CHARTULARIUS | АРХИВ
УДК: 778.5.04
DOI: 10.24412/2618-9313-2022-320-15-26
Несостоявшийся фильм А. Птушко «Разгром вражеской эскадры» — его место и роль в творческой биографии режиссера
Чижевская О. А.
Для цитирования
Чижевская О. А. Несостоявшийся фильм А. Птушко «Разгром вражеской эскадры» — его место и роль в творческой биографии режиссера // Телекинет. 2022. N3(20). С. 15-26.
Сведения об авторе
Чижевская Ольга Александровна, заведующая Лабораторией отечественного кино, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, ВГИК, Москва, Россия ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3973-9035 [email protected]
Аффилиация
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, ВГИК, 129226, Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3.
Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Аннотация
Статья вводит в научный оборот ценный исторический материал о малоизвестном фильме режиссера А. Птушко «Разгром вражеской эскадры», включающий в себя архивные находки — статьи, документы, сценарий, уникальные, впервые публикуемые, фотографии со съемочной площадки из Лаборатории отечественного кино ВГИКа и многое другое. Собранный материал позволил автору статьи восстановить, насколько это возможно, историю создания и бытования картины в хронологической последовательности, представить замысел и стилистику, определить ее роль и место в творческой биографии режиссера. Удалось также выяснить, какие оригинальные технические новинки планировалось применить. Изначально фильм задумывался в жанре «оборонного» кино. Съемки проходили в 1940-1941-м гг., но завершить производство в силу ряда причин не удалось. С тех пор в источниках, связанных с творческой деятельностью режиссера, «Разгром вражеской эскадры» существовал в виде «слепого пятна». Автор статьи изучает историю создания фильма в контексте происходящих событий в советском кинематографе предвоенного и военного времени и уделяет особое внимание жанру «оборонного» кино, с которым «режиссеру-сказочнику» впервые предстояло работать, и это могло стать поворотным событием в его творческой жизни. Как выяснилось, подобных событий у Птушко было несколько. Сей факт позволяет автору предположить, что стремления режиссера имели определенную направленность и были шире жанра сказки, ставшего в итоге единственным полем для реализации его новаторских идей в полнометражном кино.
Ключевые слова
Александр Птушко, комбинированные съемки, спецэффекты, кино СССР, киносказка
Not made film by Alexander Ptushko Defeat of the enemy squadron (Razgrom vrazheskoj eskadry). Its significance in the professional career of the director
CHIZHEVSKAYA, O. A. For Citation
Chizhevskaya, O. A. Not made film by Alexander Ptushko Defeat of the enemy squadron (Razgrom vrazheskoj eskadry). Its significance in the professional career of the director. Telekinet, 2022, no. 3(20), p. 15-26.
About the Contributor
Olga Chizhevskaya, Head of the Laboratory of Russian Cinema, the Gerasimov University of Cinematography (VGIK), Moscow, Russia
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3973-9035
Affiliation
Gerasimov University of Cinematography (VGIK), 3, Wilhelm Peak str., 129226, Moscow, Russia
Abstract
The article introduces valuable historical material about the little-known film of the director Alexander Ptushko "Defeat of the enemy squadron" (Razgrom vrazheskoj eskadry), which includes archival finds — articles, documents, script, unique, for the first time published, photos from the set from the Laboratory of National Film (Laboratoriya otechestvennogo kino, aka. Kabinet otechestvennogo kino), the Gerasimov Institute of Cinematography (VGIK) and much more. With the help of archival materials, the author was able to reconstruct, as far as possible, the history of the creation of the "Defeat of the enemy squadron" (Razgrom vrazheskoj eskadry) in chronological order and to reconstruct the concept and visual rhetoric of the film and understand what significance the film had in Ptushko's professional career. The author also established what original technical ideas Ptushko planned to apply. The "Defeat of the enemy squadron" (Razgrom vrazheskoj eskadry) was originally conceived in the genre of «defense» film. Filming took place in 1940-1941, but it was not possible to complete the production for a number of reasons. Since then, sources related to the director's creative activity, the "Defeat of the enemy squadron" (Razgrom vrazheskoj eskadry) existed in the form of a «blind spot». The author explores the history of the creation of the "Defeat of the enemy squadron" (Razgrom vrazheskoj eskadry) in the context of film production in the USSR before World War II and after, and pays special attention to the genre of «defense» film. Ptushko had never made a film in this genre before, and "Defeat of the enemy squadron" (Razgrom vrazheskoj eskadry) could be a turning point in his professional career. As we know, there have been several such turning points in Ptushko's life. We can conclude that the director's original professional ambitions were much broader than the director of fairy tale films. But, these films eventually became his only and main genre in cinema, where he was able to embody his innovative ideas.
Keywords
Alexander Ptushko, trick photography, special effects, USSR cinema, fairy tail film
«Тишина. Цикады. Скрип гигантских кедров. Шелест травы. Легкий вскрик птиц. Горная долина. Колючая нерусская трава. Странные нерусские цветы. Одинокая примятая и сплющенная тайфуном сосна. Чужая земля...» — с этого выразительного пейзажа начинается сценарий советского «оборонного» фильма «Разгром вражеской эскадры» [10]. Написан он был в 1939-м г. Героем Советского Союза, военным и государственным деятелем, генерал-полковником авиации, писателем Г. Ф. Байдуковым1 совместно с литератором, сценаристом Д. Л. Тарасовым2. Основой для сценария стали две работы Г. Ф. Байдукова — научно-фантастический рассказ «Разгром фашистской эскадры»3 (1938) и очерк-фантазия о будущей войне «Последний прорыв»4 (1938).
Здесь важно отметить, что речь идет не о военном фильме про оборону, а о картине «оборонного» жанра5. Этот жанр практически не имеет аналогов в мире. Он возник в советском кинематографе как средство пропаганды и агитации и просуществовал относительно недолго — с середины 1920-х по конец 1930-х гг Это были игровые картины о будущей войне, предназначенные для массового зрителя, c комбинированными кадрами, мультипликационными вставками и элементами фантастики в сюжетах. В них демонстрировалось, как доблестные воины стоят на страже Советского государства в грядущей войне, как легко и умело управляют они боевыми машинами и побеждают врага. В 1920-е гг. сюжетная схема фильмов о будущей войне еще только формировалась, в первой половине 1930-х гг. она отрабатывалась, а во второй их половине возникла уже «каноническая»6 жанровая модель.
За столь недолгое существование «оборонного» кино в нем успели поработать многие известные режиссеры: С. Тимошенко («Наполеон-газ», 1925), Л. Кулешов («Луч смерти», 1925), М. Калатозов («Гвоздь в сапоге», 1932, фильм на экраны не вышел), А. Мачерет («Родина зовет», 1936), П. Малахов («Глубокий рейд», 1937), В. Гончуков («Морской пост», 1938), Л. Анци-Половский, Н. Кармазинский, Е. Дзиган, Г. Березко («Если завтра война», 1938), А. Иванов («На границе», 1938), В. Браун («Моряки», 1939), А. Роом («Эскадрилья № 5», 1939), З. Драбкин, Р. Майман («Танкисты», 1939), В. Эйсымонт («4-й перескоп», 1939) и другие. Каждый из них работал с этим жанром по-своему, даже когда сформировалась жесткая сюжетная схема. Так, например, фильм П. Малахова интересен, прежде всего, макетами, моделями и спецэффектами; А. Роом и В. Браун привносят в «оборонный» сюжет лирику; картина «Если завтра война» ближе к документальному кино, в ней используется много хроникальных кадров; В. Гончуков и А. Иванов снимают шпионские истории о конфликте на границе, а В. Эйсымонт и А. Мачерет подошли ближе к авантюрно-приключенческому типу кино.
