анкетирование родителей, широко использовали информацию в родительских уголках, задействовали родителей в материальном оснащении группы, разучивании национальных подвижных игр, использовании элементов национального осетинского костюма. В результате совместной работы у родителей возрос интерес к работе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что необходима комплексная оздоровительная работа, которая способствует повышению у детей интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, к улучшению у них психического благополучия, созданию интереса у родителей к культуре оздоровления детей с использованием регионального подхода.
Введение оздоровительной программы «Истоки здоровья» здоровьесбе-регающего обучения явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей познавательного, физического, психического, этнокультурного развития детей.
Список литературы:
1. Банникова Л.П. Программа оздоровления в ДОУ - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 48 с.
2. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. - Орджоникидзе, 1978. -164 с.
3. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». - 2011 -150 с.
4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М.: Издательство АСТ, 1996. - 336 с.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Кузьмина А.В.*
Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск
В статье приводятся примеры практического использования в высшем профессиональном образовании нестандартных форм проверки знаний студентов, способствующих развитию познавательной активности, при проведении занятий блока математических и информационных дисциплин.
Ключевые слова познавательная активность студентов, развитие познавательной активности, формы контроля знаний.
* Студент кафедры Социальных наук.
Осуществляя практическую деятельность преподавателя информатики, приходится часто сталкиваться с фразами: со стороны студентов заочного отделения - «А мы ничего в компьютере не знаем!», со стороны студентов очного отделения - «А мы все знаем! Чему новому вы можете нас научить?». Являясь одновременно преподавателем математики, со стороны студентов уже всех форм обучения слышится фраза «А зачем нам это надо?». В любом случае, обучающиеся уже заведомо, приходя на первые занятия, негативно настроены на изучение данных дисциплин, считая их «ненужными» или «слишком сложными». В связи с чем перед преподавателем возникает проблема создания таких условий обучения, при которых будет происходить не просто передача знаний по предмету, а будет развиваться познавательная активность студентов.
Под познавательной активностью понимается «интеллектуально-эмоциональная склонность к процессу познания, стремление учащихся к учебе, выполнению индивидуальных и общих заданий, реализация практической и умственной деятельности» [1].
По мнению И.Ф. Харламова, для развития познавательной активности обучающимися необходимо, в частности, применение следующих приемов:
- создание проблемных ситуаций, постановка вопросов и познавательных задач, которые побуждают обучающихся к активной интеллектуальной деятельности по их решению и приобретению новых знаний;
- умение преподавателя насыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными деталями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер;
- использование наглядных и технических средств обучения [6].
Основной мотивационной компоненты познавательной активности студентов, как правило, служит необходимость прохождения текущего и итогового контроля знаний. Однако, при умелой организации преподавания дисциплины, в последующем у обучающихся основой такой компоненты становится непосредственный интерес к предмету.
Считается, что проверка знаний является одним из основных элементов процесса обучения, определяющая результативность и эффективность учебного процесса. Выделяют следующие формы контроля знаний, которые также могут быть применены в системе высшего профессионального образования:
1. Традиционные способы:
а) Безмашинные способы контроля: устный опрос, устная самостоятельная работа, выступление с сообщением, устный зачет, блиц-опрос.
б) Мешанные способы контроля: диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, тест, экзамен, олимпиада.
в) Машинные способы контроля: практическая работа, лабораторная работа.
2. Нетрадиционные способы: исследовательская работа, творческая работа, реферат, сочинение, соревнования (конкурсы, турниры, КВН), конференция, аукцион [5].
В период с 2007 по 2012 учебные годы, осуществляя преподавание блока математических и информационных дисциплин, автором был накоплен опыт использования нестандартных (нетрадиционных) форм проверки знаний студентов, носящих исследовательский или творческий характер, а именно:
- написание сочинений-эссе по проблемным вопросам информатизации общества в рамках дисциплин «Информатика» и «Социальной информатика» (например, по теме «Информатизация общества: проблемы и перспективы»), а также проблемам внедрения и использования современных информационных технологий в повседневную жизнь человека в рамках дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»;
- письменное выделение положительных и отрицательных черт использования различных информационных технологий в современном обществе (например, по темам «Сеть Интернет в жизни современного человека», «Телефон в жизни школьника», «Современные средства электронных платежей» и т.п.);
- отгадывание студентами кроссвордов и филвордов, составленных преподавателем с целью проверки категориального аппарата по дисциплинам «Информационная безопасность и защита информации», «Информатика», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения»;
- самостоятельное составление студентами кроссвордов с целью отработки навыков работы с Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в рамках изучения дисциплины «Информационное обеспечение управления»;
- написание реферативных работ с целью получения дополнительных знаний по изучаемым дисциплинам (носит исключительно добровольный характер, если данный вид работ не определен рабочей программой в качестве обязательной);
- просмотр художественных и документальных фильмов про математиков и о математике с последующим их обсуждением (например, «Игры разума», «Доказательство», «Софья Ковалевская», «Западня Ферма» и т.п.).
