Научная статья на тему 'Нерешенные проблемы объединенной Германии в результатах переписи населения'

Нерешенные проблемы объединенной Германии в результатах переписи населения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1079
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / GERMANY / POPULATION CENSUS / POPULATION / MIGRATION / HOUSING FUND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна

В статье представлен анализ результатов переписи в ФРГ, проведенной в 2011 г., впервые после объединенияи опубликованных в 2013 г. Перепись проводилась по пяти показателям: домашние хозяйства и семьи, миграция, религия, занятость, жилые здания. Результаты вскрыли ряд существенных проблем, например, в образовании и жилищном фонде, а так же не оправдали ожиданий в отношении численности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REMAINING CHALLENGES OF THE UNITED GERMANY IN THE CENSUS RESULTS

The article presents the analysis of population census results in Germany, held for the frst time after the unifcation in 2011 and published in 2013. The census was carried out on fve indicators: households and families, migration, religion, employment, residential buildings. The results identifed a number of signifcant problems, for example, in the housing stock and in terms of population.

Текст научной работы на тему «Нерешенные проблемы объединенной Германии в результатах переписи населения»

УДК 94 (4)

Т. Г. Хришкевич

НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ В РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье представлен анализ результатов переписи в ФРГ, проведенной в 2011 г., впервые после объединенияи опубликованных в 2013 г. Перепись проводилась по пяти показателям: домашние хозяйства и семьи, миграция, религия, занятость, жилые здания. Результаты вскрыли ряд существенных проблем, например, в образовании и жилищном фонде, а так же не оправдали ожиданий в отношении численности населения.

Ключевые слова: ФРГ, перепись населения, численность населения, миграция, жилищный фонд.

В 2014 году Германия отметила 25-летие падения Берлинской стены. Это подвигло историков, социологов, экономистов поднять вопросы о том, что принесло единство двум ранее разделенным государствам. Сегодня Германия считается наиболее репрезентативным государством Европы, изучая социально-экономическую специфику которого можно увидеть большинство европейских проблем в разрезе. Будучи самой мощной экономикой Европейского Союза, отчисляя 20 % в его бюджет, имея низкую безработицу и являясь одной из самых социально привлекательных, особенно после 2008 г., Германия кажется со стороны невероятно благополучным государством. Но так ли это? Действительно, экономическое благосостояние и стабильность являются почти безусловными, однако перепись населения, проведенная в 2011 году, вскрыла ряд подводных течений, которые со временем могут стать камнем преткновения для любого следующего правительства.

С момента создания единой Германской империи в 1871 году, перепись проводилась неоднократно: во Второй империи, Веймарской республике, Третьем рейхе, а затем в ФРГ и ГДР. После основания Германской империи правительству нужны были точные данные о численности населения. Первая перепись состоялась 1 декабря 1871 года и зарегистрировала более 40 млн человек, из которых только 39 % были горожанами. Следующая перепись была проведена через 30 лет и отразила важные тенденции — экономический подъем и улучшение условий жизни. Это сказалось на демографическом росте населения на 15,4 млн человек.

До Первой мировой войны в Германии была проведена еще одна перепись 1 декабря 1910 года. Её результаты были еще более оптимистичны. В империи насчитывалось 64,9 миллиона человек, из них 60 % проживало в городах. Следующая запланированная перепись не состоялась из-за войны, но в 1919 году она все же прошла, отразив неутешительные результаты. В стране проживало около 61 млн человек, причем доля мужского населения сократилась по сравнению с 1910 на 49,3 % до 47,65 %.

Постепенный рост был отмечен переписью 1925 года. В этом году впервые были применены такие фильтры как профессиональный состав и предпринимательская деятельность. Очередная запланированная перепись сорвалась из-за великой депрессии, однако до Второй мировой войны все же прошло еще две: в 1933 и 1939 гг. Предвоенная перепись была одной из самых подробных и тщательных. Она

учитывала численность населения так называемого «Старого Рейха» (69, 3 млн) и новых земель: Саара (824 тыс.), Австрии (Ostmark, численность которой составляла более 6, 650 тыс. человек), Судет (2,9 млн). Кроме того, перепись посчитав мужчин и женщин, особое внимание уделила расовой составляющей.