Но вернемся к «Разгрому вражеской эскадры». Первого января 1940 г картина с одноименным названием появилась в планах съемок киностудии «Мосфильм»7. Через несколько дней в газете «Кино» в рубрике «В несколько строк» сообщалось, что началась подготовка к съемкам, режиссером фильма будет А. Птушко, а оператором — Н. Ренков8. Это были первые, появившиеся в печати сообщения, за ними последовали другие. В газетных заметках, словно в дневниковых записях, отразились основные этапы истории создания этого фильма.
После двух чрезвычайно успешных полнометражных кукольных картин — «Новый Гулливер» (1935) и «Золотой ключик» (1939) — их создатель занимал особое положение. Ожидания его следующей полнометражной работы были велики. Однако
0 фильме почти ничего неизвестно. Никаких упоминаний о нем нет в книгах о советской мультипликации. И в первой
1 Георгий Филиппович Байдуков в 1937-м г. совместно с летчиками В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым участвовал в первом в истории беспосадочном перелете через Северный полюс в Америку (в качестве второго пилота).— Здесь и далее прим. автора.
2 Дмитрий Львович Тарасов в 1930-х гг. окончил факультет истории и теории кино МГУ, учился в сценарной мастерской киностудии «Межрабпомфильм» и на режиссерском факультете ВГИКа (вып.1934 г.).
3 Байдуков Г. Разгром фашистской эскадры (фантазия о будущей войне). Ростов н/Д: Ростиздат, 1938. 16 с.
4 Байдуков Г. Последний прорыв (эпизод из войны будущего) // Правда, газ. 1983. N6/XI. С. 4
5 Этому жанру посвящена статья киноведа Е. Марголита «Война священная» из сборника, см.: Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х гг. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с. Также о жанре «оборонного» фильма Е. Марголит рассказывает в интервью режиссеру Роману Кайгородову/ https://www.youtube.com/watch?v=6w1jXDfpvF4 [Режим доступа: свободный. Дата доступа: 01.04.2022]
6 Там же.
7 «Итоги стахановской работы» // За большевистский фильм, газ. 1940. N1/I. С. 1
8 Кино, газ. 1940. N5/I. С. 4
и единственной на сегодняшний день монографии, посвященной двум Александрам—Птушко и Роу — киноведа Н. Спутницкой «Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези» [9], тоже ничего о нем нет. И сам режиссер в своих рукописных трудах словно старался избегать лишних упоминаний об этой картине. Получается, что на сегодняшний день «Разгром вражеской эскадры» существует в творческой биографии Птушко в виде «слепого пятна». А ведь сохранился сценарий, он был опубликован большим тиражом, есть множество информации в газетах, имеются материалы в РГАЛИ и Музее кино, а главное — в Лаборатории отечественного кино ВГИКа при разборе архива оператора Ренкова обнаружились фотографии со съемочной площадки. Используя весь собранный нами арсенал находок, мы попытаемся, насколько это возможно, представить замысел и стилистику кинокартины, а также попробуем проследить за развитием истории ее создания и понять, событием какого масштаба в биографии Птушко она могла бы стать.
Литературная основа будущего фильма — история о советских военных летчиках, отважно сражающихся с войсками неприятеля. Два ключевых эпизода грандиозных победоносных боев разделяют сценарий пополам. В первом эпизоде участвуют истребители, бомбардировщики и танки, во втором — боевые машины авиации и морского флота. В этой связи, крайне любопытным представляется то, как такие мощные батальные сцены поставил бы Птушко, как взаимодействовал бы он с военной тематикой, будучи художником-экспериментатором, мастером комбинированных съемок, новаторские методы которого к тому времени приобрели уже мировую известность.
Первая полнометражная его картина с объемной мультипликацией «Новый Гулливер» в 1935 г получила приз на Международном кинофестивале в Венеции. В том же году она вошла в десятку лучших иностранных фильмов, по мнению «Национального просмотрового комитета» (США)1. Специально для картины режиссером были разработаны методы комбинированных съемок, созданы специальные конструкции и приспособления для работы с куклами, применены новации в работе со звуком [4]. Подробно о звуке и музыкальном оформлении в «Новом Гулливере» писал музыковед, композитор С. Бугославский в статье «Удачный опыт»: «<.>впервые применен новый метод изменения тембрового качества и так сказать плотности количества звуков через повышение тонов всей звуковой фактуры (приблизительно на 3/3,5 тона)»2. Этот метод назвали «приемом звукосъемки». Киновед Х. Херсонский описывал работу с куклами: «Чтобы заставить кукол двигаться, говорить, петь, переживать, работала целая группа новых специалистов "неизвестной ранее квалификации". <.> Так богато мимирующих кукол не было еще никогда в мировой кинематографии»3. Картина впечатлила зрителей, в числе которых были кинематографисты с мировыми именами. Известно, что Ч. Чаплин восхищался ею. В рукописи книги «Американская кинематография» (1937) в главе «Люди американского кино» начальник Управления кинопромышленности Б. Шумяцкий и кинооператор В. Нильсен (В. Альпер), побывавшие в 1935-м г в Голливуде, вспоминают о встрече с Ч. Чаплиным и его словах после просмотра фильма «Новый Гулливер»: «Видор (Кинг) попросил своего шофера посторожить у входа в павильон, и как только Чаплин выйдет оттуда, привести его в проекционную комнату, где был назначен просмотр "Нового Гулливера".
Не дождавшись Чаплина, мы начали показывать "Гулливера". Уже прозвучала бодрая песня пионеров, Петя заснул и, проснувшись, нашел себя в государстве лилипутов. В этот момент вошел Чаплин. Он сел между нами и Поллет Годар — актрисой — играющей главную роль в "Новых временах".
С первого же кадра он был захвачен картиной. Все время бросал восхищенные реплики, несколько раз пожимал нам руки, нагибался к Годар и что-то восторженно говорил ей.
Картина кончилась. Чаплин был в восторге. Лицо его сделалось снова светлым, и глаза засверкали. "А теперь сначала, я хочу посмотреть начало..." В зале потух свет, и снова зазвучала бодрая песня пионеров. Когда были показаны первые несколько роликов, которые Чаплин пропустил, зажегся свет. Чаплин сидел задумчиво, и глаза у него были влажны. Мы посмотрели на него удивленно. Чаплин не дал нам открыть рот и сказал мягко и с восхищением:
— "Вы видите — у меня слезы. Не удивляйтесь. Это слезы восторга. Какая замечательная песня—бодрая и зажигательная. Какая музыка в этой замечательной картине. Как все просто и талантливо. Это одна из лучших советских картин. Но музыка, музыка. Передайте режиссеру и композитору мои поздравления. Вот мне бы такого композитора для моих "Новых времен", а то ведь знаете, я сам должен был писать музыку, а теперь, когда ее оркестрировали, получилось совсем не то"»4. Дочь режиссера Наталья Птушко рассказывала в интервью о реакции на фильм У Диснея: «Увидев «Нового Гулливера», Уолт Дисней прислал отцу восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!»5 Режиссер И. Иванов-Вано, один из основателей советской мультипликации, высоко оценивал эту картину: «Здесь Птушко просто превзошел самого себя. Он действительно творил чудеса. Мне понятен успех этого фильма в Америке. То, что не удалось в свое время в полной художественной мере достичь Диснею при постановке фильма «Алиса в стране чудес», с блеском выполнил Александр Птушко» [5, с. 94]. Советский кинооператор Б. Волчек отмечал: «Ренков показал такие возможности операторского мастерства, которые удивили многих высококвалифицированных мастеров-операторов, включая сюда и такого маститого знатока кинотехники, как А. Дебри»6.
