Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное педагогическое образование / уровневая модель / региональный комплекс / педагогический университет / системогенез педагогической деятельности / педагогические ценности / цифровизация / новые дидактические решения / качество образования / научно-методическое сопровождение педагогов / continuous pedagogical education / level model / regional complex / pedagogical university / systemogenesis of pedagogical activity / pedagogical values / digitalization / new didactic solutions / quality of education / scientific and methodological support of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев Михаил Вадимович

В статье проведен методологический анализ системы непрерывного педагогического образования. Сделан вывод о том, что концепция системогенеза профессиональной деятельности может выступать реальным методологическим и теоретическим основанием обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагогов. Обосновывается целесообразность и необходимость использования ценностно-смыслового подхода при организации непрерывного педагогического образования. Доказывается, что включение формирования ценностно-смыслового компонента в результаты образования и в целеполагание при организации образовательного процесса может обеспечить более эффективную профессиональную подготовку педагога, а также поможет будущим и реальным педагогам придать адекватный личностный смысл педагогической деятельности и ее отдельным компонентам. В свою очередь, это позволит им стать субъектами педагогической деятельности. По результатам теоретического анализа определены наиболее популярные направления исследований непрерывного педагогического образования. Выявлено, что большинство из них отвечает вызовам цифровизации, и одновременно возникают новые тренды, связанные с эпохой постглобализации и возрождением приоритета национальных духовно-нравственных ценностей в современном отечественном образовании. В качестве ключевой проблемы практики непрерывного педагогического образования определено отсутствие преемственности в содержании, формах, методах и результатах подготовки педагогических кадров на уровнях среднего профессионального и высшего педагогического образования, а также в дополнительном профессиональном образовании учителей. В качестве решения данной проблемы представлена инновационная модель взаимодействия педагогического университета с региональными субъектами подготовки педагогических кадров. Определены приоритетные направления деятельности регионального комплекса непрерывного педагогического образования. В статье обозначена роль университета в научном руководстве и сопровождении инновационной деятельности образовательных организаций региона. Главным механизмом сопровождения названо включение педагогов региона в экспериментальную, поисковую, исследовательскую деятельность, в том числе создание разноуровневых исследовательских сообществ преподавателей, педагогов-практиков и студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздев Михаил Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION: METHODOLOGY, THEORY, PRACTICE OF DEVELOPMENT

The research presents a methodological analysis of the system of continuous pedagogical education. The author concludes that the concept of the systemogenesis of professional activity can act as a real methodological and theoretical basis for ensuring the continuity of the results of various levels of teacher training. The expediency and necessity of using a value-semantic approach in the organization of continuous pedagogical education are substantiated. The author proves that the inclusion of the formation of a value-semantic component in the results of education and goal-setting in the organization of the educational process can provide eff ective professional training of a teacher and help future and real teachers to give an adequate personal meaning to pedagogical activity and its individual components, which will allow them to become real subjects of pedagogical activity. Based on the results of the theoretical analysis, the author identified the most popular research areas of continuing pedagogical education. It is revealed that most of these research areas respond to the challenges of digitalization. There are also new trends associated with the era of postglobalization and the revival of the priority of national spiritual and moral values in today’s education in Russia. The lack of continuity in the content, forms, methods, and results of teacher training at the levels of secondary vocational and higher pedagogical education, as well as in additional professional education of teachers, is identifi ed as a key problem of the practice of continuing pedagogical education. As a solution to this problem, the author presents an innovative model of interaction between a pedagogical university and regional subjects of teacher training. Additionally, the author defines priority directions of activity of the regional complex of continuous pedagogical education. The role of universities in the scientific management and support of innovative activities of educational organizations in the region is outlined. The main mechanism of support is the inclusion of teachers of the region in experimental, search, and research activities, including the creation of multi-level research communities of teachers, university students, and practical teachers.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

М. В. ГРУЗДЕВ

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ

(Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; e-mail: rector@yspu.orgj

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-28-45

В статье проведен методологический анализ системы непрерывного педагогического образования. Сделан вывод о том, что концепция системогенеза профессиональной деятельности может выступать реальным методологическим и теоретическим основанием обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагогов. Обосновывается целесообразность и необходимость использования ценностно-смыслового подхода при организации непрерывного педагогического образования. Доказывается, что включение формирования ценностно-смыслового компонента в результаты образования и в целеполагание при организации образовательного процесса может обеспечить более эффективную профессиональную подготовку педагога, а также поможет будущим и реальным педагогам придать адекватный личностный смысл педагогической деятельности и ее отдельным компонентам. В свою очередь, это позволит им стать субъектами педагогической деятельности. По результатам теоретического анализа определены наиболее популярные направления исследований непрерывного педагогического образования. Выявлено, что большинство из них отвечает вызовам цифровизации, и одновременно возникают новые тренды, связанные с эпохой постглобализации и возрождением приоритета национальных духовно-нравственных ценностей в современном отечественном образовании. В качестве ключевой проблемы практики непрерывного педагогического образования определено отсутствие преемственности в содержании, формах, методах и результатах подготовки педагогических кадров на уровнях среднего профессионального и высшего педагогического образования, а также в дополнительном профессиональном образовании учителей. В качестве решения данной проблемы представлена инновационная модель взаимодействия педагогического университета с региональными субъектами

