НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ ИЗ ИЗБРАННЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
Е. Никиторович Э. Жилкевич-Плоньска
Явления мультикультурализма и мобильности населения (особенно среди молодежи), которые мы наблюдаем в последние десятилетия, приводят к необходимости изучать самоидентификацию и восприятие людьми процессов конструирования другого, реакции на инаковость и взаимодействие с другим. Эти явления особенно сложны в межкультурном образовании, которое способствует преодолению и минимизации стереотипов и предрассудков, определяющих, что есть «мое», и что «чужое», «странное», «непривычное». Существующая парадигма национального должна быть расширена, для того чтобы активно участвовать в современных процессах симметричной аккультурации в направлении активного творческого самосознания, такого как: международное, континентальное и глобальное.
Идеи Михаила Бахтина о пограничной области1 на наших глазах все шире воплощаются в реальности, многомерная, разносторонняя идентификация «пограничной области» набирает популярность2. Поэтому мы воспринимаем образование как развитие понимания друг друга в постоянном диалоге, внутреннем и внешнем, цель которого - самопознание в диалоге с миром, в непрерывном взаимодействии с другим, в усвоении коммуникативных навыков с другими и с другой культурой и приобретении новых компетенций в процессе изучения и понимания других. В этом контексте мы на факультете межкультурного образования Белостокского университета, существующем уже двадцать лет, проводим разного рода исследования и методологические разыскания3 в этой области, понимая под продолжающимся образованием непрерывное обучение как бесконечную задачу развития. В настоящее время мы наблюдаем публичную дискуссию и принимаем в ней
1 L. Witkowski, Uniwersalizm pogranicza o semiotyce kultury Michata Bachtina w kontekscie edukacji, Wydawnictwo Adam Marszatek, Torun, 2000.
2 Consider about this in the following books and articles: J. Nikitorowicz, Kreowanie tozsamosci dziecka. Wyzwania edukacji mi^dzykulturowej, Gdanskie Wydawnictwo Psychologiczne, Gdansk, 2005; Mtodziez pogranicza kulturowego Polski, Biatorusi i Ukrainy wobec integracji europejskiej. Tozsamosc, plany zyciowe, wartosci, Wyd. «Trans Humana», Biatystok, 2000; Edukacja regionalna i mi^dzykulturowa, Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne, Warszawa, 2009.
3 Inter alia: J. Nikitorowicz, Ku pograniczu i cztowiekowi pogranicza w warunkach wielokulturowosci - nowa idea edukacji ustawicznej, w: Ksztatcenie ustawiczne do wielokulturowosci pod red. T. Lewowickiego i F. Szloska, Warszawa-Radom, 2009, s. 119-129; J. Nikitorowicz, E. Zylkiewicz, Polskie szkolnictwo wyzsze w raporcie Lisbon Council «Obywatele i spoteczenstwo w dobie ery wiedzy», [w:] Edukacja. Studia. Badania. Innowacje, Warszawa ,2009, s. 138-144; E. Zylkiewicz-Plonska, Realizacja koncepcji Uczenie si§ przez cate zycie w wybranych krajach Unii Europejskiej, w: Edukacja - wczoraj, dzis i jutro, pod red. E. Jagietto, R. Matysiuk, U. Tulus, Siedlce, 2013, s. 87-104.
396
участие, стремясь изменить восприятие и способы интерпретации современного образования, придать ему значение постоянного развития и способствовать созданию концепции непрерывного обучения. Исходя из этих предпосылок, мы в Департаменте межкультурного образования уже несколько лет проводим исследования, связанные с разными элементами непрерывного обучения в образовании, главным образом в межкультурном образовании. Результаты исследования являются частью кандидатской диссертации1, посвященной «Европейскому измерению в образовании». Работа над диссертацией проводилась с марта 2012 по март 2014 г.
