DOI: 10.55105/2500-2872-2023-2-73-86
Нерешенные проблемы Окинавы: к пятидесятилетию возвращения префектуры
в состав Японии
Ж.М. Баженова, Е.А. Горячева
Аннотация. Статья посвящена анализу современных проблем японской префектуры Окинава, истоки которых следует искать в послевоенной истории островов Рюкю, находившихся в 19451972 гг. под фактической оккупацией США. Авторы рассматривают ряд проблем, остающихся нерешенными после возвращения Японии в 1972 г. всех юридических и административных прав на Окинаву: экономическое отставание Окинавы от так называемой основной территории Японии и высокую концентрацию американских военных баз и американских военнослужащих, что к тому же оказывает негативное влияние на экологию префектуры и безопасность ее населения. В настоящее время на территории префектуры размещены более 70% всех американских военных объектов, находящихся на территории Японии. В контексте формирующегося комплекса угроз для региональной и национальной безопасности, связанных с Китаем, который наращивает военную мощь и претендует на часть островных территорий Японии, с опасениями по поводу изменения глобального мирового порядка из-за проведения Россией Специальной военной операции на Украине, а также с резким обострением ситуации вокруг Тайваня, власти Японии будут последовательно продолжать выполнение союзнических обязательств перед США. На этом фоне маловероятным представляется сокращение в дальнейшем американского военного присутствия на Окинаве, напротив, прогнозируется дальнейшая милитаризация островов. Между тем, префектуральные власти и жители островов опасаются, что, в случае возникновения военного конфликта Окинава станет главной мишенью для ударов противника. Итоги опросов общественного мнения жителей префектуры, проводимых с 1970-х гг. по настоящее время, показывают, что при сохранении высокого уровня поддержки возвращения в состав Японии неизменным остается недовольство по поводу нахождения баз Вооруженных сил США на территории Окинавы: большинство окинавцев выступают либо за полное удаление военных объектов с острова, либо за справедливое разделение бремени с остальными префектурами, подчеркивая свою национальную самобытность.
Ключевые слова: Окинава, Япония, базы ВС США, возвращение Окинавы, японо-американские отношения, государственная политика Японии.
Авторы: Жанна Михайловна Баженова, кандидат исторических наук, ученый секретарь Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (адрес: 690001, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89). ORCID 0009-0003-4451-496X; E-mail: [email protected]
Елена Александровна Горячева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (адрес: 690001, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89). ORCID 0000-0001-9357-5425; E-mail: [email protected] Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Ж.М. Баженова, Е.А. Горячева. Нерешенные проблемы Окинавы: к пятидесятилетию возвращения префектуры в состав Японии // Японские исследования. 2023. № 2. С. 73-86. DOI: 10.55105/2500-2872-2023-2-73-86
Unresolved problems of Okinawa: Towards the 50th anniversary of Okinawa Prefecture's reversion to Japan
Z.M. Bazhenova, E.A. Goriacheva
Abstract: The article addresses the current problems of the Japanese prefecture of Okinawa, the origins of which should be sought in the post-war history of the Ryukyu Islands, which were put under the occupation of the United States in 1945-1972. The authors have identified several problems that remain unresolved after Japan regained all legal and administrative rights to Okinawa in 1972. These issues include the economic development of Okinawa lagging behind the so-called "Japan proper" and the high concentration of American military bases and American servicepersons, which also exerts negative influence on the environmental and security situations in the island. Currently, more than 70% of all US military bases in Japan are located in Okinawa Prefecture. Against the background of emerging threats to regional and national security of Japan, which are associated with China's growing military power and its territorial claims against Japan, as well as fears of change of the global order due to Russia conducting the special military operation in Ukraine and the escalation of tensions over Taiwan, the government of Japan tends to continue fulfilling their allied obligations to the United States. In this regard, the reduction of US military presence in Okinawa seems unlikely. On the contrary, future militarization of the region is to be expected. Meanwhile, prefectural authorities and the islands' residents fear that, in the case of a military conflict, Okinawa will be the main target of enemy strikes. The results of public opinion polls of Okinawa residents, which have been conducted since the 1970s to the present times, show that, while the level of public support for the reversion of Okinawa to Japan is high, at the same time, dissatisfaction with the presence of US military bases in Okinawa persists. Most Okinawans support either a complete withdrawal of military facilities from the territory of the prefecture, or a fair division of the burden of US military bases' presence with other prefectures, emphasizing their own distinct identity.
Keywords: Okinawa, Japan, US military bases, Okinawa reversion, Japan-US relations, national policy of Japan.
Authors: Zhanna M. Bazhenova, Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, Scientific Secretary of the Institute of History, Archaeology and Ethnology, Far Eastern Branch of the RAS (89 Pushkinskaya Street, Vladivostok, 690001 Russian Federation). ORCID 0009-0003-4451-496X; E-mail: [email protected]
Elena A. Goriacheva, Research Fellow, Center of Global and Regional Studies, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East (89 Pushkinskaya Street, Vladivostok, 690001 Russian Federation). ORCID 0000-0001-9357-5425; E-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare the absence of the conflict of interests.
For citation: Bazhenova Z.M., Goriacheva E.A. (2023). Nereshennye problemy Okinavy: k pyatidesyatiletiyu vozvrashcheniya prefektury v sostav Yaponii [Unresolved problems of Okinawa: Towards the 50th anniversary of Okinawa Prefecture's reversion to Japan]. Yaponskiye issledovaniya [Japanese Studies in Russia], 2023, 2, 73-86. (In Russian). DOI: 10.55105/2500-2872-2023-2-73-86
Введение
В мае 2022 г. на Окинаве прошли торжества по поводу 50-летней годовщины возвращения префектуры в состав Японии. После окончания Второй мировой войны Япония, как проигравшая сторона, оказалась под оккупационным режимом союзных сил, прежде всего, США. Сан-Францисский мирный договор, подписанный 8 сентября 1951 г. и ратифицированный
Японией 28 апреля 1952 г., возвращал ей государственный суверенитет в границах «основной территории» - островов Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. При этом она была вынуждена согласиться на включение в Договор ст. 3, согласно которой о-ва Рюкю (за исключением архипелага Амами) передавались под доверительное управление ООН с закреплением за США права осуществлять всю и любую административную, законодательную и судебную власть над территорией и обитателями этих островов, включая территориальные воды. Однако оговорка о сохранении «остаточного суверенитета» над Рюкю оставляла возможность на возвращение архипелага под юрисдикцию Японии. Эта возможность была реализована после подписания 17 июня 1971 г. «Соглашения между Японией и Соединенными Штатами Америки касательно островов Рюкю и Дайто», предусматривающего «отказ США в пользу Японии от всех прав и интересов, предоставленных им ст. 3 Сан-Францисского договора»1. Соглашение вступило в силу 15 мая 1972 г., спустя два месяца после обмена в Токио ратификационными грамотами.