Следующий фильм Птушко — «Золотой ключик» вышел на экраны в 1939 г «В этой картине впервые применен, изобретенный тов. Птушко и его сотрудниками новый метод съемки, который назван ими оптическим совмещением»,— из статьи, вышедшей в газете «Правда»7. А вот что пишет о картине Иванов-Вано: «В этом фильме ярко проявилось умение Птушко пользоваться комбинированными съемками. Мастерству комбинированных съемок в этом фильме удивлялись не только рядовые зрители, но и многие специалисты. Недаром же «Золотой ключик» в дальнейшем стал «настольной книгой», наглядным пособием не только для операторов комбинированных съемок, но и для всех любителей мультипликации» [5, с. 95]. Количество трюковых
1 Кино, газ. 1937. N5/XI. С. 4
2 Кино, газ. 1935. N22/III. С. 3
3 «Новый Гулливер» // Советское кино, журн. 1935. N5. С. 67-68
4 РГАЛИ. Ф. 2753. Оп. 2. Ед. хр. 6. Л. 281-282 (пунктуация и орфография первоисточника сохранена).
5 Грабенко Л. Интервью с дочерью режиссера Александра Птушко URL: https://7cveta.livejoumal.com/411278.html [Режим доступа: свободный. Дата доступа: 01.04.2022]
6 «Высокое мастерство. "Новый Гулливер" в изобразительной трактовке» // Советское кино, журн. 1935. N5. С. 69-72
7 «Сказка на экране» // Правда, газ. 1939. N12/V. С. 6
и комбинированных съемок в фильме впечатляет, а также работа с куклами и животными в кадре. В газетных и журнальных статьях уделялось большое внимание интересным подробностям методов режиссерской работы. Вместе с тем картину критиковали, отмечая ее трюковую перегруженность и тяжеловесность1.
«После этого фильма, к нашему великому сожалению, Александр Птушко уходит из мультипликации, целиком переключаясь на постановку художественных картин. После ухода Птушко, по сути дела, распался и коллектив работников объемной мультипликации. <...> Его ближайшие сподвижники, оставшиеся без руководителя, разбрелись по различным кукольным театрам Москвы и Ленинграда. О кукольной мультипликации надолго забыли» [5, с. 95, 190],— пишет Иванов-Вано, дважды отмечая, что переход Птушко в игровое кино состоялся именно в конце 1930-х гг. после «Золотого ключика», но названия картины, ради которой была оставлена мультипликация, он не упоминает.
Запуск фильма «Разгром вражеской эскадры» осуществлялся за полтора года до начала Великой Отечественной войны, с чем были связаны определенные трудности и риски, так как возрастали темпы производства картин, ужесточались дисциплинарные требования к работникам. В этих условиях Птушко впервые предстояло снимать фильм для взрослой аудитории в новом для себя жанре. Можно было бы предположить, что в дальнейшем режиссер мог бы отдать предпочтение картинам этого направления, но на тот момент жанр «оборонного» фильма был уже на излете своего существования. И, тем не менее, всех ожидал любопытнейший эксперимент, работа над которым была успешно начата.
Надо сказать, что в отличие от Птушко, у Ренкова был уже опыт съемок кинолент о будущей войне. Он был оператором на картинах «Родина зовет» (1936) и «Глубокий рейд» (1937). «Разгром вражеской эскадры» должен был стать его третьим фильмом в этом жанре. Причем в картине «Родина зовет» комбинированных кадров было немного — в основном пролеты и падения самолетов, а в «Глубоком рейде» помимо многочисленных воздушных боев, Ренков снимал взрыв и падение горящего дирижабля, столкновение самолета с тросами заградительных аэростатов, прорыв плотины и затопление города. Сценарий «Разгрома вражеской эскадры» позволял Птушко и Ренкову опробовать новые технические возможности. В нем присутствуют все составляющие для съемки зрелищного фильма со стремительно развивающимся действием, впечатляющими сценами воздушных боев, отважными героями, не лишенными при этом человеческих черт. Персонажи в «оборонных» фильмах зачастую были ходульными, но Байдуков и Тарасов все же наделили своих героев душевной теплотой. Интересно, что «Разгром вражеской эскадры» в чем-то перекликается с фильмом, снятым намного позднее его, «В бой идут одни "старики"» (1974), реж. Л. Быков. И там, и там мы встречаем теплые, трогательные взаимоотношения командира и механика, есть история с трофейным самолетом и полет на нем командира в стан врага, а также делается акцент на героизме украинских летчиков. Тем не менее, основное действие в «Разгроме вражеской эскадры» сосредоточено на боях, поэтому главный герой здесь все же — советская боевая техника. Показать могущество советского военно-морского и воздушного флота — это было основной задачей картины.
В целом перед нами типичный сюжет для «оборонных» фильмов второй половины 1930-х гг., но со своими особенностями. Например, в нем отсутствуют женские персонажи и мирная жизнь, все действие происходит на полях сражений, герои сосредоточены на решении военных задач и проведении боевых операций, что, надо полагать, делает сюжет еще ближе мужской аудитории. Обычно в «оборонных» фильмах, так или иначе, присутствуют сцены с вражескими генералами и их подчиненными, разрабатывающими в штабах планы военного нападения. Это мы можем видеть в лентах — «Глубокий рейд» (1937), «Если завтра война.» (1938), «Эскадрилья № 5» (1939), «Танкисты» (1939) и других. В «Разгроме вражеской эскадры» нет подобных сцен, враг максимально абстрактен, он находится внутри своих боевых машин — самолетов, танков, кораблей. Разнообразная боевая техника в немалом количестве присутствует во всех фильмах о будущей войне, а батальные сцены являются самой эффектной их частью. Птушко намеревался сделать эти сцены уникальными, с невероятным количеством кораблей и самолетов. Возможно, это была бы самая зрелищная агитационная «оборонная» картина. Коротко перескажем сюжет литературного сценария. Главный герой командир 67-й авиаэскадрильи капитан Александр Снегов получает команду взять штурмом укрепление противника. Он придумывает хитроумный план выполнения этой задачи при помощи обманного маневра. Снегов летит в стан врага на трофейном тяжелом бомбардировщике, нагруженном взрывчатыми веществами, с встроенной аппаратурой для дистанционного управления им с другого самолета. Стоит отметить, что первые эксперименты по созданию БПЛА (беспилотный летательный аппарат) в СССР проводились в 1930-х гг., но практического применения они не получили. Лишь с конца 1950-х активно стали разрабатывать проекты таких аппаратов и проводить их испытания2. Так что БПЛА в сценарии на тот момент был фантастическим элементом.
Бомбардировщиком Снегова управляет комиссар Егор Воронков, который летит за ним следом на истребителе. За машиной Воронкова двигается истребитель украинского3 летчика лейтенанта Жигалина. Таким образом, они создают впечатление, что бомбардировщик преследуют советские самолеты. Маневр удается — враг пропускает бомбардировщик на свою территорию и огнем отрезает от него истребители.
Капитан Снегов с механиком Малышевым успевают вовремя выпрыгнуть из бомбардировщика, а комиссар Воронков при помощи дистанционного управления переводит опустевший самолет в пике. Летчики Жигалин и Воронков вступают в бой с противником. Тем временем Снегов с Малышевым удачно приземляются и наблюдают за воздушным боем. Рядом с ними взрываются снаряды, падают самолеты. Внезапно начинается атака, громадные сухопутные «броненосцы-танки», стреляя, движутся в сторону Снегова и Малышева, чтобы не быть раздавленными, они зарываются глубже в землю. Танковые части проходят над ними. Герои поднимаются и спешат быстрее покинуть опасную зону. По пути, останавливаясь, они продолжают напряженно следить за происходящим в воздухе боем самолетов Жигалина и Воронкова с вражескими истребителями. Укрепление прорвали!
