Научная статья на тему 'Неправительственные организации (НПО): особенности функционирования и развития в РФ'

Неправительственные организации (НПО): особенности функционирования и развития в РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5611
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА / "МЯГКАЯ СИЛА" / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / RUSSIA’S POLICY / “SOFT POWER” / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / PUBLIC DIPLOMACY / CIVIL SOCIETY / FOREIGN AGENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бокерия Светлана Александровна

В статье рассматриваются особенности функционирования и развития в РФ неправительственных участников, исследуется взаимодействие НПО с государством, а также их роль в политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-governmental Organizations (NGOs): Peculiarities of Functioning and Development in the Russian Federation

The article covers specific features and functioning of non-governmental actors in the Russian Federation. It is focused on the interaction of NGOs with the state as well as their role in the political process.

Текст научной работы на тему «Неправительственные организации (НПО): особенности функционирования и развития в РФ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НПО): ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РФ

С.А. Бокерия

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности функционирования и развития в РФ неправительственных участников, исследуется взаимодействие НПО с государством, а также их роль в политическом процессе.

Ключевые слова: неправительственные организации, российская политика, «мягкая сила», публичная дипломатия, гражданское общество, иностранный агент.

В условиях глобализации международных отношений в современном мире все большее значение в политическом процессе РФ приобретают неправительственные организации (НПО).

В глобализирующемся мире возрастает роль невоенных методов и информационных технологий, используемых во внешней политике государствами. Государство сдает свои позиции монополиста в политических процессах. Все больше возрастает роль таких субъектов международных отношений, которые Дж. Розенау относил к «акторам вне суверенитета» — НПО, политические партии и движения, транснациональные корпорации и международные межправительственные организации [21].

Выход на мировой уровень негосударственных международных акторов стал одним из важнейших событий конца XX в. В начале 70-х гг. исследователи Р. Кохэн и Дж. Най написали о том, что политическая система мира изменилась окончательно и бесповоротно. Принципы Вестфаля ушли в небытие, а главенство единственного актора-государства пало [19].

В последнее время почти все страны мира охватил настоящий бум, связанный с появлением огромного количества международных НПО. Анализируя эту тенденцию, эксперты по неправительственным организациям предвещают наступление в ближайшем будущем «revolution associative» — «революции ассоциаций» [20].

Всплеск активности неправительственных участников характерен и для РФ. Этому во многом поспособствовал не только рост международных проблем, но и наработанный опыт организаций, которые прославились своей успешной деятельностью в таких сферах, как защита военнопленных, отмена рабства, разоружение и разминирование, а также добились признания на международной арене. Некоторые из них, к примеру, Международный Комитет Красного Креста, были удостоены Нобелевской премии мира [9].

Деятельности НПО в России присущи следующие тенденции: рост количества самих НПО, а также пропорциональный рост количества людей, вовлеченных в транснациональную систему, всемирный охват деятельности неправительственных акторов, а также их работа во всех сферах, в том числе и безопасности, которая априори считалась государственной нишей. Бесспорен тот факт, что кто владеет информацией, тот владеет миром, а значит, и формирует общественное мнение, навязывая стереотипы и продвигая свои ценности. Довольно примечательно мнение О.В. Зегонова, который говорит о том, что «глобальные СМИ», такие как CNN, BBC, SkyNews и другие, формируя глобальную повестку дня, являются единым актором мировой политики [5].

Проанализировав форматы взаимодействия НПО с государством и международными организациями, можно выделить несколько основных форм: равноправное сотрудничество, делегирование прав на оказание социальных услуг, предоставление ассоциированного статуса при международной организации, получение статуса третьей стороны.

Кроме того, НПО очень легко трансформируются под реалии современной политики. Невозможно четко разделить их на государственные и негосударственные, они довольно успешно создают партнерские союзы с государствами и бизнесом, их функции пересекаются и меняются.

В условиях нескончаемой политической борьбы государств за завоевание позитивного имиджа на мировой арене актуальными стали исследования по индексу использования «мягкой силы». Одно из них проводилось бизнес-школой «Сколково» и Международным агентством с 2005 по 2010 гг. По его результатам Россия по индексу «мягкой силы» занимает лишь десятое место.