Следствием продолжавшейся в течение 27 лет оккупации США Окинавы стало тяжелое бремя его наследия, которое ощущается и в настоящее время. Целью нашего исследования является определение главных проблем, остающихся нерешенными в течение пяти десятилетий и лежащих в основе современного диспаритета Окинавы с остальными префектурами Японии. К таким проблемам мы относим экономическое отставание Окинавы от основной территории2, высокую концентрацию американских военных баз и связанные с ней актуальные вопросы обеспечения региональной, национальной безопасности и экономической автономии префектуры.
На достижение цели исследования направлено решение следующих задач: выявление основных экономических проблем Окинавы; определение роли военных баз США, размещенных на Окинаве в контексте формирующегося комплекса угроз для региональной и национальной безопасности, связанных с Китаем, наращивающим свою военную мощь и претендующим на часть островных территорий, опасениями Японии по изменению глобального мирового порядка из-за проведения Россией СВО на Украине и резким обострением ситуации вокруг Тайваня. В рамках поставленных задач интерес также представляет мнение окинавцев по поводу воссоединения с основной территорией страны (^ЩЖЖокинава хэнкан, или «возвращения Окинавы»), военных баз и будущего развития префектуры.
Современные проблемы экономики Окинавы
Послевоенное экономическое развитие Окинавы оказалось подчинено стратегическим целям США в АТР, для которых приоритетом выступала реализация крупномасштабной программы строительства военных баз, утвержденная в мае 1949 г. Однако необходимость в поддержке местного населения заставляла американские власти разрабатывать проекты строительства с учетом интересов островитян, предусматривая создание максимальных возможностей для их трудоустройства, использование материалов и услуг, предлагаемых местными компаниями, строительство инфраструктуры (дороги, мосты, гавани, электростанции т.п.), которая могла бы эксплуатироваться как военными, так и гражданскими организациями. Это способствовало росту экономической активности на Окинаве и стимулированию развития
1 Japan and United States of America. Agreement concerning the Ryukyu Islands and the Daito Islands // Сайт ООН. https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%20841/volume-841-i-12037-english.pdf, р. 275. (дата обращения: 06.03.2023).
2 Хондо (#±, дословно «основная территория») - термин, закрепившийся в общественном дискурсе и законодательных актах для обозначения территории Японии за пределами Окинавы (см.
[«Закон о специальных мерах по развитию Окинавы»]. https://elaws.e-gov.go.jp/document?la wid=346AC0000000129&openerCode=1) (дата обращения: 01.06.2023).)
отраслей, способных вносить вклад в местную экономику спустя длительное время после окончания строительства баз. Закономерно, что на начальном этапе оккупации экономическая зависимость Окинавы от военных баз США была очень высокой, тогда как на более позднем этапе она сокращалась. В работе Мияги Осаму «"Американский мирок" Окинавы в документах» приводятся следующие данные: в 1955 г. поступления от баз в общих доходах префектуры составляли 66,7%, в 1965 г. - 0,6%, а в 1972 г., когда состоялось возвращение под административное управление Японии - уже 15,5%3.
После возвращения Японии всех юридических и административных прав на Окинаву ключевой проблемой японского правительства стало сокращение социально-экономического разрыва между префектурой и основной территорией страны с целью будущего самостоятельного развития Окинавы. Для решения проблемы отставания властями Японии совместно с префектуральным правительством был разработан целый комплекс мер, законодательно оформленных в виде принятого в 1971 г. «Закона о специальных мерах по развитию Окинавы». Реализация этих мер предусматривалась в рамках десятилетних планов. За прошедший с момента принятия первого плана период инвестиции из государственного бюджета Японии в развитие префектуры составили 13,5 трлн иен. Объем средств, выделяемых центральном правительством Японии в пересчете на 1 жителя префектуры, в 2019 г. составил 255 000 иен, это наибольший показатель среди всех регионов Японии. В то время как другие префектуры получают бюджетные средства по линии каждого из соответствующих министерств и ведомств, субсидии для Окинавы выделяются префектуре единым блоком по линии Кабинета министров. В 2018 фин. г. валовой региональный продукт Окинавы в номинальной стоимости составил 4,505 трлн иен, что в 9,8 раз больше, чем в 1972 г. С другой стороны, несмотря на то, что на Окинаве средний подушевой доход с 1972 г. до 2020 г. вырос значительнее, чем по всей Японии (не в 4,2, а в 5,1 раз), он все равно остается на уровне около 80% процентов от среднего показателя подушевых доходов по стране (3,74 млн иен в год против среднеяпонского показателя 4,87 млн иен в год). Согласно данным за 2016 г., уровень бедности семей с детьми составлял 29,9%, что в 2 раза превышает средний показатель по стране, а уровень зачисления школьников в университеты по данным 2019 г. составил 39,65% - самый низкий показатель в стране. Таким образом, в префектуре по-прежнему остро стоят вопросы неравенства с основной территорией страны по уровню благосостояния и доступности высшего образования4. Уровень безработицы на декабрь 2022 г. в префектуре составил 3,5% (общенациональный уровень - 2,5%); особенно высок уровень безработицы среди молодежи - 7,2% (средний по Японии - 3,4%)5.
Осталась нерешенной и проблема структурной слабости экономики Окинавы и низкого уровня самообеспечения ресурсами. Особенностью экономики префектуры по сравнению с другими регионами Японии, неизменно проявляющей себя с 1972 г., является ярко выраженное преобладание третичного сектора над вторичным. Соотношение ВВП вторичного сектора к третичному составляло в 2019 г. на Окинаве 17,4% к 82,1%, тогда как по всей Японии -25,6% к 72,5%6.
