Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC CHALLENGES / PROBLEMS OF SYSTEM DEVELOPMENT / NATIONAL PROJECT / QUALITY OF EDUCATION / CAREER GUIDANCE / PEDAGOGICAL TRAINING PROGRAMS / REGIONAL SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоленко Римма Евгеньевна, Колесов Владимир Иванович

В статье представлен опыт Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета по созданию региональной системы непрерывного педагогического образования в Республике Карелия в условиях современных социально-экономических вызовов образованию, а также необходимости решения задач Национальной инициативы «Образование». Раскрыты проблемы функционирования и развития системы профессионального педагогического образования, рассмотрены целесообразные механизмы и направления развития. Определены ключевые программные мероприятия, а также организационные условия повышения качества непрерывного педагогического образования в Республике Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермоленко Римма Евгеньевна, Колесов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KARELIA: THE PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT, THE WAYS OF THEIR SOLUTION

The article presents the experience of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University in creating the regional system of the continuous pedagogical education in the Republic of Karelia in conditions of the current socio-economic challenges to education, the need to solve the problems of the National project "Education". The article reveals the problems of functioning and development of the system of professional pedagogical education, the article also describes the efficient mechanisms and directions of development. The key program activities and organizational conditions for improving the quality of the continuous pedagogical education in the Republic of Karelia have been identified.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-97-105

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

THE CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KARELIA: THE PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT, THE WAYS OF THEIR SOLUTION

Ермоленко Римма Евгеньевна

Преподаватель, Петрозаводский государственный университет, кандидат педагогических наук E-mail: ermolenko@petrsu.ru

Колесов Владимир Иванович

Профессор, Петрозаводский государственный университет, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: vi kolesov@mail.ru

Ermolenko Rimma E.

Lecturer, Petrozavodsk State University, PhD in Education

E-mail: ermolenko@petrsu.ru

Kolesov Vladimir I.

Professor, Petrozavodsk State University, ScD in Education, Full Professor E-mail: vi_kolesov@mail

Аннотация. В статье представлен опыт Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета по созданию региональной системы непрерывного педагогического образования в Республике Карелия в условиях современных социально-экономических вызовов образованию, а также необходимости решения задач Национальной инициативы «Образование».

Abstract. The article presents the experience of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University in creating the regional system of the continuous pedagogical education in the Republic of Karelia in conditions of the current socioeconomic challenges to education, the need to solve the problems of the National project "Education". The article reveals the problems

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Ермоленко Р. Е., Колесов В. И., 2020

Раскрыты проблемы функционирования и развития системы профессионального педагогического образования, рассмотрены целесообразные механизмы и направления развития. Определены ключевые программные мероприятия, а также организационные условия повышения качества непрерывного педагогического образования в Республике Карелия.

of functioning and development of the system of professional pedagogical education, the article also describes the efficient mechanisms and directions of development. The key program activities and organizational conditions for improving the quality of the continuous pedagogical education in the Republic of Karelia have been identified.

Ключевые слова: педагогическое образование, социально-экономические вызовы, проблемы развития системы, национальный проект, качество образования, профориентация, программы педагогической подготовки, региональная система педагогического образования, профессиональные компетенции.

Keywords: pedagogical education, socioeconomic challenges, problems of system development, national project, quality of education, career guidance, pedagogical training programs, regional system of

pedagogical education, professional competencies.

На фоне инновационной активности, проникающей во все сферы жизни современной России, особенно заметно усиление внимания общества к проблемам образования, повышению его значимости и роли в решении социально-экономических задач. В первую очередь, это касается профессионального педагогического образования, которое объявлено приоритетным в модернизации российского образования в целом. Подтверждение этого мы видим в активно реализуемой национальной инициативе «Образование», в федеральных проектах педагогической направленности: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда» и «Новые возможности для каждого» [1].