подготовки педагогических кадров. Определены приоритетные направления деятельности регионального комплекса непрерывного педагогического образования. В статье обозначена роль университета в научном руководстве и сопровождении инновационной деятельности образовательных организаций региона. Главным механизмом сопровождения названо включение педагогов региона в экспериментальную, поисковую, исследовательскую деятельность, в том числе создание разноуровневых исследовательских сообществ преподавателей, педагогов-практиков и студентов университета.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование; уровневая модель; региональный комплекс; педагогический университет; системогенез педагогической деятельности; педагогические ценности; цифровизация; новые дидактические решения; качество образования; научно-методическое сопровождение педагогов.

Введение

Педагогическое образование сегодня становится одной из ведущих сфер научного поиска. Такого количества инноваций, которое появляется в последние годы в педагогической науке и практике, не продуцирует ни одна другая отрасль гуманитарного знания. В образовании сегодня широко используются цифровые технологии, в школах появляется высокотехнологичное учебное оборудование, существенно расширяются возможности академической мобильности, процесс обучения адаптируется к запросам конкретного обучающегося и его личным особенностям, модернизируется видение образовательного результата: ученики не просто получают знания, а решают сложные творческие и аналитические задачи. И в ответ на эти изменения педагогическое образование становится все более универсальным, оно позволяет сформировать компетенции, которые способны обеспечить успешность профессиональной деятельности во всех отраслях социальной сферы (образование, культура, молодежная политика, физкультура и спорт, социальная защита, медиа и др.), оно формирует так называемые гибкие навыки, которые позволяют легко адаптироваться в разных ситуациях, работать с информацией, создавать команды, заниматься проектной деятельностью и др.

Реальные инфраструктурные изменения происходят сегодня в педагогических университетах. В рамках президентского проекта «Учитель будущего поколения России» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации открываются Технопарки универсальных педагогических компетенций, оснащенные самым современным научно-технологическим оборудованием, позволяющим готовить будущих учителей

цифровой эпохи. В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» открываются педагогические кванториумы, ресурсная база которых объединяет три современных функциональных пространства: естественнонаучное (цифровые лаборатории по химии, биологии, физике, учебно-исследовательские лаборатории биосигналов и нейротехнологий), технологическое (оборудование для изучения механики, мехатроники, робототехники, исследования окружающей среды и альтернативных источников энергии, реверсивного инжиниринга, аддитивных технологии и прототипирования) и видеостудию, которая оснащена электронным оборудованием для создания цифрового образовательного контента, трансляции вебинаров и демонстрационных опытов. Появление таких мощных учебно-лабораторных центров в регионе позволяет дать новый импульс развития естественнонаучным и технологическим направлениям исследований молодежи, обеспечить современными компетенциями действующих педагогов и модернизировать программы подготовки студентов, повышения квалификации действующих учителей и допрофессиональной педагогической подготовки будущих абитуриентов педагогических вузов.

Эти изменения позволяют говорить о необходимости и научного переосмысления возможностей, потенциалов, и направлений развития непрерывного педагогического образования.

Методология и методы исследования

Идеи непрерывности образования и профессионального совершенствования учителя признавалось во все исторические эпохи, но необходимость их практического воплощения стала особо актуальной в XXI веке. Динамичность социокультурных условий потребовала постоянного обновления и расширения знаний, развития творческого потенциала педагога, повышения общей и профессиональной культуры.

Необходимо отметить, что в публикациях ХХ века непрерывное образование рассматривалось чаще всего как образование взрослых. При этом доминировали две точки зрения: первая приравнивала непрерывное образование к общему и профессиональному образованию взрослых, вторая точка зрения была связана с пониманием непрерывного образования как «доучивания», как компенсации недостатков и дальнейшего профессионального совершенствования. Сегодня непрерывное профессиональное образование ушло от категоризации «постдипломное» и понимается как

Педагогическое образование становится все более универсальным, оно позволяет сформировать компетенции, которые способны обеспечить успешность профессиональной деятельности во всех отраслях социальной сферы

возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни. Обеспечение целостности и систематичности непрерывного образования требует преемственности содержания, согласованности средств формирования образовательных результатов и способов их оценки на всех уровнях профессиональной подготовки.

