых групп) форма организации практических занятий. Такая форма организации занятия обеспечивает работу отдельных групп в своем темпе под руководством преподавателя и помощников руководителя занятия, но требует определенных усилий и времени для подготовки со стороны преподавателя и обучающихся.

На практике часто используются смешанные формы организации занятия (фронтально-индивидуальная или бригадно-индивиду-альная). Преподаватель проводит занятие фронтальной (бригадной) формой со всей группой, а по отдельным вопросам - индивидуально в группах с отдельными обучающимися.

Выбор формы организации занятия зависит от темы занятия, объема изучаемого материала, его новизны и трудности, а также от подготовленности обучающихся.

При проектировании практического занятия преподаватель не ограничивается только выбором формы организации практического занятия. Важным элементом проектирования практического занятия является определение содержания и объема учебного материала. При проектировании преподаватель

должен учесть то, что должно отражать содержание практического занятия:

• соответствие учебного материала требованиям руководящих документов, действующим уставам, наставлениям, инструкциям, руководствам;

• использование на занятии опыта боевой подготовки войск, современных локальных войн и вооруженных конфликтов, новейших достижений науки и техники;

• направленность учебного материала на привитие обучающимся командно-методических навыков;

• способность обучающихся практически решать задачи, разрабатывать и оформлять боевые и служебные документы, осуществлять эксплуатацию военной техники, отрабатывать приемы и нормативы, определенные уставами, наставлениями и руководствами.

При отборе учебного материала из большого количества источников преподавателю нужно уметь отобрать только тот материал, который является самым важным и обеспечит проведение занятия на качественном уровне.

При проектировании вопросов организации практического занятия преподавателю также необходимо учесть:

• своевременность выдачи обучающимся заданий на занятие, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

• обеспеченность занятия техническими средствами и комплексами средств, техническими средствами обучения и контроля, лабораторным и другим оборудованием и эффективность их использования;

• выполнение правил эксплуатации вооружения и военной техники, соблюдение требований безопасности;

• необходимость оценить 100% обучающихся.

На основе всестороннего изучения требований руководящих документов, методических рекомендаций для данного занятия,

★ ¡?Ш |](1

а также глубокого их разбора уже в первый период проектирования и подготовки практического занятия у преподавателя формируется методика его проведения.

Методика проведения практического занятия при проектировании должна отражать:

• умение преподавателя показывать приемы выполнения практических работ;

• контроль со стороны преподавателя за работой обучающихся на занятии;

• наличие условий для самостоятельного выполнения каждым обучающимся полного объема предусмотренных практических работ;

• активность обучающихся, их заинтересованность в отработке вынесенных на занятие вопросов;

• объективность преподавателя в оценке уровня знаний, умений и навыков обучающихся, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибочные действия;

• способность преподавателя создать на занятии условия для развития творческого мышления и самостоятельности обучающихся.

Преподаватель должен мысленно представить различные варианты проведения практического занятия, выбрать такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект. На основе изучения исходных документов и материалов у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах данного занятия, об объеме работ, который предстоит выполнить обучающимися, а также о том, до какого уровня нужно довести их умения и навыки. Все это должно найти отражение в плане проведения занятия.

Подготовка плана проведения занятия к практическому занятию преподавателем включает:

• подбор контрольных вопросов и такого их логического расположения в процессе проведения занятия, чтобы проверить знание и понимание обучающимися изучаемого материала;

и<нт ШКОДА для педагога

• подбор материала, задач и упражнений не по случайному выбору, а с целью достижения максимальной эффективности занятия и овладения навыками и умениями в эксплуатации техники;

• определение уровня самостоятельности обучающихся с учетом формирования у них творческой активности и профессиональной интуиции;

• продумывание распределения времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

• подбор иллюстративного материала, необходимого для решения задач, и продумывание расположения рисунков и записей на доске.

План проведения занятия должен быть разработан лично преподавателем и утвержден председателем ПМК или его начальником. В плане проведения должны найти отражение не только действия преподавателя, но и тщательно продуманные действия обучающихся, а также свои управляющие воздействия на них, что гораздо сложнее.

С целью повышения качества проведения практических занятий в учебных группах более 15 человек она может разбиваться на две подгруппы, с каждой из которых занятие проводит отдельный преподаватель. При необходимости могут создаваться расчеты, экипажи, отделения. Для управления работой обучающихся на отдельных рабочих местах на практических занятиях с техникой в помощь преподавателю могут привлекаться офицеры-командиры подразделений, инженерно-технический состав кафедры или помощники руководителей занятия из состава наиболее подготовленных обучающихся. В их задачу может входить контроль за действиями обучающихся и соблюдением ими мер безопасности, а также оказание помощи в овладении приемами работы. С ними в часы самостоятельной работы необходимо провести дополнительно инструкторско-методическое занятие, на котором уточняются их

задачи и обязанности при проведении практического занятия.

При проектировании практического занятия также необходимо уделить внимание подготовке обучающихся. Их подготовка должна осуществляться под контролем преподавателя. Продумав, как должны готовиться обучающиеся, преподаватель определяет содержание задания на практическое занятие и разрабатывает его.

При проектировании и организации практического занятия преподавателю необходимо продумать систему контроля формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии для всех руководителей (помощников руководителей занятия) по определению степени овладения нормативными действиями. Он должен продумать вопросы проверки теоретических знаний обучающихся в начале занятия по изучаемым ранее вопросам, а также после отработки каждого из учебных вопросов занятия. На текущий контроль успеваемости осуществляться для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, и преподаватель должен спланировать время на его проведение.