3 Карубэ Кэнсуке. Тяжкая ноша на плечах окинавской экономики со времени возвращения Японии: когда же будет как на «Большой земле»? // №рроп.сот. https://www.nippon.com/ru/in-depth/a08203/ (дата обращения: 05.03.2023).
4 [Разница с общенациональным показателем не только в доходах] // Асахи симбун. 30.12.2021.
5 [Ситуация с трудоустройством на декабрь 2022 г.] // Сайт администрации префектуры Окинава. https://www.pref.okinawa.jp/site/shoko/koyo/kikaku/toukei/h24/r04-12.html (дата обращения: 05.03.2023).
6 [Обзор экономики префектуры Окинава (октябрь 2022 г.)] // Сайт общего управления делами Окинавы Кабинета министров Японии. https://www.ogb.go.jp/soumu/soumu_ sinkou/003093 (дата обращения: 07.03.2023).
Экономика Окинавы характеризуется как экономика «3-К»: ко:кё: дзигё:; канко:, кити ШШ) - строительство общественных инфраструктурных объектов, туризм, базы. С момента возвращения основной статьей дохода остаются бюджетные ассигнования [Takara 2017, p. 106].
Вторым важным фактором роста экономики Окинавы является туризм, на который приходится около четверти валового регионального продукта. В 1972 г. префектуру посетили 560 тыс. туристов, в 1975 г. на международную выставку Okinawa Ocean Expo приехали около 1,5 млн гостей. С этого времени количество поездок увеличивалось в среднем на 1 млн каждые семь лет, достигнув в 2019 г. показателя в 9,47 млн человек. Однако туристическая отрасль демонстрирует крайнюю уязвимость перед внешними шоками, такими, например, как пандемия. В период первой волны коронавирусной инфекции в 2020 г. число туристов на Окинаве уменьшилось на 70,35 % (на 7 147 200 человек) по сравнению с пиковым 2019 г., а в 2021 г. впервые границы префектуры не пересек ни один иностранный турист7. Нельзя не отметить и тот факт, что масштабное развитие туристической отрасли оказывает огромное давление на водные ресурсы островов, и приводит к увеличению загрязнений и деградации окружающей среды.
Если говорить о месте военных баз в экономике префектуры, то в настоящее время доля «доходов от баз»8 в ВВП Окинавы ниже 5%. Но хотя базы генерируют занятость местного населения и создают спрос, они не могут считаться хозяйствующим субъектом, действующим по рыночным законам. По мнению губернатора Окинавы Тамаки Дэнни, возвращение земель, в настоящее время используемых под базы США, могло бы принести в казну префектуры доход в 900 млрд иен (6,9 млрд долларов), более чем в три раза выше, чем приносят базы на текущий момент, и трудоустроить в 9 раз больше человек, чем в настоящее время работает на базах9. Кроме того, высокая доля земель, принадлежащих военным, обуславливает самую высокую стоимость земли в Японии, за исключением районов Токио, Осака и Нагоя. Отсутствие правовых возможностей для доступа префектурального правительства к альтернативному использованию земли и ограниченные возможности развития урбанистической зоны сокращают перспективы Окинавы по диверсификации, а значит - и автономизации экономики. При этом, несмотря на неоднократные заявления представителей центрального правительства о том, что они желали бы видеть Окинаву более самостоятельной, очевидно их стремление к сохранению централизованной системы регионального управления, основанной на политике экономического стимулирования префектуры из центра, которая позволяет создать условия для стабильного функционирования там американских военных объектов.
Окинава — краеугольный камень японо-американского альянса
Потерпев поражение в Тихоокеанской войне, Япония на протяжении уже почти восьми десятков лет последовательно выступает союзницей Соединенных Штатов в АТР. В основе японо-американского альянса лежит Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности 1960 г., который предоставляет США право создавать военные базы и размещать
7
[Число посетивших Окинаву туристов составило 3,01 млн чел в 2021 г. Спад два года подряд, на 70% меньше, чем до пандемии, на уровне 1991 г.] // Окинава Таймс. 26.01.2022.
8 Данные доходы складываются из прибылей от сдачи в аренду земель, строительных работ, ремонта и обслуживания техники, продажи американским военным потребительских товаров, индустрии развлечений (кафе, баров, «кварталов красных фонарей»).
9 Okinawa marks 50 years since reversion from U.S. rule // The Japan Times. 15.05.2022. https://www.japantimes. co.jp/news/2022/05/15/national/okinawa-reversion-anniversary/ (дата обращения: 08.10.2022).
свои воинские контингенты на японской территории для обеспечения защиты страны от вооруженного нападения.
Основное бремя по выполнению условий японо-американского альянса с японской стороны, связанных с размещением американских военных объектов, несет префектура Окинава, «принимая у себя» 70,3% всех американских военных баз, расположенных на территории Японии. Наибольшая концентрация военных объектов наблюдается на территории о-ва Окинава, где они занимают 14,6% площади, в том числе земли сельхозназначения. Ряд авиабаз, включая самые крупные - Кадэна и Футэмма - расположены прямо в черте густонаселенных городов. В ведении американских военных находятся 29 акваторий, где не разрешается осуществлять коммерческое рыболовство и разведение морских водорослей, и 20 воздушных зон, использующихся либо только американцами, либо ими же совместно с Силами самообороны Японии10. В префектуре дислоцируется 47 тыс. американских военнослужащих, членов их семей и обслуживающего персонала. С высокой концентрацией американских баз на Окинаве связывают целый ряд негативных для среды обитания последствий: загрязнение почвы и водоемов различными токсинами, повышенный уровень шума от боевых самолетов, угроза жизни и здоровью местных жителей в результате крушения военной техники или преступлений, совершаемых американскими военнослужащими.
Одной из главных целей широкомасштабного общественного движения за возвращение Окинавы в состав Японии11, развернувшегося в период американской оккупации, была ликвидация или значительное сокращение там числа военных баз. Большинство принципиальных договоренностей, касающихся баз, было достигнуто в ходе встреч Никсон -Сато в 1969 г. Большим достижением считается то, что в совместном коммюнике закреплялось согласие США вывезти с Окинавы к моменту передачи островов весь ядерный арсенал [Стрельцов 2017, с. 607]. В остальном предполагалось, что США продолжат управлять своими объектами на Окинаве, которые, однако, теперь подпадают, как и прочие военные объекты США на основной территории Японии, под действие японо-американского Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности. По положениям договора, правительство Японии берет на себя прямую ответственность (в том числе финансовую) за приобретение необходимых для этих объектов земель и ведет переговоры с землевладельцами.