На двухдневном совещании руководителей представительств и представителей Россотрудничества за рубежом осенью 2012 г., премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сказал: «Что касается нашей военной силы, мы сами понимаем, что мы не на десятом месте, и это серьезная диспропорция, а в первой тройке». По его словам, по причине настороженного восприятия России в мире серьезно страдает инвестиционный потенциал страны, тормозятся крупные международные проекты. В этой связи власти необходимо наиболее эффективно использовать инструментарий «мягкой силы» для продвижения позитивной репутации России за рубежом [2].

«Наше гуманитарное присутствие в мире не соответствует нашим возможностям, и это мы тоже все легко признаем. По большому счету, сейчас мы восстанавливаем позиции, которые утратили в 90-е годы, и мы существенно усту-

паем серьезным международным игрокам в этой сфере, таким как Франкофония, институты Гете, Сервантеса, Конфуция. Необходимо взять все лучшее, чем они занимаются, на вооружение», — заявил Медведев, выступая на этом совещании [7].

НПО являются неотъемлемой частью формирующегося гражданского общества России. Проблематика становления и развития гражданского общества в Российской Федерации всегда была предметом острых дискуссий в научном сообществе. В этом плане показательны материалы «круглого стола» на тему: «Мягкая сила в глобальной политике: региональное и функциональное измерение», который состоялся 5 июня 2012 г. на факультете гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Основным посылом выступлений в рамках этого мероприятия стала идея о том, что ситуация с укреплением Россией своего влияния в мире и продвижения своих интересов напрямую связана с ясным представлением руководства о том, какие инструменты влияния есть в его распоряжении и как их эффективно использовать на пользу имиджа страны и гражданского общества.

Характерной чертой нынешнего периода развития НПО в РФ является последовательное возрастание их количества, что связано с увеличением назревших проблем в различных сферах жизни РФ и всего мирового сообщества. Причем полномочия и степень влиятельности НПО на мировоззрение гражданского общества дают все основания полагать, что у международных НПО есть шанс стать полноправными субъектами международных отношений.

Автор полагает, что актуальность этой статьи заключается в том, что, во-первых, среди политиков все чаще возникают дискуссии на тему потенциала «мягкой силы», умелое использование которой легко и непритязательно может помочь государству добиться желаемых результатов и создать позитивный имидж на глобальном уровне. Во-вторых, в современном мире методы принуждения в политическом процессе утратили свою былую значимость, что утвердило незыблемость непрямого метода воздействия, который символизирует «мягкая власть». В-третьих, в условиях частых изменений на геополитической карте мира роль публичной дипломатии для успешного позиционирования страны является бесспорной. От того, насколько корректно и правильно государство сегодня выстроит свои взаимоотношения с внешним миром, зависит политическое становление и развитие гражданского общества, его состоятельность и способность принимать верные политические решения завтра [8].

Анализ ряда исследований по проблематике гражданских институтов в России указывает на факт отсутствия в РФ «гражданского общества» в западном понимании этого термина. Уникальность российской ситуации формирования институтов гражданского общества в их тесной связи и зависимости от государства. В то время как на Западе гражданскими объединениями считаются структуры, которые полностью независимы от государства.

В связи с этим вполне оправдана обеспокоенность российского государства по поводу влияния деятельности НПО, спонсируемых иностранными структурами,

и, по сути, использования ими инструментов «мягкой силы», которыми являются НПО, в целях расшатывания политической обстановки в стране.

«Следует четко различать — где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты «мягкой силы». Можно только приветствовать цивилизованную работу гуманитарных и благотворительных неправительственных организаций. В том числе — выступающих активными критиками действующих властей. Однако активность «псевдо-НПО», других структур, преследующих при поддержке извне цели дестабилизации обстановки в тех или иных странах, недопустима», — отметил в статье «Россия и меняющийся мир» Президент России Владимир Путин [14].

Анализируя проблему становления гражданского общества в России, исследователи Ю.М. Почта и Т.В. Оберемко пишут, что «в современной России успех создания гражданского общества иногда напрямую связывается со степенью участия государства в этом процессе. И само государство считает себя несущим основную ответственность за реализацию этой задачи, с подозрением воспринимая те институты гражданского общества, которые были созданы без его участия. В стороне остается индивид, знающий свои права, борющийся за них, вступающий в гражданские ассоциации для защиты этих прав, в том числе и от государства» [13. С. 11].