- поиск и анализ необходимого материала для ответов на проблемные вопросы (например, «Был ли прав барон Мюнхгаузен, когда говорил, что 32 мая возможно?», «Чему равен угол между параллельными прямыми?», «Если любое число в нулевой степени равно единице, а ноль в любой степени равен нулю, то чему равен ноль в нулевой степени?» и т.п.);
построение цельнокроеной развертки куба со сквозными квадратными отверстиями со вех сторон (см. рис. 1);
участие в викторинах, например, по угадыванию известной личности с указанием его заслуг в данной предметной деятельности, проводимых посредством социальной сети «ВКонтакте» [2, 3, 4].
Рис. 1. Куб со сквозными «отверстиями», для которого необходимо построить цельнокроеную развертку
Способствовать развитию познавательного интереса могут и нестандартные задания. Например, в рамках самостоятельной работы, которая также подвергается оцениванию, по дисциплине «Интернет в деятельности учителя» студентам предлагаются следующие формулировки заданий:
1. Определите протоколы передачи данных в сети Интернет, отнесите их к соответствующему уровню OSI и дайте им краткую характеристику (примечание: использован шифр Брайля): а) (Ответ: DNS);
б) (Ответ: FTP);
• • о • • • О • • о • о
Рис. 2
• • • О • • • • • о • о
Рис. 3
в) (Ответ: HTTPS).
С Ф Ф Ф Ф
Ф Ф Ф Ф О
Рис. 4
Ф Ф Ф О Ф О
С Ф ф
Ф о
2. Определите услуги сети Интернет и дайте им краткую характеристику (примечание: использован Юникод):
а) 0438 043D 0442 0435 0440 043D 0435 0442 - 043C 0430 0433 0430 0437 0438 043D (Ответ: Интернет-магазин);
б) 0441 043E 0446 0438 0430 043B 044C 043D 0430 044F 0441 0435 0442 044C (Ответ: социальная сеть);
в) 043F 043B 0430 0442 0451 0436 043D 0430 044F0441 0438 0441 0442 0435 043C 0430 (Ответ: платёжная система).
Приведенные формы работ и контроля знаний студентов позволяют:
- поставить перед обучающимися познавательную задачу, способствующую их активной интеллектуальной деятельности в области поиска и анализа необходимой информации;
- увлечь студентов наглядными примерами использования теоретического материала по преподаваемой дисциплине;
- использовать сеть Интернет для организации дополнительного общения между преподавателем и группой в рамках изучаемого предмета.
Непосредственно студентами данные формы работы воспринимаются хорошо, так как позволяют самостоятельно выбирать задания согласно личным наклонностям и интересам, а также получить дополнительные баллы при модульно-рейтинговой системе. Оценивание преподавателем при этом происходит не только «качества» и результативности выполненной работы, но и прилежания обучающихся, так как выполнение заданий носит добровольный характер.
Список литературы:
1. Акиф гызы Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психо лого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ - 2012. - № 5. - С. 197-202.
2. Кузьмина А.В. Использование интернет-технологий в организации изучения курса математики // Международная научно-практическая конференция Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития: Сборник материалов конференции 30 ноября - 3 декабря 2011 года. - 2011. - Режим доступа: http://ippk.arkh-edu.ш/fommJestphp?PAGE_NAME=read&FГО=38&TГО=470 (дата обращения: 24.01.2014).
3. Кузьмина А.В. Использование новых информационных технологий в деятельности преподавателя в условиях трансформации российского образования / Отв. ред. А.А. Челтыбашев // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы: Материалы международной молодежной конференции. - Мурманск: МГГУ 2012. - С. 162-164.
4. Кузьмина А.В. Использование социальных сетей в учебном процессе / отв. ред. А.А. Челтыбашев // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-30 марта 2011 года. - Мурманск: МГГУ 2012. - С. 169-172.
5. Курышева Е.В. Формы контроля знаний учащихся по информатике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416815/ (дата обращения: 19.01.2014).
6. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс. - Мн.: Высш. шк., 2004. -272 с.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Кумахова Л.М.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В современных противоречивых условиях развития общества милосердие выступает как важнейший нравственный императив. Для успешности воспитания милосердия у школьников обращение к мировым религиям, духовным традициям, ценностям и национальной культуре представляется целесообразным. В основу данной статьи положены поиски автором духовно-нравственных основ воспитания милосердия у младших школьников.
Ключевые слова: милосердие, духовно-нравственные ценности, национальная культура, структура милосердия.
Человек по природе своей обладает физической, эмоциональной, социальной и духовной сущностями. Сосредотачивая внимание на физическом и интеллектуальном развитии, мы часто забываем об эмоциональном, социальном и духовном аспектах развития. А между тем духовность своими самыми тончайшими струнами соединяется со всеми другими сферами, расширяя и активизируя их. Одной из наиболее значимых духовных ценностей является милосердие. В современных условиях экономического, культурно-
* Старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии педагогического факультета.