При проектировании занятия преподаватель должен предусмотреть вопрос накопления материала в процессе занятия для подведения итогов. Проводя занятие, преподаватель должен следить за ходом и степенью овладения обучающимися соответствующими умениями и навыками. Это позволяет определять оптимальный объем учебного материала для последующего занятия, уточнять нормативные требования, уделить больше внимания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тому, что трудно усваивается обучающимися. По окончании изучения учебных вопросов следует предусмотреть подведение итогов сначала по подгруппам (дежурным расчетам), где указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся, а затем со всей учебной группой. При подведении итогов в группе необходимо отметить общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы. После подведения итогов занятия дать возможность обучающемуся задать вопросы и получить на них ответы.

При проектировании заключительной части практического занятия необходимо предусмотреть выделение времени: на наведение порядка на рабочих местах, выдачу задания на самостоятельную подготовку, подведение итогов занятия, определение степени достижения поставленных целей, нацеливание обучающихся на дальнейшее изучение темы, выставление и объявление оценок, ответы на вопросы обучающихся.

Спецификой проектирования практических занятий в военном вузе является учет преподавателем части временного интервала занятия, отводимого на контроль выполнения требований руководящих документов по защите государственной тайны.

Отдельным элементом работы преподавателя, который помогает ему в проектировании занятий, является анализ занятия: работы обучающихся, самоанализ, содержания занятия и состояния учебно-материальной базы. Мастерство преподавателя формируется с годами и, в первую очередь, стро-

Формы организации практического занятая

1 1 1

индивидузльнал фронтальная бригадная (эвеньеаая) смешанная

ится на умении анализировать свою работу, выявлять ошибки и работать над ними.

Примерный перечень вопросов для анализа содержания занятия:

• определить, достигнуты ли все цели занятия? (Как уложились отдельные «блоки» во времени? Почему некоторые фрагменты продолжались больше или меньше, чем было задумано?);

• верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? (Достаточно ли продумана методика работы над отдельными «блоками» материала? Обладал ли педагог достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении материала и почему?);

• как прошло закрепление теоретических знаний на предыдущих занятиях, приобрели ли обучающиеся нужные навыки и умения?

• правильно ли использовалась самостоятельная работа? (Не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли в достаточной мере индивидуализирована самостоятельная работа?);

• правильно ли дано задание на самостоятельную работу? Всем ли оно понятно? Оптимален ли его объем и содержание?

• справились ли обучающиеся с заданием на самостоятельную работу? Каковы причины невыполнения? Связаны ли они с ошибками, допущенными на предыдущем занятии?

• каково техническое оснащение занятия? Все ли возможности взяты педагогом из демонстрации?

• полнота разработки дидактических материалов;

• правильно ли подобран уровень сложности заданий на занятии?

• достаточно ли примеров из жизненного опыта и опыта войск, связанных с темой занятия?

Примерный план вопросов к анализу технологии проведения занятия:

• какова дисциплина на занятии? Было ли ее нарушение и почему? Скучный или интересный материал?

• аккуратны ли записи на доске? Каков внешний вид стола преподавателя? Что надо изменить?

• были ли срывы в общении с курсантами? Если были, то почему?

• в достаточной ли степени группа привлекалась к работе? Каков темп занятия?

Перечень вопросов для самоанализа и анализа работы группы не исчерпывается представленными выше. Эти вопросы показаны для примера.

Большое значение для становления преподавателя имеет возможность посещения занятий более опытных преподавателей. В рамках работы предметно-методических комиссий происходит разбор таких занятий, где педагог может получить бесценные знания.

Наибольшие затруднения у многих преподавателей вызы-

вают практические занятия на технике. Каждое проведенное занятие должно способствовать повышению мастерства преподавателя и быть направлено на приобретение навыков и совершенствование умений обучающихся в работе на технике, практических расчетах и др. Это возможно только в том случае, если преподаватель качественно и детально планирует каждый элемент занятия. Проектировочный вид деятельности в работе преподавателя является одним из самых сложных. При проектировании занятия работа преподавателя сводится к изучению его исходных данных, формулированию и продумыванию целей занятия, формированию замысла занятия и раскрытию его в плане проведения занятия. Глубокое изучение и верное понимание содержания и целей практического занятия, распределение ролей на занятии, правильный подбор дидактического материала - все это формирует хорошее занятие, проведенное преподавателем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стародубцев, Ю.И., Хар-ченко, Е. Б., Митрофанов, М. В., Лаута, О. С. Образовательные технологии преподавания учебных дисциплин. Сборник научных трудов участников Национальной НПК «Стратегические ориентиры развития высшей школы», 2019. С. 110-121.

2. Митрофанов, М. В., Лепеш-кин, О. М., Кузнецов, С. И., Лаута, О.С. Повышение объективности экзаменационной сессии в высшем учебном заведении. Сборник научных трудов участников Национальной НПК «Стратегические ориентиры развития высшей школы», 2019. С 55-68.

3. Самохин, В. Ф., Митрофанов, М. В., Лаута, О.С. Проектирование образовательных технологий преподавания учебных дисциплин // Военная мысль, 2019. № 2. С. 121-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.