Научная статья на тему 'НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / ИНОСТРАННОЕ ВЛИЯНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ИСТОЧНИК / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / США / FARA / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МИНЮСТ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиндяпин Аркадий Витальевич

В статье анализируются особенности модернизации отечественного нормативного правового регулирования в сфере деятельности, которую реализуют лица, находящиеся под иностранным влиянием, с учетом общих тенденций развития Российского государства. Рассматриваются особенности законодательной регламентации правового статуса иностранного агента. Выявляются несовершенства действующего законодательства, в том числе с учетом сравнительной характеристики нормативно-правового регулирования в соответствующей области в США. Отмечается тенденция ужесточения мер, применяемых в отношении лиц, осуществляющих деятельность в качестве иноагентов. Автором делается вывод о необходимости конкретизации отдельных положений Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERFECTIONS OF THE LEGISLATIVE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF FOREIGN AGENTS IN MODERN RUSSIA

The article analyzes the features of the modernization of domestic regulatory legal regulation in the field of activities carried out by persons under foreign influence, taking into account the general trends in the development of the Russian state. The features of the legislative regulation of the legal status of a foreign agent are considered. The imperfections of the current legislation are revealed, including taking into account the comparative characteristics of regulatory regulation in the relevant area in the United States. There is a tendency to tighten the measures applied to persons operating as foreign agents. The author concludes that it is necessary to specify certain provisions of the Federal Law “On control over the activities of persons under foreign influence”.

Текст научной работы на тему «НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-38-44 NIION: 2018-0076-8/23-580 MOSURED: 77/27-023-2023-8-580

ШИНДЯПИН Аркадий Витальевич,

адвокат Адвокатской палаты Московской области, e-mail: advokatmoscow-777@ya.ru

НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются особенности модернизации отечественного нормативного правового регулирования в сфере деятельности, которую реализуют лица, находящиеся под иностранным влиянием, с учетом общих тенденций развития Российского государства. Рассматриваются особенности законодательной регламентации правового статуса иностранного агента. Выявляются несовершенства действующего законодательства, в том числе с учетом сравнительной характеристики нормативно-правового регулирования в соответствующей области в США. Отмечается тенденция ужесточения мер, применяемых в отношении лиц, осуществляющих деятельность в качестве иноаген-тов. Автором делается вывод о необходимости конкретизации отдельных положений Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Ключевые слова: иностранный агент, иностранное влияние, иностранный источник, политическая деятельность, США, FARA, государственный контроль, Минюст РФ.

SHINDYAPIN Arkady Vitalievich,

Lawyer of the Bar Association of the Moscow Region

IMPERFECTIONS OF THE LEGISLATIVE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF FOREIGN AGENTS IN MODERN RUSSIA

Annotation. The article analyzes the features of the modernization of domestic regulatory legal regulation in the field of activities carried out by persons under foreign influence, taking into account the general trends in the development of the Russian state. The features of the legislative regulation of the legal status of a foreign agent are considered. The imperfections of the current legislation are revealed, including taking into account the comparative characteristics of regulatory regulation in the relevant area in the United States. There is a tendency to tighten the measures applied to persons operating as foreign agents. The author concludes that it is necessary to specify certain provisions of the Federal Law "On control over the activities of persons under foreign influence".

Key words: foreign agent, foreign influence, foreign source, political activity, USA, FARA, state control, Ministry of Justice of the Russian Federation.

В современном мире ежечасно и даже ежеминутно происходят какие-то изменения, - пугающие и, одновременно, удивительные и завораживающие, - они привносят что-то новое, порой вытесняя устоявшееся и привычное, подвергая масштабной корректировке сложившийся образ жизни социума и сформировавшийся в нем уклад. Постоянное движение, все более возрастающая скорость развития стали неотъемлемыми характеристиками современного общества. Заданные высокие темпы трансформации неизбежно оказывают влияние на все сферы

общественной жизни. И в этих динамично меняющихся условиях двадцать первого столетия совершенно особое значение приобретает информация, а именно процессы ее моделирования различными источниками, ее преподнесения с того или иного ракурса, ну и, конечно же, распространяющееся информационное воздействие на граждан.

