Научная статья на тему 'Несовершенство формулировки статьи 14 Конституции Российской Федерации как проблема реализации свободы вероисповедания'

Несовершенство формулировки статьи 14 Конституции Российской Федерации как проблема реализации свободы вероисповедания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / SEPARATED / РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ / EQUALITY BEFORE THE LAW / СВЕТСКОЕ / SECULAR / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / TRADITIONAL RELIGIOUS ASSOCIATIONS / ДОКТРИНАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ / DOCTRINAL INTERPRETATION / ФОРМУЛИРОВКА / WORDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходыкин Игорь Васильевич

В статье обосновывается тезис о несовершенстве формулировки ст. 14 Конституции России. При этом проблемы реализации права на свободу совести и вероисповедания, зависящие от формулировки данной статьи, фактически не исследованы. Автор приходит к выводу о том, что объективное понимание ст. 14 в значительной степени будет зависеть от внесения изменений именно в текст положений рассматриваемой конституционной нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPERFECTION OF THE WORDING OF ARTICLE 14 OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A PROBLEM OF THE REALIZATION OF FREEDOM OF RELIGION

Problems of realization of the right to freedom of conscience and religiondependent formulations of Art. 14 of the Constitution, in fact not investigated. The report substantiates the thesis about the imperfection and complexity of the wording of article 14. In the work the conclusion is that the objective understanding of article 14 will depend greatly on changes in the text of the provisions under consideration of the constitutional norms.

Текст научной работы на тему «Несовершенство формулировки статьи 14 Конституции Российской Федерации как проблема реализации свободы вероисповедания»

нованием власти служит общественный договор, а не Божественная воля.

В монархическом государстве режим законности поддерживается страхом Божьим. «Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием» (книга 2 Царств 23, 2). Соответственно, для подданных формализм закона дополнен царской справедливостью. «Царь, по истинному о нем понятию, есть Глава и Душа Царства. Но вы возразите мне, что Душой государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква, ибо сколько раз можно наблюдать в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустраняет общественные звания и дела, а между тем они расстраиваются. Закон, мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель и возбудитель и одушевитель подчиненных деятелей есть Царь» [7, с. 18].

Вопрос о сакральных основаниях царской власти требует отдельного изучения, несмотря на многочисленные труды по политическому и правовому богословию. Наиболее остро стоит проблема определения пределов царской власти. Понятно, что царь должен был исполнять волю Бо-

жью, заповеди Божьи и вести народ к спасению. Но насколько функции царя были распространяемы в духовной сфере? Наделяет ли обязанность царя вести народ к Богу правом вмешиваться в дела Церкви? Эти и многие другие вопросы должны быть решены не на основе исторического опыта, зачастую негативного, а с его учетом, но на основе Библии.

Литература

1. URL // http://foma.ru/dolzhen-li-pravoslavny-ij-chelovek-byit-monarxistom.html

2. URL // http://foma.ru/dolzhen-li-pravoslavny-ij-chelovek-byit-monarxistom.html

3. URL // http://foma.ru/dolzhen-li-pravoslavny-ij-chelovek-byit-monarxistom.html

4. URL // http://foma.ru/dolzhen-li-pravoslavny-ij-chelovek-byit-monarxistom.html

5. Алексеев Н. Н. Идея земного града в христианском вероучении // Русский народ и государство. М., 1998.

6. Фетисов Т. (протоиерей). Образ идеального государства и власти в богословии Ветхого Завета. URL // http://www.pravoslavie.ru/jur-nal/71506.htm

7. Св. Филарет (Дроздов). Государственное учение. М., 1888.

И. В. Ходыкин

НЕСОВЕРШЕНСТВО ФОРМУЛИРОВКИ СТАТЬИ 14 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

В статье обосновывается тезис о несовершенстве формулировки ст. 14 Конституции России. При этом проблемы реализации права на свободу совести и вероисповедания, зависящие от формулировки данной статьи, фактически не исследованы. Автор приходит к выводу о том, что объективное понимание ст. 14 в значительной степени будет зависеть от внесения изменений именно в текст положений рассматриваемой конституционной нормы.

