Научная статья на тему 'НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ТИПА С-1 (6,5М) И С-2 (9,3М) ДЛЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ УСТАНОВКЕ В ЗЕМЛЯ-НОМ ПОЛОТНЕ ИЗ ПЕСЧАНЫХ ГРУНТОВ'

НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ТИПА С-1 (6,5М) И С-2 (9,3М) ДЛЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ УСТАНОВКЕ В ЗЕМЛЯ-НОМ ПОЛОТНЕ ИЗ ПЕСЧАНЫХ ГРУНТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несущая способность / свайные фундаменты / земляное полотно / песчаные грунты / опоры контактной сети / момент / расчетная схема / вертикальная сила / фундамент / коэффициент надежности / нагрузка / bearing capacity / pile foundations / roadbed / sandy soils / contact network supports / torque / design scheme / vertical force / foundation / reliability coefficient / load

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лесов Кувандык Сагинович, Мавланов Ахмаджон Хакимжанович, Яхъева Муслимахон Тохирбоевна

В данной статье произведены расчеты по несущей способности свайных фундаментов для опор контакт-ной сети на основе исходных данных, положенных в проектные решения по реализации проекта «Электрификация железнодорожной линии Бухара-Ургенч-Хива» по сооружению опор контактной сети на земляном полотне из песчаных грунтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEARING CAPACITY OF PILE FOUNDATIONS OF TYPE C-1 (6.5M) AND C-2 (9.3 M) FOR SUPPORTS OF THE CONTACT NETWORK OF RAILWAYS WHEN INSTALLED IN AN EARTHEN BED OF SANDY SOILS

In this article, calculations are made on the bearing capacity of pile foundations for contact network supports based on the initial data included in the design decisions for the implementation of the project "Electrification of the Bukhara-Urgench-Khiva railway line" for the construction of contact network supports on an earthen bed of sandy soils.

Текст научной работы на тему «НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ТИПА С-1 (6,5М) И С-2 (9,3М) ДЛЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ УСТАНОВКЕ В ЗЕМЛЯ-НОМ ПОЛОТНЕ ИЗ ПЕСЧАНЫХ ГРУНТОВ»

НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ТИПА С-1 (6,5М) И С-2 (9,3М) ДЛЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ УСТАНОВКЕ В ЗЕМЛЯНОМ

ПОЛОТНЕ ИЗ ПЕСЧАНЫХ ГРУНТОВ

Лесов Кувандык Сагинович

канд. техн. наук, профессор, Ташкентского государственного транспортного университета,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: kuvandikl@mail. ru.

Мавланов Ахмаджон Хакимжанович

старший преподаватель кафедры Инженерия железных дорог, Ташкентского государственного транспортного университета,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: max23011970@mail.ru

Яхъева Муслимахон Тохирбоевна

магистр технических наук Ташкентского государственного транспортного университета,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: muslimakhon_ yakhyayeva@mail. ru

THE BEARING CAPACITY OF PILE FOUNDATIONS OF TYPE C-1 (6.5M) AND C-2 (9.3 M) FOR SUPPORTS OF THE CONTACT NETWORK OF RAILWAYS WHEN INSTALLED

IN AN EARTHEN BED OF SANDY SOILS

Kuvandyk Lesov

Candidate of Technical Sciences, Professor, Tashkent State Transport University, Uzbekistan, Tashkent

Akhmadjon Mavlanov

Senior Lecturer of the Department of Railway Engineering, Tashkent State Transport University, Uzbekistan, Tashkent

Muslimakhon Yakhyayeva

Master of Engineering Tashkent State Transport University Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной статье произведены расчеты по несущей способности свайных фундаментов для опор контактной сети на основе исходных данных, положенных в проектные решения по реализации проекта «Электрификация железнодорожной линии Бухара-Ургенч-Хива» по сооружению опор контактной сети на земляном полотне из песчаных грунтов.

ABSTRACT

In this article, calculations are made on the bearing capacity of pile foundations for contact network supports based on the initial data included in the design decisions for the implementation of the project "Electrification of the Bukhara-Urgench-Khiva railway line" for the construction of contact network supports on an earthen bed of sandy soils.

Ключевые слова: несущая способность, свайные фундаменты, земляное полотно, песчаные грунты, опоры контактной сети, момент, расчетная схема, вертикальная сила, фундамент, коэффициент надежности, нагрузка.

Keywords: bearing capacity, pile foundations, roadbed, sandy soils, contact network supports, torque, design scheme, vertical force, foundation, reliability coefficient, load.