Вряд ли у кого-либо возникнут сомнения в том, что на сегодняшний день практически весь колоссальный объем информации опосредован всемирной паутиной. Повсеместно используются

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

различные электронные ресурсы, масштабное развитие получают интернет-платформы, постепенно концентрирующие в себе все больше профессиональной активности и обеспечивающие «технологизацию» миллионов процессов, которые еще совсем недавно выполнялись «вручную». Все это обуславливает то обстоятельство, что скорость распространения информации становится молниеносной, и, к сожалению, несмотря на несомненные преимущества подобных прогрессивных достижений, зачастую это может приводить к возникновению неблагоприятных последствий.

Восприятие поступающих извне сведений зависит от многих факторов, включая уровень правосознания. По вполне объяснимым причинам, в том числе связанным с уникальностью каждой отдельно взятой личности, грамотно и адекватно интерпретировать ту или иную информацию могут далеко не все. В связи с этим можно констатировать наличие «ахиллесовой пяты», некого слабого, крайне уязвимого места, целенаправленное попадание в которое может привести к самым негативным последствиям на уровне всего государства. Иными словами, особое значение приобретает правовое обеспечение информационной безопасности общества, которая, в свою очередь, является одним из важнейших элементов национальной безопасности.

Полагаем, актуальность обозначенного вопроса обусловлена стремительным ростом новых вызовов и угроз, как внутренних, так и внешних, в том числе связанных с возникновением крайне сложной геополитической ситуации, вызванной проведением специальной военной операции на Украине. Очевидно, что нормотворчество в сфере регулирования деятельности, осуществляемой иностранными агентами, является ответной мерой реагирования Российской Федерации на сложившуюся ситуативную картину на общемировой арене. Так, В.В. Путин отметил, что единственной целью законов, касающихся иностранных агентов, является защита нашего государства от вмешательства в его политическую жизнь извне [1]. В данном контексте видится интересным выявить особенности законодательного регулирования правового статуса иностранных агентов (иноагентов) в России и за рубежом.

Термин «иностранный агент» был введен в отечественную юридическую практику более десяти лет назад. На тот момент времени (2012 год) в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) были внесены соответствующие поправки. Так, российские некоммерческим организациям (НКО) присваивался статус иноагентов в том случае, если они получали финансирование

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

в форме денежных средств и (или) имущества от других государств, международных и заграничных организаций, иностранных граждан, являясь при этом участниками политической деятельности на территории России и представляя интересы зарубежных стран. Работа таких НКО не запрещалась, они могли продолжать свою деятельность, но только после регистрации в специализированном реестре, находящимся в ведении Министерства Юстиции РФ. Закрепленная норма была применена в 2013 году и еще на протяжении одного года в специализированном реестре Министерства Юстиции числился единственный иноагент -Евразийская антимонопольная ассоциация.

Однако за последнее десятилетие произошли колоссальные изменения, о которых мы упоминали ранее, что в итоге привело к активному развитию законодательства в сфере регулирования деятельности, реализуемой иностранными агентами. Результатом правотворчества в рассматриваемой области стал принятый в 2022 году Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» [2] (далее - Закон о контроле за деятельностью иностранных агентов), который объединил в себе всю совокупность разрозненных прежде, закрепленных в различных источниках положений, касающихся иностранных агентов. Данный правовой акт вобрал в себя нормы, содержащиеся в Законе о некоммерческих организациях; в Федеральном законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»; в Законе РФ «О средствах массовой информации», а также в Федеральном законе «Об общественных объединениях».

Вступивший в действие «единый» документ взамен утративших законную силу положений, регламентирующих деятельность иноагентов, установил обновленный порядок признания лиц в качестве иностранных агентов, закрепил перечень их обязанностей и ограничений. Вызывают интерес формулировки, содержащиеся в ст. 1 Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов.

Так, в ч. 2 указанной статьи устанавливается, что иноагентом может быть признано «российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового». Очевидно, что данная конструкция в совокупности с ч. 1 ст. 1, закрепившим при-

знаки отнесения к иноагентам (иностранная поддержка и (или) какие-либо иные формы иностранного влияния), дает возможность чрезвычайно широко трактовать соответствующие положения. Иными словами, в качестве иностранных агентов на практике можно признать неопределенный круг лиц, как физических, так и юридических.