Ключевые слова: государство, равенство перед законом, светское, традиционные религиозные объединения, доктринальное толкование, формулировка.

Качество доктринального толкования* ст. 14 Конституции России в нашей стране неразрывно связано с реализацией конституционного права личности на свободу совести, свободу вероиспо-

ведания, а также на свободную деятельность религиозных объединении. Современное общество как никогда нуждается в реализации конституционных норм, что возможно лишь при условии,

* Это вид неофициального толкования, осуществляемый учеными-правоведами. Кроме доктринального, этот вид включает также обыденное толкование, используемое гражданами в быту, повседневной жизни, и профессиональное (компетентное), например, разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и так далее.

что смысл нормы будет понятен каждому субъекту, действующему в правовом поле Конституции РФ.

При создании конституции, как правило, используются четкие и общеизвестные выражения. Цели ее провозглашаются достаточно определенно. Согласно Толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой, формулировка - это «1. Краткое и точное словесное выражение мысли. 2. Сформулированное положение» [ 1]. Если внимательно посмотреть на формулировку статьи 14 Конституции РФ, то с семантической точки зрения она является наиболее сложной для адекватного понимания.

Ее текстуальное выражение не совсем точно отражает заложенный в нее смысл.

Юридическая конструкция ст. 14 Конституции РФ сформулирована таким образом, что первое ее положение раскрывается через последующие нормы:

«1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Мы видим, что вышеприведенные положения последовательно предстают не как ясные выражения, а как некие правовые иероглифы, каждый из которых требует обстоятельной расшифровки, позволяющей добраться до его истинного смысла. Согласимся, что объяснять неясное через неясное (лат. оbscurum per obscurius) - это далеко не лучший путь выявления содержания конституционной статьи.

Стилистика ст. 14 включает в себя специальные юридические и религиоведческие термины («светское государство», «религиозные объединения», «религия», «закон»), а также обыденные слова «отделены» и «равны». Их сочетание дает сложные юридические образные выражения: «отделены от государства» и «равны перед законом». Метафоры, как известно, нельзя понимать буквально, чтобы избежать ошибки, тем более, когда речь идет о нормах конституции. Не случайно подобная формулировка беспрепятственно позволяла Советскому государству, которое так-

же объявлялось «светским» и «отделенным от церкви», оправдывать свои гонения на религию и верующих, поскольку ее можно таким образом интерпретировать.

Нельзя не заметить, что в рассматриваемой конституционной формулировке заложен значительный потенциал для дискриминационной трактовки, которая позволяет и сейчас атеизиро-ванному чиновнику* использовать ее против всего, что связано с религией. Буквальное понимание фраз «У нас светское государство» и «Вы отделены от государства» ставит верующих в положение изолированности и бесправия, им нужно часто оправдываться, пытаться опровергать или доказывать, что это не так. Это подтверждает тезис о том, что лексика статьи 14 Конституции РФ дает антирелигиозный эффект.

Если сравнить тексты ст. 7 Конституции о «социальном государстве»** и ст. 14 о «светском государстве», то можно заметить, что в первом случае совсем иная тональность. Формулировка статьи детализируется, в ней больше уточняющих слов, а потому мало остается шансов для дискриминационных интерпретаций.

Другой пример: в ст. 12 Конституции закреплено, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Как видим, здесь не употреблены термины «отделены» и «государство», хотя они соответствуют смыслу этой фразы, и даже в такой формулировке статья, как отмечает М. В. Баглай, «наиболее сложная и трудная для усвоения» [2, с. 142].

Очевидно, насколько трудное для правильного уяснения выражение «Россия - светское государство, религиозные объединения отделены от государства».