Война сократила численность населения Германии, что показала перепись 1946 года. Следующая проводилась в разделенном государстве. В 1950 году она прошла отдельно в ФРГ и ГДР. До объединения подсчеты дали прозрачную картину — рост населения в ФРГ и сокращение в ГДР. В эти годы перепись решала важные практически задачи: получить информацию о востребованности выпускников и квалифицированных рабочих.

Таблица 1

Изменение численности населения Германии в 1871—2011 гг. [5] (в млн человек)

Го д 1871 1900 1910 1919 1925 1933 1939 1946 1950 ФРГ 1950 ГД Р 1956 ФРГ 1961 ФРГ 1970 ФРГ 1971 ГД Р 1981 ГД Р 1987 ФРГ 2011

Численность 41,1 56,4 64,9 61,0 62,4 65,2 69,3 65,0 50,8 18,4 53,3 56,6 61,0 17,0 16,7 61,2 80,2

9 мая 2011 года впервые после объединения Германии была проведена очередная перепись населения — «Zensus 2011». Её главная цель — продуманное планирование на основе объективных данных, предоставляемых федеральным и земельным органам власти, округам и районам. Она обошлась налогоплательщикам в 710 млн евро. Её результаты должны были быть сопоставимы с европейскими (по нормам ЕС перепись должна проводиться раз в 10 лет). Это обусловило выбор критериев: домашние хозяйства и семьи, миграция, религия, занятость, жилые здания. В ходе переписи использовались данные муниципалитетов и Федерального агентства занятости. Однако эти административные данные не содержали достоверную информацию об образовании, конкретной профессии человека или его условиях проживания. Кроме того, в Германии не ведется единых регистрационных записей о домах и квартирах сдаваемых в наем. Поэтому особой проблемой являлось сочетание отдельных источников данных.

Ожидания в отношении переписи были самыми разнообразными. С одной стороны, то что перепись проводилась только через 20 лет после объединения, многие восприняли как нонсенс, поскольку это не соответствует имиджу педантичной страны. С другой стороны, ожидали протестов. В 1987 году последняя «Zensus» ФРГ вызвала демонстрации, в которых приняли участие сотни тысяч граждан, напуганных тем, что их личные данные могут быть использованы в сомнительных целях. Несмотря на то, что после Второй мировой войны был проведен не один подсчет, протестовавшие вспомнили скрупулезное внимание к евреям в 1939 году.

В 2011 году протестов не последовало. К переписи отнеслись спокойно, и это можно объяснить словами главы Федерального бюро статистики Родериха Эгелера: «Германии нужны свежие данные, чтобы планировать будущее страны». Свою роль сыграла широкая разъяснительная работа, аппелирующая к гражданскому долгу, а также обещание штрафов в случае отказа отвечать на вопросы анкеты. Протесты появились позднее, после объявления результатов. В ноябре 2014 года административный суд земли Бремен отклонил иск против города Бремерхафен, который протестовал против оглашения результатов. Суд постановил, что не видит оснований для возражения против сбора данных или Закона о переписи населения в целом.

Относительно благоприятному фону переписи способствовало и то, что она напрямую затронула только 1/3 населения, но зато подробнейшим образом. Респонденты были разделены на три группы. Первая — 8 млн человек, отобранных случайным образом. Вторая — те, кто находятся в так называемых «специальных учреждениях», в том числе тюрьмах, монастырях и студенческих общежитиях. Третья — владельцы недвижимости. Перепись не просто подсчитала население или жилье. По мнению власти, новые данные должны помочь в числе прочего определить, например, протяженность водопроводов и необходимое количество детских садов. На обработку результатов ушло около двух лет. Они были опубликованы в мае 2013 года Федеральным бюро статистики Бе81аЙ8 и оказались, по словам немецкой прессы, «шокирующими», так как ожидания по ряду критериев были завышенными.

Показатель «Домохозяйства и семьи» дал численность населения всего 8 1219 695 человек, что на 1,5 млн (1,8 %) меньше, чем предполагалось в 2011 году. В одном только Берлине численность населения уменьшилась на 5,2 % — 3 292 365 человек. Берлин стал «лидером» среди немецких городов по потере населения. В Гамбурге этот показатель составил 4,6 % — 1 706 696. Эти цифры необходимо рассматривать в совокупности с таким данными, как половозрастной состав. И здесь перепись показала неутешительную картину старения населения, что в совокупности с данными о снижении рождаемости ставит серьезные вопросы о справедливости прогноза на 50 лет вперед, опубликованного Федеральным бюро статистики в 2010 году. Согласно нему к 2060 году численность населения страны уменьшится до 65—70 млн человек[3].