Наши многолетние исследования убеждают в уровневости формирования профессиональных компетенций, добавлении на каждом уровне непрерывного профессионального образования новых элементов компетенций. Например, для реализации способности к системному проектированию профессиональной педагогической деятельности выпускнику психолого-педагогического класса достаточно сделать осознанный профессиональный выбор, а для этого надо быть информированным о педагогической профессии и требованиях к профессиональным качествам педагога. Выпускнику колледжа простой информированности будет явно недостаточно: он должен быть готов к выявлению и преодолению трудностей в решении профессиональных задач. А от выпускника вуза требуется уже делать оптимальный выбор имеющихся образовательных и личностных ресурсов и уметь осуществлять поиск альтернативных вариантов их восполнения при имеющемся дефиците. На этапе профессионального мастерства это умение переходит в навык, что существенно снижает затраты времени и усилий на принятие профессиональных решений.

Для того чтобы конкретизировать применение методологического принципа уровневости в педагогическом образовании, необходимо рассмотреть этапы социализации и профессионализации человека, связанные с освоением профессиональных знаний, компетенций и с приобретением и осмыслением профессионального опыта.

К таким этапам относят: «восходящий этап: профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, стабилизация профессиональной деятельности, индивидуализация профессиональной деятельности, профессиональное мастерство, аксиологическая устойчивость, творческая профессиональная самореализация, профессиональная зрелость; нисходящий этап: эпизодические спады в профессиональной деятельности, личностно-профессиональные деформации, дезадаптация и эмоциональная опустошенность, точка невозврата» [1, с. 76].

Считается, что наивысшие результаты профессиональной социализации и достигаются в точке «акме», которая характеризуется максимально возможными достижениями в профессиональной деятельности при одно-

Чрезвычайно важным в понимании сути непрерывности педагогического образования является принцип уровневости

временной готовности к дальнейшему развитию и модернизации деятельности под вновь возникающие задачи и требования. Движение к данному состоянию требует от педагога устойчивого стремления к целенаправленному раскрытию своего потенциала, самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств. Решение таких комплексных и ресурс-нозатратных задач, в свою очередь, возможно только при следующих условиях: понимание педагогом отношений, складывающихся между деятельностью и развитием, определение им личных смыслов профессионального совершенствования и осознание механизма развития собственных способностей и деятельности. Именно поэтому в качестве методологической основы непрерывного педагогического образования нами выбран системогенетический подход, обоснованный в трудах В. Д. Шадрикова, основоположника ярославской научной психологической школы [2; 3; 4].

Теоретические основы современной системы непрерывного педагогического образования определялись нами по результатам контент-анализа отечественных публикаций, размещенных за последние три года (2020-2023 гг.) в национальной библиографической базе данных научного цитирования (РИНЦ). Единицей контент-анализа являлась категория «непрерывное педагогическое образование», а индикаторами — такие ее содержательные характеристики, как: дидактические решения и образовательные технологии, ценностно-смысловые ориентиры, взаимодействие субъектов непрерывного педагогического образования.

Результаты исследования

Проведенный анализ позволил выявить ряд теоретических постулатов, на основании которых сегодня можно проектировать новые дидактические решения для системы непрерывного педагогического образования.

Наибольший массив публикаций посвящен цифровой трансформации образования, совмещающей в себе не только различные формы и методы обучения, но и принципиально новые векторы образовательного развития.

Благодаря деятельности научного совета Российской академии образования «Информатизация образования» (руководитель — академик РАО И. В. Роберт), в отечественном исследовательском поле обоснованы стратегические направления цифровой трансформации образования, раскрывающие методологические, теоретические, методические и гуманитарно-прикладные

Системогенетический подход В. Д. Шадрикова определяет

общность структуры педагогической деятельности

на различных этапах развития профессионала, что определяет преемственность образовательных результатов обучающихся

на всех уровнях педагогического образования

основания данного процесса. Изучается проблема цифрового неравенства в образовании [5], разрабатываются подходы к оценке качества образования в условиях цифровой трансформации [6]; выявлены методологические, теоретические и методические направления развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования [7]; представлены сравнительные характеристики форм и методов обучения при реализации технологий неконтактного информационного взаимодействия и технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную [8]. Действительно, благодаря современным достижениям науки и техники образование способно адаптироваться к новым запросам, возникающим из-за быстроразвивающе-гося цифрового пространства, способного различными методами дополнять традиционные коды и модели педагогики. Нельзя не согласиться с тем, что данный тренд проявляет себя по всему миру, а в дополнение стоит отметить значимость социально-экономического положения (развитие новой экономики и ситуация пандемии), повлиявшего на появление такой значимой тенденции, как цифровая трансформация образования.

Концепция гибкого образовательного пространства, сочетающего форматы очного и дистанционного обучения, является трендовой в отечественном секторе исследований моделей непрерывного образования. При этом представлены как публикации сравнительно-педагогического характера [9], так и обоснованы оригинальные отечественные решения [10; 11], изучены особенности организации обратной связи в аудиторном, смешанном и дистанционном обучении [12]. В большинстве отечественных публикаций гибкое обучение представляет сообучение и сотворчество в котором онлайн-обучение сочетается с социальным взаимодействием и сотрудничеством в аудитории.