Отделены ли религиозные объединения от органов местного самоуправления, если последние не входят в систему государственной власти? Формулировка ст. 14 Конституции далеко не лишена возможности противопоставления государства и верующих. Назвать Россию «безрелигиозным» государством законодатели не решились. Как тогда быть со свободой вероисповедания и тысячами религиозных общин в стране?

* Чиновник как 25 лет назад говорил, что церковь отделена от государства, так и теперь он утверждает то же самое: есть «мы» - государство, есть «вы» - церковь, верующие.

** «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Они использовали слово «светское», подчеркнув тем самым противоположность несветскому государству, то есть нерелигиозному. В обыденном сознании оно ошибочно таким и предстает для большинства. Затем была добавлена фраза о том, что религиозные объединения еще и отделены от государства, как следствие, противопоставление возросло до максимума. В результате религиозные объединения в контексте ст. 14 выступают своего рода причиной и антиподом несветскости. То ли испугались объединения ислама с властью в некоторых субъектах России, то ли некогда было при обстреле танками Верховного Совета РФ в период конституционного кризиса 1993 года редактировать предложенные атеизированными правоведами формулировки. Необходимо было срочно принимать конституцию. Возможно, это и явилось причиной несовершенства формулировки ст. 14.

Основная сложность восприятия этой формулировки состоит в различном понимании слова «государство»: с одной стороны, как политическую систему организации общества, а с другой - как непосредственно общество в целом или страну, некое географическое пространство [3, с. 83]. В законодательстве РФ отсутствует дефиниция понятия «государство». Оно понимается неоднозначно даже правоведами. В общеупотребительном значении слово «государство» ошибочно ассоциируется со всей жизнью в стране и с самим государством. Зачем было вносить в ст. 14 Конституции РФ такое неоднозначное и абстрактное ключевое слово, как «государство»? Для атеистического тоталитарного режима оно удобно, но не для свободного государства. Можно было бы вместо термина «государство» подобрать более понятные выражения, например, «органы государственной и муниципальной власти».

Другая сложность - в конституционную норму внесено слово «отделены», которое содержит явную неточность, поскольку оно ассоциируется с полной изолированностью, отмежеванием, отстраненностью, оторванностью [4, с. 470]. Исходя из данной формулировки не вполне ясно, что отделены «религиозные объединения» (руководящие органы религиозных общин), а не все верующие и далеко не все, что связано с религией: вера, тексты, живопись, архитектура, музыка, богословие и так далее.

На наш взгляд, совершенно неуместно было вносить в ст. 14 фразу о том, что «религиозные объединения равны перед законом», поскольку эта норма уже закреплена в ст. 19 Конституции РФ и распространяется на все организации. В контексте

же ст. 14 данная труднопонимаемая юридическая метафора обретает не правовой, а подчеркнуто атеистический смысл, нивелирующий разность религиозных объединений, когда под юридическим термином «закон» ошибочно понимается и государство, и общество, и человек, которые к тому же якобы не вправе по-разному относиться к религиозным организациям.

Если допустить, что выражение «равенство перед законом религиозных объединений» было закреплено в ст. 14 в качестве признака светскости государства, то его нельзя считать обоснованным. Например, в европейских демократических странах с государственной религией (Великобритании, Дании, Греция и других) все равны перед законом, независимо от отношения к религии.

Кроме того, в ст. 14 внесен общий термин «религиозные объединения» в отношении различных по существу религиозных общин России, который, на наш взгляд, также является некорректным и не отвечающим реальности.

Такая редакция нивелирует совершенно разные религиозные традиции - от мировых до примитивных. Очевидно, что у религий должно быть закрепленное законом право быть разными. В этом смысле правовая формула «традиционная религия» (то есть религиозные сообщества, неразрывно связанные с культурой, традициями и государственностью России) [5], которая нашла свое воплощение в конституциях пяти государств - Андорры, Болгарии, Грузии, Индии и Литвы, - была бы справедливой и для Основного закона России.

