Научная статья на тему 'Непрерывное обучение по мнению студентов из избранных европейских стран'

Непрерывное обучение по мнению студентов из избранных европейских стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное обучение по мнению студентов из избранных европейских стран»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ ИЗ ИЗБРАННЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Е. Никиторович Э. Жилкевич-Плоньска

Явления мультикультурализма и мобильности населения (особенно среди молодежи), которые мы наблюдаем в последние десятилетия, приводят к необходимости изучать самоидентификацию и восприятие людьми процессов конструирования другого, реакции на инаковость и взаимодействие с другим. Эти явления особенно сложны в межкультурном образовании, которое способствует преодолению и минимизации стереотипов и предрассудков, определяющих, что есть «мое», и что «чужое», «странное», «непривычное». Существующая парадигма национального должна быть расширена, для того чтобы активно участвовать в современных процессах симметричной аккультурации в направлении активного творческого самосознания, такого как: международное, континентальное и глобальное.

Идеи Михаила Бахтина о пограничной области1 на наших глазах все шире воплощаются в реальности, многомерная, разносторонняя идентификация «пограничной области» набирает популярность2. Поэтому мы воспринимаем образование как развитие понимания друг друга в постоянном диалоге, внутреннем и внешнем, цель которого - самопознание в диалоге с миром, в непрерывном взаимодействии с другим, в усвоении коммуникативных навыков с другими и с другой культурой и приобретении новых компетенций в процессе изучения и понимания других. В этом контексте мы на факультете межкультурного образования Белостокского университета, существующем уже двадцать лет, проводим разного рода исследования и методологические разыскания3 в этой области, понимая под продолжающимся образованием непрерывное обучение как бесконечную задачу развития. В настоящее время мы наблюдаем публичную дискуссию и принимаем в ней

1 L. Witkowski, Uniwersalizm pogranicza o semiotyce kultury Michata Bachtina w kontekscie edukacji, Wydawnictwo Adam Marszatek, Torun, 2000.

2 Consider about this in the following books and articles: J. Nikitorowicz, Kreowanie tozsamosci dziecka. Wyzwania edukacji mi^dzykulturowej, Gdanskie Wydawnictwo Psychologiczne, Gdansk, 2005; Mtodziez pogranicza kulturowego Polski, Biatorusi i Ukrainy wobec integracji europejskiej. Tozsamosc, plany zyciowe, wartosci, Wyd. «Trans Humana», Biatystok, 2000; Edukacja regionalna i mi^dzykulturowa, Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne, Warszawa, 2009.

3 Inter alia: J. Nikitorowicz, Ku pograniczu i cztowiekowi pogranicza w warunkach wielokulturowosci - nowa idea edukacji ustawicznej, w: Ksztatcenie ustawiczne do wielokulturowosci pod red. T. Lewowickiego i F. Szloska, Warszawa-Radom, 2009, s. 119-129; J. Nikitorowicz, E. Zylkiewicz, Polskie szkolnictwo wyzsze w raporcie Lisbon Council «Obywatele i spoteczenstwo w dobie ery wiedzy», [w:] Edukacja. Studia. Badania. Innowacje, Warszawa ,2009, s. 138-144; E. Zylkiewicz-Plonska, Realizacja koncepcji Uczenie si§ przez cate zycie w wybranych krajach Unii Europejskiej, w: Edukacja - wczoraj, dzis i jutro, pod red. E. Jagietto, R. Matysiuk, U. Tulus, Siedlce, 2013, s. 87-104.

396

участие, стремясь изменить восприятие и способы интерпретации современного образования, придать ему значение постоянного развития и способствовать созданию концепции непрерывного обучения. Исходя из этих предпосылок, мы в Департаменте межкультурного образования уже несколько лет проводим исследования, связанные с разными элементами непрерывного обучения в образовании, главным образом в межкультурном образовании. Результаты исследования являются частью кандидатской диссертации1, посвященной «Европейскому измерению в образовании». Работа над диссертацией проводилась с марта 2012 по март 2014 г.

