Научная статья на тему 'Нестандартный подходк обучению детей таблице умножения'

Нестандартный подходк обучению детей таблице умножения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2336
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ / НЕСТАНДАРТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленькая Татьяна Яковлевна, Гуревич Ольга

В статье авторы предлагают познакомиться с новым нестандартным методом обучения детей таблице умножения. Данный метод развивает не только память, внимание и творческие способности школьников, но и стимулирует их к самостоятельной познавательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нестандартный подходк обучению детей таблице умножения»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

J

Беленькая Татьяна Яковлевна

учитель начальных классов ГБОУ школы № 180 Красногвардейского района

г.Санкт-Петербург E-mail: anna-mouse18@mail.ru Гуревич Ольга г.Хадера, Израиль E-mail: olgagurev@gmail.com

V.

НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТАБЛИЦЕ УМНОЖЕНИЯ

Л___________________________________________г

Аннотация: В статье авторы предлагают познакомиться с новым нестандартным методом обучения детей таблице умножения. Данный метод развивает не только память, внимание и творческие способности школьников, но и стимулирует их к самостоятельной познавательной работе.

Ключевые слова: Таблица умножения, нестандартный метод обучения, память, внимание, творческие способности.

Перед современной школой стоит много задач, но основной и одной из самых важных задач, обозначенных в новых Федеральных Государственных образовательных стандартах, остаётся задача всестороннего развития ребёнка через сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой и познавательной работой, которая непосредственно связанна с развитием способностей младшего школьника самостоятельно решать нестандартные задачи [3].

С этой целью в школе № 180 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в рамках разработанного педагогами школы учебного комплекса по математике для начальных классов, направленного на решение традиционных задач через нетрадиционные методы и формы работы с учащимися, был создан учебник для ученика под названием «Таблица умножения в домиках» (авторы: Татьяна Беленькая, Ольга Гуревич).

Нестандартный метод обучения детей [2] таблице умножения «36 домиков за 36 дней» начинал разрабатываться и апробироваться ещё 10 лет назад. За это время в эксперименте приняло участие более 400 детей. Все ребята полюбили таблицу умножения, научились весело и легко запоминать большой объём информации, развивая свою память, внимание и творческие способности. Сегодня можно с уверенностью сказать, что наш опыт был успешным. Поэтому мы хотим поделиться нестандартным методом обучения таблице умножения младших школьников с педагогами страны.

Многие педагоги согласятся с тем, что «старые» таблицы умножения имеют некоторые недостатки:

большой объём материала для запоминания, который построен так, что крайне тяжело использовать зрительную память ученика.

Предлагаемая нами переорганизация таблицы умножения облегчает запоминание и понимание, помогает развивать аналитическое мышление детей. Вместо скучной зубрёжки ребёнка ждёт весёлая игра с песенками и рисунками. Ученик может выучить таблицу умножения по нашему методу примерно за два месяца даже в дошкольном возрасте.

Новизна разработанного метода заключается в созданных для запоминания моделях закономерностей: «домики» - «улицы» - «город». Модели «домики» выстроены как последовательность «улицы» целого «города чисел». Такой подход даёт возможность обнаруживать и использовать закономерности, вспоминать забытый «домик» с помощью «домиков-соседей». Выявленная закономерность (последовательность «домиков») позволяет ещё больше сократить материал для запоминания.

Объясним суть нашего метода. На улицах «Города чисел» - 36 домиков. В каждом домике живёт тройка чисел: вверху живёт большой жилец, назовём его Целое. Внизу домика живут двое маленьких соседей. Например, Целое - 20, соседи - 4 и 5. Мы не будет рассматривать домики, где соседи 1 или 10, потому, что их запомнить легко. Там, где один из соседей Единица, Целое равно её соседу, например: (5, 1,5): 5 и 15

Из тройки цифр можно построить четыре примера: два на умножение и два на деление. К примеру, посмотри на домик, в котором живут 6, 3 и 2. Шесть - Целое, 3 и 2 - жильцы домика и соседи. 6 и 2 3

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

После объяснения такого примера ребёнок сможет автоматически решить четыре примера, которые не нужно специально запоминать по отдельности:

3x2 =6, 2* 3 = 6, 6: 2 =3, 6: 3= 2.

В некоторых домиках соседи - близнецы (похожи), например: 9, 3, 3. Здесь будет рассмотрен только один пример на умножение и один на деление. Порядок запоминания каждого домика таков. К примеру, домик 8, 2, 4: 8 -Целое, 2 и 4 соседи.

Предлагаем ученику следующий алгоритм работы:

1. Сфотографируй домик долгим, напряжённым, сосредоточенным взглядом, как фотоаппаратом (зрительная память). Одновременно мысленно строго прикажи себе: «Запомни!» Закрой глаза и представь всю картинку (а не каждое число по отдельности). Если ты её не видишь чётко и легко с закрытыми глазами, повтори фотографирование взглядом.

2. Проговори домик, делая математическую зарядку. Говоришь 8 - хлопаешь в ладоши над головой, говоришь 2 - ладони к одному плечу, говоришь 4 - ладони к другому плечу (слуховая память). Движения рук помогают сосредоточиться. Говоря, представляй эту картинку.

3. Заведи отдельную тетрадку под названием «Домики». Нарисуй этот домик.

4. Разучи песенку про домик (ассоциативная память) на знакомую тебе мелодии. Расскажи сюжет, где герои - числа. Если ты учишь домик 18, 3, 6, найди в рабочей тетради ученика песенку «Спят усталые девчушки».

Песенка «Спят усталые девчушки» на мелодию «Спят усталые игрушки»

Спят усталые девчушки «3» и «6».

«18» мать хлопочет - дел не счесть.

Наконец она ложится,

Три и Шесть ей будут сниться.

Всем им пожелай: баю-бай!

Расскажи своими словами. К примеру, так: «Три и Шесть - усталые девчушки. Они спят. Их мама 18 устала от дел, она тоже ложится спать. Ей приснятся её девчушки - 3 и 6». А теперь дай название песенке. К примеру, «Усталые девчушки». Это будет твоё

название, которое для тебя будет связано с этим домиком. Умножая 3 на 6, ты вспомнишь это название -«Усталые девчушки». Всплывёт в памяти домик и Целое - 18.

5. Наконец, ты пришёл к примерам на умножение и на деление. В тетрадке под названием «Домики» запиши их рядом с домиком, который учишь (но не зубри!).

6. Обязательно придумывай задачки к примерам. Каждый день учи один домик. Домики, выученные ранее, повторяй каждый день. Тогда через 36 дней ты будешь знать всю Таблицу умножения, решать 380 примеров.

В результате применения разработанного нами метода «36 домиков за 36 дней» и использования созданной книги для ученика «Таблица умножения в домиках» ребята в дальнейшем с лёгкостью выполняют деление с остатком и понимают техническую сторону сокращения дробей.

этот метод, построенный с учётом закономерностей творческой инновационной деятельности [3,4,5], позволяет учащимся выполнять творческие задания, развивать логическое мышление и научиться самостоятельно «строить свои улицы» [1].

Литература

1. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 2.-С.3-6.

2. Лутцева Е. А. Развитие через открытия // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5.- С.3-6.

3. Нагайченко Н. Н, Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2012.- № 2.- С.51-54.

4. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.-№ 1.

5. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. - 2012.- № 2.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.