Далее участники боевой операции получают награды и возможность немного отдохнуть. Вслед за этим командование посылает их на задание еще более сложное и опасное. Снегова назначают командиром особой «авиаэскадры высотных миноносцев»,
1 Попов И. Ф. «Скудость от богатства» // Кино, газ. 1939. N2/V
2 Докучаев А. БПЛА: сделано в СССР, URL: https://zvezdaweekly.ru/news/202011271227-b0Hfw.html [Режим доступа: свободный. Дата доступа: 11.04.2022]
3 Интересно, что в тексте сценария выделена национальность только у этого героя. Национальности остальных персонажей не указаны. 18
а Воронкова — комиссаром этой эскадры. На этот раз перед героями стоит задача — разгромить эскадру морских боевых кораблей противника. Их самолеты будут вылетать из секретной зоны, скрытой в скале. Все свои решения они должны согласовывать с морским флотом, который тоже выйдет в зону боевых действий.
Летчиков отвозят на секретный подземный аэродром1. Там они знакомятся с другими командирами и получают данные от разведчика, находящегося в тылу противника. Связь с разведчиком неожиданно прекращается, и Снегов отправляет на поиски неприятельских сил три авиаминоносца под управлением летчиков — Жигалина, Воронкова и Михеева. Над морем бушует шторм девять баллов, блистают молнии, плохая видимость, но авиаминоносцы Снегова обнаруживают вражеские корабли, и начинается бой.
Гибнет вся команда летчика Михеева, успев подбить вражеское судно. Самолет Воронкова с пробитыми баками пытается спастись, у них испорчена рация, убит радист, ранен хвостовой артиллерист, но они успевают совершить посадку на остров, где стараются наладить связь с капитаном. Пока Воронков и Малышев расставляют аварийную радиостанцию, истребители обстреливают их с воздуха. Падает раненный в плечо Малышев, очередь попадает по радиоаппарату — связь уничтожена. Жигалин замечает вспышки в небе, направляется туда и обнаруживает боевых товарищей под огнем неприятеля. Он уничтожает истребители, получает от Воронкова при помощи семафорных сигналов координаты вражеской эскадры, передает их командиру, а сам направляется на новое задание. При исполнении этого задания Жигалин погибает, направив свой подбитый самолет в крейсер неприятеля. Капитан Снегов с командой авиаминоносцев вылетает навстречу противнику, туда же направляются наши линкоры, крейсеры и подводные лодки. По общему сигналу начинается атака. Так развивалось действие в литературном сценарии, на основе которого Птушко создавал свой режиссерский вариант, переписывая сцены и меняя состав героев. Работа над режиссерским сценарием заняла весь январь 1940 г. В середине февраля планировалось приступить к павильонным съемкам в Москве. Натурные сцены, связанные с летной техникой, было решено снимать под Москвой, а съемки морского боя с большим количеством моделей хотели провести на южном побережье Крыма2. Наступил февраль, но режиссерский сценарий был все еще не готов. Работа над ним продолжалась до конца месяца. Главным героем режиссерского сценария стал летчик по фамилии Лисицын, роль которого должен был исполнить актер Николай Крючков. В связи с задержкой сценария съемки на студии были перенесены на апрель. Сцены морского боя с участием 60 макетов различных военных судов, было решено снимать на Москве-реке, а натурные морские эпизоды — в Ялте и Севастополе. Из трюковых и комбинированных съемок предполагалось применить: маску, рирпроекцию, транспарант, перспективное совмещение [2; 3, с. 69-99, 148-209] и другие. В сентябре 1940 г. картина должна была быть уже готова3. Ее планировали сделать за 8 месяцев — в рекордные сроки! Этим планам не суждено было сбыться.
Только в начале апреля сценарий был готов и представлен для утверждения на Художественный совет киностудии, возглавлял который режиссер Ю. Райзман. Состоялось обсуждение, итогом его стал полнейший разгром работы Птушко. Художественный совет посчитал сценарий устаревшим и предложил сменить жанр картины с научно-фантастического на «обычный художественный фильм». При этом отмечалось, что такая смена жанра требует по сути написания нового сценария. И тем не менее, режиссеру рекомендовали именно в таком ключе осуществить доработку имеющегося текста — убрать из него подчеркнутую условность и фантастичность, показать реалистичность боя и фронтовой обстановки, а также сделать характеры героев «ярко очерченными», доработать диалоги, повысить «идейную целеустремленность и эмоциональную напряженность действия»4. С последним из перечисленного в литературном сценарии, как мы помним, было все в полном порядке.
Пока шла доработка режиссерского сценария, срок сдачи фильма был перенесен на февраль следующего года. Но Птушко спешил — на майском торжественном митинге сотрудников «Мосфильма» он пообещал сдать картину в декабре текущего года вместо февраля 1941-го5.
К июню был составлен подробный технологический план постановки с учетом всех чертежей, зарисовок и комбинированных кадров, закончен подбор актеров и все работы по эскизам декораций. К съемкам должны были приступить в середине июня6. 16 июня 1940 г в мосфильмовской многотиражной газете «За большевистский фильм» выходит заметка «Наше обязательство». В ней Птушко благодарит правительство за вручение ему ордена «Знак Почета» за создание картин «Новый Гулливер» и «Золотой ключик» и обещает к 15 августа спустить на воду 46 макетов кораблей на Москве-реке, а к 1 июля сделать 7 бутафорских самолетов «нормального размера»7. Как видно, к этому времени число макетов кораблей несколько уменьшилось и конкретизировалось.
Критик П. Тихонравов подробно описывал подготовку к самому сложному эпизоду картины — грандиозному бою в воздухе и на море: «На экране в одном кадре одновременно будут видны то 250-300 самолетов, то 50 военных кораблей, ведущих ожесточенный бой. <...> Режиссер А. Птушко и оператор Н. Ренков широко используют в этой постановке свой опыт трюковых комбинированных съемок, а также опыт других коллективов (в частности, группы фильма "Моряки"). В методику макетной съемки, примененную группой "Моряки", А. Птушко и Н. Ренков вносят существенное изменение. Небольшие макеты кораблей для фильма "Моряки" снимались в море. Дым из "корабельных труб" выходил ненормально быстро. Чтобы достичь естественности, постановщики применили съемку рапидом, в результате которой дымящие корабли выглядят, как настоящие. Но морские волны не нуждались в рапиде и, снятые одновременно с макетами, выглядят неестественно — они слишком медленны, почти неподвижны. Группа А. Птушко будет снимать морской бой не на море, а в спокойном водоеме на канале Москва-Волга. Здесь будет искусственно вызвано мелкое быстрое волнение, которое при съемке рапидом будет
1 Подземные секретные аэродромы есть в «оборонных» фильмах «Глубокий рейд» и «Эскадрилья № 5», только ими располагает вражеская сторона.
2 Кино, газ. 1940. N17/1. С. 4
3 Кино, газ. 1940. N23/11. С. 1
4 РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 2. Ед. хр. 357. Л. 1-2.
5 Кино, газ. 1940. ГО9/У. С. 2
6 За большевистский фильм, газ. 1940. N9^1. С. 2
7 За большевистский фильм, газ. 1940. Ш6/У1. С. 4
выглядеть на экране как настоящее морское»1. Стоит отметить, что картина режиссера В. Брауна «Моряки» (1939) выделяется на фоне остальных «оборонных» фильмов впечатляющими батальными сценами на море. Боевые корабли здесь маневрируют, стреляют, дымятся, горят и тонут, самое большое их количество в одном кадре равно восьми. У Птушко кораблей должно было быть в шесть раз больше. А если сравнивать цифры относительно количества воздушных судов в одном кадре, то это впечатляет еще сильнее. Пожалуй, из всех «оборонных» фильмов второй половины 1930-х гг. по количеству самолетов в одном кадре, лидирует «Глубокий рейд». Там есть пролет около пятидесяти воздушных судов, и это получается примерно в пять раз меньше, чем намеревался показать Птушко. Похоже, что он хотел создать идеальную «сверхоборонную» картину. И при этом ему было необходимо максимально приблизить ее к реальности.