Таблица 2

Возрастной состав населения ФРГ [1]

Возраст Моложе 18 лет От 18 до 29 лет От 30 до 49 лет От 50 до 65 лет Старше 65 лет

Численность 13 138 580 11 391 700 22 838 880 16 333 080 16 517 450

Кроме того, женщин (41 073 754) оказалось больше, чем мужчин (39 145 941), почти половина населения (32 039 091) не состоят в браке, а у 5700 опрошенных детей родители состоят в однополом браке. Женатых 36 669 868 человек. В свою очередь, среди мигрантов одинокие редкость, они составляют только 11,6 %. Традиционные семьи с двумя детьми среди коренного населения составляют 37,2 %, тогда как у мигрантов это 54,0 %. Супружеские пары без детей встречаются у мигрантов, наоборот, реже — 15,1 %, против 23,9 % у немцев.

Показатель «Миграция» вызвал в целом наибольший интерес по результатам переписи. Это обусловлено остротой отношения к этому вопросу в Германии. Тема вызвала дискуссию также в силу неожиданности результатов. На момент переписи в Германии проживало в общей сложности около 15,3 млн людей с так называемым миграционным фоном, что соответствует доле в 19,2 % от общего числа населения. В эту группу входят собственно иностранцы, а также те, кто после 1955 эмигрировал в Германию, и дети, родившиеся в семьях мигрантов и в смешанных браках.

Собственно мигрантов (КюМёе^сИе — не немцы) в 2011 году насчитывалось 6 169 360 человек, т. е. 7,7 %, которые проживая на территории страны, не являются гражданами Германии. Самый высокий процент мигрантов по отношению к коренному немецкому населению зафиксирован в г. Оффенбах (недалеко от Франкфурта-на-Майне) — 55 %. В наиболее густонаселенной федеральной земле Северный Рейн-

42

Вестфалия проживает 1,6 млн иностранцев (четверть от общего числа иностранцев в Германии). 96,7 % мигрантов проживают в западной Германии и только 3,3 % в восточной. Самое большое число — 28,3 % приходится на Гамбург, Бремен — 26,5 %, Баден-Вюртемберг — 25,7 % и Гессен — 25,5 %. Наименьший удельный вес из западных земель — в Шлезвиг-Гольштейне — 12,0 %. 43,4 % мигрантов живут в городах с населением более 100 000 жителей, 14,4 % в населенных пунктах с менее чем 10 000 жителей.

Таблица 3

Количество мигрантов ФРГ в соотношении с населением страны

Земля ФРГ Численность населения [2] Количество мигрантов (в %) [8]

Северный Рейн — Вестфалия 17 538 251 24,7

Бавария 12 397 614 20,0

Баден-Вюртемберг 10 486 660 26,7

Нижняя Саксония 7 777 992 17,8

Гессен 5 971 816 25,9

Саксония* 4 056 799

Рейнланд-Пфальц 3 989 808 19,6

Берлин 3 292 365 25,8

Бранденбург* 2 455 780

Шлезвиг-Гольштейн 2 800 119 12,8

Саксония-Анхальт* 2 287 040

Тюрингия* 2 188 589

Гамбург 1 706 696 27,5

Мекленбург-Передняя Померания* 1 609 982

Саар 999 623 18,3

Бремен 650 863 28,7

Восточная Германия*, так называемые «новые земли», будучи социально отстающими (за исключением столицы) являются слабо привлекательными для мигрантов. Уровень жизни в этих территориях заметно уступает западным: меньше мест для трудоустройства, ниже размер минимальной оплаты труда и социальных пособий. Таким образом, на территории Саксонии, Бранденбурга, Саксонии-Ан-хальт, Тюрингии и Мекленбурга-Передней Померании в сумме проживает только 4,8 % мигрантов.

От общего числа мигрантов наибольшая доля приходится на турок — 17,9 %, далее идут поляки — 13,1 %, затем прибывшие из РФ — 8,7 % и Казахстана — 8,2 %. Доли остальных мигрантов не велики: итальянцы — 5,3 %, румыны — 3,7 %, греки — 2,4 %, австрийцы — 2,2 %, хорваты — 2,2 %. Остальные национальности подсчитаны в целом — 36,3 %.

