Научная статья на тему 'Непрерывное образование за рубежом: от идеи к коцепции'

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к коцепции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4660
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕМОРАНДУМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕС / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина А. К.

В статье представлен анализ эволюционного развития концепции непрерывного образования за рубежом, а также -характеристика основных направлений ее практической реализации в социально-экономических условиях формирования современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование за рубежом: от идеи к коцепции»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ___

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ: ОТ ИДЕИ К КОНЦЕПЦИИ

В статье представлен анализ эволюционного развития концепции непрерывного образования за рубежом, а также -характеристика основных направлений ее практической реализации в социально-экономических условиях формирования современной цивилизации.

Переход современных европейских обществ на путь инновационного развития и использования научных достижений в реальном секторе экономики сопровождается подготовкой высококвалифицированных, ответственных, компетентных, мобильных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов, соответствующих требованиям, принятым в мировой практике. Формируют зарубежные системы непрерывного образования, ответственные за подготовку рабочих кадров нового типа, исторически обусловленные, зависящие от конкретных этапов развития общества, в соответствии с которыми происходит переориентация их целей, функций, приоритетных направлений деятельности. В сложившейся в мире социально -экономической ситуации идея непрерывного образования (LLL Lifelong Learning) становится ключевой проблемой. Приобретение новых знаний, компетенций является условием соответствия работника темпам происходящих изменений, его понимания окружающего мира и комфортного проживания в меняющейся действительности.

У

А.К. Савина

Ключевые слова:

непрерывное образование, информационное общество, система образования, Меморандум непрерывного образования ЕС, Европейская Комиссия.

49

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

В эволюционном развитии непрерывного образования четко просматриваются два направления - практическое и теоретическое. Практическая деятельность по развитию идеи непрерывного образования связана с промышленной революцией в Европе, свершившейся на стыке ХVШ и XIX вв. Стремительному росту числа лиц, занятых в промышленности, а также беспрецедентной миграции сельского населения в города и промышленные центры в поисках работы сопутствовали новые требования к уровню образования и профессиональной подготовки рабочих. Спрос на все более высококвалифицированную рабочую силу способствовал организации и развитию образовательных институтов для взрослых. В Англии раньше, чем в других европейских странах, уже в конце ХVШ века для рабочих начали функционировать дискуссионные клубы, просветительские объединения, воскресные и передвижные школы, в которых читались лекции и проводились беседы на общественно - политические и профессиональные темы. В 1873 г. в Англии начал работать первый в мире университет, доступный для всех желающих, независимо от их материального положения, социального происхождения и возраста [1, 64 ].. (ScislowiczZ. Z dziejow samoksztalcenia w Polsce I na swiecie dopolowy XX w. Torunskie Studia Dydaktyczne 1993, N3, s.64).

Аналогичные учебные заведения в конце Х1Хв. открылись в США, Индии и Австралии; в Европе начали открываться : с 1880 г. - в Австрии, с 1896 г - в Германии и с 1898 г. - во Франции. На развитие системы образования взрослых существенное влияние оказали также народные университеты, первые из которых появились во второй половине XIX века в Дании и в других скандинавских странах.

Общая цель образовательной деятельности, проводимой различными учебными учреждениями и организациями, работающими со взрослыми - повышение профессиональных квалификаций работающих. Общеобразовательной подготовке придавалось второстепенное значение.

Идея непрерывного образования, трансформированная сегодня в единую концепцию транснационального образования. основывается на взглядах на обучение всех предыдущих поколений. Она присутствовала в трудах выдающихся мыслителей, гуманистов, педагогов разных исторических эпох, а корни этой традиции уходят в период античной культуры. Ее родоначальниками были древние философы - Солон, Конфуций, Гиппократ, Пифагор, Сократ, Платон и Сенека.. В книге Сенеки Младшего «Мысли» присутствует фрагмент, который отражает отношение автора к учению:

“Tamdiu discendum est,quamdiu nescias:

Siproverbio credimus,quamdiu vivas”

50

I А.К. Савина

(Надо учиться, пока не знаешь, а если верить поговорке - пока живешь) [2]. (Edukacja ustawiczna jako utopia.Idei ksztalcenia przez cale zycie. www. cku/czest/ pl/ Radziejowska/Edukacja ustawiczna/pdf/).