В данном докладе представлены результаты нашего исследования, касающиеся непрерывного обучения. Целью этой части работы было диагностировать и сравнить мнения о непрерывном образовании молодых людей (студентов), которые принимали участие в Программе непрерывного обучения (Эразмус) и приехали из избранных европейских стран. Исследование проводилось среди бельгийских, литовских и польских студентов, имевших в ходе учебы опыт международной мобильности. Выбор стран был сделан таким образом, чтобы сравнить полученные результаты среди студентов, приехавших из «старых европейских стран» (в нашем случае из Бельгии) и из «молодых европейских стран» (из Литвы и Польши). Выбранные нами страны отличаются главным образом экономической и политической ситуацией, уровнем демократии в обществе, культурным разнообразием и способами обучения. У всех опрошенных студентов сходный опыт учебы в разных европейских странах. Дополнительной целью исследования было установить возраст, в котором респонденты принимали участие в Программе непрерывного обучения Эразмуз, чтобы показать практическое воплощение концепции непрерывного обучения в образовательной практике.
Исследование проводилось в рамках методики опроса, использующей анкету «Европейское измерение в образовании». В исследовании обследовалась группа из 307 студентов, принимавших участие в программе Эразмус в 2011/2012 и в 2012/2013 учебных годах (рис. 1). Общая выборка группы состояла из 79,2 % женщин, в то время как мужчин было почти в четыре раза меньше (20,8 %). Значительная гендерная диспропорция выявила три фактора: во-первых, в наши дни среда высшего образования становится все более женской; во-вторых, исследования проводились среди студентов, изучающих социальные науки, которые традиционно притягивают больше женщин, чем мужчин; в-третьих, женщины скорее соглашались принять участие в исследовании, чем мужчины.
1 Куратор работы: проф. Никиторович, руководитель работы Э. Жилкевич-Плонска.
397
В первую очередь, мы проанализировали возраст студентов, принявших участие в исследовании (рис. 2). Целью этого анализа было выявить возраст большинства опрошенных студентов, принимавших участие в одной из программ непрерывного обучения. В ходе исследования студентам из избранных европейских стран (Бельгии, Литвы и Польши) задавали несколько вопросов, касающихся непрерывного обучения. Они должны были оценить степень своего согласия с утверждением по шкале от 1 до 5, где 5 означает «определенно согласен», 4 - «скорее согласен», 3 - «затрудняюсь ответить», 2 - «скорее не согласен», 1 - «определенно не согласен». В ходе анализа различались три степени согласия с утверждением: высокая (5-4), средняя (3), и низкая (2-1). В статистическом анализе использовался критерий Крас-кела-Уоллиса и апостериорный тест (post hoc) для определения статистической значимости ответов, полученных в ходе исследования. Респондентов спрашивали, в какой степени они согласны с утверждением «непрерывное обучение важно для того, чтобы вести полную и насыщенную жизнь» (рис. 3). Большинство студентов (83,2 % поляков, 80 % литовцев и 70,3 % бельгийцев) обнаружили высокую степень согласия с этим утверждением. При этом менее 5 % исследованных студентов (5 % бельгийцев, 4,8 % литовцев и только 2 % поляков) показали низкий уровень согласия с данным утверждением. Несмотря на то, что тенденции в полученных результатах были похожими, статистические различия в ответах были значимы (K-W; H = 12,166; p < 0,01). Кроме того, применение апостериорного теста показало, что статистические различия между бельгийскими и литовскими студентами (р < 0,01), а также между бельгийскими и польскими студентами (р < 0,05) тоже являются значимыми. Таким образом, для большего количества литовских и польских студентов непрерывное обучение имеет более важное значение для полной и насыщенной жизни, чем для бельгийских студентов. Это может означать, что студенты
398
из Литвы и Польши осознают, что им необходимо быть конкурентоспособными на рынке труда, и если они хотят быть привлекательными для работодателей, они должны развивать свои профессиональные навыки. Это объясняется тем, что масштаб безработицы в Литве и Польше гораздо выше, чем в Бельгии.