Кроме этого, вопрос вызывает и субъективизм другой введенной дефиниции - «иностранное влияние». Во-первых, данное понятие само по себе видится весьма размытым. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, влияние означает действие, которое оказывает кто-либо (что-либо) на кого-либо (что-либо) [3]. Из этого следует, что действие одного лица, направлены на другое лицо с целью того, чтобы последнее действовало в интересах первого.

Полагаем, что на практике весьма трудно оценить, достигнут ли результат оказанного влияния. Иными словами, попытки воздействия могут быть предприняты, то есть само влияние как некое действие оказано, однако последствия могут быть кардинально разными. В одном случае кто-либо может попасть под такое влияние, что определенно повлечет за собой дальнейшую цепочку действий, в другом - оказанное извне влияние останется невоспринятым. Следовательно, само по себе иностранное влияние как попытка воздействия еще не означает гарантированное изменение сознания и поведения субъекта и не всегда влечет за собой наступление вредоносных последствий. Тем не менее, в соответствии с действующей нормой лицу может быть присвоен статус иноагента вне зависимости от «итога» предпринятого воздействия.

Во-вторых, и в п. 1 ст. 2 Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов, и в п. 2 ст. 2 употребляется «универсальные» формулировки «иные способы» и «иные формы» в отношении иностранного влияния и поддержки, оказанной иностранным источником, соответственно. Таким образом, законодатель еще более расширяет и без того неоднозначное и объемное понятие, оставляя в сущности указанные словосочетания как основания для того, чтобы лицо могло быть признано иностранным агентом. Получается, что речь идет не только о финансировании, но также о научно-технической и организационно-методической помощи. Обозначенные последние формы сами по себе являются многогранными и многокомпонентными, а используемые трактовки вызывают еще больше неопределенностей в правоприменительной деятельности.

В п. 1 ст. 3 Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов перечисляются иностранные источники, способные распространять то самое влияние. Следует отметить, что пере-

чень таких источников является закрытым и включает в себя десять наименований. Полагаем, что подобное количество сложно назвать маленьким, учитывая, что в него входят многочисленные категории, в том числе, лица без гражданства, лица, действующие в качестве посредников, а также, что весьма интересно, - лица, уполномоченные частью из указанных иностранных источников. В сочетании с нормой, закрепившей понятие «физическое лицо, аффилированное с иностранными агентами» (ст. 6) образуется некая бесконечная цепочка из огромного количества звеньев, в которых так или иначе можно обнаружить какое-либо иностранное влияние ввиду многообразия его форм, что, в свою очередь, позволяет присвоить попавшему в такую «вереницу» лицу правовой статус иноагента.

Кроме этого, в п. 2 ст. 3 законодателем опять же неоднократно используется формулировка «иные», а также вводится словосочетание «прямой или косвенный» контроль. Не вполне ясно, что подразумевается под таким контролем. Подобная терминология больше характерна для корпоративных правовых отношений. Получается, что законодатель оперирует сразу тремя дефинициями: «влияние», «воздействие» и «контроль». Помимо уже отмеченных особенностей первых двух понятий, связанных с возможностью их расширительного толкования, добавляется еще и две разновидности контрольного аспекта, что, по нашему мнению, еще более усложняет и размывает основания наделения лиц статусом иностранных агентов.

В ч. 3 ст. 8 Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов устанавливается, что исключение из реестра иноагента, а, значит, соответственно, утрата им данного статуса может произойти в том случае, если лицо прекратит деятельность, «послужившей основанием для его включения в реестр, и (или) прекращения получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах». Таким образом, одним из ключевых аспектов, позволяющих присвоить лицу правовой статус иноагента является реализуемая им деятельность. В ст. 8 устанавливается, осуществление каких видов деятельности позволяет отнести лицо к категории иностранных агентов. И здесь, по нашему мнению, вновь используются весьма обтекаемые неоднозначные формулировки.