Призывы к непрерывному образованию присутствуют в некоторых мировых религиозных учениях, например, еврейском общественно-политическом объединении Фарисеев, воспитанником которого был апостол Павел, которое обязывало верующих к постоянному изучению Торы ради сближения с Богом. Идею обучения в течение всей жизни, провозглашали также мыслители и ученые средневековья. В новое время ее развил и обосновал в своих трудах Я.А.Коменский, который человека рассматривал как процесс, обусловленный законами природы, общества и культуры, охватывающий всю его жизнь - “tota vita schola est” ( вся жизнь - это школа). К образованию в течение всей жизни человека, обеспечивающему ему постоянное развитие, совершенствование и творческое обновление, он подходил с общечеловеческих и философских позиций. Другой представитель эпохи нового времени Н. Ф.С. Грундтвиг ( N.F.S. Grundtvig), датский духовный писатель, считавшийся «отцом» скандинавской традиции «учения в течение всей жизни», отстаивал концепцию общедоступности образования для каждого человека, причем глубокое образование, по его мнению, должно состоять не только в приобретении знаний, но и в формировании гражданской ответственности каждого, развитии личности, познании культуры.

Потребность в постоянном совершенствовании и самостоятельном развитии человека в школьное и послешкольное время подчеркивали представители Возрождения, эпохи гуманизма, для которой идеал человека был связан с необходимостью внутреннего развития и и самореализации. Непрерывное образование пропагандировали Х.Л.Вивес ( J.L.Vives) - испанский гуманист, философ, публицист и педагог; Ф. Меланхтон (F. Melanchton) - немецкий гуманист, теолог и педагог, эвангелический реформатор; Эразм Роттердамский ( Desiderius Erasmus Roterodamus) - крупнейший ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов»: Т. Компанелла (Tommaso Companella) - иальянский философ, политический деятель и писатель, один из первых представителей утопического социализма; Н. Макиавелли ( Niccolo di Bernardo Machiavelli) - итальянский мыслитель, философ, писатель и политический деятель.

Образованию в течение всей жизни придавалось значение во все исторические эпохи, однако, только за последние сорок лет ХХ столетия в мире начались интенсивные дискуссии о роли образования в развитии экономики и жизни взрослого человека. Приоритет в выдвижении и разработке идеи

51

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

непрерывного образования в новейшее время, начало которого совпадает с переходом человеческой цивилизации в ХХ век, принадлежит западной философской, социологической и педагогической мысли. К числу тех, кто занимался разработкой теоретических основ непрерывного образования за рубежом, относятся П. Беланже, Э. Гелпи, Х. Гуммель, Р. Дейв, Ж. Делор,Б. Йексли, А. Кропли, И. Кидд, М.Д.Кареяли, Ф. Кумбс, Г.Коптаж, П. Ленгранд,,

Э. Линдман, Б. Суходольски, Э.Фор, и др. Сравнительные исследования были предприняты Д. Ачорена, А.-К. Бострём, 3. Людкевич, Ю. Пултужицким, Р. Врочиньским, А. Тьюжинман и другими исследователями. Изучение проблем непрерывного образования в отдельно взятой стране принадлежат перу П. Каспар (Франция), К. Кюнцель (Германия), К. Абрахамсон, К. Рубенсон (Швеция), Г. Перри (Великобритания), С. Брукфилд (США), С. Каванобе, Й. Мэхира, К. Окамото (Япония). Значительная часть исследований изначально осуществлялась под эгидой ЮНЕСКО, организации, вклад которой в развитие и внедрение идеи непрерывного образования трудно переоценить, и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Начало эволюционному развитию непрерывного образования в глобальном масштабе было положено на Международных конференциях образования взрослых, которые оказали большое влияние на направленность и интенсивность дискуссий по данному вопросу. Во время этих международных встреч оценивалась эффективность и полезность предпринимаемых мер в области развития непрерывного образования, обсуждалась степень реализации ведущих функции, выполняемых этой формой образовательной деятельности на отдельных этапах социально - экономического развития обществ, а также определялись направления дальнейшей деятельности в этой области.