Есть основания предположить, что если бы конституционная норма была сформулирована, иначе, например, так: «традиционные и другие религиозные объединения не входят в систему государственной власти, государственные власти не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений» или «традиционные и другие религиозные объединения и органы государственной власти независимы в принадлежащей каждому сфере», - то, возможно, не было бы таких односторонних толкований «светскости» государства и «отделения» религиозных объединений от него, которые доминируют сегодня.

Приведем пример. В п. 5 ст. 29 Конституции Румынии сказано: «Религиозные культы автономны по отношению к государству и пользуются его поддержкой, включая благоприятствование религиозной помощи в армии, больницах, местах лишения свободы, приютах и сиротских домах» [6].

Статья 14 прочитывается большинством следующим образом: «светское» - это как бы безрелигиозное, в свою очередь «государство» - это вся

жизнь страны, а религиозные объединения - это все религиозное (от предметов до людей), «отделены» - значит изолированы от всего в стране, а все в стране «светское», то есть «нерелигиозное». Метафора «равны перед законом» понимается как равны во всем, перед всеми и между собой.

Возможно ли придумать более удобную формулировку, чтобы ограничивать в правах верующих граждан, изолировать религиозные объединения от общества и нивелировать их роль в государстве?

Пожалуй, нет. Очевидно, что существующая редакция позволяет расширительно толковать провозглашенный принцип отделения религиозных объединений от государства, фактически приближая его по смыслу к положению об отделении церкви от общества, и изоляции от граждан. При этом забывают о том, что верующие являются такими же гражданами государства, как и неверующие, а значит, имеют такие же права.

Современная доктрина конституционного права исходит из того, что базовые конституционные нормы должны быть сформулированы так, чтобы точно и однозначно, независимо от социальных изменений и политической конъюнктуры, регулировать главные общественные отношения. Нормы Конституции - нормы прямого действия, а следовательно, понятия и термины, с помощью которых они формируются, должны быть определены максимально полно, но в то же время четко и как можно более однозначно [7, с. 46-52].

А поскольку положения ст. 14 крайне неопределенные, с недостаточной точностью слов и выражений, не позволяющей отличать светское от атеистического, отделение от изоляции, равен-

ство от уравниловки, «религиозные объединения» от религиозной веры и жизни верующих, то остается два способа ликвидировать этот пробел - объективное толкование или изменение формулировки ст. 14 Конституции России, не искажающее ее сути.

Представляется, что внесение изменений в формулировку ст. 14 путем принятия обновленной Конституции будет главным решением существующей проблемы.

Литература

1. Современный толковый словарь русского языка Т. А. Ефремовой. URL//http://dic.academic. ги/&с.ш£/Гге_ги8/125265/

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 4 изд., изм. и доп. М., 2005.

3. Чердянцев А. Ф. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1999.

5. Куницын И. Юридические проблемы отражения традиционности религиозных сообществ в законодательстве). М., 2010.

6. ЦКи/ ЬИр:/МогЫсошй1;и;юш.:га/?р=Ш

7. Белоконь Н. В. Виды неопределенности в понимании положений Конституции Российской Федерации // Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития: в 5 ч. Ч. 1: Конституционное и международное право, теория государства и права: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2004.

М. Д. Фоминская

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО В КАТОЛИЧЕСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

В статье рассматриваются проблемы ценностей с точки зрения источников теории естественного права в католической и православной правовой мысли.

Ключевые слова: естественное право, православная философия права, христианское богословие и право, правда как ценность правовой культуры.

Категория «естественное право» как в религиозной, так и в светской философско-правовой мысли является одной из основополагающих в развитии юридического мышления и практике правовой реорганизации общественного устрой-

ства. В отечественной юридической науке не сформировалась длительная и устойчивая традиция осмысления естественного права (в отличие от западноевропейской традиции). Подобную категорию в рамках отечественной традиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.