Научная статья на тему 'Несостоявшийся форум русских филологов-славистов 1904 г.'

Несостоявшийся форум русских филологов-славистов 1904 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Несостоявшийся форум русских филологов-славистов 1904 г.»

хорватское общество продолжает акцентировать объединительную функцию глаголицы, которая выступает в роли символа, маркирующего хорватскую культурную и национальную идентичность.

Л.П. Лаптева

(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) Несостоявшийся форум русских филологов-славистов 1904 г.

В апреле 1903 г. в Петербурге проходил съезд русских филологов и историков-славистов, известный в литературе как «Предварительный съезд». Это мероприятие ставило своей задачей подготовить Международный съезд филологов и историков-славистов, намечавшийся на 1904 год. Созыв Международного съезда учёных этого профиля диктовался состоянием науки о славянах, достигшей к началу ХХ в. значительных успехов, но лишённой возможности нормального научного общения между специалистами и необходимой координации, чтобы соответствовать требованиям и запросам времени.

Предварительный съезд русских филологов и историков-славистов в 1903 г. был крупным научным событием и его ход достаточно подробно освещён в литературе. На его заседаниях были подробно обсуждены проблемы, которые предполагалось рассмотреть на международном съезде. К ним относились: составление энциклопедии по славяноведению, сравнительной грамматики славянских языков, этимологического словаря славянских наречий, вопрос об издании церковнославянского словаря и церковнославянских памятников, о славянской библиографии, о межславянском книжном обмене, о насущных задачах славянской историографии. Число проблем, требующих обсуждения на международном съезде славистов было сформулировано в 17 пунктах программы. Организатором будущего международного съезда (как и «Предварительного») являлось Отделение русского языка и словесности (ОРЯС) Российской Академии наук, председателем которого являлся академик А. Н. Веселов-ский. Была сформирована комиссия по организации съезда русских и иностранных славистов, в составе А.А. Шахматова, А.И. Соболевского, Ф.Ф. Фортунатова, П. А. Лаврова, И.А. Бодуэна де Куртенэ, С.Л. Пташиц-кого, Н.В. Ястребова и др. Председателем избран А.Н. Пыпин, секретарём Г.А. Ильинский. Комиссия обсудила списки кандидатов на съезд. Решили, что общее число приглашённых должно быть 600 человек: рус-

ских - около 200; поляков - 125; чехов, словаков, серболужичан - 75; южных славян - 75 и остальных - 125 1.

В окончательном списке приглашённых на съезд 1904 г. было указано 342 русских учёных и 339 иностранных, а также представители всех российских университетов, духовных академий, научных обществ, библиотек и т. д. Немецкие общества, университеты и академии, а также учёные Франции и Оксфорда ответили, что приехать не могут. В списке отсутствуют поляки.

Проведение съезда намечалось на период с 31 августа по 10 сентября 1904 г. 2. Были получены ассигнования и разработаны «Правила» его проведения 3. Научная программа была выработана особо. В её преамбуле говорилось, что «съезд славянских филологов и историков имеет целью содействовать развитию и процветанию славяноведения. Рассмотрению съезда подлежат как общие вопросы по славяноведению, так и частные вопросы по отдельным его отраслям, а именно по языку, литературе, этнографии, истории и древностям» 4. Далее перечислялись проблемы, требующие «совместного обсуждения». Это было: составление энциклопедии по славяноведению, составление сравнительной грамматики славянских языков, сравнительного или этимологического словаря славянских наречий, древне-церковного славянского словаря, а также издание памятников древне-церковного славянского языка. Предлагалось также обсудить вопрос о разработке кирилловской, глаголической и латинской (у славян) палеографии, о составлении этнографических и диалектологических карт славянских земель и народностей, издание описания славянских рукописей, организация учёных экспедиций для изучения славянства. Кроме того предполагалось обсудить улучшение условий научного общения между славянскими учёными и т. п. Наряду с обсуждением этих и других вопросов на заседаниях съезда предполагалось чтение ряда рефератов, содержание которых затрагивало бы наиболее важные темы. Эти темы также приводятся в предварительной программе. Среди них указывалось на целесообразность рассмотрения вопроса о славянских элементах в немецком языке, о звуковых особенностях немецких слов, заимствованных славянами, о готских элементах в славянских языках, о славянском богослужении в пределах нынешней Венгрии, о насущных задачах славянской историографии. Рекомендовалось также обсудить в рефератах вопрос о влиянии Византии, Италии, Германии на государственный и общественный быт славян, о параллельных явлениях в политической, церковной и общественной жизни славянских народов, о происхождении русского и южнославянского эпоса, о народных и инозем-

ных элементах в славянском искусстве и ряд других тем. Отметим, что русские учёные прислали темы своих рефератов, проблематика которых была значительно шире той, которую выработали руководители съезда.

