Научная статья на тему 'Непрерывное образование: подходы и перспективы развития'

Непрерывное образование: подходы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / BASIC EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великолуг Т. И.

В статье представлены основанные на документальном материале разные подходы к непрерывному образованию, выделено образование взрослых как самостоятельная система. Предлагается структурнофункциональная модель высшего и послевузовского образования в Северном государственном медицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS EDUCATION: APPROACHES AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

In the article, different approaches to continuous education based on documentary materials are presented, education of adults is singled out as an independent system. The structural-functional model of higher and advanced higher education in the Northern State Medical University is proposed.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование: подходы и перспективы развития»

В статье представлены основанные на документальном материале разные подходы к непрерывному образованию, выделено образование взрослых как самостоятельная система. Предлагается структурнофункциональная модель высшего и послевузовского образования в Северном государственном медицинском университете.

Ключевые слова: образование, высшее профессиональное образование, базовое образование, непрерывное образование.

УДК 378

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2003 г. Т. И. ВеЛИКОЛуГ

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования. Зарубежные исследования показывают, что для нормального функционирования постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование (в России сегодня его имеют около 20 % занятого населения) [3]. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности людей, средством демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Понятие «образование» отечественные и зарубежные ученые определяют по-разному. Большинство ученых считают, что под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, способов познавательной деятельности, формирование мировоззрения.

Традиционно образование понимается как овладение прежде всего интеллектуальными аналитическими знаниями в совокупности с рецептурной информацией, определенными практическими умениями и навыками [7].

Система образования обеспечивает человека знаниями, позволяющими ему вписываться в создаваемый им мир, прогнозировать наибольшее развитие этого мира и свое место в нем.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1].

Образование как социальной явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем материально-технического развития [2].

Понятие «образование» развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане, но при этом постоянными остаются следующие целевые его компоненты:

— усвоение и использование интеллектуального и духовного наследия;

— развитие творческого потенциала личности;

— установка личности на созидание (освоение теории и практики).

Концепция образования в мире за последние годы претерпела существенные изменения, роль знаний, творчества несоизмеримо выросла. Научно-технический процесс и глобальная технологизация передовых

стран мирового сообщества стали возможны благодаря главным образом уровню интеллектуализации общества, его способностям производить и принимать новые знания.

В докладе Международной комиссии по образованию в XXI веке «Образование: скрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО в 1977 году, выделена одна из основных проблем современного образования. Это противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком [10].

В начале прошлого века обновление знаний происходило каждые 20—30 лет, и общество не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания на планете обновляются каждые 6 лет. К сожалению, в большинстве стран традиционное базовое образование вследствие инертности не успевает за информацией цивилизованного мира. Поэтому многие молодые люди, получившие высшее профессиональное образование к 22—23 годам, являются носителями уже устаревших знаний [3].

Исследования в области современного образования подтверждают, что до тех пор, пока система и технология образования будут отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

В 1960-е годы Запад, пережив шок выдающихся достижений Советского Союза в космосе, стал внимательно заниматься проблемами образования. Главный вывод, к которому пришли специалисты, прежде всего США, свелся к признанию необходимости изменения исходной парадигмы образовательной политики. Если прежде система образования развивалась по принципу «чем больше, тем лучше» (т. е. чем больше людей учатся и чем дольше они учатся, тем лучше), то теперь, полагали специалисты, от названного принципа необходимо отходить.

Появилась потребность рядом с традиционной системой образования «школа — вуз» создать новую дополнительную образовательную систему. Так возникла «система образования для взрослых — система непрерывного образования», которая начала интенсивно развиваться в 60-е годы в США, а затем в Европе [3].

В развитых странах образованием взрослых в первую очередь начали серьезно заниматься вузы вместе с промышленными предприятиями. На промышленных фирмах вводилась должность вице-президента по вопросам образования. Постоянно изучались потребности людей и общества. Система образования и система потребностей определяли друг друга, складывался рынок образовательных услуг. Ученые делают вывод, что система образования может быть эффективной и качественной только тогда, когда она опирается на один принцип — образование по потребности [2].