Далее Тихонравов описывает планирующееся применение оригинальных технических новинок: «Режиссеру придется управлять морским боем. Десятки одновременно действующих разнообразных кораблей должны стрелять в нужный момент в определенном направлении. Чтобы осуществить эти действия обычным путем, потребовалось бы протянуть под водой огромное количество специального бронированного кабеля и устроить несколько сложнейших пультов управления. Благодаря ценному предложению инженера студии "Мосфильм" Г. Морица задача значительно упрощается. Г. Мориц разработал схему телевизионного управления стрельбой. Около съемочной камеры устанавливается единый пульт управления, а каждый макет будет "принимать распоряжения" через телеприемник»2. Здесь же Тихонравов пишет о методе перспективного совмещения макетов с натурой, который применялся Птушко и Ренковым в фильме «Золотой ключик». Этот метод планировалось широко использовать при съемке эпизодов воздушных боев, и там же хотели применить, разработанную ассистентом режиссера М. Величко сложную систему кранов для подвески «летающих самолетов».
Рядом со статьей Тихонравова размещен эскиз художника картины «Разгром вражеской эскадры» М. Тиунова. На эскизе, судя по всему, мы видим самолеты, вылетающие из «скрытой в скале секретной зоны». Как и Н. Ренков, М. Тиунов прежде был уже знаком с жанром «оборонного» фильма. Он принимал участие в работе над картиной о будущей войне канонической модели второй половины 1930-х гг. «Если завтра война.».
27 июня 1940 г. фильм «Разгром вражеской эскадры» был запущен в производство [7, с. 672].
В июле съемочные коллективы фильмов «Разгром вражеской эскадры» и «Золушка»3 подписались на 100% заем государству месячного фонда заработной платы4. Средства заемщиков вкладывались государством в строительство разного рода учреждений и оснащение Красной Армии и Военно-Морского Флота. Месяц коллективы двух фильмов работали без зарплаты. Для группы Птушко июль был одним из самых насыщенных и продуктивных месяцев. Съемочный процесс был в разгаре. За его ходом неустанно следили журналисты, критики, в печати регулярно появлялись разного рода материалы о картине. Почти целый разворот июльского номера газеты «За большевистский фильм» был посвящен «Разгрому вражеской эскадры»5. В публикацию вошел еще один эскиз Тиунова, а также статья А. С. «Разгром вражеской эскадры» и отрывок режиссерского сценария. В статье сообщалось, что картина обещает быть уникальной по части масштабных съемок морских и воздушных боев «с применением всех видов макетной и комбинированной съемки», и ее создатели планируют сделать «более сотни моделей всех видов самолетов и военных кораблей в размерах от 20-30 см. до 8 метров»6. Как можно заметить, со временем количество моделей самолетов в планах съемок значительно уменьшилось, при этом оно по-прежнему оставалось рекордным.
Благодаря краткому пересказу сюжета фильма в статье А. С. и опубликованному отрывку режиссерского сценария, мы можем частично увидеть, какие изменения произошли с текстом Байдукова и Тарасова. Они коснулись некоторых сцен, диалогов и состава участников, но цепь основных событий осталась прежней.
В июле проводились натурные съемки в Москве, одновременно группа собиралась к выезду 17-го числа в экспедицию на
1 «На макетах» // Кино, газ. 1940. Ш7/У1. С. 2
2 Там же.
3 «Золушка» — это рабочее название фильма Г. Александрова «Светлый путь».
4 «Дело всего народа» // Кино, газ. 1940. N5^11. С. 1
5 За большевистский фильм, газ. 1940. N7^11. С. 3
6 Там же.
месяц в Ялту. После экспедиции планировалось приступить к съемкам на канале Москва-Волга1.
Как проходила работа над фильмом в экспедиции на Черноморском побережье, мы можем увидеть на фотографиях из архива Ренкова, найденных в Лаборатории отечественного кино ВГИКа.
Южный берег Крыма. Залитая солнцем съемочная площадка. Оператор Н. Ренков (на всех снимках в темном берете и полосатой безрукавке) вместе с бутафорами/художниками (возможно, М. Тиуновым) старательно, в определенном порядке размещает в траве, вероятно, те самые «странные нерусские цветы». Им помогает кто-то из актеров, одетый в форму летчика, он на фото сидит спиной, скорее всего это П. Оленев. На заднем плане рабочие устанавливают белую палатку (см. ил. 3).
а а ■8-а
« 2
н ОЭ «б
Э Й
©
- I
о I
* ¿«5
И мй
« ан 3 05
в и а «аяо
йя я
й ^ Н м • У Ё
^ <и Й
н а
. о В"
I- Я £
На следующем снимке мы видим установленную кинокамеру. Рядом с ней стоит актер П. Оленев в костюме летчика, возле него на стуле сидит Ренков, похоже, моргнувший во время фотосъемки (см. ил 4).
■е-а
л ® .
2 ^ Я вя
¡4
£ 1 а
" н ^
Н м
• и -
^ а 5
И 2
. о в-
К х о
Вот актеры П. Оленев и Б. Толмазов в костюмах и гриме сидят у пенька, беседуют или репетируют. У Оленева на руках маленький олененок. На пеньке стоит бутылка с соской, видимо, для кормления малыша. В опубликованном литературном сценарии нет эпизодов с оленями, но, возможно, в режиссерском варианте он мог появиться. Как мы знаем, Птушко умел и любил снимать животных, поэтому он вполне мог придумать сцену с олененком. Позади Оленева и Толмазова стоят белые палатки, возле них на траве расположились трое мужчин, возможно, актеров массовки или рабочих, они лежа читают газету (см. ил. 5).
Ц-Я
« щ В.Щ
■©«Г
ч ¡д
в в '. в о
«нч4® ® ИЗ
^а 00 В1Л
14
И 3 I ^ вЗ
г:;?®
«В съемочных группах» // За большевистский фильм, газ. 1940. Ы13/У11. С. 4
На этом снимке оператор Ренков запечатлен вместе с членами съемочной группы — ассистентом оператора Львом Гродским и актером Оленевым — на фоне панорамы красивых очертаний морского побережья. На фото побережье едва видно, оно слишком высветлено, но различить его контуры можно. Солнечный день, полные энтузиазма радостные лица и море — любимое место съемок Птушко, где снимался и «Новый Гулливер», и «Золотой ключик», и эпизоды некоторых других его картин (см. ил. 6).
На этих снимках нет режиссера, но и без его присутствия мы видим, что работа над картиной шла полным ходом, в живописном месте, в теплой атмосфере. Сложные натурные и комбинированные съемки на южном берегу Крыма были закончены. В Ялте были сняты морские пейзажи, которые планировалось использовать в качестве фонов для рирпроекции. Некоторые объекты снимались в горах на высоте 1300 метров над уровнем моря.