В 1970 г. на основной территории Японии располагалось 149 военных объектов США, 32 из которых классифицировались как «крупные», включая 6 аэродромов, 2 военно-морские базы, 2 полигона для бомбометания, 6 складов боеприпасов и тактический полигон. На этих объектах было расквартировано 40 тыс. военнослужащих. В то же время на островах Рюкю (преимущественно на о. Окинава) размещалось 134 военных объекта, 19 из которых считались «крупными»: 3 военно-воздушные базы, 2 тактических полигона, 2 лагеря морской пехоты, большой логистический парк и прилегающий к нему порт, небольшая база ВМС. На этих объектах несли службу 45 тыс. человек. Таким образом, на Окинаве на менее чем 48% от общего числа американских объектов в Японии размещались 52% от общего количества американских военнослужащих. Сразу после возвращения, по данным на март 1973 г., на всей территории Японии, включая префектуру Окинава, располагалось 172 военных объекта США с общей площадью 548 335 кв. м. Из них 89 объектов на площади около 264 400 кв. м располагались на основной территории Японии, а 83 объекта на площади 283 870 кв. м - на Окинаве. Примечательно, что, если количество американских военных объектов на Окинаве сократилось по данным на тот момент на 44,8%, площадь занятых ими земель уменьшилась всего на 12,1% [Purves 2001, p. 74-75]. К настоящему времени площадь, занимаемая базами
10 Shomoji Yoshiro. Futenma: Tip of the Iceberg in Okinawa's Agony // The Asia-Pacific Journal. Vol. 9, Issue 43, № 3, October 24, 2011. https://apjjf.org/2011/9/43/Yoshio-SHIMOJI/3622/article.html (дата обращения: 21.02.2023).
11 Сококу фукки ундо (ШШШ'ШШШ, досл. «движение за возвращение на родину»).
США на Окинаве, уменьшилась на 30% по сравнению с 1972 г., (в 1972 г. базы занимали 28,66 гектара, а по состоянию на 2022 г. - 16,87 гектаров)12.
За прошедшие с момента возвращения Окинавы 50 лет в регионе Северо-Восточной Азии произошли глобальные трансформации. В настоящее время самые серьезные опасения у правительства Японии вызывает наращивание вооруженной мощи Китая, который в новой Стратегии национальной безопасности Японии, принятой в декабре 2022 г., представлен как «самый беспрецедентный стратегический вызов» для Японии за всю ее послевоенную историю13. Откровенная демонстрация КНР своей военной силы в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, неоднократные вторжения в воздушные и морские пространства спорных островов Сэнкаку (Дяоюйдао), резкая эскалация обстановки вокруг Тайваня вынуждает Японию усиливать военное сотрудничество с США. В этих обстоятельствах стратегическая значимость островов Рюкю в силу их географической близости к Тайваню вновь становится крайне важной в деле обеспечения национальной безопасности Японии. В начале января 2023 г. японские и американские дипломатические источники заявили о намерении разместить на Окинаве подразделение быстрого реагирования корпуса морской пехоты для защиты отдаленных островов юго-западной Японии. К 2026 г. в рамках реорганизации корпуса морской пехоты в префектуре на фоне активизации военной деятельности Китая в Восточно-Китайском море планируется подготовить морской литоральный полк (Marine Littoral Regiment, MLR)14. Состоящие из примерно 1800-2000 человек на единицу, оснащенные морскими ударными ракетами, установленными на беспилотных вариантах легких тактических машин, эти подразделения способны быстро развертывать небольшие группы морских пехотинцев для создания опорных пунктов против атакующих врагов.
Процесс дальнейшей милитаризации префектуры, затронувший и самые удаленные группы островов Яэяма и Мияко, происходит в том числе и за счет размещения подразделений Сил самообороны Японии. С 2016 г. на них были развернуты несколько дополнительных наземных и военно-воздушных частей, включающих подразделение ВВС в Наха и подразделение наблюдателей на о. Ёнагуни в 2016 г., группу обнаружения воздушных целей и наведения средств ПВО в г. Наха в 2017 г., базы сухопутных сил на о-вах Амами и Мияко - в 2019 г., противокорабельную ракетную защитную батарею на о. Мияко в 2020 г. В 2022 г. запланировано разместить на о. Исигаки подразделение противовоздушной и противокорабельной обороны вместе с 570 пехотинцами15.
В общественных кругах Окинавы, хотя и признают всю серьезность сложившейся в регионе геополитической ситуации, особенно обострившейся после начала российской СВО на Украине, не верят в эффективность размещения крупной вооруженной группировки на своей территории, в возможность военных защитить мирное население в случае начала боевых действий, справедливо полагая, что Окинава с плотной концентрацией военных объектов и живой силы станет главной мишенью для удара противника. Празднование 50-летней годовщины возвращения Окинавы проходило под эгидой демилитаризации и удаления американских баз с острова. В интервью 9 мая 2022 г., посвященном возвращению Окинавы, губернатор префектуры Тамаки Дэнни отмечал: «В момент возвращения Окинава надеялась, что бремя баз будет снижено хотя бы до среднего по Японии уровня, но и сегодня
12 шыт5 0^.
ЦЮ^^/Е [50 лет после возвращения Окинавы. ВРП префектуры вырос в 10 раз] // Санкэй. 05.05.2022.
13 National Defense Strategy. December 16, 2022. https://www.mod.go.jp/j/policy/agenda/guideline/strategy/pdf/ strategy_en.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
14 U.S. Marines to set up unit in Okinawa for defense of remote Japanese islands // The Japan Times. 10.01.2023. https://www.japantimes.co.jp/news/2023/01/10/national/okinawa-unit-marines/. (дата обращения: 01.03.2023).