Один из первых институтов, сформированных в РФ для регламентации деятельности гражданских структур, является Комиссия по правам человека при Президенте РФ, которая была создана в 1993 г. указом Президента РФ Б.Н. Ельцина.

В 2004 г. Комиссия была переименована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Эти изменения были связаны с расширением компетенции Совета, как уникального органа — коллективного советника Президента Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества и защиты прав человека [11]. В состав Совета входят представители гражданского общества, которые являются специалистами в своих сферах деятельности.

Показательно, что в России именно после волны «цветных революций» в Грузии и на Украине с 2004 г. отмечается всплеск деятельности иностранных НПО. В 1,5 раза выросли расходы Агентства США по международному развитию по статье «Содействие развитию открытого общества в России»: с 12,29 млн долларов в 2004 финансовом году до 19,8 млн в 2005-м. В 2004 г. активизировался Национальный фонд поддержки демократии, который финансирует российские НПО. В 2012 г. выделено более 9 млн долл. из бюджета Госдепартамента США на поддержку российских НПО [12]. Это еще раз показывает, что НПО активно спонсируются и поддерживаются Западом.

С 2006 г. создана и действует Общественная палата Российской Федерации, которая является связующим звеном между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления, а также осуществляет общественный контроль за деятельностью властных структур. Общественная палата поддерживает некоммерческие организации России. В результате ее действий были смягче-

ны положения принятого в 2005 г. Закона о некоммерческих организациях. Именно благодаря активному лоббированию интересов НПО со стороны Палаты общественные организации страны получили финансовую поддержку от государства.

В 2011 г. начал свою работу Совет по взаимодействию Общественной палаты РФ с общественными палатами, так называемый «Совет общественных палат России», цель которого — установление эффективных взаимосвязей между общественными советами субъектов РФ и их информационно-методическая поддержка. Таким образом создаются механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при процессе принятия решений.

Последние 10 лет российское государство стало активно заниматься поддержкой и уделять большое внимание развитию НПО, учитывая их огромное влияние на формирование гражданского общества в стране и используя их в качестве инструмента «мягкой силы», без которого невозможно представить себе развитие государства. На заседании Российского общественного совета по международному сотрудничеству Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров отметил: «Сегодня очевидно, что без грамотного использования солидного ресурса „мягкой силы" невозможно эффективно отстаивать интересы государства в мире» [15].

Свидетельством тому является законодательная активность в отношении НПО. В РФ в последнее десятилетие сложился целый кластер законов и программ на федеральном уровне, которые способствовали регламентации деятельности НПО, государственному контролю, а также поддержке развития НПО на основе целевых капиталов (2006), благотворительности и добровольчества (2009), упрощения процедур регистрации и отчетности (2010), поддержки социально направленных НПО (2011) [3].

Один из последних нормативно-правовых актов по регламентации деятельности НПО, вступивших в законную силу в России 20 ноября 2012 г., стал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Данный закон будет способствовать активизации деятельности некоммерческих организаций в привлечении внутреннего финансирования, а также приведет к росту профессионализма в неправительственном секторе. Суть законопроекта в том, чтобы увеличить прозрачность финансовой деятельности тех организаций, которые занимаются политикой на территории России и получают средства из-за рубежа.

Государство имеет полное право знать, чем занимается НПО на его территории. В законе говорится о том, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения [17. ст. 2. п. 6]. Законом также вводится реестр НПО, которые выполняют функцию «иностранного агента» [17. ст. 1. п. 9], а также документы о расходовании денежных средств и использования иного имущества, в том числе, полученных от иностранных источников [17. ст. 32. п. 3].

НПО обязаны раз в полгода публиковать отчеты о своей деятельности в Интернете. Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения, представленные структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации, или предоставляет их средствам массовой информации для опубликования [17. ст. 32. п. 4].

Данный закон не является запретительным в части иностранного финансирования, но, тем не менее, вызвал критику ряда зарубежных стран и ответные меры Запада. В частности, бывший Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила об увеличении финансовой помощи российским НПО, которые борются за демократию в стране [4].

