Коржуев А. В. Непрерывное экономическое образование: на перекрестке проблем / А. В. Коржуев // Научный диалог. — 2017. — № 10. — С. 406—408. — DOI: 10.24224/22271295-2017-10-406-408.
Korzhuyev, A. V. (2017). Continuous Economic Education: at Intersection of Problems. Nauchnyy dialog, 10: 406-408. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-10-406-408. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 378:33(049.32)
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-10-406-408
Непрерывное экономическое образование: на перекрестке проблем
© Коржуев Андрей Вячеславович (2017), orcid.org/0000-0002-7454-038X, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры медицинской и биологической физики, Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Москва, Россия), [email protected].
В рецензии на книгу Т. Ю. Ломакиной и М. Г. Сергеевой «Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования», опубликованную в 2015 году, представлена позитивная оценка разработки авторами теоретических и технолого-методических проблем одного из направлений непрерывного профессионального образования. Указывается на значимость работы авторов для теории и практики развития профессионального образования.
Ключевые слова: экономическое образование; экономическая компетентность; экономическое воспитание; научно-теоретическая новизна; практическая значимость.
В книге руководителя центра исследований непрерывного образования, доктора педагогических наук, профессора Института стратегии развития образования РАО Т. Ю. Ломакиной и профессора кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов доктора педагогических наук М. Г. Сергеевой «Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования», опубликованной в 2015 году издательством «Триада», представлено современное системное рассмотрение заявленной в заглавии темы как в научно-теоретическом, так и в технолого-методическом аспектах [Ломакина и др., 2015].
В первой части исследования осуществлен историко-педагогический анализ проблемы экономического образования в России и за рубежом, ретроспективно представлены результаты исследований данного направления профессионального образования отечественными и зарубежными авторами; при этом тематика разархивированных научно-литературных источников делится на три части: темы, получившие логически и содержательно завершённое решение; темы, в которых явно выделяются недостаточно раскрытые аспекты и содержательные поля, а также те, которые можно кодировать клише tabula rasa. Вторая часть книги посвящена концептуализации обозначенного проблемного поля, — как в той части, которая покрыта научными изданиями ранних лет, так и в той, которая разработана на сегодня явно недостаточно. Третья часть издания адресована практической разработке темы экономического образования, проецирующей концептуальные инициативы авторов в методический формат, непосредственно в образовательное пространство школ, колледжей и высших учебных заведений, реализующих среди прочих права последипломной переподготовки специалистов.
В чем заключается новизна полученных авторами результатов? Ответ на этот вопрос представлен уже в самом заглавии книги: это позиционирование исследуемой проблемы в сегмент непрерывного образования, находящее достаточно современное, новое концептуальное решение на принципиалистской основе, опосредующее выявление педагогических условий осуществления концептуальных посылов авторов в практической образовательной среде. Среди наиболее впечатляющих принципиальных решений мы хотели бы отметить новое содержательное звучание некогда представленного в ранних работах Т. Ю. Ломакиной принципа диверсификации образовательных программ и системы непрерывно-образовательного менеджмента [Сергеева, 2015], а также принцип эмерджентности, декларирующий процесс восхождения субъекта обучения от отдельных, разрозненных экономических знаний к системному полноценному экономическому мышлению.
К числу теоретических вызовов рецензируемой книги стоит отнести и полипредметное рассмотрение экономического воспитания, отсутствующее в предшествующих изданиях по данной тематике; к числу интересных технолого-методических решений — конкретные разработки, затрагивающие процесс подготовки будущих субъектов рынка труда, способных эффективно действовать в нестандартных и часто непредсказуемых условиях современной рыночной экономики и вооруженных такой стратегией, как экономическая компетентность. К числу интересных авторских практико-ориентированных решений следует отнести и разработку образовательно-
го модуля «Учебная фирма» — эффективной имитационной программы, позволяющей участникам в активном ролевом взаимодействии погрузиться в освоение конкретики экономического менеджмента.
Рецензируемая книга свидетельствует о преданности авторов исследовательской теме и постоянном творческом поиске путей ее развития и потому станет интересным материалом для теоретиков и практиков экономического образования, найдет широкий круг читателей и будет востребована на издательском рынке.
Литература
1. Ломакина Т. Ю. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования : монография / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. — Москва : Издательство «Триада», 2015. — 344 с.
2. Сергеева М. Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования : монография — Москва : НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 180 с.
Continuous Economic Education: at Intersection of Problems
© Korzhuyev Andrey Vyacheslavovich (2017), orcid.org/0000-0002-7454-038X, Doctor of Education, professor, professor of the Department of Medical and Biological Physics, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Moscow, Russia), [email protected].
In a review of the book by T. Yu. Lomakina and M. G. Sergeyeva "Scientific bases of development of continuous economic education in the system of professional education," published in 2015, a positive assessment of the development by the authors of theoretical and technological-methodological issues of one of the areas of continuing professional education is presented. Significance of the authors' work for the theory and practice of vocational education is indicated.
Key words: economic education; economic competence; scientific-theoretical novelty, practical significance.
References
Lomakina, T. Yu., Sergeyeva, M. G. 2015. Nauchnyye osnovy razvitiya nepreryvnogo ekonomicheskogo obrazovaniya v sisteme professionalnogo obrazovaniya: monografiya. Moskva. (In Russ.). Sergeyeva, M. G. 2015. Kompetentnostnaya model' vypusknika v usloviyakh nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: NOU VPO MIL. (In Russ.).