Мигранты, родившиеся в Германии в среднем моложе — 19 лет, чем их соотечественники-немцы. В целом, средний возраст всех мигрантов такой же, как и у немцев — 45 лет. В возрастном отношении доля мигрантов особенно высока в возрастной группе от 30 до 39 лет — 28,6 % и до 10 лет — 28,5 %. Доля трудоспособного населения составляет среди мигрантов в возрасте от 15 до 64 лет — 66,6 %. В то же время 40,2 % женщин трудоспособного возраста не работают. У мужчин эта цифра в среднем составляет 26,5 %, но с фильтром «родившиеся в Германии» таких

становится 34,3%. Средний размер домохозяйств у тех, кто перебрался в Германию давносоставляет 3,4 человека, у «молодых» мигрантов эта цифра — 2,7 человек.

Следующим показателем стала «Религия». Было подсчитано количество верующих и выяснено, что всего в Германии проживает 53,2 млн христиан, 24 066 604 млн из которых придерживается католического вероисповедания. Относящихся к евангелическому вероисповеданию 23 369 341 человек. Остальных верующих — без указания религии — 32 783 750 человек. Интересно, что официальные данные о количестве мусульман не были включены в пресс-релизы переписи. На сайте «Zensus 2011» раздел «Религия» выделен, но содержит только общую формулировку о том, что ответ на вопрос о религиозной принадлежности являлся добровольным, поэтому надежная информация о представителях мировых религий не может быть представлена [9]. Результаты переписи по теме «Религия» ограничились указанием принадлежности к общественным религиозным организациям. Никаких статистических выкладок на странице нет. Учитывая сложную миграционную ситуацию, вероятно, это сделано, чтобы не привлекать еще больше внимания к мусульманской диаспоре. В то же время, число неверующих можно найти в ведомстве статистике — 2,3 млн человек.

Для многих неожиданными оказались данные об образовании немецкого населения. 3,2 млн человек, проживающих в стране, не имеют законченного школьного образования, что составляет целых 4,7 % от общей численности населения. Кроме того, 26,6 % не имеет законченного профессионального образования.

Таблица 4

Распределение населения по уровню образования [7]

Без аттестата о среднем образовании Реальная школа Гимназия Техническое высшее образование Иное высшее образование

Всего 3 241 010 18 568 560 1 339 490 5 531 480 14 023 530

15-17 лет 31 370 135 560 495 720 2 610 4 250

18-29 лет 376 380 3 407 910 833 290 1 048 370 3 427 280

30-49 лет 1 024 060 7 952 850 10 480 2 216 430 6 006 380

50-64 лет 776 270 4 722 810 - 1 351 240 2 959 970

65 лет и старше 1 032 920 2 349 440 - 912 840 1 625 650

Мужчин 1 512 780 8 227 750 630 400 3 138 290 7 062 220

Женщин 1 728 230 10 340 810 709 090 2 393 190 6 961310

Образование в Германии считается в Европе одним из самых качественных, но доступных. После объединения оплата за обучение в высших учебных заведениях сохранялась. В недорогих государственных вузах стоимость составляла 100-200 евро в семестр. В более именитых государственных университетах стоимость обучения обычно составляла до 400-500 евро в семестр. Престижные вузы, например, попавшие в рейтинг Exzellenzinitiative: Рейнско-Вестфальский технический университет в Ахене (RWTH Aachen), Свободный университет Берлина (Freie Universität Berlin), Берлинский университет имени Гумбольдта (Humboldt-Universitätzu Berlin), Технический университет Дрездена (Technische Universität Dresden), Гейдельбергский университет (Universität Heidelberg), Мюнхенский университет имени Людвига-Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München) брали плату около 500—600 евро в семестр. Несмотря на государственную поддержку образования (справедливости ради необходимо отметить, что в западных «богатых»

землях она была гораздо более масштабна), получать высшее образование стремятся не все. Даже достаточно высокий уровень жизни в ФРГ не является основанием для массового получения высшего образования. Например, по итогам 2011 года, в Западной Германии средний уровень зарплат составлял в Баварии около 52 тыс. евро в год, в Гессене — 51 тыс. евро, в Баден-Вюртемберге — 50 тыс. евро, в Северной Рейн-Вестфалии — 48 тыс. евро. В восточных землях зарплата заметно меньше: в Мекленбург-Передней Померании 32 тысяч евро в год. Ситуация с платным высшим образованием стала меняться с приходом к власти СДПГ на рубеже 1990—2000-х гг. В отдельных землях плата стали постепенно отменять. В итоге, до 2013 года она сохранялась только в двух — Нижней Саксонии и Баварии. Но и там она была отменена в зимних семестрах 2014/15 и 2013/14 гг.

