Научная статья на тему '«Непознанный мир веры»: формирование литературы Нового типа'

«Непознанный мир веры»: формирование литературы Нового типа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
225
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ КНИГА / ВНЕЛИТЕРАТУРНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ПОЭТИКА / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / POPULAR SCIENCE BOOK / EXTRALITERARY FUNCTION OF TEXT / POETICS / MEDIEVAL LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойко Светлана Сергеевна

Статья посвящена анализу одного из ранних образцов литературы, сложившейся к началу XXI в., которая характеризуется развитием сложносоставных жанров, нейтрализацией таких оппозиций, как наличие/отсутствие внелитературной функции, «фикшн»/«нон-фикшн», авторского/не-авторского текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Unknown World of Faith”: The Formation of a New Type of Literature

This article deals with the analysis of one of the earliest examples of literature at the beginning of 21th century, which is characterized by the development of complex composite genres, with neutralization such opposition as the presence / absence of extraliterary function, “fiction” / “non-fiction”, author’s / nonauthor’s text.

Текст научной работы на тему ««Непознанный мир веры»: формирование литературы Нового типа»

Новый филологический вестник. 2014. №3(30).

--нёШ^ф^ЕЗ^

С.С. Бойко (Москва)

«НЕПОЗНАННЫЙ МИР ВЕРЫ»:

формирование литературы нового типа

Статья посвящена анализу одного из ранних образцов литературы, сложившейся к началу XXI в., которая характеризуется развитием сложносоставных жанров, нейтрализацией таких оппозиций, как наличие/отсутствие внелитератур-ной функции, «фикшн»/«нон-фикшн», авторского/не-авторского текста.

Ключевые слова: научно-популярная книга; внелитературная функция произведений; поэтика; средневековая литература.

Книга последних лет приобретает свойства, нехарактерные для литературы Нового времени, но известные филологам по литературе средневековой. Так, в новейшее время составляются жития святых - новомуче-ников и исповедников российских, жизнеописания старцев и других не канонизированных до поры подвижников, - в жанровом отношении устроенные по-разному. В них рассказано о подвигах веры и одновременно - о той эпохе - нашей, - в которую подвиги совершены. В жизнеописание входят воспоминания и письма разных лиц (с сохранением особенностей их речи), исторические справки, документы, собственные произведения подвижника (и лирика - и акафисты), фрагменты житий чтимых им святых. Соединение столь разнородных элементов может быть ориентировано на традиционные приемы житийной литературы, как то: жизнеописание, наставления преподобного, рассказы современников и потомков о случаях его небесного предстательства1. Книга может потребовать и более сложного построения, с опорой на структуру смысла описанных событий2.

Значительное разнообразие жанровых подвидов предопределено разнообразием материала и задач, которые ставит перед собою автор и/или составитель.

Выделяется задача сообщить читателю актуальные и полезные сведения, поставить в известность о важных для духовного развития обстоятельствах, ориентировать в них. Подобная установка, наряду с иными чертами, резко отличает новейшую книгу от связанной с литературной системой Нового времени либо с принципами постмодернизма. В новейшей книге оппозиция наличия/отсутствия внелитературных задач снята: они имеются либо нет, носят разный характер, соотносятся с «литературностью» книги в любых пропорциях.

Формы свидетельства, просвещения, «инструкции»3 обогатили репертуар жанрообразующих элементов в художественных произведениях протоиерея Ярослава (Шилова), протоиерея Александра (Торика), протоиерея Николая (Агафонова), Юлии Вознесенской, Олеси Николаевой, Тимура Кибирова, Нины Павловой, Алексея Арцыбушева, многих других авторов.

Тенденция эта была развита уже к началу 2000-х гг. Особым ее проявлением стала книга «Непознанный мир веры»4, которая начиная с 2002 г.

выдержала ряд переизданий (с 2010 г. выходит новое, переработанное и расширенное издание, но здесь нас интересует этап дебюта; далее текст цитируется по изданию 2007 г. с указанием страницы в скобках).

Книга представляет собою сборник: «Это своеобразная "мозаика", состоящая из рассказов об удивительных фактах из истории и современной жизни христианства, а также рассказов о знаменитых людях, обретших веру в Бога»5. Рассмотрим ее содержание, композицию, особенности жанра и авторства.

