Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование сквозь призму «Зеленых» ценностей'

Непрерывное профессиональное образование сквозь призму «Зеленых» ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование сквозь призму «Зеленых» ценностей»

НЕПРЕРЫВНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЗЕЛЕНЫХ» ЦЕННОСТЕЙ

М. Павлова

В настоящее время во многих странах идут процессы экономической реструктуризации с целью обеспечения более чистой и устойчивой к изменению климата экономики, в рамках которой поддерживается экологическая устойчивость и предоставляются достойные условия труда. Данные экономические изменения требуют отказа от некоторых существующих рабочих мест или изменения их характера (экологизации), а также создания новых рабочих мест. Значение ПТОП для обеспечения «зеленого» роста подчеркивается во многих исследованиях. В докладе ОЭСР за 2011 г. сделан вывод о том, что неотъемлемой частью стратегий «зеленого» роста должно стать развитие человеческого капитала. В этом же докладе определено, что более половины стран, принявших участие в исследовании ОЭСР, сообщили о реализации специальных программ обучения, связанных с экологией (OECD, 2011), поскольку специализированные программы экологического образования и подготовки будут играть важную роль в обеспечении участия работников в «зеленой» экономике.

«Зеленый» рост предусматривает развитие новых экологичных отраслей и видов деятельности, а также новых навыков, необходимых как для новых трудовых функций, так и для существующих видов трудовой деятельности, которые преобразуются для оказания меньшего воздействия на окружающую среду. На рис. 1 показано относительное значение специальных, дополнительных и общих навыков для «зеленой» экономики в соответствии с исследованием Европейского центра профессиональной подготовки (CEDEFOP, 2010). Согласно данному исследованию большинство мер, принимаемых в области развития навыков, связаны с повышением квалификации или пополнением арсенала основных навыков и умений, необходимых для работы в новой области1. Дополнение существующих навыков новым «зеленым» содержанием помогает участникам процесса ПТОП приобретать навыки, необходимые для трудоустройства сразу же после окончания вуза. Профильные «зеленые» навыки, которые обеспечивают снижение воздействия той или иной трудовой деятельности на окружающую среду, могли бы помочь организациям, предоставляющим ПТОП, в решении задач «зеленого» роста. В рамках непрерывного образования эти навыки будут меняться по

1 Примеры: Текущая профессия: электрик/ инженер-энергетик; повышение квалификации: изучение источников энергии, умение создавать комплексные энергетические системы, управление проектами; новая профессия: менеджер по возобновляемым источникам энергии. Текущая профессия: слесарь-сантехник/ установщик электротехнических и отопиельных систем; повышение квалификации: техническое обучение, изучение административных процедур, предпринимательские навыки; новая профессия: предприниматель в области солнечной энергетики / проектировщик установок. Текущая профессия: проектирование и обслуживание продукции; повышение квалификации: учет экологических критериев в процессе проектирования, комплексная оценка и анализ жизненного цикла; новая профессия: экодизайнер.

311

мере развития практики трудовых отношений и новых технологий. То же самое касается и специальных «зеленых» навыков, необходимых для новых «зеленых» профессий.