Доля взрослых лиц в возрасте старше 25 лет, имеющих высшее образование, уже возросла за последние десятилетия более чем в три раза. Мир понял, что необходимо вкладывать в непрерывное образова-

ние в течение всей жизни около 6 % валового национального продукта, рассматривая расходы на образование как подобие капиталовложения в производство на каждом предприятии.

Европейский анализ 80-х годов XX века таков: без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть и конкурентоспособной экономики. Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии.

Только постоянное совершенствование общих, специальных и практических знаний позволит людям с наименьшими издержками освоить новые виды профессий, сохранить опыт, накопленный каждым предыдущим поколением.

В 1997 году в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО прошел форум под девизом «Образование взрослых

— ключ в XXI век». Его участниками были министры образования 74 государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений. В декларации форума они подчеркнули, что непрерывное образование в течение всей жизни становится новой отдельной самостоятельной наднациональной отраслью в жизни человеческого сообщества, поскольку хорошо известно, что принятие судьбоносных для развития общества решений — исключительная прерогатива взрослого населения планеты. Конференция рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых, непрерывное образование, одним из приоритетов государственной политики [3].

В настоящее время принцип непрерывности образования является в мировой системе одним из доминирующих. Это обусловлено возрастающими требованиями к специалисту и связано с быстрым развитием науки, экономики, производства, созданием новых конструкций, технологий, систем управления, информационных средств.

Ведущие страны мира разрабатывают программы непрерывного образования, включающие:

— высшее профессиональное образование;

— послевузовское и дополнительное образование;

— повышение квалификации и переподготовку специалистов.

Все это рассматривается как единая система, рассчитанная на несколько десятилетий активной профессиональной деятельности [8].

В России накоплен свой опыт, исторически сложилась своя классическая система образования, которая по содержанию и методологическим подходам остается одной из самых сложных и лучших в мире. Сложившаяся концепция обязательного образования, когда одна образовательная система плавно переходила в другую («школа — начальное профессиональное образование», «школа — среднее специальное образование», «школа — вуз») подтверждала традиционную формулу жизни общества «Образование на всю жизнь». Такой подход и такое понимание непрерывно-

го образования для осуществления широкого спектра образовательных целей существует в России до настоящего времени [6].

Установление тесных контактов в области науки и образования с другими странами, присоединение России к Болонской конвенции, целью которой является создание мощной, конкурентоспособной системы высшего образования, позволит изменить традиционные подходы и сместить акценты в сторону образования взрослых, которое переживает сегодня не лучшее время.

Модернизация всей системы отечественного образования представлена в трех стратегических документах:

— Законе о Федеральной программе развития образования России на 2000—2005 гг.;

— Национальной доктрине образования в Российской Федерации (проект одобрен Правительством России в феврале 2000 г.);

— Концепции структуры и содержания общего среднего образования.

Перечисленные программные документы направлены на развитие и повышение качества образования и дадут возможность принципиально по-новому решать одну из основных задач высшей профессиональной школы с учетом мировых тенденций развития современного образования — создания и развития гибкой самостоятельной многоступенчатой системы непрерывного образования, образования взрослых.

Ведется активная работа в данном направлении, и серьезным шагом явилось создание межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.

Реализация программ непрерывного образования возможна различными, в том числе и комбинированными, путями — в университетах, центрах дистанционного обучения, центрах повышения квалификации и переподготовки специалистов, учебных центрах фирм и предприятий, путем самообразования и экстерната. Долгосрочные программы должны быть вариативны, индивидуализированы, подкрепляться высоким уровнем информационных баз, современными методами, технологиями и средствами обучения, высококвалифицированными преподавательскими кадрами [4].

Система дополнительного и послевузовского профессионального образования как одна из основных составляющих непрерывного образования должна быть ориентирована на постоянное, последовательное приращение работниками своих профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства и своими личными запросами [8].

В систему дополнительного профессионального образования, курируемую только Министерством образования Российской Федерации, входят свыше 1 350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

По данным Государственного статистического наблюдения, в 2000 году в них прошли обучение около

1 200 тысяч человек, из которых более 350 тысяч человек обучались по актуальным проблемам рыночной экономики и социальным проблемам [9].