По содержанию «Непознанный мир веры» обнаруживает свойства научно-популярной книги. В предисловии «От издателя» отмечено, что предполагаемый адресат может в любой мере испытывать сомнения, но необходимо относиться к ним добросовестно: «Она предназначена не только для верующих православных христиан, но и для тех, кто еще не обрел веру в Бога или пребывает в сомнениях, но искренне и честно хочет разобраться в величайшем вопросе, встающем в жизни каждого человека, - вопросе о бытии Бога и отношениях между Богом и человеком» (с. 4). Фактический материал призван помочь читателю в решении этой задачи.

Первый раздел - «Есть ли чудеса в современном мире?» - содержит рассказы о фактах известных и поддающихся проверке (как схождение Благодатного огня); второй - «Жизнь, смерть и воскресение» - открывает история Туринской Плащаницы. Третий и четвертый - «Кто такие святые?» и «Церковь и Россия» - включают список епископов, умученных большевиками в годы гонений, эпизоды житий подвижников XX в.: Ила-риона (Троицкого), Философа Орнатского, Силуана Афонского - и другие события из жизни Церкви в России на протяжении столетия.

Герои главы «Из жизни знаменитых людей» знакомы читателю: это А. Суворов, А. Пушкин, К. Рылеев, Н. Пирогов, И. Павлов, Н. и С. Вавиловы, Г. Жуков... (в новом издании книгу дополняют рассказы о наших современниках). Раздел шестой - «Вторая книга откровения» - посвящен природе, а заключительный - «Путь к Богу» - примерам богомыслия.

В композиции преобладают смысловые и тематические связи. Например, житие солдата, Иоанна Русского (XVIII в.) предшествует рассказу о стойкости пограничника Евгения Родионова, погибшего в Чечне, а затем дан отрывок про то, как прп. Димитрий Прилуцкий был извещен о кончине Димитрия Донского.

Книгу можно читать или просматривать с любого места. Каждый фрагмент обладает законченностью, имеет собственный заголовок. Так, приведен ряд известных стихотворений: «Молитва» М. Лермонтова, «Наш век» Ф. Тютчева, «Не тем, Господь, могуч, непостижим...» А. Фета, «Закат» И. Бунина, «Потомки Каина» Н. Гумилева - и безвестное стихотворение «Письмо к Богу», найденное в шинели русского солдата, погибшего в Великую Отечественную войну (с. 342-343). Знакомое или нет, произведение осмысливается и само по себе, и в контексте. «Наш век» Ф. Тютчева следует за наставлением праведного Иоанна Кронштадского о вреде неискренней, формальной молитвы - и предшествует Духовному слову

преподобного Серафима Вырицкого о вездесущности и непостижимости Божией. Созвучное им, стихотворение помогает вникнуть в непривычные смыслы, дополняя их портретом персонажа - лирического героя, который сам себя лишил их постижения.

Ряд историй отличается лаконизмом и парадоксальностью - вплоть до поэтики анекдота, например:

«На одном из официальных государственных приемов в конце пятидесятых годов к известному хирургу, профессору, лауреату Сталинской премии архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), прошедшему сталинские лагеря и войну, подошел один из членов советского правительства. Он насмешливо сказал владыке: "Вот недавно советские спутники летали в космос, а Бога там не обнаружили. Как вы это объясните?"

- Будучи хирургом, - отвечал архиепископ, - я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не обнаружил» (с. 162).

Принципу законченности отдельного фрагмента подчинены также избранные афористичные высказывания ученых: И. Ньютона, М. Ломоносова, Л. Пастера, М. Планка, А. Эйнштейна, Н. Бора; писателей: И.-В. Гете, А. Герцена, Ф. Достоевского; святых угодников: Силуана Афонского, Ни-кодима Святогорца...

Назначение этого приема, прежде всего, утилитарное: читатель не связан композицией и любую мысль может обдумать отдельно. Объединение фрагментов в разделы дает возможность сопрягать их смысл.