Следует отметить, что помимо режиссера нет на этих фотографиях и актера Н. Крючкова, который был изначально заявлен исполнителем главной роли. Однако больше никаких сообщений о его участии в фильме в газетах не встречается. Пока съемочная группа работала в экспедиции, на «Мосфильме» десятки людей разных специальностей (судостроители, электрики, механики, пиротехники, деревообделочники, бутафоры, маляры и другие) были заняты сооружением сложных моделей кораблей. Был построен экспериментальный 7-метровый макет дредноута. Всего предстояло сделать, как мы уже знаем, 46 различных военно-морских кораблей, размером от полутора до восьми метров. Самыми сложными моделями из них были подводная лодка и авианосец. По проекту инженера Г. Морица было начато изготовление сложной аппаратуры, посредством которой режиссер во время съемок смог бы по радио управлять передвижениями и стрельбой кораблей1. Для сцен воздушного боя в мастерских «Мосфильма» было сделано 120 разнообразных моделей самолетов размером от 8 метров до 12 сантиметров. Часть крупных моделей была снабжена механизмами, с помощью которых «самолеты» должны были самостоятельно передвигаться по специальным «аэродромам»2.
В сентябре шла подготовка к комбинированным съемкам «морского боя»3. Готовый материал к этому времени составлял 25% от фильма. Но как дальше осуществлялась работа над картиной, какие еще были сняты эпизоды,— неизвестно. До конца года информации в газетах о «Разгроме вражеской эскадры» больше не было. Имелись только сообщения об отдельных событиях, связанных с деятельностью режиссера, оператора и других членов съемочного коллектива. Так, в октябре Птушко был награжден юбилейным значком «ХХ лет советской кинематографии», как особо отличившийся работник Главного управления по производству художественных фильмов4.
29 октября 1940 г. Ренков прочитал лекцию в Московском доме кино «Техника комбинированной съемки в мировой кинематографии» [7, с. 684-685].
Согласно данным Вен. Вишневского, опубликованным в «Летописи российского кино», фильм «Разгром вражеской эскадры» был снят с производства 26 ноября 1940 г. [7, с. 687]. А следом председателем Комитета по кинематографии А. Большаковым был выпущен проект приказа «О приведении режиссерских кадров кинематографии в соответствие со стоящими перед ней задачами», где Птушко предписывалось вернуться к работе в области комбинированных трюковых съемок и объемной мультипликации [1; 7, с. 687-688].
В начале декабря Комитет по делам кинематографии утвердил сценарий А. Таланова по роману Ж. Верна «800000 лье под водой». В идейном замысле сценария и в работе над ним Птушко принимал активное участие5.
В конце декабря появились новости о судьбе «Разгрома вражеской эскадры». В опубликованном отчете киностудии «Мосфильм» «О производственном плане» сообщалось, что из 12 полнометражных картин вышло только 9. Три картины не были готовы в срок — «Разгром вражеской эскадры», «Два командира» и «Синяя птица». Производство двух последних картин было приостановлено для переработки сценариев. С «Разгромом вражеской эскадры» поступили радикальнее — его сняли с производства «по причине низкого качества материала и сценария»6. Откровенно говоря, указанные в отчете причины вызывают некоторые сомнения, во-первых, маловероятно, чтобы у Птушко — опытного режиссера и перфекциониста — оказался материал низкого качества, а во-вторых, сценарий «Разгрома вражеской эскадры», видимо, по-прежнему был далек
1 «Разгром вражеской эскадры» // Кино, газ. 1940. Ы26/УП. С. 4
2 Кино, газ. 1940. Ш6/УШ. С. 4
3 «Хроника кинопроизводства. Москва» // Кино, газ. 1940. Ы27/1Х. С. 4
4 «Награждение значком "ХХ лет советской кинематографии"» // За большевистский фильм, газ. 1940. Ю0/Х. С. 2
5 «В сценарном отделе» // За большевистский фильм, газ. 1940. №/ХП. С. 4
6 За большевистский фильм, газ. 1940. К25/ХП. С. 1
от «просто художественного фильма». Истинная причина снятия фильма с производства была, скорее всего, связана с его жанром. Режиссер не смог его поменять. А в это время картины о будущей войне потеряли свою агитационную актуальность и изымались из проката.
В январском номере газеты «За большевистский фильм» 1941 г. были напечатаны эпиграммы Г. Солуянова о разных режиссерах киностудии «Мосфильм», среди которых был Птушко с его несостоявшимся дебютом в новом жанре:
Пока в мульти сильней Дисней, Я не хотел возиться с ней. Поправ свои же мультикадры, Хотел снимать «Разгром эскадры»... И, вот, за этот перегиб Чуть было вовсе не погиб.1 Решение снять картину «Разгром вражеской эскадры» с производства принималось на заседании Художественного совета «Мосфильма»2: «Режиссер Птушко допустил безответственное отношение к порученной ему работе, не провел серьезной подготовки к осуществлению постановки фильма "Разгром вражеской эскадры", за что был отстранен от работы по картине»3. И вновь слова, вызывающие сомнения. Серьезная подготовительная работа была описана в подробностях в газетных статьях. Как бы там ни было, на фильме был поставлен крест. Казалось, его история на этом была закончена. Тем временем Птушко вместе с Ренковым провели вечер, посвященный проблеме комбинированных и трюковых киносъемок, который был организован Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом кинематографии. Птушко выступил там с докладом о художественных и производственных возможностях разных видов комбинированных съемок. После доклада были показаны инструктивные фильмы Птушко и Ренкова «Перспективное совмещение» и «Дорисовки»4. Первый из названных фильмов сохранился в Музее кино и во ВГИКе. Копия из Музея кино выложена в сети интернет в свободном доступе5. Фильм начинается с кадров, где методом перспективного совмещения Птушко и Ренков снимают остров в море, затем самолет с летчиками. У этих кадров отсутствует подпись и закадровый текст с пояснениями. Остальные же эпизоды фильма «Перспективное совмещение» подписаны и озвучены закадровым текстом. Зная сценарий «Разгрома вражеской эскадры», в неподписанных кадрах без труда можно опознать картину и понять, над какими ее эпизодами работает съемочный коллектив. Это были комбинированные съемки на южном берегу Крыма в июле 1940 г. На фото (см. ил. 7) мы видим оператора Н. Ренкова за камерой, снимающего комбинированный кадр «остров в море». Слева, с краю находится режиссер А. Птушко в белой шляпе.
На фото (см. ил. 8) кадр, где снимают трех актеров на хвостовой части самолета. По сюжету советский самолет был обстрелян и упал в воду. Двое летчиков и механик оказались в открытом море на обломке воздушного судна, который вот-вот пойдет ко дну. Вдалеке они видят спасительный остров и решаются вплавь добираться до него. Плыть им предстоит далеко, поэтому они снимают с себя летные костюмы и парашюты. Как видно на этом кадре, летчики уже сняли костюмы и находятся в нижнем белье. Далее в этой сцене выясняется, что механик боится воды и не умеет плавать. На фото (см. ил. 11) за камерой оператор Ренков в безрукавке, которую мы видели на снимках из ВГИКа, перед ним модель самолета. Справа в толпе кинематографистов стоит режиссер Птушко. На приличном расстоянии от модели находятся актеры-летчики и трап, по которому они будут подниматься в самолет.
Согласно сценарию, на фото (см. ил. 12) в кадре командир воздушного судна Черепнин, он забирает летчиков с острова. Они поднимаются на борт и далее должны будут присоединиться к эскадрилье авиаминоносцев, которые совместно с морской эскадрой пройдут в парадной колонне победителей. Этими кадрами заканчивается фильм. В Музее кино сохранился начальный титр с названием картины, нарисованный на бумаге графитным и цветным карандашом. Его можно посмотреть в интернете на сайте Госкаталога РФ6.