Программа содержала исключительно научные вопросы. Подготовительная комиссия стремилась исключить проблемы, которые можно было использовать в политических целях. Однако полностью избежать политических спекуляций вокруг предполагавшегося съезда не удалось. В окончательном решении на съезд было приглашено 219 человек (вместо предполагавшихся 600), из них 10 человек приехать отказались. Это в основном были поляки, а также романо-германские страны, где славяноведение как наука не котировалось, и отсутствовали крупные специалисты 5.

Материалы о подготовке съезда в 1904 г. показывают, что организационной комиссией была проведена огромная работа. Наряду с программой и правилами проведения съезда, была составлена смета, оговорены условия финансирования русских и зарубежных делегатов съезда, их прибытие, проживание в Петербурге, культурные мероприятия в виде ознакомления с памятниками российской столицы, её библиотеками и архивами, с выставками в них рукописей и литературы. Рабочими языками съезда славистов в 1904 г. были утверждены русский и французский для пленарных заседаний и все славянские языки и наречия на заседаниях секций и подсекций. Если учесть тот факт, что некоторые важные вопросы уже обсуждались русскими славистами на заседаниях Предварительного съезда в 1903 г. и по части из них была выработана позиция русской делегации, то можно сказать, что российская сторона хорошо подготовилась к предстоящему форуму учёных по славяноведению.

Но в 1904 г. началась русско-японская война, и форум славистов не состоялся. 10 марта 1904 г. на заседании организационной комиссии по устройству съезда, её председатель академик А.Н. Пыпин сообщил собравшимся, что «съезд по решению Государственного совета отложен ввиду войны, и что вследствие этого организационной комиссии предстоит обдумать способы ликвидации её работ». Собрание выработало текст извещения об отсрочке съезда и постановило разослать его тем лицам, которые откликнулись на приглашение.

Первоначально предполагалось, что съезд переносится на 1906 год. Представляется, что начавшаяся русско-японская война была главной причиной отсрочки съезда, а последовавшая за ней революция 19051907 гг. сделали его проведение невозможным.

Предварительный съезд филологов и историков-славистов в 1903 г. и работа организационной комиссии по устройству международного съезда

имели важное научное значение. Был подведён итог современному развитию славяноведения, намечены новые проблемы, требующие совместного, международного решения, выявлены позитивные и негативные тенденции в развитии славяноведения. Работа организационной комиссии показала, что в России появился центр, способный объединить славистов для совместных действий. Этим центром стало Отделение русского языка и словесности во главе с крупнейшим русским учёным А.А. Шахматовым. По объективным причинам этот центр не смог развернуть свою работу. Но памятником этого мероприятия остались 8 выпусков «энциклопедии славянской филологии», которые выходили с 1908 по 1916 год.

1 ПФ АРАН. Ф. 134 (А. А. Шахматов). Оп. 1. Д. 237 - материалы по организации пер-

вого съезда славянских филологов и историков 1903-1904 гг. Л. 169, 171-172 и др.

2 Там же. Л. 7.

3 Там же. Ф. 9. Оп. 1. Д. 820. Л. 283.

4 Там же. Ф. 134. Оп. 1. Д. 237.

5 См. об этом: Первый съезд славянских филологов и историков. Материалы по

организации съезда. Август 1903 - май 1904. СПб. 1904. 31 с.

В.С. Ефимова

(Институт славяноведения РАН)

06 изучении старославянской лексики

в тезаурусных греческо-старославянских группах

Попытки исследовать старославянскую лексику путем анализа отдельных групп предпринимаются уже давно. Книги известного лексиколога и лексикографа Р.М. Цейтлин «Лексика старославянского языка» 1977 г. и «Сравнительная лексикология славянских языков Х/Х1-Х1У/ХУ вв.: Проблемы и методы» 1996 г. основывались на анализе старославянских лексико-семантических групп, в которые включаются слова, либо имеющие общий аффикс, либо имеющие общий корень («морфемные ЛСГ»). Изучение лексики внутри морфемных ЛСГ имеет свои преимущества, о которых писалось в упомянутых работах. Вместе с тем такой анализ почти не выходит за рамки собственно старославянского материала и, будучи по существу методом дескриптивной лингвистики и синхронного подхода к языку, не ставит своими задачами ни выяснение происхождения старославянской лексики («старые» ли это славянские лексемы, или новообразования), ни определение обстоятельств ее вхождения в старославянский лексический инвентарь, ни рассмотрение при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.