В научной литературе представлено достаточно большое количество исследований, посвященных роли ценностно-смысловой сферы в обеспечении качества образования. Так, были выявлены ведущие тенденции в развитии ценностно-смысловых ориентиров образования в современную (цифровую) эпоху [13]; описаны основные параметры ценностно ориентированного подхода к оценке результатов воспитания в системе общего образования [14]; выявлена роль ценностно-смысловой сферы, в частности представлений человека о себе как о члене профессионального сообщества и принятие профессиональных ценностей, в формировании высокого уровня обучаемости профессионала [15].

Стратегические

направления трансформации непрерывного педагогического образования

Ценностно-смысловое обеспечение качества непрерывного педагогического образования

При этом работ, касающихся ценностно-смыслового содержания педагогического образования в контексте его непрерывности и преемственности, немного. Они в основном осуществлены в рамках исследований ученых именно нашего университета [16; 17; 18]. Результатом этой работы стали: сравнительный анализ систем ценностей всех участников образовательного процесса, находящихся на разных этапах профессионализации, продемонстрировавший наличие существенных различий в групповых системах ценностей и превалирование среди них декларируемых, а также позволивший выявить дефициты в их развитии у обучающихся и педагогов; констатация низкого уровня сформированности некоторых важных для адекватной социализации обучающихся ценностей у педагогов, в частности важности мотивации учебной деятельности и уважения по отношению к ученикам; разработка ценностно-смысловой модели формирования преемственных результатов [19].

Как же результаты научных поисков отражены на практике? В качестве ответа на данный вопрос

Модель взаимодействия

приведем пример принципиально новой модели

педагогического

взаимодействия педагогического университета

университета

' с региональными субъектами подготовки педаго-

с региональными

„ , гических кадров, созданной при нашем непосред-

субъектами подготовки „ „ ,,

, , ственном участии в Ярославской области.

педагогических кадров

7 сентября 2018 года в Ярославской области был создан Региональный комплекс непрерывного педагогического образования. Целью создания комплекса стала интеграция ресурсов разных организаций в интересах развития кадрового потенциала системы образования региона.

Предлагаемая модель основана на двух инновационных подходах к управлению региональной системой образования. Во-первых, управление образовательным пространством в данной модели представлено совокупностью образовательных программ, реализуемых организациями на определенной территории. Во-вторых, она реализуется на основе дифференциации и интеграции управления образовательными округами (согласованное проектирование образовательных программ функционально связанных и территориально приближенных образовательных организаций).

Модель основана на межуровневом управлении непрерывным педагогическим образованием и включает в себя: региональный комплекс непрерывного педагогического образования как договорное пространство институтов подготовки, повышения квалификации педагогических кадров и органов управления образованием и стратегический совет регионального комплекса — центр непрерывного педагогического образования как проектный офис. Взаимодействие данных структур отражается в совместной

подготовке ежегодного доклада о состоянии и прогнозе кадрового обеспечения региональной системы образования.

Прогноз кадровой потребности региона, помимо традиционных форм выявления потребности в учителях и воспитателях, предполагает уточнение ролевых функций педагогических работников и их компетенций в образовательных системах разного уровня (образовательная организация, образовательный округ, муниципальное образование). Например, предлагается включить прогноз потребности по таким новым ролевым кадровым позициям, как: руководитель образовательного округа; учитель-методист (например, исследователь проблемных педагогических ситуаций, методист с углубленной академической подготовкой по актуальному вопросу предметной области, например, «Публичная история»); учитель-консультант по работе с отдельными категориями обучающихся (дети-мигранты, дети, плохо владеющие русским языком, дети с ОВЗ, одаренные дети и др.); учитель-консультант по отдельным направлениям работы школы (например, по работе с электронными образовательными ресурсами и др.).

Такой анализ и прогноз кадрового обеспечения системы образования позволит сформиро- Прогноз кадровой вать не только текущий, но и долгосрочный заказ потребности региона на подготовку педагогических кадров, определить потребности в целевом наборе в организации профессионального образования, сформировать актуальный заказ для системы дополнительного профессионального образования с учетом компе-тентностных дефицитов в муниципальных образованиях и в отдельных организациях, а также компетентностный заказ на подготовку педагогических кадров, не противоречащую федеральным государственным образовательным стандартам.