Рис. 2. Возраст респондентов из избранных европейских стран
Рис. 3. Результаты опроса студентов о важности непрерывного образования
399
Второе утверждение гласит: «непрерывное обучение позволяет человеку «взять жизнь в свои руки» (рис. 4). Более 80 % студентов (86,2 % поляков, 83,9 % литовцев и 82,1 % бельгийцев), принявших участие в исследовании, показали высокий уровень согласия с этим утверждением. При этом менее 6 % студентов (6 % бельгийцев, 5,9 % поляков и 2,9 % литовцев) скорее не согласны или совершенно не согласны с данным утверждением. Значимые статистические различия были обнаружены в результатах, полученных для сравниваемых групп (K-W; H = 11,564; p < 0,01). Было доказано, что различия ответов между бельгийскими и польскими студентами статистически значимы (p < 0,01). Из этого следует, что польские и бельгийские студенты показывают более высокий уровень согласия с утверждением. Полученные результаты соотносятся с предыдущим утверждением о важности непрерывного обучения в жизни в целом. Это показывает, что у большинства польских студентов есть большая уверенности в том, что если они хотят влиять на свою жизнь, они должны принимать участие в непрерывном обучении и постоянно развивать свои компетенции, чем у бельгийских студентов.
Рис. 4. Мнение студентов о непрерывном обучении как способе влияния на свою жизнь
Третье утверждение, которое попросили оценить студентов: «непрерывное обучение должно иметь место только тогда, когда человек молод» (рис. 5). Большинство опрошенных студентов (88,1 % бельгийцев, 62,4 % поляков и 57,2 % литовцев) не согласились (скорее не согласились или определенно не согласились) с данным утверждением. Следовательно, респонденты считают, что непрерывное обучение подходит не только для молодых людей, но и для зрелых или более старших людей. При этом 22,8 % литовских, 11,9 % польских и 2 % бельгийских студентов показали высокий уровень согласия с данным утверждением. При сравнении результатов групп было обнаружено статистически значимое расхождение (K-W; H = 20,645;
400
p < 0,001). Использование апостериорного теста показало статистически значимое различие между группами бельгийских и литовских респондентов (p < 0,001) и бельгийских и польских студентов (p < 0,001). Это указывает на то, что бельгийские студенты в большей степени, чем литовские и польские, не согласны сужать понимание непрерывного обучения до обучения только в молодом возрасте. Таким образом, бельгийские студенты чаще убеждены в том, что человек может учиться не только в молодости, но на протяжении всей жизни. Также это может означать, что в Польше и Литве существует меньше возможностей для обучения людей взрослого и более старшего возраста. Следовательно, может быть две причины такой оценки: в этих странах меньше мест, предлагающих образование для людей, уже закончивших обучение; и не все из тех, кто хочет принимать участие в непрерывном обучении, могут себе это позволить по финансовым причинам.
Рис. 5. Мнение студентов о получении непрерывного образования только в молодости
Четвертым утверждением было следующее: «непрерывное обучение позволяет людям находить работу и развивать карьеру» (рис. 6). Большинство студентов (80 % литовцев, 77,3 % поляков и 63,3 % бельгийцев) показали высокий уровень согласия с этим утверждением. При этом только 6 % бельгийских студентов, 5 % польских студентов и 2,9 % литовских определенно или скорее не согласны с данным утверждением. Не смотря на то, что мы наблюдаем сходные тенденции в полученных результатах исследования, обнаружено статистически значимое различие между странами (K-W; H = 14,001; p < 0,01). Более того, применение апостериорного теста подтверждает значимость статистических различий между бельгийскими и литовскими студентами (p < 0,01) и между бельгийскими и польскими студентами (p < 0,01). Мы можем сделать вывод, что литовцы и поляки чаще показывают высокий уро-
401
вень согласия с тем, что участие в непрерывном обучении позволяет находить работу и развивать карьеру. Полученные результаты подтверждают вывод, полученный по первому и второму утверждению о том, что, по мнению литовцев и поляков, непрерывное обучение дает особые гарантии в привлекательности на рынке труда, и люди, участвующие в непрерывном обучении, более конкурентоспособны и требовательны к своим работодателям.