На фото (см. ил. 13) эскиз титра к фильму «Разгром вражеской эскадры». В нижней его части нарисованы плывущие по морю корабли, над ними самолет. Период создания:
Р
1-4 о Н Я
з = "
ойЯ
I S -e-3
SU
IS
я S
-e-3
äS 1
1 За большевистский фильм, газ. 1941. N1/I. С. 3
2 Тихонравов П. «Борьба за высокое качество» // Кино, газ. 1941. N3/I. С. 2
3 «За высокое мастерство кинорежиссера» // За большевистский фильм, газ. 1941. N9/I. С. 1
4 «Вечер комбинированных съемок» // Кино, газ. 1941. N17/I. С. 4
5 «Перспективное совмещение» (1940, реж. Н. С. Ренков), URL: https://www.youtube.com/watch?v=vk5i5UAf1Bk [Режим доступа: свободный. Дата доступа: 21.04.2022]
6 Птушко Александр Лукич. Эскиз титра «Разгром вражеской эскадры» (по сценарию Г. Байдукова, Д. Тарасова)/ https://goskatalog.ru/portal/#/collec-tions?id=18043376 [Режим доступа: свободный. Дата доступа: 10.05.2022]
еп
>у
е3§ . и
о «
1940-1941 гг. Размер: 17,8*18,4, листовой материал. Место создания: Москва. Источник: ГОСКАТАЛОГ. РФ (17913892). Номер по КП (ГИК): ГЦМК КП-18476. Инвентарный номер: И-16104. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей кино». 3 марта 1941 г. на заседании Оргбюро ВКП(б) состоялось обсуждение итогов работы Кинокомиссии ЦК, где сообщалось о снятии с производства ряда фильмов, в том числе «Разгром вражеской эскадры» [7, с. 700]. В справке заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Д. А. Поликарпова о фильмах, запрещенных в 1940-1941 гг., в пункте № 3 о снятии картин с производства было обозначено, что в картине «Разгром вражеской эскадры» неправильно изображается роль советской авиации в войне, в частности роль бомбардировочной авиации [7, с. 33-35]. В апреле 1941 г. была подписана к печати книга Птушко и Ренкова «Комбинированные и трюковые киносъемки». В ней описываются методы комбинированных съемок с примерами их практического применения. В главе «Съемка макетных кораблей и кораблекрушений» в качестве примера приводится, в том числе схема съемки самолета пикирующего на крейсер из фильма «Разгром вражеской эскадры» [8, с. 221] (см. ил. 14). И больше никаких пояснений и упоминаний о картине в тексте этой большой книги нет.
В марте 1941 г. на экраны вышел биографический фильм о летчике-испытателе «Валерий Чкалов» (1941), весьма успешно поставленный М. Калатозовым. Сценарий был написан Г. Байдуковым и Д. Тарасовым совместно с драматургом Б. Чирковым. Тем временем Тарасов сдал на киностудии «Мосфильм» литературный сценарий по биографии знаменитого революционера «Бауман»1 и вместе с Байдуковым работал над сценарием «оборонного» фильма «Боевой приказ»2.
Художник М. Тиунов в это время был привлечен к работе над эскизами к фильму «Машенька», реж. Ю. Райзман. В штат киностудии «Мосфильм» Тиунов не входил, работал по договору. Против него ополчились 11 художников киностудии. Они написали коллективное письмо о возмутительной, на их взгляд, ситуации, когда штатные художники находятся в простое, а студия приглашает мастеров со стороны3. К ним не прислушались. По каким-то причинам Тиунов не успел закончить работу в установленный срок, что вызвало затруднения с финансированием картины. Штатные художники ликовали, когда был издан приказ с предупреждением Тиунову о сроках выполнения им работы и угрозой отстранения, если он не справится4. Но Тиунов все доделал, картина запустилась. И, тем не менее, в заметках студийной газеты еще не раз ему припоминали, что он когда-то подвел съемочную группу картины «Машенька» и вообще является ненадежным работником. В мае 1941 г. Птушко активно работает в мастерской объемной мультипликации. Мастерская к этому времени подготовила 8 сценариев5, в запуске два мультфильма — «Стойкий оловянный солдатик», где Птушко постановщик, и «Дважды два», где он автор сценария и художественный руководитель (фильмы не были закончены) [7, с. 708].
2 июня 1941 г. по радио было передано постановление Правительства о выпуске нового займа. На этот займ подписалось 100% работников мастерской объемной мультипликации. Некоторые кинематографисты, в числе которых был Птушко, подписались
на суммы займа превышающие их заработную плату6. Примерно в это же время — в середине 1941 г. неожиданно в производство вновь запускается «Разгром вражеской эскадры». В связи с началом войны киностудия переходила на новый режим работы, съемочные дни картин сокращались, ускорялось производство, уменьшался метраж фильмов, срочно запускались в производство военные короткометражные фильмы. «Также предполагается пустить в производство короткометражный фильм «Разгром вражеской эскадры» — постановка режиссера Птушко»,— сообщалось в мосфильмовской газете7. В качестве уже короткометражки картина должна была быть готова не «В сценарном отделе» // За большевистский фильм, газ. 1941. N21/111. С. 4 «Художественные оборонные фильмы» // Кино, газ. 1941. N28/111. С. 1 «Необдуманное решение» // За большевистский фильм, газ. 1941. N15/1. С. 3 «По следам наших материалов» // За большевистский фильм, газ. 1941. N26/111. С. 4 «По съемочным группам» // За большевистский фильм, газ. 1941. N28/111. С.1
«Подписку на Заем закончим дружно и организованно!» // За большевистский фильм, газ. 1941. N7/^1. С. 1 «Все для победы!» // За большевистский фильм, газ. 1941. Ш/УП. С. 1
позднее 1 сентября1, и, наверняка, к этому сроку ее бы удалось закончить, но война сделать этого не дала. Сотрудники киностудии «Мосфильм» уходили на фронт, одни по повестке из военкомата, другие записывались в народное ополчение. Оставшиеся работники вместе со студией готовились к эвакуации в Алма-Ату. Туда отправился и Птушко вместе с семьей. В Алма-Ате он работал на киностудии ЦОКС (Центральная объединенная киностудия художественных фильмов). Из воспоминаний директора ЦОКС М. В. Тихонова: «Нам предстояло, кроме организации цехов и павильонов, в здании студии, изыскивать дополнительные площади, особенно для комбинированных съемок. А. Птушко предложил воздвигнуть на пустом участке между к/т «Ала-Тау» и близлежащей школой огромный брезентовый цирк шапито, который удалось раздобыть в Управлении цирками Комитета по делам искусств. И это в значительной мере помогло студии строить там гигантские макеты и домакетки, сооружать и писать любые фоны» [6, с. 253]. Иванов-Вано вспоминал о совместной работе с Птушко на студии в Алма-Ате: «Хотя мультипликационной мастерской там не было, но при студии был организован цех комбинированных съемок, которым руководил замечательный мастер Александр Птушко. На киностудии проходили производственную практику студенты художественного факультета. Я работал в отделе комбинированных съемок. Работа на студии была отличной школой мастерства. Какие только сложнейшие сцены воздушных боев, танковых сражений, морских баталий не снимались в нашем цехе под руководством А. Птушко!» [5, с. 122]. Некоторые из тех сцен можно увидеть в фильмах «Секретарь райкома» (1942), «Парень из нашего города» (1942), «Зоя» (1944). В картине «Секретарь райкома» впечатляет большой комбинированный эпизод с подрывом железнодорожного состава на мосту, взрывами цистерн с топливом и объятой огнем железнодорожной станцией. Этот же эпизод потом будет использован в фильме «Зоя». Комбинированные кадры с танковыми сражениями вошли в фильм «Парень из нашего города». Помимо взрывов и маневрирования танки в этой киноленте проваливаются сквозь высокий бревенчатый мост, перескакивают на скорости с одного конца разрушенного каменного моста на другой. В 1944-м г. уже на «Мосфильме» Птушко снимал комбинированные кадры для фильма «Небо Москвы» режиссера Ю. Райзмана: эффектное винтовое пике дымящегося подбитого самолета, воздушное судно, врезающееся в землю, сносящее деревья и возгорающееся, падение двух подбитых самолетов крест-накрест на фоне ночного неба. Возможно, эти кадры с самолетами были реализацией каких-то сцен, готовившихся, а может даже и снятых для «Разгрома вражеской эскадры». В этом же году Птушко был назначен директором киностудии «Союзмультфильм». Вновь занялся мультипликацией. Под его художественным руководством вышли мультипликационные фильмы: «Телефон» (1944), «Пропавшая грамота» (1945), «Теремок» (1945). Проработал он на этой должности всего полтора года и начал снимать фильмы. Эпос, народные сказы, былинные герои стали основой его дальнейших работ.