15 As tensions in East Asia mount, Japan looks to beef up Okinawa defense // The Japan Times. 1.03.2022. https:// www.japantimes.co.jp/news/2022/03/01/national/nansei-islands-sdf-explainer/ (дата обращения: 12.06.2022).
ситуация далека от желаемой»16. В отсутствии прогресса в решении проблемы он обвиняет сложившийся алгоритм принятия решений, когда все вопросы обсуждаются в двустороннем формате США - Япония, а местное правительство «выпадает» из процесса. Д. Тамаки также прокомментировал рост общественной поддержки усилий правительства по укреплению национальной обороны на волне украинского кризиса и высказал на этот счет свою озабоченность: «Для изменения статус-кво была применена сила... Использование еще большей силы для противостояния может вызвать неожиданный конфликт. Мы, безусловно, должны избежать сценария, при котором Окинава станет мишенью, или любых действий, которые могут увеличить эти риски»17.
13 мая 2022 г. Окинавская префектуральная ассамблея провела специальную сессию, посвященную 50-летней годовщине возвращения под административный контроль Японии. Впервые в истории было принята декларация о намерении с обращением к премьер-министру, кабинету министров и лидерам верхней и нижней палат парламента Японии. В декларации, в частности, говорилось: «Неизменно придерживаясь решения никогда больше не вступать в войну, мы будем создавать сильную экономику, основанную на принципах независимости. Мы превратим Окинаву в префектуру, жители которой будут процветать. Мы вновь заявляем, что будем упорно работать на развитие нашего общества и добиваться снижения бремени баз, в том числе путем предотвращения инцидентов, связанных с присутствием американских военных». В документе содержатся призывы к правительству Японии закрыть и передать Окинаве базу Футэмма, значительно сократить и оптимизировать американский обслуживающий персонал, фундаментально переработать японо-американское Соглашение о статусе вооруженных сил18. Достижение экономической независимости связывается в том числе и с использованием земель, освобожденных от баз, а также с созданием новых индустрий, которые вносили бы вклад в процветание Японии как морской державы19.
Позиция правительства Японии по проблеме американских баз на Окинаве остается практически неизменной на протяжении нескольких десятилетий. Так, на торжественной церемонии, посвященной 50-летию возвращения, премьер-министр Кисида Фумио признал тяжесть той ноши, которую длительное время несет Окинава, принимая множество военных баз, и заверил, что «будет неуклонно добиваться видимых результатов по снижению этого бремени, одновременно поддерживая политику сдерживания, которую обеспечивает японо-американский альянс». По поводу слабости экономики региона, где среднедушевой доход остается самым низким в Японии, Ф. Кисида сказал, что правительство «будет работать над тем, как раскрыть максимальный потенциал Окинавы и воплотить в жизнь сильную экономику Окинавы»20.
Однако, как указывалось выше, высокая доля правительственных субсидий в бюджете префектуры тесно связана с присутствием на Окинаве баз США. Еще в подготовленной в 1984 г. Исследовательским отделом Банка Рюкю «Послевоенной экономической истории Окинавы» отмечалось, что экономическая политика правительства Японии в отношении Окинавы зиждется на постулате о том, что сохранение на территории префектуры
16 Masakazu Umeda. Okinawa's military presence still exceeds Japan's—Interview with Gov. Tamaki on reversion: economy "halfway there" // Ryukyu Shimpo. 10.05.2022. http://english.ryukyushimpo.jp/2022/05/17/34677/ (дата обращения: 14.07.2022).
17 Masakazu Umeda. Okinawa's military presence...
18 SOFA - Status of Forces Agreement - Соглашение о статусе вооруженных сил - договор, определяющий правовое положение вооруженных сил, размещенных на территории другого государства.
19 Okinawa Prefectural Assembly Approves Written Opinion on 50th Anniversary of Okinawa's Reversion // Ryukyu Shimpo. 10.05.2022. http://english.ryukyushimpo.jp/2022/05/17/34674/ (дата обращения: 14.07.2022).
20 Okinawa marks 50 years since reversion from U.S. rule // The Japan Times. 15.05.2022. https://www.japantimes. co.jp/news/2022/05/15/national/okinawa-reversion-anniversary/ (дата обращения: 08.10.2022).
баз ВС США является абсолютным условием получения префектурой экономической поддержки, и что данная политика не изменилась и по сей день. Наглядным примером служит тянущаяся с 1996 г. история с переносом авиабазы Футэмма (г. Гинован) в р-н бухты Хэноко г. Наго. В зависимости от позиции префектуры правительство Японии использует метод кнута и пряника, увеличивая или уменьшая сумму бюджетных ассигнований. Так, когда в 2012-2013 гг. губернатор Окинавы Накаима Хирокадзу поддерживал перемещение базы Футэмма в Хэноко, правительство Японии специально акцентировало интересы Окинавы при подготовке бюджета на 2014 фин. г. и заявило о намерении выделять ежегодно до 300 млрд иен на развитие Окинавы на период до 2021 г. Однако, когда в 2014 г. губернатором Окинавы был избран Онага Такэси, выступавший против релокации базы, власти Японии начали последовательно сокращать бюджет на развитие Окинавы (рис. 1). При губернаторе Д. Тамаки21, продолжающем курс Т. Онага, в 2022 г. впервые за последнее десятилетие уровень финансовой поддержки префектуры упал ниже уровня 300 млрд иен, составив 268,4 млрд иен.
Рис. 1. Динамика финансовой поддержки Окинавы со стороны правительства Японии в зависимости от политических взглядов действующих губернаторов Окинавы (2012-2021 гг.), млрд иен22. Составлено по: ЙРда^Ш^1ШШ08{ЙПда2998{Й
И [Единая субсидия для Окинавы составляет не менее 98,1 млрд иен. Общий бюджетный запрос Кабинета министров сократился на 10,8 млрд иен до 299,8 млрд иен] // Окинава Таймс. 01.09.2021.
21 Тамаки Дэнни был переизбран на второй срок, одержав победу в губернаторских выборах в сентябре 2022 г. Он получил новый мандат за свои усилия по ликвидации плана по перемещению базы Футэмма в пределах префектуры. Д. Тамаки, поддержанный оппозицией, победил бывшего мэра Гинован Ацуси Сакиму, 58 лет, которого поддерживала правящая коалиция Либерально-демократической партии и Комэйто. А. Сакима выступал за релокацию Футэмма из г. Гинован в район Хэноко.