Результаты переписи показали, что только 35,9 % населения старше 15 лет закончили лишь основную среднюю школу, или восемь классов народной школы (Volksschulabschluss), а 28,9 % закончили реальное училище (Realschule). Выпускников университетов и других высших учебных заведений всего 28,3 %. Таким образом, лишь каждый четвертый немец (либо проживающий в Германии иностранец) имеет диплом о законченном высшем образовании (Hochschulabschluss), и каждый пятый учился в университете. При этом количество иностранных студентов в вузах Германии из года в год растет, что заставляет государство задуматься о новых шагах в направлении визовой политики и облегчений условия заключений договоров о приеме на работу высококвалифицированных специалистов-иностранцев.

Нехватка квалифицированных работников — существенная проблема в сфере занятости для ФРГ. Дефицит квалифицированных кадров в среднесрочной перспективе является главной угрозой благосостоянию и экономике Германии, которая приводит к ощутимым убыткам в промышленности, только за 2011 г. составившая 8 млрд евро. На май 2012 года, наиболее остро дефицит инженеров ощущается в Баден-Вюртемберге (почти 23 тысячи вакансий), Баварии и Северном Рейне-Вестфа-лии (около 20 тысяч вакансий в каждой из земель). Исследование Союза немецких инженеров (Verein Deutscher Ingenieure — VDI) показало, что проблема в первую очередь затрагивает мелкие и средние предприятия. Среди высококвалифицированных кадров, которых ожидает Германия, наиболее востребованные — инженеры, в первую очередь в ключевых отраслях — машино-и автомобилестроении, в электроинженерной, архитектурной и строительной отраслях, а также в сфере геодезии. По данным VDI, вакансии остаются незанятыми на каждом втором немецком предприятии. К 2020 году эксперты прогнозируют наличие 470 тысяч свободных рабочих мест [10]. В 2011 году правительство А. Меркель сделало попытку улучшения ситуации. Был введен льготный режим на замещение 69 тысяч вакансий инженеров машино- и автомобилестроения, электротехники, а также шести тысяч врачей специалистами из стран, не входящих в Евросоюз. Фирме, пожелавшей взять на работу подходящего иммигранта, больше не требуется разрешение биржи труда. Однако эта мера не принесла положительных сдвигов.

Наплыв мигрантов также не решает эту проблему. Уровень образования у мигрантов заметно отличается от граждан страны. 15,5 % населения «с миграционным фоном» в возрасте от 15 лет не закончили школу. Образование отсутствует у 18,8 % первого поколения мигрантов. У второго поколения (родившиеся в Германии) уровень образования выше на 5,3 % по сравнению современными мигрантами (2,3 %).

Таким образом, имея низкую квалификацию, они замещают преимущественно низкооплачиваемые должности. Мигранты слабо стремятся получать высшее образование. Их модель ценностей в значительной мере ориентирована на семью, а в сфере занятости на малый бизнес, не требующий университетских знаний.

Не меньше проблем оказалось и в жилищном фонде ФРГ. В Германии весьма распространены две разновидности — жилье на съемной квартире (как правило, уже после окончания школы) или в собственном доме. Собственниками жилья являются 45,1 % населения, снимают — 54,9 %. Нередко одну большую квартиру снимают несколько человек, первоначально даже не обязательно знакомых друг с другом. Такая практика называется Wohngemeinschaft (WG). В ходе переписи было насчитано^ 239634 жилых зданий и 40 545 317квартир, но при этом 1,8 млн квартир стоят пустыми (преимущественно в восточных землях, откуда после объединения стремительно выезжали «осси»). Например, в Саксонии пустует 10 % от общего количества жилья, а в Гамбурге —1,6 %.