В 1948 г. выйдет второе издание книги Птушко и Ренкова "Комбинированные и трюковые киносъемки», дополненное кадрами из «Разгрома вражеской эскадры», которые использовались в фильме «Перспективное совмещение». И в этом уже видится некое признание авторами картины события, которое, как несостоявшееся в полной мере, подавлялось, замалчивалось, вытеснялось, но проделанная колоссальная работа над «Разгромом вражеской эскадры» не могла просто исчезнуть, и хотя бы малая ее часть была использована в качестве учебного материала для передачи опыта съемок комбинированных сцен. Таким образом, фильм проделал путь от большой формы к малой, от игрового кино к инструктивному. Считается, что Птушко все свое творчество посвятил сказке [12]. Чтобы в этом убедиться, достаточно лишь взглянуть на список его полнометражных фильмов. Иную картину можно увидеть при исследовании биографии и кинематографической судьбы режиссера. Как видно из истории с «Разгромом вражеской эскадры», намерение попробовать себя в работе с другим жанром у него было, но завершить производство картины не удалось. И это была уже вторая его попытка расширить жанровые границы, реализовать которую полностью не получилось. Первой — была картина о космическом путешествии на Венеру «Утренняя звезда» [11]. Над ней шла работа в 1930-е гг. На экран «Утренняя звезда» должна была выйти вслед за фильмом «Новый Гулливер».
Получается, Птушко готов был попробовать иной жанр сразу же после выхода первой своей триумфальной картины. Поэтому сказочником его можно назвать лишь по факту сложившегося корпуса фильмов. И, быть может, уместнее было бы называть этого режиссера не сказочником, а заложником жанра сказки. Ведь и первые его мультипликационные картины («Приключения Братишкина», «Случай на стадионе», «Властелин быта») к сказкам не имели отношения, а были связаны с популярными в то время бытовыми темами.
«Разгром вражеской эскадры», как и «Утренняя звезда», претендовавшие на статус поворотных событий в творческой биографии режиссера, позволяют предположить, что его намерение относительно смены жанра было вполне определенным. Оба раза поворот намечался в одну и ту же сторону, а именно — в сторону жанра научной фантастики. Об этом стремлении в какой-то степени говорит и участие в идейном замысле и работе над сценарием Таланова «800000 лье под водой». Это и понятно, поскольку Птушко любил изобретательство, а фантастический фильм и сказка в равной мере дают возможность для применения комбинированных съемок. И все же по воле судьбы сказке удалось закрепить свои позиции и стать единственным полем для реализации новаторских идей этого режиссера.
Литература
1. Бородин Г. Анимация подневольная. Предисловие. Глава 1. Про медведей и вождей // Кинограф. № . 16. 2005. С. 54-153.
2. Бушкин А. И. Трюки и мультипликация / Под ред. и с предисловием Л. Кулешова. [М.:] 1926. 32 с.
3. Горбачев Б. К. Техника комбинированных съемок. М.: Искусство, 1958. 278 с.
4. Долгопят Е. О. «.Сон комсомольца, увлекшагося путешествиями Гулливера» К истории сценария фильма «Новый Гулливер» // Телекинет. 2020. № 4. С. 11-14.
5. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. М.: Искусство, 1980. 239 с.
6. Кино на войне. Документы и свидетельства / НИИ киноискусства [авт.-сост. В. И. Фомин; отв. ред. А. С. Дерябин]. М.: Материк, 2005. 941 с.
1 Кино, газ. 1941. N27/ VI. С. 4
7. Летопись российского кино [автор и руководитель проекта В. И. Фомин; составители: В. Е. Вишневский и др.]. М.: Материк, 2007. 846 с.
8. Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъемки. М.: Госкиноиздат, 1941. 264 с.
9. Спутницкая Н. Ю. Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 372 с.
10. Сценарии оборонных фильмов: сборник сценариев. М.: Госкиноиздат, 1940. 164 с.
11. Спутницкая Н. Гулливеркино: обратная сторона сказки. Александр Птушко — инновации // Искусство кино. 2015. N5. С. 105-117
12. Sputnitskaia N. Sergei Eisenstein, Aleksandr Ptushko and Valentin Kadochnikov: on the history of the Soviet fantasy film // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2021. 15(2). Р. 92-103.
References
1. Borodin, G. Animaciya podnevol'naya. Predislovie. Glava 1. Pro medvedej i vozhdej [Animation is forced. Preface. Chapter
1. About bears and chiefs]. Kinograf, 2005, no, 16, p. 54-153. (in Russian)
2. Bushkin, A. I. Tryuki i mul'tiplikaciya [Stunts and animation] / Pod redakciej i s predisloviem L. Kuleshova. [Moscow:] 1926, 32 p. (in Russian)
3. Gorbachev, B. K. Tekhnika kombinirovannyh s'emok [Combined shooting technique]. Moscow: Iskusstvo, 1958, 278 p. (in Russian)
4. Dolgopyat, E. ".Son komsomolca, uvlekshagosya puteshestviyami Gullivera» K istorii scenariya fil'ma «Novyj Gulliver" ["The dream of a Komsomol member, who was fond of Gulliver's travels." About the history of writing the script for the film "The New Gulliver"]. Telekinet, 2020, no 4, p. 11-14. (in Russian)
5. Ivanov-Vano, I. P. Kadr za kadrom [Frame by frame]. Moscow: Iskusstvo, 1980, 239 p. (in Russian)
6. Kino na vojne. Dokumenty i svidetelstva / NII kinoiskusstva [avtor-sostavitel V. I. Fomin; otvetstvenny redactor A. S. Dery-abin] [Cinema at war. Documents and certificates]. Moscow: Materik, 2005, 941 p. (in Russian)
7. Letopis rossijskogo kino [avtor i rukovoditel proekta V. I. Fomin; sostaviteli: V. E. Vishnevskij i drugiye] [Chronicle of Russian Cinema]. Moscow: Materik, 2007, 846 p. (in Russian)
8. Ptushko, A., Renkov, N. Kombinirovannye i tryukovye kinosyomki [Combined and stunt filming]. Moscow: Goskinoizdat, 1941, 264 p. (in Russian)
9. Sputnickaya, N. Y. Ptushko. Rou: Master-klass rossijskogo kinofentezi [Ptushko. Rowe: Master class of Russian fantasy cinema]. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2018, 372 p. (in Russian)
10. Scenarii oboronnyh filmov: sbornik scenariev [Scenarios of defense films: a collection of scenarios]. Moscow: Goskinoizdat, 1940, 164 p. (in Russian)
11. Sputnickaya, N. Gulliverkino: obratnaya storona skazki. Aleksandr Ptushko — innovacii [Gulliver cinema: the reverse side of a fairy tale. Alexander Ptushko — innovations]. Iskusstvo kino, 2015, no 5, p.105-117. (in Russian)
12. Sputnitskaia, N. Sergei Eisenstein, Aleksandr Ptushko and Valentin Kadochnikov: on the history of the Soviet fantasy film. Studies in Russian and Soviet Cinema, 2021, 15(2), p. 92-103.