В данном докладе представлены результаты нашего исследования, касающиеся непрерывного обучения. Целью этой части работы было диагностировать и сравнить мнения о непрерывном образовании молодых людей (студентов), которые принимали участие в Программе непрерывного обучения (Эразмус) и приехали из избранных европейских стран. Исследование проводилось среди бельгийских, литовских и польских студентов, имевших в ходе учебы опыт международной мобильности. Выбор стран был сделан таким образом, чтобы сравнить полученные результаты среди студентов, приехавших из «старых европейских стран» (в нашем случае из Бельгии) и из «молодых европейских стран» (из Литвы и Польши). Выбранные нами страны отличаются главным образом экономической и политической ситуацией, уровнем демократии в обществе, культурным разнообразием и способами обучения. У всех опрошенных студентов сходный опыт учебы в разных европейских странах. Дополнительной целью исследования было установить возраст, в котором респонденты принимали участие в Программе непрерывного обучения Эразмуз, чтобы показать практическое воплощение концепции непрерывного обучения в образовательной практике.

Исследование проводилось в рамках методики опроса, использующей анкету «Европейское измерение в образовании». В исследовании обследовалась группа из 307 студентов, принимавших участие в программе Эразмус в 2011/2012 и в 2012/2013 учебных годах (рис. 1). Общая выборка группы состояла из 79,2 % женщин, в то время как мужчин было почти в четыре раза меньше (20,8 %). Значительная гендерная диспропорция выявила три фактора: во-первых, в наши дни среда высшего образования становится все более женской; во-вторых, исследования проводились среди студентов, изучающих социальные науки, которые традиционно притягивают больше женщин, чем мужчин; в-третьих, женщины скорее соглашались принять участие в исследовании, чем мужчины.

1 Куратор работы: проф. Никиторович, руководитель работы Э. Жилкевич-Плонска.

397

В первую очередь, мы проанализировали возраст студентов, принявших участие в исследовании (рис. 2). Целью этого анализа было выявить возраст большинства опрошенных студентов, принимавших участие в одной из программ непрерывного обучения. В ходе исследования студентам из избранных европейских стран (Бельгии, Литвы и Польши) задавали несколько вопросов, касающихся непрерывного обучения. Они должны были оценить степень своего согласия с утверждением по шкале от 1 до 5, где 5 означает «определенно согласен», 4 - «скорее согласен», 3 - «затрудняюсь ответить», 2 - «скорее не согласен», 1 - «определенно не согласен». В ходе анализа различались три степени согласия с утверждением: высокая (5-4), средняя (3), и низкая (2-1). В статистическом анализе использовался критерий Крас-кела-Уоллиса и апостериорный тест (post hoc) для определения статистической значимости ответов, полученных в ходе исследования. Респондентов спрашивали, в какой степени они согласны с утверждением «непрерывное обучение важно для того, чтобы вести полную и насыщенную жизнь» (рис. 3). Большинство студентов (83,2 % поляков, 80 % литовцев и 70,3 % бельгийцев) обнаружили высокую степень согласия с этим утверждением. При этом менее 5 % исследованных студентов (5 % бельгийцев, 4,8 % литовцев и только 2 % поляков) показали низкий уровень согласия с данным утверждением. Несмотря на то, что тенденции в полученных результатах были похожими, статистические различия в ответах были значимы (K-W; H = 12,166; p < 0,01). Кроме того, применение апостериорного теста показало, что статистические различия между бельгийскими и литовскими студентами (р < 0,01), а также между бельгийскими и польскими студентами (р < 0,05) тоже являются значимыми. Таким образом, для большего количества литовских и польских студентов непрерывное обучение имеет более важное значение для полной и насыщенной жизни, чем для бельгийских студентов. Это может означать, что студенты

398

из Литвы и Польши осознают, что им необходимо быть конкурентоспособными на рынке труда, и если они хотят быть привлекательными для работодателей, они должны развивать свои профессиональные навыки. Это объясняется тем, что масштаб безработицы в Литве и Польше гораздо выше, чем в Бельгии.

