Научная статья на тему 'Нестандартные формы проверки знаний как способ развития познавательной активности студентов'

Нестандартные формы проверки знаний как способ развития познавательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина А.В.

В статье приводятся примеры практического использования в высшем профессиональном образовании нестандартных форм проверки знаний студентов, способствующих развитию познавательной активности, при проведении занятий блока математических и информационных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нестандартные формы проверки знаний как способ развития познавательной активности студентов»

анкетирование родителей, широко использовали информацию в родительских уголках, задействовали родителей в материальном оснащении группы, разучивании национальных подвижных игр, использовании элементов национального осетинского костюма. В результате совместной работы у родителей возрос интерес к работе дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, проведенная нами работа показала, что необходима комплексная оздоровительная работа, которая способствует повышению у детей интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, к улучшению у них психического благополучия, созданию интереса у родителей к культуре оздоровления детей с использованием регионального подхода.

Введение оздоровительной программы «Истоки здоровья» здоровьесбе-регающего обучения явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей познавательного, физического, психического, этнокультурного развития детей.

Список литературы:

1. Банникова Л.П. Программа оздоровления в ДОУ - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 48 с.

2. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. - Орджоникидзе, 1978. -164 с.

3. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». - 2011 -150 с.

4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М.: Издательство АСТ, 1996. - 336 с.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Кузьмина А.В.*

Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск

В статье приводятся примеры практического использования в высшем профессиональном образовании нестандартных форм проверки знаний студентов, способствующих развитию познавательной активности, при проведении занятий блока математических и информационных дисциплин.

Ключевые слова познавательная активность студентов, развитие познавательной активности, формы контроля знаний.

* Студент кафедры Социальных наук.

Осуществляя практическую деятельность преподавателя информатики, приходится часто сталкиваться с фразами: со стороны студентов заочного отделения - «А мы ничего в компьютере не знаем!», со стороны студентов очного отделения - «А мы все знаем! Чему новому вы можете нас научить?». Являясь одновременно преподавателем математики, со стороны студентов уже всех форм обучения слышится фраза «А зачем нам это надо?». В любом случае, обучающиеся уже заведомо, приходя на первые занятия, негативно настроены на изучение данных дисциплин, считая их «ненужными» или «слишком сложными». В связи с чем перед преподавателем возникает проблема создания таких условий обучения, при которых будет происходить не просто передача знаний по предмету, а будет развиваться познавательная активность студентов.

Под познавательной активностью понимается «интеллектуально-эмоциональная склонность к процессу познания, стремление учащихся к учебе, выполнению индивидуальных и общих заданий, реализация практической и умственной деятельности» [1].

По мнению И.Ф. Харламова, для развития познавательной активности обучающимися необходимо, в частности, применение следующих приемов:

- создание проблемных ситуаций, постановка вопросов и познавательных задач, которые побуждают обучающихся к активной интеллектуальной деятельности по их решению и приобретению новых знаний;

- умение преподавателя насыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными деталями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер;

- использование наглядных и технических средств обучения [6].

Основной мотивационной компоненты познавательной активности студентов, как правило, служит необходимость прохождения текущего и итогового контроля знаний. Однако, при умелой организации преподавания дисциплины, в последующем у обучающихся основой такой компоненты становится непосредственный интерес к предмету.

Считается, что проверка знаний является одним из основных элементов процесса обучения, определяющая результативность и эффективность учебного процесса. Выделяют следующие формы контроля знаний, которые также могут быть применены в системе высшего профессионального образования:

1. Традиционные способы:

а) Безмашинные способы контроля: устный опрос, устная самостоятельная работа, выступление с сообщением, устный зачет, блиц-опрос.

б) Мешанные способы контроля: диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, тест, экзамен, олимпиада.

в) Машинные способы контроля: практическая работа, лабораторная работа.

2. Нетрадиционные способы: исследовательская работа, творческая работа, реферат, сочинение, соревнования (конкурсы, турниры, КВН), конференция, аукцион [5].

В период с 2007 по 2012 учебные годы, осуществляя преподавание блока математических и информационных дисциплин, автором был накоплен опыт использования нестандартных (нетрадиционных) форм проверки знаний студентов, носящих исследовательский или творческий характер, а именно:

- написание сочинений-эссе по проблемным вопросам информатизации общества в рамках дисциплин «Информатика» и «Социальной информатика» (например, по теме «Информатизация общества: проблемы и перспективы»), а также проблемам внедрения и использования современных информационных технологий в повседневную жизнь человека в рамках дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»;

- письменное выделение положительных и отрицательных черт использования различных информационных технологий в современном обществе (например, по темам «Сеть Интернет в жизни современного человека», «Телефон в жизни школьника», «Современные средства электронных платежей» и т.п.);

- отгадывание студентами кроссвордов и филвордов, составленных преподавателем с целью проверки категориального аппарата по дисциплинам «Информационная безопасность и защита информации», «Информатика», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения»;

- самостоятельное составление студентами кроссвордов с целью отработки навыков работы с Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в рамках изучения дисциплины «Информационное обеспечение управления»;

- написание реферативных работ с целью получения дополнительных знаний по изучаемым дисциплинам (носит исключительно добровольный характер, если данный вид работ не определен рабочей программой в качестве обязательной);

- просмотр художественных и документальных фильмов про математиков и о математике с последующим их обсуждением (например, «Игры разума», «Доказательство», «Софья Ковалевская», «Западня Ферма» и т.п.).