Библиографическое описание: Лесов К.С., Мавланов А.Х., Яхъева М.Т. НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ТИПА С-1 (6,5М) И С-2 (9,3М) ДЛЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ УСТАНОВКЕ В ЗЕМЛЯНОМ ПОЛОТНЕ ИЗ ПЕСЧАНЫХ ГРУНТОВ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2024. 7(124). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/17911

Расчеты по несущей способности свайных фундаментов для опор контактной сети произведены на основе исходных данных, положенных в проектные решения по реализации проекта «Электрификация железнодорожной линии Бухара-Ургенч-Хива» по сооружению опор контактной сети на земляном полотне из песчаных грунтов.

Конструкция свайных фундаментов типа С-1 (6,5м) и С-2 (9,3м) для опор контактной сети принята по типовому проекту «Альбом рекомендуемых решений по установке опор контактной сети в особых условиях» (рис. 1). Расчеты по определению их несущей способности выполнены согласно методикам [1, 3, 12, 14]:

• определение М/ расчетной несущей способности заданного фундамента по грунту на действие момента М при нагрузке, равнодействующая которой

расположена в одной вертикальной плоскости симметрии фундамента;

• расчет вертикальной силы N действующий на фундамент с различными конструкциями контактного сети и значений Ы/ расчетной несущей способности фундамента по грунту на действие вертикальной силы по типам опор.

Схема установки свайных фундаментов типа С-1 (6,5м) и С-2 (9,3м) приведена на рис. 2. Для определения их расчетной несущей способности использована методика для ступенчатого фундамента приведенной в [9, 10, 11, 12, 13, 14,]. При этом произведены некоторые корректировки с учетом конструкции предлагаемых свайных фундаментов.

Расчетная схема свайных фундаментов типа С-1 (6,5м) и С-2 (9,3м) принятая для определения М°, приведена на рис. 3.

Рисунок 1. Свайный фундамент типа С-1 (6,5м) и С-2 (9,3м)

Результаты расчетов несущей способности заданного фундамента по грунту на действие момента при нагрузке, равнодействующая которой расположена в одной вертикальной плоскости симметрии

фундамента в соответствие с высотой насыпи, свайными фундаментами с оголовкой различной длины приведены в табл. 1.

Рисунок 2. Схема установки свайного фундамента

Рисунок 3. Расчетная схема свайных фундаментов типа С-1 (6,5м) и С-2 (9,3м). 1 - расчетная поверхность грунта; 2 - ось поворота фундамента

Результаты расчетов вертикальной силы, действующие на фундамент свайного типа с оголовком приве-

дены в таблице 2. Результаты расчетов несущей способности фундамента свайного типа по грунту на действие вертикальной силы приведены в таблице 3.

Таблица 1.

Результаты расчетов несущей способности заданного фундамента по грунту различной длины

на действие момента

Высота насыпи, м Свайные фундаменты с оголовком длиной, м

6,5 9,3

Расчетная несущая способность фундамента по грунту на действие момента, Ы^ кН*м

«к полю» «к пути» «к полю» «к пути»

0 202.0 202.0 723,6 723,6

1 170.9 174.0 641,3 688,8

2 139.8 159.5 559,1 652,5

3 124.2 145.0 476,8 611,4

4 116.5 130.5 400,8 570,3

5 116.5 130.5 360,6 529,2

6 116.5 130.5 493,3 458,4

7 116.5 130.5 336,8 445,3

8 116.5 130.5 336,8 445,3

9 116.5 130.5 336,8 445,3

10 116.5 130.5 336,8 445,3

Таблица 2.

Результаты расчетов вертикальной силы действующий на фундамент свайного типа с оголовком

Конструкция контактной сети Вертикальная сила Nd, кН

на фундамент промежуточной опоры на фундамент опоры средней анкеровки на фундамент опоры крайней анкеровки

опора типа СС108,7 со свайным фундаментом типа С-1-6,5 51,391 52,947 88,876

опора типа СС108,7 со свайным фундаментом типа С-2-9,3 60,220 61,776 97,705

Таблица 3.

Результаты расчетов несущей способности фундамента свайного типа по грунту на действие

вертикальной силы

Тип свайного фундамента Несущая способность Nf, кН С учетом коэффициента надежности уо=1,1 [ВСН] С учетом коэффициента надежности ук=1,4 [ШНК]

С-1-6,5 98,780 89,800 70,557

С-2-9,3 150,818 137,107 107,727

Выводы по результатам выполненных расчетов:

• Результаты анализа и сравнения выполненных расчетов (табл. 3) по несущей способности фундамента по грунту на действие момента, при нагрузке, действующей в одной вертикальной плоскости по удовлетворению требовании условий Md < Мf; для свайных фундаментов с оголовкой длиной 6,5 -13 м с сечениями 35х35, при несущей способности опоры 2 типа (Md = 98 кН*м) выполняются и обеспечиваются устойчивое закрепление фундамента в грунте [2, 4, 5, 6, 7, 8].

