Научная статья на тему 'Несказочная проблема одиночества в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина'

Несказочная проблема одиночества в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
710
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН / ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА / PROBLEM OF LONELINESS / СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА / ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ / SPIRITUAL POVERTY / M. E. SALTUKOV-SCHEDRIN / THE FAIRY-TALES BY SALTUKOV-SCHEDRIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лардыгина О.А.

В статье сделана попытка проследить реализацию проблемы одиночества в позднем периоде творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина на примере сказок 80-х гг. и определить причину одиночества сказочных героев. Автор характеризует одиночество в социальном ключе и видит проблему в духовном обнищании общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT A FAIRY PROBLEM OF LONELINESS IN FAIRY TALES BY SALTYKOV-SCHEDRIN

An attempt to follow an artistic embodiment of such problem as loneliness in late Saltikov-Schedrin’s creative work, namely the fairy tales of 80-ies, and to detect the reason of fairy tale heroes’ loneliness has been made in this article. The author characterizes loneliness in social key and sees the problem in spiritual poverty of the society.

Текст научной работы на тему «Несказочная проблема одиночества в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

УДК 82-6

UDC 82-6

ЛАРДЫГИНА О.А.

аспирант Орловскоий государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ola_la789@mail.ru

LARDYGINA O.A.

Postgraduate student of Orel State University E-mail: ola_la789@mail.ru

НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА NOT A FAIRY PROBLEM OF LONELINESS IN FAIRY TALES BY SALTYKOV-SCHEDRIN

В статье сделана попытка проследить реализацию проблемы одиночества в позднем периоде творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина на примере сказок 80-х гг. и определить причину одиночества сказочных героев. Автор характеризует одиночество в социальном ключе и видит проблему в духовном обнищании общества.

Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, проблема одиночества, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, духовное обнищание.

An attempt to follow an artistic embodiment of such problem as loneliness in late Saltikov-Schedrin's creative work, namely the fairy tales of 80-ies, and to detect the reason of fairy tale heroes' loneliness has been made in this article. The author characterizes loneliness in social key and sees the problem in spiritual poverty of the society.

Keywords: M. E. Saltukov-Schedrin, the problem of loneliness, the fairy-tales by Saltukov-Schedrin, spiritual poverty.

Проблема одиночества - одна из главных проблем русской литературы и литературы вообще. Истоки появления проблемы в творчестве всякого писателя - это, прежде всего, личное переживание. Не обошёл её стороной и М.Е. Салтыков-Щедрин. Особенно проблема одиночества характерна для позднего периода, когда в его отношении к жизни нарастает неудовлетворённость своим творчеством, социальной нереализован-ностью, семейными отношениями и т.д. Исследователь творчества Щедрина А.С. Бушмин отмечал, что в 80-е годы художественное внимание Салтыкова сосредотачивалось на не просто на исключительных трагических ситуациях, а на трагизме обыденной жизни. Он подчеркивает, что «будничный трагизм» нашел выражение в «Пошехонских рассказах» и в развязке многих сказках [1, с. 42].

Такой будничной, неизменной составляющей трагизма стало одиночество. В поздних своих произведениях Щедрин, давая характеристику своим героям, при описании их жизни, на каждом из них как будто ставит печать одиночества. Одиноки герои рассказов и сказок, одиноки каждый из членов, казалось бы, большого го-ловлевского семейства, а последний роман писателя «Пошехонская старина», не просто семейная хроника, а хроника одиночества. Автор разворачивает перед читателями целую галерею портретов одиноких людей.

В чем причина одиночества героев Салтыкова-Щедрин? Можно отметить, что главная причина всех проблем героев, в том числе и проблемы одиночества, в духовном обнищании, которое, отмечает сатирик, характерно как для дворянства, так и для простого народа. Исследователь В. В. Прозоров назвал этот салтыков-ский феномен в изображении развития человеческо-

го общества «нравственным окостенением» [2, с.126], А.С. Бушмин же дает свое определение - «омертвение души», проводя аналогии романа Щедрина «Господа Головлевы» с гоголевскими «Мертвыми душами» [1, с. 156].