На Первой Международной конференции образования взрослых (1949 г., Эльсинор, Дания) в новых послевоенных условиях впервые речь шла об образовании взрослых как автономной области компенсаторной образовательной деятельности, направленной на ликвидацию пробелов и недостатков образования, повышение общей культуры населения и формирование активного к ней отношения [3, 188 ]. (J. Polturzycki, Edukacja doroslych za granic^, Torun 2001, s. 188 i nast. ).

60-е годы ХХ столетия внесли существенный вклад в теоретическое обоснование непрерывного образования. В ответ на требования развивающегося быстрыми темпами научно-технического прогресса ЮНЕСКО активизировала свою деятельность в области развития идеи непрерывного

52

I А.К. Савина

образования как важнейшего элемента образовательных реформ, проводимых странами-членами ООН. Вторая Международная конференция образования взрослых (1960, Монреаль) на тему «Образование взрослых в меняющемся мире» сформулировала требования к образованию взрослых с учетом непрерывного характера образовательного процесса, к формам, методам и содержанию образования на всех его уровнях; перехода от компенсаторного обучения к созданию системы непрерывного образования, включающей образование взрослых в постоянно меняющемся мире [4, 20 ] (H. Solarczyk, Edukacja ustawiczna w Niemczech w kontekscie mi^dzynarodowym, Torun 2001, s. 20. ).

На форуме ЮНЕСКО в 1965 году крупнейшим теоретиком в области непрерывного образования П. Ленграндом впервые была представлена целостная концепция непрерывного образования. Ученый предложил более широкое, по сравнению с ранее существовавшим, толкование понятия «непрерывное образование», объединив две точки зрения на данную проблему. Сторонники первой трактовали понятие как систему образования доучивания и профессионального совершенствования. Сторонники второй - отождествляли непрерывное образование с общим и профессиональным образованием взрослых. Новая, целостная концепция непрерывного образования, предложенная П. Ленграндом, основывалась на гуманистической идее, в соответствии с которой в центре всех образовательных начал находится человек, которому следует создавать условия для полного развития способностей на протяжении всей жизни. С позиции новой трактовки понятия непрерывное образование рассматривалось как продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. Доклад П. Ленгранда лег в основу исследований и рекомендаций ЮНЕСКО в области распространения и реализации идеи непрерывного образования.

70-е годы ХХ столетия отмечены работой 3-ей Международной конференции образования взрослых ( Токио,1972), которая проходила под влиянием идей, содержащихся в докладе Комиссии ЮНЕСКО Э Фора «Учиться, чтобы быть» ( Learning to Be, 1972). В докладе нашли отражение потребности и направления развития образования в разных странах. С середины 70-х годов ХХ столетия идея непрерывного образования нашла поддержку в подавляющем большинстве стран и стала основным принципом проводимых образовательных реформ.

С точки зрения Международной Комиссии Э. Фора, передача знаний,

53

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

формирование умений, развитие и совершенствование человека во всех его аспектах в течение всей жизни возможно только в условиях непрерывного образования , которое не является ни системой, ни этапом образования. Оно одновременно выполняет две функции - цели и средства развития, оставаясь, при этом приоритетным принципом, на котором должно строиться все образование и отдельные его элементы [ 5 ].

На эволюцию идей непрерывного образования оказали влияние решения Конференции в Найроби ( 1976 г.), на которой были приняты Рекомендации по вопросу развития образования взрослых (Recomendation on the development of adult education). В принятом документе образование взрослых рассматривалось как целостный комплекс, включающий организованные образовательные процессы, формальные или другие продолжающие или дополняющие образование в школах, вузах и университетах, а также практическое обучение, благодаря которому лица, участвующие в этом процессе, развивают свои способности, обогащают знания, совершенствуют технические и профессиональные квалификации или приобретают новую профессию, меняют свое отношение и поведение в области всестороннего формирования человека и его участия в уравновешенном и независимом общественном и культурном развитии[6] (Recomendation on the development of adult education, adopted by the General Conference at its nineteenth session Nairobi 26 November 1976. UNESCO ).