Именно качественное модернизированное педагогическое образование «...обеспечит формирование компетентной личности педагога, самостоятельно и творчески решающего профессиональные задачи, осознающего общественную значимость педагогической деятельности, ответственного за ее результаты» [2].

Современная региональная система педагогического образования Республики Карелия - динамично развивающаяся, обновляющаяся система, осознающая свою миссию. В республике активно реализуются программы национальной инициативы «Образование» [1], направленные на выполнение Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. Основная задача, поставленная Президентом, - создание «условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» [3]. В области образования планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Необходимость осуществления мер, направленных на решение этой задачи, актуализирует анализ проблем функционирования и развития профессионального педагогического образования в контексте современных социально-экономических вызовов.

К таким проблемам можно отнести следующие:

• стабильно существующая в последнее десятилетие проблема нехватки педагогических кадров в муниципальных образованиях республики;

• недостаточная интеграция во взаимодействии между организациями общего образования и ПетрГу в части решения задач организации педагогической практики, совместной деятельности по созданию модели учителя и формированию запроса на подготовку педагога;

• разрыв уровней среднего профессионального и высшего педагогического образования. Потеря сложившейся системы «Контакт», заложенных традиций преемственности уровней педагогического образования, отсутствие сквозных учебных планов, сопряженных программ. Многолетний опыт «Контакта» подтверждает, что выпускник колледжа, продолжающий обучение по выбранной профессии, имеет высокую мотивацию на профессиональное самосовершенствование и трудоустройство по специальности, является потенциальным абитуриентом вуза, мотивированным студентом вуза;

• недостаточный уровень базовой подготовки абитуриентов для освоения современных образовательных программ психолого-педагогической направленности. При поступлении в ПетрГУ на программы психолого-педагогических направлений подготовки отсутствует конкурс при подаче подлинников документов об образовании, у поступающих низкие баллы ЕГЭ;

• проблема мотивации трудоустройства выпускников в связи с недостаточным уровнем престижа педагогической профессии, не создана региональная система целевых договоров на подготовку педагогов [4];

• проблема «удержания» педагогов в профессии: неразвитость механизмов профессиональной адаптации, наставничества молодых педагогов, то есть механизмов, направленных на профессиональную поддержку и обеспечение успешной самореализации молодого учителя. В результате, в зависимости от специальности, трудоустраиваются от 20% до 60% выпускников университета, но многие из них уходят из школы, не проработав года [1];

• нарастание процесса старения педагогических кадров, нарушается баланс между начинающими специалистами и опытными кадрами;

• недостаточная готовность педагогических работников к профессиональной деятельности в условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических процессов в мире;

• недостаточная подготовленность педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества, явлений «цифрового разрыва», когда по каким-либо причинам «обучающийся не может осваивать цифровые компетенции в полном объеме и автоматически объявляется "неконкурентоспособным"» [5];

• повышение уровня эмоционального выгорания, усиление проявлений стресса в условиях закритической нагрузки педагогических работников, что затрудняет функционирование региональной системы образования;

• неразработанность механизмов повышения квалификации учителей и психологов в условиях смены образовательных стандартов;

• формальное функционирование на протяжении ряда лет Совета по развитию педагогического образования Министерства образования республики, призванного влиять на региональную систему педагогического образования.

Для определения цели и задач развития непрерывного педагогического образования целесообразно систематизировать существующие проблемы, выделяя три основные группы:

• входа выпускника профессиональной образовательной организации в педагогическую профессию, например, выбор профессии - династический, географический, трендовый, случайный;

• процесса подготовки педагогических кадров в профессиональных образовательных организациях;

• проблемы удержания учителя в профессии.

Анализ состояния существующих проблем и социально-экономических вызовов позволяют сформулировать цель развития регионального педагогического образования: обеспечение педагогическими кадрами региональной системы общего образования в интересах устойчивого и гармоничного социально-экономического развития Республики Карелия.

Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать механизмы, определить программные мероприятия подготовки педагогических кадров для республики:

• обеспечение процессов успешного входа в профессию;

• повышение качества реализации профессиональных образовательных программ;

• осуществление программ и мероприятий по удержанию учителя в профессии;

2) определить организационные, научно-исследовательские и управленческие условия повышения качества педагогического образования в республике.

Основные направления и механизмы эффективного решения задач развития непрерывного педагогического образования:

1. Обеспечение процессов успешного входа в профессию:

1.1. Разработка и реализация программ и мероприятий профессиональной ориентации на педагогическую профессию, включающая:

• разработку программ модернизированной профориентационной деятельности и довузовской подготовки школьников в регионе, мотивирующей школьников на педагогические специальности;

• верификация путей и способов включения профориентационных модулей в образовательный процесс: включение в базовые предметы школьного учебного плана;

• реализация пилотного проекта Педагогического инновационного парка «Инженерно-технический класс» [4];

• создание системы педагогических профильных классов в муниципальных районах и городских округах республики;

• функционирование Центра профориентации «Вектор» в Педагогическом инновационном парке ПетрГУ;

• поиск и экстраполяция лучших образовательных практик, обеспечивающих профориентацию школьников на педагогические специальности.

1.2. Разработка системы поддержки и нормативно-правового обеспечения деятельности профильных психолого-педагогических классов в образовательных организациях республики различного уровня [6]:

• разработка нормативной базы, обеспечивающей деятельность классов допрофес-сиональной подготовки;

• методическая подготовка педагогов и координации деятельности педагогических классов в рамках трехсторонних договоров о сотрудничестве: педагогический класс - педагогический колледж - университет;

• проведение республиканской олимпиады для обучающихся в педагогических классах.

1.3. Восстановление системы целевой контрактной подготовки педагогов по программам бакалавриата и магистратуры за счет средств федерального и регионального бюджетов.

1.4. Создание республиканской системы стимулов для поступления на психолого-педагогические направления подготовки абитуриентов с высокими результатами ЕГЭ.

1.5. Создание реально деятельного, влияющего на развитие педагогического образования Совета по развитию педагогического образования в Республике Карелия.

1.6. Пропаганда в СМИ позитивного имиджа педагога, его социокультурной, идеологической, экономической значимости в обществе. Реабилитация доверия к фигуре педагога в социальном, нравственном, профессиональном аспектах как основополагающего фактора достижения высоких результатов педагогического труда.

2. Повышение качества реализации профессиональных образовательных программ:

2.1. Расширение профилей подготовки специалистов для образовательных организаций: разработка и апробация новых профессиональных программ среднего профессионального педагогического образования, бакалавриата и магистратуры высшего образования.

2.2. Модернизация программ в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога, образовательного стандарта среднего общего образования.

2.3. Создание образовательных продуктов, отвечающих запросам обучающихся и работодателей, формирование индивидуальных профессиональных программ, в том числе ускоренных, под запросы обучающихся, а также муниципальных образований.

2.4. Разработка проектов сетевого педагогического образования с участием структур Педагогического инновационного парка, а также педагогических профессиональных образовательных организаций других регионов Российской Федерации различного уровня.

2.5. Восстановление системы «Контакт» Петрозаводского педагогического колледжа - ПетрГУ с учетом современных вызовов педагогическому образованию.

2.6. Актуализация принципа региональности педагогического образования Республики Карелия: профессиональная образовательная программа «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области карельского языка», введение в учебный план дисциплины «История Карелии», «Регионоведение», создание в Педагогическом

инновационном парке интерактивного экспозиционно-выставочных пространств распределенного музея науки ПетрГУ «Изучай свой край», «История дошкольного образования в Республике Карелия», «Карельская педагогическая школа» [2].

2.7. Реализация в Педагогическом инновационном парке проектов, влияющих на успешное самоопределение студентов в профессии: Центр инженерно-технического творчества, «Инженерно-технический класс», «Педагогическая школа «Учитель будущего», консультационный центр «Успех каждого ребенка», «Школы для родителей».