В мире Салтыкова-Щедрина люди перестали быть людьми, утратив самое главное - способность любить, сопереживать, жалеть, искренне дружить, радоваться, молиться, не замечают ничего вокруг. Герои разучились чувствовать, они душевно очерствели, живут по однажды заведённому порядку, нарушение которого смерти подобно. Если бы Щедрин писал в наше время, то своих героев он мог бы сравнить с роботами, которых запрограммировали исполнять стандартный набор операций, жить по готовому сценарию, который исключает простые человеческие чувства - любовь, радость, печаль, сострадание и т.д.

Сказки Салтыкова-Щедрина - не исключение. Чудесное и волшебное подменяется «будничным одиночеством», из которого невозможно найти выход даже в сказочном пространстве. В двух сказках, «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин определил своих героев в экстраординарные, фантастические условия - в условия абсолютного одиночества. Помещик из сказки, по глупости своей, просил Бога, чтобы он избавил его от мужика. Но Господь услышал мольбы мужика, просящего избавления от притязаний жестокого помещика. Оставшись в одиночестве, помещик в прямом смысле одичал: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой

© Лардыгина О. А © Lardygina O. A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (77), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 77. 2017

способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел» [3, с. 28].

В данной сказке одиночество выступает в роли социального индикатора, призванного показать социальную несостоятельность помещичьего сословия, неспособность их к созидательности, что без своих крепостных они деградируют в животное состояние.

В «Премудром пискаре» Щедрин идет еще дальше в изображении состояния одиночества. Не случайно, его герой - пискарь, а не человек, потому как автор рисует патологическое одиночество - добровольную изоляцию от общества и от жизни. «Сто лет одиночества» Пискаря прошли в вечном заточении в норе, в темноте, в вечном дрожании за свою жизнь, в холоде и голоде, и только в самом конце своего существования ему приходит здравая мысль: ««Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет...» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?» [3, с. 33].

И сам находит ответ: «Ведь этак, пожалуй, весь пи-скарий род давно перевелся бы! Потому что, для продолжения пискарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет» [3, с. 33].

Подобное одиночество - изоляция делает жизнь пустой, бессмысленной, никчемной. А что должно наполнять жизнь? Множество вопросов встает перед Пискарем: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» [3, с. 33]. И горькое сознательное одиночество отвечает: «Никому, никто!» [3, с. 33].

А выход только один остается у Пискаря - смерть, она облегчает его существование и унимает его извечное дрожание: «И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, никому ненужный, лежит и ждет: когда же, голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?» (3, с.34).

В сказке «Игрушечного дела людишки» автор рассказывает о мастере кукол, который уловил самую суть окружающих «людишек»: люди - куклы, пустые, бездушные, тогда как в куклах он видит больше человеческого : «Взглянешь кругом всё то куклы, везде - то куклы, не есть конца этим куклам! Мучат, тиранят, в отчаянность, в преступление вводят! ... ума у них - нет, поступков нет, а на место всего - одна видимость, ну и возьмет тебя страх. Того гляди - зарежут. Сидишь посреди этой немоты и думаешь: «Господи, да куда же настоящие - то люди попрятались?» (С.Щ. 99) Щедрин одной мелкой деталью живописует сущность людей - связкой крошечных кукольных сердец, на которых на каждом мелкими - мелкими буквами было вырезано: « Цена сему серцу Адна копек.» [3, с. 99].