Таким образом, система дополнительного профессионального образования реализует функции, связанные с решением социальных задач. Переподготовка и повышение квалификации, обучение новым профессиям становятся важным фактором поддержки жизнедеятельности граждан.

Все более востребованным становится послевузовское и дополнительное профессиональное образование в системе подготовки медицинских кадров. Обновлен перечень научных специальностей, оптимизируется сеть специализированных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций, совершенствуется система стипендиального обеспечения аспирантов и докторантов, что находит отражение в развитии высшего профессионального образования Северного государственного медицинского университета (схема).

Основными целями системы дополнительного и послевузовского профессионального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются:

1. Превращение системы в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства.

2. Приведение квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики.

3. Подготовка кадров высшей квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке новых наукоемких технологий.

4. Увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека.

Условия реализации

высшего

профессионального

образования О

в Северном

государственном

медицинском

университете

Совершенствование послевузовского и дополнительного профессионального образования в Северном госуд арств енном медицинском университете

Создание условий получения второго высшего образования

Организация мониторинга потребности региона в подготовке кадров высшего профессионального образования по номенклатуре специальностей и объему выпуска

Разработка программы непрерывного профессионального образования

Создание и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов в вузе

Создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей вуза

Развитие системы послевузовской подготовки специалистов

И

Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием

Структурно-функциональная модель высшего и послевузовского профессионального образования в Северном государственном медицинском университете

Вместе с тем деятельность системы дополнительного и послевузовского профессионального образования сдерживается отсутствием необходимого законодательного и нормативно-правового обеспечения [5].

Для дальнейшего развития системы дополнительного и послевузовского профессионального образования требуется решение ряда принципиальных вопросов, а именно:

— принятие Закона «О дополнительном профессиональном образовании»;

— формирование механизма тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда;

— законодательное закрепление обязанностей работодателя по обеспечению непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков работников;

— разработка механизмов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку занятых и высвобождающихся работников, в том числе введение именных финансовых обязательств в системе дополнительного профессионального образования;

— усиление государственной поддержки аспирантов и докторантов;

— создание системы открытого образования;

— значительное расширение перечня программ дополнительного профессионального образования, реализуемых на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Итак, непрерывное образование — это явление в образовании взрослого населения, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам, направленности, социально-психологическим характеристикам, предоставляющее возможности реализации собственной программы его получения на различных этапах жизни человека. Непрерывное образование направлено на развитие и самореализацию личности во всей полноте ее возможностей. Традиционная формула жизни общества «Образование на всю жизнь» нуждается сегодня в замене на формулу «Образование через всю жизнь».

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. — 1996. — № 2. — С. 2.

2. Кочергин А. Н. Философия образования: Сборник научных статей. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

— С. 95—100.

3. Малитиков Е. М. Учимся жить в XXI веке // Право и образование. — 2000. — № 4. — С. 15—17.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Регионология. — 2000. — № 1. — С. 112—119.

5. Образовательная политика России на современном этапе (из доклада Государственному Совету Российской Федерации) // Высшее образовании в России. — 2002. — № 1. — С. 23—25.

6. Об опыте и перспективах развития системы непрерывного образования Краснодарского края // Вестник образования. — 2001. — № 7. — С. 63—64.

7. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Горунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.

8. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1999 году: Сборник. — М.: Минобразования РФ, 2000. — С. 5—10.

9. Филиппов В. М. Актуальные проблемы развития российской системы образования // Право и образование.

— 2000. — № 4. — С. 10—12.

10. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИ-ТИ—ДАНА, 2002. — С. 12.

CONTINUOUS EDUCATION: APPROACHES AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

1\ I. Velikolug

Northern State Medical University, Arkhangelsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article, different approaches to continuous education based on documentary materials are presented, education of adults is singled out as an independent system. The structural-functional model of higher and advanced higher education in the Northern State Medical University is proposed.

fey words: education, higher professional education, basic education, continuous education.

4 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.