22 Х. Накаима был губернатором Окинавы в 2006-2014 гг., Т. Онага - в 2014-2018 гг., Д. Тамаки - с 2018 г. по настоящее время; выиграл очередные выборы в сентябре 2022 г.
Общественное мнение Окинавы о возвращении, военных базах и будущем префектуры
Выступая во время американской оккупации единым фронтом в борьбе за возвращение Окинавы под юрисдикцию Японии, окинавцы надеялись, что они вернут себе возможность управлять собственной территорией, обретут все права, гарантированные японской конституцией, но самое главное - смогут избавиться от военных баз. Множество опросов общественного мнения, проведенных в период между подписанием коммюнике Никсон - Сато (1969 г.) и возвращением в состав Японии (1972 г.), показали, что подавляющее большинство окинавцев желают быть под управлением Японии. В то же время, как свидетельствовал опрос, организованный канцелярией премьер-министра в 1969 г., 4/5 жителей основной территории Японии также хотели бы скорейшего возвращения Окинавы [Mendel 1975, p. 399]. Данные опроса, проведенного газетой «Асахи симбун» (опрос проводился и на основной территории Японии, и на Окинаве в сентябре 1969 г.), продемонстрировали равную степень поддержки идеи возвращения, но более сильно выраженную неприязнь в отношении Договора безопасности с США на Окинаве, чем на основной территории Японии23. Реакция на конкретные условия Соглашения о возвращении (сохранение баз на территории префектуры, выплата японским правительством компенсации в размере 320 млн долл. за американские объекты, неясность с конкретными обязательствами по выводу ядерного оружия и других опасных видов вооружений) была противоречивой, но проведенный в ноябре 1969 г. газетой «Майнити симбун» опрос показал, что 80% окинавцев в целом поддерживают соглашение. Этому не противоречили и данные газеты Japan Times - 32% островитян были частично разочарованы соглашением, и 11% - полностью недовольны им [Mendel 1975, p. 399]. Тем не менее, в обществе Окинавы доминировало стремление к демилитаризации островов. В ходе опроса, проведенного телерадиовещательной корпорацией NHK на Окинаве в августе 1972 г., 62% респондентов высказались за полное удаление всех баз либо немедленно, либо поэтапно в течение нескольких лет, 19% выступили за сокращение их количества, и только 8% желали бы их сохранения на нынешнем уровне или даже создания новых объектов. Более половины респондентов выразили опасение, что США сохранят здесь ядерное оружие, несмотря на уверения официальных властей в обратном. 56% опрошенных полагали, что американские базы наносят вред Окинаве, и только 7% признавали пользу от их присутствия, а 19% респондентов были уверены, что без них нельзя обойтись в деле защиты Японии [Mendel 1975, p. 407].
Несмотря на идейный лозунг о воссоединении с «родиной» (Ш@), окинавцы осознавали собственную культурную идентичность. Об этом свидетельствуют данные исследования газеты «Майнити симбун», проведенного в начале апреля 1971 г. В ходе опроса как жители основной территории, так и окинавцы согласились с утверждением о том, что паттерны их мышления и поведения различаются, и предположили, что понадобиться от трех до десяти лет, чтобы они смогли полностью понимать друг друга. Большинство окинавцев (71%) придерживались мнения о том, что японцы не знают всех трудностей, которые им пришлось вынести за период оккупации, многие также полагали, что и до войны правительство страны игнорировало потребности и желания жителей префектуры и что оно вполне может действовать подобным образом и в будущем. Почти 90% респондентов заявили о необходимости сохранить окинавские культурные традиции, и почти такой же процент опрошенных высказал опасение о том, что после возвращения в префектуру придет крупный японский бизнес, который скупит землю и местные компании [Mendel 1975, p. 400]. Очевидно, что, несмотря на искреннее желание вернуться под контроль Японии, окинавцы испытывали двойственное отношение
23 Только 24% окинавцев полагали, что Договор безопасности служит интересам Японии, в отличие от 37% японцев; не определились в этом вопросе 39% окинавцев против 24% японцев.
к правительству страны и японцам в целом, и не стремились отказываться от собственной идентичности.
Сложные экономические условия, в которых проходило возвращение, обуславливали определенный пессимизм окинавцев в отношении будущего развития префектуры. В мае 1972 г. NHK провела опрос, согласно которому 38% опрошенных ожидали, что Токио приложит все усилия для улучшения жизни на Окинаве, в то же время 46% выразили на этот счет свои сомнения. Вопрос о том, будет ли Окинава в будущем процветать, вызвал неоднозначную реакцию, но только 17% респондентов высказались в пользу того, что наибольший вклад в решение этой задачи должны сделать сами жители префектуры, тогда как 50% полагали, что все обязанности по развитию префектуры, либо значительную их часть должно взять на себя правительство Японии [Mendel 1975, p. 401]. Спустя год менее половины окинавцев (45%) верили, что Окинава сможет «стоять на собственных ногах» в будущем, в то время как жители «основной территории» были гораздо более оптимистичны в этом отношении - 67% высказались «за» [Mendel 1975, p. 404].
Пессимистичный настрой сохранялся и к моменту пятой годовщины возвращения. Согласно опросам, проведенным местными газетами в 1977 г., только 40% жителей Окинавы отнеслись к этому событию позитивно, и 55% заявили, что оно «не оправдало их ожидания». [Eldridge 2004, p. 19]. Окинавцы высказывали неудовлетворенность ростом цен, в том числе на землю, высоким уровнем безработицы и преступности, качеством медицинского обслуживания, уровнем обеспеченности жильем, возможностями найти хорошую работу.