На Конференции были сформулированы и одобрены цели и задачи образования взрослых, сохраняющие свою актуальность и по сегодняшний день и коррелирующие с постулатами широко понимаемого непрерывного образования, а также близкие современным проблемам глобализации, европейской интеграции и зарождающегося информационного общества .

4-я Международная конференция образования взрослых (Париж,1985) проходила в направлении преодоления разрыва между формальным и неформальным образованием взрослых, распространения просветительской деятельности, обеспечивающей различные формы познавательной и культурной активности взрослых. Одним из главных документов, принятых конференцией, была Декларация, провозглашавшая «право на учебу», в качестве важнейшего принципа жизни современного человека. Декларация подчеркивала неопровержимое влияние непрерывного участия человека в учебе на его интеллектуальное, социальное и культурное развитие, улучшение условий его жизни. В соответствии с Декларацией право на образование должно распространяться на весь период жизни человека и не может быть ограничено только детством или юностью. Введение этого права имело целью раз-

54

I А.К. Савина

витие образования взрослых как способа реализации принципа «учения в течение всей жизни» в соответствии с идей гуманизма и демократии.

В период между 4-й и 5-й международными конференциями в начале 1990 года на встрече министров образования стран членов OECD обсуждалось и уточнялось понятие «непрерывное образование», которое подвергалось различным толкованиям. Совещанием министров была принята трактовка, одобренная ОEСD, в соответствии с которой «непрерывное образование» рассматривается как « сознательное продолжение учения в течение всей жизни» и находится в оппозиции к утверждению, что обучение завершается в возрасте 16-18 лет или в 21 год. Предложенное определение включает два аспекта: во-первых, обеспечивается возможность неоднократного возвращения к формальным и неформальным формам образования, которые вместе с тем является сознательными, плановыми и систематическими; во-вторых, предполагается признание отдельными лицами, работодателями и органами власти необходимости актуализации знаний и умений. С точки зрения этого второго аспекта «непрерывное образование» является не только правом каждого человека, но и его обязанностью участвовать в этом процессе [7, 89] (OECD: Lifelong Learning for All, Meeting of the Education Committee at Ministerial Level. 16-17.01.1996, Paris, 1997, s. 89 ).

OECD рассматривало непрерывное образование как «концепцию учения, включающую индивидуальное развитие и развитие общественных качеств личности во всех формах и всех контекстах образования:. в школах, системе профессиональной подготовки, высших учебных заведениях, центрах образования взрослых, а также в рамках неформального образования: в семье, на работе и в социальной среде, с учетом требований стандартов знаний и умений, которыми должны овладеть все участники процесса независимо от возраста»

OECD указывало на необходимость формирования интереса к учению с самого раннего детства и в течение всей жизни, создания соответствующих условий всем взрослым как работающим, так и безработным для углубления знаний, умений и компетенций в индивидуальном, гражданском, общественном или профессиональном контексте, повышения квалификации или переквалификации.

В Коммюнике Европейской Комиссии Making a European Area of Lifelong Learning a Reality включен перечень приоритетных действий, способствующих внедрению концепции непрерывного образования в Европе. В числе этих приоритетов:

1. Формирование культуры учения - повышение статуса учения через

55

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

расширение охвата детей дошкольным образованием, развитие интереса к учебе на уровне обязательного образования, развитие среднего образования и приведение высшего образования в соответствие с потребностями государства, разработку системы оценки приобретаемых квалификаций в системе неформального и инцидентного образования, развитие и модернизация образования взрослых;

2. Увеличение доступа к информации и повышение ее качества, консультирование населения в области образовательных возможностей в Европе; развитие сотрудничества государственного и частного секторов в области профессионального консультирования, личностного развития и планирования профессиональной карьеры;

3. Увеличение инвестиций в учение из государственных и частных средств и развитие открытого образования и образования - на расстояние;

4. Поддержка развития локальных центров непрерывного образования;

5. Формирование основных умений в процессе непрерывного образования;

6. Развитие инновационных концепций непрерывного образования.