Рис. 2. Возраст респондентов из избранных европейских стран

Рис. 3. Результаты опроса студентов о важности непрерывного образования

399

Второе утверждение гласит: «непрерывное обучение позволяет человеку «взять жизнь в свои руки» (рис. 4). Более 80 % студентов (86,2 % поляков, 83,9 % литовцев и 82,1 % бельгийцев), принявших участие в исследовании, показали высокий уровень согласия с этим утверждением. При этом менее 6 % студентов (6 % бельгийцев, 5,9 % поляков и 2,9 % литовцев) скорее не согласны или совершенно не согласны с данным утверждением. Значимые статистические различия были обнаружены в результатах, полученных для сравниваемых групп (K-W; H = 11,564; p < 0,01). Было доказано, что различия ответов между бельгийскими и польскими студентами статистически значимы (p < 0,01). Из этого следует, что польские и бельгийские студенты показывают более высокий уровень согласия с утверждением. Полученные результаты соотносятся с предыдущим утверждением о важности непрерывного обучения в жизни в целом. Это показывает, что у большинства польских студентов есть большая уверенности в том, что если они хотят влиять на свою жизнь, они должны принимать участие в непрерывном обучении и постоянно развивать свои компетенции, чем у бельгийских студентов.

Рис. 4. Мнение студентов о непрерывном обучении как способе влияния на свою жизнь

Третье утверждение, которое попросили оценить студентов: «непрерывное обучение должно иметь место только тогда, когда человек молод» (рис. 5). Большинство опрошенных студентов (88,1 % бельгийцев, 62,4 % поляков и 57,2 % литовцев) не согласились (скорее не согласились или определенно не согласились) с данным утверждением. Следовательно, респонденты считают, что непрерывное обучение подходит не только для молодых людей, но и для зрелых или более старших людей. При этом 22,8 % литовских, 11,9 % польских и 2 % бельгийских студентов показали высокий уровень согласия с данным утверждением. При сравнении результатов групп было обнаружено статистически значимое расхождение (K-W; H = 20,645;

400

p < 0,001). Использование апостериорного теста показало статистически значимое различие между группами бельгийских и литовских респондентов (p < 0,001) и бельгийских и польских студентов (p < 0,001). Это указывает на то, что бельгийские студенты в большей степени, чем литовские и польские, не согласны сужать понимание непрерывного обучения до обучения только в молодом возрасте. Таким образом, бельгийские студенты чаще убеждены в том, что человек может учиться не только в молодости, но на протяжении всей жизни. Также это может означать, что в Польше и Литве существует меньше возможностей для обучения людей взрослого и более старшего возраста. Следовательно, может быть две причины такой оценки: в этих странах меньше мест, предлагающих образование для людей, уже закончивших обучение; и не все из тех, кто хочет принимать участие в непрерывном обучении, могут себе это позволить по финансовым причинам.

Рис. 5. Мнение студентов о получении непрерывного образования только в молодости

Четвертым утверждением было следующее: «непрерывное обучение позволяет людям находить работу и развивать карьеру» (рис. 6). Большинство студентов (80 % литовцев, 77,3 % поляков и 63,3 % бельгийцев) показали высокий уровень согласия с этим утверждением. При этом только 6 % бельгийских студентов, 5 % польских студентов и 2,9 % литовских определенно или скорее не согласны с данным утверждением. Не смотря на то, что мы наблюдаем сходные тенденции в полученных результатах исследования, обнаружено статистически значимое различие между странами (K-W; H = 14,001; p < 0,01). Более того, применение апостериорного теста подтверждает значимость статистических различий между бельгийскими и литовскими студентами (p < 0,01) и между бельгийскими и польскими студентами (p < 0,01). Мы можем сделать вывод, что литовцы и поляки чаще показывают высокий уро-

401

вень согласия с тем, что участие в непрерывном обучении позволяет находить работу и развивать карьеру. Полученные результаты подтверждают вывод, полученный по первому и второму утверждению о том, что, по мнению литовцев и поляков, непрерывное обучение дает особые гарантии в привлекательности на рынке труда, и люди, участвующие в непрерывном обучении, более конкурентоспособны и требовательны к своим работодателям.