Таблица 5

Количество квартир с разной площадью (в кв. метрах) [4]

Площадь (кв. м.) Менее 40 40-59 60-79 80-99 100-119 120-139 140-159 160-179 180-199 200 и более

Количество квартир 2177061 7288734 9663142 6987435 4913194 4211779 2394089 1117240 686793 1105850

Одним из критериев оценки жилья была оснащенность. Оказалось, что 329 853 квартир не имеют ванной и туалета. В 110173 случаях нет отопления в здании или квартире, а 2,5 млн квартир отапливается печкой. Например, в Баден-Вюртем-берге 12,1 % квартир не имеет центрального отопления; для сравнения, в Бремене это 1,7 %. В одной из самых состоятельных земель — Баварии, в частности, столице Мюнхене 11 902 квартир не оснащены удобствами. Объясняется это, как правило, тем, что в основном Германия застроена частными двух-трехэтажными домами, в которых проживает несколько семей, пользующихся одним туалетом и одной ванной, расположенной на этаже. Получается, что туалет и ванная в квартире есть, но, по сути, они не принадлежат к чье-либо квартире и не считаются.

Площадь немецких квартир заметно отличается, к примеру, от российских. Размер статистической немецкой квартиры составляет 90,1 кв. м. Самые большие квартиры в земле Рейнланд-Пфальц со средней площадью 103,4 кв. м., а также в Сааре — 103,3 кв. м. Самые маленькие по площади: в Берлине (72,2 кв. м.), Саксонии (74,3 кв. м), Гамбурге (75,1 кв. м.). Мигранты и в этом уступают, проживая в среднем на площади в 33,5 кв. м. Только 33,4 % мигрантов живут в отдельных домах с площадью в 100 кв. м.

Критерий «Работа» в переписи 2011 года также стал весьма показательным.

Таблица 6

Группы занятости в ФРГ [1]

Работающие по найму Чиновники Частные предприниматели с сотрудниками Частный предприниматель без наемных работников

34241630 2085380 1873770 2446560

Данные переписи показывают, что число индивидуальных предпринимателей в последние годы растет, причем количество иностранцев — индивидуальных предпринимателей превышает число этнических немцев. Преимущественно это небольшой семейный бизнес в сфере услуг, а также работа в тех сферах промышленности, где не требуется высокая квалификация. Таким образом, роль мигрантов в экономике страны неуклонно растет. Можно предположить, что благоприятная экономическая конъюнктура будет только способствовать этому росту.

Особый интерес представляет категория «работающие по найму», но не столько в экономическом, сколько в социальном контексте. Германия известна феноменом, который по-немецки называется «pendeln», то есть регулярно ездить на работу в город, отличный от постоянного места жительства. «Пендлеры» могут ездить на работу даже в соседние страны, например, в Швейцарию или Австрию. Всего в Германии насчитывается 19,6 млн «пендлеров».

Привлекательной для многих является государственная (публичная) служба. Не удивительно, что она вызывает не только статистический интерес. Чиновники — один из самых популярных объектов для шуток в обычной жизни и прессе. О них пишут и сочиняют анекдоты. На практике работа чиновника не всегда «сладкая». Жалованье у них скромное, в среднем, по словам директора мюнхенского Института экономических исследований (IFO) Ханса-Вернера Зинна на 5,5 %, чем у занятых в частной сфере, причем при более высокой квалификации. Рабочая неделя у них дольше: как правило, 41 час, в отличие от 38,5 часа у работающих по найму. Согласно решению Конституционного суда ФРГ, допустима даже такая оплата чиновника, которая всего на 15 % превышает размер социального вспомоществования. Но отправить в отставку чиновника с государственной службы вопреки его желанию, почти невозможно (только в ходе дисциплинарного разбирательства, если чиновник злоупотребляет своим служебным положением). Немецкие суды, как правило, приговаривают такого человека (по возможности) только к 10 или 11 месяцам. Судьи считают, что утрата статуса чиновника — это несоразмерно суровое дополнительное наказание в придачу к тюремному сроку. При этом меньшие доходы и более продолжительный рабочий день чиновников компенсируются отсутствием обязательных для всех прочих категорий трудящихся отчислений в государственные больничные кассы и пенсионный фонд. Одну половину расходов на лечение им, а также неработающим женам и детям, оплачивает государство, вторую они покрывают сами, как правило, за счет частной медицинской страховки (весьма дешевой для чиновников). Некоторые категории немецких чиновников — сотрудники полиции и пожарной охраны — избавлены даже от таких расходов.

