Научная статья на тему 'Неправовые формы регулирования договора международного факторинга'

Неправовые формы регулирования договора международного факторинга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
330
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКТОРИНГ / INTERNATIONAL FACTORING / LEX MERCATORIA / UNIDRUA / GRIF / НЕПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NONLEGAL REGULATION / УНИДРУА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тымчук Наталья Борисовна

Задачей национального права, касающегося экономических аспектов, является обеспечение определенного способа функционирования общества и регулирование отношений в рамках экономической системы одного конкретного государства. Но из-за того, что национальное право зачастую не может решить проблему по существу из-за отсутствия приспособленности к обеспечению оптимального регулирования договора международного факторинга, предлагается обратиться к неправовому регулированию, рассмотрев возможность применения lex mercatoria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonlegal Regulation of International Factoring

The main purpose of the domestic economic law is to provide society with specific regulations to enable development of the economic system of the particular state. The article deals with the problems of the domestic law to provide efficient regulation of the international factoring due to the lack of legal instruments. Author argues that lex mercatoria could be used instead of implementing inefficient measures.

Текст научной работы на тему «Неправовые формы регулирования договора международного факторинга»

Н.Б. Тымчук

НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА

Задачей национального права, касающегося экономических аспектов, является обеспечение определенного способа функционирования общества и регулирование отношений в рамках экономической системы одного конкретного государства. Но из-за того, что национальное право зачастую не может решить проблему по существу из-за отсутствия приспособленности к обеспечению оптимального регулирования договора международного факторинга, предлагается обратиться к неправовому регулированию, рассмотрев возможность применения lex mercatoria.

Ключевые слова: международный факторинг, lex mercatoria, УНИДРУА, GRIF, неправовое регулирование.

Довольно часто можно услышать сегодня о несостоятельности и национального, и международного механизмов регулирования договора международного факторинга из-за плохой приспособленности к обеспечению оптимального регулирования интернациональных хозяйственных отношений1.

Разгадка кроется в том, что основным, или главным, предназначением национального права является обеспечение определенного способа функционирования общества и регулирование отношений в рамках экономической системы одного конкретного государства. А коллизионное право в свою очередь также не может обеспечить недостающую регламентацию, поскольку по природе своей является отсылочным и лишь указывает на конкретный правопорядок, который необходимо применить для урегулирования спорных вопросов. Применение норм коллизионного права всегда сопряжено с возможностью возникновения коллизии коллизий, например, обратной отсылкой или отсылкой к праву третьего государства,

© Тымчук Н.Б., 2010

а также с таким явлением, как конфликт квалификации, и еще многими сложностями применения коллизионного способа регулирования.

Еще Л.А. Лунц справедливо заметил, что внутригосударственное право не учитывает потребности и особенности международного оборота, а коллизионные отсылки к внутреннему праву разных стран не могут обеспечить надлежащего регулирования внешнеторговых сделок в силу того, что многие такие сделки не знакомы традиционным категориям гражданского права2.

Таким образом, становится понятным, что к неправовому способу решения проблемы регулирования договора международного факторинга, а именно отношений, связанных с финансированием денежного требования под уступку, заставила обратиться недостаточность правового регулирования этих отношений. В связи с этим 31 января 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле.

Члены FCI и IFG3 приняли 20 октября 2004 г. правила GRIF -General Rules for International Factoring - «Правила международной факторинговой деятельности» (далее - Правила 2004 г.), которые относятся к неправовым источникам регулирования договора международного факторинга, поскольку характеризуются неправовой природой происхождения норм.

Говоря о современном регулировании правоотношений, вытекающих из договора международного факторинга да и всего коммерческого оборота, сегодня невозможно не упомянуть lex mercato-ria, иначе картина будет представлена не в полном объеме. Прежде чем продолжать разбираться в неправовом регулировании упомянутых правоотношений, необходимо определить, о чем конкретно идет речь.