2.8. Создание онлайн-курсов, разработка и внедрение в образовательный процесс дистанционных учебных курсов, модулей образовательных программ, включение в образовательный процесс содержания и технологий электронного обучения.

2.9. Создание и реализация регионального проекта «Педагогика и психология дистанционного обучения», обеспечивающего подготовку, экспертизу и апробацию психолого-педагогического сопровождения электронного обучения.

2.10. Обсуждение и согласование с работодателями образовательных программ профессиональной психолого-педагогической подготовки:

• функционирование Совета работодателей в ПетрГу (объединенный совет институтов по педагогическому образованию);

• участие образовательных организаций в формировании заказа педагога.

2.11. Создание интеграционной модели организации педагогической практики ПетрГУ: школа - вуз. Отбор лучших педагогов для руководства практикой студентов. Создание системы стимулов для руководителей педагогической практики студентов.

2.12. Активизация потенциала студенчества как «двигателя» развития психолого-педагогического образования.

3. Удержание в профессии:

3.1. Создание программы «Педагогическое наставничество», направленной на достижение сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

3.2. Разработка региональных составляющих национального проекта «Образование» в Республике Карелия, участие в реализации 7 федеральных проектов национальной инициативы «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность», а также в реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография». Организация сетевой школы молодого учителя в муниципальных образованиях республики [5].

3.3. Создание регионального проектного офиса по вопросам мониторинга, контроля и управления реализацией национального проекта «Образование», в состав которого вошли специалисты Министерства образования Республики Карелия, Карельского института развития образования, Петрозаводского государственного университета.

3.4. Реализация проекта «Земский учитель», задача которого - ликвидировать кадровый дефицит в сельской местности либо в городах с населением до 50 тысяч человек.

В Республике Карелия в программу вошли все населенные пункты, кроме столицы республики - Петрозаводска. «Земский учитель» предусматривает денежную выплаты в размере 1 млн рублей учителю, прибывшему на работу. Обеспечение методической помощи педагогам - участникам программы.

3.5. Реализация регионального проекта «Учитель будущего», направленного на создание национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций. Реализация проекта «Педагогическая школа «Учитель будущего» в Педагогическом инновационном парке.

3.6. Функционирование в ПетрГУ Центра «Карьера» как связующего звена между вузом и работодателями в оказании помощи студентам и выпускникам в планировании эффективной карьеры и трудоустройстве на современном рынке труда республики.

4. Организационная, научно-исследовательская и управленческая деятельность, предполагающая совместную работу Министерства образования РК, Совета по развитию педагогического образования Министерстве образования РК, ПетрГУ, Института развития образования, общеобразовательных организаций по следующим направлениям:

4.1. Осуществление анализа потребности региона в педагогических кадрах до 2024 г. и формирование муниципальных заказов на подготовку педагогических кадров.

4.2. Создание единой региональной информационной базы в сфере мониторинга и поддержки профессионального педагогического образования.

4.3. Формирование и систематическое обновление базы данных профилей педагогических профессий и должностей.

4.4. Организация мониторинга, проведение научно обоснованных исследований состояния педагогического образования в регионе.

4.5. Разработка совместно с Советом работодателей компетентностной модели современного педагога.

4.6. Разработка концепции регионального непрерывного педагогического образования [3]:

• описание этапов непрерывного педагогического образования, включая профориентацию, довузовское, профессиональное, дополнительное образование;

• создание и реализация Программы развития Института педагогики и психологии ПетрГУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка системы взаимодействия Министерства образования Республики Карелия, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций, педагогического колледжа, Карельского института развития образования, Петрозаводского государственного университета [2; 3];

• функционирование и развитие Педагогического инновационного парка как креативной педагогической площадки по апробации и внедрению в образовательный процесс современных инновационных образовательных технологий, в том числе цифровых, а также как проектного офиса по реализации Концепции развития непрерывного педагогического образования в Республике Карелия [3].