Основным механизмом взаимодействия педагогического университета с региональными субъектами подготовки педагогических кадров является трансфер образовательных технологий, создаваемых в профильных научных школах вуза. При Трансфер этом, помимо традиционных механизмов транс- образовательных фера, таких как публикации результатов исследо- технологий ваний в научных и научно-методических журналах, проведение конференций, семинаров, вебинаров и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников системы образования, в нашей модели используются активные и интерактивные механизмы трансфера: включение педагогических работников региона в исследовательские коллективы и проведение стажировок учителей с использованием высокотехнологических пространств и лабораторий вуза. Наибольшую эффективность во внедрении научных разработок в об-

разовательную практику показала практика создания разноуровневых исследовательских групп, включающих ведущих ученых университета, педагогов-практиков, аспирантов и магистрантов, работающих над созданием образовательных продуктов по заказу региональной системы образования. Примером такого объединения является лаборатория педагогики сельской школы регионального научного центра Российской академии образования, созданная на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (руководитель — профессор Л. В. Байбородова). В состав лаборатории входит более пятидесяти сельских образовательных организаций, объединенных в восемь проблемных групп. За последние пять лет педагогами совместно с преподавателями и молодыми учеными университета разработано и внедрено в практику более двадцати новых дидактических решений, касающихся организации разновозрастного взаимодействия обучающихся, индивидуализации образовательного процесса, интеграции общего и дополнительного образования, воспитания сельских школьников. Ряд учителей, активно работающих в лаборатории, под руководством Л. В. Байбородовой подготовили и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Предлагаемая модель также позволяет прогнозировать формирование на основе сетевого партнерства научной профессионально-образовательной среды, консолидирующей материально-технические, кадровые и интеллектуальные ресурсы образовательных организаций, которые реализуют общеобразовательные программы, в том числе среднего профессионального и высшего образования, и обеспечивающей развитие компетенций педагогических работников в сфере предметного, методического, психолого-педагогического, воспитательного, научно-исследовательского компонентов профессиональной деятельности.

Обсуждение

Обсуждение предлагаемой нами модели проводилось на проектных сессиях и совещаниях субъектов системы подготовки педагогических кадров Ярославской области. В обсуждение, помимо ученых Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, были включены представители Департамента образования Ярославской области, Института развития образования, Центра оценки и контроля качества образования, Ростовского, Рыбинского, Угличского, Ярославского педагогических колледжей, а также руководители и исследователи региональных инновационных площадок.

По результатам обсуждения были сформулированы перспективные реализации предлагаемой модели на региональном уровне. В результате

обсуждения были определены управленческие механизмы внедрения данной модели в региональную практику.

1. Создание стратегического комитета Регионального комплекса непрерывного педагогического образования; разработка региональной концепции непрерывного педагогического образования; формирование рабочих групп (комиссий) по реализации плана действий; создание региональной комиссии в рамках Стратегического комитета комплекса по организации деятельности базовых школ; создание региональной комиссии в рамках Стратегического комитета комплекса по организации деятельности психолого-педагогических классов; создание региональной комиссии в рамках Стратегического комитета комплекса по организации деятельности ресурсных центров по проведению практик студентов; формирование сети базовых школ ЯГПУ и ресурсных центров по проведению практик студентов.

2. Формирование новой практики регионального заказа организациям системы подготовки педагогических кадров и трудоустройство выпускников: проведение публичной защиты перечня и содержания образовательных программ высшего педагогического образования; формирование региональной комиссии по организации целевого набора и трудоустройства выпускников (в рамках Стратегического комитета комплекса); формирование новой практики целевого набора, организации работы студентов в образовательных организациях в процессе обучения, трудоустройства выпускников (в т.ч. реализация проекта «Земский учитель»).

3. Обеспечение практико-ориентированности подготовки будущих учителей: обновление рабочих программ курсов методики преподавания отдельных дисциплин; непосредственное участие учителей базовых школ в работе по обновлению программ; использование информационно-аналитических материалов о типичных проблемах обучения школьников в регионе по результатам ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; о типичных профессиональных дефицитах, выявленных в ходе аттестации педагогических работников; о типичных компетентностных дефицитах, выявленных в исследованиях, проводимых организациями повышения квалификации и муниципальными методическими службами; обеспечение практической готовности будущих педагогов к решению задач формирования функциональной грамотности школьников, реализации воспитательных функций образования и работы в условиях цифровой трансформации образования; организация участия студентов в практической образовательной деятельности в РСО в процессе обучения в университете (работа студентов старших курсов

Управленческие механизмы внедрения модели взаимодействия педагогического университета с региональными субъектами подготовки педагогических кадров в практику

в качестве учителей в общеобразовательных организациях, участие студентов в качестве кураторов детских объединений в рамках Российского движения школьников, движения «Большая перемена», участие студентов в проведении летней оздоровительной кампании).

4. Проведение мониторинга качества педагогического образования (уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов): формирование региональной комиссии в рамках Стратегического комитета комплекса по организации мониторинга качества педагогического образования; разработка и (или) отбор преемственных контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинговых исследований на разных этапах непрерывного педагогического образования (СПО, ВО, ДПО), в том числе контрольно-измерительных материалов и кейс-заданий для процедур общеуниверситетского февральского исследования (ОФИс); организация изучения студентами дисциплины «Качество образования: предмет в школе» с участием учителей сети базовых школ и ресурсных центров; проведение демонстрационного экзамена на базе специализированного пространства ЯГПУ с участием независимых экспертов РСО.