Однако масштабные усилия, предпринятые правительством по развитию Окинавы, принесли свои плоды, и в период празднования тридцатой годовщины возвращения (2002 г.) его итоги положительно оценивали 87% жителей префектуры, отрицательно - лишь 4%24. [Teruya 2003, p. 25-26]. По результатам опросов газет «Окинава таймс» и «Рюкю симбун» об отношении окинавцев к вопросу о передислокации американских военных баз по территории префектуры общественное мнение разделилось следующим образом: положительно к такой возможности отнесли 19% жителей, отрицательно 69%, и не ответили на этот вопрос - 1,2% окинавцев [Teruya 2003, p. 26]. На вопрос: «Что вы думаете о переносе базы Футэмма?», жители префектуры ответили следующим образом: «необходимо срочно осуществить перенос»25 - 21,7%, «безоговорочно демонтировать» без других вариантов решения проблемы - 18,9%, «передислоцировать в другой район префектуры»26 - 6,4%; «вывести за пределы страны» - с27,1%; «не знаю» - 12%, прочее - 4%. Положительно к переносу базы на «основную территорию» отнеслось 48% окинавцев, отрицательно - 40%. Примечательно, что на основной территории страны за подобный сценарий высказались 29% японцев и против -58%. 90% жителей префектуры заявили о необходимости принятия нового Соглашения о статусе вооруженных сил, и только 6% посчитали достаточным выработать более адекватные механизмы применения действующего Соглашения [Teruya 2003, p. 27-28].
В преддверии пятидесятой годовщины возвращения Окинавы газета «Рюкю симпо» вместе с «Майнити симбун» также провели традиционный опрос общественного мнения среди жителей Окинавы и основной территории по вопросам оценки возвращения и отношения к базам. На предложение выразить свое отношение к факту возвращения Окинавы в состав Японии 92% окинавцев сказали, что это было «хорошо», либо «в какой-то степени хорошо». Среди респондентов остальных регионов ответ «хорошо» выбрали 80% опрошенных, «в какой-то степени хорошо» - 15%. По поводу высокой концентрации на Окинаве американских баз в Японии 61% окинавцев ответили, что это «несправедливо», в то время как на основной
24 По данным опросов, проведенных 25-26 апреля 2002 г. газетами «Окинава Таймс» и «Асахи симбун».
25 Имеется в виду перенос в район Хэноко в соответствии с принятой «дорожной картой» передислокации.
26 Не в Хэноко.
территории Японии с этим согласились только 40% респондентов. Против предложения перенести базы из Окинавы на территорию их проживания высказались 52%, поддержали эту идею только 23% опрошенных с основной территории страны. Что касается проблемы базы Футэмма, 54% окинавцев высказались за ее вывод за пределы Окинавы и Японии, тогда как меры по реализации плана правительства по переносу базы внутри острова Окинава поддержали 36% островитян. На основной территории 46% респондентов высказались против передислокации базы с Окинавы, в то время как 37% поддержали ее. 71% окинавцев выступили за кардинальный пересмотр японо-американского Соглашения о статусе вооруженных сил США в Японии; 13% выбрали ответ «не нужно менять соглашение, необходимо исправить механизм его реализации». В остальных регионах Японии в поддержку пересмотра Соглашения высказались 55% опрошенных, а 15% - хотели бы внести изменения в исполнение существующего соглашения27.
Не менее интересными, на наш взгляд, являются результаты опроса общественного мнения, проведенного во всей Японии и отдельно на Окинаве газетой «Иомиури симбун» в марте - апреле 2022 г., также приуроченного к 50-летнему юбилею возвращения префектуры в состав Японии. Примечательно, что отношение японцев к вопросу о размещении на территории Окинавы военных баз США и их отношение к самим США в целом отличаются. Так, 17% жителей Окинавы «ощущают симпатию» по отношению к США, и 47% «скорее ощущают симпатию». В то же самое время 83% окинавцев недовольны размещением военных объектов США на своей территории, и считают, что Окинава несёт несправедливо большую по сравнению с остальной Японией часть нагрузки по союзническим обязательствам с США. Отношение к КНР, стране, которую Япония в последнее время позиционирует как одну из основных угроз своей национальной безопасности, на Окинаве резко отрицательное -только 1% респондентов заявили о симпатии к Китаю, а 49% - об отсутствии симпатии, и об относительном ее отсутствии - 37%. Показательно, что из всех жителей, участвовавших в опросе, 57% респондентов определили свою этническую принадлежность как «окинавцы» (утинантю) 16% - как «японцы» Ш^Л) , 26% - как
«в равной степени обладающие двумя этническими идентичностями»28.
Несмотря на то, что опросы общественного мнения показывают очень высокую степень одобрения факта возвращения Японии прав на Окинаву, в префектуре существуют и прямо противоположные точки зрения. Ассоциация комплексных исследований независимости Лючюсцев 29 6 июня 2022 г. разместила на своем официальном
сайте30 обращение ко всем рюкюсцам, в котором возвращение трактуется как «повторная аннексия Рюкю Японией». Авторы обращения указывают, что 150 лет назад (в 1872 г.) Япония начала настойчивую кампанию по превращению независимого королевства Рюкю в японское княжество, которая закончилась в 1879 г. насильственной аннексией (колонизацией) и провозглашением префектуры Окинава. С этого момента Япония развязала череду агрессивных войн, закончившихся ее поражением в ходе битвы за Окинаву. Снять режим послевоенной
27 Ikeda Teppei. In joint survey conducted by the Ryukyu Shimpo and Mainichi Shimbun, 61% of Okinawans think the concentration of bases in Okinawa "unfair," while only 40% of people nationwide agree // Ryukyu shimpo. 10.05.2022. http://english.ryukyushimpo.jp/2022/05/12/34661/ (дата обращения: 19.05.2022).
28 [Общенациональный опрос по почте в марте-апреле 2022 г. «50 лет после возвращения Окинавы»]. https://www.yomiuri.co.jp/election/yoron-chosa/20220512-OYT1T50258/ (дата обращения: 10.03.2023.)
29 Создана 15 мая 2013 г. Лючю (яп. Рюкю) - историческое название архипелага Нансэй. В древности китайцы все острова, лежащие между Японией и Филиппинами, называли Люцю, разделяя их на Большой Люцю (собственно Рюкю) и Малый Люцю (Тайвань).
30 Ш Ж й Ш Ш ± Ш Ш % Ч £ ( ACSILs) р Щ X • Щ ^ Ш t X [Декларация/Петиция Ассоциации комплексных исследований независимости Лючюсцев] // ACSILS.org. 6.06.2022. https://drive.google.com/file/ d/1lHV-xwPpqVsgOVgdPyR24IDlUmo0IFP1/view
оккупации Япония смогла за счет передачи Рюкю США, превративших острова в свою военную базу. Затем, в 1972 г., Япония вновь аннексировала острова Рюкю (так называемое возвращение), заключив секретное соглашение с правительством США, предусматривающее «возвращение ядерного оружия на Окинаву в случае чрезвычайной ситуации и максимально свободное использование военных баз США на Окинаве в течение неопределенного периода времени».