История lex mercatoria началась еще в Средние века и в то время подразумевала обычаи и обыкновения в торговом праве, применяемые коммерсантами, вовлеченными в европейскую и восточную торговлю для регулирования их торговых отношений, и существовали в устной форме. С тех пор многое претерпело изменения. И вот уже сегодня налицо различное отношение к lex mercatoria у правоприменителей различных государств: от полного признания, причем в качестве самостоятельного правопорядка, до полного его отрицания. Также нет единого понимания, что представляет из себя lex mercatoria. Вот три основных определения:

- автономный правопорядок, созданный сторонами внешнеэкономических отношений и существующий независимо от национальных правопорядков;

- совокупность норм, достаточных для разрешения международных коммерческих споров, действующих альтернативно по отношению к национальному праву;

- дополнение к применимому национальному праву, которое представляет постепенное объединение обычаев и установившейся практики в международной торговле.

Так, например, Б. Гольцман определяет lex mercatoria как «систему общих принципов и обычноправовых норм, спонтанно сложившихся в рамках международной торговли, существующих независимо от конкретных национальных правовых систем»4. А Д. Якобсон, в свою очередь, утверждает, что «право, регулирующее международные коммерческие сделки - это по существу транснациональная система права, которая выросла из контрактных обыкновений и обычаев, сложившихся в сообществе международных торговцев, банкиров и других лиц, занятых в морской и страховой индустрии, и берет свое начало из обычаев средневековых торговцев»5.

Профессор А. Лоуренфельд же, напротив, считает, что lex mer-catoria является источником, не является самодостаточной системой, регулирующей все аспекты международного коммерческого права, и может лишь служить альтернативой коллизионному регулированию6.

Однозначного подхода в настоящее время нет не только к определению lex mercatoria, но также не выработана и единая позиция по составным элементам этого явления. В качестве составных частей предлагается рассматривать международные договоры, конвенции, типовые законы и модельные кодексы, решения международных организаций и международные торговые обычаи: общие принципы права, обычаи, обыкновения, своды единообразных правил. А также часто делается оговорка о невозможности привести исчерпывающий перечень источников.

Такое объединение вряд ли способно усилить действие неюридических норм, скорее, будет умалять значение норм юридических7.

Принимая во внимание все вышесказанное и то, что Правила 2004 г. содержат механизмы регулирования международного факторингового оборота именно в случаях, когда при помощи норм Конвенции 1988 г. и других международных норм (в частности, Конвенции 2001 г.) урегулировать отношения не удается, тогда можно говорить об особой роли Правил 2004 г., применяемых в целях упорядочения международных коммерческих отношений. Они применяются в качестве дополнительного источника, регулирующего трансграничные (международные) факторинговые контракты постольку, поскольку они регулируются не каким-либо кон-

кретным правопорядком, а условиями, включенными сторонами в контракт, и общепризнанными в международной торговле принципами права, к которым относится и lex mercatoria.

В комментарии к статье о применимом праве для регулирования международных факторинговых (франчайзинговых) отношений в подтверждение возможности использования lex mercatoria закреплено следующее: сторонам рекомендовано применять независимые документы, например Принципы УНИДРУА 1994 г., Принципы европейского права 1994 г. или lex mercatoria.

Для того чтобы было понятнее, для чего необходимо применять не только нормы Конвенции 1988 г., но и нормы Правил 2004 г., обратимся к основным положениям последних.

Ст. 1 Правил 2004 г. содержит определение факторингового контракта, под которым понимает контракт, согласно которому поставщик передает права требования фактору, возможно, с целью получения финансирования, а также для получения одного из видов обслуживания, например таких, как ведение бухгалтерского учета поступающих денежных средств, предъявление к оплате денежных требований или защита от неплатежеспособных должников (п. 1.01).