- поиск и анализ необходимого материала для ответов на проблемные вопросы (например, «Был ли прав барон Мюнхгаузен, когда говорил, что 32 мая возможно?», «Чему равен угол между параллельными прямыми?», «Если любое число в нулевой степени равно единице, а ноль в любой степени равен нулю, то чему равен ноль в нулевой степени?» и т.п.);

построение цельнокроеной развертки куба со сквозными квадратными отверстиями со вех сторон (см. рис. 1);

участие в викторинах, например, по угадыванию известной личности с указанием его заслуг в данной предметной деятельности, проводимых посредством социальной сети «ВКонтакте» [2, 3, 4].

Рис. 1. Куб со сквозными «отверстиями», для которого необходимо построить цельнокроеную развертку

Способствовать развитию познавательного интереса могут и нестандартные задания. Например, в рамках самостоятельной работы, которая также подвергается оцениванию, по дисциплине «Интернет в деятельности учителя» студентам предлагаются следующие формулировки заданий:

1. Определите протоколы передачи данных в сети Интернет, отнесите их к соответствующему уровню OSI и дайте им краткую характеристику (примечание: использован шифр Брайля): а) (Ответ: DNS);

б) (Ответ: FTP);

• • о • • • О • • о • о

Рис. 2

• • • О • • • • • о • о

Рис. 3

в) (Ответ: HTTPS).

С Ф Ф Ф Ф

Ф Ф Ф Ф О

Рис. 4

Ф Ф Ф О Ф О

С Ф ф

Ф о

2. Определите услуги сети Интернет и дайте им краткую характеристику (примечание: использован Юникод):

а) 0438 043D 0442 0435 0440 043D 0435 0442 - 043C 0430 0433 0430 0437 0438 043D (Ответ: Интернет-магазин);

б) 0441 043E 0446 0438 0430 043B 044C 043D 0430 044F 0441 0435 0442 044C (Ответ: социальная сеть);

в) 043F 043B 0430 0442 0451 0436 043D 0430 044F0441 0438 0441 0442 0435 043C 0430 (Ответ: платёжная система).

Приведенные формы работ и контроля знаний студентов позволяют:

- поставить перед обучающимися познавательную задачу, способствующую их активной интеллектуальной деятельности в области поиска и анализа необходимой информации;

- увлечь студентов наглядными примерами использования теоретического материала по преподаваемой дисциплине;

- использовать сеть Интернет для организации дополнительного общения между преподавателем и группой в рамках изучаемого предмета.

Непосредственно студентами данные формы работы воспринимаются хорошо, так как позволяют самостоятельно выбирать задания согласно личным наклонностям и интересам, а также получить дополнительные баллы при модульно-рейтинговой системе. Оценивание преподавателем при этом происходит не только «качества» и результативности выполненной работы, но и прилежания обучающихся, так как выполнение заданий носит добровольный характер.

Список литературы:

1. Акиф гызы Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психо лого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ - 2012. - № 5. - С. 197-202.

2. Кузьмина А.В. Использование интернет-технологий в организации изучения курса математики // Международная научно-практическая конференция Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития: Сборник материалов конференции 30 ноября - 3 декабря 2011 года. - 2011. - Режим доступа: http://ippk.arkh-edu.ш/fommJestphp?PAGE_NAME=read&FГО=38&TГО=470 (дата обращения: 24.01.2014).

3. Кузьмина А.В. Использование новых информационных технологий в деятельности преподавателя в условиях трансформации российского образования / Отв. ред. А.А. Челтыбашев // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы: Материалы международной молодежной конференции. - Мурманск: МГГУ 2012. - С. 162-164.

4. Кузьмина А.В. Использование социальных сетей в учебном процессе / отв. ред. А.А. Челтыбашев // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-30 марта 2011 года. - Мурманск: МГГУ 2012. - С. 169-172.

5. Курышева Е.В. Формы контроля знаний учащихся по информатике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416815/ (дата обращения: 19.01.2014).

6. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс. - Мн.: Высш. шк., 2004. -272 с.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Кумахова Л.М.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В современных противоречивых условиях развития общества милосердие выступает как важнейший нравственный императив. Для успешности воспитания милосердия у школьников обращение к мировым религиям, духовным традициям, ценностям и национальной культуре представляется целесообразным. В основу данной статьи положены поиски автором духовно-нравственных основ воспитания милосердия у младших школьников.

Ключевые слова: милосердие, духовно-нравственные ценности, национальная культура, структура милосердия.

Человек по природе своей обладает физической, эмоциональной, социальной и духовной сущностями. Сосредотачивая внимание на физическом и интеллектуальном развитии, мы часто забываем об эмоциональном, социальном и духовном аспектах развития. А между тем духовность своими самыми тончайшими струнами соединяется со всеми другими сферами, расширяя и активизируя их. Одной из наиболее значимых духовных ценностей является милосердие. В современных условиях экономического, культурно-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.