Российская Федерация, как и большинство государств мира, финансирует деятельность некоммерческих организаций прямо и опосредованно. Активизация данного процесса связана с 2006 г., когда начали проводиться специальные конкурсы грантов через НПО-операторов. Кроме того, в федеральных округах и регионах прошел ряд ярмарок и презентаций проектов НПО для представления потенциальным инвесторам.

Эти меры привели к формированию системы некоммерческих организаций (формальных и неформальных). Появились этические кодексы и другие форматы саморегулирования НПО на разных уровнях, созданы механизмы учета гражданского мнения при принятии решений: от общественных палат субъектов Федерации и до аналитических центров.

В 2011 г. впервые стартовала программа по финансированию социально ориентированных НПО. Общий объем финансирования составил 880 млн рублей [3].

В России оформилась целая сеть НПО, задействованных в процессе публичной дипломатии. В этой сфере успешно работают Общественная палата России, Фонд «Русский мир», Российский союз обществ дружбы, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и др.

Такое многообразие общественных организаций способствует интегрированию России в мировое сообщество, если их работа хорошо скоординирована. В этом плане весьма любопытны итоги совместного заседания Общественной палаты и МИДа РФ 12 декабря 2011 г., в ходе которого обсуждались проблемы взаимодействия внешнеполитического ведомства и акторов общественной дипломатии на мировом уровне. Результатом встречи стало решение о создании таких координирующих структур, как Общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии на базе Общественной палаты и Координационный совет по международному молодежному сотрудничеству на базе МИД России. Этот шаг свидетельствует о том, что Общественная палата поставила задачу формирования системы государственной поддержки и управления деятельностью отечественных НПО, задействованных в международной деятельности.

В 2011 г. Общественная палата РФ, которая является посредником между властью и гражданским обществом, стала членом Президиума МАЭСССИ (Меж-

дународной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов), объединяющей организации гражданского общества 67 стран с целью выражения позиций мирового общества. Российские НПО выступили инициаторами подготовки доклада на тему: «Ответ гражданского общества на мировой экономический кризис».

Гражданское общество РФ активно развивается и сотрудничает с различными институтами и структурами. Позитивным примером этому является сотрудничество с Представительством Европейской Комиссии, которое на регулярной основе проводит конкурсы с целью отбора микро-проектов для финансовой поддержки на местном уровне [10].

Внушительная часть россиян не доверяет НПО. Те, кто заявляют о своем доверии, часто перечисляют профсоюзные организации, общества защиты прав потребителей, объединения ветеранов, дачные товарищества или общества инвалидов. К тому же ситуация осложняется тем, что в российском законодательстве отсутствует унифицированное определение НПО. Нельзя четко разграничить это понятие от общественного движения и партии. В российском обществе отношение к НПО неоднозначное во многом потому, что деятельность некоторых НПО носит противоречивый характер.

К примеру, с конца 1980-х гг. ряд гуманитарных программ вел Институт «Открытое общество» Дж. Сороса. Фонд Сороса проводил активную работу по выявлению талантливых ученых, преподавателей, научных сотрудников и студентов, спонсируя их деятельность посредством выдачи грантов и стимулируя тем самым процесс «утечки мозгов». Достаточно подробная отчетность по итогам исследований обеспечивала Фонд ценной информацией, зачастую секретной, об уникальных научных разработках и перспективных направлениях в области науки.

Решение РФ прекратить в стране миссию Агентства США по международному развитию в октябре 2012 г. вылилось в скандал между Россией и Америкой. Причина закрытия представительства организации в том, что иБАГО, оказывая гуманитарную и финансовую помощь России строго в соответствии с внешней политикой США, пыталось повлиять на политические процессы внутри России. По заявлению МИД РФ, агентство не соблюдало российское законодательство, а это обязательное требование для всех организаций, которые осуществляют свою деятельность из-за рубежа или внутри России.

По словам официального представителя МИД России А.К. Лукашевича, «характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность иБАГО в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег. Российское же гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во „внешнем руководстве"» [6].

Далее цепная реакция американской стороны не заставила себя долго ждать. И в ответ на сильный политический удар России по НПО, спонсируемым США и не соблюдающим российское законодательство, в конце января 2013 г. Госдеп США объявил о выходе из российско-американской рабочей группы по гражданскому обществу. Государственный департамент мотивировал свое решение «недавними шагами правительства России по ограничению гражданского общества» [16].