Сразу всплывает на ум русская поговорка: «грош цена такому человеку». Без души, без сердца, человек

перестаёт быть человеком. В мире Салтыкова-Щедрина чёрствые «людишки» между собой утратили всякие связи: дружеские, человеческие, любовные, семейные. Душевная пустота и рождает вакуум между людьми, повергая их в беспробудное, непреодолимое одиночество. Одиночество у Щедрина страшное, потому как люди одиноки в толпе, в семье, между друзей, они одиноки не физически, а по сути, большей частью, они, окружённые другими людьми, не осознают своего одиночества, пока не останутся с ним один на один. Откуда взяться взаимопониманиям между людьми, если они живут, как забвенные, ни горя, ни радости настоящей, живут да души изымают. Поэтому вердикт Щедрина, высказанный Изуверовым, мастером игрушек (одиноко живущего со своей матерью, как характеризует его автор), более, чем суров: «Лучше, мол, я к своим деревянным людишкам уйду, не чем с живыми куклами пропадать буду!» [3, с. 99].

«Живые куклы» живут и калечат тех, у кого еще остались в зачатке чувства живые и живое трепетное человеческое сердце, причиняя «невыносимую боль и вынимая душу».

В другой сказке, с символичным названием «Дурак», Щедрин создает еще куда более глубокий образ-символ - дураком он с позиций «живых кукол» величает юношу, в котором остались настоящие чувства. Не просто дурак, а - «необыкновенный»: «Сидит себе дома, книжж-ку читает, либо к папке с мамкой ласкается - и вдруг, ни с того, ни с сего, в нем сердце загорится» [3, с. 141].

Так загорится, что может последнее отдать нуждающимся, и на пожар первым побежит, и больному в уходе поможет, и слово нужное найдет для утешения. И, главное, - любить умеет: «Помилуйте! как же возможно не любить! всех любить надо. Счастливых - за то, что они сумели себя счастливыми сделать; несчастных - за то, что у них радостей нет» [3, с. 147].

Живет «дурак», соблюдая христианские заповеди. Один он такой «дурак», и никто его не принимает, ни люди вокруг, ни, даже, папенька с маменькой. Один только человек смог разглядеть его живое сердце, да и тот проезжий был: «Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет - от этого он и к жизни приспособиться не может» [3, с. 148].

Но никто не сознается, что у него есть «подлые мысли», в том числе и папенька, которому проще собственного сына дураком признать, чем усомниться в себе, в окружающих и в заведенных порядках.

В другой сказке, «Добродетели и пороки», Щедрин раскрывает тайну современного мироздания, объясняет, как же были заведены такие порядки, что в пороках общество видит добродетель, а добродетель мирно уживается с пороками, и все вокруг - «Живые куклы», а «Дураков» - считанные единицы. Секрет компромисса мироустройства - Лицемерие. Оно станет одной из главных характеристик многих героев Салтыкова-Щедрина, потому как ничто другое не в состоянии замаскировать пустоту души и подлость мыслей. Отсюда и нарастающее одиночество в обществе, которое Салтыков-Щедрин

отмечает в своих сказках - люди, превратившиеся в живых кукол, пустых и лицемерных, живут эгоистически, исключительно своими материальными интересами, которые создают материальный вакуум вокруг человека, вследствие чего рвутся всякие связи между людьми, порождая хроническое одиночество. И только малая часть

людей, по Салтыкову, сохранили остатки добродетели, но порочное общество наложило на них печать «дураков», отчего они являются изгоями общества, отверженными большинством и потому, единственными, кто осознает проблему одиночества.

Библиографический список

1. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.: «Современник», 1976. 255 с.

2. ПрозоровВ.В. М.Е. Салтыков-Щедрин: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.

3. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. //Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. М.: «Художественная литература», 1965-1977 т.16, кн.1, 1974. 528 с.

References

1. BushminA.C. Saltykov-Schedrin. Art of Satire. М.: « Covremennik», 1976. 255 p.

2. Prozorov B.B. M. E. Saltykov-Schedrin: The teachers' book. Moscow: Prosveschenie, 1988. 176 p.

3. Saltykov-Schedrin М.Е. Fairy tales. // Saltykov-Schedrin М.Е. Collected works in 20 volumes. Мoskow: «Belles-lettres», 19651977. Vol.16, b.1, 1974. 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.