Научная статья на тему 'НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / высшее образование / Россия / финансирование / quality of education / higher education / Russia / funding

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Зверева Татьяна Романовна

Неравномерное распределение качества образования является одной из главных проблем образовательной системы России. В данной статье рассматривается проблема неравномерности качества образования в высшем образовании, которое является важным фактором в развитии экономики и социальной сферы страны. В статье представлены основные причины данной проблемы, такие как различие в финансировании вузов, отсутствие единого стандарта качества образования и недостаточная квалификация преподавательского состава. Кроме того, обсуждаются возможные пути решения проблемы неравномерности качества образования, такие как создание единой системы стандартов качества, улучшение финансирования высшего образования и повышение квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Зверева Татьяна Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNEQUAL DISTRIBUTION OF THE QUALITY OF EDUCATION IN RUSSIA

Unequal distribution of the quality of education is one of the main problems of the educational system in Russia. This article examines the problem of uneven quality of education in higher education, which is an important factor in the development of the country's economy and social sphere. The article presents the main causes of this problem, such as differences in funding for universities, the absence of a single standard for the quality of education, and insufficient qualifications of the teaching staff. In addition, possible solutions to the problem of uneven quality of education are discussed, such as creating a single system of quality standards, improving funding for higher education, and improving the qualifications of teachers.

Текст научной работы на тему «НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Научная статья УДК 378

DOI: 10.24412/cl-37031 -2023-2-187-190

НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Зверева Т. Р.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, Zvereva. [email protected]. ru

Аннотация. Неравномерное распределение качества образования является одной из главных проблем образовательной системы России. В данной статье рассматривается проблема неравномерности качества образования в высшем образовании, которое является важным фактором в развитии экономики и социальной сферы страны. В статье представлены основные причины данной проблемы, такие как различие в финансировании вузов, отсутствие единого стандарта качества образования и недостаточная квалификация преподавательского состава. Кроме того, обсуждаются возможные пути решения проблемы неравномерности качества образования, такие как создание единой системы стандартов качества, улучшение финансирования высшего образования и повышение квалификации преподавателей.

Ключевые слова: качество образования, высшее образование, Россия, финансирование.

UNEQUAL DISTRIBUTION OF THE QUALITY OF EDUCATION IN RUSSIA

Zvereva T. R.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic university, St. Petersburg, Russia, Zvereva. tr@edu. spbstu. ru

Abstract. Unequal distribution of the quality of education is one of the main problems of the educational system in Russia. This article examines the problem of uneven quality of education in higher education, which is an important factor in the development of the country's economy and social sphere. The article presents the main causes of this problem, such as differences in funding for universities, the absence of a single standard for the quality of education, and insufficient qualifications of the teaching staff. In addition, possible solutions to the problem of uneven quality of

education are discussed, such as creating a single system of quality standards, improving funding for higher education, and improving the qualifications of teachers.

Keywords: quality of education, higher education, Russia, funding.

Образование является одной из важнейших составляющих развития любой страны, в том числе и России. Несмотря на значительный прогресс в области образования за последние годы, в России до сих пор существует неравномерное распределение качества образования. Одни вузы предоставляют высококачественное образование, которое соответствует современным стандартам, в то время как другие имеют ограниченные возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Эта проблема является сложной и многогранной, и ее решение потребует усилий не только со стороны государства, но и общества в целом. В данной статье мы рассмотрим причины неравномерного распределения качества образования в России, а также возможные пути решения этой проблемы. Основным акцентом будет являться анализ ситуации в высшем образовании, которое является одним из ключевых элементов системы образования и важным фактором в развитии экономики и социальной сферы страны.

Одна из главных причин неравномерного распределения качества образования в России - это различия в уровне финансирования вузов. Некоторые вузы получают гораздо больше средств, чем другие, что позволяет им привлекать более высококвалифицированных преподавателей, обеспечивать лучшее оборудование и поддерживать более широкий круг исследований. Таким образом, студенты, посещающие эти вузы, имеют более высокие шансы на успешную карьеру и более высокий социальный статус.