Принятая Советом Европейского Союза 27 июня 2002 года Резолюция

по вопросам непрерывного образования (Resolution on lifelong learning) имела целью оказание содействия в реализации положений, содержащихся в Коммюнике Европейской Комиссии. Резолюция конкретизировала понятие lifelong learning, которое должно распространяться на все этапы жизни человека - от дошкольной фазы до позднего пенсионного возраста. В систему непрерывного образования Резолюцией были включены все уровни формального, неформального и инцидентного образования, относящиеся к любой продолжающейся в течение всей жизни познавательной активности человека, имеющей целью развитие знаний, умений и компетенций в личной, гражданской и общественной перспективе, ориентированной на трудоустройство.

В центре внимания специалистов, обсуждавших сущность понятия «непрерывное образование», находился также терминологический ряд, в рамках которого рассматривались близкие по сути понятия. В их числе «перманентное образование» («перманентный», «непрерывный» от фр. «permanente) - это понятие отражало осознание недостаточности традиционного образования и обозначало все, что было сверх и вне этого образования. Функции education permanente связываются, главным образом, с актуализацией знаний, обеспечивающей человеку развитие и отслеживание новостей и изменений. Оно было введено в 70-е годы ХХ столетия Советом

56

I А.К. Савина

Европы и трактуется как « система гибких форм учения; общее, профессиональное, культурологическое, социальное и гражданское образование; постоянное школьное консультирование; развитие критических и творческих способностей личности; самообразование с использованием современных телекоммуникационных техник» [ 8,28] (A. C. Tuijnman (red.), Intrnational Encyklopedia of Adult Education and Training. Second Edition, London, New York, Tokyo, 1996, s. 28 ).

Близким по значению к «перманентному образованию» является понятие «продолжающееся образование» (continuing education),которое понимается как продолжение образования или совершенствование имеющегося до уровня, соответствующего предъявляемым новым и все возрастающим требованиям.

Возобновляемое, повторное (recurrent education) образование - понятие, наиболее активно развиваемое и наиболее часто используемое в докладах OECD, рассматривается как целостная образовательная стратегия постобязательного и постосновного образования.

На современном этапе, как свидетельствуют сравнительные исследования Международного института планирования образования ЮНЕСКО и Национального института педагогических исследований (Токио), при описании образования как непрерывного процесса, в основном, используется термин «lifelong education» - « образование на протяжении всей жизни», в соответствии с которым непрерывное образование есть интегрированный способ учения с раннего детства до пожилого возраста. В рамках интегрированного подхода непрерывное образование отвечает разнообразным потребностям современного общества и охватывает в континууме первоначальное и продолжающееся образование, образование и обучение, профессиональное и общее образование. Поэтому сфера непрерывного образования охватывает целый ряд программ, преследующих самые разные цели, включая базовое образование, обучение, социализацию и сдерживание процессов маргинализации. Общая характеристика терминов, применяемых в западной литературе, связанных с образованием в течение всей жизни, показывает, что понятие «непрерывное образование» (lifelong learning) используется в более общем и широком смысле в сравнении с другими понятиями.

5-я Международная конференция образования взрослых (Гамбург, 1997г), прошедшая под лозунгом « Обучение взрослых: ключ в XXI век» подтвердила актуальность концепции «непрерывного образования» и придала ей статус образовательно-политической стратегии XXI века. Обоснованием

57

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

принятой стратегии послужила усиливающаяся глобализация экономической и общественной жизни, а также стремительное развитие науки и технологий. Особое внимание участники конференции уделили обсуждению вклада обучения взрослых в демократизацию общественных отношений; улучшению условий и качества образования взрослых; обеспечению права всех граждан на обучение письму, чтению и базовое образование; активизации женщин в системе образования взрослых; реализации права на работу, на профессиональное доучивание и повышение квалификации; привлечению взрослых к охране среды, здоровья и населения; установлению тесных взаимоотношений образования взрослых и культуры, СМИ и новых информационных технологий; открытию образования взрослых для широких групп населения и использованию его потенциала; совершенствованию механизмов финансирования образования взрослых; расширению международного сотрудничества и солидарности. Результаты дискуссии нашли отражение в принятом конференцией Плане деятельности на будущее в области образования взрослых [9].