5. Повышение эффективности допрофессиональной педагогической подготовки: формирование сети психолого-педагогических классов ЯГПУ; формирование межрегионального методического объединения педагогов, курирующих работу педагогических классов и других детских объединений педагогической направленности; разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов, курирующих деятельность педагогических классов; разработка и реализация программ дополнительного образования социально-педагогической направленности для школьников и студентов педагогических колледжей в рамках проекта «Гимназия им. К. Д. Ушинского»; проведение Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К. Д. Ушинского, в рамках празднования 200-летия со дня рождения К. Д. Ушинского; формирование сетевого сообщества старшеклассников, проявляющих устойчивый интерес к педагогической профессии; обеспечение работы профориентационного ресурса «Образование» на портале «Школа профессий будущего»; организация Всероссийской педагогической мастерской для педагогов-кураторов педагогических классов «Учитель будущего подрастает в школе» в рамках празднования 200-летия со дня рождения К. Д. Ушинского.

6. Научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогов: формирование регионального заказа на проведение научных исследований в интересах решения актуальных задач системы образования; обеспечение деятельности на базе ЯГПУ Федераль-

ного научно-методического центра сопровождения педагогических работников — Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика»; организация работы по созданию на базе ЯГПУ Федерального методического центра по вопросам преподавания географии в общеобразовательных организациях и Общероссийского детского движения «Российская географическая экспедиция школьников»; формирование совместных исследовательских коллективов; проведение в 2023 году Международного форума «Евразийский образовательный диалог» на тему «Русская педагогическая школа К. Д. Ушинского — национальное достояние России» в рамках празднования 200-летия со дня рождения К. Д. Ушинского; реализация межрегионального проекта для педагогов общеобразовательных организаций «Просветительская и воспитательная деятельность: эффективные модели и практики»; организация исследований и проведение апробации научно-исследовательских работ, выполняемых ЯГПУ в рамках исполнения государственного задания Минпросвещения по научно-исследовательской работе на площадках базовых школ и психолого-педагогических классов; тиражирование результатов исследований и проектов через публикации в журналах организаций-партнеров («Ярославский педагогический вестник», «Образовательная панорама», «Педагогика сельской школы и др.); формирование экспертного сообщества региона (региональных предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ, сообщества руководителей и экспертов региональных инновационных площадок, региональных предметных методических объединений учителей).

7. Повышение квалификации педагогических работников: разработка и согласование пакета нормативно-правового обеспечения программ ДПО в сетевой форме; разработка и реализация программ повышения квалификации учителей по вопросам формирования предметных компетенций; разработка и реализация программ повышения квалификации учителей на базе педагогических технопарков ЯГПУ; разработка и реализация программ повышения квалификации учителей на основе проведенных научных исследований и сформированных новых дидактических решений (формирование функциональной грамотности школьников в курсах филологических, обществоведческих, математических и естественнонаучных дисциплин); создание реестра пакета региональных программ ДПО в сетевой форме.

8. Развитие кадрового потенциала преподавателей системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников: организация работы сетевого постоянно действующего семинара по внутрифирменному обучению «Учителя учителей»; подготовка на базе педагогического университета научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Выводы

Анализ различных моделей и практик непрерывного педагогического образования показал, что уровень высшего образования занимает в данной системе центральную роль. Университетская подготовка основана на понимании ключевой роли учителя для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализация ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации. На наш взгляд, именно педагогический университет может эффективно решать целый ряд задач для развития кадрового потенциала региона. Помимо традиционного участия в проведении исследований по формированию прогноза региональной кадровой потребности в педагогах и обеспечения целевого обучения по наиболее востребованным в регионе педагогическим специальностям, университет может стать центром научной и методической экспертизы новых дидактических решений и методических инициатив педагогов региона, на его базе может происходить формирование экспертного сообщества по основным направлениям развития региональной системы образования.

Список литературы

1. Феноменология образования: от проблем к решениям / А. Г. Бермус, Н. А. Голиков, Н.М. Полетаева [и др.]. — СПб: УРАО «ИОВ»: ИПЦ «Экспресс», 2011 — 297 с.

2. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня — 2004 — № 8. — С. 26-31.

3. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982 — 186 с.

4. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательной политики. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки: Логос, 1993 — 181 с.

5. Мухаметзянов И. Ш. Цифровое неравенство, цифровые компетенции учителя и цифровая трансформация образования // Педагогическая информатика — 2021 — № 3. — С. 3-12.

