УДК 656.7.022.8
Саидов А. И.
студент 3 курс, Факультет «Аэрокосмические технологии» Ташкентский государственный технический университет
Узбекистан, г. Ташкент Гафуров Г. Г.
студент 4 курс, Факультет «Аэрокосмические технологии» Ташкентский государственный технический университет
Узбекистан, г. Ташкент Ибрагимов А. Р.
студент 3 курс, Факультет «Аэрокосмические технологии» Ташкентский государственный технический университет
Узбекистан, г. Ташкент Муродов М. М.
студент 3 курс, Факультет «Аэрокосмические технологии» Ташкентский государственный технический университет
Узбекистан, г. Ташкент Научный руководитель: Сайдумаров И. М. доцент, кандидат физико-математических наук Ташкентский государственный технический университет
Узбекистан, г. Ташкент
НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ВЫЕЗД НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ И СИСТЕМА ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена случаям несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу (ВПП), которые происходят каждый раз, когда самолет, транспортное средство, человек или объект на земле создают опасность столкновения с самолетом, который взлетает или приземляется в аэропорту под наблюдением диспетчерского пункта. В этой статье рассматриваются действия, направленные на решение проблем безопасности работы аэропорта и предотвращения несанкционированных выездов на ВПП при использовании системы управления безопасностью полетов, внедренных в соответствии с положениями ИКАО -Усовершенствованной системы контроля и управления наземным движением (A-SMGCS).
Ключевые слова: Несанкционированный выезд на ВПП, безопасность полетов, уровень внедрения, категории выездов.
Annotation: The article is dedicated to a runway incursion which occurs every time a plane, vehicle, person, or object on the ground creates the danger of a collision with an airplane that takes off or lands at the airport under the supervision of a control unit. This article outlines actions that address the security of aerodrome works and prevention of runway incursion using safety management system implemented in accordance with ICAO provisions - the Advanced Surface Movement Guidance & Control System (A-SMGCS).
Key words: Runway incursion, flight safety, implementation level, incursion categories.
Благодаря наличию и развитию новых технологий, включая автоматизацию, становится возможным увеличить пропускную способность аэродрома в условиях плохой видимости и на аэродромах с высокой интенсивностью. Чтобы избежать подхода, основанного на технологиях, были разработаны общие эксплуатационные требования, которые, независимо от используемой технологии, предоставляют руководящие принципы для анализа и разработки местных требований. Требования к производительности предназначены для обеспечения возможного решения по безопасности или производительности.
Несанкционированных выездов на ВПП- это любое происшествие на аэродроме, связанное с неправильным присутствием воздушного судна, транспортного средства или лица на защищенных участках поверхности, предназначенной для посадки, взлета, руления и стоянки воздушного судна. Выездов на ВПП происходит всякий раз, когда самолет, транспортное средство, человек или объект на земле создают опасность столкновения с взлетающим или приземляющимся самолетом в аэропорту под наблюдением УВД. Выезд наземных транспортных средств в критические зоны безопасности вносит значительный вклад в число зарегистрированных инцидентов и представляет собой постоянный риск для безопасности полетов, особенно в условиях плохой видимости. Активные недостатки со стороны эксплуатационного персонала иногда являются следствием недостатков в системе, иногда являются результатом хорошо известных и задокументированных человеческих ограничений, но обычно представляют собой комбинацию этих двух факторов. Настоящий системный подход к безопасности должен учитывать скрытые условия в системе, а также активные недостатки на «переднем крае» производства полетов.
Существует четыре категории выездов на ВПП:
1. Категория А - это серьезный инцидент, в котором столкновения удалось избежать.
2. Категория B - это инцидент, в котором разделение уменьшается, и существует значительный потенциал для столкновения.
3. Категория C - это инцидент, характеризующийся достаточным временем и / или расстоянием, чтобы избежать столкновения.
4. Категория D - это инцидент, который соответствует определению выезд на ВПП, например, неправильное присутствие одного транспортного средства / человека / воздушного судна на защищенной зоне поверхности, предназначенной для посадки и взлета воздушного судна, но без немедленных последствий для безопасности [1].
Важным фактором предотвращения выезда на ВПП является ограничение физической возможности пилотов и водителей транспортных средств ошибочно входить на ВПП. Этот базовый принцип включает, но не ограничивается, оптимальным использованием рулежных дорожек по
периметру, избеганием пересечений ВПП и упрощенными и логичными схемами руления / взлетно-посадочной полосы, чтобы сделать аэродром инстинктивным, логичным и удобным для водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и пилотов. Поэтому эксплантаты аэродрома должны учитывать эти элементы при проектировании и размещении инфраструктуры аэродрома.