Разработанная концепция исследовательской школы в структуре инновационного парка в Петрозаводском университете дает нам право в научном измерении объединить

взаимную систему управления университет - школа-вуз-колледжи-лицеи, на которой зиждется вся система образования Республика Карелия [3].

Заключение. В результате решения поставленных задач и системной деятельности по сформированным направления в республике будет создано единое образовательное пространство подготовки педагогических кадров, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в образовательный процесс широкую педагогическую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов [7]. Будут созданы условия для функционирования и развития инновационной системы педагогического образования, направленной на конкретные запросы муниципальных образований со следующими качественными характеристиками: взаимодействие всех уровней педагогического образования, наличие системы педколледж - ПетрГу [6], мобильности, основанной на применении интерактивных, в том числе электронных, методов и технологий обучения, гибкости и вариативности содержания образовательного процесса.

Список литературы

1. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-proiect/ (дата обращения: 16.06.2019).

2. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Модель непрерывного педагогического образования в регионе: опыт реализации и перспективы развития // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 181. С. 7-16. DOI: https:// doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16.

3. Ермоленко Р. Е., Колесов В. И. Концепция университетской школы в структуре инновационного парка ПетрГу в республике Карелия // Вестник ЧГу. 2020. № 3(3). С. 303-312.

4. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425 (дата обращения: 10.04.2020).

5. «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 года: [проект]. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 08.04.2020).

6. Дербенёва О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г. Экосистема инновационных парков как инфраструктура для реализации стратегических проектов ПетрГу: понятие, цели, задачи, условия функционирования // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 1(25). DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2019.4469.

7. СПР 1. Педагогический инновационный парк «Образование 5.0» как инструмент подготовки кадров, формирования новых практик закрепления молодых специалистов в регионе и развития системы непрерывного образования. URL: https:// petrsu.ru/page/science/development/master_university_program/strategi%D1%81_ projects/excellent_education (дата обращения: 07.04.2020).

References

1. Natsionalnyy proekt "Obrazovanie". Available at: https://edu.gov.ru/national-proiect/ (accessed: 16.06.2019).

2. Gushchina T. I., Makarova L. N., Kurin A. Yu. Model nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v regione: opyt realizatsii i perspektivy razvitiya. Vestn. Tambovskogo un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2019, Vol. 24, No. 181, pp. 7-16. DOI: https://doi. org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16.

3. Ermolenko R. E., Kolesov V. I. Kontseptsiya universitetskoy shkoly v strukture innovatsionnogo parka PetrGU v respublike Kareliya. Vestnik ChGU. 2020, No. 3 (3), pp. 303-312.

4. Ukaz "O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda". Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57425 (accessed: 10.04.2020).

5. "Klyuchevye napravleniya razvitiya rossiyskogo obrazovaniya dlya dostizheniya Tseley i zadach ustoychivogo razvitiya v sisteme obrazovaniya" do 2035 goda: [projekt]. Available at: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (accessed: 08.04.2020).

6. Derbeneva O. Yu., Ermolenko R. E., Tarasov K. G. Ekosistema innovatsionnykh parkov kak infrastruktura dlya realizatsii strategicheskikh proektov PetrGU: ponyatie, tseli, zadachi, usloviya funktsionirovaniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2019. Iss. 1(25). DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2019.4469.

7. SPR 1. Pedagogicheskiy innovatsionnyy park "Obrazovanie 5.0" kak instrument podgotovki kadrov, formirovaniya novykh praktik zakrepleniya molodykh spetsialistov v regione i razvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Available at: https://petrsu.ru/page/science/development/master_university_program/ strategi%D1%81_projects/excellent_education (accessed: 07.04.2020).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 14.07.2020 The article was received on 14.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.