Другое обвинение международных НПО заключается в том, что они являются прикрытием для агентов. Бывший руководитель Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев в одном из своих выступлений отмечал, что именно в этих целях Англия и США использовали международные НПО, а именно Корпус мира и Международный институт республиканцев, в бывших республиках СССР.

Эта миссия была признана руководителями НПО. Например, Ален Вейн-штейн, учредитель организации National Endowment for Democracy, в своем интервью 1991 г. говорил, что большинство их нынешних миссий 25 лет назад осуществляло Центральное разведывательное управление [22].

Ситуация сводится к поговорке о том, что кто платит, тот и заказывает музыку. Финансовый фактор вынуждает НПО поступиться своими принципами и философией и стать на сторону защиты интересов донорских и лоббистских организаций. Но вместе с финансовой зависимостью на деятельность НПО влияет и политический фактор [18].

Поэтому возникает открытый вопрос, а действительно ли международные НПО остались верны своим историческим миссиям? Могут ли они продолжать свою работу без внешнего воздействия? Финансируя деятельность НПО в России, иностранные организации получают дополнительный инструмент влияния на внутриполитическую ситуацию в стране. Тем самым НПО превращаются из учреждений доверия во влиятельные структуры и вызывают опасения со стороны государства, что приводит к необходимости законодательного регулирования и реформирования данного процесса. В связи с этим деятельности НПО в РФ необходимо уделять более пристальное внимание защищая интересы государства от посягательств извне. Показательно, что за последний период времени произошли качественные и количественные позитивные изменения, повлиявшие на развитие общественных институтов в РФ.

Государство пришло к решению, что необходимо укреплять институты национальной «мягкой силы», среди них Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Агентство продвигает имиджевые проекты и развивать сотрудничество с ближним зарубежьем. Тем более, что в арсенале этой организации есть 84 представительства и филиала в 76 странах мира. По итогам совещания в МИДе Россотрудничество получит больше полномочий в деле координации НПО и госструктур в области культуры, образования, науки и молодежных обменов [2].

В Российской Федерации возрастает и количество НПО, получающих консультативный статус при ЭКОСОС ООН. Сейчас их насчитывается уже 20. С каждым годом сектор НПО становится все более динамичным [4].

НПО играют роль акторов публичной дипломатии, оказывая непосредственное влияние на внешнеполитический процесс, являясь посредниками и проводниками интересов гражданского общества. НПО в своей деятельности занимаются различными направлениями: начиная от благотворительности и заканчивая глобальными проектами по поддержанию мира.

Сегодня бесспорен тот факт, что НПО становятся действенными инструментами публичной дипломатии, которые позволяют успешно интегрироваться России в международные отношения и адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации в современном мире, формировать сознание гражданского общества и влиять на внутриполитические процессы.

Автор полагает, что РФ заинтересована в развитии гражданских институтов и НПО, так как именно они в силу своей мобильности быстрее государства предвидят и реагируют на проблемы, возникающие в обществе. Задачи, которые стоят перед российским государством, НПО и гражданским обществом требует усиления в формировании государственной стратегии, прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития неправительственного сектора в РФ. Сектор НПО в России, как и гражданское общество в целом не развит, находясь в стадии формирования. Безусловно, процесс запаздывает и частично хаотичен.

Показателен тот факт, что для защиты национальных интересов РФ все чаще привлекает инструменты и ресурсы «мягкой силы», в частности, НПО.

Механизмы общественной дипломатии дают возможность сформировать позитивную репутацию государства на мировой арене, а НПО, являясь участниками внешне- и внутриполитического процесса, путем публичного взаимодействия с государством и зарубежными общественными институтами помогут не только создать позитивный имидж России и повлиять на общественное мнение за рубежом, но и выстроить эффективный диалог с политической элитой и экспертным сообществом. С этой точки зрения НПО представляют собой уникальный феномен в международной практике и являются потенциальным ресурсом успешного позиционирования государства как внутри страны, так и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бекяшев К.А. Международные неправительственные организации // Энциклопедия юриста // URL: http://eyu.sci-lib.com/article0001178.html.

[2] Власти РФ взялись за работу над имиджевыми ошибками // РИА Новости. — 3.09.2012 // URL: http://ria.ru/politics/20120903/742043861.html.