В отношении авторства наблюдается широкий спектр подходов, известных филологам из истории. По отношению к сборнику в целом автор не указан (копирайт принадлежит Сретенскому монастырю). С другой стороны, представлены общеизвестные авторы, со знаменитыми литературными произведениями (как «Молитва» Лермонтова). Много фрагментов из творений духовных лиц: иеромонаха Серафима (Роуза), митрополита Вениамина (Федченкова), схиархимандрита Софрония (Сахарова) - и других свидетелей XX в.: Бориса Ширяева, Марии Георгиевны Жуковой. Собеседование между секулярной и духовной мыслью представлено, в частности, диалогом Пушкина и свт. Филарета (с. 217-219): стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...», - на которое святитель отвечал: «Не напрасно, не случайно / Жизнь от Бога мне дана...», - а Пушкин подытожил: «Твоим огнем душа согрета / Отвергла мрак земных сует...»

Приводя письма-свидетельства наших современников о различных событиях их жизни, авторов указывают или нет в зависимости от требований конфиденциальности (не указывают, например, в рассказах об исцелении родственников от наркомании).

В большом количестве примеров прослеживается отношение к авторству, типологически схожее со средневековым: «Автор в гораздо меньшей степени, чем в новое время, озабочен внесением своей индивидуальности в произведение. Каждый жанр имеет свой <...> образ автора, писате-

ля, "исполнителя". Один образ автора - в проповеди, другой - в житиях святых <...> третий - в летописи, иной - в исторической повести и т.д.»6.

Например, автор может не быть указан при пересказе исторических сведений. Таков рассказ «Колонна глупости» о том, как Диоклетиан повелел воздвигнуть столбы с надписью: «Название "христианин" навсегда уничтожено», - а до Миланского эдикта оставалось около 10 лет.

Прием как бы не-авторского текста глубоко обоснован. Речь ведется о явлениях, которые несопоставимо более значимы, чем любая форма их описания. В открывающих «Непознанный мир...» рассказах о схождении Благодатного огня, чудесном явлении облаков на Преображение на горе Фавор - автор не указан. Так поданы и рассказы о событиях, известных в среде христиан: о чуде Евхаристии в г. Ланчано (VIII в.), о судьбе Монреальской Иверской иконы Божией Матери и ее хранителя православного испанца Иосифа Муньоса (конец XX в.) и другие.

В отдельных случаях, получив хождение, текст обретает свойства фольклорного произведения. Так, со времен кампаний антирелигиозной пропаганды в Церкви в небольших разночтениях бытует анекдот-загадка:

«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина - десяти метров, скорость течения - 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, - деревянный?» (с. 278).

О жанровом разнообразии можно судить уже по приведенным примерам: от богословских текстов и пастырских назиданий до исторических анекдотов, справок, мемуаров, частных писем.

В «Непознанном мире веры» присутствуют и рассказы-новеллы, сообразные формам литературы Нового времени. Таков рассказ о. Тихона (Шевкунова) «Духовный отец» о епископе Василии (до пострига - Владимире) Родзянко, эмигранте 1-й волны (внуке М. Родзянко). В один из его приездов в Россию, в 1995 г., по дороге в затерянную деревню застали на шоссе аварию: молодой человек плакал над мертвым отцом. Владыка предлагает совершить молитвы, и сын подтверждает, что погибший был православным и у него даже был духовник:

«Готовясь к панихиде, владыка, не удержавшись, спросил:

- Удивительно: как же так - не бывал в церкви, но имел духовника?

- Он много лет каждый день слушал религиозные передачи из Лондона. Их вел какой-то отец Владимир Родзянко. Этого-то батюшку Владимира Родзянко папа и считал своим духовником, хотя, конечно, никогда в жизни его не видел.

Владыка опустился на колени перед своим умершим духовным сыном, с которым Господь судил ему встретиться впервые» (с. 236).

Это история о промыслительном совпадении. Позже, в своей книге

«Несвятые святые», о. Тихон включит ее в рассказ «Преосвященнейший послушник», несущий жанровые признаки жития: описывается жизнь владыки Василия, ставшая подвигом веры. В составе большого рассказа новелла о панихиде на шоссе поясняет смысл заголовка: владыка Василий оказался в костромских лесах как раз за послушание - пообещав ранее быть в послушании у любого встречного (если дело ему по силам и не противоречит Евангелию). Герой выполняет это условие, что придает нескольким историям элементы парадокса, авантюры, сказки.