Так, в ч. 4 данной статьи указывается, какая деятельность не относится к политической, но при этом добавляется условие - отсутствие противоречий национальным интересам, основам публичного правового порядка, а также иным конституци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

онным ценностям. Учитывая тот факт, что все из перечисленного в условии представляет из себя крайне объемные категории, в сущности любой вид деятельности по усмотрению правоприменителя может подпадать под заданную формулировку. Хотя, конечно же, следует признать, что сформулировать емкое понятие «политической деятельность» является весьма непростой задачей.

Интересно, что в ст. 7 Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов, закрепляющей порядок включения в реестр, не указываются основания, возникновение которых ведет к присвоению лицу статуса иностранного агента. Очевидно, данное обстоятельство в совокупности с другими изложенными ранее несовершенствами обновленного консолидированного законодательного акта, регулирующего деятельность иностранных агентов, объясняет наличие неоднозначного вопроса, связанного с отсутствием полного понимания, по какому принципу в России происходит включение лица в специализированный реестр.

Видится весьма интересной содержащаяся на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия формулировка, согласно которой «основанием для включения в Реестр является решение (распоряжение) Минюста России, издаваемое на основании...». И далее перечисляются пять таких оснований, как например, результаты проведения внеплановой проверки лица, которое действует в качестве иноагента и не подает при этом соответствующее заявление [4]. Получается своеобразная «матрешка» основание в основании, которые разрознено содержатся в статьях Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов. Так, приведенное в пример основание по внеплановой проверке закрепляется в ч. 4 ст. 10, хотя указанная норма посвящена особенностям государственного контроля за иноагентской деятельность.

Следует отметить, что на текущий момент времени (июнь 2023 года) объединенный реестр Минюста РФ включает в себя 630 позиций. И, как видится, данный список, вероятнее всего, будет дополняться в свете последних событий, приводящих к постоянному росту социального напряжения и неизменного нахождения в состоянии затяжного конфликта.

В данном контексте хотелось бы также обратиться к зарубежному законодательству, регулирующему деятельность иностранных агентов. Наиболее известным является «Закон о регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act в ред. 1995 г., далее - FARA), действующий в США и являющийся в сущности «родоначальником» (был принят в 1938 году) в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

рассматриваемой сфере регулирования [5]. Документ так же, как и Закон о контроле за деятельностью иностранных агентов не дает четкого понимания относительно политической деятельности (п. «о» § 611). Однако, при этом, в FARA конкретизируются случаи, когда лицо может быть признано иностранным агентом, а именно, если оно осуществляет свои действия по приказу, просьбе иностранного принципала, под его контролем или руководством или же под аналогичным воздействием лица, деятельность которого находится под прямым или косвенным контролем, направляется, обеспечивается финансированием или субсидированием в полном объеме или в большей части иностранным принципалом через любое другое лицо, кроме прямо предусмотренных законодательством случаев (п. «с» § 611).

Таким образом, в FARA закреплен критерий, касающийся размера финансирования. Несмотря на то, что американское законодательство не раскрывает саму формулировку «в большей части», на практике по данным правительственного сайта для лоббистов она означает 20 % или более. Важно, что сумма финансирования иностранных агентов в США составляет не менее 10 тысяч долларов [6]. При этом в России ввиду того, что в законодательстве отсутствует такая уточняющая деталь, как размер полученных от иностранного источника денежных средств, правовой статус иноагента лицу могут присвоить даже, если оно получило ничтожно маленькую сумму.

Полагаем, что такой критерий, как сумма финансирования, мог бы помочь внести ясность в разграничение иностранных агентов и иных лиц, не являющихся носителем этого правового статуса. В законодательстве других стран также предусмотрен конкретный размер материальной помощи, полученной из-за рубежа, превышение которого расценивается в качестве иноагенсткой деятельности. Так, например, в Венгрии сумма иностранного финансирования должна превышать 24 тысячи евро, а в Израиле статус иностранного агента присваивается в том случае, если более половины от всего объема финансирования организация получает от иностранных источников [7].