[3] Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2011 год // URL: http://www.oprf.ru/ files/dok2012/dokladOPRF2011.pdf.

[4] Заявление Клинтон об НКО похоже на саморазоблачение — Яровая // РИА Новости. — 30.06.2012 // URL: http://ria.ru/politics/20120630/688651342.html.

[5] Зегонов О.В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике: Дисс. ... канд. полит наук. — М.: МГИМО(У), 2009.

[6] Лукашевич А.К. Комментарий официального представителя МИД России о прекращении деятельности в Российской Федерации Агентства США по международному развитию (USAID) от 19 сентября 2012 года // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/ E04283AF23C3AAA144257A7E002E5DF0.

[7] Медведев призвал развивать гуманитарное присутствие России в мире // РИА Новости. — 03.09.2012 // URL: http://ria.ru/society/20120903/741836357.html.

[8] Мягкая сила в глобальной политике. Часть I. Региональное измерение. Материалы «круглого стола» сотрудников Российского университета дружбы народов // Вестник РУДН. Серия «Политология». — 2012. — № 4.

[9] Официальный сайт Нобелевской премии мира // URL: http://www.nobelprize.org/ nobel_prizes/peace/laureates.

[10] Официальный сайт Российского совета по международным делам // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=681#top.

[11] Официальный сайт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека // URL: http://www.president-sovet.ru/about.

[12] Платонов В. Неправительственные организации в России // Информационно-аналитический портал «Вопросы безопасности» // URL: http://qsec.ru/node/1644.

[13] Почта Ю.М., Оберемко Т.В. Проблема становления гражданского общества в России // Вестник РУДН. Серия «Политология». — 2011. — № 3.

[14] Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. — 27.02.2012 // URL: http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html.

[15] Пчельников Л. России нужна «мягкая сила» // Российская газета. — 01.11.2012 // URL: http://www.rg.ru/2012/11/01/sila-site.html.

[16] США отказались от диалога с Россией по гражданскому обществу // Взгляд. — 25.01.2013 // URL: http://news.mail.ru/politics/11747324.

[17] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (13 июля 2012 года) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132900.

[18] Howell J., Pearce J. New Roles and Relevance. Development NGOs and the Challenge of Change. — Kumarian Press, 2000.

[19] Keohane R.O., Nye J.S. Transnational Relations and World Politics. — Cambridge (MA): Harvard Univ. Press, 1972.

[20] Lester Salamon M. The Rise of Non-Profit Sector // Foreign Affairs. — 1994. — Vol. 73. — № 4.

[21] Rosenau J. Turbulence in World Politics: a Theory of Change and Continuity. — Harvester Wheasheaf, 1990.

[22] Walsh P.N. Russia Says 'Spies' Work in Foreign NGOs // The Guardian. — May 13, 2005 // URL: http://www.guardian.co.uk/world/2005/may/13/russia.nickpatonwalsh.

REFERENCES

[1] Bekjashev, K.A., Mezhdunarodnye nepravitel'stvennye organizacii [International NonGovernmental Organizations]. Jenciklopedija jurista [The Encyclopedia of a Jurist], Available at: http://eyu.sci-lib.com/article0001178.html.

[2] Vlasti RF vzjalis' za rabotu nad imidzhevymi oshibkami [The Athorities of the Russian Federation Started to Fix Image Mistakes]. RIA Novosti [RIA News], 3.09.2012, Available at: http://ria. ru/politics/20120903/742043861. html

[3] Doklad o sostojanii grazhdanskogo obshhestva v RF za 2011 god [The Report on Condition of Civil Society in Russia in 2011], Available at: http://www.oprf.ru/files/dok2012/doklad OPRF2011.pdf.

[4] Zajavlenie Klinton ob NKO pohozhe na samorazoblachenie — Jarovaja [The Statement of Clinton on NGOs looks like Self-exposure — Jarovaja]. RIA Novosti [Ria News], 30.06.2012, Available net: http://ria.ru/politics/20120630/688651342.html.

[5] Zegonov, O.V., Rol' «global'nyh» SMI v mirovoj politike. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kand. polit nauk. [The Role of the Global Mass-Media in the World Politics. The Text of the Dissertation], Mosow, MGIMO (U), 2009.

