Научная статья на тему 'НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
несовершенная конкуренция / совершенная конкуренция / экономика России / imperfect competition / perfect competition / Russian economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова А.

Статья посвящена анализу конкуренции и её видов, в работе представлены различные классификации конкуренции, наиболее полно раскрыты понятия совершенной и несовершенной конкуренции и их отличительные особенности. Также в статье представлено значение несовершенной конкуренции для экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERFECT COMPETITION AND ITS IMPORTANCE FOR RUSSIAN ECONOMY

Article is devoted to the analysis of competition and its types, various classifications of competition are presented in the work, the concepts of perfect and imperfect competition and their distinctive features are most fully disclosed. The article also presents the importance of imperfect competition for the economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

УДК 339.137.2

Быкова А.

студент кафедры проектного анализа и моделирования в экономике Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

(г. Москва, Россия)

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация: статья посвящена анализу конкуренции и её видов, в работе представлены различные классификации конкуренции, наиболее полно раскрыты понятия совершенной и несовершенной конкуренции и их отличительные особенности. Также в статье представлено значение несовершенной конкуренции для экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: несовершенная конкуренция, совершенная конкуренция, экономика

России.

Конкуренция - это один из самых важных аспектов, с помощью которого можно обеспечить рост компаний, предприятий, а также в целом экономики страны, так как любая компания или предприятие должно обладать высоким уровнем конкурентоспособности и уметь выделяться среди других компаний на этом же рынке товаров или услуг.

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].

Существует несколько различных классификаций конкуренции.

По масштабу рынка выделяют индивидуальную (между отдельными экономическими агентами на рынке), местную (между организациями на определённой территории), отраслевую (внутри одной отрасли), межотраслевую (между разными отраслями), национальную (внутри одной страны) и

глобальную (между разными странами, то есть конкуренция на мировом рынке) конкуренцию. По характеру свободы можно выделить свободную и регулируемую. Регулируемая конкуренция регулируется государством. По конкурентному преимуществу: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция осуществляется при помощи изменения цен на товары или услуги, а неценовая конкуренция -при изменении качества товаров или услуг, то есть при помощи внедрения инноваций, информационных технологий, улучшения производства [2].

Также в экономике выделяют два вида конкуренции по степени совершенства: совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция - это идеальная модель конкуренции, где экономические агенты не могут влиять на цены товаров или услуг.

Для совершенной конкуренции необходимы идеальные условия рынка, например, вся продукция, которая реализуется на рынке, должна быть однородная, а количество производителей неограниченно. Также производители не влияют друг на друга, а работают параллельно и имеют полную информации о других производителях, так как нет торговых марок. При такой конкуренции не может быть инфляции или безработицы, а каждый экономический агент имеет небольшое производство. При совершенной конкуренции производитель может легко начать свой бизнес, так как на таком рынке, может быть, множество различных производителей, которые всё равно будут пользоваться спросом у потребителей. К рынку с совершенной конкуренцией можно отнести рынок сельскохозяйственной продукции. Так как спрос на овощи, фрукты, молоко и яйца есть в каждом регионе, городе, населённом пункте, а у такого товара маленький срок годности, и он не подлежит длительной транспортировке, то фермеров и самих точек сбыто должно быть большое количество [3].

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, которая осуществляется в условиях монополизации рынка, а разные отрасли рынка и цены находятся под контролем. В основном рынок производства и сбыта делится между крупными

предпринимателями. Несовершенная конкуренция делится на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Монополистической конкуренции присуще множество мелких фирм с разными товарами сходного назначения. В данном типе конкуренции контроль над ценами ограничен, а войти на данный рынок нового предпринимателю достаточно легко. К монополистической конкуренции можно отнести рестораны, кафе и розничную торговлю.

В олигополии на рынке всего несколько производителей, обычно 3-5, с одинаковыми или различными товарами близкого назначения. Такие компании обычно взаимно зависимы и контроль над ценами довольно значительный, особенно если олигополии имеют какие-либо соглашения между собой. Войти на рынок с олигополиями не так уж просто. К олигополиям можно отнести сотовых операторов, производителей автомобилей.

В монополии всегда есть только одна крупная фирма, производящая товар или оказывающая услуги, у которых нет аналогов на рынке и такой товар или услуга уникальны. В таком типе конкуренции фирма сама устанавливает цену на свой товар, но при этом она ориентируется на спрос. В монополию нельзя войти новым производителям. К монополиям можно отнести метрополитен, электроэнергетику [4].

Рынки несовершенной конкуренции встречаются практически во всех отраслях современной экономики. Новым производителям тяжело войти отрасль, так как в данном типе конкуренции есть множество входных барьеров, особенно у монополии и олигополии. На таком рынке существует дифференцированность товаров или услуг, а также в основном большую часть прибыли получают несколько крупных производителей.

Конкурентные отношения в России имеют свои особенности, которые определяются как экономическими, так и политическими факторами.

Одной из главных особенностей конкурентных отношений в России является неравномерность развития рынков различных отраслей экономики и регионов страны. Некоторые рынки, такие как нефтяная, газовая и добывающая

промышленность, остаются сильно концентрированными, что создает проблемы с конкуренцией в данных отраслях. В то же время, на других рынках, таких как рынок розничной торговли, существует большое число малых и средних предприятий, конкурирующих между собой.

Так, например, монополией является одна из самых крупных энергетических компаний является ПАО «Газпром». Она специализируется на добыче, транспортировке и производстве газа, а также на производстве нефти и нефтепродуктов. Газпром является государственной компанией, контроль над которой осуществляет правительство России. Компания имеет множество активов как на территории России, так и за рубежом. Она является главным поставщиком газа в Европу и играет важную роль в мировой энергетике.

Также на рынке России действуют огромные государственные компании и государственные монополии, которые могут оказывать значительное влияние на рыночные условия и конкуренцию в отраслях, где они работают. К такой компании можно отнести ОАО «Российские Железные Дороги», которая имеет обширную сеть железных дорог, которая простирается на всей территории России, а также на соседних странах. Единственным акционером этой компании является Правительство Российской Федерации, а правление самой компанией реализовывает руководство хозяйственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О защите конкуренции»;

2. Лошкарева М.В. Виды конкуренции // Образовательный портал «Справочник». URL: https://spravochnick.ru/marketing/konkurenciya/vidy_konkurencii;

3. Ефремов А. Конкуренция в экономике - определение, виды, функции, методы ведения конкурентной борьбы. URL: https://neiros.ru/blog/economy/konkurentsiya-v-ekonomike-opredelenie-vidy-funktsii-metody-vedeniya-konkurentnoy-borby;

4. Конкуренция / Фоксфорд [Электронный ресурс]. URL: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/konkurentsiya

Bykova A.

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

(Moscow, Russia)

IMPERFECT COMPETITION AND ITS IMPORTANCE FOR RUSSIAN ECONOMY

Abstract: article is devoted to the analysis of competition and its types, various classifications of competition are presented in the work, the concepts of perfect and imperfect competition and their distinctive features are most fully disclosed. The article also presents the importance of imperfect competition for the economy of the Russian Federation.

Keywords: imperfect competition, perfect competition, Russian economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.