Еще одним юридическим признаком, на основании которого лицо может быть признано иноагентом в США является реализуемая им деятельность для целей или в интересах иностранного источника (§ 611 FARA). В американском законодательстве делается соответствующий акцент на иностранных источниках, или по-другому, - иностранных принципалах (foreign principal). То есть принципиальным условием является действие агента в интересах иностранного принципала. Полагаем, здесь можно вернуться к обозна-

ченному нами ранее в аспекте несовершенств отечественного законодательства вопросу о результативности оказанного иностранного влияния. Получается, что в США берется во внимание именно фактически оказанный иностранным принципалом итоговый эффект, под которым мы подразумеваем осуществление агентом деятельности для достижения каких-либо целей этого иностранного источника. Получается, что это не просто некое абстрактное влияние, которое не всегда может привести к управлению поведением субъекта, попавшего под него, но обязательная констатация результата подобного воздействия.

Отмечается, что законодательство США, регулирующее деятельность иностранных агентов содержит больше ограничений в сравнении с отечественной регламентацией в указанной сфере общественных отношений. Это объясняется в том числе тем, что для установления круга иностранных агентов, американский законодатель руководствуется принципом «эстоппеля». В соответствии с ним лицу может быть присвоен статус иноагента даже в том случае, если отсутствуют установленные формально-юридические признаки, позволяющие отнести его к категории иностранных агентов, но которое действует так, как будто оно им является [8, с. 13-14].

Президентом России В.В. Путиным в ответ на критику Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов также неоднократно подчеркивалось, что действующий в США закон является более строгим, поскольку помимо прочего предусматривает уголовное преследование и такую меру наказания, как лишение свободы. Глава государства пригрозил дальнейшим ужесточением российского законодательства и приведение его в полное соответствие американскому «образцу» [9].

На наш взгляд, затронутые в рамках данной статьи проблематичные аспекты, связанные с «размытостью» используемых в Законе о контроле за деятельностью иностранных агентов формулировок, расплывчатого содержания таких понятий, как «иностранное влияние», «политическая деятельность» и вытекающие из этого последствия в виде возможности произвольной трактовки соответствующих норм правоприменителя и отсутствия способов справедливого оппонирования на сегодняшний день фактически уже привело к тому, что отечественное законодательство по аналогии с американским стало не менее жестоким.

Фактически, нормы, содержащиеся в отечественном законодательстве, регламентирующем рассматриваемую сферу, позволяют наделить статусом иноагента любое лицо, которое занимается деятельностью, связанную с отстаиванием

как чужих, так и собственных интересов исключительно потому, что оно получает какую-либо поддержку от иностранного источника. По мнению адвоката Александра Передрука размытые формулировки, касающиеся доходов от иностранных источников, дают возможность даже зарплату расценивать в качестве иностранного финансирования в том случае, если работодатель имеет иностранного контрагента (например, занимается продажей мебели за границу). Аналогичная неоднозначная ситуация может возникнуть и со СМИ [10]. Критику также вызывает несоответствие действующих нормативных положений Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) [11].

Немаловажен и тот факт, что продолжают вносится поправки, предполагающие ужесточение мер в отношении иноагентов. Речь идет о вступивших в декабре прошлого года изменениях в административном [12] и уголовном законодательстве [13]. Весной 2023 года депутатами Госдумы были разработаны новые усиленные меры, смысл которых заключается в запрете, накладываемом на иноагентов на получение ими не только финансовой, но также имущественной поддержки от государства. Было также предложено наделить Министерство юстиции правом следить за соблюдением действующего законодательства и установить новые штрафные санкции за неисполнение исходящих от ведомства предписаний [14].

Конечно же, данная ситуация обусловлена текущей обстановкой в России и во всем мире, о чем мы говорили в начале. Тем не менее, следует согласиться с тем, что данное обстоятельство должно только усиливать безукоризненную точность, профессионализм и внимательность при реализации правотворческой деятельности [15]. Важно отметить, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, сам факт признания лица ино-агентом не означает непосредственного указания на исходящую от них угрозу [16]. Иными словами, присвоение статуса иностранного агента не должно накладывать негативный отпечаток и вызывать общественное порицание. Вместе с тем, учитывая происходящее, а также установленные обязательства и ограничения, возникающие при приобретении статуса иноагента, внесение данных в «черный список» не может не вызывать вполне оправданных опасений социума, которому непонятен мотив и основания присвоения такого особенного «титула».