Ш/КЖАЯ Доля трудовых ресурсов ВЫСОКАЯ

CEDEFOP, 2010

Рис. 1. «Зеленые» навыки и их значение для перехода к низкоуглеродной экономике

В докладе Европейского центра профессиональной подготовки проводится различие между общими навыками и общими «зелеными» навыками. Павлова (Pavlova 2012, 2012a) утверждает, что данные виды навыков следует объединить в одну группу социальных «зеленых» навыков в качестве согласованной основы для экологизации обучения по всем профессиям. В рамках непрерывного профессионального образования данные «обогащенные» общие навыки (которые опираются на общие навыки, приобретаемые в процессе образования для устойчивого развития, навыки, определяющие способность к трудоустройству, а также «зеленые» навыки) могут обеспечить основу для поддержания учебного потенциала студентов, необходимого для непрерывного обучения. Данные общие навыки необходимы специалистам практически всех профессий для понимания и оценки проблем и требований «зеленого» роста. Развитие данных навыков в процессе ПТОП способствует подготовке будущих кадров в области понимания проблем «зеленого роста» (включая экологические, социальные и экономические аспекты), толкования природоохранного законодательства, повышения эффективности использования энергии и ресурсов для обеспечения процессов экологизации экономики. Современные исследования позволяют выделить как минимум два подхода к определению общих «зеленых» навыков: первый тесно связан с понятием общих навыков (например, ILO, 2011), а второй основан на процессах экологизации, характерных для всех отраслей (например, Per Capita Report, 2010). Эти два типа следует использовать при разработке набора «обогащенных» общих навыков. Данные навыки будут одинаковыми для раз-

312

личных родов деятельности и обеспечат основу непрерывного обучения в контексте экологизации в различных профессиональных ситуациях.

Хотя «зеленому» росту способствуют все типы «зеленых» навыков, они могут по-разному изменяться на протяжении трудовой жизни. Общие «зеленые» навыки (обогащенные общие навыки) будут более постоянными для различных родов деятельности, которыми будет заниматься человек на протяжении своей трудовой жизни. Специализированные «зеленые» навыки будут меняться в зависимости от конкретного рода деятельности. Данные обогащенные общие навыки и «зеленые» навыки, характерные для определенного рода деятельности, которые способствуют снижению воздействия той или иной трудовой деятельности на окружающую среду, важно учитывать в рамках непрерывного образования, поскольку это помогает осмыслить постоянно меняющиеся требования и задачи «зеленого» роста. Обучение в рамках ПТОП является важным этапом непрерывного экологического образования. Поэтому необходимо разработать согласованный подход к экологизации ПТОП. В самом широком смысле профессиональное образование должно включать повышение осведомленности, освоение новых точек зрения, ценностей, знаний и навыков, ведущее к изменению поведения для обеспечения экологизации методов работы. Элементы экологизации, показанные на рис. 2, иллюстрируют направления, которым необходимо уделить внимание в рамках данного процесса.

Изменение отношения

Обучение и учение Зеленый кампус

Содержание Педагогика Н

Общие навыки (социальные навыки и процессы) Специальные навыки Ориентация на® потребности обучаемых

Рис. 2. Составляющие экологизации ПТОП1

Еще одним важным компонентом данного подхода является педагогика. Во многих докладах международных организаций и исследованиях (например UNESCO, 2006, UNESCO, 2010, UNECE, 2009) уделено внимание педагогическим подходам, необходимым для образования, соответствующего требованиям устойчивого развития. На уровне отдельных государств типы подходов к обучению, направленных на повышение осведомленности и учет принципов образования для устойчивого развития, определены соответствующими национальными методическими рекомендациями, в которых предусмотрено:

Источник: Pavlova, 2012.

313

(а) эмпирическое обучение в ходе посещений предприятий и практической деятельности; (б) уточнение и анализ ценностей, включая соображения по поводу программ обучения без отрыва от производства, практики и стажировки; (в) критическое мышление; (г) навыки межличностного и внутриличностного общения; (д) навыки решения проблем, связанных с вопросами охраны окружающей среды; (е) активное обучение (UNESCO, 2011). В основе экологизации ПТОТ лежит изменение отношения на основе фундаментального значения образования для устойчивого развития: уважение к другим людям, к настоящему и к будущим поколениям, к планете и к тому, что она нам дает (ресурсы, фауна и флора) (UNESCO, 2009).