Итак, «Непознанный мир веры» несет черты древнерусской литературы, возродившиеся в книге последних десятилетий. Это проявляется в позиции автора, который «не озабочен внесением своей индивидуальности в произведение» (Д. Лихачев), но, напротив, сосредоточен на сверхличном смысле сюжета. Проявляется это и в литературной актуализации древних жанров (жития, проповеди), и в содержании, включающем жития, поучения, рассказы, - как в прологе.

В то же время «Непознанный мир веры» непротиворечиво соединяет в себе черты, известные по средневековой книге, с чертами художественной литературы Нового и новейшего времени.

Это свобода жанрообразования, приводящая к разнообразию форм и всевозможных сочетаний их элементов. (Ср.: «<... > книжники очень часто ставят в заглавие произведения одновременно по два жанровых определения, а иногда и больше: "Сказание и беседа премудра. ./'<...> "Житие и деяние и хождение <...>'<...> Соединение нескольких жанровых определений <... > является иногда результатом того, что древнерусские произведения действительно соединяли в себе несколько жанров»)7.

Это композиционные решения, напоминающие о построении тех же древних жанров, предполагавшем объединение разнородных фрагментов на основе смысловой дополнительности.

Это принцип свидетельства. В древнерусской литературе - «Подавляющее большинство повествовательных текстов отмечено априорной достоверностью, особой установкой, которую можно было бы назвать ожиданием правдивого рассказа»8. Установка на правдивый рассказ ныне возрождена. Притом она совпадает с особенностями литературных произведений, например, оттепельной поры, в которых авторы стремились сообщить правду в противовес лживой пропаганде (как «лагерная» или «военная» проза).

Распространено мнение о якобы существующем конфликте прикладного и художественного начал, но справедливость этого мнения требует перепроверки в каждом конкретном случае (так, 'прикладная' детская книга XX в. дает яркие примеры убедительных художественных решений). В действительности сочетание «звуков сладких» (А. Пушкин) и вне-литературного задания было широко распространено в литературе Нового времени (примеры бесчисленны), - но важную роль играло само противопоставление литературных и внелитературных задач.

Снятие характерных для книги Нового времени оппозиций - таких как

Новый филологический вестник 2014. №3(30).

--HSS^f^SS^

утилитарное или нет, авторское или неавторское и других - открыло перспективные направления в развитии литературы.

1 Служитель Божий. Жизнеописание старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова. М., 2011; Филимонов В.П. Житие, подвиги и чудотворения преподобного Серафима Вырицкого. СПб., 2013.

Sluzhitel' Bozliiy. Zhizneopisanie startsa mitrofornogo protoiereya Nikolaya Gur'yanova. Moscow, 2011; Filimonov VP. Zliitie, podvigi i chudotvoreniya prepodobnogo Scrafima Vyritskogo. Saint-Petersburg, 2013.

2 Павлова H. Пасха Красная: О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года. М„ 2011.

Pavlova N. Paskha Krasnaya: О trekli Optinskikh novomuchenikakli, ubiennykh na Paskhu 1993 goda. Moscow, 2011.

3 Бойко С.С. Для бессмертных: инструкции//Вопросы литературы. 2014. № 5. С. 1-28.

Bovko S.S. Dlya bessmertnykh: instruktsii // Voprosy literatury. 2014. № 5. P. 1-28.

4 Непознанный мир веры. M., 2007.

Nepoznannyy mirvery. Moscow, 2007.

5 «Непознанный мир веры» [От издателя] // Православный информационный интернет-портал Православие.ру. 10 июля 2010 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/ sm/38498.htm (дата обращения 10.10.2014).

«Nepoznannyy inir very» [Ot izdatelya] // Pravoslavnyy infonnatsionnyy internet-portal Pravoslavie.ru. 10 iyulya 2010 g. URL: http://www.pravoslavie.ru/sin/38498.htm (accessed: 10.10.2014).

6Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 69.

Likhachev D.S. Poetika drevnerasskoy literatury. 3rd edition. Moscow, 1979. P. 69.

7 Там же. С. 57-58.

Ibid. P. 57-58.

8 KapaeauiKim A.B. Литературный обычай Древней Руси (XVT-XVT вв.). М„ 2011. С. 19.

Karavashkin A.V. Literaturnyy obychay Drevney Rusi (XVI-XVI w.). Moscow, 2011. P. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.