Подводя итог, считаем необходимым произвести конкретизацию отдельных положений Закона о контроле за деятельностью иностранных агентов. Следует дать более однозначное определение понятию «иностранный агент», для чего считаем возможным установить такой критерий,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

как размер финансирования, исходящего от иностранного источника. Также требуется уточнить дефиницию «иностранное влияние», сместив акцент на достигнутый таким влиянием результат в форме действия в интересах иностранного источника, целью которого является совершение попыток нарушить целостность российской государственной системе, подорвать доверие граждан. От четкого понимания сущности содержащихся в нормативных правовых актах терминов и целей, ради которых они созданы во многом зависит дальнейшее развитие российского законодательства и того влияния, которое оно способно оказать на всех участников отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни.

Список литературы:

[1] Путин объяснил, зачем нужны законы об иноагентах - Парламентская газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/putin-obyasnil-zachem-nuzhny-zakony-ob-inoagentakh. html (дата обращения: 26.06.2023).

[2] О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: федеральный закон от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ // Российская газета. 2022. 19 июля.

[3] Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=3363 (дата обращения: 27.06.2023).

[4] О вопросах, связанных с ведением Реестра иностранных агентов :: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия [Электронный ресурс]. URL: https://to19.minjust.gov.ru/ru/events/2700/ (дата обращения: 27.06.2023).

[5] Закон о регистрации иностранных агентов U.S. Department of justice [Электронный ресурс]. URL: https://www.justice.gov/nsd-fara/fara-index-and-act (дата обращения: 28.06.2023).

[6] Сходства и отличия законов США и России об «иностранных агентах». Аналитическая записка | Коалиция в поддержку правозащитников [Электронный ресурс]. URL: https://hrdco.org/bez-rubriki/shodstva-i-otlichiya-zakonov-ssha-i-rossii-ob-inostrannyh-agentah-analiticheskaya-zapiska/#_ ftnref4 (дата обращения: 28.06.2023).

[7] Иностранные агенты в законодательстве зарубежных стран. Статус и деятельность - ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ info/7253197 (дата обращения: 29.06.2023).

[8] Курбанов Р.А., Налетов К.И. Статус иностранных агентов в России, США и Австралии. Сравнительно правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 5. С. 5-15.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[9] Путин назвал единственную цель законов об иноагентах [Электронный ресурс]. URL: https:// www.interfax.ru/russia/812125 (дата обращения: 29.06.2023).

[10] Юристы оценили новый закон об иноагентах - новости Право.ру [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/story/241212/ (дата обращения: 29.06.2023).

[11] Закон об иностранных агентах - физли-цах и права человека [Электронный ресурс]. URL: https://www.advgazeta.ru/mnen iya/zakon-ob-inostrannykh-agentakh-fizlitsakh-i-prava-cheloveka/ (дата обращения: 29.06.2023).

[12] О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 29 декабря 2023 года № 622-ФЗ // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212290132?index=1 (дата обращения: 29.06.2023).

[13] О внесении изменений в статьи 239 и 330-1 Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 582-ФЗ // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212290032?index=2 (дата обращения: 29.06.2023).

[14] Отберут льготы. В Госдуме придумали, как ужесточить закон об иноагентах [Электронный ресурс]. URL: https://secretmag.ru/news/otberut-lgoty-v-gosdume-pridumali-kak-uzhestochit-zakon-ob-inoagentakh-18-04-2023.htm (дата обращения: 30.06.2023).

[15] Грибанкова Н. А. Статус иноагента: современные проблемы толкования // Новый юридический вестник. 2023. № 1 (40). С. 12-16.

[16] По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева: постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 года № 10-П // Российская газета. 2014. 18 апреля.

Spisok literatury:

[1] Putin objasnil, zachem nuzhny zakony ob inoagentah - Parlamentskaja gazeta [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.pnp.ru/social/putin-obyas-

nil-zachem-nuzhny-zakony-ob-inoagentakh.html (data obrashhenija: 26.06.2023).