Теоретическую основу Конференции составили концепции непрерывного образования, изложенные в докладе комиссии Э.Фора «Учиться, чтобы быть» и в Белой книге образования и совершенствования «На пути к обучающемуся обществу» (The White Paper on Education and training ,Teachong and Learning - Towards the Ltarning Society ) под ред. Е.Крессона и П.Флинна, задачей которой была подготовка европейцев к плавному переходу к модели жизни в информационном обществе, требующем от молодежи и взрослых непрерывного образования, приобретения умений в процессе учения [,10 ]; а также в докладе «Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within), подготовленном Международной Комиссией по образованию для ХХ! века под руководством Ж.Делора [ 11 ].

В докладе, определившем четыре основные цели образования: учиться, чтобы знать; учиться, чтобы действовать; учится, чтобы жить в сотрудничестве, и учиться, чтобы быть, - проводится мысль о том, что необходимо «реализовывать концепцию непрерывного образования на протяжении всей жизни со всеми ее преимуществами: гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Цель этого образования не только адаптация человека к изменениям в профессиональной деятельности, но и непрерывное развитие человеческой личности, приобретение ею знаний, навыков, а также умения самостоятельно высказывать суждения и предпринимать реальные действия.

Оно должно помочь человеку понять себя и окружающую среду и со-

58

I А.К. Савина

действовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе».

Доклад, подготовленный Международной Комиссией по образованию для ХХ! века по рекомендации ЮНЕСКО, отражал идеологию динамичного развития человечества в XXI веке и требования, предъявляемые к образованию.

Модернизируемые в Европе образовательные системы открыты требованиям, содержащимся в докладах международных форумов и организаций, а также видных ученых современности. Они активно реагируют на необходимость реализации идеи учения в течение всей жизни, ставшего инструментом, обеспечивающим приспособление работника к меняющимся условиям жизни и труда; адаптируются к условиям новой действительности, характеризующейся быстрыми темпами и ускоренным ритмом преобразований. Образовательным системам вменяется в обязанность создание условий для образования людей в любом возрасте и на всех уровнях как в системе формального, так и внешкольного образования; систематическое расширение и обновление знаний и умений; приобретение новых профессиональных квалификаций и совершенствование уже имеющихся; овладение новыми технологиями; формирование предприимчивых, находчивых, динамично развивающихся личностей, способных приспосабливаться к требованиям рынка труда и постоянно меняющимся условиям жизни .

С позиций становления информационной цивилизации известный японский социолог и футуролог, один из соавторов концепции информационного общества (совместно с Ю.Хаяши) Е. Масуда характеризует основные направления изменений, которые произойдут в существующих системах образования. Ученый разработал модель системы образования, адаптированную к новому этапу развития общества. В 1972 году ученый представил «План для информационного общества - национальная цель к 2000», в котором выделил четыре стадии информатизации Японии, с особым акцентом на четвертую (1980-2000 гг.), ориентированную на решение проблем личности, удовлетворение ее творческих потребностей и создание условий для самореализации. Последняя стадия, по мнению Е. Масуды, должна соответствовать высшей ступени развития информатизации общества, когда индивидам будет предоставлена возможность пользоваться информацией «так же свободно, как электричеством или водой через национальные (а впоследствии глобальные) коммуникационно - вычислительные сети; компьютерная технология станет фундаментом нового общества, а сетевое образование будет наиболее инновационной перспективной мо-

59

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

делью развития образования, подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе

Под воздействием внедрения новых информационных технологий будет продолжаться практическое развитие неформального образования. Существующая закрытая образовательная среда будет заменена открытой образовательной средой, состоящей из сетей знаний;