Различие в финансировании вузов обусловлено несколькими факторами. Одним из них является местоположение вуза. Университеты, находящиеся в крупных городах и имеющие высокий рейтинг, обычно получают большую долю финансирования от правительства и коммерческих источников, чем вузы, расположенные в отдаленных или малонаселенных регионах. Также важную роль играет репутация университета. Престижные вузы с высоким рейтингом и качественной подготовкой кадров имеют больше возможностей для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в виде грантов и инвестиций, что позволяет им улучшить качество образования. Еще одним фактором, который

влияет на различие в финансировании, является специализация. Так, вузы, которые специализируются на технических и научных дисциплинах, получают больше средств на проведение исследований и разработок, чем вузы, которые специализируются на гуманитарных науках.

Еще одна причина неравномерного распределения качества образования -это различия в квалификации и опыте преподавателей. В областных вузах преподаватели не имеют достаточного уровня знаний или не обладают современными методиками преподавания. В результате студенты не получают достаточно качественного образования и не могут конкурировать на рынке труда.

Также неравномерное распределение качества образования в России связано с различиями в доступности и качестве образования в разных регионах страны. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах находится большинство престижных вузов, которые обеспечивают высокое качество образования. Однако в регионах с меньшим количеством населения и меньшим экономическим развитием уровень образования может быть значительно ниже. Вследствие этого увеличивается социальное неравенство в обществе. Отсутствие селективных вузов или программ в регионе затрудняет получение хорошего высшего образования для менее обеспеченных слоев населения, поскольку переезд в другой' город или субъект России сопряжен с дополнительными финансовыми вложениями. В последствии выпускникам региональных университетов гораздо сложнее найти работу в больших городах, если они решат переехать. Уровень полученных знаний в региональном вузе находится на низком уровне и у выпускников отсутствует конкурентное преимущество, так им приходится либо оставаться в своем регионе, либо соглашаться на низкооплачиваемые позиции.

С учетом того, что образовательная мобильность в большинстве случаев означает трудовую миграцию, неравномерное распределение наиболее сильных студентов в дальнейшем конвертируется в диспропорции рынков труда и развития экономики, что в свою очередь снижает возможность привлекать или сохранять в регионе сильных абитуриентов. Неравномерное распределение человеческого капитала, необходимого для социально-экономического развития, приводит к эффекту Матфея 5, «регионы-магниты» становятся все более сильными, а «регионы-доноры» - все более ограниченными в возможностях.

Для решения проблемы неравномерного распределения качества образования в России необходимо увеличить финансирование вузов, заменить преподавательский состав и улучшить качество оборудования и инфраструктуры. Кроме того, необходимо разработать и реализовать более эффективную систему управления и контроля за качеством образования.

Для сокращения различий в доступности и качестве образования между регионами России также необходимо предпринимать определенные меры. Одним из решений, может быть, создание дополнительных филиалов престижных вузов в регионах. Это позволит студентам из более отдаленных районов получать доступ к более качественному образованию без необходимости переезда в крупные города.

Также необходимо уделить большее внимание поддержке молодых ученых и исследователей в различных областях науки. Это позволит развивать инновации и научные достижения, что повысит уровень образования в России в целом.

В целом, неравномерное распределение качества образования в России остается серьезной проблемой, которая требует системного подхода и комплекса мер для ее решения. Улучшение качества образования является одним из ключевых факторов для развития страны и повышения социальной мобильности граждан.

Библиографический список

1. Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю., Региональная дифференциация доступности высшего образования в России // Серия аналитических докладов НИУ ВШЭ «Социально-экономическое неравенство в России: состояние, динамика, ключевые проблемы». №13 (43). 2020.

2. Лариошин А. С., Насонова Е. А., Попсуйко А. Н., Федотова И. П. Обзор актуальных проблем современного высшего образования // Вестник бурятского государственного университета. 2017.

3. Джуринский А. Н., Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России // Преподаватель 21 век, 2016.

4. Концепция Федеральной' целевой' программы развития образования на 2011-2015 гг. Утверждена распоряжением № 263-р Правительства РФ 7.02.2011 г. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.