Системы управления безопасностью полетов должны быть внедрены в соответствии с положениями ИКАО, и следует обеспечить постоянное внимание к вопросам безопасности на ВПП. Выполнение положений Приложения 14 должно быть подтверждено, и должны быть реализованы программы технического обслуживания, касающиеся операций на ВПП (например, разметка, освещение, вывески). Во время строительства или технического обслуживания информация о временных рабочих зонах должна надлежащим образом распространяться, а временные знаки и маркировки должны быть четко видны, адекватны и однозначны во всех условиях эксплуатации. Официальная программа обучения и оценки водителей должна быть введена в соответствии с руководящими принципами обучения водителей или, если они уже существуют, эти руководящие принципы должны быть пересмотрены.
Должно быть введено официальное обучение и оценка связи для водителей и другого персонала, который работает на ВПП или вблизи нее. Рулежные дорожки должны быть названы в соответствии с ИКАО. Если при получении разрешения или инструкции у водителя транспортного средства возникают какие-либо сомнения, необходимо немедленно запросить разъяснения у диспетчера УВД до принятия разрешения или инструкции.
Водители транспортных средств должны немедленно связаться с диспетчером УВД, если не уверены в своем точном положении на аэродроме; если водитель понимает, что он / она находится на взлетно-посадочной полосе, этот водитель должен немедленно покинуть взлетно-посадочную полосу [2].
Усовершенствованная система контроля и управления наземным движением(Advanced Surface Movement Guidance & Control System (A-SMGCS)) - это система, обеспечивающая маршрутизацию, руководство и наблюдение для управления воздушными и транспортными средствами с целью поддержания заявленной скорости движения по поверхности при любых погодных условиях в пределах эксплуатационного уровня видимости аэродрома (Aerodrome Visibility Operational Level (AVOL)) при сохранении необходимого уровня безопасности.[3]
Чтобы поддерживать оптимизированные операции «от ворот до ворот», A-SMGCS должна быть способна помочь уполномоченным воздушным судам и транспортным средствам безопасно и эффективно маневрировать в зоне движения. A-SMGCS должна поддерживать следующие основные функции:
а) наблюдение;
б) маршрутизация;
в) руководство;
г) контроль.
В 2004 году ИКАО определила 4 уровня внедрения A-SMGCS на основе подхода сложности и плотности трафика:
Уровень 1 A-SMGCS (улучшенное наблюдение) использует усовершенствованные средства наблюдения и процедуры, охватывающие зону маневрирования наземных транспортных средств и зону движения воздушных судов. Процедуры касаются идентификации и выдачи инструкций и разрешений УВД. Диспетчеры получают информацию о местоположении и опознании транспорта, что является важным шагом вперед по сравнению с традиционным изображением радара наземного движения (SMR).
Уровень 2 A-SMGCS (Наблюдение + Сети Безопасности) добавляет сети безопасности, которые защищают взлетно-посадочные полосы и обозначенные зоны, а также связанные с ними процедуры. Соответствующие предупреждения генерируются для диспетчеров в случае конфликтов между всеми транспортными средствами на взлетно-посадочных полосах и выезда воздушных судов в обозначенные ограниченные зоны.
Уровень 3 A-SMGCS (Обнаружение конфликтов) включает в себя обнаружение всех конфликтов в зоне движения, а также улучшенное руководство и планирование для контроллеров.
Уровень 4 A-SMGCS (Разрешение конфликтов, автоматическое планирование и руководство) обеспечивает разрешение всех конфликтов, а также автоматическое планирование и автоматическое управление как для пилотов, так и для диспетчеров.
Модель контролируемых перемещений предлагается для описания проблемы конфликта, существующего в аэропортах, и конфликт трансформируется в проблему государства. Целью будущих исследований является достижение плана руководства, наблюдения и маршрутизации как для самолетов, так и для транспортных средств.
Использованные источники:
1. ICAO Doc 9870: Manual on the Prevention of Runway Incursions, AN/463, First Edition — 2007
2. ICAO Doc 4444-ATM/501: Procedures for Air Navigation Services - AIR TRAFFIC MANAGEMENT. Fifteenth edition — 2007.
3. FAA: Runway Safety - Runway Incursions, [online], [cited 2014-03-04]. URL:http://www.faa.gov/airports/runway_safety/news/runway_incursion/
4. ICAO Doc 9830: Advanced Surface Movement Guidance and Control Systems (A-SMGCS) Manual, AN/452, First Edition 2004.