- произойдет глубокая индивидуализация процесса обучения на основе программ, учитывающих интересы и возможности учащихся и преподавателей;

- самообразование и самообучение утвердятся как ведущие формы образования. Развитие и распространение систем компьютерного обучения существенно расширит возможности учащихся в приобретении новых знаний и установлении контактов с другими людьми. Функции учителя будут ограничены консультированием и оказанием помощи в решении конкретных проблем;

- произойдет ориентация процесса обучения на творческую деятельность учащихся в процессе усвоения общественно ценного содержания образования;

- важнейшее место в формирующихся образовательных системах информационных обществ займет «образование в течение всей жизни». В информационном обществе, по мнению Е. Масуды, большое внимание будет уделяться образованию взрослых и растущей доли в структуре населения пожилых людей, обеспечивающему им возможность адаптироваться к быстрым изменениям в обществе, развивать свои знания и умения [12 ,44 ].

Переход национальных образовательных систем на новую модель образования является следствием интеграционных процессов, происходящих в современном мире, интенсивного взаимодействия между государствами в разных сферах общественной жизни. На сегодняшний день существуют различные пути интернационализации и глобализации образования и вместе с тем, по мнению специалистов, наиболее перспективным является создание образовательной системы на базе глобальной информационной инфраструктуры, которая развивается в процессе перехода к информационному обществу и отличается следующими особенностями:

- выходом за рамки формального школьного образования и за счет этого расширением самого понятия «образование», которое включает любую деятельность, направленную на передачу новых знаний, развитие новых умений и навыков, ориентированную на изменение установок и моделей поведения индивидов;

60

I А.К. Савина

- переключением образовательных функций со школы на различные социальные институты,предприятия;

- использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий хранения, обработки и передачи информации;

- привлечением рыночных механизмов, формированием и развитием рынка образовательных продуктов и услуг;

- глобальностью;

- открытостью, гибкостью, индивидуальным и творческим подходом к образованию человека в течение всей его жизни.

Реализация выявленных особенностей современной системы непрерывного образования, включающих все формы и уровни образовательной деятельности, ориентированной на формирование новой культуры, признание общечеловеческих ценностей, новых жизненных установок и стилей жизни, «перевооружение сознания» - возможна только в условиях расширения традиционного понимания образования взрослых как обучения или переподготовки к профессиональному труду.

Таким образом, традиционной схеме вхождения личности в профессиональную жизнь путем приобретения образования основного, среднего и высшего уровня, а также академических квалификаций противопоставляется модель формализованного образования на всех этапах профессиональной активности человека. Обоснованием для пожизненного учения человека служат также результаты психологических исследований, которые выделяет три этапа взросления человека: ранняя взрослость от 20 до 30-40 лет; средняя взрослость - от 30-40 до 50-60 лет и поздняя взрослость от 55-60 лет и далее. На этих этапах, по утверждению ученых, разными являются способы усвоения и применения знаний. На втором и третьем этапах, по мнению специалистов, наступает осознание автономности и самостоятельности личности, ответственности за собственную жизнь. Наступает период самообразования личности, активного и творческого управления собственной жизнью, ощущения личного комфорта, безопасности, хорошего самочувствия и удовлетворения от жизни.

С точки зрения специалистов, совершающийся переход к новой парадигме образования является сложным, продолжительным и дорогостоящим процессом, и «тем не менее, это гораздо дешевле, - утверждает А. Тоффлер, - чем просто выбрасывать рабочих на свалку и субсидировать их все время при условии постоянного отсутствия у них работы. Если мы не поможем тем, кого все больше вытесняют, не поможем им войти в новую культуру и новую экономику, то мы разрушим общество" [13, 50].

61

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вступление человечества в XXI век привело к модернизации европейской стратегии и политики в области образования. Лиссабонский саммит ЕС в начале 2000 г. принял документ, получивший название Меморандум непрерывного образования ЕС, или, точнее - «Меморандум образования длиною в жизнь» (A Memorandum of Lifelong Learning). Принятию этого документа предшествовало решение «Европейской стратегии занятости», утвержденное на Люксембургском саммите ЕС в 1997 г. и ее включение в Амстердамский договор 1997 г, а также принятие на саммите Большой Восьмерки в 1999 г. Кельнской хартии «Цели и стремления непрерывного образования».