Рис. 6. Результаты опроса студентов о непрерывном образовании как способе найти работу и развивать карьеру

Следующее утверждение оценивалось студентами: «непрерывное обучение важно потому, что сейчас никто не может быть уверен, что останется на одной и той же работе в течение всей карьеры» (рис. 7). Большинство польских (75,2 %), литовских (73,3 %) и менее половины бельгийских (45,6 %) респондентов показали высокий уровень согласия с этим утверждением. При этом низкий уровень согласия с данным утверждением продемонстрировали 19,8 % бельгийских, 7,9 % польских и 3,9 % литовских студентов. Это показывает, что большинство польских и литовских респондентов воспринимают непрерывное обучение как стратегию, необходимую для того, чтобы оставаться активным на современном рынке труда. В ходе анализа статистически значимое различие было обнаружено между исследуемыми группами (K-W; H = 32,811; p < 0,001). Применение апостериорного теста выявило статистически значимое различие в ответах бельгийских и литовских студентов (p < 0,001), а также бельгийских и польских респондентов (p < 0,001). Можно сделать вывод о том, что литовские и польские респонденты чаще воспринимают непрерывное обучение скорее в связи с профессиональной ситуацией в их жизни, чем в связи с их личным и социальным развитием. Для литовских и польских респондентов непрерывное обучение скорее является средством повышения возможностей трудоустройства, чем вопросом личностного развития и личного удовольствия.

402

I

ч

ч

о определенно скорее затрудняюсь скорее определенно согласен согласен ответить несогласен несогласен

В Бельгийцы В Литовцы В Поляки

Категории ответов

Рис. 7. Мнение студентов о необходимости непрерывного образования в связи с неуверенностью в том, что останется на одной и той же работе

Последнее утверждение, которое просили оценить респондентов, это «непрерывное обучение неважно вовсе» (рис. 8). Большинство респондентов (94 % бельгийцев, 82,1 % поляков и 71,4 % литовцев) показали высокий уровень несогласия с данным утверждением. При этом число студентов, согласных с данным утверждением, было гораздо меньше (14,3 % литовцев, 7 % поляков и 2 % бельгийцев). Это указывает на то, что непрерывное обучение широко признается и считается важным респондентами (чаще бельгийцами и поляками, чем литовцами). Стоит отметить, что в предыдущих ответах бельгийские студенты не выказывали такого единодушия, как в этом случае. Это может означать, что они убеждены в обоснованности концепции непрерывного обучения в их жизни. В ответах опрошенных групп были отмечены статистически значимые различия (K-W; H = 14,574; p < 0,001). Более того, оказалось, что респонденты из Бельгии чаще, чем респонденты из Литвы и Польши, демонстрируют низкий уровень согласия с утверждением о том, что непрерывное обучение неважно вовсе (p < 0,01). Полученные результаты показывают, что бельгийские студенты чаще польских и литовских утверждают особую важность непрерывного обучения в их обществе. Это может означать, что непрерывное обучение более доступно и привычно в Бельгии, чем в двух других странах, студенты из которых участвовали в исследовании.

403

Рис. 8. Мнение студентов о важности непрерывного образования

Мы можем сделать общий вывод: у большинства опрошенных студентов из выбранных европейских стран наблюдается положительное отношение к непрерывному обучению. Разница между бельгийскими vs литовскими и польскими студентами состоит в том, что они чаще признают важность непрерывного обучения на протяжении всей жизни, а не только в молодости. Кроме того, уровень несогласия с утверждением о том, что «непрерывное обучение неважно вовсе» для бельгийских студентов значительнее, чем для польских и литовских студентов. Оба эти показателя говорят о том, что непрерывное обучение в целом имеет решающее значение для бельгийцев, в то время как для респондентов из двух других стран оно не столь важно. Это также может свидетельствовать о том, что в Бельгии жители имеют больше возможностей участвовать в различных видах деятельности, связанной с непрерывным обучением.

Несколько иначе обстоит дело с литовскими и польскими студентами. Они уверены, что непрерывное обучение играет важную роль в жизни человека. Большинство студентов из стран «новой Европы» считают, что непрерывное обучение более значимо для востребованности на рынке труда. Это может означать, что для студентов из Литвы и Польши надо быть конкурентоспособными на рынке труда, и, если они хотят привлекать внимание работодателей, им необходимо развивать свои профессиональные навыки. Более того, уровень безработицы в Литве и Польше гораздо выше, чем в Бельгии, а следовательно, и уровень конкуренции на рынке труда выше в этих двух странах.

Последний вывод свидетельствует о том, что польские студенты демонстрируют высокий уровень готовности «взять жизнь в свои руки», тем самым они демонстрируют свою способность и готовность заниматься личным развитием и улучшением собственной жизни.

404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.