Для обеспечения перехода ПТОП к экологизации был разработан ряд содержательно-педагогических модулей (Pavlova, 2012a). В частности, каждый содержательный модуль построен на основе результатов анализа, содержания дкятельности, предлагаемых педагогических подходов и форм отчетности (подходы к оценке). Модули направлены на развитие у студентов понимания концепции устойчивости, взаимосвязи между устойчивым развитием, «зеленой» экономикой и гражданской позицией, умением анализировать и планировать мероприятия в области экологизации на рабочем месте и т. д. Предполагается, что при введении модулей можно применить определенную логику: первый этап связан с общей осведомленностью о проблемах; второй - со знанием и пониманием политики, законодательных и нормативных актов в области устойчивого развития и «зеленого роста»; третий - со знанием, пониманием и способностью дать разъяснения; четвертый - связан с пониманием и активным участием в решении общих вопросов; пятый включает определение и отработку специальных «зеленых» навыков, актуальных для определенного рода деятельности. Например, в области сельского хозяйства специальные навыки могут включать развитие и реализацию устойчивого землепользования, реализацию природоохранной программы в области мелиорации, управление программами по восстановлению природных территорий или разработку плана управления для определенной территории (учебные материалы для AgriFood, Австралия).

Обучение на протяжении всей жизни представляет собой важную основу для понимания непрерывных процессов развития навыков экологизации. Различные виды «зеленых» навыков, развиваемых в ходе учебы в рамках системы ПТОП, играют различную роль при подготовке студентов к непосредственному выходу на рынок труда (специальные «зеленые» навыки) и развитии компетенций, позволяющих выполнять различные рабочие функции и участвовать в обучении на рабочем месте (обогащенные «зеленые» навыки). Начальное ПТОП имеет большое значение для развития этих навыков. Для решения вопросов, связанных с изменением установок, навыков и ценностей, необходим системный подход.

Список литературы

1. CEDEFOP (2010). Skills supply and demand in Europe: Medium-term forecast up to 2020.

Publication Office of the European Union: Luxemburg.

2. ILO (2011). Skills for green jobs. A global view: synthesis report based on 21 country studies (by Strietska-Ilina, O., Hofmann, C., Duran Haro, M. and Jeon, S.). Geneva: ILO

3. OECD (2011). Towards Green Growth, OECD Publishing: Paris.

314

4. Pavlova, M. (2012) Formal TVET: exploring the opportunities. ADB-OECD LEED PreForum Workshop, 10 December 2012. Manila, Philippines.

5. Pavlova, M. (2012a). Introducing teaching content and pedagogy for education on sustainable development in VET schools in ETF partner countries. Unpublished Report prepared for ETF.

6. Percapita (2010). International approaches to green skills and sustainability. Green Skills Research Project Presentation to ISC Conference. Accessed from: http://www.cpsisc.com.au/Re-sources/CPSISC/International%20Approaches%20to%20Green%20Skills%20and%20Sustainability. pdf

7. Raskin, P., Banuri, T., Gallopin, G., Gutman, P., Hammono, A. Kates, R., Swart, R. (2002). Great Transition: The Promise and Lure of the Times Ahead. A report of the Global Scenario Group. Boston, MA: Stockholm Environment Institute.

8. UNECE (2009). Learning from each other: The UNECE Strategy for Education for Sustainable Development. Geneva: UNECE.

9. UNESCO (2011). Education for Sustainable Development, Country Guidelines for Changing the Climate of Teacher Education to Address Sustainability: Putting transformative education into practice - Brunei Darussalam, Indonesia, Malaysia, Philippines and Timor-Leste. Jakarta: UNESCO.

10. UNESCO (2010). ESD Lens: A policy and practice review tool. Paris: UNESCO Education sector.

11. UNESCO (2009). Training guideline on incorporating education for sustainable development (ESD) into the curriculum. Accessed from http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_ upload/COPs/News_documents/2009/0905Bangkok/ESD_training_guidelines_-3.pdf

12. UNESCO. (2006). Framework for the DESD international implementation scheme. Paris: UNESCO Education Sector. Retrieved October 7, 2009, from http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001486/148650E.pdf

Перевод с английского выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.