Выйдя в отставку, чиновники начинают получать довольствие в размере до 71,75 % их среднего жалованья за два последних года службы. Это значительно больше, чем у обычных пенсионеров, правда, в отличие от них, ушедшим на покой чиновникам приходится до конца дней своих делиться с налоговой инспекцией. Наряду с привилегиями и преимуществами, у статуса немецкого чиновника есть и существенные недостатки. Гражданские права и свободы чиновников в Германии ограничены. Им нельзя бастовать, подрабатывать (без специального разрешения), они обязаны оставаться представителями государства даже в нерабочее время. Ограничено право чиновников на свободное высказывание собственного мнения и политическую деятельность. Их могут в любой момент, не спрашивая согласия, пере-

вести в другое, даже весьма отдаленное от дома, место государственной службы. Все эти изъяны статуса, однако, терпимы и с лихвой компенсируются практически нулевым риском оказаться безработным и перспективой приличной, причем гарантированной, обеспеченности в старости [11].

Анализ рынка труда наглядно демонстрирует соотношение занятости и миграционной проблемы. Наиболее высокий уровень безработицы на территории бывшей ГДР (Бранденбург и Мекленбург-Передняя Померания), но в этих землях проживает наименьшее число мигрантов. В противовес, максимальное число мигрантов проживает в западных землях, где наибольшая концентрация промышленности и, соответственно, рабочих мест. Здесь же наибольший уровень безработицы среди иностранцев. Всего в ФРГ по данным Федерального агентства по труду более 1/3 безработных имеют «миграционный фон». Из них более 2/3 не имеют профессионального образования.

Таблица 7

Безработные с миграционным фоном от общего числа безработицы в землях (в %) [6]

Земля ФРГ Процент безработных-мигрантов

Северный Рейн — Вестфалия 46

Бавария 40

Баден-Вюртемберг 50

Нижняя Саксония 34

Гессен 50

Саксония 13

Рейнланд-Пфальц 35

Берлин 44

Бранденбург 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шлезвиг-Гольштейн 27

Саксония-Анхальт 8

Тюрингия 9

Гамбург 50

Мекленбург-Передняя Померания 9

Саар 29

Бремен 47

Результаты переписи 2011 года в Германии вскрыли заметный пласт нерешенных проблем. Они, безусловно, не стали неожиданными. На протяжении десятка лет, а в последние годы все чаще и чаще, эти пять тем неоднократно поднимались политиками, социологами. В своих выступлениях канцлер Германии А. Меркель неоднократно обращалась к вопросам иммиграции, образования, занятости. Министр труда У. фон дер Ляйен также привлекала внимание к теме безработицы и потребности в высококвалифицированных кадрах. Однако конкретные цифры показали ситуацию отчетливо и неприкрыто. Если ранее, каждая в отдельности давала повод для принятия точечных мер (совершенствование миграционного законодательства, социальных пособий и др.), то вместе они в совокупности ставят перед Германией задачу системных и последовательных преобразований.

В долгосрочной перспективе последствия выявленных пятью фильтрами проблем станут наиболее болезненными для экономики страны. По меньшей мере, три из них объединяет тема занятости. Низкоконкурентоспособные на рынке труда ми-

гранты, все прибывающие в Германию, слабообразованные и живущие в худших условиях, раскачивают не только лодку рыночной экономики, но и вносят деструктивные тенденции в социальное поле. Не удивительно, что сделанное еще в ноябре 2010 года заявление А. Меркель о провале мультикультурализма по-прежнему не уходит из дискуссионного пространства общественных деятелей и СМИ. Сегодня к негативно «заряженным» словам «крах мультикультурализма» стало добавляться казалось бы давно забытое — «гетто», в устойчивом сочетании с районом Кройцберг в Берлине. Рост ксенофобии и экстремистских настроений стал более ощутим в обществе с сохраняющимся, а подчас нарастающим расслоением. Однако нельзя приписывать подобные последствия только росту численности мигрантов. Свою роль сыграла и социальная программа «Agenda-2010», вследствие которой безработным нередко приходится соглашаться на любую работу, а работодателям выгоднее нанять мигранта, чем заплатить за переобучение коренного жителя.