По словам авторов петиции, «на протяжении всех 150 лет, начиная с 1872 г., рюкюсцев обманывали, убивали, иногда уговаривали, и всегда доминировала Япония, а после 1945 г. к ней присоединились США, и образовалась структура японского рабского послушания США. Япония - не родина сококу для рюкюсцев, чьи этнические корни - на
островах Рюкю. Япония не является для рюкюсцев ни «основной территорией» хондо ни «внутренними землями» найти (^Ш. Для рюкюсцев родина - Королевство Рюкю (или любой из его островов), и основная территория для них - это острова
Рюкю. За прошедшие 50 лет ситуация с базами ВС США стала только хуже, и дело не только в них - настоящего «возвращения» так и не произошло, Окинава по-прежнему остается колонией централизованного государства Японии. Как полагают авторы обращения, единственный способ решить проблему - предоставить Окинаве независимость. «Для Рюкю движение за независимость - это движение за деколонизацию, за восстановление суверенитета и прав человека, за возвращение мирных и процветающих островов, которые были у нас украдены»31. Как полагают авторы обращения, они представляют не антияпонское или антиамериканское движение, а независимость Рюкю не означает для них изоляции. По мнению авторов документа, только признав независимость (деколонизацию) островов Рюкю, США и Япония смогут стать их равноправными партнерами и подлинными друзьями.
Заключение
Возвращение административных прав на Окинаву Японии считается редким случаем мирного возврата территории, утраченной в результате военного поражения. За прошедшие 50 лет японские власти вложили немало сил и средств в интеграцию Окинавы, и хотя добились впечатляющих результатов, главные проблемы региона остаются нерешенными. С одной стороны, современная Окинава - один из самых экономически процветающих регионов в Восточной Азии, среднедушевой доход местных жителей выше, чем в любой стране АТР, за исключением Сингапура. Но успехи развития префектуры сложно оценить только в сравнении с базовыми показателями по всей Японии, а статистика социальной инфраструктуры, безработицы, доходов и зависимости от субсидий показывает заметно худшие цифры, чем где-либо в стране. Не удается в полной мере преодолеть структурную слабость экономики Окинавы, опору которой составляют строительство общественных инфраструктурных объектов, туризм и американские военные базы, все чаще воспринимающиеся как значительное препятствие для экономического развития префектуры. Финансовая зависимость от Токио порождает коррупцию и пассивность, блокирует возникающие на местах инициативы по планированию самостоятельного развития. При этом финансовая поддержка со стороны правительства Японии прямо или косвенно связана с содержанием военных баз. Правительство Японии, озабоченное гарантиями стабильности американского военного присутствия в префектуре, опасается роста сепаратистских настроений по мере роста уровня экономической самостоятельности префектуры.
31 Декларация/Петиция Ассоциации комплексных исследований независимости Лючюсцев.
Помимо нагрузки на экономику, американские военные объекты оказывают негативное влияние на экологию Окинавы, представляя угрозу здоровью и безопасности местных жителей. И то обстоятельство, что Япония фактически отказывается избавить Окинаву от этого бремени, или хотя бы значительно сократить его, разделив между остальными префектурами, является для окинавцев сильным поводом для разочарования. Прошло пятьдесят лет с момента возвращения, а они до сих пор не добились главной цели - хондо нами (^iM^) («встать в один ряд с основной территорией Японии»). В окинавском обществе присутствует осознание того, что Япония будет готова вновь принести Окинаву в жертву и превратить ее в поле боя в случае возникновения военного конфликта. Перспектива такого конфликта становится все более реальной по мере наращивания военной мощи Китаем, эскалации обстановки вокруг Тайваня и активного вмешательства в этот процесс США. Япония является в этих условиях ключевым игроком в американской стратегии интегрированного сдерживания Китая в Индо-Пацифике, что в свою очередь приводит к дальнейшей милитаризации Окинавы.
Стремление избавиться от навязанной роли «форпоста в Тихом океане» в определенной степени влияет и на общественные настроения в префектуре. Позитивно оценивая сам факт возвращения, окинавцы подчеркивают, что хотели бы видеть свои острова «мирными» и «процветающими». Они сохраняют собственную этническую идентичность, которая и сегодня подпитывает сепаратистские настроения среди части окинавского общества. Большинство же окинавцев не поддерживает фактическое отделение от Японии, но выступает за широкую автономизацию, приобретение права самим определять траекторию своего будущего развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Стрельцов Д.В. Проблема возвращения Окинавы в японо-американских отношениях послевоенного периода // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. №3. С. 598-611.
REFERENCES
Streltsov, D.V. (2017). The Problem of Reversion of Okinawa in the US-Japan
Postwar Relations. Vestnik RUDN. International Relations, 17 (3), 598-611. (In Russian).
* * *
Eldridge, R. (2004). Post-Reversion Okinawa and U.S.-Japan Relations. A Preliminary Survey of Local Politics and the Bases, 1972-2002. U.S.-Japan Alliance Affairs Division; Center for International Security Studies and Policy; School of International Public Policy, Osaka University. Mendel, D.H. Jr. (1975). Okinawan Reversion in Retrospect. Pacific Affairs, 48 (3), 398-412. Purves, J. M. (2001). Island of Military Bases: A Contemporary Political and Economic History of Okinawa.
Japan, Okinawa Prefecture, electronic book. Takara, K. (2017). Okinawa mondai: riarizumu-no shiten kara. [Problem of Okinawa From the Realistic Point
of View]. Tokyo: Chuokouron Shinsha. (In Japanese). Teruya, K. (2003). Uchinanchu tokidoki nihonjin [Uchinanchu Sometimes Are Japanese]. Okinawa: Yuishuppan. (In Japanese).
Поступила в редакцию: 14.03.2023 Received: 14.03.2023
Принята к публикации: 22.04.2023 Accepted: 22.04.2023