6. Козлов О. А., Ершов В. Н., Ершов Н. В., Михайлов Ю. Ф. К вопросу оценки качества преподавания в вузе в условиях цифровой трансформации образования // Наука о человеке — 2020 — № 42-4. — С. 76-82.

7. Роберт И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии — 2020 — № 3 (103). — С. 184-198.

8. Карелина М. В. Применение тренажеров с технологией виртуальной, дополненной и смешанной реальности при обучении в вузе: возможности и риски // Актуальные проблемы цифровой трансформации экономики, образования и государственного управления: Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции. — Махачкала, 2022. — С. 142-147.

9. Касторнова В. А. Гибридное обучение и его активное проникновение в школьное образование Франции // Педагогическая информатика — 2020 — № 4. — С. 41-52.

10. Иванов М. А., Ершова Н. В. Организационно-педагогическое обеспечение смешанного обучения в условиях пандемии // Проблемы современного педагогического образования — 2021 — № 71-1. — С. 140-144.

11. Рудинский И. Д., Давыдов А. В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России — 2021 — № 7 (1). — С. 44-52.

12. Тарханова И. Ю, Морозов А. С. Обратная связь в дистанционном обучении глазами студентов и преподавателей педагогического университета // Преподаватель XXI век — 2022 — № 2-1. — С. 78-90.

13. Гнатышина Е.В. К вопросу о категории ценностно-смысловые ориентиры современного педагогического образования // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всерос. научно-практ. конф. с межд. Участием — 2018. — С. 59-61.

14. Брызгалина Е. В., Станченко С. В. Воспитание как образовательный результат: ценностноориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: философия — 2021. — Т. 25 — № 4. — С. 574-588.

15. Гапонова С. А., Ловков С. Г. Связь профессиональной обучаемости с характеристиками ценностно-смысловой сферы студентов // АНИ: педагогика и психология — 2019 — № 2 (27). — С. 305-308.

16. Ансимова Н. П. Сравнительный анализ дефицитов в формировании педагогических ценностей на разных этапах профессионализации // Ярославский педагогический вестник — 2021 — № 6 (123). — С. 46-56.

17. Ледовская Т. В. Ценностно-смысловая основа дополнительного профессионального образования педагога: междисциплинарный подход // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: Сборник статей V Всероссийской научно-практ. конф. с межд. участием / под науч. ред. В. А. Мазилова. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского — 2022. — С. 31-35.

18. Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогиче-

ской деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today — 2021. — Т. 11. — № 5. — С. 7-26. 19. Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. — 283 с.

Сведения об авторе

Груздев Михаил Вадимович — доктор педагогических наук, ректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского, Ярославль, Россия. ORCID ID: 0000-0001-5603-0864. E-mail: rector@yspu.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©М.В.Груздев,2023 |

Continuing Pedagogical Education: Methodology, Theory, and Practice of Development

M. V. GRUZDEV

The research presents a methodological analysis of the system of continuous pedagogical education. The author concludes that the concept of the systemogenesis of professional activity can act as a real methodological and theoretical basis for ensuring the continuity of the results of various levels of teacher training. The expediency and necessity of using a value-semantic approach in the organization of continuous pedagogical education are substantiated. The author proves that the inclusion of the formation of a value-semantic component in the results of education and goal-setting in the organization of the educational process can provide effective professional training of a teacher and help future and real teachers to give an adequate personal meaning to pedagogical activity and its individual components, which will allow them to become real subjects of pedagogical activity. Based on the results of the theoretical analysis, the author identified the most popular research areas of continuing pedagogical education. It is revealed that most of these research areas respond to the challenges of digitalization. There are also new trends associated with the era of post-globalization and the revival of the priority of national spiritual and moral values in today's education in Russia. The lack of continuity in the content, forms, methods, and results of teacher training at the levels of secondary vocational and higher pedagogical education, as well as in additional professional education of teachers, is identified as a key problem of the practice of continuing pedagogical

education. As a solution to this problem, the author presents an innovative model of interaction between a pedagogical university and regional subjects of teacher training. Additionally, the author defines priority directions of activity of the regional complex of continuous pedagogical education. The role of universities in the scientific management and support of innovative activities of educational organizations in the region is outlined. The main mechanism of support is the inclusion of teachers of the region in experimental, search, and research activities, including the creation of multi-level research communities of teachers, university students, and practical teachers.

Keywords: continuous pedagogical education; level model; regional complex; pedagogical university; systemogenesis of pedagogical activity; pedagogical values; digitalization; new didactic solutions; quality of education; scientific and methodological support of teachers.

References

1. Fenomenologiya obrazovaniya: ot problem k resheniyam / A. G. Bermus, N. A. Golikov, N. M. Poletaeva [i dr.]. - SPb: URAO «IOV»: IPC «Ekspress», 2011. - 297 s.

2. SHadrikov V. D. Novaya model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnyj podhod // Vysshee obrazovanie segodnya. — 2004. — № 8. — S. 26-31.

3. SHadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti. — M.: Nauka, 1982. — 186 s.

4. SHadrikov V. D. Filosofiya obrazovaniya i obrazovatel'noj politiki. — M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki: Logos, 1993. — 181 s.

5. Muhametzyanov I.SH. Cifrovoe neravenstvo, cifrovye kompetencii uchitelya i cifrovaya transformaciya obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. — 2021. — № 3. — S. 3-12.

6. Kozlov O. A., Ershov V. N., Ershov N. V., Mihajlov YU.F. K voprosu ocenki kachestva prepodavaniya v vuze v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya // Nauka o cheloveke. — 2020. — № 42-4. — S. 76-82.

7. Robert I. V. Didaktika perioda cifrovoj transformacii obrazovaniya // Mir psihologii. — 2020. — № 3 (103). — S. 184-198.

8. Karelina M. V. Primenenie trenazherov s tekhnologiej virtual'noj, dopolnennoj i smeshannoj real'nosti pri obuchenii v vuze: vozmozhnosti i riski // Aktual'nye problemy cifrovoj transformacii ekonomiki, obrazovaniya i gosudarstvennogo upravleniya: Kollektivnaya monografiya po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Mahachkala, 2022. — S. 142-147.

9. Каз^гпоуа V. А. СШп^ое оЬи^еше 1 ego ак11упое ргоп1кпоуеп1е V БИкоРпое оЬга/оуап1е РгапсН // Pedagogicheskaya informatika. — 2020. — № 4. — Б. 41-52.

10. Ъапоу М. А., ЕкНога N. V. Organizacionno-pedagogicheskoe оЬеБресИеп1е smeshannogo oЬucheniya V usloviyah pandemii // РгоЫету sovremennogo pedagogicheskogo oЬrazovaniya. — 2021 — № 71-1. — Б. 140-144.

11. ЯиИтИ]!. Б., Ваууйоу А. V. GiЬridnye obrazovatel'nye tekhnologii: analiz vozmozhnostej i perspektivy primeneniya // Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. — 2021. — № 7 (1). — Б. 44-52.

12. ТатНапоуа 1.Уи., Мотогоу А.Б. Obratnaya svyaz' v distancionnom oЬuchenii glazami studentov ! prepodavatelej pedagogicheskogo universiteta // Prepodavatel' XXI vek. — 2022. — № 2-1. — Б. 78-90.

13. GnatysНina Е. V. К voprosu о kategorii cennostno-smyslovye опепи^ sovremennogo pedagogicheskogo oЬrazovaniya // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: SЬornik statej po materialam Vseros. nauchno-prakt. konf. s mezhd. Uchastiem. — 2018. — Б. 59-61.

14. Bryzgalina Е. V., StancНenko Б. V. Vospitanie kak obrazovatel'nyj rezul'tat: cennostnoorientirovannyj podhod k ocenivaniyu v sisteme obshchego oЬrazovaniya // Vestnik rossijskogo universiteta druzhЬy narodov. Seriya: filosofiya. — 2021. — Т. 25. — № 4. — Б. 574-588.

15. Gaponova Б. А., Ьоу^у Б. G. Svyaz' professional'noj obuchaemosti s harakteristikami cennostno-smyslovoj sfery studentov // ЛМ: pedagogika i psihologiya. — 2019. — № 2 (27). — Б. 305-308.

16. Аттоуа N. Р. Sravnitel'nyj analiz deficitov v formirovanii pedagogicheskih cennostej na raznyh etapah professionalizacii // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2021. — № 6 (123). — Б. 46-56.

17. Ledovskaya Т. V. Cennostno-smyslovaya osnova dopolnitel'nogo professional'nogo oЬrazovaniya pedagoga: mezhdisciplinarnyj podhod // Integraciya v psihologii: teoriya, metodologiya, praktika: SЬornik statej V Vserossijskoj nauchno-prakt. konf. s mezhd. uchastiem / pod nauch. red. V. Л. Mazilova. — YЛroslavl': YЛGPU im. К. Б. Ushinskogo. — 2022. — Б. 31-35.

18. Haтisova I. G., Makeeva Т. V., КагаЫуа Е. I., ТатНатуа 1.Уи. Vyyavlenie cennostno-smyslovyh orientirov professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti s pozicii social'no-professional'noj oЬshchnosti sovremennogo uchitel'stva // Science for Education Today. — 2021. — Т. 11. — № 5. — Б. 7-26.

19. Metodologiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva podgotovki pedagogov: kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. I. YU. Tarhanovoj. — YЛroslavl': RIO YЛGPU, 2022. — 283 s.

About the Author

Gruzdev Mikhail V. — Doctor of Pedagogical Sciences, Rector, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia. ORCID ID: 0000-0001-5603-0864. E-mail: rector@yspu.org © M. V. Gruzdev, 2023 | (ccjEgZ^J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.