Кроме выше перечисленного, пять фильтров объединяет еще одна общая проблема, так и не решенная после объединения — сохраняющаяся диспропорция между востоком и западом. Отток населения, наметившийся в начале 1990-х, не прекратился. В отношении восточных земель даже мигранты не способны улучшить ситуацию. Восточногерманские земли обладают явственно меньшими финансовыми возможностями, что при более низком уровне заработной платы и материальном положении коммун сказывается на способности к обновлению жилищного фонда.

Для третьего правительства А. Меркель «Zensus 2011» это не абстрактные цифры, это инструмент, который позволит не только сохранить стабильность, но и продолжит двигать страну вперед. Правильное применение этого инструмента в отношении болевых точек Германии (повышение образовательного уровня трудоспособной части населения, интеграции иностранцев в экономику и общество, поворот демографической политики в более продуктивное русло) даст Германии возможность реализовать далеко идущие планы. Инновационная наукоёмкая экономика, которой уделено столько место в планах правительства, невозможна без решения этих проблем.

Литература

1. Bevölkerung [Электронный ресурс]: URL: https://www.destatis.de/DE/Methoden/Zensus /Zensus.html (дата обращения: 26.02.2015).

2. Bevölkerung auf Grundlage des Zensus 2011. [Электронный ресурс]: URL: https: //www.destatis.de/ DE/ZaMenFakten/GesellschaftStaat/Bevoelkerung/Bevoelkerungsstand/Tabellen/Zensus_Geschlecht_ Staatsangehoerigkeit.html (дата обращения 01.11.2014).

3. BevölkerungVorausberechnung [Электронный ресурс]: URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFak-ten/GesellschaftStaat/Bevoelkerung/Bevoelkerung.html (дата обращения: 26.02.2015)

4. GebäudeundWohnungen [Электронный ресурс]: URL: https://www.destatis.de/DE/Methoden/Zensus / Zensus.html (дата обращения: 26.02.2015).

5. GeschichtederVolkszählungeninDeutschland [Электронныйресурс]: URL: https://www.zensus2011 .de/ DE/Zensus2011/Geschichte/Geschichte_node.html (дата обращения: 26.02.2015).

6. Der Arbeitsmarkt in Deutschland-Menschen mit Migrationshintergrund auf dem deutschen Arbeitsmarkt. Nürnberg. 2014.

7. Erwerbstätigkeit, Bildung [Электронный ресурс]: URL: https://www.destatis.de/DE/Methoden/Zensus / Zensus.html (дата обращения: 27.02.2015).

8. Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern [Электронный ресурс]: URL: http: //www.statistik-portal.de/BevoelkGebiet/Indikatoren/BV-BS_migranten.asp (дата обращения 01.11. 2014).

9. Religion. Dashatsichgeandert [Электронный ресурс]: URL: https://www.zensus2011.de/SharedDocs/ Zensus%202011/Methode/Aenderungen_Religion.html?nn=3065474 (дата обращения: 27.02.2015).

10. VDI-/IW-Ingemeurmomtor [Электронный ресурс]: URL: http://www.vdi.de/presse/publikationen/vdi-iw-ingenieurmonitor/ (дата обращения: 14.02.2015).

11. Жолквер Н. Немецким чиновникам завидуют не зря [Электронный ресурс]: URL: http://www.dw.de/ немецким-чиновникам-завидуют-не-зря /а-5969135 (дата обращения: 28.02.2015).

Об авторе

Хришкевич Татьяна Григорьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: faschoda@mail.ru

T. G. Khrishkevich

THE REMAINING CHALLENGES OF THE UNITED GERMANY IN THE

CENSUS RESULTS

The article presents the analysis of population census results in Germany, held for the frst time after the unifcation in 2011 and published in 2013. The census was carried out on fve indicators: households and families, migration, religion, employment, residential buildings. The results identifed a number of signifcant problems, for example, in the housing stock and in terms of population.

Key words: Germany, population census, population, migration, housing fund.

About the Author

Tatyana Khrishkevich — Candidate of Historical Sciences, associate professor at History and Regional Studies Department, Pskov State University, Russia. E-mail: faschoda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.