Рис. 6. Результаты опроса студентов о непрерывном образовании как способе найти работу и развивать карьеру
Следующее утверждение оценивалось студентами: «непрерывное обучение важно потому, что сейчас никто не может быть уверен, что останется на одной и той же работе в течение всей карьеры» (рис. 7). Большинство польских (75,2 %), литовских (73,3 %) и менее половины бельгийских (45,6 %) респондентов показали высокий уровень согласия с этим утверждением. При этом низкий уровень согласия с данным утверждением продемонстрировали 19,8 % бельгийских, 7,9 % польских и 3,9 % литовских студентов. Это показывает, что большинство польских и литовских респондентов воспринимают непрерывное обучение как стратегию, необходимую для того, чтобы оставаться активным на современном рынке труда. В ходе анализа статистически значимое различие было обнаружено между исследуемыми группами (K-W; H = 32,811; p < 0,001). Применение апостериорного теста выявило статистически значимое различие в ответах бельгийских и литовских студентов (p < 0,001), а также бельгийских и польских респондентов (p < 0,001). Можно сделать вывод о том, что литовские и польские респонденты чаще воспринимают непрерывное обучение скорее в связи с профессиональной ситуацией в их жизни, чем в связи с их личным и социальным развитием. Для литовских и польских респондентов непрерывное обучение скорее является средством повышения возможностей трудоустройства, чем вопросом личностного развития и личного удовольствия.
402
I
ч
ч
о определенно скорее затрудняюсь скорее определенно согласен согласен ответить несогласен несогласен
В Бельгийцы В Литовцы В Поляки
Категории ответов
Рис. 7. Мнение студентов о необходимости непрерывного образования в связи с неуверенностью в том, что останется на одной и той же работе
Последнее утверждение, которое просили оценить респондентов, это «непрерывное обучение неважно вовсе» (рис. 8). Большинство респондентов (94 % бельгийцев, 82,1 % поляков и 71,4 % литовцев) показали высокий уровень несогласия с данным утверждением. При этом число студентов, согласных с данным утверждением, было гораздо меньше (14,3 % литовцев, 7 % поляков и 2 % бельгийцев). Это указывает на то, что непрерывное обучение широко признается и считается важным респондентами (чаще бельгийцами и поляками, чем литовцами). Стоит отметить, что в предыдущих ответах бельгийские студенты не выказывали такого единодушия, как в этом случае. Это может означать, что они убеждены в обоснованности концепции непрерывного обучения в их жизни. В ответах опрошенных групп были отмечены статистически значимые различия (K-W; H = 14,574; p < 0,001). Более того, оказалось, что респонденты из Бельгии чаще, чем респонденты из Литвы и Польши, демонстрируют низкий уровень согласия с утверждением о том, что непрерывное обучение неважно вовсе (p < 0,01). Полученные результаты показывают, что бельгийские студенты чаще польских и литовских утверждают особую важность непрерывного обучения в их обществе. Это может означать, что непрерывное обучение более доступно и привычно в Бельгии, чем в двух других странах, студенты из которых участвовали в исследовании.
403
Рис. 8. Мнение студентов о важности непрерывного образования
Мы можем сделать общий вывод: у большинства опрошенных студентов из выбранных европейских стран наблюдается положительное отношение к непрерывному обучению. Разница между бельгийскими vs литовскими и польскими студентами состоит в том, что они чаще признают важность непрерывного обучения на протяжении всей жизни, а не только в молодости. Кроме того, уровень несогласия с утверждением о том, что «непрерывное обучение неважно вовсе» для бельгийских студентов значительнее, чем для польских и литовских студентов. Оба эти показателя говорят о том, что непрерывное обучение в целом имеет решающее значение для бельгийцев, в то время как для респондентов из двух других стран оно не столь важно. Это также может свидетельствовать о том, что в Бельгии жители имеют больше возможностей участвовать в различных видах деятельности, связанной с непрерывным обучением.
Несколько иначе обстоит дело с литовскими и польскими студентами. Они уверены, что непрерывное обучение играет важную роль в жизни человека. Большинство студентов из стран «новой Европы» считают, что непрерывное обучение более значимо для востребованности на рынке труда. Это может означать, что для студентов из Литвы и Польши надо быть конкурентоспособными на рынке труда, и, если они хотят привлекать внимание работодателей, им необходимо развивать свои профессиональные навыки. Более того, уровень безработицы в Литве и Польше гораздо выше, чем в Бельгии, а следовательно, и уровень конкуренции на рынке труда выше в этих двух странах.
Последний вывод свидетельствует о том, что польские студенты демонстрируют высокий уровень готовности «взять жизнь в свои руки», тем самым они демонстрируют свою способность и готовность заниматься личным развитием и улучшением собственной жизни.
404