Меморандум, на пороге нового тысячелетия, стал обращением к народам Европы, каждый житель которой в ближайшем будущем станет перед необходимостью ознакомления с новейшими достижениями техники для того, чтобы активно включиться в жизнь и развитие общества. Меморандум рассматривал непрерывное образование как главную политическую программу гражданского общества, социального единства и занятости. В этом документе общеевропейского значения сформулированы основные постулаты, которым должно соответствовать непрерывное образование в эпоху строительства информационного общества:

1. гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления знаний , умений и навыков, необходимых для включения в информационное общество;

2. значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы;

3. разработать инновационные методики преподавания и учения для систем непрерывного образования - длиною в жизнь;

4. коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования;

5. на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе, к консультациям и наставничеству;

6. приблизить образовательные возможности к месту жительства с помощью сети консультационных и учебных пунктов, а также используя информационные технологии [14].

В соответствии с положениями Меморандума, в котором сформулированы две взаимосвязанные цели образования: поддержка гражданской активности людей и увеличение шансов на трудоустройство, непрерывное образование должно приобрести статус главного принципа образователь-

62

I А.К. Савина

ного процесса, обеспечивающего всем жителям Европы участие в различных формах образования. Он положил начало общеевропейской дискуссии по вопросам стратегии, которая включила бы непрерывное образование в сферы публичной и частной жизни как на уровне личности, так и на институциональном уровне.

В настоящее время развитие непрерывного образования в зарубежных странах базируется на теоретическом фундаменте, созданном видными учеными и общественными деятелями во второй половине ХХ столетия. Отдельными странами-членами ООН разрабатываются национальные стратегии развития непрерывного образования, в основе которых лежит документ, принятый Советом Европы в 2009 году, « Европа-2020». Он является долгосрочной программой социально-экономического развития Европы и фактически раскрывает европейскую социально - экономическую концепцию XXI века.

Бесспорным свидетельством актуальности и перспективности развития непрерывного образования является подключение на современном этапе крупных финансовых учредителей в лице Всемирного Банка, корпораций Microsoft, Intel и других , которые разрабатывают идеи непрерывного учения в контексте развития глобальной экономики знаний.

Литература

7. Scislowicz Z. Z dziejow samoksztalcenia w Polsce I na swiecie do polowy XX w. Torunskie Studia Dydaktyczne, N 3,1993

8. Edukacja ustawiczna jako utopia.Idei ksztalcenia przez cale zycie. www. cku/czest/pl/ Radziejowska/Edukacja ustawiczna/pdf/.

9. Polturzycki J. Edukacja doroslych za granic^, Torun 2001

10. Solarczyk H. Edukacja ustawiczna w Niemczech w kontekscie mi^dzynarodowym, Torun 2001,

11. Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972

12. Recomendation on the development of adult education, adopted by the General Conference at its nineteenth session Nairobi 26 November 1976. UNESCO .

13. OECD: Lifelong Learning for All, Meeting of the Education Committee at Ministerial Level. 16-17.01.1996, Paris, 1997.

14. Tuijnman A.C. (red.), Intrnational Encyklopedia of Adult Education and Training. Second Edition, London, New York, Tokyo, 1996.

63

Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции I

15. Matlakiewicz A. Deklaracja i plan dzialania na przyszlosc / V Mi^dzynarodowa Konferencja Edukacji Doroslych.”Uczenie sie doroslych klucz do XXI wieku” // Edukacja Doroslych”,1997. N 4

16. 10. The White Paper on Education and training ,Teachong and Learning -Towards the Learning Society/ 1995

17. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной

Комиссии по образованию для XXI века Ж.Делора . ЮНЕСКО, 1997.

18. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. V., 1980.,

19. Тоффлер А. Прогнозы и предпосылки. М., 1983

20. A Memorandum on Lifelong Learning Commision of the European Communities,, Bruksela, 2000.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.