• Результаты анализа и сравнения выполненных расчетов значений вертикальных сил Nd действующей на фундамент с различными конструкциями контактного сети и значений Nf расчетной несущей

Список литературы:

1. Фрайфельд А.В., Брод Г.Н. Проектирование кон

способности фундамента по грунту на действие вертикальной силы по типам опор следующее:

• для фундаментов промежуточной опоры, условие N < М с учетом коэффициента надежности ук= 1,4 [по ШНК] выполняются при свайном фундаменте с оголовкой типа С-1-6,5, т.е. 51,391 кН < 70,557 кН;

• для фундаментов опоры средней анкеровки, условие N < М с учетом коэффициента надежности ук=1,4 [по ШНК] выполняются при свайном фундаменте с оголовкой типа С-1-6,5, т.е. 52,947 кН < 70,557 кН;

• для фундаментов опоры крайней анкеровки, условие N < М с учетом коэффициента надежности д=1,4 [по ШНК] выполняются при свайном фундаменте с оголовкой типа С-2-9,3, т.е. 97,705 кН < 107,727 кН.

й сети. М.: Транспорт 1991.

№ 7(124)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

• 7universum.com

июль, 2024 г.

2. Власов И.И., Поршнев Б.Г., Фрайфельд А.В. Проектирование контактной сети электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт 1964.

3. Лесов К.С., Мавланов А.Х., Кенжалиев М.К. Несущая способность фундаментов опор контактной сети и оценка эффективности их применения. //Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации, 2023, №4, с. 6-14.

4. Лесов К.С., Мавланов А.Х., Эргашев У.Э. Определение несущей способности фундаментов опор контактной сети железных дорог и вертикальной силы, действующей на фундамент. //Вестник ТашИИТа №4. 2018.

5. Ли А.Г. Анализ методов оценки несущей способности железобетонных опор контактной сети магистральных железных дорог /А.Г. Ли, JI.C. Демина // Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования: тр. Всерос. молодежной научно-практ. конф. (10-13 апр. 2012 г.): в 3 т. / ДВГУПС; под ред. Б.Е. Дынькина, А.Ф. Серенко. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. -Т. 1.-С. 135-139.

6. Ли В.Н. Опрокидывающий момент опоры контактной сети / В.Н. Ли, А.С. Сапов, Л.С. Демина // Мир транспорта. - 2012. - № 2 (40). - С. 4-11

7. Омаров А.Д., Закиров Р.С., Лесов К.С. Проектирование, строительство и содержание железнодорожного пути в Казахстане. Учебное пособие. Алматы: Издательство «Бастау», КазАТК, 2000. - 212 с.

8. Знаменский В.В., Знаменская Е.П., Чунюк Д.Ю., Халиуллина Д.Р. К вопросу об оценке несущей способности забивных железобетонных свай стандартных сечений на горизонтальную нагрузку. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - Пермь:

2018. - №1. - С. 60-69.

9. Лесов К.С., Мирахмедов М.М., Таджибаев Ш.А. Мировой опыт применения геосинтетических материалов в конструкциях земляного полотна. Архитектура. Строительство. Дизайн. Научно-практический журнал. №2,

2019. Ташкент. ТАСИ.С. 194-197.

10. Lesov K.S., Tadjibayev Sh. Calculation of the reserve coefficient of local stability of the slopes of the roadbed reinforced with a volumetric geogrid. // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. Том 11, Номер 11, С. 115-120.

11. Лесов К.С., Элмуратов И.Я. Календарное планирование организации строительства железнодорожной линии Бухара - Мискен. Инновационные подходы в современной науке. Сб.ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф.- № 11 (23). Часть 1 - М., Изд. «Интернаука», 2018. -12-16с.

12. ВСН 447-Н Ведомственные технические указания по проектированию контактной сети высокоскоростных железных дорог. Ташкент, 2010. ГАЖК «УТЙ».

13. ВСН 446-Н Ведомственные технические указания по производству и приемке строительных и монтажных работ при электрификации высокоскоростных железных дорог (устройства контакной сети). Ташкент, 2010. ГАЖК «УТЙ».

14. Нормы проектирования контактной сети СТН ЦЭ 141-99. Департамент электрификации и электроснабжения Министерства путей сообщения Российской Федерации - М., "Трансиздат", 2001 г - 176 с.

С. 17-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.