[6] Lukashevich, A.K., Kommentarij oficial'nogo predstavitelja MID Rossii o prekrashhenii de-jatel'nosti v Rossijskoj Federacii Agentstva SShA po mezhdunarodnomu razvitiju (USAID) ot 19 sentjabrja 2012 goda [The Commentaries of the Official Representative of the Ministry of Foreign Affairs of Russia on the Finishing of Activities of the USAID from 19 October 2012], Available at: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/E04283AF23C3AAA144257A 7E002E5DF0.

[7] Medvedev prizval razvivat' gumanitarnoe prisutstvie Rossii v mire [Medvedev Has Appealed to Develop Humanitarian Presence of Russia in the World]. RIA Novosti [RIA News], 03.09.2012, Available at: URL: http://ria.ru/society/20120903/741836357.html.

[8] Mjagkaja sila v global'noj politike. Chast' I. Regional'noe izmerenie. Materialy «kruglogo stola» sotrudnikov Rossijskogo universiteta druzhby narodov [Soft Power in World Politics. Part I. Regional Dimension. The Works of the Round Table]. VestnikRUDN, Serija: Polito-logija [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia: Political Science], 2012, no. 4.

[9] Oficial'nyj sajt Nobelevskoj premii mira [The Official Site of Nobel Prize], Available at: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/peace/laureates.

[10] Oficial'nyj sajt Rossijskogo soveta po mezhdunarodnym delam [The Official Site of the Russian Council on International Affairs], Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=681#top.

[11] Oficial'nyj sajt Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiju grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka [The Official Site of the Council on Development of Civil Society and Human Rights under the President of the Russian Federation], Available at: http://www.president-sovet.ru/about.

[12] Platonov, V., Nepravitel'stvennye organizacii v Rossii [NGOs in Russia]. Informacionno-analiticheskij portal «Voprosy bezopasnosti» [Informational Analytical Portal "The Questions of Security"], Available at: http://qsec.ru/node/1644.

[13] Pochta, Ju. M., Oberemko, T.V., Problema stanovlenija grazhdanskogo obshhestva v Rossii [The Problem of Formation of Civil Society in Russia]. Vestnik RUDN, Serija: Politologija [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia: Political Science, 2011, no. 3.

[14] Putin, V.V., Rossija i menjajushhijsja mir [Russia and the Changing World]. Moskovskie novosti [Moscow News], 27.02.2012, Available at: http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Pchel'nikov, L., Rossii nuzhna «mjagkaja sila» [Russia Needs Soft Power]. Rossijskaja gazeta [Rossijskaya Newspaper], 01.11.2012, Available at: http://www.rg.ru/2012/11/01/sila-site.html.

[16] SShA otkazalis' ot dialoga s Rossiej po grazhdanskomu obshhestvu [The USA Rejected the Dialogue with Russia on Civil Society]. Vzgljad [The Outlook], 25.01.2013, Available at: http://news.mail.ru/politics/11747324.

[17] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti regulirovanija dejatel'nosti nekommercheskih organizacij, vypolnjajushhih funkcii inostrannogo agenta» (13 ijulja 2012 goda) // URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132900.

[18] Howell, J., Pearce, J., New Roles and Relevance. Development NGOs and the Challenge of Change. Kumarian Press, 2000.

BeernHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2013, № 2

[19] Keohane, R.O., Nye, J.S., Transnational Relations and World Politics. Cambridge (MA), Harvard Univ. Press, 1972.

[20] Lester Salamon, M., The Rise of Non-Profit Sector. Foreign Affairs, 1994, vol. 73, no. 4.

[21] Rosenau, J., Turbulence in World Politics: a Theory of Change and Continuity. Harvester Wheasheaf, 1990.

[22] Walsh, P.N., Russia Says 'Spies' Work in Foreign NGOs. The Guardian, May 13, 2005, Available at: http://www.guardian.co.uk/world/2005/may/13/russia.nickpatonwalsh.

NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (NGOS): PECULIARITIES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Bokeriya

The Department of Theory and History of International Relations People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article covers specific features and functioning of non-governmental actors in the Russian Federation. It is focused on the interaction of NGOs with the state as well as their role in the political process.

Key words: non-governmental organizations, Russia's policy, "soft power", public diplomacy, civil society, foreign agent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.