[2] O kontrole za dejatel'nost'ju lic, nahodjash-hihsja pod inostrannym vlijaniem: federal'nyj zakon ot 14 ijulja 2022 goda № 255-FZ // Rossijskaja gazeta. 2022. 19 ijulja.

[3] Tolkovyj slovar' Ozhegova onlajn [Jelektron-nyj resurs]. URL: https://slovarozhegova.ru/word. php?wordid=3363 (data obrashhenija: 27.06.2023).

[4] O voprosah, svjazannyh s vedeniem Reestra inostrannyh agentov :: Upravlenie Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii po Respublike Hakasija [Jelek-tronnyj resurs]. URL: https://to19.minjust.gov.ru/ru/ events/2700/ (data obrashhenija: 27.06.2023).

[5] Zakon o registracii inostrannyh agentov U.S. Department of justice [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.justice.gov/nsd-fara/fara-index-and-act (data obrashhenija: 28.06.2023).

[6] Shodstva i otlichija zakonov SShA i Rossii ob «inostrannyh agentah». Analiticheskaja zapiska | Koalicija v podderzhku pravozashhitnikov [Jelektronnyj resurs]. URL: https://hrdco.org/bez-rubriki/shodst-va-i-otlichiya-zakonov-ssha-i-rossii-ob-inostran-nyh-agentah-analiticheskaya-zapiska/#_ftnref4 (data obrashhenija: 28.06.2023).

[7] Inostrannye agenty v zakonodatel'stve zarubezhnyh stran. Status i dejatel'nost' - TASS [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/info/7253197 (data obrashhenija: 29.06.2023).

[8] Kurbanov R.A., Naletov K.I. Status inostrannyh agentov v Rossii, SShA i Avstralii. Sravnitel'no pravovoe issledovanie // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija. 2021. T. 17. № 5. S. 5-15.

[9] Putin nazval edinstvennuju cel' zakonov ob inoagentah [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www. interfax.ru/russia/812125 (data obrashhenija: 29.06.2023).

[10] Juristy ocenili novyj zakon ob inoagentah -novosti Pravo.ru [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// pravo.ru/story/241212/ (data obrashhenija: 29.06.2023).

[11] Zakon ob inostrannyh agentah - fizlicah i prava cheloveka [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// www.advgazeta.ru/mneniya/zakon-ob-inostranny-kh-agentakh-fizlitsakh-i-prava-cheloveka/ (data obrashhenija: 29.06.2023).

[12] O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2023 goda № 622-FZ // Oficial'noe opublikovanie pravovyh aktov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202212290132?index=1 (data obrashhenija: 29.06.2023).

[13] O vnesenii izmenenij v stat'i 239 i 330-1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2022 goda № 582-FZ // Oficial'noe opublikovanie pravovyh aktov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202212290032?index=2 (data obrashhenija: 29.06.2023).

[14] Otberut l'goty. V Gosdume pridumali, kak uzhestochit' zakon ob inoagentah [Jelektronnyj resurs]. URL: https://secretmag.ru/news/otberut-lgo-ty-v-gosdume-pridumali-kak-uzhesto-chit-zakon-ob-inoagentakh-18-04-2023.htm (data obrashhenija: 30.06.2023).

[15] Gribankova N. A. Status inoagenta: sovre-mennye problemy tolkovanija // Novyj juridicheskij vestnik. 2023. № 1 (40). S. 12-16.

[16] Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij punkta 6 stat'i 2 i punkta 7 stat'i 32 Feder-al'nogo zakona «O nekommercheskih organizaci-jah», chasti shestoj stat'i 29 Federal'nogo zakona «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah» i chasti 1 stat'i 19.34 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah v svjazi s zhalobami Upol-nomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii, fonda «Kostromskoj centr podderzhki obshhestvennyh iniciativ», grazhdan L.G. Kuz'minoj, S.M. Smirenskogo i V.P. Jukecheva: postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 8 aprelja 2014 goda № 10-P // Rossijskaja gazeta. 2014. 18 aprelja.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.