Если сравнить это определение с прописанным в Конвенции 1988 г., то можно констатировать тот факт, что они практически совпадают за некоторыми исключениями, чего не скажешь об определении круга участвующих субъектов, являющихся договаривающимися сторонами в международном факторинговом контракте. Так, в Правилах 2004 г. выделены четыре вида участвующих субъектов: поставщик (клиент, продавец), должник (покупатель, потребитель), экспорт-фактор и импорт-фактор, а в Конвенции 1988 г. определение круга участвующих субъектов сводится лишь к общим понятиям поставщика, финансового агента и должника.

Согласно ст. 3 п. 3.01, Правила 2004 г. применяются только к денежным требованиям, вытекающим из контрактов купли-продажи на кредитных условиях товаров и/или услуг, осуществленной любым поставщиком, имеющим соглашение с экспорт-фактором, по поводу должников, находящихся на территории того государства, где импорт-фактор обеспечивает факторинговое обслуживание. Данные положения более детализируют сферу применения Правил 2004 г., чем аналогичные положения Конвенции 1988 г., что говорит о направленности Правилами 2004 г. на регулирование конкретного круга отношений.

В Правилах 2004 г. определен официальный язык общения, порядок исчисления сроков, дано детальное понятие зафиксированного, или письменного, способа отражения взаимодействия сторон,

оговорена возможность заключения субъектами трансграничного факторинга соглашений, не совпадающих с положениями рассматриваемых Правил 2004 г., использование их как части Правил 2004 г., а в вопросах, выходящих за пределы регулирования Правил 2004 г., наличие у таких соглашений преобладающей силы действия по сравнению с положениями Правил 2004 г.8 Также в Правилах 2004 г. определен порядок разрешения разногласий между экспорт- и импорт-фактором в связи с осуществлением международных факторинговых операций, вводится собственная система нумерации поставщиков, должников, импорт- и экспорт-факторов для идентификации при необходимости.

Заслуживает внимания положение еще одной статьи Правил 2004 г., которая посвящена доверию и взаимному сотрудничеству, т. е. все права и обязанности выполняются добросовестно согласно п. 11.01, а п. 11.02 определяет, что импорт- и экспорт-факторы действуют, постоянно предпринимая все возможное для получения каких-либо документов или выполнения другой стороной ее обязанностей и/или защиты ее интересов.

В случае нарушения экспорт-фактором любого положения Правил 2004 г. с импорт-фактора снимается обязанность совершения платежа в той степени, в какой указанное нарушение нанесло вред, связанный с кредитным риском, или повлияло на способность приобретения и предъявления к оплате денежных требований (ст. 32, п. 32.01). Также в статье отмечается, что бремя доказывания лежит на импорт-факторе, а в случае осуществления последним необходимого платежа при выявлении нарушений со стороны экспорт-фактора импорт-фактор имеет право на компенсацию осуществленных расходов.

Подводя итог, можно сказать, что появление Правил 2004 г. во многом облегчило регулирование ряда вопросов в рамках договора факторинга, которое из-за отсутствия правовой регламентации ранее было затруднено.

Примечания

1 Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002; Бахтин С.В. Субправо. СПб., 2002. С. 83.

2 Лунц Л.А. Курс международного частного права. Общая часть. М., 1973. С. 25.

3 IGF (International Factors Group) - первая факторинговая ассоциация, объединяющая более 60 компаний из 38 стран мира, созданная еще в 1960 г.

4 Goldman B. The Applicable Law: General Principles of Law - The Lex Mercatoria // Contemporary Problems of International Arbitration. L.: London for Commercial Law Studies, 1986. P. 114.

См.: Jacobson D. New Border Customs. Migration and the Changing Rule of the State. P. 3, UCLAI. Int'l.L.&Foreign Aff. 1998. P. 449.

Lowenfeld A. Lex Mercatoria: An Arbitrator's View // Lex Mercatoria: An Arbitration. N. Y.: Transnational Juris Publications, 1990. P. 50. См.: Луткова О.В. Основные концепции источников международного права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 55.

В какой-то мере такое положение совпадает с нормами Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. (Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 1994. № 14).

5

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.